Марченков Г.А. аспирант ИПР РАН martschenkow@mail.ru
СОСТОЯНИЕ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ В ТРАКТОРНОМ МАШИНОСТРОЕНИИ: ПРОБЛЕМЫ ИМПОРТОЗАМЕЩЕНИЯ
Ключевые слова: импортозамещение, тракторостроение, сельскохозяйственное машиностроение, отрасль, материально-технического обеспечение, машинно-тракторная станция, транспорт.
Важнейшей подотраслью машиностроения является тракторное машиностроение. Тракторостроение России -наукоемкая отрасль со множеством этапов-переделов, на каждом из которых образуется добавленная стоимость. В производстве тракторов задействовано много смежных отраслей - металлургия, химическая, нефтехимическая, шинная. Использование этих недорогих, экономичных, неприхотливых самоходных машин широчайшее - для прокладки дорог, для погрузки, для перевозок, в технологических операциях по возделыванию сельскохозяйственной продукции. Тракторы используется в дорожном строительстве, лесной отрасли, коммунальном хозяйстве. Трактор является символом такой ведущей отрасли как сельское хозяйство. Основными потребителями продукции тракторостроения являются сельскохозяйственные предприятия. По данным сайта agroinfo.com в России в 2014 году было выпущено 83% сельскохозяйственных тракторов, а в 2013 году 78%1.
С начала 1990-х годов парк тракторов имеет тенденцию к резкому сокращению.
Таблица 1
Парк основных видов техники в сельскохозяйственных организациях по Российской Федерации, тыс. штук
| 1990 г. | 1995 г. | 2000 г. | 2005 г. | 2010 г. | 2014 г. 2015 г. Абсолютное снижение 1990-2015 г.
Наличие сельскохозяйственной техники на к. г.:
Тракторы | 1365,6 | 1052,1 | 746,7 | 480,3 | 310,3 | 247,3 233,6 1132,0
Источник: Федеральная служба государственной статистики. - http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/enterprise/economy/#
Трактора применяются для предпосевной, химической обработки почвы, предпосевного внесения удобрений, для полива, для защиты растений, для производства и заготовки кормов. Одним из факторов снижения производительности труда является низкая техническая вооруженность сельскохозяйственных предприятий. Приведем цитату экс-министра сельского хозяйства Российской Федерации, доктора экономических наук Н. Фёдорова: «Действительно, скажем, в растениеводстве можно посадить самые элитные, суперэлитные семена, внести удобрения по научно рекомендованным, обоснованным нормам. Но если из-за сельхозтехники, состояния её (физического износа или морально устаревшего состояния) мы уборку урожая будем проводить не в течение 10 суток, а в течение 30 суток, то потери доходят до 50%. То есть начинаем уборку урожая - у нас прогноз урожая 25 центнеров с гектара, а завершаем, бывает, 15, а то и 12 центнеров с гектара» [6]. Одним из наиболее значимых показателей, характеризующих состояние технической вооруженности сельского хозяйства, является количество тракторов на 1000 га пашни.
Таблица 2
Количество тракторов на 1000 га пашни (штука)
1991 г. 1995 г. 2000 г. 2005 г. 2010 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г.
10,7 9,3 7,4 5,5 4,2 3,9 3,6 3,5 3,3
Источник: Федеральная служба государственной статистики. - http://cbsd.gks.rU/#
Тракторостроение может придать агропромышленному комплексу России новый толчок для развития.
Ситуация со спадом в производстве тракторов и замещение отечественных марок на импортную продукцию недопустима по следующим причинам:
1) Продукция тракторостроения имеет большие перспективы и нерационально отдавать этот рынок заграничным производителям;
2) Тракторостроительная отрасль является элементом агропромышленного комплекса и несет ответственность за продовольственную безопасность страны;
1 http://agroinfo.com/rossijskij-rynok-selxoztexniki-v-2014-godu-1603201505/
287
3) Трактор - продукция материало- и наукоемкая. Производство одного трактора задействует целую цепочку производств других отраслей народного хозяйства;
4) Тракторостроение сохранило опыт и знания по разработке, производству и дальнейшему техническому обслуживанию недорогой, качественной продукции;
5) Разномарочная, неунифицированная импортная техника представляет сложность в обучении и обслуживании ее;
6) Низкая стоимость владения отечественным трактором, по сравнению с импортными аналогами, представляет огромное преимущество и экономию оборотных средств для конечных пользователей.
Основная тенденция в современном тракторостроении - создание конструкций машин, обеспечивающих условия труда и отдыха, экологическую безопасность, позволяющих применять интенсивные технологии, увеличивать производительность труда, экономичных. В тракторостроении большое внимание уделяется использованию новейшей электроники и мощной гидравлики.
Для развития экономики в целом и тракторостроения в частности особую значимость приобретает улучшение инвестиционного климата и повышение инвестиционной активности. Ключевым фактором укрепления национальной экономики является рост инвестиций. В российском законодательстве принято следующее определение инвестиций -«это денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественное право, имеющую денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и/или иной деятельности в целях получения прибыли и/или достижения иного полезного эффекта» [1]. Инвестиционный процесс - взаимосвязанная последовательность действий по планированию инвестиционной деятельности, финансированию инвестиций и получение финансового эффекта в результате инвестиций.
Полноценное взаимодействие субъектов инвестиционного процесса, инвесторов, заказчиков, подрядчиков и пользователей является базисным фактором успешности реализации инвестиций. Одной из причин замедления выпуска готовой продукции служит ориентация на собственные источники инвестиций. Повышенные ставки кредитования российских банков, ограничения фондирования зарубежных финансовых структур не позволяют использовать и заемные источники инвестиций. Сохраняется возможность получения финансовой государственной поддержки, но объем ее не так велик. Так в программе поддержки сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год определена цифра в 9,91 млрд. руб. за счет предусмотренных в федеральном бюджете и 10,0 млрд. руб. за счет дополнительных источников [3]. Вся сумма поддержки сопоставима с кадастровой стоимостью 1 крупного московского торгового центра.
Господдержка может иметь характер тарифного и нетарифного регулирования внешнеторговой деятельности. Ярчайшим примером нетарифного регулирования является Указ Президента РФ № 560 от 06.08.2014 г. С вступлением его в действие началась политика усиления импортозамещения сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. Указ ориентирует не только на ограничение ввоза продукции сельского хозяйства, но также и на реформирование сельскохозяйственного производства и смежных отраслей, к которым относится тракторостроительная промышленность.
В стране имеются предпосылки для проведения импортозамещения во многих отраслях, но в таких отраслях как тракторостроение и сельскохозяйственное производство уже существует опасность запаздывания с принятием оперативных мер. Правительство Российской Федерации начало подготавливать системные меры уже после окончания кризиса 2008-2009 годов. Стратегия развития сельскохозяйственного машиностроения России до 2020 года была утверждена 22 декабря 2011 года. В стратегии рассмотрено текущее состояние отрасли, отмечена роль сельскохозяйственного машиностроения в продовольственной безопасности страны, проанализирована инвестиционная активность отрасли. Используя матрицу Бостонской консалтинговой группы (БКГ) эксперты отнесли сельскохозяйственное машиностроение России в отраслям с инерционным развитием. На начало 2012 года характеристики выглядели так -«рынок характеризуется высокой открытостью к импорту, низкой (или неэффективной) поддержкой государства и ориентированностью отечественных производителей исключительно на внутренний рынок; производственные мощности в большинстве своем находятся в неудовлетворительном состоянии, инвестиционная активность в отрасли крайне низка, а государство практически не присутствует на рынке, равно как не оказывает какой-либо значимой поддержки». Широчайший опыт использования матрицы БКГ говорит о том, что у сельскохозяйственного машиностроения России, в том числе и тракторной промышленности 2 пути: 1) продвижение по пути «выживания», предполагающее методы регулирования государством импорта, не превышающим 30% рынка и развитие производства, ориентированного исключительно на внутренний рынок; 2) выбор модели «экспорт технологий». Она характеризуется открытым внутренним рынком и экспортоориентированностью производства. Яркими примерами стран, развивающихся по этой модели, являются Германия, Франция, Канада. Одним из двигателей этой модели является открытость, конкурентность, а также огромные вложения в модернизацию и НИОКР. Сегодня российские трактора востребованы, в основном, исключительно на рынках государств, входящих ранее в СССР, и единично - стран-участников бывшего СЭВ. Это объясняется традиционными предпочтениями, дешевизной и низкой стоимостью обслуживания российских тракторов. Но российская продукция испытывает жесточайшее давление со стороны зарубежных производителей в закавказском регионе и в Центральной Азии. Причинами этого является повышенная надежность и льготное финансирование из стран-конкурентов. Существующий модельный ряд и его потребительские качества не полностью удовлетворяет запросы отечественных и зарубежных эксплуатантов.
Несмотря на резкое снижение тракторного парка РФ потенциал для его увеличения имеется. Потенциал определяется двумя факторами - имеющимися ресурсами и потребностью инновационного развития.
Россия располагает богатейшим земельным фондом. Из-за объективных сложностей (климатические условия, транспортная удаленность) не весь он может быть одномоментно использован, т. к. удельные затраты на обработку будут во многих случаях выше чем у стран-конкурентов, однако при полноценном его использовании абсолютные
цифры урожаев могут вывести нашу страну на 1-3 места в рейтинге производителей зерновых, картофеля и других традиционных культур.
Одним из важнейших факторов развития отраслей промышленности и агропромышленного комплекса является его материально-техническое обеспечение. Так, на заседании Правительственной комиссии по импортозамещению, министр сельского хозяйства Российской Федерации, доктор экономических наук А. Ткачев заметил: «Хочу привести пример: в Европе энергонасыщенность, обеспеченность на 1 гектар - 5 лошадиных сил, у нас - 1,5, то есть нам надо ещё лет 10 активной работы и поддержки, но самое главное, что мы на правильном пути. Крестьяне это поддерживают всячески и с удовольствием работают на отечественной технике, которая стала значительно лучше (это все отмечают), дешевле в два-три раза. И, конечно, это уникальный шанс через технику привести новые технологии, а значит, увеличить и урожайность» [5]. Увеличив выпуск тракторов, страна получит не только повышение показателей сельскохозяйственной продукции, но и прирост выручки в смежных отраслях, стабилизацию социальной жизни на селе. Для производства одного трактора необходимо задействовать специалистов металлургической, стекольной, аккумуляторной, кабельной, шинной отраслей. Добавленная стоимость будет оставаться в границах России. Одним из методов быстрого восстановления сельскохозяйственного машиностроения является возрождение положительного опыта работы машинно-тракторных станций (МТС) при стопроцентном государственном участии. При создании МТС государство может контролировать объем приобретаемой техники, ее ассортимент, давать плановые задания заводам-производителям. В процессе эксплуатации регулировать величину платы за использование техники, в зависимости от урожайности продукции.
В рамках реализации стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России должны быть осуществлены следующие инновационные мероприятия:
1) Создание семейства колесных сельскохозяйственных тракторов с мощностью двигателя 35-250 л.с.;
2) Разработка и организация производства энергонасыщенных сельскохозяйственных тракторов с мощностью 250-500 л.с. с автоматической трансмиссией и высоким уровнем локализации производства;
3) Создание и запуск в серийное производство трактора шарнирно-сочлененной компоновки мощностью 450600 л.с. с электрической трансмиссией.
Выводы. Импортозамещение - длительный процесс замены товаров, производимых за рубежом, на аналогичные по качеству, путём их производства на территории страны и достижения такого уровня культурного производства, который позволит экспортировать товары за пределы таможенных границ. Исторический опыт говорит о том, что несистемная работа по импортозамещению не позволит добиться результатов по полноценному восстановлению промышленности и дальнейшему экспорту соответствующей продукции. Для успеха импортозамещения необходимо выбрать ресурсно-инновационную модель развития. Опираясь на земельные ресурсы, обновленный технический парк, транспортную инфраструктуру и человеческий капитал, можно увеличить выпуск сельскохозяйственной продукции, одновременно загрузив мощности сельскохозяйственного машиностроения и смежных отраслей. Для получения инновационных решений требуется устранить дефицит инженерных кадров и модернизировать учебно-производственные базы учебных заведений.
Список литературы и источников
1. Федеральный закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999 № 39-Ф3 / - http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22142/
2. Указ Президента Российской Федерации от 06.08.2014 № 560 «О применении отдельных специальных экономических мер в целях обеспечения безопасности Российской Федерации». - http://www.kremlin.ru/acts/bank/38809
3. Программа поддержки сельскохозяйственного машиностроения на 2016 год. http://government.ru/media/files/YqTFA6CXM0CjW hwxX8q47l6nXGc8wrIA.pdf
4. Министерство промышленности и торговли Российской Федерации Приказ от 22.12.2011 № 1810 «Об утверждении стратегии развития сельскохозяйственного машиностроения России на период до 2020 года». - http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=LAW&n=145647&fld=134&dst=100001,0&rnd=0.834796142004063#0
5. Заседание правительственной комиссии по импортозамещению. - http://government.ru/news/21577/#ptz
6. Совещание о развитии производства современной сельхозтехники. - http://government.ru/news/10969/
7. Пичурин И.И., Блинов Д.В. Обеспечение импортозамещения после вступления России в ВТО. — Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2014. - 144 с.
8. Шутьков А.А. Ресурсно-инновационная стратегия импортозамещения: проблемы формирования и реализации / соавт. С.А. Шутьков // Экономика сел. хоз-ва России. 2016. - № 1. - С. 11-19.