Научная статья на тему 'Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние высших психических функций сыновей и дочерей'

Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние высших психических функций сыновей и дочерей Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
65
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ФАКТОРЫ / SOCIO-CULTURAL FACTORS / ПРОГРАММИРОВАНИЕ И КОНТРОЛЬ / PROGRAMMING AND CONTROL / СЕРИЙНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ДВИЖЕНИЙ / MOTOR AND SPEECH SERIAL ORGANIZATION / КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / KINESTHETIC FUNCTIONS / ЗРИТЕЛЬНЫЙ ГНОЗИС / VISUAL GNOSIS / СЛУХОВЫЕ ФУНКЦИИ / AUDITORY INFORMATION / ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ФУНКЦИИ / VISUAL-SPATIAL FUNCTIONS / FUNCTIONAL BLOCKS OF THE BRAIN

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Т. А. Фотекова Татьяна Анатольевна

По результатам нейропсихологического обследования 212 мальчиков и 245 девочек дошкольного и младшего школьного возраста анализируется влияние совокупного образовательного уровня родителей на формирование высших психических функций (ВПФ) детей. Показано, что отсутствие профессионального образования хотя бы у одного из родителей неблагоприятно для развития ВПФ детей. Наиболее высокий уровень сформированности высших психических функций выявлен у тех детей, оба родителя которых имеют высшее образование. Родительский образовательный статус по-разному влияет на мальчиков и девочек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Т. А. Фотекова Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Impact of Parents’ Joint Educational Level on Their Sons and Daughters’ Higher Mental Functions State

The neuropsychological research has been carried out among 239 boys and 276 girls of preschool and primary school age from two-parent families to study the impact of their parents’ educational level on the formation of children’s higher mental functions. It has been pointed out that if one of the parents doesn’t have higher professional training it has a negative impact on the child’s development of higher mental functions. The children whose parents both have higher education show the highest level of higher mental functions. Parent’s educational status has different impact on boys and girls.

Текст научной работы на тему «Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние высших психических функций сыновей и дочерей»

На третьем этапе экспериментального исследования был изучен уровень депрессии у испытуемых обеих групп. Анализ данных по шкале «уровень депрессии» говорит о том, что у детей с нормой развития показатели выше (р = 0,021), чем у слабослышащих. Слабослышащие дети менее депрессивны, они более позитивно воспринимают жизнь и меняющиеся жизненные ситуации.

На четвёртом этапе экспериментального исследования была проведена диагностика оценки уровня реактивной и личностной тревожности у детей младшего школьного возраста с нормой развития и слабослышащих. Анализ данных по шкале «реактивная тревожность» значимых результатов не дал. У испытуемых обеих групп определяется низкий уровень тревожности.

Анализ данных по шкале «личностная тревожность» продемонстрировал различия на уровне тенденции в группе слабослышащих детей младшего школьного возраста: показатели названной шкалы выше в группе слабослышащих, чем у детей с нормой развития. Личностная тревожность у детей исследуемого возраста проявляется как черта характера и влияет на их поведение и реакции.

В результате проведённого исследования были сделаны следующие выводы:

1. Самооценка психических состояний детей младшего школьного возраста с дефектами слуха и нормой развития определила, что значимые различия в психических состояниях проявляются только по шкале «фрустрация» (р < 0,05) с преобладанием данного показателя у детей с нормой развития. Слабослышащие дети более продуктивно ориентируются в сложных ситуациях, более спокойно реагируют на, казалось бы, безвыходные ситуации.

2. У детей с нормой развития субъективные ощущения по шкале «самочувствие» выше (р = 0,000), чем у слабослышащих детей.

3. У детей с нормой развития уровень депрессии выше (р=0,021), чем у слабослышащих детей. Слабослышащие дети более позитивно воспринимают меняющиеся жизненные ситуации, спокойнее относятся к переменам.

4. Уровень личностной тревожности у слабослышащих детей младшего школьного возраста выше, чем у детей с нормой развития на уровне тенденции.

Библиографический список

1. Розанова, Т. В. Клинико-психологическое изучение глухих детей со сложным дефектом / Т. В. Розанова. - М., 2004.

2. Психическое развитие младших школьников / под ред. В. В. Давыдова. - М., 2007. - 167 с.

3. Левитов, Н. Д. О психических состояниях человека: учеб. для вузов / Н. Д. Левитов - М.: Просвещение, 1964.

4. Дружинин, В. Н. Вступительная статья / В. Н. Дружинин // Психические состояния: хрестоматия; под. ред. Л. В. Куликова. - СПб.: Питер, 2005.

5. Тымкив, А. С. Особенности агрессивного поведения подростков с нарушенным слухом / А. С. Тымкив // Два века российской сурдопедагогики: мат-лы Всероссийского конгресса сурдопедагогов. - СПб.: Наука-Питер, 2006.

© Фёдорова А. А., Марченко О. Е., 2015 УДК 159.95

ВЛИЯНИЕ СОВОКУПНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УРОВНЯ РОДИТЕЛЕЙ НА СОСТОЯНИЕ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ СЫНОВЕЙ И ДОЧЕРЕЙ*

Т. А. Фотекова

Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

По результатам нейропсихологического обследования 212 мальчиков и 245 девочек дошкольного и младшего школьного возраста анализируется влияние совокупного образовательного уровня родителей на формирование высших психических функций (ВПФ) детей. Показано, что отсутствие профессионального образования хотя бы у одного из родителей неблагоприятно для развития ВПФ детей. Наиболее высокий уровень сформированности высших психических функций выявлен у тех детей, оба родителя которых имеют высшее образование. Родительский образовательный статус по-разному влияет на мальчиков и девочек.

Ключевые слова: высшие психические функции, социокультурные факторы, программирование и контроль, серийная организация движений, кинестетические функции, зрительный гнозис, слуховые функции, зрительно-пространственные функции.

Развитие ребёнка определяется сложным взаимодействием генов, воспитательных усилий и факторов среды, в которой оно происходит. Многочисленные данные свидетельствуют о том, что к числу важнейших социальных факторов относится уровень материального благосостояния семьи и образовательный уровень родителей.

* Исследование проведено при поддержке РГНФ, грант № 14-06-00293 «Нейропсихологический подход к изучению роли средовых факторов в формировании высших психических функций у детей»

Есть мнение, что воспитание играет более важную роль, чем доходы семьи, а эффект финансовых ограничений на получение образования детьми меньше, чем влияние образовательного уровня родителей [1].

Характер воздействия на образовательные достижения детей образовательного статуса каждого из родителей имеет свои особенности. Для объяснения соотношения влияния материнского и отцовского образования используется несколько моделей [2]. Согласно традиционной модели ведущая роль принадлежит отцу, а статус матери рассматривается как вытекающий из статуса отца.

Модель доминирования производит социально-экономический статус семьи от статуса наиболее успешного её члена, которым чаще является отец. Однако эту позицию может занимать и мать, если она лучше образованна и более квалифицированна. Дети ориентируются на доминирующего родителя, а влияние второго выражено слабее, поэтому его предлагается не учитывать.

Модель доминирования имеет модифицированный вариант, согласно которому исключение из модели недоминирующего родителя нежелательно, так как это ведёт к искажению представлений о передаче всего объёма родительских ресурсов. Индивидуальная модель также признаёт влияние каждого из родителей, но не суммирует это влияние, а считает, что каждый из родителей имеет свой вклад в умственное развитие ребёнка, и этот вклад должен рассматриваться как независимый от вклада другого родителя.

Поло-ролевая модель предполагает, что родитель одного с ребёнком пола выступает для него в качестве фигуры для подражания. Следовательно, образовательный статус матери обладает более сильным влиянием на дочь, а отцовское образование важнее для сына.

А. Шевалье также отмечает, что родительское влияние сильнее между родителями и детьми одного пола. Для девочек влияние отцовского образования близко к нулю, а для мальчиков оно существенно, в отличие от влияния матери [3]. Модель объединённого влияния основана на сомнениях о том, что статус семьи может определяться одним её членом. Если статусные позиции отца и матери далеки друг от друга, то дети в выборе уровня образования ориентируются не на более высокостатусного родителя, а выбирают нечто среднее по отношению к образованию отца и матери.

Таким образом, наиболее адекватно фоновые условия воспитания ребёнка могут быть представлены усреднённым образовательным статусом отцов и матерей. Вероятно, в наибольшей степени отражает действительное положение в семье модифицированная модель доминирования [2]. Модификация предполагает не обесценивание материнского влияния, а иерархизацию влияния образовательного уровня родителей. Анализ представленных моделей приводит к выводу, что более всего объясняет разницу в образовательных достижениях детей образование обоих родителей.

Есть также исследования, свидетельствующие о дифференцированном влиянии образовательного статуса родителей на учебные достижения детей разного пола. Эта идея лежит в основе поло-ролевой модели, рассмотренной выше. Ф. А. Кован и К. П. Кован нашли, что взаимосвязи между интеллектуальными и личностными особенностями родителей и уровнем развития ребёнка «были совершенно разными для отцов и сыновей, матерей и сыновей, отцов и дочерей, матерей и дочерей» [4, с. 115]. По мнению В. Н. Дружинина, корреляция в интеллектуальных характеристиках членов семьи - это следствие эмоциональной близости между ними. Ребёнок испытывает более явное влияние со стороны того родителя, который ему ближе.

В российских семьях, с присущим им «материнским эффектом» для детей обоего пола, этим родителем, как правило, оказывается мать [5]. Рост образовательного уровня матери улучшает счётные навыки и чтение детей [6]. Описан сильный положительный эффект высокого уровня образования матери на все детские результаты, связанные с познавательной деятельностью, особенно на языковые навыки [7].

В то же время отцы в большей степени, чем матери, способствуют развитию двигательных навыков детей, они лучше обучают манипулированию вещами, освоению пространства и движению в нём, так как в играх с детьми предпочитают силовые занятия и активные действия [8; 9]. Отцы также влияют на язык и когнитивные способности детей [10].

Задачей нашего исследования было выявление роли средовых условий в формировании высших психических функций у детей. В качестве одного из предикторов рассматривался образовательный статус родителей, как отца и матери в отдельности, так и совокупный. Было обнаружено не только существенное влияние этих факторов на развитие ВПФ детей [11; 12], но и зависимость характера влияния от пола ребёнка.

Нами было проведено нейропсихологическое обследование 457 детей из полных семей. Среди них 69,5 % составили младшие школьники, 30,5 % - дошкольники. Средний возраст детей составил 7 лет и 3 месяца. Соотношение мальчиков и девочек соответствовало 46,4 % и 53,6 %. 44,5 % матерей обследованных дошкольников и школьников имели высшее образование, 43,1 % - среднее профессиональное и 12,4 % - среднее общее образование. Среди отцов высшее профессиональное образование было у 32,5 %, среднее профессиональное -у 53 % и среднее общее - у 14,5 %.

В исследовании использовались методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лури-ей [13] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова под руководством Т. В. Ахутиной [14].

В процессе обработки рассматривались количественные характеристики выполнения отдельных нейропси-хологических проб, а также подсчитывались индексы, которые представляют собой относительные суммарные показатели, объединяющие преимущественно однофакторные параметры выполнения различных заданий. Были выделены три нейропсихологических индекса: индекс III блока мозга, индекс переработки информации по левополушарному типу и индекс переработки информации по правополушарному типу [15]. Также высчитыва-лись индексы отдельных функций: программирования и контроля произвольных форм деятельности, серийной организации движений, кинестетических функций, зрительного гнозиса, слуховых и зрительно-пространственных функций. Процедура вычисления индексов и их состав были описаны нами ранее [16]. Значения индексов подвергаются процедуре нормализации и могут выражаться как положительными, так и отрицательными показателями.

При статистической обработке данных использовались описательные статистики, однофакторный и многомерный дисперсионный анализ, в котором в качестве независимых переменных выступали пол и совокупный уровень образования, а в качестве зависимых переменных - значения нейропсихологических индексов и индексов функций. Обработка данных осуществлялась с применением пакета программ IBM SPSS Statistics 20.

В таблице 1 представлено соотношение пола детей и совокупного образовательного уровня родителей.

Как видно, в нашей выборке оказалось немного больше мальчиков, имеющих обоих родителей с высшим образованием, среди девочек преобладали те, у кого и отец и мать имели среднее профессиональное образование. Именно эта группа детей стала самой многочисленной. Наименьшими по объёму оказались группы с малообразованными родителями.

При сравнении нейропсихологических индексов было выявлено, что у девочек лучше развиты левополу-шарные функции (р=0,027), у мальчиков немного выше значения индексов, отражающих состояние функций III блока мозга и правого полушария, однако различия не достоверны.

Сопоставление нейропсихологических профилей детей разного пола без учёта родительского образования также обнаруживает немногочисленные различия (рис. 1).

Таблица 1

Распределение детей в зависимости от пола и уровня образования родителей

№ п/п Совокупный уровень образования родителей Мальчики Девочки Всего

1 Высшее + высшее абс. 57 47 104

в % 26,9 19,2 22,8

2 Высшее + среднее профессиональное абс. 58 59 117

в % 27,4 24,1 25,6

3 Среднее + среднее профессиональное / абс. 67 100 167

высшее + общее в % 31,6 40,9 36,5

4 Среднее профессиональное + общее абс. 14 24 38

в % 6,6 9,7 8,3

5 Основное общее + основное общее абс. 16 15 31

в % 7,5 6,1 6,8

Всего абс. 212 245 457

в % 100 100 100

Как видно по профилям, одни функции успешнее у мальчиков, другие - у девочек, однако статистически значимого уровня достигают только различия в состоянии зрительного восприятия (р = 0,030), которое лучше сформировано у девочек. Также обнаружена тенденция к более успешной серийной организации у мальчиков (р = 0,053).

Многомерные критерии показали статистическую значимость результатов влияния факторов пола (р = 0,001) и совокупного образования родителей (р = 0,000). Взаимодействие этих факторов также статистически достоверно (р = 0,000). Следовательно, общий образовательный уровень родителей оказывает влияние на формирование ВПФ детей, причём на мальчиков и девочек он действует неодинаково.

Для детализации этих эффектов были использованы описательные статистики и одномерные критерии (табл. 2).

Таблица позволяет видеть, что самые высокие показатели наблюдаются у детей из первой, реже - второй и третьей групп, в которых родители имеют образование не ниже среднего профессионального, исключения составляют зрительно-пространственные функции. Видно также, что в первой группе показатели состояния высших психических функций у мальчиков почти всегда выше, чем у девочек. По какой-то причине мальчикам

удаётся эффективнее воспользоваться теми возможностями, которые могут предоставить хорошо образованные родители. Самые низкие значения индексов закономерно характеризуют детей четвёртой и пятой групп, родители которых образованны менее других.

0,2

0,15

0,1

а

и 0,05

а

15 0

в

Щ -0,05

и

я № -0,1

ГО

-0,15

-0,2

-0,25

/4.0^16

/ Чччч

0,03 V _______ \ 'чч 0,03 ь -0 01 0,03

N \ / / \ X / \

Г / \ N / \ -0,07

^0,12 \ / \

-0,20 -0,17

■ мальчики

девочки

2

3

4

5

6

Рис 1. Нейропсихологические профили мальчиков и девочек без учёта образовательного уровня родителей: 1 - программирование; 2 - серийная организация; 3 - кинестезии; 4 - зрительный гнозис; 5 - слуховые функции; 6 - зрительно-пространственные функции

Таблица 2

Среднегрупповые значения индексов в зависимости от совокупного образовательного уровня

родителей и пола детей

Название показателя 1 2 3 4 5 F р

Индекс функций III блока мозга м 0,36 -0,12 -0,25 -0,19 -0,02 2,70 0,031

д 0,04 0,12 0,17 -0,33 -0,77 3,11 0,016

Индекс левополушарных функций м 0,32 -0,03 -0,11 -0,61 -0,78 4,54 0,002

д 0,29 0,28 0,27 -0,39 -0,44 4,37 0,002

Индекс правополушарных функций м 0,14 0,00 0,06 0,66 -0,47

д 0,07 -0,13 0,04 -0,35 -0,18

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Индекс функций программирования и контроля м 0,43 -0,15 -0,10 -0,37 -0,40 4,65 0,001

д 0,17 0,23 0,11 -0,19 -0,19

Индекс функций серийной организации движений и речи м 0,18 -0,08 -0,21 0,02 0,22

д 0,00 -0,01 0,13 -0,32 -0,80

Индекс кинестетических функций м 0,06 0,18 0,11 -0,14 0,15

д 0,15 0,12 0,36 -0,07 0,25 3,10 0,016

Индекс функций зрительного восприятия м 0,18 -0,03 -0,44 -0,59 0,04 5,01 0,001

д 0,29 0,52 0,10 -0,10 -0,45 4,91 0,001

Индекс слуховых функций м 0,16 -0,12 -0,02 -0,26 -0,87 6,88 0,000

д 0,18 0,27 0,34 -0,36 -0,49 3,81 0,005

Индекс зрительно-пространственных функций м 0,01 0,10 -0,02 0,65 -0,61 3,51 0,008

д -0,02 -0,23 0,08 -0,39 0,22

Примечание. Обозначение групп: 1 - высшее + высшее, 2 - высшее + среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональное + среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее + основное общее. В двух последних столбцах приведены результаты однофакторного дисперсионного анализа показателей мальчиков и девочек только в том случае, если различия между группами внутри пола достоверны.

Если анализировать данные внутри пола, то значимый эффект фактора совокупного образовательного уровня родителей и у мальчиков и у девочек выявлен для показателей функций III блока мозга и левого полушария. Влияние исследуемого фактора на отдельные функции зависит от пола детей. У мальчиков оно распространяется на произвольную регуляцию деятельности, зрительное восприятие, переработку слуховой и зрительно-пространственной информации, а у девочек на кинестетические, зрительные и слуховые функции.

Многомерные тесты позволяют оценить эффекты пола и совокупного образования, как по отдельности, так и во взаимосвязи (табл. 3).

Таблица 3

Результаты многомерных тестов

Индексы функций Пол Совокупное образование Пол*совокупное образование

F Р F Р F Р

Индекс функций III блока мозга 2.88 0.022 3,89 0,004

Индекс левополушарных функций 4.90 0.027 8,64 0.000

Индекс правополушарных функций

Индекс функций программирования и контроля 3,68 0,006

Индекс функций серийной организации движений и речи 3,63 0,006

Индекс кинестетических функций

Индекс функций зрительного восприятия 4,74 0,030 6,13 0,000 2,64 0,034

Индекс слуховых функций 9,27 0,000 2,76 0,028

Индекс зрительно-пространственных функций 4,35 0,002

Примечание. В таблице указаны только результаты, свидетельствующие о статистической значимости влияния и взаимодействия.

Влияние пола невелико, оно касается функций переработки информации по левополушарному типу и зрительного гнозиса. Образование родителей воздействует куда более существенно. Значимый эффект обнаружен для индексов III блока мозга и левого полушария. Исходя из показателей индексов отдельных функций, попадающих под влияние фактора родительского образования, можно сделать вывод, что для передних отделов мозга это влияние связано с программированием и контролем произвольных форм деятельности, а для левополу-шарных функций - с состоянием переработки слуховой информации и зрительного восприятия. Многие компоненты зрительного гнозиса опираются преимущественно на работу правого полушария, с левым же связаны в первую очередь вербально-перцептивные аспекты. Судя по нашим результатам, именно они чувствительны к образовательному уровню родителей.

На уровне крупных единиц анализа взаимодействие факторов пола и совокупного образовательного уровня родителей достигает статистической значимости только для показателей функций III блока мозга (рис. 2).

Наилучшие показатели функций передних отделов мозга демонстрируют сыновья наиболее образованных родителей, а наихудшие - дочери наименее образованных. В крайних группах показатели выше у мальчиков, а в средних - у девочек.

Эффект родительского образования на состояние отдельных функций детей связан с их половой принадлежностью. Взаимодействие факторов пола детей и совокупного образовательного уровня родителей достигает статистической значимости для функций серийной организации движений, зрительного восприятия, слуховых и зрительно-пространственных функций (табл. 3).

Графики, отражающие состояние функций серийной организации в разных группах, аналогичны предыдущим (рис. 3). Поскольку индекс функций III блока мозга, иллюстрируемый предыдущими графиками, складывается из показателей программирования, контроля и серийной организации движений и речи, можно говорить о том, что взаимодействие родительского образования и пола детей для функций III блока мозга достигает статистической достоверности за счёт серийной организации. В среднем этот показатель выше у мальчиков, у девочек состояние этих функций более вариативно и заметно ухудшается по мере снижения совокупного образования родителей.

Зрительное восприятие явно лучше развивается у девочек (рис. 4). Дети того и другого пола демонстрируют снижение способностей к опознанию перцептивно сложных объектов по мере ухудшения образовательного статуса родителей; исключение составляют мальчики, мамы и папы которых имеют только школьное образование. Причина их успешности в опознании перцептивно сложных изображений требует уточнения.

Если сыновья высокообразованных родителей немного превосходят дочерей в переработке речеслуховой информации, то в целом график всё-таки выше у девочек, а у мальчиков больше амплитуда изменений величины индекса от первой группы к пятой (рис. 5). Как у сыновей, так и у дочерей развитие этих функций зависит от образовательного уровня родителей, снижение которого сопровождается ухудшением качества переработки слуховой информации, причём наиболее явно спад проявляется у мальчиков.

Как известно, речеслуховые функции у девочек и женщин развиты несколько лучше, чем у представителей противоположного пола. Это устойчивое проявление полового диморфизма. Следовательно, у мальчиков эта функция более уязвима, что и приводит к её снижению на фоне низкого образовательного уровня обоих или даже одного из родителей.

Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительно-пространственных функций детей разного пола носит более сложный характер. Мальчики лучше справляются с переработкой полимодальной информации, если их родители хорошо образованны и если один из них имеет среднее профессиональное, а второй - общее образование. Если же образовательный уровень родителей совсем низок, то это также в большей

степени негативно влияет именно на мальчиков. Интересно, что самый высокий и самый низкий показатели зафиксированы у мальчиков из семей с наименее образованными родителями (группы 4 и 5), что требует дополнительного анализа. Девочки по состоянию зрительно-пространственных функций в среднем менее успешны и более однородны.

0,6

0,4

■л

и

0,2

-0,2

-0,4

-0,6

-0,8

..Дг- ь ч ч ч

12 ч ч Ч ' \ ^

и ~~ "ч ч ч

\ ч \ X

\ ч ч

■ мальчики девочки

Уровни образования родителей

0

1

Рис. 2. Влияние совокупного образовательного уровня родителей на состояние функций III блока мозга

в зависимости от пола детей

Примечание. Обозначение групп: 1 - высшее + высшее, 2 - высшее + среднее профессиональное, 3 - среднее профессиональное + среднее профессиональное, 4 - среднее профессиональное + высшее, 5 - основное общее + основное общее.

0,4

0,2

а

8 -0,2

и -0,4 а

-0,6

-0,8

-1

'ч ч Ч

1 ^^^^^ ч ' / ч

^ ч ч ч ч ч

ч ч ч ч

ч ч ч >

мальчики девочки

Уровни образования родителей

0

Рис. 3. Влияние совокупного образовательного уровня родителей на серийную организацию движений

и речи мальчиков и девочек

Рассматривая влияние родительского образования на формирование ВПФ детей разного пола, мы обнаружили, что:

- для развития высших психических функций имеет значение не только образовательный статус каждого из родителей, но и их совокупный образовательный уровень;

- наилучшие условия для формирования ВПФ создаются в семье, где оба родителя имеют высшее образование или один из родителей высокообразован, а второй получил образование не ниже среднего профессионального;

- отсутствие профессионального образования хотя бы у одного из родителей отрицательно влияет на состояние высших психических функций детей, особенно неблагоприятна семейная ситуация, когда оба родителя мало образованны;

- выявлены немногочисленные половые различия в состоянии ВПФ детей без учёта образовательного уровня родителей, проявляющиеся в более высоком уровне сформированных левополушарных функций и зрительного гнозиса у девочек и серийной организации движений у мальчиков;

- совокупный образовательный уровень родителей оказывает неодинаковое влияние на сыновей и дочерей. У мальчиков оно распространяется на произвольную регуляцию деятельности, зрительное восприятие, переработку слуховой и зрительно-пространственной информации, а у девочек - на кинестетические, зрительные и слуховые функции.

0,6 0,4 0,2 0 -0,2

| -0,4

-0,6 -0,8 -1

чч

ч ч ч

ч

12 4 4 к / 5 \ /

\ / \ /

/ \ / \ Т V

\ <

■ мальчики 1 девочки

Уровни образования родителей

Рис. 4. Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительного гнозиса сыновей и дочерей 0,6

■л

е

д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

0,4

0,2

-0,2

-0,4

-0,6

-0,8

* \

\ \ \ \

12 ч. * 4

г

мальчики девочки

Уровни образования родителей

0

Рис. 5. Влияние образовательного уровня родителей на состояние слуховых функций детей

в зависимости от их пола

0,8

0,6

0,4

0,2

-0,2

-0,4

-0,6

-0,8

■ мальчики девочки

Уровни образования родителей

Рис. 6. Влияние образовательного уровня родителей на состояние зрительно-пространственных функций

детей разного пола

Библиографический список

1. Lugo-Gil, J., Tamis-LeMonda, C. S. Family Resources and Parenting Quality: Links to Children's Cognitive Development Across the First 3 Years Child Development. - 2008. - V. 79. - № 4. - P. 1065-1085.

2. Korupp, S. E., Ganzeboom, H. B. G., Van Der Lippe, T. Do Mothers Matter? A Comparison of Models of the Influence of Mothers' and Fathers' Educational and Occupational Status on Children's Educational. Quality & Quantity. - 2002. - 36. - Р. 17-42.

3. Chevalier, A. Parental Education and Child's Education: A Natural Experiment. IZA. Discussion Paper. No. 1153. 2004. 44 p.

4. Кован, Ф. А. Взаимоотношения в супружеской паре, стиль родительского поведения и развитие трёхлетнего ребёнка / Ф. А. Кован, К. П. Кован // Вопросы психологии. -1989. - № 4. - С. 110-118.

5. Дружинин, В. Н. Психология общих способностей / В. Н. Дружинин. - СПб., 2008. - 368 с.

6. Carneiro, P., Meghir, C., Parey, M. Maternal Education, Home Environments and the Development of Children and Adolescents, "IZA Discussion Papers. - 2007. - №. 3072. - 53 р.

7. Sammons P., Elliot K., Sylva K., Melhuish E., Siraj-Blatchford I., Taggart B. The impact of pre-school on young children's cognitive attainments at entry to reception British Educational Research Journal. Vol. 30. No. 5. - 2004. - Р. 691-712.

8. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг, Д. Бокум. - 9-е изд. - СПб.: Питер, 2005. - 940 с.

9. Борисенко, Ю. В. Психология отцовства / Ю. В. Борисенко. - Москва-Обнинск: «ИГ-СОЦИН», 2007. - 220 с.

10. Tamis-LeMonda, C. S., Shannon, J. D., Cabrera, N. J., Lamb, M. E. Fathers and Mothers at Play With Their 2- and 3-Year-Olds: Contributions to Language and Cognitive Development. Child Development. - 2004. - V. 75. - № 6. - P. 1806-1820.

11. Фотекова, Т. А. Особенности высших психических функций детей в зависимости от совокупного образовательного уровня родителей / Т. А. Фотекова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2015. - № 8. - С. 119-125.

12. Фотекова, Т. А. Роль факторов среды в формировании высших психических функций в дошкольном и младшем школьном возрасте / Т. А. Фотекова. - Абакан: ООО «Книжное издательство «Бригантина», 2015. - 204 с.

13. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека и их нарушения при локальных поражениях мозга / А. Р. Лурия. - 3-е изд. - М.: Академический проект. 2000. - 512 с.

14. Ахутина, Т. В. Методики нейропсихологического исследования детей / Т. В. Ахутина, Н. Н.Полонская, Н. М. Пылаева, М. Ю. Макси-менко // Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников; под. ред Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: Секачев, 2012. - С.11-33.

15. Ахутина, Т. В. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии / Т. В. Ахутина, Е. Ю. Матвеева, А. А. Романова // Вестник Московского университета. Сер 14. Психология. - 2012. - № 2. - С. 89-95.

16. Фотекова, Т. А. Возрастные, половые и индивидуально-типологические особенности высших психических функций в норме / Т. А. Фотекова. - Абакан, 2007. - 168 с.

© Фотекова Т. А., 2015

0

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.