Научная статья на тему 'Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения'

Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
984
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСЛУГИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА / ОПРОС / РЕСПОНДЕНТЫ / RESPONDENTS / МОТИВАЦИЯ / MOTIVATION / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / PHYSICAL EDUCATION / СПОРТ / SPORT / SERVICE OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT / INTERROGRATION

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Енченко И. В.

В данной статье проанализированы результаты опроса, проведенного в социальных сетях, среди людей разного пола, возраста, социального положения и уровня образования на предмет отношения к услугам физической культуры и спорта. Были рассмотрены особенности потребления этих услуг и факторов, мотивирующих их потребление. Были выявлены основные предпочтения потребителей в сфере услуг физической культуры и спорта, а также необходимых дополнительных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE ATTRACTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SPHERE AMONG THE POPULATION

The interrogation made in social nets among people of different sex, age, social status and the level of education concerning the relation to physical education and sport services is analysed in the paper. Peculiarities of consuming these services are also examined. Main preferences of consumers in the sphere of physical education and sport, and additional services as well were revealed in the course of the research.

Текст научной работы на тему «Анализ привлекательности услуг сферы физической культуры и спорта среди населения»

PROBLEM OF FORMATION OF VALEOLOGICAL CULTURE OF THE PERSONALITY IN THE CONDITIONS OF TRANSFORMATION PUBLIC LIFE

F. Z. Skhanuk, Teacher,

Maikop state technological university.

Contact information for correspondence: 350015, Krasnodar, Budennogo str., 161.

In article features of formation of valeological culture of the personality in the conditions of transformation of public life are analyzed. Definition is given to valeological culture, its main aspects, and also dialectic interrelation of the objective and subjective factors causing a condition and development of valeological culture are opened.

Keywords: valueology, valeological culture, health, healthy lifestyle, valuable consciousness, value, ideals, globalization.

УДК 796:338.2

АНАЛИЗ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТИ УСЛУГ СФЕРЫ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ

Аспирант И. В. Енченко,

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики.

Контактная информация для переписки: 191015, Санкт-Петербург, ул. Кавалергардская, 7, лит А.

В данной статье проанализированы результаты опроса, проведенного в социальных сетях, среди людей разного пола, возраста, социального положения и уровня образования на предмет отношения к услугам физической культуры и спорта. Были рассмотрены особенности потребления этих услуг и факторов, мотивирующих их потребление. Были выявлены основные предпочтения потребителей в сфере услуг физической культуры и спорта, а также необходимых дополнительных услуг.

Ключевые слова: услуги физической культуры и спорта; опрос;

респонденты; мотивация; физическая культура; спорт.

Услуги в сфере физической культуры и спорта в настоящее время все более активно входят в жизнь населения нашей страны. Все больше людей стараются регулярно посещать спортивные клубы и секции, а также заниматься физической культурой самостоятельно. По данным статистики, число систематически занимающихся физической культурой и спортом постоянно растет. Это связано с широкой пропагандой здорового образа жизни, проводящейся в последние годы в нашей стране.

По данным Росстата, число си-

стематически занимающихся физической культурой по регионам в целом имеет положительную динамику роста. Однако есть регионы, в которых вовлеченность населения в сферу физической культуры и спорта по-прежнему низка. Так, например, в нескольких регионах отмечается отрицательная динамика количества занимающихся физической культурой и спортом: Башкортостан - (-)6,2%, Калмыкия - (-)7,7%, Карачаево-Черкесия - (-)3,2%, Дагестан - (-)0,6% [1].

В связи с этим автором был проведен опрос в социальных сетях для выяснения привлекательности услуг физической культуры и спорта среди населения нашей страны. Было опрошено 928 респондентов, среди них 342 мужчины, 318 женщин, 268 детей (14-18 лет). В опросе принимали участие люди из разных городов Российской Федерации, разного возраста, социального статуса и уровня образования. Всем респондентам было предложено ответить на одни и те же вопросы, выбрав один или несколько подходящих вариантов ответа. На рисунке 1 представлено процентное соотношение потребляющего спортивные услуги населения по городам - участникам опроса.

Были учтены лица, занимающиеся физической культурой в спортивных клубах, самостоятельно, а также посещающие различные спортивные мероприятия.

Из рисунка 1 видно, что наибольшее количество людей, занимающихся физической культурой и спортом и регулярно потребляющих спортивные услуги, живет в Казани - 17%, немного от нее отстает Санкт-Петербург - 16 % и третье место по этому показателю занимает Москва - 14%.

Во многом такие показатели объясняются большим количеством спортивных сооружений в этих городах. Здесь ежегодно увеличивается количество фитнесклу-бов разного уровня.

Фитнес во всем мире считается одним из самых выгодных видов бизнеса: вложения окупаются быстро, примерно через 2 года, а прибыль, в среднем, достигает 5 млн. долларов в год.

В России с ее поляризованной социальной структурой прибыль от фитнес-центра в большой степени зависит от экономического развития региона.

По мнению специалистов, создание фитнесклуба в крупных городах, таких как Москва, Санкт-Петербург и Казань, очень выгодно. Однако здесь необходимо учитывать общий доход населения регионов. Далеко не все могут позволить себе занятия в элитных фитнес-центрах, соответственно выгоднее строить бюджетные клубы, где стоимость клубной карты будет приемлемой для людей со средним доходом [2].

При опросе респондентам был задан вопрос: «Посещаете ли вы спортивные клубы?» и предложили следующие варианты ответов:

- «Да, регулярно»;

- «Иногда»;

- «Не посещаю».

Ответы были дифференцированы по полу, возрасту и варианту выбранного ответа. На рисунке 2 отражены ответы на этот вопрос.

Из данного графика можно сделать вывод, что спортивные клубы регулярно посещают 124 опрошенных мужчин и 103 женщины от 19 до 25 лет, а также дети от 14 до 18 лет. Далее идет возрастная категория от 26 до 40 лет. Здесь количество мужчин и женщин отличается не сильно, однако, наравне с большим количеством посещающих спортивные клубы в этой возрастной категории много людей, не посещающих клубы вообще. Наименьший спрос на услуги спортивных клубов проявляют лица старше 65 лет. Притом, в отличие от большинства других возрастных категорий, здесь больший спрос предъявляют женщины.

Рисунок 3 отражает ответ на вопрос о частоте занятий физической культурой и спортом.

На рисунке 3 видно, что большое количество респондентов предпочитает заниматься физической культурой 1-3 раза в неделю, этот ответ дал 131 мужчина, 118 женщин и 95 детей. Такая статистика показывает высокую заинтересованность в занятиях физической культурой и в систематичности их посещения. В то же время большое количество женщин - 68 человек, ответили, что не занимаются физической культурой вообще. Причины были названы различные: от нехватки времени и денежных средств до элементарного нежелания заниматься физической культуры. Очень важно и то, что среди детей большинство занимается физической культурой от 1 до 4 раз в неделю, так ответили 183 респондента, в то время как вообще не занимаются 42 человека. Конечно, большую роль в вовлеченности в физическую культуру в данном случае играют образовательные учреждения, проводящие занятия по дисциплине «Физическая культура». В целом вовлеченность в сферу физической культуры и спорта среди населения довольно высокая.

Очень важным условием активного потребления услуг физической культуры и спорта является их доступность по стоимости. Именно с этим и связан следующий вопрос, заданный респондентам: ««Какую сумму в год вы готовы тратить на услуги физической культуры и спорта?». На рисунке 4 представлены ответы на этот вопрос.

Из диаграммы видно, что большая часть опрошенных готова тратить на услуги физической культуры и спорта от 10 до 30 тысяч рублей в год, так ответили 44 % респондентов. Этому варианту немного уступает вариант ответа «менее 10 тысяч в год» - этот вариант ответа выбрали 37 % опрошенных. Ответ «вообще не готовы» дали 10 % опрошенных. 7% опрошенных ответили, что готовы тратить от 30 до 50 тысяч рублей, и 2% сказали, что готовы тратить более 50 тысяч рублей в год. Однако в целом можно сказать, что услуги физической культуры интересуют население, и люди готовы тратить определенную сумму в год на занятия спортом.

Следующий вопрос, который мы задали респондентам: «Как вы поддерживаете спортивную форму?». Ответы на этот вопрос важны для анализа видов поддержания спортивной формы населения: занимаются ли они в спортивных клубах, в образовательных учрежде-

Рисунок 1. Города с наибольшим количеством потребителей спортивных услуг

14-18 лет 19-25 лет муж. 19-25 лет жен. 26-40 лет муж. 26-40 лет жен. 41-65 лет муж. 41-65 лет. Жен <65 лет муж. <65 лет жен.

48

-''27

29

21

26

14

/2'

19 30 6

6 14

1179

20

г53

38 42

37

40

60

80

107

11

103

124

□ Да, регулярно

□ Иногда

□ Не посещаю

100 120

140

Рисунок 2. Количественные показатели посещающих спортивные клубы

140 120 100 80 60 40 20 0

более

42

□ Дети

□ Женщины

□ Мужчины

Рисунок 3. Частота занятий физической культурой

4 равв31рдза2н3(раза в 1рав в иеванимается^

97

21

345

64

401

□ Свыше 50 тыс. руб.

□ 30-50 тыс. руб. ■ 10-30 тыс. руб.

□ Менее 10 тыс. руб.

□ Вообще не готовы

Рисунок 4. Допустимая сумма на услуги ФКиС

4

6

3

6

0

танцевальные программы тренажерный зал аэробика бассейн

занятия по видам спорта пилатес йо га массаж единоборства

Рисунок 5. Формы поддержания спортивной формы

-10 10 30 50 70 90 110 130 150

Рисунок 6. Наиболее привлекательные виды спортивных услуг

поддержание формы уменьшение веса кардиотренировка улучшение здоровья спортивные результаты но вы е знако ства расслабление/отдых

1111 -г

"Г93"

114

82

-;—Г

" 53

39

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Г

44

61

58

75

82

ГУ

103

Мужчины Женщины

97

Т-

-с-г-

101 1—Г-1*

0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 110 120 130

Рисунок 7. Мотивирующие факторы при потреблении услуг ФКиС

Рисунок 8. Причины редкого посещения спортивных клубов

парковка кафе

детская комната чистка одежды прокат инвентаря медицинское обслуживание спортивный магазин

470

141

196

т

197

277

332

362

0 50 100 150 200 250 300 350 400 450 500 550

Рисунок 9. Дополнительные услуги в спортивных клубах

ниях, самостоятельно, является ли спорт для них профессиональной деятельностью или вообще не занимаются. Результаты представлены на рисунке 5.

Мы видим, что большинство респондентов предпочитает спортивные клубы - 350 человек. Основной причиной здесь является то, что в клубах есть все условия для поддержания спортивной формы, присутствуют профессиональные тренеры, к тому же большинство клубов предлагают сразу несколько видов спортивных услуг. Самостоятельно занимаются 290 человек. Основные формы самостоятельных занятий - бег, гимнастика, домашние тренажеры, занятия со спортивным инвентарем (гантели, скакалки), уличные тренажеры. 147 человек занимаются физической культурой в учебных заведениях. Преимущественно это учащиеся школ и колледжей. Студенты предпочитают спортивные клубы по причине недостаточного качественного оказания услуг в высших учебных заведениях или полного отсутствия данного вида услуг. Профессионально спортом занимается 16 респондентов. Большинство здесь составляет молодежь в возрасте от 19 до 25 лет. Эти люди занимаются спортом с детства в профессиональных спортивных клубах и командах. Их цель - достижение высоких спортивных результатов, победы в крупных соревнованиях, таких как чемпионаты России, Европы и мира, а также Олимпийских играх. 125 опрошенных вообще не поддерживают спортивную форму. Причины тому различные: основные из них - отсутствие интереса к спорту в целом, отсутствие возможности заниматься в клубах (материальные проблемы, недостаток времени и т. д.), убеждение, что и так находятся в хорошей спортивной форме. Такая статистика говорит о недостаточной информированности и пропаганде физической культуры и спорта среди населения.

Для развития услуг в сфере физической культуры и спорта необходимо проанализировать, какие услуги пользуются наибольшей популярностью среди потребителей, а какие не достаточно интересны.

На рисунке 6 представлены данные о наиболее привлекательных видах спортивных услуг среди мужчин и женщин.

Многие респонденты выбирали несколько наиболее предпочтительных видов спортивных услуг. Так, и мужчины и женщины выбрали занятия в тренажерном

зале (139 мужчин и 116 женщин) и бассейн (121 мужчина и 126 женщин). Женщины выделили как наиболее привлекательные услуги: занятия аэробикой, танцевальные программы, пилатес, массаж, йогу. Среди мужчин помимо тренажерного зала и бассейна наиболее популярными оказались занятия по видам спорта, единоборства.

Еще одним важным фактором развития спортивных услуг является выявление мотивов потребления этих услуг. На рисунке 7 представлены факторы, выделенные респондентами.

Здесь, так же как и в предыдущем вопросе, некоторые респонденты выбирали несколько вариантов. И для мужчин и для женщин наиболее важными мотивирующими факторами являются поддержание формы, уменьшение веса, расслабление и отдых. Эти варианты ответов выбрало большинство участников опроса.

Еще один важный фактор - это кардиотренировки. Люди следят за своим здоровьем и занимаются профилактикой сердечно-сосудистых заболеваний. Этот вариант выбрали люди разного возраста. Это говорит о том, что многие занимаются профилактикой кардиологических заболеваний.

Далее респондентам был задан вопрос: «Почему вы не пользуетесь физкультурно-спортивными услугами чаще?». На рисунке 8 представлены ответы на данный вопрос.

На этот вопрос было предложено ответить самостоятельно без вариантов ответов. Некоторые респонденты называли несколько вариантов. Абсолютному большинству (312 мужчинам и 279 женщинам) для более частого посещения спортивных клубов не хватает времени. Второе место по популярности занимает дороговизна спортивных услуг. Также были названы такие причины, как неудобное далекое расположение клубов и неудовлетворенность качеством предоставляемых услуг.

Известно, что для привлечения людей в спортивные клубы производителям услуг необходимо не только обеспечить высокое качество услуг в сфере физической культуры и спорта, но и создать условия для комфортного пребывания в клубе с помощью дополнительных услуг, не относящихся к физической культуре. В связи с этим последний вопрос, заданный респонден-

там, был таким: «Какие дополнительные услуги должны быть в спортивном клубе?». Респондентам было предложено самостоятельно назвать те услуги, которые для них наиболее значимы. На рисунке 9 отражены ответы респондентов на этот вопрос.

Самыми востребованными услугами, по мнению респондентов, являются парковка, кафе и детская комната. Необходимость парковки обусловлена тем, что многие приезжают в клуб на машине и хотят во время тренировки быть за нее спокойны, однако не всегда рядом с клубом можно найти парковочные места и приходится ставить машину далеко от клуба, что, естественно, вызывает дискомфорт у потребителей услуг. Многие потребители, выбирая клуб, смотрят на наличие парковки и с большей вероятностью выбирают именно клуб с парковкой, не смотря на другие неудобства. Кафе необходимо, так как во время и после тренировки многие потребители хотят перекусить, выпить чаю или воды для восстановления сил. Многие приезжают в клубы семьями с детьми и важно, чтобы было место, где можно оставить ребенка на время занятий. Этим обусловлена необходимость наличия детских комнат. Важно, чтобы в клубе был специально обученный персонал, способный провести занятия с детьми в то время, когда родители тренируются в клубе. Занимаясь в клубе, посетителям важно знать, что в случае

возникновения недомогания во время тренировки им будет оказана быстрая квалифицированная медицинская помощь. В связи с этим необходимо, чтобы в клубе был оборудован медицинский кабинет. Иногда возникает ситуация, при которой занимающимся может понадобиться какой-либо спортивный инвентарь для тренировки (шапочка для плавания, очки, тапочки и т. д.). Здесь на помощь приходят спортивный магазин или прокат спортивного инвентаря, находящиеся в клубе.

В целом, проведенный опрос показал, что население связывает свой образ жизни с услугами физической культуры и спорта и довольно активно потребляет их. Были выявлены положительные и проблемные стороны данного типа услуг.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Отчет о результатах контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования средств федерального бюджета на финансирование федеральной целевой программы «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 годы» в 2006-2010 годах».

2. Енченко, И. В. Современное состояние рынка фитнес-услуг в России // Materialy IX mezinarodni vedecko - prakticka konference «Moderni vymozenosti vedy - 2013». - Dil 79. Telovychova a sport: Praha. Publishing House «Education and Science», 2013.

ANALYSIS OF THE ATTRACTIVENESS OF PHYSICAL EDUCATION AND SPORT SPHERE AMONG THE POPULATION

I. Enchenko, Post-graduate Student,

St. Petersburg State University of Service and economics.

Contact information for correspondence: 191015, St. Petersburg, Kavalergardskaya str.,7, lit. A.

The interrogation made in social nets among people of different sex, age, social status and the level of education concerning the relation to physical education and sport services is analysed in the paper. Peculiarities of consuming these services are also examined. Main preferences of consumers in the sphere of physical education and sport,

and additional services as well were revealed in the course of the research.

Key words: service of physical education and sport, interrogration, respondents, motivation, physical education, sport.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.