Научная статья на тему 'Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов'

Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
434
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВАЛИД / ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / СОЦИАЛЬНОЕ БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ / СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАНИЕ / DISABLED PERSON / TOLERANCE / INTOLERANCE / SOCIAL UNCONSCIOUSNESS / SOCIAL KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Радченко Оксана Евгеньевна, Зиновьева Валентина Ивановна

Рассмотрена проблема формирования общественного мнения в отношении инвалидов в вузе, которое оказывает существенное влияние на процесс адаптации инвалидов и формирования безбарьерной среды их жизнедеятельности в вузовской системе. Сложности адаптации инвалидов раскрываются через призму наличия толерантности и интолерантности в общественном сознании, а также соотношения сознания и бессознательных структур в психике человека. Особое внимание уделено фактору социального знания, посредством которого возможно преодоление интолерантности в отношении инвалидов в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of social knowledge on formation of tolerance towards people with disabilities

One of the main challenges of adaptation for disabled students in the institution of higher education is the problem of intolerance of the social sense. This can be considered through the relation between consciousness and unconsciousness in people's psyche. Social unconsciousness as an interpreting system is more ancient and typical for people, while consciousness is an acquired system, formed along with the human development and socialization. Consciousness relies upon knowledge and rational interpreting mechanisms. Social unconsciousness has some irrational elements in its basis which were present in human psyche originally or formed in the course of life. Social unconsciousness of different social groups varies and produces different interpreting systems, which leads to different interpretation of information and further misunderstanding. Everything which is new, strange and different is unconsciously seen as hostile. It automatically triggers protection mechanisms and causes intolerance towards other social group members. In the consciousness of most people, who are not disabled, the latter are perceived as "strange", "different", "unlike", which provokes active intolerance mechanisms to handicapped people. Unlike intolerance mechanisms, tolerance requires efforts to realize the phenomena of the world and bring them in accordance with norms and morals of the society and thus turn on rational mechanisms. Being a rational but more limited system compared to social unconsciousness, consciousness is always seeking to enlarge its resources. It is possible by means of involvement of additional rational components such as information and knowledge. Overcoming irrational character of social unconsciousness raises a question on how to affect social unconsciousness of an individual to increase tolerance and decrease intolerance. This is the issue typical for the place in the community and education possibilities of the handicapped. The most adequate solution of the problem is to single out social knowledge as a main factor in forming tolerance, in particular towards the handicapped. New culture in the relationship with the handicapped suggests making information about disability and disabled people available and understandable for healthy people aiming to eliminate negative stereotypes and to build culture of tolerance and cooperation.

Текст научной работы на тему «Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов»

2011 История №4(16)

УДК 364;930.2

О.Е. Радченко, В.И. Зиновьева

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ЗНАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ

В ОТНОШЕНИИ ИНВАЛИДОВ

Рассмотрена проблема формирования общественного мнения в отношении инвалидов в вузе, которое оказывает существенное влияние на процесс адаптации инвалидов и формирования безбарьерной среды их жизнедеятельности в вузовской системе. Сложности адаптации инвалидов раскрываются через призму наличия толерантности и интолерантно-сти в общественном сознании, а также соотношения сознания и бессознательных структур в психике человека. Особое внимание уделено фактору социального знания, посредством которого возможно преодоление интолерантности в отношении инвалидов в вузе.

Ключевые слова: инвалид, толерантность, интолерантность, социальное бессознательное, социальное знание.

Одной из главных проблем адаптации студен-тов-инвалидов в вузе является проблема интолерантности общественного сознания, которую можно рассмотреть через призму соотношения сознания и социального бессознательного в человеке. Выделение социального бессознательного из категории бессознательного вообще мы считаем важным потому, что оно включает в себя не просто психические компоненты, названные К.Г. Юнгом архетипами, но такие структуры психики, которые характерны именно для людей, принадлежащих к одной социальной группе [1]. Мир представляет собой сферу знаков и смыслов, интерпретацию которых осуществляют две интерпретационные системы человека: сознание и бессознательное.

Социальное бессознательное как система интерпретации является наиболее древней и естественной для людей, в то время как сознание - система приобретённая, формирующаяся в процессе развития и социализации человека. Сознание, являясь социальным компонентом психики, основывается на знании и рациональных механизмах интерпретации. Бессознательное, и социальное бессознательное в том числе, имеет в своей основе иррациональные компоненты, которые изначально заложены в психике человека либо формируются в процессе его жизнедеятельности, но в любом случае действуют помимо сознания и не контролируются им.

Поскольку социальное бессознательное представляет собой систему интерпретации, то социальное бессознательное людей, принадлежащих к разным социальным группам, будет представлять собой разные системы интерпретации. Идентичные события люди, принадлежащие к разным социальным группам и, соответственно, обладающие разным социальным бессознательным, будут интерпретировать по-разному, т.е. в их отноше-

ниях будет присутствовать непонимание друг друга. Их взаимодействие будет представлять собой так называемое общение на разных языках и затруднять познание и понимание ими друг друга.

Люди, принадлежащие к одной социальной группе, располагают и идентичными системами интерпретации, следовательно, изначально понимают друг друга, поскольку события и явления окружающего мира интерпретируют с одинаковых позиций. Также необходимо отметить, что социальное бессознательное представителей другой социальной группы, как система интерпретации в силу своей инаковости, представляет собой категорию иного или чужого. Всё иное, чуждое и непохожее воспринимается на бессознательном уровне как нечто враждебное, что само по себе активизирует защитные механизмы, настраивая на интолерантность по отношению к представителям другой социальной группы. Поэтому берущее основу в мифологическом мышлении горизонтальное структурирование мира на две противоположные категории «свои» и «чужие» сохраняется и сегодня. Эти процессы мы можем наблюдать на примере социальных групп инвалидов и здоровых людей, не являющихся инвалидами (неинвалидов). В сознании большинства населения, не являющихся инвалидами, последние предстают как «непохожие», «иные», «чужие», «не свои», что провоцирует активизацию интолерантных механизмов по отношению к лицам с инвалидностью.

Сознание как система рациональная, но имеющая более ограниченные ресурсы по сравнению с социальным бессознательным, постоянно стремится к их пополнению, что справедливо отмечается и А.В. Перцевым [2]. Увеличение ресурсов сознания как рациональной системы возможно за счёт привлечения рациональных компонентов. Такими рациональными компонентами являются информация и знания. Рациональная система на-

чинает в некоторой степени замещать иррациональную систему, что выражается в переориентации от предпочтения интолерантности к предпочтению толерантности как основы построения взаимоотношений. Узнавание инвалидами и неинвали-дами друг друга - фактор, способствующий преодолению защитных механизмов, они перестают быть друг для друга «чужими», следовательно, возникает больше предпосылок для создания толерантных взаимоотношений. Так, под влиянием этих факторов происходило изменение отношения неин-валидов к инвалидам в послевоенный период. На смену одной модели инвалидности (медицинской) приходила другая (социальная).

Однако этот процесс нельзя назвать одномоментным. Для выработки рациональной системы интерпретации необходима длительная мыслительная работа и, соответственно, время, в течение которого, согласно Г.А. Бакиевой и Р.А. Батомун-куевой [3], человек находится в состоянии «духовной невесомости», способной деструктивно повлиять на жизнь человека. Например, студенты 1-го курса с инвалидностью часто переживают так называемый коммуникативный вакуум, на фоне которого формируются коммуникативные стресс-состояния. Во избежание этого, пока выработка нового рационального подхода осуществляется, он начинает интерпретироваться при помощи иррациональной составляющей, всегда имеющей шаблоны для осмысления и интрепретации. Идеи, явления, на рациональном уровне признающиеся и принимающиеся (например, идея интеграции инвалидов в общество, создание общества равных возможностей), могут долгое время оставаться нереализованными, поскольку в основе их интерпретации содержится противоречие между рациональным и иррациональным, сознанием и социальным бессознательным [1]. Эффект отторжения инвалидности продолжает присутствовать в массовом сознании.

Преодоление иррациональности социального бессознательного ставит вопрос о том, как воздействовать на социальное бессознательное, а точнее, о том, какой фактор использовать для того, чтобы уменьшить его влияние, снизить долю интоле-рантности и увеличить долю толерантности у соответствующего субъекта. Это относится в полной мере к положению инвалидов в обществе и получению ими образования. С нашей точки зрения, наиболее адекватным решению поставленной задачи будет выделение социального знания в качестве фактора формирования толерантности, в частности в отношении к инвалидности. Обращение к фактору социального знания закономерно пото-

му, что говорить о формировании толерантности и интолерантности можно только в контексте общественного развития, т.е. применительно к постиндустриальному обществу. Основой же современного постиндустриального общества является информация, которая определяет успешность взаимодействий, происходящих в нём, и социальную структуру общества.

В переходные, кризисные моменты жизни общества активизируется и массовое сознание. Массовому сознанию конкретной социальной группы также свойственно обращение к иррациональным механизмам социального бессознательного и отсутствие анализа поступающей информации. Истина, не являющаяся целью социального бессознательного, не является также и целью массового сознания, формирующегося на его основе. Тем не менее основой формирования массы как носителя массового сознания являются интересы, формируемые на основе информации. Возникает только вопрос о том, какую информацию готово воспринимать массовое сознание. Поскольку характеристики массового сознания таковы, что его, как и социальное бессознательное, не интересует истина в её традиционном понимании, то логично сделать вывод о предпочтении им информации, которая согласуется с уже заложенной на бессознательном уровне. Бессознательный компонент, таким образом, усиливается. Соответственно, создаются предпосылки формирования интолерантности.

Диалектической противоположностью бессознательного является сознание как рациональная система, которое любую информацию анализирует и делает вывод о её адекватности. На уровне сознания невозможно игнорирование противоречий между явлением окружающего мира и истинным смыслом информации, его описывающей. Следовательно, при приложении усилий по осмыслению окружающего мира на основе привлечения рациональных ресурсов сознания возможно адекватное отражение действительности и формирование толерантности в противовес иррациональности социального бессознательного, приводящей к интолерантности. Поскольку отправным моментом в этом процессе служит всё-таки информация, воспринимаемая разными интерпретационными системами, мы можем говорить о правильности выбора информации как фактора, способного оказать влияние на формирование толерантности или интолерантности в зависимости от их характеристик.

Новая культура во взаимоотношении с инвалидами предполагает распространение информации об инвалидности и людях с инвалидностью

Влияние социального знания на формирование толерантности в отношении инвалидов

среди здоровых людей с целью преодоления негативных стереотипов и формирования культуры взаимодействия и толерантности. От качества информации во многом будет зависеть формирование социального знания и толерантной или инто-лерантной ориентации субъектов общественных процессов. С одной стороны, возможно, предоставление информации, в которую изначально заложена оценка, что избавляет носителя массового сознания от проведения аналитической работы, т.е. отключает рациональный компонент, потакая социальному бессознательному. Это манипуляция с ориентацией на иррациональные механизмы, приводящая к закреплению установок интолерантности в сознании субъекта. С другой стороны, информация, не содержащая оценочного компонента, уже изначально будет обращена к рациональным структурам, поскольку будет нуждаться в выработке оценки, что в состоянии реализовать только сознание. Проведённая сознанием оценка позволит сделать вывод о наличии или отсутствии опасности в описываемом явлении или объекте. В случае отсутствия опасности со стороны описанного иного явления возможно его принятие, что будет свидетельствовать о формировании толерантности.

Отметим, что толерантность может основываться только на истинном знании, которое формируется на основе информации. Человек строит свои поведение и деятельность на основе поступающей информации. Выбор изначально предполагает информированность субъекта о явлениях окружающего мира [4]. При недостатке информа-

ции люди склонны восполнять пробел при помощи разного рода домысливания или принятия недостоверных сведений в качестве истинного знания [5]. Недостаток информации перекрывается домысливанием, которое выражается в формировании разного рода стандартов, активизации стереотипов и социального бессознательного в целом. Если мало говорят о проблемах инвалидов, то идея создания безбарьерной среды как реализации их прав может просто не найти сторонников. Ставя целью формирование толерантности, необходимо одновременно с этим сформулировать и другую цель - формирование социального знания посредством адекватного информационного обеспечения и опыта практической деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Сикевич З.В., Крокинская О.К. , Поссель Ю.А. Социальное бессознательное. СПб.: Питер, 2005. 267 с.

2. Перцев А.В. Современный миропорядок и философия

толерантности // Философские и лингвокультурологические проблемы толерантности: кол. монография / отв. ред.

Н.А. Купина и М.Б. Хомяков. Екатеринбург: Изд. Урал. ун-та, 2003. С. 25-48.

3. Батомункуева Р.А. Социальная память как стабилизирующий фактор в процессах общественных изменений: автореф. дис. ...канд. социол. наук. М., 2006. 21 с.

4. Задорин И., БуроваЮ., Сюткина А. СМИ и массовое

политическое сознание: взаимовлияние и взаимозависи-

мость // Российское общество: становление демократических ценностей. М., 1999. С. 175-197.

5. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира: автореф. дис. ... д-ра филос. наук. М., 1993. 37 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.