На третьем этапе экспериментального исследования был изучен уровень депрессии у испытуемых обеих групп. Анализ данных по шкале «уровень депрессии» говорит о том, что у детей с нормой развития показатели выше (р = 0,021), чем у слабослышащих. Слабослышащие дети менее депрессивны, они более позитивно воспринимают жизнь и меняющиеся жизненные ситуации.
На четвёртом этапе экспериментального исследования была проведена диагностика оценки уровня реактивной и личностной тревожности у детей младшего школьного возраста с нормой развития и слабослышащих. Анализ данных по шкале «реактивная тревожность» значимых результатов не дал. У испытуемых обеих групп определяется низкий уровень тревожности.
Анализ данных по шкале «личностная тревожность» продемонстрировал различия на уровне тенденции в группе слабослышащих детей младшего школьного возраста: показатели названной шкалы выше в группе слабослышащих, чем у детей с нормой развития. Личностная тревожность у детей исследуемого возраста проявляется как черта характера и влияет на их поведение и реакции.
В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:
1. Самооценка психических состояний детей младшего школьного возраста с дефектами слуха и нормой развития определила, что значимые различия в психических состояниях проявляются только по шкале «фрустрация» (р < 0,05) с преобладанием данного показателя у детей с нормой развития. Слабослышащие дети более продуктивно ориентируются в сложных ситуациях, более спокойно реагируют на, казалось бы, безвыходные ситуации.
2. У детей с нормой развития субъективные ощущения по шкале «самочувствие» выше (р = 0,000), чем у слабослышащих детей.
3. У детей с нормой развития уровень депрессии выше (р=0,021), чем у слабослышащих детей. Слабослышащие дети более позитивно воспринимают меняющиеся жизненные ситуации, спокойнее относятся к переменам.
4. Уровень личностной тревожности у слабослышащих детей младшего школьного возраста выше, чем у детей с нормой развития на уровне тенденции.
Библиографический список
1. Розанова, Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова. - М., 2004.
2. Психическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. - М., 2007. - 167 с.
3. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека: учеб. для вузов / Н. Д. Левитов - М.: Просвещение, 1964.
4. Дружинин, В. Н. Вступительная статья / В. Н. Дружинин // Психические состояния: хрестоматия; под. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2005.
5. Тымкив, А. С. Особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом / А. С. Тымкив // Два века российской сурдопедагогики: мат-лы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: Наука-Питер, 2006.
© Фёдорова А. А., Марченко О. Е., 2015 УДК 159.95
ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ*
Т. А. Фотекова
Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова
По результатам нейропсихологического обследования 212 мальчиков и 245 девочек дошкольного и младшего школьного возраста анализируется влияние совокупного образовательного уровня родителей на формирование высших психических функций (ВПФ) детей. Показано, что отсутствие профессионального образования хотя бы у одного из родителей неблагоприятно для развития ВПФ детей. Наиболее высокий уровень сформированности высших психических функций выявлен у тех детей, оба родителя которых имеют высшее образование. Родительский образовательный статус по-разному влияет на мальчиков и девочек.
Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, программирование и контроль, серийная организация движений, кинестетические функции, зрительный гнозис, слуховые функции, зрительно-пространственные функции.
Развитие ребёнка определяется сложным взаимодействием генов, воспитательных усилий и факторов среды, в которой оно происходит. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что к числу важнейших социальных факторов относится уровень материального благосостояния семьи и образовательный уровень родителей.
* Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»
Есть мнение, что воспитание играет более важную роль, чем доходы семьи, а эффект финансовых ограничений на получение образования детьми меньше, чем влияние образовательного уровня родителей [1].
Характер воздействия на образовательные достижения детей образовательного статуса каждого из родителей имеет свои особенности. Для объяснения соотношения влияния материнского и отцовского образования используется несколько моделей [2]. Согласно традиционной модели ведущая роль принадлежит отцу, а статус матери рассматривается как вытекающий из статуса отца.
Модель доминирования производит социально-экономический статус семьи от статуса наиболее успешного её члена, которым чаще является отец. Однако эту позицию может занимать и мать, если она лучше образованна и более квалифицированна. Дети ориентируются на доминирующего родителя, а влияние второго выражено слабее, поэтому его предлагается не учитывать.
Модель доминирования имеет модифицированный вариант, согласно которому исключение из модели недоминирующего родителя нежелательно, так как это ведёт к искажению представлений о передаче всего объёма родительских ресурсов. Индивидуальная модель также признаёт влияние каждого из родителей, но не суммирует это влияние, а считает, что каждый из родителей имеет свой вклад в умственное развитие ребёнка, и этот вклад должен рассматриваться как независимый от вклада другого родителя.
Поло-ролевая модель предполагает, что родитель одного с ребёнком пола выступает для него в качестве фигуры для подражания. Следовательно, образовательный статус матери обладает более сильным влиянием на дочь, а отцовское образование важнее для сына.
А. Шевалье также отмечает, что родительское влияние сильнее между родителями и детьми одного пола. Для девочек влияние отцовского образования близко к нулю, а для мальчиков оно существенно, в отличие от влияния матери [3]. Модель объединённого влияния основана на сомнениях о том, что статус семьи может определяться одним её членом. Если статусные позиции отца и матери далеки друг от друга, то дети в выборе уровня образования ориентируются не на более высокостатусного родителя, а выбирают нечто среднее по отношению к образованию отца и матери.
Таким образом, наиболее адекватно фоновые условия воспитания ребёнка могут быть представлены усреднённым образовательным статусом отцов и матерей. Вероятно, в наибольшей степени отражает действительное положение в семье модифицированная модель доминирования [2]. Модификация предполагает не обесценивание материнского влияния, а иерархизацию влияния образовательного уровня родителей. Анализ представленных моделей приводит к выводу, что более всего объясняет разницу в образовательных достижениях детей образование обоих родителей.
Есть также исследования, свидетельствующие о дифференцированном влиянии образовательного статуса родителей на учебные достижения детей разного пола. Эта идея лежит в основе поло-ролевой модели, рассмотренной выше. Ф. А. Кован и К. П. Кован нашли, что взаимосвязи между интеллектуальными и личностными особенностями родителей и уровнем развития ребёнка «были совершенно разными для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей» [4, с. 115]. По мнению В. Н. Дружинина, корреляция в интеллектуальных характеристиках членов семьи - это следствие эмоциональной близости между ними. Ребёнок испытывает более явное влияние со стороны того родителя, который ему ближе.
В российских семьях, с присущим им «материнским эффектом» для детей обоего пола, этим родителем, как правило, оказывается мать [5]. Рост образовательного уровня матери улучшает счётные навыки и чтение детей [6]. Описан сильный положительный эффект высокого уровня образования матери на все детские результаты, связанные с познавательной деятельностью, особенно на языковые навыки [7].
В то же время отцы в большей степени, чем матери, способствуют развитию двигательных навыков детей, они лучше обучают манипулированию вещами, освоению пространства и движению в нём, так как в играх с детьми предпочитают силовые занятия и активные действия [8; 9]. Отцы также влияют на язык и когнитивные способности детей [10].
Задачей нашего исследования было выявление роли средовых условий в формировании высших психических функций у детей. В качестве одного из предикторов рассматривался образовательный статус родителей, как отца и матери в отдельности, так и совокупный. Было обнаружено не только существенное влияние этих факторов на развитие ВПФ детей [11; 12], но и зависимость характера влияния от пола ребёнка.
Нами было проведено нейропсихологическое обследование 457 детей из полных семей. Среди них 69,5 % составили младшие школьники, 30,5 % - дошкольники. Средний возраст детей составил 7 лет и 3 месяца. Соотношение мальчиков и девочек соответствовало 46,4 % и 53,6 %. 44,5 % матерей обследованных дошкольников и школьников имели высшее образование, 43,1 % - среднее профессиональное и 12,4 % - среднее общее образование. Среди отцов высшее профессиональное образование было у 32,5 %, среднее профессиональное -у 53 % и среднее общее - у 14,5 %.
В исследовании использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лури-ей [13] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [14].
В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных нейропси-хологических проб, а также подсчитывались индексы, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры выполнения различных заданий. Были выделены три нейропсихологических индекса: индекс III блока мозга, индекс переработки информации по левополушарному типу и индекс переработки информации по правополушарному типу [15]. Также высчитыва-лись индексы отдельных функций: программирования и контроля произвольных форм деятельности, серийной организации движений, кинестетических функций, зрительного гнозиса, слуховых и зрительно-пространственных функций. Процедура вычисления индексов и их состав были описаны нами ранее [16]. Значения индексов подвергаются процедуре нормализации и могут выражаться как положительными, так и отрицательными показателями.
При статистической обработке данных использовались описательные статистики, однофакторный и многомерный дисперсионный анализ, в котором в качестве независимых переменных выступали пол и совокупный уровень образования, а в качестве зависимых переменных - значения нейропсихологических индексов и индексов функций. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20.
В таблице 1 представлено соотношение пола детей и совокупного образовательного уровня родителей.
Как видно, в нашей выборке оказалось немного больше мальчиков, имеющих обоих родителей с высшим образованием, среди девочек преобладали те, у кого и отец и мать имели среднее профессиональное образование. Именно эта группа детей стала самой многочисленной. Наименьшими по объёму оказались группы с малообразованными родителями.
При сравнении нейропсихологических индексов было выявлено, что у девочек лучше развиты левополу-шарные функции (р=0,027), у мальчиков немного выше значения индексов, отражающих состояние функций III блока мозга и правого полушария, однако различия не достоверны.
Сопоставление нейропсихологических профилей детей разного пола без учёта родительского образования также обнаруживает немногочисленные различия (рис. 1).
Таблица 1
Распределение детей в зависимости от пола и уровня образования родителей
№ п/п Совокупный уровень образования родителей Мальчики Девочки Всего
1 Высшее + высшее абс. 57 47 104
в % 26,9 19,2 22,8
2 Высшее + среднее профессиональное абс. 58 59 117
в % 27,4 24,1 25,6
3 Среднее + среднее профессиональное / абс. 67 100 167
высшее + общее в % 31,6 40,9 36,5
4 Среднее профессиональное + общее абс. 14 24 38
в % 6,6 9,7 8,3
5 Основное общее + основное общее абс. 16 15 31
в % 7,5 6,1 6,8
Всего абс. 212 245 457
в % 100 100 100
Как видно по профилям, одни функции успешнее у мальчиков, другие - у девочек, однако статистически значимого уровня достигают только различия в состоянии зрительного восприятия (р = 0,030), которое лучше сформировано у девочек. Также обнаружена тенденция к более успешной серийной организации у мальчиков (р = 0,053).
Многомерные критерии показали статистическую значимость результатов влияния факторов пола (р = 0,001) и совокупного образования родителей (р = 0,000). Взаимодействие этих факторов также статистически достоверно (р = 0,000). Следовательно, общий образовательный уровень родителей оказывает влияние на формирование ВПФ детей, причём на мальчиков и девочек он действует неодинаково.
Для детализации этих эффектов были использованы описательные статистики и одномерные критерии (табл. 2).
Таблица позволяет видеть, что самые высокие показатели наблюдаются у детей из первой, реже - второй и третьей групп, в которых родители имеют образование не ниже среднего профессионального, исключения составляют зрительно-пространственные функции. Видно также, что в первой группе показатели состояния высших психических функций у мальчиков почти всегда выше, чем у девочек. По какой-то причине мальчикам
удаётся эффективнее воспользоваться теми возможностями, которые могут предоставить хорошо образованные родители. Самые низкие значения индексов закономерно характеризуют детей четвёртой и пятой групп, родители которых образованны менее других.
0,2
0,15
0,1
а
и 0,05
а
15 0
в
Щ -0,05
и
я № -0,1
ГО
-0,15
-0,2
-0,25
/4.0^16
/ Чччч
0,03 V _______ \ 'чч 0,03 ь -0 01 0,03
N \ / / \ X / \
Г / \ N / \ -0,07
^0,12 \ / \
-0,20 -0,17
■ мальчики
девочки
2
3
4
5
6
Рис 1. Нейропсихологические профили мальчиков и девочек без учёта образовательного уровня родителей: 1 - программирование; 2 - серийная организация; 3 - кинестезии; 4 - зрительный гнозис; 5 - слуховые функции; 6 - зрительно-пространственные функции
Таблица 2
Среднегрупповые значения индексов в зависимости от совокупного образовательного уровня
родителей и пола детей
Название показателя 1 2 3 4 5 F р
Индекс функций III блока мозга м 0,36 -0,12 -0,25 -0,19 -0,02 2,70 0,031
д 0,04 0,12 0,17 -0,33 -0,77 3,11 0,016
Индекс левополушарных функций м 0,32 -0,03 -0,11 -0,61 -0,78 4,54 0,002
д 0,29 0,28 0,27 -0,39 -0,44 4,37 0,002
Индекс правополушарных функций м 0,14 0,00 0,06 0,66 -0,47
д 0,07 -0,13 0,04 -0,35 -0,18
Индекс функций программирования и контроля м 0,43 -0,15 -0,10 -0,37 -0,40 4,65 0,001
д 0,17 0,23 0,11 -0,19 -0,19
Индекс функций серийной организации движений и речи м 0,18 -0,08 -0,21 0,02 0,22
д 0,00 -0,01 0,13 -0,32 -0,80
Индекс кинестетических функций м 0,06 0,18 0,11 -0,14 0,15
д 0,15 0,12 0,36 -0,07 0,25 3,10 0,016
Индекс функций зрительного восприятия м 0,18 -0,03 -0,44 -0,59 0,04 5,01 0,001
д 0,29 0,52 0,10 -0,10 -0,45 4,91 0,001
Индекс слуховых функций м 0,16 -0,12 -0,02 -0,26 -0,87 6,88 0,000
д 0,18 0,27 0,34 -0,36 -0,49 3,81 0,005
Индекс зрительно-пространственных функций м 0,01 0,10 -0,02 0,65 -0,61 3,51 0,008
д -0,02 -0,23 0,08 -0,39 0,22
Примечание. Обозначение групп: 1 - высшее + высшее, 2 - высшее + среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональное + среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее + основное общее. В двух последних столбцах приведены результаты однофакторного дисперсионного анализа показателей мальчиков и девочек только в том случае, если различия между группами внутри пола достоверны.
Если анализировать данные внутри пола, то значимый эффект фактора совокупного образовательного уровня родителей и у мальчиков и у девочек выявлен для показателей функций III блока мозга и левого полушария. Влияние исследуемого фактора на отдельные функции зависит от пола детей. У мальчиков оно распространяется на произвольную регуляцию деятельности, зрительное восприятие, переработку слуховой и зрительно-пространственной информации, а у девочек на кинестетические, зрительные и слуховые функции.
Многомерные тесты позволяют оценить эффекты пола и совокупного образования, как по отдельности, так и во взаимосвязи (табл. 3).
Таблица 3
Результаты многомерных тестов
Индексы функций Пол Совокупное образование Пол*совокупное образование
F Р F Р F Р
Индекс функций III блока мозга 2.88 0.022 3,89 0,004
Индекс левополушарных функций 4.90 0.027 8,64 0.000
Индекс правополушарных функций
Индекс функций программирования и контроля 3,68 0,006
Индекс функций серийной организации движений и речи 3,63 0,006
Индекс кинестетических функций
Индекс функций зрительного восприятия 4,74 0,030 6,13 0,000 2,64 0,034
Индекс слуховых функций 9,27 0,000 2,76 0,028
Индекс зрительно-пространственных функций 4,35 0,002
Примечание. В таблице указаны только результаты, свидетельствующие о статистической значимости влияния и взаимодействия.
Влияние пола невелико, оно касается функций переработки информации по левополушарному типу и зрительного гнозиса. Образование родителей воздействует куда более существенно. Значимый эффект обнаружен для индексов III блока мозга и левого полушария. Исходя из показателей индексов отдельных функций, попадающих под влияние фактора родительского образования, можно сделать вывод, что для передних отделов мозга это влияние связано с программированием и контролем произвольных форм деятельности, а для левополу-шарных функций - с состоянием переработки слуховой информации и зрительного восприятия. Многие компоненты зрительного гнозиса опираются преимущественно на работу правого полушария, с левым же связаны в первую очередь вербально-перцептивные аспекты. Судя по нашим результатам, именно они чувствительны к образовательному уровню родителей.
На уровне крупных единиц анализа взаимодействие факторов пола и совокупного образовательного уровня родителей достигает статистической значимости только для показателей функций III блока мозга (рис. 2).
Наилучшие показатели функций передних отделов мозга демонстрируют сыновья наиболее образованных родителей, а наихудшие - дочери наименее образованных. В крайних группах показатели выше у мальчиков, а в средних - у девочек.
Эффект родительского образования на состояние отдельных функций детей связан с их половой принадлежностью. Взаимодействие факторов пола детей и совокупного образовательного уровня родителей достигает статистической значимости для функций серийной организации движений, зрительного восприятия, слуховых и зрительно-пространственных функций (табл. 3).
Графики, отражающие состояние функций серийной организации в разных группах, аналогичны предыдущим (рис. 3). Поскольку индекс функций III блока мозга, иллюстрируемый предыдущими графиками, складывается из показателей программирования, контроля и серийной организации движений и речи, можно говорить о том, что взаимодействие родительского образования и пола детей для функций III блока мозга достигает статистической достоверности за счёт серийной организации. В среднем этот показатель выше у мальчиков, у девочек состояние этих функций более вариативно и заметно ухудшается по мере снижения совокупного образования родителей.
Зрительное восприятие явно лучше развивается у девочек (рис. 4). Дети того и другого пола демонстрируют снижение способностей к опознанию перцептивно сложных объектов по мере ухудшения образовательного статуса родителей; исключение составляют мальчики, мамы и папы которых имеют только школьное образование. Причина их успешности в опознании перцептивно сложных изображений требует уточнения.
Если сыновья высокообразованных родителей немного превосходят дочерей в переработке речеслуховой информации, то в целом график всё-таки выше у девочек, а у мальчиков больше амплитуда изменений величины индекса от первой группы к пятой (рис. 5). Как у сыновей, так и у дочерей развитие этих функций зависит от образовательного уровня родителей, снижение которого сопровождается ухудшением качества переработки слуховой информации, причём наиболее явно спад проявляется у мальчиков.
Как известно, речеслуховые функции у девочек и женщин развиты несколько лучше, чем у представителей противоположного пола. Это устойчивое проявление полового диморфизма. Следовательно, у мальчиков эта функция более уязвима, что и приводит к её снижению на фоне низкого образовательного уровня обоих или даже одного из родителей.
Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительно-пространственных функций детей разного пола носит более сложный характер. Мальчики лучше справляются с переработкой полимодальной информации, если их родители хорошо образованны и если один из них имеет среднее профессиональное, а второй - общее образование. Если же образовательный уровень родителей совсем низок, то это также в большей
степени негативно влияет именно на мальчиков. Интересно, что самый высокий и самый низкий показатели зафиксированы у мальчиков из семей с наименее образованными родителями (группы 4 и 5), что требует дополнительного анализа. Девочки по состоянию зрительно-пространственных функций в среднем менее успешны и более однородны.
0,6
0,4
■л
и
0,2
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
..Дг- ь ч ч ч
12 ч ч Ч ' \ ^
и ~~ "ч ч ч
\ ч \ X
\ ч ч
■ мальчики девочки
Уровни образования родителей
0
1
Рис. 2. Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние функций III блока мозга
в зависимости от пола детей
Примечание. Обозначение групп: 1 - высшее + высшее, 2 - высшее + среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональное + среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее + основное общее.
0,4
0,2
а
8 -0,2
и -0,4 а
-0,6
-0,8
-1
'ч ч Ч
1 ^^^^^ ч ' / ч
^ ч ч ч ч ч
ч ч ч ч
ч ч ч >
мальчики девочки
Уровни образования родителей
0
Рис. 3. Влияние совокупного образовательного уровня родителей на серийную организацию движений
и речи мальчиков и девочек
Рассматривая влияние родительского образования на формирование ВПФ детей разного пола, мы обнаружили, что:
- для развития высших психических функций имеет значение не только образовательный статус каждого из родителей, но и их совокупный образовательный уровень;
- наилучшие условия для формирования ВПФ создаются в семье, где оба родителя имеют высшее образование или один из родителей высокообразован, а второй получил образование не ниже среднего профессионального;
- отсутствие профессионального образования хотя бы у одного из родителей отрицательно влияет на состояние высших психических функций детей, особенно неблагоприятна семейная ситуация, когда оба родителя мало образованны;
- выявлены немногочисленные половые различия в состоянии ВПФ детей без учёта образовательного уровня родителей, проявляющиеся в более высоком уровне сформированных левополушарных функций и зрительного гнозиса у девочек и серийной организации движений у мальчиков;
- совокупный образовательный уровень родителей оказывает неодинаковое влияние на сыновей и дочерей. У мальчиков оно распространяется на произвольную регуляцию деятельности, зрительное восприятие, переработку слуховой и зрительно-пространственной информации, а у девочек - на кинестетические, зрительные и слуховые функции.
0,6 0,4 0,2 0 -0,2
| -0,4
-0,6 -0,8 -1
чч
ч ч ч
ч
12 4 4 к / 5 \ /
\ / \ /
/ \ / \ Т V
\ <
■ мальчики 1 девочки
Уровни образования родителей
Рис. 4. Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительного гнозиса сыновей и дочерей 0,6
■л
е
д
0,4
0,2
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
* \
\ \ \ \
12 ч. * 4
г
мальчики девочки
Уровни образования родителей
0
Рис. 5. Влияние образовательного уровня родителей на состояние слуховых функций детей
в зависимости от их пола
0,8
0,6
0,4
0,2
-0,2
-0,4
-0,6
-0,8
■ мальчики девочки
Уровни образования родителей
Рис. 6. Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительно-пространственных функций
детей разного пола
Библиографический список
1. Lugo-Gil, J., Tamis-LeMonda, C. S. Family Resources and Parenting Quality: Links to Children's Cognitive Development Across the First 3 Years Child Development. - 2008. - V. 79. - № 4. - P. 1065-1085.
2. Korupp, S. E., Ganzeboom, H. B. G., Van Der Lippe, T. Do Mothers Matter? A Comparison of Models of the Influence of Mothers' and Fathers' Educational and Occupational Status on Children's Educational. Quality & Quantity. - 2002. - 36. - Р. 17-42.
3. Chevalier, A. Parental Education and Child's Education: A Natural Experiment. IZA. Discussion Paper. No. 1153. 2004. 44 p.
4. Кован, Ф. А. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трёхлетнего ребёнка / Ф. А. Кован, К. П. Кован // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 110-118.
5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб., 2008. - 368 с.
6. Carneiro, P., Meghir, C., Parey, M. Maternal Education, Home Environments and the Development of Children and Adolescents, "IZA Discussion Papers. - 2007. - №. 3072. - 53 р.
7. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish E., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The impact of pre-school on young children's cognitive attainments at entry to reception British Educational Research Journal. Vol. 30. No. 5. - 2004. - Р. 691-712.
8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.
9. Борисенко, Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. - Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. - 220 с.
10. Tamis-LeMonda, C. S., Shannon, J. D., Cabrera, N. J., Lamb, M. E. Fathers and Mothers at Play With Their 2- and 3-Year-Olds: Contributions to Language and Cognitive Development. Child Development. - 2004. - V. 75. - № 6. - P. 1806-1820.
11. Фотекова, Т. А. Особенности высших психических функций детей в зависимости от совокупного образовательного уровня родителей / Т. А. Фотекова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 119-125.
12. Фотекова, Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте / Т. А. Фотекова. - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2015. - 204 с.
13. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - 3-е изд. - М.: Академический проект. 2000. - 512 с.
14. Ахутина, Т. В. Методики нейропсихологического исследования детей / Т. В. Ахутина, Н. Н.Полонская, Н. М. Пылаева, М. Ю. Макси-менко // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников; под. ред Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2012. - С.11-33.
15. Ахутина, Т. В. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии / Т. В. Ахутина, Е. Ю. Матвеева, А. А. Романова // Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. - 2012. - № 2. - С. 89-95.
16. Фотекова, Т. А. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Т. А. Фотекова. - Абакан, 2007. - 168 с.
© Фотекова Т. А., 2015
0