Выводы
1. Основным неблагоприятным фактором воздушной среды зольных и дубильных цехов кожевенных заводов является аммиак, встречающийся в количестве, часто превышающем допустимую концентрацию. Сероводород в воздухе рабочих помещений практически отсутствует.
2. Наблюдения за суточным ритмом некоторых физиологических функций у рабочих-кожевников показали, что повышенная физическая нагрузка вызывает изменения этого ритма, что может свидетельствовать о развитии утомления.
3. Оздоровительные мероприятия/на кожевенных предприятиях могут быть сведены к дальнейшему совершенствованию технологического процесса и оборудования: созданию герметичной аппаратуры для химических процессов, в частности усовершенствованию и внедрению шнекового аппарата; созданию однопроходных станков-автоматов, ликвидирующих тяжелые ручные операции; ликвидации таких ручных операций, как дочистка голья на колодах, раскрой голья.
4. При расчете воздухообмена для зольных и дубильных цехов необходимо обязательно учитывать количество выделяемого аммиака, а не только влажность воздуха (В. Н. Трояновский).
ЛИТЕРАТУРА
Израэльсон 3. И. В кн.: Профессиональные отравления в кожевенной промышленности. М., 1932, стр. 7.—Лейтес Р. Г. Труд и здоровье рабочих кожевенной промышленности. М., 1926. — Маслов И. Г. Кожевенное производство. М., 1962.— Руттенбург С. О. В кн.: Материалы конференции по методам физиологических исследований человека. М., 1962, стр. 160. — Синицы на Е. Л., Мае вс кий А. Б. Гиг. и сан., 1963, № 9, стр. 98. — Трояновский В. Н. Вентиляция и отопление мокрых цехов кожевенных заводов. М., 1953. — Чернов Н. В. и др. Химия кожевенного и мехового производства. М., 1957. — Zdrazil J., Ludvik J., Zeman M., Csl. hyg., 1961, т. 6, стр. 443.
Поступила 17/11 1964 г
PHYSIOLOGIC AND HYGIENIC OBSERVATIONS OVER WORKERS AT THE MAIN
SHOPS OF TANNERIES
щр
E. L. Sinitsyna
Observations made over the labour conditions prevailing at tanneries showed that», inspite of the mechanization of production processes, the proportion of heavy manual tasks performed was still high. A study of the 24-hour rythm of certain physiological functions revealed stable signs of fatigue in workers of the ash and tanning shops. The air of these shops was contaminated with ammonium vapours; however, it was practically free of hydrogen sulphide. Sanitation measures of the labour conditions are suggested.
УДК 613.644 : 612.766.1 : 612.661
ВЛИЯНИЕ СОВМЕСТНОГО ДЕЙСТВИЯ ШУМА И ВИБРАЦИИ НА ВИБРАЦИОННУЮ ЧУВСТВИТЕЛЬНОСТЬ ПОДРОСТКОВ
А. И. Цысарь
Институт гигиены детей и подростков АМН СССР, Москва
#
При прохождении производственной практики и работе на производстве подростки сталкиваются с воздействием «местной» вибрации в сочетании чаще всего с шумом и другими факторами. В связи с этим
мы решили изучить комбинированное воздействие шума и вибрации;
#
на вибрационную чувствительность подростков и ее изменения в зависимости от различных параметров вибрации во время работы механизированного инструмента вращательного действия.
Следует заметить, что экспериментальные исследования вибрационной чувствительности приобрели в последние годы особое значение для изучения профессионального воздействия вибрации на организм (Е. Ц. Андреева-Галанина; 3. М. Бутковская и В. М. Левин; Н. Б. Мет-лина; Л. Е. Милков; Goodfellow; Frey: Gault, и др.). Однако работ, характеризующих оценку вибрационной чувствительности подростков, испытывающих комбинированное воздействие шума и вибрации, мы не нашли.
Наблюдения проведены в штампо-механическом цехе Автозавода им. Лихачева, где обрабатывают и изготовляют штампы с использованием электрических и пневматических ручных машин с различными насадками из абразивов. Вибрационная чувствительность исследована у 97 подростков, в том числе у 42 слесарей-инструментальщиков, в возрасте 16—18 лет со стажем работы 1—2 года, на которых оказывает воздействие одновременно шум и вибрация (1-я группа), у 24 учащихся технического училища в возрасте 15—17 лет, проходивших практику на заводе и не имевших производственного стажа (2-я группа)г и у 31 станочника, испытывавшего на себе влияние одного только шума (3-я группа).
Работа обследованных может быть определена как работа средней тяжести. По длительности работы и применению механизированного инструмента (а следовательно, и контакту с вибрацией) было выделено 2 участка: участок А, где применяли электрическую машину с гибким валом 90% рабочего времени, и участок Б, где использовали пневматические машины 5 различных типов не более 45—50% рабочего времени.
Вибрация, сопровождающая работу инструментов, характеризуется высокими основными частотами: 80—150 гц и амплитудой 15— 800 ммк у электромашинок, 150—350 гц и амплитудой 20—700 ммк у пневмомашинок. Амплитуда и частота вибрации металла (15— 800 ммк) зависят от типа и технического состояния инструмента, диаметра абразива, характера обрабатываемой среды, марки металла и т. д. Вибрацию мы измеряли индуктивным датчиком с записью на осциллографе и виброметром ВЭП-4 на рукоятках инструментов.
Измерение шума шумомером LLI-3M и анализатором частот ALLI-2 показало, что шум на названных выше участках интенсивностью 80— 85 дб, широкого спектра; максимум звуковой энергии приходится на частоты 200, 320, 1250 и 4000 гц. Шум на всех участках не превышает предельно допустимой нормы, утвержденной для взрослых рабочих 1.
Для исследования порога вибрационной чувствительности мы использовали электронный звуковой генератор марки ГЗ-2, к которому присоединяли вибратор (обычный телефонный наушник с припаянным к его мембране стержнем, имеющим пуговицу на конце). Вибрационную чувствительность определяли на коже ладонной поверхности концевых фаланг II пальцев обеих рук испытуемого на частоте 100 гц, при этом он слегка касался кончиком пальца пуговицы вибратора и сообщал о появлении вибрационного ощущения. Поскольку степень нажатия пальна на вибратор может сказаться на величине порогового ощущения (В. П. Бабкин с соавторами), мы постоянно следили за правильным положением пальца испытуемого на вибраторе.
Вибрационную чувствительность у 63 подростков исследовали 3 раза в день: до работы, до перерыва на обед, т. е. через 3 часа 50 мин.
1 Временные санитарные /нормы и травила по ограничению шума на производстве ЛГ? 205-56.
после начала работы, и в конце смены на протяжении 3 дней; у 34 подростков то же исследование проводили до начала работы и через каждый час работы в течение 3 дней. За нормальное изменение порога вибрационной чувствительности мы принимали 1—3 дб; повышение порога на 4—8 дб считали незначительным, на 9—13 дб — умеренным и более чем на 13 дб — резким.
Анализируя результаты исследования вибрационной чувствительности у названных выше 3 групп подростков, мы получили следующие данные (табл. 1).
Таблица 1
Увеличение порога вибрационной чувствительности (в дб) в течение дня в зависимости от стажа работы у различных групп подростков (по сравнению с исходными данными)
Правая рука Левая рука
стаж работы менее 1 года стаж работы свыше 1 года стаж работы менее 1 года стаж работы свыше 1 года
Время определения • я _ Си 2*о « СО Г" • СО _ о. я г- • СО м • со а 5о со Г" • со 2>о ее г»
# 1-я грут (шум+в* ЦИЯ) С со £+ и - >» к ? 3 = СЧ V— 3-я грут (шум) 1-я грут (шум+ви ЦИЯ) 3-я грут (шум) Ь х с: со С. X 2-я групг (шум+ви ЦИЯ) 3-я грут (шум) 1-я груш (шум+В* ЦИЯ) 3-я груш (шум)
Участок А
Перед перерывом — — «— 12,0 —. — — — 12,4
После работы — — — 14,6 — — — — 14,0
Участок Б
Перед перерывом 3,4 2,1 0 0,9 0,7 3,7 1,7 0,8 3,5 0,3
После работы 4,4 1,5 0,3 4,9 1,9 5,1 1,6 1,2 5,4 1,5
У подростков, работавших слесарями-инструментальщиками со стажем свыше 1 года, которые испытывали воздействие шума и вибра-* ции (1-я группа), обнаружено самое значительное увеличение порога вибрационной чувствительности (на 14—14,6 дб). На участке Б у подростков той же группы отмечалось большее повышение порога вибрационной чувствительности (на 4,9—5,4 дб) по сравнению со 2-й и 3-й группой, которые испытывали влияние либо только шума, либо шума и вибрации на протяжении Р/г—2 месяцев работы.
У учащихся технического училища, проходивших в цехе производственную практику (2-я группа), наблюдалось менее значительное снижение вибрационной чувствительности, чем в 1-й группе (на 1,5— 2,1 дб). Самое же незначительное повышение порога обнаружено у подростков-станочников, испытывавших воздействие только шума (на 0,3—1,9 дб). . > *
Более -заметное увеличение порога вибрационной чувствительности (до 4,9 дб на правой руке и 5,4 дб на левой) выявлено у подростков, имевших стаж работы свыше 1 года, тогда как у подростков, работавших менее 1 года, эти показатели соответственно составили 4,4 и 5,1 дб. Разница оказалась статистически достоверной (Р = 0,05).
У подростков со стажем работы свыше 1 года увеличение порога вибрационной чувствительности достигало максимума только к концу рабочего дня.
Характер и степень изменения изучаемого показателя в течение рабочего дня показаны в табл. 2, составленной на основе результатов обработки более 5200 измерений вибрационной чувствительности у подростков с различным стажем работы. Из табл. 2 следует, что у под-
ростков 1-й группы со стажем работы свыше 1 года до начала смены нормальный порог вибрационной чувствительности обнаружен в 57%,до перерыва — в 48% и к концу рабочего дня — лишь в 20% случаев. К концу рабочего дня у них в 13% случаев происходило умеренное повышение этого порога. У подростков той же группы, но со стажем работы менее 1 года до начала смены нормальный порог вибрационной чувствительности обнаружен в 36;6%, к перерыву — в 36,2%, после рабочего дня — в 31,6% случаев; умеренное повышение порога обнаружено: до начала смены — в 2,8%, до перерыва — в 2,9% и после рабочего дня — в 8,6% случаев.
Реже повышался порог вибрационной чувствительности по окончании рабочего дня у подростков 1-й группы со стажем работы менее 1 года по сравнению с подростками, имевшими стаж свыше 1 года, у которых такое повышение наблюдалось в 40% случаев.
У учащихся технического училища (2-я группа) в результате суммарного воздействия шума и вибрации в конце рабочего дня обнаружено резкое повышение порога вибрационной чувствительности в 4.8% случаев. У подростков этой группы чаще отмечалось незначительное и умеренное повышение этого порога в первой половине рабочего дня, чем до начала смены.
Сравнение данных исследования вибрацион-
см
03
¡3 о
сс
к
X
о
<и
о ю
ев О.
со
1I
-г- о
а **
о и
о
3
2 сс о
2 н о \о
сс
с.
«а
н
и
2 э
сс
с с:
о.
к
I
со
кнЯ олэьод -ее! Э1ГЭ011
1ЧНЭИЭ В1ГВИВН о\/
+
2
3 к
^ я
т
с о.
С \о
С. 03 и
к
вн1Г олэьор -вс! Э1ГЭОЦ
Ля
-1чс1эс1эи м
шюшэ
В1ГВНВН ОЯ
н
и
о
X
А
^
о н
со
а ^
б|
* 5 £
х о
о
- со
=г о
а *
= § « §•
О
X
а> X
о
г
СО
сс **
О
о
X
<и
3 н о о
а
С. *
а
н
и
2 >>
3
со
с
с >>
с. и
к
со
олэьод
-вс! Э1ГЭ011
Ла
-]ЯС1э(1эи м
пнэмэ
В1ГВИВН оИ
+
г
>>
3 к
сс
сс
с _
>> 35
с. сз и
к
04
КИЯ олэьод
-ВС1 Э1ГЭ011
Ло
-1яс1эс1эи м
пнэшэ
В1ГВЬВН ОЧ!
+ , >«
3 к
Е ™
о. ез и
к
I
инй олзьод
-ВС! Э1ГЭОи
Ле
-1Я(1э<1эи м
1ЯНЭИ1Э В1/ВЬВН 01/
5
н
о
о
Ж
А
с;
о н
а н
и со
гг
<2
О
г
о =
=Г
сс О,
о
СО
и о о. о
с
СО ТГ ТГ ^ 00
^ •
юоою^ ^^
со см
со
^(N00
СО N 05 СЧ
со <м см
счскоо
00 ю о о см см со со
^ «ь
СО О О со
— <м
СМ О 00 СО —« СО ТГ
СО
СО Ю О СО
—.—« ю
см ю см со ас г^
СГ> О) СО —« СО СО
со СМ СМ Ю О СО
О ^ 00 со
со
00 <М СМ (М СО со
Г ^ Г ♦ ф. Фь
г^- г^ со см см
—« СО СО
О О г^ со см оо
^ ^ Ф* 9 ^
союою^^
# • # # ^ О СО 'О сч СО I
СЧ 00 оо со со I —«— ю
О со СО СЧ со
« —^ СТ^ 00
СО 00 ~
>-1
» ^ » #1 СО со С^ <м
—« см со сч
о со со О 00
^ т>
со — СО со (М I
(М со со
а> о
X
X
— О)
си * к а
А 12 а
X о
о с
с О) о X си о X
А ф А
а) ^ п
О) (V
о н н
X X X
Т р аз
(V аз сс
и-а> X
СО сх со
2 (V о си
А А
О)
о
(П
О. О
3 Гигиена и санитария, ЛГг 6
ной чувствительности у 3 групп подростков показало, что чаще увеличение порога ее наблюдалось в 1-й и во 2-й группе, особенно при измерении на левой руке (см. табл. 2), так как она больше всего подвергается воздействию вибрации в связи с тем, что близко расположена к рабочему органу инструмента — абразиву, фрезе и т. д.
Можно отметить, что у большинства подростков, работавших в условиях воздействия вибрации и шума, на протяжении рабочего дня уменьшалось число случаев с нормальным порогом вибрационной чувствительности, увеличивалось число случаев с умеренным и резким повышением его по сравнению с исходным уровнем. Кроме того, в 3-й группе, состоявшей из подростков, которые испытывали влияние только одного шума, также изменялся порог вибрационной чувствительности. Это дает нам возможность предположить, что шум сравнительно небольшой интенсивности может быть адекватным раздражителем не только для слухового, но и для вибрационного анализатора, что и отличает в аналогичных условиях организм подростков от взрослых.
Шум вызывает как угнетение,, так и повышение вибрационной чувствительности (см. табл. 2). Это, очевидно, обусловлено недостаточным совершенством вибрационного анализатора подростков, у которых один и тот же раздражитель вызывает различную реакцию. Несмотря на то что на участке Б работа в условиях воздействия шума и вибрации занимает меньше времени по сравнению с участком А, мы зарегистрировали у работавших там подростков увеличение порога вибрационной чувствительности. Такая реакция организма подростков на кратковременное воздействие раздражителя отличает их от взрослых, работавших в аналогичных условиях и при одинаковом режиме, как это видно из исследований Н. Н. Малинской, Л. Н. Шка-ринова и А. Б. Чемного.
При изучении нами порога вибрационной чувствительности через, каждый час у подростков, которые испытывали влияние шума и вибрации в течение 85—95% рабочего времени в связи с применением электромашинок (участок А), обнаружено значительное увеличение порога вибрационной чувствительности (до 14—14,6 дб) к концу рабочего дня по сравнению с исходным уровнем, причем, как и у подростков соседнего участка, на участке А наибольшее увеличение порога вибрационной чувствительности (на 12—12,4 дб) происходило в первой половине дня (к перерыву).
: Анализ изменений порога вибрационной чувствительности (837 случаев) на участке А через каждый час работы электромашинками (рисунок) показал, что наибольшее снижение этого показателя отмечалось в течение 1-го часа работы (на 6,4 дб на правой руке и на
*ч>
I §
/ г з * 5 6
Зремя исследования (в часох)
Увеличение порога вибрационной чувствительности (в дб) в динамике дня при 85—90% занятости виброинструментом (по сравнению с исходным
уровнем).
/ — правая рука; 2 — левая рука.
6.7 дб на левой). В то же время в дальнейшем порог вибрационной чувствительности возрастал всего лишь на 1,4—3 дб ежечасно. Часовой перерыв неполностью восстанавливал ее (на 4—5 дб). Исследование через 30 мин. после окончания рабочего дня показало, что порог вибрационной чувствительности восстанавливали всего лишь на 1,2—
2.8 дб.
Таким образом, изменение порога вибрационной чувствительности при воздействии шума и вибрации на организм подростка в течение 85—95% рабочего времени происходило довольно быстро (через 1 час после начала работы), а восстановление наступало медленно. Следовательно, на характер и глубину сдвигов, помимо самого неблагоприятного фактора, оказывала влияние и продолжительность вибрационного воздействия, что, по-видимому, должно найти отражение в режиме работы подростков в подобных условиях.
Наконец, наша попытка установить степень вредности различных, параметров вибрации на вибрационную чувствительность подростков (450 исследований) выявила, что наиболее неблагоприятна вибрация в диапазоне частот 100—180 гц с амплитудой 20—550 ммк. Она превышала допустимые уровни вибрации. Вибрация, обнаруженная нами, вела к максимальному понижению вибрационной чувствительности в течение 1 часа работы с виброинструментом. Менее неблагоприятна высокочастотная вибрация (270—360 гц, амплитуда 12—100 ммк), к которой наиболее чувствительны и взрослые люди (Е. Ц. Андреева-Галанина; А. И. Вожжова). Поэтому можно согласиться с мнением А. И. Вожжовой, которая считает, что с уменьшением частоты вибрационная чувствительность у взрослых падает; аналогичное соотношение имеет место и у подростков.
Все изложенное выше подтверждает повышенную реактивность и чувствительность вибрационного анализатора подростков к шумо-виб-
рационному раздражителю по сравнению со взрослыми.
• •
Выводы
1. При сравнительно непродолжительной работе с пневмоинстру-ментом у подростков отмечается в течение дня снижение вибрационной чувствительности. Характер и степень ее изменения у подростков зависят от производственного стажа, длительности работы с виброинструментами в сочетании с шумом и параметром вибрации.
2. В течение рабочего дня отмечается изменение вибрационной чувствительности, преимущественно незначительное, и умеренное повышение порогов ее (особенно у лиц со стажем работы более 1 года), что, очевидно, связано с изменением функционального состояния вибрационного анализатора в связи с комбинированным воздействием шума и вибрации. ,
ЛИТЕРАТУРА
А н д р е е в а-Г а л а н и н а Е. Ц. Вибрация и ее значение в гигиене труда. Л., 1956. — Бабкин В. П., Розен О. М., T у м а р к и н а Л. Н. и др. Биофизика, 1961г в. 1, стр. 61. — Бутковская 3. М., Левин В. М. В кн.: Гигиена политехничет ского и производственного обучения. М., 1963, стр. 192. — Вожжова А. И. Труды Воен.-морск. мед. акад. Л., 1952. т. 41, стр. 57. — Малинская Н. Н., Ш к а р и-нов Л. Н., Чемный А. Б. Гигиена труда, 1963, № 12, стр. 17. — Метлина Н. Б. Гигиена труда. 1960, № 5, стр. 45—Милков Л. Е. Там же, 1963, № 4, стр. 38.— Усе н ко В. Р. Тезисы докл. 18-й научно-практической конференции по проблемам гигиены труда и промышленной санитарии. М., 1962, стр. 20.— Frey М., Z. Biol.r 1914, Bd. 65. S. 417. — G a u 11 К., Ann. psychol., 1934,. v. 34, p. 1. — G о о d f e 11 о w U Psychol. Bull., 1934, v. 31, p. 560.
i
Поступила 12/11 1965 г.
THE EFFECT OF JOINT ACTION OF NOISE AND VIBRATION ON THE VIBRATION
SENSITIVY OF ADOLESCENTS
A. /. Tsysar
The authors studied the effect produced on the vibration sensitivy of adolescents by work with electric and pneumatic instruments and the extent of the noxious effect produced by various parameters of vibration. The adolescents presented a high sensitivity to the action of noise and vibration factors: a rise in the threshold value of the vibration sensitivity was noted in case of a comparably short service record and a short-term of work with the instruments. In the course of a work day changes of the vibration sensitivity were noted to occur mainly in the way of insignificant and moderate rises of its threshold values, that are evidently connected with changes in the functional state of the vibration analyzer.
УДК 371.73 : [572.511.087+616-071.21
НЕКОТОРЫЕ МОРФО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ
ДЕТЕЙ 7—11 ЛЕТ С НИЗКОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТЬЮ
В. К. Шуру хина
Научно-исследовательский институт возрастной физиологии и физического
воспитания АПН РСФСР, Москва
В каждой школе имеется 5—10% учащихся, отстающих по физической культуре. Они с трудом выполняют основные движения — бег, прыжки, метание, лазание и др., что говорит об их низкой физической подготовленности. Такие школьники стесняются своей неловкости. Как правило, они вялы, малоактивны и стремятся быть незаметными на уроке. Это ведет к малоподвижности таких детей на занятиях физической культурой и вне уроков, что еще больше усугубляет их отставание.
Дети с низкой физической подготовленностью должны стать предметом особого внимания преподавателей и школьных врачей, однако в подавляющем большинстве школ (как показали наблюдения и анкетные данные) с этими школьниками не ведется никакой дополнительной работы. Более того, существуют противоречивые мнения об их физическом воспитании. Это побудило нас изучить особенности организма детей, слабо развитых физически, с тем чтобы в дальнейшем обосновать методику их физического воспитания.
От ряда преподавателей физической культуры мы получили характеристики интересующих нас учащихся, освещающие двигательные качества и навыки, присущие каждому ребенку. Всех детей 1—4-х классов подвергли контрольным испытаниям, позволяющим объективно выявить уровень их физической подготовленности.
Программа контрольных испытаний охватывала бег на 30 м, «челночный» бег, прыжки в длину с места, прыжки в высоту с прямого разбега способом «согнув ноги», прыжки в высоту с места толчком двух ног, броски набивного мяча весом 1 кг двумя руками из-за головы из положения сидя на полу (ноги на ширине плеч). При испытаниях учитывали время бега, длину и высоту прыжков, расстояние, которое пролетает брошенный мяч.
В контрольных испытаниях участвовали 355 школьников 1—4-х классов, из них 180 мальчиков и 185 девочек, в среднем по 90 человек из каждой параллели. Результаты контрольных испытаний были подвергнуты вариационно-статистической обработке. Результаты выше M ± а оценивались как высокие показатели, результаты испыта-* # f : , *б