УДК 332.142.2
Влияние совокупного развития инновационной и транспортной инфраструктур региона на качество жизни населения
Л
Винокурова P.P.
^ В Старший преподаватель кафедры экономики - Жг Казанского национального исследовательского технологического университета
Ш %
Показана актуальность исследования отдельных элементов региональной инфраструктуры, а также их совокупного влияния на качество жизни населения. Систематизированы представления о региональной инфраструктуре и качестве жизни. Выявлена роль инновационной и транспортной инфраструктуры в развитии региона. Проведена оценка совокупного влияния инновационной и транспортной инфраструктуры на качество жизни населения Верхнеуслонского района Республики Татарстан.
Ключевые слова: инновационная инфраструктура, транспортная инфраструктура, качество жизни, регион, Иннополис.
В современных условиях развитие региональной инфраструктуры определяет формирование экономики региона. При этом качество жизни населения становится критерием сбалансированного регионального развития. Соответственно, происходит усиление взаимосвязи региональной инфраструктуры и качества жизни населения. В этой связи актуальными являются исследования влияния отдельных элементов региональной инфраструктуры и их совокупного влияния на качество жизни населения.
Целью статьи явилось установление тенденций взаимосвязанного развития инновационной и транспортной инфраструктур Республики Татарстан (РТ) и их влияния на качество жизни. Достижение поставленной цели решалось путем систематизации представлений о региональной инфраструктуре и качестве жизни, выявления роли инновационной и транспортной инфраструктур в развитии региона и оценки совокупного влияния инновационной и транспортной инфраструктур на качество жизни населения Верхнеуслонского района РТ.
Вопросы качества жизни подробно рассмотрены в работах С.А. Айвазяна, Б.И. Герасимова, Н.А. Гореловой, А.Г. Колбасиной, В.Е. Рохчиной и др. Проблемы инфраструктурного обеспечения изучены
A.Н. Алымовым, Ю.В. Будой, В.П. Важениным,
B.С. Колодиным, А.Н.Кочетовым, А.В. Суворовым
и др. В диссертации О.Ю. Трезоровой, монографии Н.В. Мордовченкова и М.Г. Николаевой и ряде других работ установлена взаимосвязь развития региональной инфраструктуры и качества жизни населения [1].
Систематизируем определение понятия инфраструктуры на основе представлений различных авторов. Инфраструктура - комплекс условий, стимулирующий экономическое развитие конкретной территории (Г.А. Гольц), обеспечивающий экономическое воспроизводство (А.Н. Азрилиян), определяющий в значительной степени качество жизни населения (В.Н. Федоров) [2].
Качество жизни в общем смысле отражает удовлетворенность населения своей жизнедеятельностью и определяется по совокупности обобщенных показателей, в состав которых, например, входят демографические критерии, данные о занятости населения, его доходах и расходах, результаты развития сферы образования, социальной защиты, здравоохранения, ЖКХ, культуры, экологии, общественной безопасности и др.
В работе И.И. Орешко, Н.Ю. Бабусенко проведено исследование взаимосвязи индекса человеческого развития, отражающего качество жизни населения, с глобальным инновационным индексом и установлено влияние инновационного развития
стран и регионов на качество жизни населения. Показано, что качество жизни коррелирует с оценочными показателями инновационной деятельности, такими как число выданных патентов на изобретения и полезные модели, количество передовых технологий, затраты на инновации, объем отгруженных инновационных товаров и др. [3].
Известны исследования взаимосвязи совершенствования транспортной инфраструктуры и регионального развития. Так, в работе Ю.Н. Гольской показано влияние транспортной инфраструктуры на рост регионального продукта, территориальной мобильности и качества жизни населения [4].
В ранних работах автора данного исследования изучено влияние функционирования транспортной инфраструктуры на качество жизни населения региона. Показаны перспективы эффективности и безопасности функционирования транспортной инфраструктуры, создания институциональных условий и применения инновационных технологий в сфере развития транспортной инфраструктуры РТ [5; 6].
А.Г. Крупновым впервые на примере РТ систематизированы мероприятия, создающие благоприятные условия активизации инвестиционной и инновационной деятельности, которые требуют совершенствования дорожно-транспортной инфраструктуры, способствующей устойчивому развитию региона [7]. Однако не существует работ, определяющих взаимосвязь развития инновационной и транспортной структур как фактора повышения качества жизни населения.
Необходимо отметить, что РТ является регионом с развитой транспортной инфраструктурой и включает автомобильные, железнодорожные (ж/д), речные пути, проходящие по ее территории:
- автомагистрали и ж/д линии, проходящие с востока на запад и соединяющие сибирские регионы, Урал, Восточную Европу и запад России;
- автомагистрали, ж/д пути и речные артерии, проходящие с юга на север и связывающие черноморские регионы, территорию Поволжья, Московскую и Ленинградскую области.
- три федеральные автотрассы - М-5 «Урал», М-7 «Волга», Казань - Оренбург. Протяженность автодорог республики с твердым покрытием составляет 18,5 тыс. км [7].
Следует отметить предстоящее строительство высокоскоростной (скорость до 400 км/ч) ж/д магистрали Москва-Казань длиной 770 км, охватывающей территорию семи субъектов России. Итоговые показатели финансирования развития транспортной инфраструктуры за 2016 г. представлены в таблице 1, согласно которой основные программы развития транспорта исполняются в полном объеме.
Известно, что РТ обладает развитой инновационной инфраструктурой, включающей технополис «Химград», индустриальный парк КИП «Мастер», технопарки, бизнес-инкубаторы, фонды венчурного инвестирования, Центр нанотех-нологий, особые экономические зоны «Алабуга» и «Иннополис» и т.д.
Так, ОЭЗ «Иннополис» включает возведенные и планируемые к строительству объекты образования, социально-делового профиля, спортивного назначения, жилую застройку, а также технопарки.
Развитие инновационной инфраструктуры на территории ОЭЗ «Иннополис» Верхнеуслонского района РТ требует формирования соответствующей транспортной инфраструктуры.
Генеральным планом развития автомобильных дорог предусмотрено:
- строительство автодороги регионального значения М7 - «Иннополис» протяженностью 2,07 км;
- строительство автодороги регионального значения М-7 «Волга» Введенская Слобода - «Иннопо-лис» протяженностью 2,9 км;
Таблица 1
Финансирование транспортной инфраструктуры, 2016 г. (составлено по данным [8])
Наименование подпрограммы Источник финансирования Планируемые объемы финансирования, тыс. руб. Процент исполнения
Развитие ж/д инфраструктуры на 2014-2022 гг. Бюджет РТ 284 789,9 100,0
Внебюджет 1 120 000,0 0,0
Развитие речного транспорта... на 2014-2022 гг. Бюджет РТ 83 512,3 100,0
Внебюджет 0,0 0,0
Развитие воздушного транспорта. на 2014-2022 гг. Бюджет РФ 434 760,0 100,0
Бюджет РТ 288 598,4 100,0
Внебюджет 28 240,0 38,9
Развитие автотранспорта. на 2014-2022 гг. Бюджет РТ 2 175 513,8 100,0
Внебюджет 2 547 580,0 0,0
Развитие рынка логистических... услуг на 2014-2022 гг. Бюджет РТ 0,0 0,0
Внебюджет 90 000,0 0,0
Совершенствование ... сети втомобильных дорог на 2014-2022 гг. Бюджет РФ 11 106 118,5 100,0
Бюджет РТ 19 178 994,5 100,0
Муниципальные дорожные фонды 682 700,0 100,0
Фонд развития моногородов 331 314,2 100,0
- строительство дорог местного значения, общая протяженность которых на территории ОЭЗ «Инно-полис» составит 66,2 км [9].
Кроме того, планировалось строительство канатной дороги из г. Казань до ОЭЗ «Иннополис», через р. Волга до Верхнуслонского района, протяженностью 8,6 км (1-ая очередь) и 13 км (2-я очередь) с пропускной способностью 1200 чел/час и объемом требуемых инвестиций 43 млн. евро. Также разработан маршрут авиасообщения.
Такое взаимосвязанное развитие инновационной и транспортной инфраструктур приведет к развитию смежных сфер (агропромышленной, туристической и др.) и повышению качества жизни населения Верхнеуслонского района. Планируемое изменение некоторых показателей, отражающих качество жизни населения Верхнеуслонского района с учетом ОЭЗ «Иннополис», представлено в таблице 2.
Согласно таблице 2, строительство объектов ОЭЗ «Иннополис» в 2013-2014 гг. и открытие г. Иннополис в 2015 г. позволило уже к 2016 г. повысить ряд показателей, отражающих качество жизни населения. Дальнейшее развитие ОЭЗ «Иннополис» и соответствующей транспортной инфраструктуры до 2030 г. способствует значительной положительной динамике показателей качества жизни населения.
Таким образом, установлена определяющая роль инновационной и транспортной инфраструктур в развитии региона на примере Верхнеуслон-ского района РТ. Показано совокупное влияние инновационной инфраструктуры (ОЭЗ «Иннополис») и обеспечивающей транспортной инфраструктуры на качество жизни населения Верхнеуслонского района РТ.
Литература:
1.
2.
3.
4.
Таблица 2
Показатели, отражающие изменение качества жизни (составлено по данным [10])
Показатели 2013 г. 2016 г. 2020 г. 2025 г. 2030 г.
Численность постоянного населения,тыс.чел. 16,5 16,5 17,2 90,0 140,0
Валовый территориальный продукт, млн. руб. 3714,5 4895,8 6140,4 7874,3 10155,7
Фонд оплаты труда, млн. руб. 1166,0 1724,2 2712,1 10701,4 48030,9
Среднемесячная заработная плата, тыс. руб. 17,1 27,5 34,8 44,6 57,2
Объем собственных товаров/работ/услуг, млрд. руб. 1825,8 3034,1 3664,8 4699,7 6026,7
Трезорова О.Ю. Влияние инфраструктуры региона на качество жизни населения: Автореф. дисс. ...канд. экон. наук. - Великий Новгород, 2006. - 24 с.
Мордовченков Н.В., Николаева М.Г. Региональная инфраструктура как фактор повышения качества жизни населения. - Н. Новгород, 2010.
- 206 с.
Орешко И.И., Бабусенко Н.Ю. Исследование влияния инноваций на уровень жизни населения // Управление инновациями: Теория, методология, практика. - 2016. - № 17. - С. 6-11. Гольская Ю.Н. Оценка влияния транспортной инфраструктуры на социально-экономическое развитие региона: Дисс. ... канд. экон. наук. -Екатеринбург, 2013. - 198 с.
5. Алханова (Винокурова) Р.Р., Шайхутдинова Ф.Н., Райская М.В. Институциональные и инновационные механизмы воздействия на эффективность функционирования транспортной инфраструктуры в рамках повышения качества жизни населения // Вестник Казанского технологического университета. - 2013. - Т.16. №23. - С. 195-199. Алханова (Винокурова) Р.Р., Райская М.В., Моисеев В.О. Качество жизни населения как комплексный индикатор социально-экономического развития региона // Вестник Казанского технологического университета. - 2014. - Т. 17. - № 15.
- С. 361-366.
7. Крупнов А.Г. Транспортная инфраструктура республики Татарстан как фактор устойчивого развития региона // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2015. - №6. - С. 64-67.
8. Государственная программа «Развитие транспортной системы Республики Татарстан на 2014-2022 годы». - URL: http://mindortrans. tatarstan.ru/gosudarstvennaya-programma-razvitie-transportnoy.htm
Генеральный план МО «Город Иннополис» Верхнеуслонского муниципального района РТ. -Казань, 2015. - 52 с.
10. Стратегия социально-экономического развития Верхнеуслон-ского муниципального района РТ на 2016-2021 гг. и плановый период до 2030 г. - Верхний Ус-лон, 2016. - 101 с.
6.
9.
The Impact of Cumulative Development of Innovative and Transport Infrastructure
of the Region on Living Standards
R.R. Vinokurova Kazan National Research Technological University
The paper demonstrates the topicality of research into separate elements of regional infrastructure and also their cumulative impact on living standards. Ideas of regional infrastructure and quality of life are systematized. The role of innovative and transport infrastructure in development of the region is revealed. Cumulative impact of innovative and transport infrastructure on living standards of Verkhneuslonsky district of RTis assessed.
Key words: innovative infrastructure, transport infrastructure, living standards, region, Innopolis.