Научная статья на тему 'Влияние социокультурных маркеров на выбор вида спорта представителями среднего класса'

Влияние социокультурных маркеров на выбор вида спорта представителями среднего класса Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
551
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТ / ГЕНДЕР / ВЫБОР / МАРКЕР / ВОЗРАСТ / СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС / СРЕДНИЙ КЛАСС / MARKER / SPORT / MIDDLE CLASS / AGE / GENDER / CHOICE / SOCIAL STATUS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Аверина Марина Владимировна

Неограниченная свобода выбора того или иного вида спорта индивидом является на самом деле кажущейся. Теоретические и статистические исследования показывают, что при выборе конкретного вида спорта, в частности представителями среднего класса, проявляются различного рода маркеры, такие как возраст, наличие двигательных способностей, гендерные особенности, социальный статус и ряд других, которые жестко обозначают границы подобного выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям , автор научной работы — Аверина Марина Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of the sociocultural markers on a choice of the kind of sport by the middle class representatives

An unlimited freedom in choosing this or that kind of sport by an individual seems to be apparent. As some theoretical and statistical investigations have demonstrated, when a middle class representative chooses a kind of sport reveals such markers as age, motive capacity, gender peculiarities, social status and some others which show the limits of such choice.

Текст научной работы на тему «Влияние социокультурных маркеров на выбор вида спорта представителями среднего класса»

УДК 301

ВЛИЯНИЕ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ МАРКЕРОВ НА ВЫБОР ВИДА СПОРТА ПРЕДСТАВИТЕЛЯМИ СРЕДНЕГО КЛАССА

© М.В. Аверина

Неограниченная свобода выбора того или иного вида спорта индивидом является на самом деле кажущейся. Теоретические и статистические исследования показывают, что при выборе конкретного вида спорта, в частности представителями среднего класса, проявляются различного рода маркеры, такие как возраст, наличие двигательных способностей, гендерные особенности, социальный статус и ряд других, которые жестко обозначают границы подобного выбора.

Ключевые слова: спорт; гендер; выбор; маркер; возраст; социальный статус; средний класс.

В связи с изменяющимися условиями функционирования социума спорт, сохраняя заложенный в нем изначальный потенциал, приобрел новое визуальное, аудиальное и кинестетическое восприятие, что послужило мощным импульсом к формированию желания быть причастным к этому пространству социальной реальности.

Вовлеченность в «спортивный образ жизни» олицетворяет собой многое:

- это и виртуальный знак равенства между спортивным человеком и человеком активным, молодым, энергичным;

- это и миф о «вечной юности», за которым, как считал Ролан Барт, скрывается мечта о бессмертии [1];

- это и бессознательная вера в возможность преодоления «пределов» (древнегреческий «хюбрис»);

- это и воплощение в жизнь мечты об идеальном теле, что социально притягательно, поскольку вызывает восхищение у окружающих;

- это и ощущение праздника, что дает возможность вырваться из рутины обыденности, т. н. «прорыв во внестатусность», демонстрация собственного «права на счастье»;

- это и культ удовольствия, некая новая эротическая игра, позитивный потенциал которой обусловлен ее подрывными, анархическими тенденциями [2].

Поэтому принятие индивидом решения о занятии спортом - это не просто решение о развитии своих физических возможностей, это стремление, способ, возможность, попытка решения многих социокультурных проблем. Поэтому и выбор вида спорта становится непростой и нелегкой процедурой.

История существования спорта демонстрирует определенные тенденции возникно-

вения, развития и исчезновения различных направлений и видов спортивной активности. На протяжении столетий складывались предпочтения при выборе видов спорта не только в соответствии с географическими, ландшафтными, климатическими, национальными, антропологическими особенностями, но и социокультурными, в первую очередь сословными, градациями. Веками аристократия старательно оберегала «свои» виды спорта и всяческими уловками (прежде всего финансово, затем правилами соревнований и т. п.) отгораживала их от низшего сословия. В то же время низшему сословию хватало способностей организовывать свой досуг, чему есть множество подтверждений. В частности, по свидетельству Нила Тренте-ра, английского исследователя, правила такого вида спорта, как метание колец, были выработаны именно теми, у кого он пользовался успехом, а именно, в рабочей среде [3].

Постепенно в сознании социума закрепилось представление о наличии некоего набора видов спорта, составляющих преимущественно «элитное» (аристократическое) или преимущественно «дворовое», «уличное» (рабочее) направление. К «элитным» видам спорта обычно относят конное поло, яхтинг, скачки, гольф, теннис, сквош, дайвинг, картинг и некоторые другие. Большинство из перечисленных видов спорта финансово высокозатратны, и поневоле малообеспеченные граждане не в состоянии ими заниматься даже при всем своем желании. К простонародным видам спорта относят футбол, хоккей, дартс, бег, лыжи, городки, разные виды борьбы, плавание и др. Условия для занятий этими видами спорта значительно демократичнее.

Однако меняется общественный строй, меняется количество и качественный состав социальных страт, меняются и условия развития социума. Возникают новые виды спорта, часть из традиционных видов уходит в небытие, существующие виды меняют позиции.

Современный социум, по исследованиям социологов, включает в себя такие социальные страты, как: аристократию, буржуазию (крупную, среднюю и мелкую) и рабочий класс. О спортивных предпочтениях высших и низших слоев социума было сказано немало. Интерес вызывает выбор видов спорта буржуазией (какие конкретно, почему именно они и т. п.). Буржуазия как социальный класс довольно неоднородна по составу своих представителей.

Крупная буржуазия по образу и стилю жизни делится на «старую» и «новую». Старая буржуазия зиждется на отношениях, порожденных длительным пребыванием в буржуазном статусе (как минимум 2-3 поколения), она тяготеет к имитации аристократического образа жизни. Считается, что в России старой буржуазии нет и быть не может. Новая буржуазия, крупная и средняя (в России - «новые русские»), включает всех вдруг разбогатевших граждан. Поэтому их качественный состав неоднороден. В России значительная часть представителей крупной и средней буржуазии имеют номенклатурный характер, это бывшие советские управленцы, партийные и комсомольские работники, члены их семей. Встречаются здесь и выходцы из научной интеллигенции. В то же время в среде средней российской буржуазии велик процент людей, «сделавших себя». Многие из них вышли из необразованных слоев общества благодаря твердому и наглому характеру, решительности, склонности к авантюризму, нередко их успех во многом обусловлен противозаконной деятельностью, моральной неразборчивостью, связями с блатным миром [4].

Мелкая буржуазия - это мелкие собственники капитала любого типа, представляющие собой организационную единицу (фирму, ИЧП) и непосредственно выходящие на рынок товаров и услуг. Это в основном мелкие торговцы, ремесленники, водители, а также узкий слой работников интеллектуального труда, которые сами продают свои товары и услуги: адвокаты, частные врачи, консультанты, репетиторы и т. п.

Продукт современного общественного развития - средний класс. При ближайшем рассмотрении выясняется, что речь идет все о той же буржуазии. Различают два средних класса: старый (или традиционный) и новый. Представители старого среднего класса - та же мелкая буржуазия. Новый средний класс -это наемные работники, обладающие культурным капиталом (образованием, опытом, навыками, которые в данный момент пользуются большим спросом на рынке и приносят дивиденды). Это разного рода профессионалы, работающие в относительно благополучных частных и государственных организациях на высокооплачиваемых должностях. Они сами не выходят на рынок товаров и услуг, а защищаются от него своей фирмой, в которой получают не просто заработную плату, но и дивиденды на культурный капитал. Последние выступают в форме различных доплат, которые обеспечивают существенное превышение их дохода над средним в данный момент в данном регионе.

Следует особо подчеркнуть специфику нового среднего класса - большее количество степеней свободы, следствием чего является широкий набор встречающихся здесь стилей жизни, немыслимый как для рабочего класса, так и для многих элитных групп. Бытие представителей элиты часто проходит в «аквариуме», тщательно фиксируемым СМИ и широкой публикой, от которых зависит поддержание звездного статуса. Отсюда вместо свободного выбора стиля жизни им приходится демонстрировать соответствие ожиданиям. Основой стилевого разнообразия нового среднего класса является, с одной стороны, относительно большой объем доступных финансовых средств (дивиденды на культурный капитал), а с другой - концентрация значительной части представителей этой группы в организациях, не принуждающих к поддержанию жестких рамок требуемого поведения (по крайней мере, вне рабочего времени), жизнь вне зоны пристального общественного внимания. Кроме того, высокий образовательный и интеллектуальный уровень членов нового среднего класса, творческий характер деятельности существенной их части создают основу для индивидуализма, который ищет пути самореализации, утверждающие неповторимость конкретной личности [4].

Весь неоднородный класс - буржуазию -объединяет погруженность в ту или иную профессиональную деятельность, значительную по объему временных затрат, а также интеллектуальных, энергетических и нервных ресурсов. К примеру, представители мелкой буржуазии, владельцы мелкого бизнеса за неимением лишних средств вынуждены брать на себя основную часть рутинной и тяжелой работы. Нередко можно встретить бизнесменов, годами не отлучающихся из своего города, т. к. оставить бизнес не на кого. Даже и в дальних странах на экзотическом и дорогом курорте забыть об оставленном бизнесе сложно. У представителей нового среднего класса нередко работа продолжается после окончания рабочего дня в офисе или дома, выходные также не защищены от вторжения в них труда. Работа настолько поглощает человека, что отключиться от нее, просто покинув офис, порою оказывается невозможно. В одних случаях это следствие увлеченности, в других - невозможности вырваться из пространства служебных обязанностей [5]. Время реального досуга оказывается существенно меньше, чем формального.

Поэтому требуется не просто отдых, а именно «отключка» (разрыв повседневности), т. е. досуг должен быть интенсивной противоположностью профессиональной деятельности. Что под этим подразумевается? Голова либо должна отключаться вообще, либо, в крайнем случае, блокироваться от размышлений о работе. Слабый вариант переключения - физический труд на даче, посещение тренажерного зала, сауны, лежание на пляже и сидение в барах. Сильный вариант -активная деятельность, дающая встряску мышцам и нервам, но не требующая участия больших участков головного мозга. Это могут быть горные лыжи, спортивный туризм, автомобильные путешествия, в короткие периоды досуга - занятия такими видами спорта, которые требуют концентрации и самоотдачи (игровые виды спорта, единоборства и т. д.) [4].

Потребность в занятиях спортом у различных представителей буржуазии обусловлена не только желанием «отключки» от профессиональной деятельности, но и возможностью восполнения энергетических и нервных ресурсов для дальнейшего выполнения этой деятельности. Здоровье начинает рассматриваться как большая ценность, в т. ч.

и экономическая. В социальном поле этого класса время стоит больших денег, поэтому больничные листы, низкая трудоспособность из-за плохого самочувствия все чаще воспринимаются как большая роскошь.

Однако сегодня само здоровье стало пониматься несколько иначе. Сейчас уже никто не говорит о необходимости осторожно относиться к своему телу и ни в коем случае не нарушать «равновесие» организма. Современное понимание здоровья - это то, что позволяет вести жизнь напряженную, предполагающую случайные или намеренные нарушения этого равновесия; здоровым считается человек, способный идти на риск и преодолевать опасности. Поэтому традиционный спорт становится неинтересен, возникает тяга к спорту разнообразных «приключений», где индивид совершенно свободен в выборе своей стратегии и единственным условием является добровольное и осознанное преодоление им всевозможных опасностей. Отсюда такое исключительное влечение к экстремальным видам спорта.

Таким образом, первоначальный обзор теоретических и эмпирических исследований образа жизни и предпочтений класса буржуазии позволяет сформулировать предварительные умозаключения:

- представители «старой буржуазии», которые занимаются спортом, поскольку тяготеют к воспроизводству аристократического образа жизни, скорее всего, склонны заниматься элитными видами спорта;

- представители «новой буржуазии», поскольку их реальный качественный состав предельно разнороден, традиционных предпочтений в выборе того или иного вида спорта явно не имеют. Прослойка из среды «новых русских», которые вышли из необразованных слоев общества и по роду занятий связаны с блатным миром или противозаконной деятельностью, если занимаются спортом, то предпочитают бокс, самбо, русский рукопашный бой, восточные единоборства, силовой фитнес и т. п. У представителей старого среднего класса (мелкая буржуазия) основные проблемы связаны с выкраиванием времени для занятий спортом, отсутствием достаточных (свободных) денежных средств, чтобы заниматься элитными видами спорта. Поэтому, скорее всего, предпочтение отдается игровым видам спорта:

футболу, хоккею, плаванию, лыжам, фигурному катанию и т. п. И только представители нового среднего класса в соответствии со своим образом жизни открыты для самых различных спортивных инноваций. Однако когда непосредственно встает вопрос о конкретном виде спорта, которым хотелось бы заниматься, посвящать свой досуг, который бы явился средством «разрыва повседневности» и т. п., в силу вступают дополнительные маркеры.

Один из таких маркеров - возраст. Говоря о возрасте, имеется в виду не «старческая немощь», а сложившаяся еще во времена Древней Греции (а может быть и раньше) установка, что спорт - удел молодых. Именно молодежный отрезок жизни включается в традиционно жесткий жизненный сценарий, подчиненный строгому кодексу норм и санкций, как особый период временно допускаемой относительной свободы, публичности и состязательности поведения, аналогичный, например, празднику. Именно в короткий переходный период юности возможно универсально-инструментальное и демонстративно-символическое, но в любом случае -активное отношение к способностям и возможностям тела посредством занятий спортом, культивирования тела, вообще занятия своей внешностью.

За этими рамками заинтересованность своим телом, внешним видом, поддержание их на цивилизованном уровне, «забота о себе» или «работа над собой», по известной формулировке позднего Мишеля Фуко, вытесняются из обихода именно как молодежные, «по возрасту» не подходящие старшим [6].

Другой маркер - наличие мало-мальских двигательных способностей. Если первым маркером можно пренебречь до какой-то степени, то второй маркер более жестко устанавливает границы. И как бы не привлекали экстремальные виды спорта своей новизной, романтикой и авантюризмом, отсутствие легкости в овладении спортивными навыками довольно быстро отбивает охоту к занятиям паркуром или кайтсерфингом, или велотриалом.

Зачастую увлечение экстремальным спортом, у основной массы, проявляется на уровне декларирования. Да, новый средний класс открыт для инноваций, в т. ч. спортивных, да, у нового среднего класса есть фи-

нансовые возможности для покупки спортивного снаряжения, оплаты тренера и места занятий (например, комплект для пещерного дайвинга - 3000 долл., дайвинг туры на Мальдивы или Филиппины - от 2500 долл., курс обучения - 2000 долл.; виндсерфинг: доски -Starboard Garve - 1780 долл., паруса - North Sails Warp - 950 долл., одежда - 400 долл., курс обучения - от 1500 долл. и т. п.) [7]. Но, для овладения спортивными навыками, чтобы выглядеть хотя бы «на уровне», а не как «лох», нужны не только двигательные способности, но и время, которого на занятия спортом отпускается мало (основная работа не позволяет). Возможности выбора невелики: либо пребывание в виде спорта в роли дилетанта (что может быть чревато травмами, ведь спорт-то экстремальный); либо полное погружение в притягивающий вид спорта (а это вариант, скорее всего, для младших представителей среднего класса, поскольку они могут себе позволить работать меньше, чем родители, т. е. лишний раз вспоминается: «спорт - удел молодых»), либо замена реальности на ее имитацию. Главное - поддерживать экстремальный образ, а добиваться успехов в спорте при этом совсем не обязательно. Поэтому важнее успеть приобрести и показать последние новинки снаряжения и одежды самых известных брендов, чем потратить время на освоение того же бэк-флипа. Важны не столько сами спортивные умения и навыки, сколько одежда, музыка, сленг, тусовки, демонстрация «отвязного» образа жизни. Современный мультимедийный социум всячески способствует тиражированию этой подмены.

Еще один маркер - гендерный. Феминизация спорта проявилась в том, что женщины начали организованно заниматься, казалось бы, чисто мужскими видами спорта: боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, футболом, хоккеем и т. д. Поскольку цель их, главным образом, - достижение спортивных результатов, то во многих странах женские группы по названным выше видам спорта малочисленны.

С возрастом все меньшее число женщин продолжают заниматься спортом. Самыми активными являются женщины в возрасте до 24 лет, а самыми неактивными - старше 60 лет (Европейская спортивная конференция «Женщины и спорт», Стокгольм, 1996). Тенденция сохраняется (данные опроса Ев-

робарометра, 2005 г.) [8]. Помимо прочих факторов на формирование отношения женщин к спорту и физической активности влияет принадлежность к определенному социальному классу. Немецкий исследователь Г. Бентц, изучая данную проблематику, пришел к выводу, что в начале 1980-х гг. лишь 10 % женщин низшего сословия были вовлечены в регулярные занятия спортом и физической активностью. Тогда как для женщин среднего класса этот показатель равнялся 54 % [9]. В США в 1994 г. наивысший процент занимающихся спортом составляли женщины из среднего класса [10]. Данные из российской реальности подтверждают эту информацию только в несколько других пропорциях.

Согласно социологическим данным, основная масса женщин (не занятая в спорте высших достижений), которая занимается спортом, предпочитает такие виды спортивной активности, как ходьбу, плавание, велосипед, тренажеры, фитнес, и в первую очередь аэробику и ее разновидности (степ, слайд, фанк, джаз-сайз, аква- или гидро- и танцевальную аэробику), шейпинг, каллане-тику, стретчинг, йогу, поскольку (особенно последние) виды спортивной активности вписываются в понятие половой идентичности и совместимы с представлениями о женственности и имидже женского тела и фигуры [11].

Результаты более позднего исследования, проведенного в январе-феврале 2008 г. агентством Т^ по заказу Мке в девяти европейских странах (Нидерландах, Испании, Италии, Франции, Великобритании, Германии, Швеции, Турции и России) среди 10 тыс. женщин в возрасте от 16 до 30 лет, в принципе демонстрируют сохранение тенденции:

- в среднем по Европе в данной категории выделились 5 самых популярных видов спорта: аэробика / тренажеры (38 %), фитнес (35 %), плавание (31 %), велоспорт (23 %), танцы (22 %);

- в России результаты несколько отличаются: аэробика / тренажеры (50 %), плавание (39 %), фитнес (37 %), танцы (36 %), йога / пилатес (25 %) [7].

Не следует сбрасывать со счетов также влияние культурного и религиозного маркеров, которые в определенных условиях могут

оказывать существенное воздействие на выбор конкретного направления или вида спорта.

В качестве примера влияния культурного маркера следует обратить внимание на спортивные предпочтения образованных («интеллигентских») слоев общества. Речь идет о небольшой прослойке интеллектуалов-интел-лигентов, пришедших в средний класс из советской интеллигенции и сохранивших часть прежних ценностей и привычек. К воспроизводству интеллигентских моделей потребления их толкает стремление обозначить границу между собой (членами среднего класса, не утратившими интеллигентской идентичности) и пограничными группами. Удачными символами этих границ могут быть «ноутбуки», учеба, стажировки, семинары за рубежом или, в крайнем случае, «интеллектуальные» туристические туры, концентрирующиеся на музеях, исторических памятниках, покупка произведений искусства и дорогой гуманитарной и специальной литературы и т. д. [4]. Следование интеллигентским моделям наблюдается и при выборе вида спорта теми из представителей, кто спортом занимается. К «интеллигентским» видам спорта принято относить бадминтон, крикет, фехтование, греблю, настольный теннис, шахматы, бридж и т. п. Причем перечисленные спортивные предпочтения сформировались не вдруг. Это не веяние времени.

И, наконец, социальный статус также является влиятельным маркером. «Это очень дорогое удовольствие, - говорит менеджер, -Я плачу взносы в клуб 600 долларов за полгода. ...Это элитарный клуб, который есть в каждой стране. Дело в том, что очень хочется посещать такой клуб, если есть финансовые возможности. . За удовольствие приходится платить. В какие-то дешевые клубы меня просто не затащишь» [5]. Выясняется, что спортивный клуб зачастую выбирается не по «велению души», а по принципу символа социальной идентичности. Аналогично выбирается и вид спорта. Например, горные лыжи в Альпах - это разгрузка плюс символ успеха, вестернизации и принадлежности к современному среднему классу.

Таким образом, когда у представителей нового среднего класса возникает проблема выбора конкретного вида спорта, как бы автоматически проявляются те или иные огра-

ничители. Тем не менее, анализ источников показывает, что у российского среднего класса вырисовываются определенные спортивные предпочтения. Самые популярные виды спорта (в порядке убывания популярности): плавание, групповые виды спорта (футбол, волейбол, баскетбол), бег трусцой. И, естественно, интенсивно развивается рынок фитнес-услуг [12]. Наиболее популярными зимними видами спорта в России являются лыжи, горные лыжи, некоторые экстремальные виды (сноуборд, фристайл и т. п.), хоккей, коньки. В совокупности в 2005 г. на них приходилось 16,5 % спроса на рынке спортивных товаров и услуг. Высокий уровень спроса начиная с 2005 г. наблюдается и на товары и услуги, связанные с катанием на коньках (10 %) (По материалам Russian Fitness Group, RBC Daily, Fizkult.ru, Ведомости, Российская Бизнес-газета, League Consulting, Секрет фирмы, Финам, Magram Market Research, Deloitte & Tou^, IHRSA).

Подведем итоги. У каждого социального класса формируются свои спортивные предпочтения, которые одновременно выступают символами социальной идентичности. Поэтому и представителям среднего класса важно заниматься конкретно этими видами спорта, а не другими, поскольку именно они маркируют границы принадлежности именно к этой социальной страте. Теоретические и статистические исследования подтверждают, что при выборе конкретного вида спорта приходится учитывать, помимо социальных, еще и дополнительные ограничения, такие как возраст, наличие двигательных способностей, гендерные особенности и ряд других. Изменение ожиданий по отношению к современному спорту влечет людей к «разрыву повседневности», разрыву различных ограничений, что выражается в стремлении к занятиям экстремальными видами спорта.

1. Социология спорта. Международные перспективы и глобализация / под ред. Ф. Оль. М., 2007.

2. Caillois. Structure and classification of games // Sport, culture and society: a reader on the sociology of sport / by ed. J.W. Loy, G.S. Kenyon. N. Y., 1969.

3. Трентер Н. Спорт, экономика и общество в Великобритании (1750-1914). М., 2006.

4. Ильин В.И. Социология потребления. 2008. URL: http://www.consumers.narod.ru. Загл. с экрана.

5. Порецкина Е. Некоторые новые черты потребительских моделей петербургских семей конца 90-х // Новые потребности и новые риски. Реальность 90-х годов. СПб., 2001.

6. Дубин Б. Состязательность и солидарность. Рождение спорта из духа общества. М., 2008.

7. Совет по спортивной индустрии при Комитете по физической культуре и спорту Санкт-Петербурга. 2009. URL: http://sportindustry.ru. Загл. с экрана.

8. Tuyckom van C., Scheerder J. Sport for all? Social stratification of recreational sport activities in the EU-27 // Kinesiologia Slovenica. Scientific Journal On Sport. 2008. V. 14. № 2.

9. The Physical Educator. 1989. № 4.

10. Athletic Business. 1995. № 9.

11. Гуськов С.И., Дегтярева Е.И. Новые виды физической активности женщин - веление времени // Теория и практика физической культуры. 1998. № 2.

12. Федерация фитнес-аэробики России. 2009. URL: http://www.fitness-aerobics.ru. Загл. с экрана.

Поступила в редакцию 1.09.2009 г.

Averina M.V. Influence of the sociocultural markers on a choice of the kind of sport by the middle class representatives. An unlimited freedom in choosing this or that kind of sport by an individual seems to be apparent. As some theoretical and statistical investigations have demonstrated, when a middle class representative chooses a kind of sport reveals such markers as age, motive capacity, gender peculiarities, social status and some others which show the limits of such choice.

Key words: marker; sport; middle class; age; gender; choice; social status.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.