5. Gayazova, G.A. Starshij voгrast kak ob»ekt mediko-social'noj pomoshchi [Old age as an object of medical and social assistance]. Ufa: Publishing House «Health of Bashkortostan», 2006. 188 p. (in Russ.).
6. Shabalin, V.N. Aktual'nye problemy mediko-social'noj pomoshchi naseleniyu starshih voгrastnyh grupp v Rossii [Actual problems of medical and social assistance to the population of older age groups in Russia].
In: Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii [Healthcare of the Russian Federation], No. 3. 1999, pp. 25-28. (in Russ.).
7. Zdorov'e poгhilyh. Doklad komiteta ekspertov VOZ [Elderly health. Report of the Committee of Experts of the World Health Organization], In: http://whqlibdoc.who. int > WHO_TRS_779_rus (data of acces: 25.02.2023). (in Russ.).
DOI 10.24412/2223-0564-2023-1-15-21 P.A. Савастенко, С.М. Алхиджази ХДК 316.477
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЕЙ [FACEBOOK И INSTAGRAM] НА ПОДРОСТКОВ В ИОРДАНИИ, САУДОВСКОЙ АРАВИИ И ЙЕМЕНЕ*
Аннотация
В настоящее время использование социальных сетей стало распространенным явлением среди всех членов общества. Увеличился разрыв среди молодежи, особенно среди подростков, которые наиболее сильно подвергаются воздействию цифровых технологий. Это привело к тому, что во многих обществах начали формироваться свои интеллектуальные, социальные и политические особенности.
Проблема, которая рассматривается в данной работе, связана с влиянием социальных сетей на поведение арабской молодежи, на подростков в период их физической, умственной, эмоциональной и социальной трансформации. Психологическое влияние и зависимость от социальных сетей зачастую ставит подростка в тупик, вызывая поведенческие расхождения и противоречивые реакции на деятельность и социальные нормы взрослых. Для подростка характерны такие групповые характеристики, как стремление к исключительности и обособленности от семьи, привязанность к сообществу товарищей, склонность исследовать определенные табу и запреты. Также подросток может быть подвержен психологическим и поведенческим кризисам в результате отсутствия глубокого понимания характера этой стадии со стороны взрослых, слабости контроля над своим поведением, что может повлечь за собой неблагоприятные последствия для его будущего развития. Исследование направлено на выявление социальных аспектов использования подростками Facebook, Instagram (запрещены в РФ) и негативных последствий, которые подростки испытывают при использовании социальных сетей. Одним из таких последствий можно назвать высокую зависимость подростков от социальных сетей как источника информации.
* Социальные сети Facebook и Instagram запрещены на территории РФ.
Савастенко Роман Андреевич, кандидат филологических наук, доцент кафедры массовых коммуникаций, Российский университет дружбы народов (Москва), e-mail: [email protected]
Roman A. Savastenko, Cand. Sci. (Philology), Associate Professor of the Department of Mass Communications, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow), e-mail: [email protected]
Алхиджази Серин Мохаммад, аспирантка, кафедра массовых коммуникаций филологического факультета, Российский университет дружбы народов (Москва), e-mail: [email protected]
Serin M. Alhijazi, graduate student, Faculty of Philology, Department of Mass Communications, Peoples' Friendship University of Russia (Moscow), e-mail: [email protected]
Ключевые слова: социальные сети, сайты социальных сетей, арабская молодежь, подростки, интернет, Facebook и Instagram
Roman A. Savastenko, Serin M. Alhizazi
THE IMPACT OF SOCIAL MEDIA [FACEBOOK AND INSTAGRAM] ON TEENAGERS IN JORDAN, SAUDI ARABIA AND YEMEN
Abstract
Nowadays, the use of social networks has become common among all members of society. The gap has widened among young people, especially among teenagers who are most heavily exposed to digital technologies. This led to the fact that many societies began to form their own intellectual, social and political characteristics.
The problem addressed in this article lies in the physiological nature of the adolescent, since adulthood is a critical period of growth in people's lives that marks the physical, mental, emotional and social transformation from childhood to adulthood. This often confuses the teenager, causing behavioral divergence and conflicting reactions to the activities and social norms of adults. The adolescent is characterized by such group characteristics as the desire for exclusivity and isolation from the family, attachment to the community of comrades, a tendency to explore certain taboos and prohibitions. Furthermore, an adolescent may be prone to psychological and behavioral crises as a result of the lack of a deep understanding of the nature of this stage on the part of adults, the weakness of control over their behavior, which may lead to adverse consequences for their future development. Due to the fact that adolescents are most affected by the transitional stage that they are going through, it becomes necessary to study both the positive and negative effects of the Internet and social networks on them.
Therefore, this study aims to identify the social aspects of Internet use and the negative impacts teenagers experience when using social media, specifically *Facebook and Instagram*. One of these consequences is the high dependence of adolescents on social networks as a source of information. All of the above can lead to the weakening of family ties and the disintegration of the family, as well as the acquisition of certain habits and behaviors by adolescents that contradict their own.
Key words: social networks, social networking websites, teenagers, adolescents, the Internet, Facebook and Instagram
Подростковый возраст определяется как стадия, следующая за детством и предшествующая взрослой жизни. Подростковый возраст - этап, на котором человек переходит от детства к взрослой жизни, т.е. это переход от неопределенности к этапу уверенности в своих силах [19].
Подростковый период имеет несколько этапов:
1. Предподростковый этап.
Этот этап приходится примерно на возраст от 10 до 12 лет и служит подготовкой человека к переходу к следующему этапу развития, так называемому этапу стимуляции и сопротивления. В этот период происходит психологическое сопротивление, оказываемое психикой против активизации сексуальных влечений. На этой стадии происходит сексуальное развитие, что является результатом видимых биологических изменений, встречающих сопротивление со стороны личности. Среди признаков этого сопротивления - усиление чувствительности к своему
полу, отчуждение мальчика от девочки и его десантирование от нее, а также избегание мальчика девочкой. Также подростки в этот период очень смущаются и стыдятся своих сверстников. Например, если другие видят, как мальчик взаимодействует с девочками, его могут обвинить в отсутствии мужской грубости, или у девочки может усиливаться чувство неприязни к мальчикам из-за их превосходства и робости [18].
2. Ранний подростковый возраст.
Этот период следует за предыдущей стадией и продолжается вплоть до 16 лет. Иногда этот этап называют «возрастом отчуждения и растерянности», поскольку в этом возрасте у подростка вырабатываются формы поведения, которые раскрывают степень его растерянности и чрезмерной чувствительности. То есть происходит всплеск половой зрелости, когда подросток еще морально не готов к этому, что заставляет его приспосабливаться к всеобщим культурным реалиям, в которых он живет [15].
3. Поздний подростковый возраст.
Этот период охватывает возраст от 17 до 21 года. На этом этапе подросток пытается избавиться от внутренних переживаний, приспособиться к обществу, в котором он живет, к новым чувствам, условиям окружающей среды, самоконтролю, а также определить его позицию в отношении взрослых людей. Кроме того, он старается держаться подальше от изоляции и замкнутости, пренебрегая своими индивидуальными особенностями. Именно на этом этапе подросток озадачен проблемой определения его положения во взрослом мире и выборе направлений и действий, к которым он стремится.
Влияние социальных сетей на подростков бывает как положительным, так и отрицательным [1]. Одним из преимуществ социальных сетей является феномен «цифровой эмпатии», существующий среди пользователей этих сайтов, где они делятся радостями и горестями друг с другом, обмениваются добрыми словами, что способствует поднятию настроения.
Можно выделить следующие преимущества использования социальных сетей для подростков: постоянная коммуникация, чувство принадлежности в результате социальных отношений, в которые они вовлечены, приобретение навыков и опыта работы в социальных сетях, более глубокое ознакомление с социальными и политическими проблемами, которые возникают в виртуальном мире, а также повышение уровня уверенности в себе в результате знакомства с разными людьми, которые могут стать потенциальными друзьями в будущем [12].
Амбициозность молодежи тесно связана с их оптимистичным взглядом на будущее, и это одна из наиболее распространенных черт студентов-подростков. Состояние благополучия, или так называемое, психическое здоровье, способствует формированию у подростков позитивного отношения к будущему и дает им силы работать на пути к построению их карьеры. Таким образом, уровень амбициозности имеет тесную взаимосвязь с самореализацией индивида в личностном аспекте. Стоит отметить, что амбициозность различается от одного человека к другому с точки зрения уровня и типа. Уровень амбициозности зависит от того, насколько правильно и корректно человек осознает свой
потенциал и способности, не преувеличивая или не преуменьшая их, с учетом социального статуса [4].
Кроме того, высокие ожидания родителей могут подталкивать своих детей к наращиванию амбициозности, которые могут не соответствовать их способностям и, следовательно, они будут не в состоянии их достичь. Это может негативно повлиять на их психическое здоровье и заставить беспокоиться, почувствовать себя беспомощными, разочарованными и неполноценными, из-за чего впоследствии подростки впадают в депрессию. Большому давлению подвергаются и студенты, которые стремятся достичь мастерства и высоких показателей в учебе. Безусловно, родители желают им добра и хотят, чтобы их дети преуспели в учебе и обществе. Однако это приводит к увеличению страха и беспокойства, поскольку подростки опасаются не оправдать надежды родителей, в связи с чем они часто страдают от депрессии и подавленности.
Что касается негативных последствий использования социальных сетей для подростков, то они могут привести к социальной изоляции детей, отсутствию желания заниматься спортом или общественной деятельностью, неспособности создавать идеи и ценности, соответствующие сообществу, что, в свою очередь, порождает насилие и агрессию внутри них. Кроме того, студенты показывают слабое владение письменным и устным навыками арабского языка, т.к. ежедневное использование социальных сетей влияет на уровень знания языка и вредит их успеваемости, ведь чем больше времени они проводят в виртуальном мире, тем меньше шансов преуспеть в учебе из-за потраченного впустую времени [8].
У подростков и молодежи, которые тратят много времени на общение в социальных сетях, просто физически не хватает времени на общение с реальными друзьями, учебу и хобби [2].
Негативное влияние социальных сетей включает в себя многие модели поведения и черты, которые проявляют учащиеся, наиболее важными из которых являются: злоупотребление алкоголем и наркотиками, прогул уроков и побеги из школы, неудовлетворительные оценки по учебным предметам, низкая самооценка и неуверенность в себе.
В Иордании Facebook - самая популярная социальная сеть в Интернете. Сайт предоставляет
своим пользователям интерактивные услуги, такие как мгновенная отправка личных сообщений, электронная почта, обмен видео, фотографиями и различными файлами, возможностью коммуницировать двадцать четыре часа в сутки, узнать мнения других пользователей и реагировать на них [10].
В Иордании было проведено исследование, согласно которому, подростковый возраст - это возраст поиска идентичности и этап становления и выбора того, каким будет юноша или девушка, именно поэтому в этот период человек ищет конкретную модель для подражания и примеры поведения, и часто подростки начинают подражать знаменитостям, за жизнью которых они следят через социальные сети.
На формирование личности подростков также влияет отсутствие действенной роли родителей в их жизни. В этом возрасте подросток более склонен к общению с людьми со стороны, потому что ему нужен кто-то, кто принимает его и понимает его потребности и трудности, через которые он проходит, поэтому он старается привлечь к себе внимание всеми способами. Кроме того, внутренняя пустота молодежи и отсутствие цели в их жизни делает их уязвимыми для влечения к любому человеку или идеи, как положительной, так и отрицательной. Среди негативных и опасных влечений подростков можно выделить максимализм, независимо от его вида, в том числе экстремизм [5].
В 2018 г. известный футболист Мохамед Салах вместе с египетским художником Мохамедом Хамаки участвовали в рекламном ролике «Фонда по борьбе и лечению наркозависимости» под названием «Ты сильнее наркотиков», который получил широкое распространение в социальных сетях. Эта рекламная акция была популярна в арабском мире среди подростков и молодежи, она положительно повлияла на многих подростков-наркоманов, оказав на них действенное воздействие, вызвала многочисленные комментарии зрителей и миллионные просмотры, положительные эмоции и мотивацию больше сосредотачиваться на своих целях. Специалисты по рекламе сочли ролик одним из лучших в арабском мире. На данный момент эта реклама набрала 15 миллионов просмотров 4377 комментариев [13].
После успеха кампании «Ты сильнее наркотиков» и достигнутых ею положительных результатов «Фонд по борьбе и лечению наркозависимости» запустил ее вновь в 2022 г.
в сотрудничестве с Мохамедом Салахом. Однако в этот раз сообщение носило более широкий характер, так как было направлено на все слои общества. Именно это свидетельствовало о том, что употребление наркотических веществ оказывает опосредованное воздействие на жизнь и поведение подростков, когда один из родителей наркотически зависим.
Эта реклама также оказала положительное влияние на арабское сообщество и изменила много личных историй. Среди комментариев были записи матерей, которые благодарили «Фонд по борьбе и лечению наркозависимости» и Мохамеда Салаха словами: «Посыл рекламы дошел до их детей - они испугались злоупотребления наркотиками» [14].
В исследовании Абдула Рахмана Аль-Омари была предпринята попытка определить социальные аспекты использования социальных сетей подростками в Королевстве Саудовская Аравия, где рассматривались наиболее важные темы, обсуждаемые в социальных сетях Facebook и 1пз1аргат. Были выделены следующие темы: спорт (7,7%); электронные игры (7,6%); наркотики (7,5%); фильмы и песни (7,4%); экономика (7,3%); насилие в семье, домогательства, вымогательство и культурные мероприятия (7%); следование моде и знаменитостям (6,8%); культурное наследие, а также фаворитизм и кумовство (6,7%). Необходимо подчеркнуть, что во всех этих вопросах преобладал негативный аспект. Также отмечается, что этот список не включает ни проблемы повседневной жизни, ни вопросы политики, и в этом заключается опасность, т.к. в случае возникновения малейшего повода, каков бы ни был его тип и источник, молодежь может стать непредсказуемой и неуправляемой силой, особенно при отсутствии необходимого сознания и должного руководства [9].
Существует также исследование, проведенное Олой Омаром Бавизом и Али Монеймом Аль-Куда, целью которого было выявить закономерности использования социальных сетей Facebook и их влияние на академические достижения подростков в Йемене. Исследование показало, что Facebook негативно влияет на академический уровень подростков. Согласно результату теста Уилкоксона, были выявлены существенные и весомые отличия переменных, связанных с академическим аспектом, которые отклонялись от среднего значения, что указывало
на негативное влияние Facebook на уровень образования среди подростков в Йемене. Средние арифметические значения показывают нам, что все данные элементов, связанных с влиянием Facebook на академический уровень, были высокими [11].
Канал Аль-Джазира цитирует британскую газету The Guardian, указывая, что несмотря на то, что «число пользователей групп и интернет-магазинов Facebook составляет 2,8 миллиарда, для них не имеет значения, представляют ли какую-либо опасность эти товары и услуги». О негативном влиянии Facebook высказалась бывшая сотрудница компании Фрэнсис Хауген во время выступления перед Конгрессом. Хауген считает, что продукты и услуги Facebook «наносят психологический вред детям, разжигают рознь и ослабляют институт демократии» [7].
По причине возрастания воздействия социальных сетей на подростков можно заметить, что в последнее время было проведено множество исследований и экспериментов, посвященных предотвращению последствий их использования. Некоторые ученые в области психического здоровья утверждают, что семья должна играть главенствующую роль подобно подходу, используемому в мероприятиях по профилактике наркомании. Этот тип подхода включает в себя помощь родителям в улучшении их навыков общения со своими детьми, содействие в формировании здоровой атмосферы в семье и помощь родителям в приобретении навыков того, как справляться с конкретными ситуациями и снизить уровень напряженности в семье [16].
Отношения подростков с миром современных социальных сетей также отразились на их социальной структуре и реальном окружении, что можно заметить по использованию ими терминов и лексики, связанных с социальными медиа, таких как: «like», «dislike», «comment», «share», «streaming» и много другой специальной лексики, которую можно услышать из уст подростков.
С другой стороны, Facebook и Instagram способствовали развитию и распространению английского языка как доминирующего. Действительно, в настоящее время стратегический культурный баланс всего человечества находится под угрозой, и, возможно, устный перевод появился как способ сохранить некоторые уникальные языки, находящиеся
под угрозой исчезновения. Стоит отметить, что арабский язык, как и другие языки, оказался под угрозой, что в значительной степени связано с отсутствием сильного арабского сообщества в сферах программирования и информационных технологий, площадках, где происходит навязывание культур и ценностей [6].
Арабская молодёжь говорит на сленге с употреблением англицизмов, более того, когда подростки получают фотографии и новости о жизни других, их достижениях или материальных выгодах, их начинают наполнять чувство ревности и зависти, а их неспособность получить эти вещи может привести к тому, что они станут жертвами психологических расстройств, наиболее серьезным из которых является депрессия. Неограниченное использование социальных сетей содержит опасность для подростков, которые проходят через эмоциональное и когнитивное развитие. Дисбаланс состояния, впадение в негативные переживания и безнравственные поступки могут подтолкнуть подростков к впадению в депрессию. Так, само наличие учетной записи на различных платформах социальных сетей может считаться свидетельством депрессии, что связано с интеллектуальной ориентацией, личным мнением или с темами, которые подростки затрагивают, а также с фотографиями и видео пессимистичного характера, которые они смотрят.
Можно сделать вывод, что родители, и особенно институты социализации, должны уделять больше внимания подростку, вовлекать его в деятельность и прислушиваться к нему, чтобы завоевать его доверие. Это поможет ему осознать полученные советы и инструкции, особенно в том, как он общается с другим, будь то в реальности или виртуальном мире. Повышенное внимание позволяет показать подростку то положение, которое он занимает в своем сообществе, доказать его ценность и эффективность его личных способностей, даже когда он подвергается негативному или позитивному влиянию посредством использования им социальных сетей. Также благодаря помощи различных институтов социализации подросток не теряет те ценности и нравы, на которых он был воспитан.
Наконец, необходимо сказать, что цифровое пространство, особенно социальные сети, оказывают значительное влияние на поведение
и психику подростков, особенно сучетомболь-шой открытости коммуникационных технологий и приложений, в добавление к озабоченности семьи психологическим состоянием их детей или, наоборот, их безразличие к использованию ими Интернета. Таким образом, использование социальных сетей подростками не только на Ближнем Востоке является острым вопросом, на который должны обратить внимание семья, школа и государство, которое, в конечном счете, напрямую связано с этим, будь то через С03дание специальных школьных программ или курсов повышения квалификации и навыков.
Заключение
1. Широкое использование социальных сетей без направленности или осознанности может подтолкнуть подростков к подражанию отдельным людям и личностям, известным в виртуальном мире. Чрезмерное информщзо-вание подростков, особенно, если это происходит в изоляции и одиночестве, может иметь серьезные последствия и приводить к тревожности, депрессивным симптомам и неконтролируемому поведению.
2. Подростки чаще всего гфибегают к использованию Facebook, когда им психологически комфортно, что связано с их психологическими состояниями, подталкивающими к решению своих вопросов и проблем птсредспвом обращения к социальным сетят.
3. Семья играет важную и фундаментальную роль в содействии и ука5ании насфавлений использования 1пзЭаргат для подаостков. Эта роль заключается в том, что, когда подросток обращается к родителям за помощью при входе на определенные веб-сайты, их задача - помочь ему предпринять соответствующие действия в случае возникновения вопросов или сложных ситуаций.
В свете результатов исследования можно предложить следующие рекомендации:
1. Необходимо вкладывать усилия и инвестиции в развитие социальных сетей, т.к. они всё больше влияют на процесс принятия решений среди подростков, что можно проследить через возрастание количества опросов общественного мнения в Интернете.
2. Следует создать официальные сайты и страницы в социальных сетях, которые бы предоставляли психологическое консультирование и социальную поддержку детям-подросткам.
Такие платформы могли бы поощрять подростков за их посещение, например, разыгрывать призы, поездки и развивающие игры, а затем предоставлять им психологическую помощь и консультирования БасеЬооки Instagram.
3. Желательно было бы проводить семи -нарт и распространять брошюры с целью просвещения населения об опасностях и мерах предосторожности при использовании социальных сетей детьми и подростками, а таь^се для усиления контроля со стороны взрослых за поведением своих детей и проведения б есед с ними о прав ильных и ве рных методах использования Интернета.
ЛИТЕРАТУРА
1. Роль и степеньвлюшия социальных сетей р жизни подростков. Ярославль: МКУ «ИРСИ», 2018.С. 11. '
2. Сачкова С. С). Влияние социальных сетей на подфостков. Никольск: средняя общеобразовательная школа №2, 2020. С. 14.
3. Слиткова К. Социалышо сети и подростю!. Региональный конкурс научно-исследовательских работ имени Д.И. Менделеева. Кузнецк, 2021. С. 34.
4. Abu Ouda H. Emotional intelligence, level of ambition апП decision-makino among tnnan graders tn ihe Gaza Strip. Fe^aleine, mOlg. P. 1Y.
5. Abu Qura H. How rocial networkr rpoil the Oehavior of ldolesoents p/ Al-Rai Newspopar: httpe:// aiaаi.cnm/arricletl046930Ь/jvAl li,_riJ.ilj-rpi:»r-lr^:L<, -JIjJ.S_
rJI/L-JI J/
m. Al-Dulт-Ri AM Communication Theories in the 21st Cemtrrry ^Al-Ya^n Scientific PuOlirhing House. Аттап^оМт, p0 ie. P. 5e.
7. Al Jaeeera nhannel - Jordan (08/10/2021): httpr:llwww.goog le.comlurl?aa=t&aource=we0&rct=j &url=httpr:llm.face0ook.comlAJA.hKJordanlphotoal Thref3p
8. Al-KadaI., BayumiN. Negative prychological impact of rocial networkr on teenage rtudentr and methodr of confrontation ll Malayrian Journal of Irlamic Studier. Malayria: Sultan Zein Addin Univerrity, 2019. No. 3. p. ee.
9. Al-Omari A.A. Social arpectr of teenagerr' ure of rocial networkr ll Journal of King AOdulaeie Univerri!y. 2018. Vol. 2e. Irrue 3. P. 153.
10. Bernie N. Social networkr and their impact on adolercentr ll Journal of the humanitier of the Univerri!y of Umm El Bouaghi. 2018. Vol. 5. Irrue 2. P. 22e.
11. Bowes A.A., Al-Qadaa A.M. The use of Facebook and its impact on the academic performance of adolescents // Journal of Messages. Vol. 3. No. 1. Yemen, 2019. P. 88.
12. Naabiya M. Restricting the use of social networks by adolescents. 2018. P. 111.
13. Foundation for the fight and treatment of drug addiction: https://www.youtube.com/watch?v= 36QkmtJfJSw&feature=youtu.be (дата обращения: 30.10.2022).
14. Foundation for the fight and treatment of drug addiction: https://www.youtube.com/watch?v= PJHjtmoDy6U&feature=youtu.be (дата обращения: 30.10.2022).
15. Hadibi A., BelkarkidS. Motives for teenagers' choice of playing football and their connection with their professional future // Khemis Miliana Publishing. Jilali Buam University, 2015. P. 21.
16. Irsheidat Zh.M. The influence ofthe Internet on adoles cents in Jordan. Jordan: Near East University, 2017.P.36.
17. Rashidat J.M. The influen ce ofthe Internet on adolescents in Jordim. Jordan №ш- East University, 2017. P. 101.
18. Safa A. The impact of the use of modern technologies on members of the Algerian family. Algeria: Univers ity of Oran, 2016. PI 08.
19. Sa//M»jZ. Modern means of communication and firnily socialization for adolescents. Syria: Tishrin University 2017. P. 38.
REFERENCES
1. Rol'istepen'vliyaniyasocial'nyhsetejvzhizni podrostkov [The го к and degree of influence of social networks in the lives ofadolescents]. Yaroslavl', 2018. P.ll. (inRuss.).
2. Sachkova, S.O. Vliyanie social'nyh setej na po dro stkov [The impact of social media on teen age rs], Nikol'sk^ «>020. P. 14. (in Russ. ).
3. Slitkova, K. Social'nye seti i podrostki. Regional 'nyj konkurs nauchno-issledovatel 'skih rabot imeniD.I. Mendeleeva [Social networks and teenagers. Regional competition of research works named after D.I.Mendeleev], Kuzneck, 202l.P. 34. (in Russ.).
4. Abu Ouda H. Emotional intelligence, level ofambition and decis ion-making among tenth groners in the G-za СПфр. PaZa sttne, 2Ш4. P 72. (in English).
5. Abu Qura H.How social networks spoil the behavior of adolc-cents s Al-Rei Nawsp oper: httpst/Valral .comtrrticle-/0469362/0^ L^'-^jW^^-Lp^-Jl^^l/u^i mma tfacc^: 3R.-0.2022). EngUsh).
6. Al-Dulaimi A.M. Communication Theories in the 21st Century // Al-Yazuri Scientific Publishing House. Amman, Jordan, 2016. P. 56. (in English).
7. Al Jazeera Channel - Jordan (08/10/2021): https://www.google.com/url?sa=t&source=web&rct=j &url=https://m.facebook.com/AJA.HKJordan/photos/ Thref3p (data of acces: 30.10.2022). (in English).
8. Al-KadaI., BayumiN. Negative psychological impact of social networks on teenage students and methods of confrontation // Malaysian Journal oflslamic Studies. Malaysia: Sultan Zein Addin University, 2019. No. 3. P. 66. (in English).
9. Al-Omari A.A. Social aspects of teenagers' use of social networks // Journal of King Abdulaziz University. 2018. Vol. 26. Issue 3. P. 153. (in English).
10. Bernie N. Social networks and their impact on adolescents // Journal of the Humanities of the University ofUmm El Bouaghi. 2018. Vol. 5. Issue 2. P. 226. (in English).
11. Bowes A.A., Al-Qadaa A.M. The use of Facebook and its impact on the academic performance ofadolescents // Journal of Messages. Vol. 3. No. 1. Yemen,2019. P. 88. (in English).
12. Naabiya M. Restricting the use of social networks byadolescents. 2018. P. 111. (in English).
13. Foundation for the fight and treatment of drug addiction: https : //www.youtube.com/watch?v=36Qkm tJfJSw&feature=youtu.be (data of acces: 30.10.2022). (in English).
14. Foundation for the fight and treatment of drug addiction: https : //www.youtube.com/watch?v=PJHjtm oDy6U&feature=youtu.be (data of acces: 30.10.2022). (in English).
15. Hadibi A., Belkarkid S. Motives for teenagers' choice of playing football and their connection with their professional future // Khemis Miliana Publishing. Jilali Buam University, 2015. P. 21. (in English).
16. Irsheidat Zh.M. The influence of the Internet on adolescents in Jordan. Jordan: Near East University, 2017. P. 36. (in English).
17. Rashidat J.M. The influence of the Internet on adolescents in Jordan. Jordan Near East University, 2017. P.101. (in English).
18. Safa A. The impact of the use of modern techno1ogies on members of the Algerian family. Algeria: University of Oran, 2016. P. 108. (in English).
19. Sallum L. Modern means of communication and fan/ ily soaialization for adolescents. Syria: Tishrin University 2017. P. 38. (in English)..