2011 История №4(16)
УДК 364;930.2
О.Е. Радченко, В.И. Зиновьева
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ
В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ
Рассмотрена проблема формирования общественного мнения в отношении инвалидов в вузе, которое оказывает существенное влияние на процесс адаптации инвалидов и формирования безбарьерной среды их жизнедеятельности в вузовской системе. Сложности адаптации инвалидов раскрываются через призму наличия толерантности и интолерантно-сти в общественном сознании, а также соотношения сознания и бессознательных структур в психике человека. Особое внимание уделено фактору социального знания, посредством которого возможно преодоление интолерантности в отношении инвалидов в вузе.
Ключевые слова: инвалид, толерантность, интолерантность, социальное бессознательное, социальное знание.
Одной из главных проблем адаптации студен-тов-инвалидов в вузе является проблема интолерантности общественного сознания, которую можно рассмотреть через призму соотношения сознания и социального бессознательного в человеке. Выделение социального бессознательного из категории бессознательного вообще мы считаем важным потому, что оно включает в себя не просто психические компоненты, названные К.Г. Юнгом архетипами, но такие структуры психики, которые характерны именно для людей, принадлежащих к одной социальной группе [1]. Мир представляет собой сферу знаков и смыслов, интерпретацию которых осуществляют две интерпретационные системы человека: сознание и бессознательное.
Социальное бессознательное как система интерпретации является наиболее древней и естественной для людей, в то время как сознание - система приобретённая, формирующаяся в процессе развития и социализации человека. Сознание, являясь социальным компонентом психики, основывается на знании и рациональных механизмах интерпретации. Бессознательное, и социальное бессознательное в том числе, имеет в своей основе иррациональные компоненты, которые изначально заложены в психике человека либо формируются в процессе его жизнедеятельности, но в любом случае действуют помимо сознания и не контролируются им.
Поскольку социальное бессознательное представляет собой систему интерпретации, то социальное бессознательное людей, принадлежащих к разным социальным группам, будет представлять собой разные системы интерпретации. Идентичные события люди, принадлежащие к разным социальным группам и, соответственно, обладающие разным социальным бессознательным, будут интерпретировать по-разному, т.е. в их отноше-
ниях будет присутствовать непонимание друг друга. Их взаимодействие будет представлять собой так называемое общение на разных языках и затруднять познание и понимание ими друг друга.
Люди, принадлежащие к одной социальной группе, располагают и идентичными системами интерпретации, следовательно, изначально понимают друг друга, поскольку события и явления окружающего мира интерпретируют с одинаковых позиций. Также необходимо отметить, что социальное бессознательное представителей другой социальной группы, как система интерпретации в силу своей инаковости, представляет собой категорию иного или чужого. Всё иное, чуждое и непохожее воспринимается на бессознательном уровне как нечто враждебное, что само по себе активизирует защитные механизмы, настраивая на интолерантность по отношению к представителям другой социальной группы. Поэтому берущее основу в мифологическом мышлении горизонтальное структурирование мира на две противоположные категории «свои» и «чужие» сохраняется и сегодня. Эти процессы мы можем наблюдать на примере социальных групп инвалидов и здоровых людей, не являющихся инвалидами (неинвалидов). В сознании большинства населения, не являющихся инвалидами, последние предстают как «непохожие», «иные», «чужие», «не свои», что провоцирует активизацию интолерантных механизмов по отношению к лицам с инвалидностью.
Сознание как система рациональная, но имеющая более ограниченные ресурсы по сравнению с социальным бессознательным, постоянно стремится к их пополнению, что справедливо отмечается и А.В. Перцевым [2]. Увеличение ресурсов сознания как рациональной системы возможно за счёт привлечения рациональных компонентов. Такими рациональными компонентами являются информация и знания. Рациональная система на-
чинает в некоторой степени замещать иррациональную систему, что выражается в переориентации от предпочтения интолерантности к предпочтению толерантности как основы построения взаимоотношений. Узнавание инвалидами и неинвали-дами друг друга - фактор, способствующий преодолению защитных механизмов, они перестают быть друг для друга «чужими», следовательно, возникает больше предпосылок для создания толерантных взаимоотношений. Так, под влиянием этих факторов происходило изменение отношения неин-валидов к инвалидам в послевоенный период. На смену одной модели инвалидности (медицинской) приходила другая (социальная).
Однако этот процесс нельзя назвать одномоментным. Для выработки рациональной системы интерпретации необходима длительная мыслительная работа и, соответственно, время, в течение которого, согласно Г.А. Бакиевой и Р.А. Батомун-куевой [3], человек находится в состоянии «духовной невесомости», способной деструктивно повлиять на жизнь человека. Например, студенты 1-го курса с инвалидностью часто переживают так называемый коммуникативный вакуум, на фоне которого формируются коммуникативные стресс-состояния. Во избежание этого, пока выработка нового рационального подхода осуществляется, он начинает интерпретироваться при помощи иррациональной составляющей, всегда имеющей шаблоны для осмысления и интрепретации. Идеи, явления, на рациональном уровне признающиеся и принимающиеся (например, идея интеграции инвалидов в общество, создание общества равных возможностей), могут долгое время оставаться нереализованными, поскольку в основе их интерпретации содержится противоречие между рациональным и иррациональным, сознанием и социальным бессознательным [1]. Эффект отторжения инвалидности продолжает присутствовать в массовом сознании.
Преодоление иррациональности социального бессознательного ставит вопрос о том, как воздействовать на социальное бессознательное, а точнее, о том, какой фактор использовать для того, чтобы уменьшить его влияние, снизить долю интоле-рантности и увеличить долю толерантности у соответствующего субъекта. Это относится в полной мере к положению инвалидов в обществе и получению ими образования. С нашей точки зрения, наиболее адекватным решению поставленной задачи будет выделение социального знания в качестве фактора формирования толерантности, в частности в отношении к инвалидности. Обращение к фактору социального знания закономерно пото-
му, что говорить о формировании толерантности и интолерантности можно только в контексте общественного развития, т.е. применительно к постиндустриальному обществу. Основой же современного постиндустриального общества является информация, которая определяет успешность взаимодействий, происходящих в нём, и социальную структуру общества.
В переходные, кризисные моменты жизни общества активизируется и массовое сознание. Массовому сознанию конкретной социальной группы также свойственно обращение к иррациональным механизмам социального бессознательного и отсутствие анализа поступающей информации. Истина, не являющаяся целью социального бессознательного, не является также и целью массового сознания, формирующегося на его основе. Тем не менее основой формирования массы как носителя массового сознания являются интересы, формируемые на основе информации. Возникает только вопрос о том, какую информацию готово воспринимать массовое сознание. Поскольку характеристики массового сознания таковы, что его, как и социальное бессознательное, не интересует истина в её традиционном понимании, то логично сделать вывод о предпочтении им информации, которая согласуется с уже заложенной на бессознательном уровне. Бессознательный компонент, таким образом, усиливается. Соответственно, создаются предпосылки формирования интолерантности.
Диалектической противоположностью бессознательного является сознание как рациональная система, которое любую информацию анализирует и делает вывод о её адекватности. На уровне сознания невозможно игнорирование противоречий между явлением окружающего мира и истинным смыслом информации, его описывающей. Следовательно, при приложении усилий по осмыслению окружающего мира на основе привлечения рациональных ресурсов сознания возможно адекватное отражение действительности и формирование толерантности в противовес иррациональности социального бессознательного, приводящей к интолерантности. Поскольку отправным моментом в этом процессе служит всё-таки информация, воспринимаемая разными интерпретационными системами, мы можем говорить о правильности выбора информации как фактора, способного оказать влияние на формирование толерантности или интолерантности в зависимости от их характеристик.
Новая культура во взаимоотношении с инвалидами предполагает распространение информации об инвалидности и людях с инвалидностью
Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов
среди здоровых людей с целью преодоления негативных стереотипов и формирования культуры взаимодействия и толерантности. От качества информации во многом будет зависеть формирование социального знания и толерантной или инто-лерантной ориентации субъектов общественных процессов. С одной стороны, возможно, предоставление информации, в которую изначально заложена оценка, что избавляет носителя массового сознания от проведения аналитической работы, т.е. отключает рациональный компонент, потакая социальному бессознательному. Это манипуляция с ориентацией на иррациональные механизмы, приводящая к закреплению установок интолерантности в сознании субъекта. С другой стороны, информация, не содержащая оценочного компонента, уже изначально будет обращена к рациональным структурам, поскольку будет нуждаться в выработке оценки, что в состоянии реализовать только сознание. Проведённая сознанием оценка позволит сделать вывод о наличии или отсутствии опасности в описываемом явлении или объекте. В случае отсутствия опасности со стороны описанного иного явления возможно его принятие, что будет свидетельствовать о формировании толерантности.
Отметим, что толерантность может основываться только на истинном знании, которое формируется на основе информации. Человек строит свои поведение и деятельность на основе поступающей информации. Выбор изначально предполагает информированность субъекта о явлениях окружающего мира [4]. При недостатке информа-
ции люди склонны восполнять пробел при помощи разного рода домысливания или принятия недостоверных сведений в качестве истинного знания [5]. Недостаток информации перекрывается домысливанием, которое выражается в формировании разного рода стандартов, активизации стереотипов и социального бессознательного в целом. Если мало говорят о проблемах инвалидов, то идея создания безбарьерной среды как реализации их прав может просто не найти сторонников. Ставя целью формирование толерантности, необходимо одновременно с этим сформулировать и другую цель - формирование социального знания посредством адекватного информационного обеспечения и опыта практической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сикевич З.В., Крокинская О.К. , Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. 267 с.
2. Перцев А.В. Современный миропорядок и философия
толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: кол. монография / отв. ред.
Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2003. С. 25-48.
3. Батомункуева Р.А. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений: автореф. дис. ...канд. социол. наук. М., 2006. 21 с.
4. Задорин И., БуроваЮ., Сюткина А. СМИ и массовое
политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависи-
мость // Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999. С. 175-197.
5. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1993. 37 с.