Научная статья на тему 'Влияние социальных факторов на электоральное поведение российских граждан'

Влияние социальных факторов на электоральное поведение российских граждан Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
66
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология
ВАК
Ключевые слова
электоральное поведение / социальные факторы электорального поведения / политические предпочтения избирателей / голосование / теоретико-методологические основы исследования электорального поведения / electoral behavior / social factors of electoral behavior / political preferences of voters / voting / theoretical and methodological foundations for the study of electoral behavior

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Кирюшин Иван Артемович

В данной статье электоральное поведение анализируются факторы и детерминанты, оказывающие особое влияния на электоральное поведение российских граждан. Исследование электорального поведения трактуется в рамках системы социальной детерминации гражданской деятельности и воспринимается как совокупность факторов, постоянно действующих на индивида или группу, имеющих логику своего развертывания во времени и пространстве. В статье подчеркивается, что ход экономического развития, в конечном итоге, воздействует на окончательные итоги электорального процесса. Население солидаризируется с правящими государственными органами в том случае, когда избиратели могут уверенно смотреть в будущее и не беспокоится за свое благосостояние в семье. В связи с этим корреляция между уровнем развития экономики и результатами выборов прослеживается достаточно отчетливо. Именно поэтому каждый кандидат стремится представлять в своей предвыборной программе не только анализ текущего положения, но и целый комплекс мер по его улучшению. Автор статьи на примере работы в последние годы Правительства Москвы показывает, что, сосредотачивая внимание на социальных факторах и детерминантах, влияющих на электоральное поведение, можно добиваться серьезных положительных результатов в отношении электората к выборным органам власти столицы. В статье определено, что харизматичность политического лидера партии является одним из ключевых факторов, оказывающее большое влияние на электоральную культуру российского избирателя. В заключении автор статьи делает обобщение, связанное с влиянием социальных факторов на формирование выборных предпочтений российских граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS ON THE ELECTORAL BEHAVIOR OF RUSSIAN CITIZENS

This article, electoral behavior, analyzes the factors and determinants that have a particular impact on the electoral behavior of Russian citizens. The study of electoral behavior is interpreted within the framework of the system of social determination of civic activity and is perceived as a set of factors that constantly act on an individual or group, having the logic of their unfolding in time and space. The article emphasizes that the course of economic development ultimately affects the final results of the electoral process. The population is in solidarity with the ruling government bodies when voters can confidently look to the future and do not worry about their well-being in the family. In this regard, the correlation between the level of economic development and election results can be seen quite clearly. That is why each candidate strives to present in his election program not only an analysis of the current situation, but also a whole range of measures to improve it. The author of the article, using the example of the work of the Moscow Government in recent years, shows that by focusing on social factors and determinants influencing electoral behavior, it is possible to achieve serious positive results in the attitude of the electorate towards the elected authorities of the capital. The article determines that the charisma of the political leader of the party is one of the key factors that has a great influence on the electoral culture of the Russian voter. In conclusion, the author of the article makes a generalization related to the influence of social factors on the formation of electoral preferences of Russian citizens.

Текст научной работы на тему «Влияние социальных факторов на электоральное поведение российских граждан»

Влияние социальных факторов на электоральное поведение российских граждан

Кирюшин Иван Артемович,

аспирант кафедры организационного проектирования систем управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации E-mail: ivankir1997@rambler.ru

В данной статье электоральное поведение анализируются факторы и детерминанты, оказывающие особое влияния на электоральное поведение российских граждан. Исследование электорального поведения трактуется в рамках системы социальной детерминации гражданской деятельности и воспринимается как совокупность факторов, постоянно действующих на индивида или группу, имеющих логику своего развертывания во времени и пространстве.

В статье подчеркивается, что ход экономического развития, в конечном итоге, воздействует на окончательные итоги электорального процесса. Население солидаризируется с правящими государственными органами в том случае, когда избиратели могут уверенно смотреть в будущее и не беспокоится за свое благосостояние в семье. В связи с этим корреляция между уровнем развития экономики и результатами выборов прослеживается достаточно отчетливо. Именно поэтому каждый кандидат стремится представлять в своей предвыборной программе не только анализ текущего положения, но и целый комплекс мер по его улучшению. Автор статьи на примере работы в последние годы Правительства Москвы показывает, что, сосредотачивая внимание на социальных факторах и детерминантах, влияющих на электоральное поведение, можно добиваться серьезных положительных результатов в отношении электората к выборным органам власти столицы.

В статье определено, что харизматичность политического лидера партии является одним из ключевых факторов, оказывающее большое влияние на электоральную культуру российского избирателя. В заключении автор статьи делает обобщение, связанное с влиянием социальных факторов на формирование выборных предпочтений российских граждан.

Ключевые слова: электоральное поведение, социальные факторы электорального поведения, политические предпочтения избирателей, голосование, теоретико-методологические основы исследования электорального поведения.

Изучение влияния социальных факторов на электоральное поведение граждан в минувшее столетие стало предметом особого внимания специалистов в области социологии. Еще в 40-е годы прошлого века известный французский ученый А. Зигфрид в своей работе пытался выявить «связь между электоральным поведением и объективными условиями существования людей» [1, с. 7-15].

В распоряжении ученых в настоящее время имеется большое количество исследований с разными подходами к изучению воздействия социальных факторов на выбор электоральных предпочтений. Однако следует подчеркнуть, что в мире пока не существует обобщенной модели электорального поведения. Мотивы волеизъявления граждан при голосовании пока еще недостаточно исследованы, а сами детерминанты динамичны и, в зависимости от реально существующей социально- экономической обстановки, видоизменяются.

Следует определиться с термином «электоральное поведение». В Большом толковом социологическом словаре электоральное поведение («voting behaviour») трактуется как «процессы принятия решений и социальные факторы, влияющие на модели голосования» [2].

В новейшей социальной науке выборные предпочтения воспринимают как действия самого гражданина, так и групповые выступления, как мероприятия в поддержку правящих органов власти, так и против них.

Социальные факторы электорального поведения исследуются в контексте классических теорий: социологическая, социально-психологическая и рационально-инструментальная.

Возможность продемонстрировать отношение к действующей власти, повлиять на создание вновь избираемых властных органов, изменить ситуацию в государстве и, наконец, защитить соб-

27

ственные интересы являются серьезным побуждением для участия в выборах.

Опросы общественного мнения, как правило, показывают истинное отношение избирателей к участию в выборах. Всероссийский центр изучения общественного мнения (далее - ВЦИОМ) по итогам опроса населения показал, «что 28% россиян свое нежелание участвовать в политической жизни объяснили отсутствием времени, каждый пятый из опрошенных высказал мнение, что политикой должны заниматься только профессионалы. Еще 16% уверены, что их участие в политике ничего не изменит, а 15% людей рассказали, что политическая жизнь им не интересна. 10% участников опроса высказались, что в стране нет общественных организаций и политических партий, которым можно было бы доверять» [7].

Учитывая вышеизложенное, представляется, что органы всех ветвей власти страны должны сосредоточить свое внимание на классификации действующих факторов, оказывающих большое влияние на социальное и экономическое развитие, совершенствовании законодательных актов Российской Федерации, создании условий для повышения эффективности работы всех отраслей народного хозяйства, улучшении жизненного уровня россиян. В тоже время итоги опроса ВЦИОМ дают основание для ученых, социологов, политологов активизировать работу по дальнейшему исследованию социальных факторов и признаков электорального поведения населения, целенаправленно сосредоточить их усилия для разработки новых методологических подходов к исследованиям.

Правительство Москвы в своей повседневной работе уделяет самое пристальное внимание социальным детерминантам, стимулирующих электоральное поведение горожан. Формирование устойчивых политических предпочтений избирателей происходит не в результате кратковременного ознакомления с информацией о программе политической партии или кандидата, а в ходе большой, кропотливой, многолетней работы

органов исполнительной власти, ее подразделений по улучшению социально-экономического положения в стране, регионе, городе, повышению жизненного уровня граждан, созданию комфортных условий проживания, благоприятных возможностей для развития бизнеса, работы, культурного отдыха, оказанию современной и качественной медицинской помощи, социальных услуг и т.д.

В этом смысле, как положительный пример, могут служить действия московского правительства, которое последние 10 с небольшим лет успешно работает над превращением города, «удобного для проживания». Мощнейшее развитие метрополитена и внедрение городской железной дороги в ядро столицы (МКЦ), установление железнодорожного сообщения между городом и пригородом (МЦД) - все это является грандиозной реализацией программы, во-многом, сократившей время москвичей на их перемещение по московскому региону. Серьезные преобразования совершены в сфере городской транспортной инфраструктуры, где каждый год вводится 1,5-2 млн кв.м. асфальтированных дорог. Ежегодно строятся развязки и магистрали, соразмерные с 1/3 московской кольцевой автомобильной дорогой (МКАД). Сюда можно добавить эффективное внедрение цифровизации в сферу общественного транспорта и обновление собственного парка. Несколько лет назад в столице начали проводить грамотную реформу по упорядочению отстоя автомобилей, причем в высокотехнологичной цифровой оболочке. Проводятся серьезные мероприятия по нормализации автомобильного движения в Москве и, особенно, в центре города. Мэрия и правительство города делает очень много для того, чтобы программа развития медицинской инфраструктуры набрала огромный оборот. Проводится обновление поликлиник, завершается создание целой сети из шести скоропомощных комплексов. Строятся новые объекты первичного и стационарного звеньев. Так, только в 2022 году в Москве отремонтирован 51 медицинский объект,

28

а с нуля построено 28 новых. «Сейчас, впервые в истории города, проводится крупнейшая модернизация амбулаторного комплекса. В программу вошли более 200 поликлиник, около половины из них уже отремонтированы и принимают пациентов. Активно продолжают обновляться городские стационары. В последние годы в городе происходит настоящий строительный «бум», который, не смотря на сложное время, лишь набирает силу. Только за 2022 год Москва поставила рекорд по строительству нового жилья» [4]. Из преобразований, произошедших в Москве в последнее десятилетие, заметными стали: дворы, улицы, парки, площади и скверы, то есть своего рода произошла революция благоустройства. Ведено около 12 млн кв. метров недвижимости, что на 35% больше планового. Продолжается программа реновации жилого фонда, в ходе которой более 100 тыс. человек переселены в новые дома и возведено свыше 200 новых «стартовых» домов, площадью около 3 млн кв. метров. Большое внимание уделяется развитию системы культуры, образования, социальной поддержки малоимущих, инвалидов, пенсионеров, развитию сети

государственных услуг. Официальные информационные каналы, «прямые линии» главы города, его заместителей, руководителей департаментов, комитетов и других структур правительства, префектур административных округов и управ районов столицы формируют положительное отношение жителей Москвы к деятельности городских органов исполнительной власти [4]. Проводимые мероприятия в области социально-экономического и культурного развития города, достигнутые положительные результаты Правительством под руководством Мэра столицы С.С. Собянина, бесспорно не прошли мимо внимания и оценки москвичей. Указанные факты положительно повлияли на формирование электоральных предпочтений москвичей, их оценки конкурирующих между собой кандидатов на выборы мэра мегаполиса (рис. 1).

Вышеперечисленные успехи, достигнутые в социально-экономическом развитии города, играют существенную роль в формировании позитивных социальных факторов, которые благоприятно влияют на отношение горожан к деятельности законодательных и исполнительных городских органов власти.

Рис. 1. Итоги выборов Мэра Москвы в 2013, 2018 и 2023 годах

Данный рисунок свидетельствует о положительной динамике итогов, прошедших в 2018 и 2023 гг. выборов главы города. Так С.С. Собянин с большим отрывом победил остальных кандидатов. За него проголосовало соответственно

1,6 млн и почти 2,5 млн человек, что составило 70,2 и 76,4% от общего количества избирателей, пришедших на выборы. По сравнению с аналогичными предыдущими выборами мэра явка горожан на избирательных участках в 2023 го-

29

ду значительно возросла и составила 42,5%. Таким образом, достигнут качественный скачок в доверии москвичей по отношении к действующему мэру и правительству г. Москвы [6].

Подобная картина сложилась в Москве и на выборах депутатов Советов депутатов муниципальных образований, состоявшихся в 2022 году. На 1417 депутатских мест претендовало 7,3 тыс. зарегистрированных кандидатов. По результатам выборов политическая партия «Единая Россия» и региональная общественная организация «Мой район», поддержанная московской Мэрией, получили 1294 мандата или 91,3% голосов и смогли добиться большинства во всех районах столицы. В тоже время КПРФ, идущая на втором месте, смогла получить лишь 41 мандат. Далее идут самовыдвиженцы, получившие 25 мест в муниципальных образованиях города. Ни одна из оппозиционных партий не смогла победить ни в одном муниципальном образовании [7].

В отечественной социологии фактор харизматичного политического лидера партии оказывает большое влияние на электоральную культуру российского избирателя (например, «Единая Россия» - В. Путин, ЛДПР - бывший лидер В. Жириновский, КПРФ - Г. Зюганов, «Яблоко» - Г. Явлинский и др.). Данный фактор склоняет избирателя в личном выборе отталкиваться от имиджа кандидатов - его риторики, внешней привлекательности, бэкграунда, линией поведения и т.д. Приверженцы данного представления убеждены, что неразборчивость электората в части проблемных позиций политических лидеров требует упрощенных критериев оценки кандидатов.

Учитывая вышеизложенное и основываясь на влиянии социальных факторов на электоральное поведение российских граждан, предлагается сделать следующие обобщения: - основа серьезных теоретических трудов исследования в области влиянии социальных факторов на формирование электорального поведения граждан выработана, в основном, запад-

ными учеными в области социологии, что явилось следствием их большой и продолжительной работы. Воплощение таких теорий коррелируется с существующим положением социального, экономического и культурного развития государства и его гражданского общества; теоретические, практические работы по анализу факторов и их интерференцией на выборные предпочтения населения, в определенной степени, затруднены недостатком имеющегося опыта и устоев подобного рода исследованиях выборного процесса в российском обществе. Аналитики вынуждены обращаться к разным теоретическим подходам. В свою очередь это порождает проблему методологического хаоса. Так, например, рационалисты отмечают достаточность экономических и институциональных факторов для оценки динамики формирования демократических институтов в России, а рефлек-тивисты опираются на то, что разница культурного свойства обуславливает особенности электорального поведения на федеральном и региональном уровнях;

исследование электоральных предпочтений граждан России требует учета не только системы социальных и иных детерминант, но и институциональной группы показателей, отношений и социально-политических установок, а также актуальных требований к политическому поведению избирателей и их избирательной активности;

за последние годы в Российской Федерации особое значение приобретают трансформация социальных факторов электорального поведения. Это стало следствием реформирования социально-экономической и культурной ситуации в обществе. Федеральные, региональные и местные итоги выборов за последние годы продемонстрировали, что «российская избирательная система поддается изменениям, которые нашли свое выражение во введении широкого

30

дистанционного электронного и многодневного голосования, и оказали существенное влияние на модернизацию вышеуказанных детерминант» [3, с. 186-202].

Литература

1. А. Зигфрид «Политическая картина западной Франции в III республике». - 1913. - С. 7-15.

2. Большой толковый социологический словарь.

3. Жуковская Н.Ю., Шурупова Е.И. Динамика факторов электорального поведения россиян в 2018-2021 годы. Гражданин. Выборы. Власть. № 3(25). - 2022. - С. 186-202.

4. Москва выбрала Собянина. 09.09.2013. - URL: https://www.inter-fax.ru/story/43/page_2 (дата обращения: 28.09.2023).

5. Москва собянинская: как изменился город за 12 лет - «за» и «против». -URL: https://moskvichmag.ru/gorod/ moskva-sobyaninskaya-kak-izmenilsya-gorod-za-12-let-za-i-protiv/ (дата обращения: 28.09.2023).

6. Муниципальные выборы в Москве 2022. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9C%D 1 %83%D0%B-D%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B-F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%B-D%D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1 %8B%D0%B1%D0%BE%D1%80%D 1%8B_%D0%B2_%D0%9C%D0%BE %D1%81%D0%BA%D0%B2%D0%B5_ (2022) (дата обращения: 21.10.2023).

7. Опрос ВЦИОМ 02.08.2021. «ВЦИОМ увидел снижение политической активности до минимума за 17 лет». - URL: https://wciom.ru/ analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ regionalnye-vybory-2022 (дата обращения: 11.11.2023).

THE INFLUENCE OF SOCIAL FACTORS

ON THE ELECTORAL BEHAVIOR OF

RUSSIAN CITIZENS

Kiryushin I.A.

Russian Presidential Academy, RANEPA

This article, electoral behavior, analyzes the

factors and determinants that have a particular

impact on the electoral behavior of Russian citizens. The study of electoral behavior is interpreted within the framework of the system of social determination of civic activity and is perceived as a set of factors that constantly act on an individual or group, having the logic of their unfolding in time and space. The article emphasizes that the course of economic development ultimately affects the final results of the electoral process. The population is in solidarity with the ruling government bodies when voters can confidently look to the future and do not worry about their well-being in the family. In this regard, the correlation between the level of economic development and election results can be seen quite clearly. That is why each candidate strives to present in his election program not only an analysis of the current situation, but also a whole range of measures to improve it.

The author of the article, using the example of the work of the Moscow Government in recent years, shows that by focusing on social factors and determinants influencing electoral behavior, it is possible to achieve serious positive results in the attitude of the electorate towards the elected authorities of the capital. The article determines that the charisma of the political leader of the party is one of the key factors that has a great influence on the electoral culture of the Russian voter. In conclusion, the author of the article makes a generalization related to the influence of social factors on the formation of electoral preferences of Russian citizens.

Keywords: electoral behavior, social factors of electoral behavior, political preferences of voters, voting, theoretical and methodological foundations for the study of electoral behavior.

References

1. A. Siegfried "Political picture of western France in the Third Republic." - 1913. -P. 7-15.

2. Large explanatory sociological dictionary.

3. Zhukovskaya N.Yu., Shurupova E.I. Dynamics of factors of electoral behavior of Russians in 2018-2021. Citizen. Elections. Power. No. 3(25). - 2022. - P. 186-202.

4. Moscow chose Sobyanin. 09.09.2013. -URL: https://www.interfax.ru/story/43/ page_2 (access date: 09/28/2023).

5. Sobyanin's Moscow: how the city has changed in 12 years - pros and cons. 01/25/2023. - URL: https://moskvichmag. ru/gorod/moskva-sobyaninskaya-kak-

31

izmenilsya-gorod-za-12-let-za-i-protiv/ (access date: 09/28/2023).

6. Municipal elections in Moscow 2022. - URL: https://ru.wikipedia. org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B -D%D0%B8%D1%86%D0%B8%D0%B -F%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD% D1%8B%D0%B5_%D0%B2%D1%8B%D0 %B1%D0%BE%D1%80%D1%8B_ %D0%

B2_%D0%9C%D0%BE%D1%81%D0%B A%D0%B2%D0%B5_(2022) (access date: 10/21/2023).

7. VTsIOM survey 08/02/2021. "VTsIOM saw a decrease in political activity to a minimum in 17 years." - URL: https://wciom. ru/analytical-reviews/analiticheskii-obzor/ regionalnye-vybory-2022 (access date: 11/11/2023).

32

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.