Научная статья на тему 'Влияние социальной принадлежности крестьян на объем их прав и обязанностей в советском государстве'

Влияние социальной принадлежности крестьян на объем их прав и обязанностей в советском государстве Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
245
93
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВОВОЙ СТАТУС / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / КООПЕРАЦИЯ / ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО / КУЛАК / СРЕДНЕЕ КРЕСТЬЯНСТВО / ОБРАЗОВАНИЕ / LEGAL STATUS / THE SOVIET UNION / COOPERATION / VOTING RIGHTS / KULAK / MIDDLE PEASANTS / EDUCATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королёва Екатерина Вячеславовна

В статье исследованы особенности правового статуса отдельных категорий крестьян в 1920—1930-х годах. Уделено внимание ограничениям прав кулацких элементов в различных областях социальной и политической жизни, а также особенностям защиты прав бедняков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF SOCIAL CLASS ATTACHMENT OF PEASANTS TO THE EXTENT OF THEIR RIGHTS AND RESPONSIBILITIES IN SOVIET STATE

In this article the features of the legal status of certain categories of peasants in the 1920s and 1930-s are studied. The author attracts attention to restrictions of the rights of the kulak elements in various fields of social and political life, as well as to peculiarities of protection of rights of the poor.

Текст научной работы на тему «Влияние социальной принадлежности крестьян на объем их прав и обязанностей в советском государстве»

Е.В. Королева,

МОУ ВПО «Институт права и экономики», г. Липецк

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ КРЕСТЬЯН НА ОБЪЕМ ИХ ПРАВ И ОБЯЗАННОСТЕЙ В СОВЕТСКОМ

ГОСУДАРСТВЕ

THE INFLUENCE OF SOCIAL CLASS ATTACHMENT OF PEASANTS TO THE EXTENT OF THEIR RIGHTS AND RESPONSIBILITIES IN SOVIET STATE

В статье исследованы особенности правового статуса отдельных категорий крестьян в 1920— 1930-х годах. Уделено внимание ограничениям прав кулацких элементов в различных областях социальной и политической жизни, а также особенностям защиты прав бедняков.

In this article the features of the legal status of certain categories of peasants in the 1920s and 1930-s are studied. The author attracts attention to restrictions of the rights of the kulak elements in various fields of social and political life, as well as to peculiarities of protection of rights of the poor.

Социальное расслоение крестьянского на -селения на кулаков, середняков и бедняков было неотъемлемым элементом политики со -ветского государства в 1920—1930-е годы. Каждый, кто сколько-нибудь знаком с истори -ей нашего государства, знает, что кулаки явля -лись враждебным элементом, бедняки — со -юзником правящих кругов, среднее крестьян -ство — колеблющимся слоем, который необ-ходимо было привлечь на свою сторону.

Социальное расслоение крестьянства рассматривается, как правило, с точки зрения проводимой политики коллективизации сельского хозяйства, при этом не следует забывать о том, что закрепление за лицом статуса кулака влекло за собой ограничение его прав не только в области земельных правоотношений, но и в иных областях жизни.

Кулаки противопоставлялись всему ос -тальному крестьянскому населению, они пред -ставляли собой обособленный класс, который фактически был изолирован от политической жизни общества. Среднее крестьянство выде -лялось в особый социальный слой, но это про -водилось в основном в рамках налогового права, и, как правило, не влекло для него каких-либо дополнительных последствий и огра -ничений в остальных областях жизни. В то же время кулаки были поражены в области изби -рательного, кооперативного, налогового, обра -зовательного и других прав.

Наиболее важным ограничением правового статуса кулаков явилось лишение их избиратель -ных прав, которое было предусмотрено еще законодательством первого периода существования Советского государства. Ст. 65 Конституции

РСФСР 1918 г. предусматривала, что активного и пассивного избирательного права лишались лица, прибегающие к наемному труду с целью извлече-

ния прибыли, и лица, живущие на нетрудовой доход [1]. Применительно к сельскому населению в данную категорию попадали наиболее зажиточные слои, т.е. кулацкие элементы. Как ука -зьівает С.А. Красильников, принцип лишения из -бирательных прав выполнял несколько функций:

1) превентивную (предотвратить возможное усиление позиций и влияния в обществе тех или иных групп, потенциальных или реальных противников большевизма);

2) проведения искусственного структурирования общества (как часть политики деления общества на своих сторонников и противников);

3) установления поэтапного тотального контроля над основной частью общества;

4) привлечения к проведению мер ограничительно-дискриминационного характера (соучастие) социальных низов;

5) поддержания в обществе атмосферы раскола и конфронтации — поддержание психоло -гии агрессии в отношении бывших привилегированных сословий и корпораций [12. — С. 49].

Лишение избирательных прав являлось отправной точкой, которая влекла за собой ограничения во всех остальных отраслях права. В частности ограничивалось участие данных лиц в деятельности органов государственной власти. Например, Постановлением Комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции РСФСР от 13 октября 1918 г. «Об организации советской рабочекрестьянской милиции (инструкция)» [3] предусматривалось, что на должности в советской милиции могут быть назначены только лица, пользующиеся активным и пассивным избирательным правом и признающие Советскую власть. Беднейшее и среднее крестьянство, наоборот, признавалось необходимым элементом, участвующим в управлении государством, что, в частности, закреплялось в

Циркуляре Народного комиссариата юстиции РСФСР от 31 января 1925 г. № 37 «О работе органов юстиции в деревне» [10].

Кроме того, определенные ограничения пре-^усматривались, например, законодательством об образовании. Законодательство советского периода уделяло достаточно большое внимание организации подъема грамотности среди сель -ского населения. Показательным в данном отношении является Постановление ВЦИК от 15 ок -тября 1924 г. «О мероприятиях по народному просвещению», в котором ставилась задача «перенести центр внимания Народного комиссариата просвещения на деревню» [6]. Согласно дан -ному постановлению, надлежало обеспечить до -ступ к образованию наибольшему количеству сельского населения. В то же время в области высшего образования одной из задач являлось обеспечение направления в высшие учебные заведения только наиболее «ценных в классовом отношении студентов» (ст. 17 указанного постановления). Запрета на поступление в высшие учебные заведения лиц, лишенных избиратель -ных прав или признанных кулаками, в правовых актах не содержалось. Однако в их отношении были предусмотрены повышенные ставки платы за обучение в высших учебных заведениях. Со -гласно Декрету ВЦИК и СНК РСФСР от 15 де -кабря 1924 г. «О взимании платы в высших учебных заведениях» [7], лица, живущие на нетрудовой доход, вносили плату в размере не менее 225 рублей в год, в то время как крестьяне, источником существования которых является исключительно сельское хозяйство, вносили плату от 15 до 25 рублей, беднейшие крестьяне вообще освобождались от оплаты обучения.

Крестьянство само по себе, независимо от внутреннего расслоения, представляло особый социальный слой, который по своему правовому положению принципиально отличался от рабочих и иных групп населения. Примером может служить законодательство о социальном обеспечении. До 1964 г. под систему государственного социального обеспечения подпадало в основном городское население, в отношении же крестьян подобные меры не были предусмотрены. Так, нормы о материальном обеспечении Конституции СССР 1936 г. [6] были адресованы только рабочим и служащим, в то время как большинство населения в эти годы продолжало составлять крестьянство [13. — С. 102]. До принятия Закона СССР от 15 июля 1964 г. «О пенсиях и пособиях членам колхозов» [9] в случаях утраты трудоспособности крестьяне могли рассчитывать не на государственное обеспечение, а лишь на взаимопомощь различных создаваемых ими организаций [11]. В то же время Декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 г. «Положение о крестьянских обществах взаимопомощи» [5] предусматривал дифференцированный подход к различным классам крестьян. Сельские крестьянские общества взаимопомощи учреждались постановлением общего собрания (схода) граждан села, имеющих право избирать в советы рабочих и крестьянских депутатов (ст. 1), поддержка со стороны та-

ких обществ взаимопомощи предоставлялась только их членам, соответственно, лица, лишенные избирательных прав, прежде всего кулаки, не только оставались за рамками государственного обеспечения, но и были лишены помощи со стороны самого сельского населения.

Здесь необходимо отметить, что ограничения для кулаков были предусмотрены также в области кооперативного законодательства. В период «военного коммунизма» классовый характер положений законодательных актов проявился достаточно четко. Например, 30 ноября 1918 г. Постановлением высшего Совета народного хозяйства РСФСР были внесены дополнения в п. 7 Декрета от 12 апреля 1918 г. «О потребительских кооперативах», согласно которым в интересах освобождения кооперативных организаций от кулацких и контрреволюционных элементов лица, прибегающие к наемному труду с целью извлечения прибыли, а также основным источником существования которых явля -ется нетрудовой доход, лишались права принимать участие в решении дел и права избирать и быть избранными в руководящие органы кооперативов. В период сплошной коллективизации кулаки были лишены не только права участвовать в управлении делами кооперативов, но и являться членами таких организаций. Согласно постановлению СНК РСФСР «О мерах борьбы со лжекооперативами» [1] от 27 марта 1929 г., кооператив подлежал ликвидации, если в нем принимали участие кулаки и другие лица, не имеющие права быть его членами.

Подводя итог исследованию специфики правового положения сельского населения, необхо -димо отметить, что крестьянство являлось особым социальным слоем с особым набором прав и обязанностей. В то же время принципиальное значение имело внутреннее расслоение крестьян. Анализ правовых актов 1920—1930-х годов показывает, что важное значение носило деление крестьянства на три категории: бедняки, серед -няки, кулаки; необходимым было выделение класса кулаков из состава остального сельского населения. Правовое закрепление категории «середняк» носило факультативный характер и имело значение только в определенные моменты развития законодательства и только в отдельных отраслях права, прежде всего налогового. В то же время закрепление за лицом статуса кулака накладывало отпечаток на его права и обязанно -сти во всех отраслях жизни.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция РСФСР: принята на заседании

V Всероссийского съезда Совета 10 июля 1918 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.libussr.ru/ (дата обращения:13.03.2011).

2. Конституция СССР: утверждена

чрезвычайным VIII съездом СССР 5 декабря 1936 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/ (дата обращения:

8.12.2012).

3. Об организации советской рабоче-

крестьянской милиции (инструкция): постановление

Комиссариата внутренних дел и Народного комиссариата юстиции РСФСР от 13 октября 1918г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.bestpravo.ru/ (дата обращения: 8.12.2012).

4. О внесении изменений в Декрет «О потребительских кооперативах»: постановление СНХ РСФСР от 30 ноября 1918 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1918. — № 96. — Ст. 966.

5. Положение о крестьянских обществах взаимопомощи: декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1924. — № 81. — Ст. 813.

6. О мероприятиях по народному просвещению: Постановление ВЦИК от 15 октября 1924 г. // Собрание узаконений РСФСР.

— 1924. — № 87. — Ст. 875.

7. О взимании платы в высших учебных заведениях: декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1924 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.libussr.ru/ (дата обращения:

7.12.2012).

8. О мерах борьбы со лжекооперативами: постановление СНК РСФСР от 27 марта 1929 г. // Собрание узаконений РСФСР. — 1929. — №29.

— Ст. 305.

9. О пенсиях и пособиях членам колхозов: закон СССР от 15 июля 1964 г. // Ведомости Верховного совета СССР. — 1964. — № 29. — Ст.

340.

10. О работе органов юстиции в деревне: циркуляр Народного комиссариата юстиции РСФСР от 31 января 1925 г. № 37 // Сборник циркуляров Наркомюста РСФСР за 1922—1925 гг. — М., 1926.

11. Аракчеев В.С. История законодательства

и права России о социальном обеспечении [Электронный ресурс]. — Режим доступа:

http://www.juristlib.ru/ (дата обращения:

7.12.2012).

12. Красильников С.А. На изломах

социальной структуры: маргиналы в

послереволюционном российском обществе (1917—конец 1930-х гг.). — Новосибирск: НГУ, 1998. — 197 с.

13. Туманов Д.Ю. Проблемы обеспечения социально-экономических конституционных прав граждан СССР в 1930—1950-х годах // Вестник Удмуртского университета. Экономика и право. — 2012. — Вып. 2. — С. 102—103.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.