кадров), которые проявляются в чрезмерной текучести кадров, низкой отдачи и т.д., необходимо не только ограничиваться частными изменениями в области управления персонала, но и изменять общую парадигму управления. И именно формирование грамотной стратегии управления персоналом способно не только решить обозначенные задачи, но сделать предприятие более успешным и конкурентоспособным.
Литература
1. Акофф РЛ. Планирование будущей корпорации - М.:Сирин,2002.-256 с.
2. Сорокина Г.П., Чулкова 0.0. Развитие человеческого капитала как фактор конкурентоспособности предприятия. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2011. № 1. С. 280-286.
3. Сорокина Г.П., Сотников А.С., Захаров А.В. Проблемы оценки конкурентоспособности продукции автомобилестроения. Известия Московского государственного технического университета МАМИ. 2010. № 2. С. 214-219.
4. Фаэй Лайм, Рэнделл Роберт. Курс MB А по стратегическому менеджменту. -М.: «Альпина Бизнес Букс», 2004.- 608 с.
5. Хэмел Г., Прахалад К., Томас Г. Стратегическая гибкость - СПб: «Питер», 2005. -381 с.
Влияние современного состояния отечественного тракторостроения на машинно-технологическую обеспеченность сельского хозяйства
д.т.н. проф. Ильин С.Н., к.э.н. доц. Аленина Е.Э., Фазлулина М.Э.
Университет машиностроения 8(495)223-05-23
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы современного состояния отечественного тракторостроения, оцениваются его перспективы.
Ключевые слова: национальная экономика, тракторостроение, производственные цепочки, сельское хозяйство
Трудно переоценить значение тракторостроения для конкурентоспособности национальной промышленности и экономики в целом. Обеспечивая оборудованием ключевые отрасли, в частности сельское хозяйство, тракторное машиностроение помогает решать вопросы продовольственной безопасности.
Тракторные заводы являются крупнейшими потребителями продукции других отраслей: в производственной цепочке задействованы металлургическая, электротехническая, нефтехимическая, текстильная промышленность, что создает дополнительные рабочие места (в том числе на предприятиях по сбыту, техническому обслуживанию и ремонту тракторной техники) и стимулирует развитие смежных отраслей национального хозяйства, а также фундаментальной и прикладной науки.
600
2005 2006 2007 2008 2009 201 0 Рисунок 1 - Наличие тракторной техники, тыс. штук Однако современное состояние отечественного тракторостроения не отвечает целям и
задачам повышения долгосрочной конкурентоспособности экономики и занятия устойчивых позиций на мировых рынках агротехнической продукции. Наблюдается снижение доли техники российского производства в общей структуре рынка. На сегодняшний день она составляет около 40% для растениеводства, а для животноводства - менее 20%.
Оживление инвестиционной и инновационной деятельности в области АПК в последние годы активизировало положительные тенденции и в связанных с ним отраслях машиностроения. При этом ожидается, что к 2020 году почти на две трети спрос удовлетворят отечественные производители (согласно проекту госпрограммы развития российского сельхозмашиностроения). Но улучшения пока не столь значительны и недостаточны для серьёзных перемен. Несмотря на меры государственной поддержки отечественной техники (таможенно-тарифного регулирования ввоза импортных машин, системы кредитования сельхозпроизводителей), ряд специалистов скептически относится к возможности создать что-то равное или тем более превосходящие импортные модели.
Ц1 000 -
40 000 |
35 000 -
30 000 -
25 000 -
20 000 -
5 000 -
10 000
5 000
0 -
2005
2006
2007
2008
2009
2010
Приобретено новых тракторов за год, штук Списано по износу тракторов за год, штук
Рисунок 2 - Соотношение показателей ликвидации и обновления тракторов
Как известно, решающим фактором в повышении эффективности сельскохозяйственного производства является его оснащенность прогрессивными техническими средствами. Тем временем, данные федеральной службы государственной статистики говорят о снижении количества техники, занятой в сельском хозяйстве.
Соотношение приобретённых и списанных тракторов также отражает неудовлетворительное состояние российского агропромышленного комплекса. Коэффициенты ликвидации сельскохозяйственной техники (списано по износу в % к наличию на начало года) в течение последних 5 лет в среднем в 2,5 раза превышают коэффициенты обновления транспортного парка АПК (^иобретено новой техники в % к наличию на конец года).
Отрицательным фактом является и то, что на фоне снижения показателей обеспеченности сельскохозяйственных организаций тракторами (в 2005 году на 1000 га пашни приходилось 6 тракторов, в 2010 - всего 4 штуки) происходит уменьшение общей энергонасыщенности тракторного парка.
60 50 40 30 20 10 0
Рисунок 3 - Суммарная номинальная мощность двигателей тракторов
Снижение показателей по наличию техники и энергетическим мощностям в сельскохо-
-- 49 46.2
(2,1} "" 39,2 37,3
1 1 ...
2005 2006 2007 2008 2009 2010
зяйственных организациях обусловлено кризисными явлениями в основных отраслях. Формирование и развитие конкурентоспособности продукции тракторного машиностроения, повышение ее доли на рынке затруднено в условиях нестабильной экономической ситуации.
Последствием затяжного кризиса отечественного тракторостроения стало отсутствие качественной техники и современных технологий. То, что сельхозпроизводители сегодня не могут в полной мере использовать передовые агротехнологии на базе отечественных машин, ведёт к значительным потерям зерновых культур и усилению импортозависимости.
Для оснащения предприятий агропромышленного комплекса современными технологиями производства, хранения и первичной переработки продукции необходимо восстановление общей экономической ситуации и реализация масштабных проектов.
Формирование потребительных свойств тракторов должно начинаться на самых ранних этапах жизненного цикла и осуществляться на основе изучения требований потенциальных потребителей в существующих рыночных сегментах.
Представители каждого сегмента, обладая различными потребностями и возможностями, руководствуются определёнными критериями при подборе машин и технологий. Можно выделить три основные группы потребителей сельскохозяйственной техники в России:
• крупные агрохолдинги (около 200 коммерческих компаний со средней площадью земель примерно 22 000 га на агрохолдинг) предпочитают высокопроизводительную эффективную технику, новейшие технологии; представители этого сегмента требовательны к качеству продукта и уровню сервисного обслуживания.
• средние хозяйства (химерно 47 000 коллективных и частных предприятий, площадь земель - от 3 000 га до 8 800 га) воспринимают качество и сервис как гарантию безостановочной работы техники, цена и полная стоимость владения - значимый фактор при покупке.
• мелкие фермерские хозяйства (250 000 хозяйств, средняя площадь - около 100 га) отдают предпочтение универсальной технике, приспособленной для решения комплекса задач, готовы закупать подержанную технику, так как решающим фактором для них является цена.
Позиции российской техники в этих сегментах различны. Активность зарубежных фирм влияет на положение заводов, выпускающих отечественные модели.
В крупных агрохолдингах высока доля импортной техники, что из-за больших объёмов закупок в этом сегменте представляет опасность для российских производителей.
Интерес к импортной технике частных предприятий из второй группы также возрастает, в основном за счёт её большей эффективности и производительности. Соответственно зарубежные производители машин, в свою очередь, увеличивают активность в этом сегменте.
Благодаря сравнительно низкой цене, государственной поддержке, а также простоте в обслуживании и ремонте, сохраняется приверженность отечественным тракторам у мелких фермерских хозяйств. Однако здесь присутствует угроза со стороны китайской техники в сегменте лёгких тракторов.
Выводы
Важным фактором, влияющим на долю рынка национальной тракторной техники, является неравномерность распределения ресурсов в этих сегментах. Платёжеспособные аграрии предпочитают импорт. Российские производители агротехники сохраняют свою долю рынка благодаря низким ценам на свою продукцию. При росте платежеспособности хозяйств российские предприятия будут уступать свои позиции иностранным производителям. Причина этому в недостаточно высоком качестве и отставании российских тракторов по большинству потребительных свойств. Поэтому восстановление российского тракторного машиностроения, обновление транспортного парка АПК и сокращение импорта являются приоритетными на сегодняшний день задачами.
Литература
1. Обеспеченность тракторами и комбайнами сельскохозяйственных организаций Российской Федерации в 2010 году. РОССТАТ, М-2011.
2. Наличие техники, энергетических мощностей в сельскохозяйственных организациях Российской Федерации в 2010 году РОССТАТ, М-2011.
3. Стратегия машинно-тежологической модернизации сельского хозяйства России на период до 2020 года, М.: 2008.
4. Власть и сельхозтехника: программы - хорошо, а реальная работа - лучше. // Крестьянские ведомости. 10/ 2011
5. Фазлулина Н.Э. Применение технологии бенч-маркетинга для повышения конкурентоспособности продукции тракторного машиностроения // Известия МГТУ № 1 (11) - 2011
6. Аленина Е.Э., Фазлулина М.Э. Конкурентоспособность техники - залог успеха производителя // Журнал АОС-теташка, № 1, 2011
Модель трансформации нематериальных ценностей в показатели конкурентоспособности
к.э.н. доц. Сорокина Г.П., к.э.н. доц. Захаров А.В., Громова А А.
Университет машиностроения (495) 644-16-73 [email protected]
Аннотация. В статье рассмотрены нематериальные ценности организации -маркетинговый, человеческий и инновационный капиталы компании - и их трансформацию в показатели конкурентоспособности с получением определенных, однозначно оцениваемых эффектов.
Ключевые слова: конкурентоспособность, нематериальные ценности, маркетинговый капитал, человеческий капитал, инновационный капитал Современный этап развития мировой экономической системы характеризуется интеллектуализацией производства, переходом к непрерывному инновационному процессу в большинстве отраслей и непрерывному образованию в большинстве профессий. На долю технологий, изделий и оборудования, полученных с использованием новейших знаний и технологических решений, в развитых странах приходится от 75 до 85% прироста ВВП. Поэтому реализация существующих потенциалов в рамках модернизации российской экономики будет связана не только с изменением приоритетов отраслевого развития, но и с сопутствующей этому трансформацией систем управления.
Это подчеркивает необходимость разработки национальной инвестиционной стратегии, которая обратила бы экспортные доходы государства и сырьевых компаний на обновление и развитие технологического, институционального и инфраструктурного каркаса страны. Следовательно, реализация российского экономического потенциала должна проводиться комплексно и с учетом взаимосвязей основных групп экономических субъектов.
Для эффективной реализации потенциалов необходимо учитывать и тот факт, что на современном этапе наиболее передовые фирмы осуществляют свои стратегические планы, основываясь на так называемой «ресурсной концепции фирмы», следствием чего являются стратегические инновации и сетевые формы организаций. При таком подходе основной целью становится не подавление любой ценой соперника в рыночной конкуренции, а создание собственных трудно копируемых другими фирмами организационных компетенций как залога лидерства в бизнесе. Следовательно, фокус управленческого внимания все больше смещается в сторону эффективного использования внутренних ресурсов с акцентом на нематериальные, формирующие потенциал самой фирмы, и опосредовано - соответствующей отрасли.
Маркетинговый, человеческий и инновационный капитал оказывают разностороннее воздействие на конкурентоспособность компаний в условиях рынка. Неосязаемые ценности используются в бизнес-^оцессах компаний, и в результате фирма получает определенные, однозначно оцениваемые эффекты. Основных групп эффектов четыре.