Научная статья на тему 'Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде'

Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1176
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / TOLERANCE / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / INTOLERANCE / ИНВАЛИДНОСТЬ / DISABILITY / ИНТЕГРАЦИЯ / INTEGRATION / СПЕЦИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / SPECIAL EDUCATION / ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INCLUSIVE EDUCATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Жигунова Г. В.

В статье рассматривается проблема интолерантности школьников по отношению к детям с инвалидностью. Приводятся данные социологического исследования, по итогам которого осмысляются пути формирования толерантного сознания и поведения среди школьников. Автор показывает возможности для позитивных изменений в системе образования детей с инвалидностью и полагает, что следует применять практику ограничения помещения детей с инвалидностью в специальные учреждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Intolerance to the children with limited capacities in educational sphere

In this article the author discusses the problem of the pupils' intolerance towards the disabled children. Here are given the data of the sociological investigation, on the results of which the ways of the formation of the ways of tolerant thinking and conduct among the school children are concerned. The author shows the possibilities for the positive changes in the education system of the disabled children and considers that it is necessary to use the practice of the disabled children into the special institutions.

Текст научной работы на тему «Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде»

снижает вероятность их повторения в реальной действительности. А это способствует сокращению срока адаптации выпускника к полноценному выполнению профессиональной деятельности. Решение вопросов, которые встают перед выпускниками факультета пожарной безопасности с первых дней работы на практике, зависят не только от уровня их теоретической подготовки, но и от умения устанавливать деловые отношения с руководителями курируемых объектов. Помочь им в этом, призваны деловые игры, проводимые в процессе обучения. Деловая игра как активная форма обучения имеет целью не только овладение определенными методиками выполнения различных видов работ, но и позволяет при обсуждении конкретной ситуации проявить на основе полученных ранее знаний инженерное мышление. Ситуация, закладываемая в основу замысла деловой игры, обусловлена функциональными обязанностями работников государственного пожарного надзора, различными нормативно-правовыми актами. Деловая игра проводится с целью воспроизведения (моделирования) предметного и социального содержания профессиональной и общественной деятельности сотрудников противопожарной службы.

Литература

1. Коровянский, Е.П. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр [Текст]// Е.П. Коровянский, Вопросы психологии. 2000.- № 1.-С.112-118.

2. Хруцкий, Е.А. Организация проведения деловых игр [Текст]/Е.А. Хруцкий. -М.: Высшая школа, 1991.- 318 с.

3. Бугрин, В.П. Технология подготовки и проведения конкретных ситуаций. Обзорная лекция [ Текст]/В.П. Бугрин. -М.: ИЦПКПС, 2000. - 338 с.

4. Сыроежин, И.М., Вербицкий, А.А. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов [ Текст]/И.М. Сыроежкин. -М.: НИИ ВШ, 1981. - 36 с.

5. Гришин, Э.А. Некоторые вопросы обучения педагогической технике [Текст]// Э.А. Гришин, В. А. Кан-Калик, Н.Н. Котельников, Вопросы формирования направленности личности. -Владимир: Влад. пед. ин-т, 2003. - С.12-37.

Проблемы современной школы Жигунова Г.В.

Интолерантность в отношении детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной среде

В последние годы научный интерес к проблемам детской толерантности существенно возрос. Однако несмотря на значительное количество исследований, посвященных этой тематике, ключевые вопросы, связанные с природой и

истоками интолерантности, остаются открытыми.

Толерантность - сложный и противоречивый социальный феномен. В научной литературе толерантность рассматривается, прежде всего, как уважение и признание равенства, отказ от доминирования и насилия, готовность принять других такими, какие они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. В случае отсутствия указанных качеств мы можем говорить об интолерантности.

Главной отличительной чертой интолерантных детей является их отношение к сверстнику. Другой ребенок выступает для них как противник, как конкурент, как препятствие, которое нужно устранить. Ряд исследователей не сводят такое отношение к недостатку коммуникативных навыков, а полагают, что "это отношение отражает особый склад личности, ее направленность, которая порождает специфическое восприятие другого как врага" [2, с. 20-21].

В основе детской враждебности может лежать различная мотивационная направленность: спонтанная демонстрация себя; достижение своих целей; подавление и унижение другого. Но, несмотря на все различия, всех враждебно настроенных детей объединяет одно общее свойство - невнимание к другим детям, неспособность видеть и понимать другого. В основе такого отношения, по мнению Е.О. Смирновой и Г. Р. Хузеевой, лежит "особое строение самосознания ребенка, а именно фиксированность на себе и внутренняя изоляция от других" [2, с. 24]. Фиксированность на себе, ожидание враждебности со стороны окружающих не позволяет ребенку увидеть другого и пережить чувство связи и общности с ним, поэтому сочувствие или содействие недоступно для таких детей. Данные исследователи подчеркивают, что именно такое мировосприятие создает ощущение своего острого одиночества во враждебном мире, которое порождает все большее противостояние и отдаленность от других.

Причины интолерантного поведения кроются как в генетических факторах развития психики ребенка, так и в социальных, раскрывающихся в условиях социализации. То есть социальная среда, стиль воспитания в семье и школе, психолого-педагогическая некомпетентность родителей часто являются фактором возникновения социально-проблемного, враждебного отношения к окружающим людям.

Особую проблему в детско - подростковой среде вызывает сегодня отношение к лицам с ограниченными возможностями здоровья. Непонимание трагизма ситуации, отсутствие опыта взаимодействия с подобными индивидами и, как следствие, неумение адекватно себя вести при встрече с инвалидом - все это и многое другое накладывают свой отпечаток на восприятие лиц с инвалидностью.

В рамках научно-исследовательского проекта РГНФ по региональному конкурсу "Русский Север: история, современность, перспективы" (грант №№ 08-03-43302а/С) было проведено социологическое исследование, направленное на выявление отношения различных групп населения Мурманской области к детям с ограниченными возможностями здоровья. В контексте рассматриваемой проблемы, одной из целей исследования стало выявление уровня толерантности

школьников к детям с инвалидностью. В качестве основного метода эмпирического исследования было использовано раздаточное анкетирование. Исследование проводилось в мае-сентябре 2008 года. Эмпирическим объектом исследования, помимо прочих, выступили учащиеся учебных средних общеобразовательных учреждений Мурманской области. Выборка гнездовая, в количестве 518 человек, в возрасте от 7 до 18 лет. Причем основная часть респондентов - подростки. Средний возраст составил 13,72 года. Из них мальчиков и юношей - 214 человек (41,3%), девочек и девушек - 304 (58,7%) человека.

Отвечая на вопрос "Как часто Вы встречаете в общественных местах детей или молодых людей с ограниченными возможностями?", большинство опрошенных - 293 чел. (56,5%) - ответили "редко", 128 чел. (24,7%) - "когда как", 62 чел. (11,9%) - "часто", 25 чел. (4,8%) - никогда не встречали детей с ограниченными возможностями и лишь 1,9% встречают таких детей часто. Среди знакомых дети или подростки с ограниченными возможностями здоровья имеются у 25,5% опрошенных, не имеет таких знакомых 65,3%, и затруднились ответить 8,9% респондентов. Таким образом, детей с ограниченными возможностями периодически встречает меньше половины респондентов. Действительно, данная категория детей обособленна от общества и не имеет возможности полноценно участвовать в его жизнедеятельности и, следовательно, не так часто встречается в общественных местах.

Большая часть респондентов (55,6%) отметила, что к детям-инвалидам в нашем обществе относятся в целом доброжелательно, 23,9% полагает - нейтрально, 16,2% - скорее недоброжелательно, 1,2% - крайне недоброжелательно, 3,1% -другие варианты ответов. Однако отвечая на вопрос "Как, по Вашему мнению, относились бы в обычной школе к детям-инвалидам их сверстники?", 171 школьник (33%) высказался отрицательно. Было указано, в частности, что агрессивно, недоброжелательно, неприязненно; над детьми-инвалидами, полагают учащиеся, будут издеваться, надсмехаться, дразнить, унижать, бить, жестоко и плохо обращаться. Сюда же отнесены: игнорирование, избегание, любопытство, непонимание, равнодушие, страх и другое. Однако 115 респондентов (22,2%) считает, что в школе к детям-инвалидам будут относиться хорошо (12%), доброжелательно (4,2%), дружески (1,9%), отлично (0,8%), сочувственно, уважительно, с пониманием, помогая (по 0,4%). 84 респондента (16,2%) полагает, что отношение сверстников зависит прежде всего от личности как самого ребенка-инвалида, так и от индивидуальных особенностей окружающих. Нейтральные суждения высказали 15,4%, затруднились ответить 13,1% респондентов. Таким образом, в соответствии с ответами учащихся отношение к детям-инвалидам в среде сверстников представляется в большей мере недоброжелательным. Сами школьники относятся к "особым" детям, следующим образом: 64,9% - так же, как и к другим людям, 24,3% - лучше, чем к здоровым, 2,5% - хуже, чем к здоровым людям, и 8,3% затруднились с ответом.

Отвечая на вопрос, в какой мере необходимо включать детей с инвалидностью в полноценную жизнь общества (по 10-балльной шкале),

респонденты в большинстве своем согласились с необходимостью интегрировать их в общество. Однако 1% опрошенных все же считает необходимым полностью изолировать данных индивидов от общества. Средний балл ответов составил 8,26 из десяти, где 10 - максимальный балл. Однако отвечая на вопрос "Где, по Вашему мнению, должны учиться лица с ограниченными возможностями здоровья?", школьники в большинстве своем ответили "в специализированном учреждении" (60,2%) и лишь 15,4% респондентов допускает их обучение в обычном образовательном учреждении. "На дому" считает 6,2%, "другое" - 5,4% (как правило, отвечали " в зависимости от заболевания"), и затруднились ответить 12,7% опрошенных.

Исследуя факты интолерантного отношения к детям-инвалидам, в ряде случаев (25,9%) было выявлено, как учащимся приходилось наблюдать ситуацию, в которой ребенка-инвалида обижают их сверстники. При этом 5,8% респондентов указало, что видели, как обзывали или оскорбляли такого ребенка, 4,2% - смеялись, 3,9% - били, 3,9% - издевались, 2,3% - дразнили, 2% - грубо толкали (скатывали по лестнице) инвалидные коляски. Один человек признался, что самому приходилось выступать в роли обидчика.

Опрошенные школьники при виде детей-инвалидов испытывали разные чувства: сочувствие (85,3%), сострадание (81,1%), жалость (73,7%), любопытство (24,7%), дискомфорт (23, 9%), страх (18,1 %), брезгливость (3,5%), неприязнь (6,6%) и отвращение (3,1%). Таким образом, несмотря на имеющиеся у большинства опрошенных чувства сострадания и сочувствия, все же большая часть учащихся испытывает ряд негативных эмоциональных переживаний при виде детей-инвалидов, которые могут стать причиной интолерантного отношения.

Учащиеся средних образовательных учреждений представляют ребенка-инвалида в большей мере как больного, увечного, неполноценного, ограниченного в возможностях. Лишь 2,8% респондентов, представляя ребенка-инвалида, указали позитивные ассоциации: добрый (0,4%), сильный характером (1,2%), особенный (0,4%), и 0,8% указали, что данные дети стремятся к лучшему, в том числе, хотят стать здоровыми. В 3,1% случаях респонденты считают детей-инвалидов такими же детьми, как и другие дети, имеющих свои особенности и различия в зависимости от индивидуальности.

Во всех остальных случаях (70,1%) имеет место восприятие ребенка-инвалида через негативные или отрицательные характеристики. Это, как правило, констатация какого-либо лишения или ограничения, данная, в том числе через отрицательные частицы "не" и "без". В частности, 15,4% опрошенных воспринимают ребенка-инвалида как ограниченного в возможностях индивида, 8,5% - констатирует факт ограниченности через ассоциацию "в инвалидной коляске", 6,9% свои ассоциации основывает на различных словосочетаниях со словом "не может" (делать то, что здоровый; самостоятельно обеспечить свои потребности; жить полноценной жизнью; общаться; порадоваться жизни и др.), 3,9 % учащихся воспринимает детей-инвалидов как нуждающихся в общении, понимании, помощи, поддержке и др. Кроме того, ребенок-инвалид

представляется как человек, который "не ходит" (3,9%), страдает (2,3%), неполноценный (1,9%), имеющий отклонения (1,9%), одинокий (1,6%), с дефектом или недостатком (по 1,2%), юродивый, который не радуется, не общается, не имеет будущего, обижен судьбой, является изгоем в обществе, ему не повезло в жизни и др. Если суммировать указанные ответы, то 45,5% респондентов ребенка-инвалида определяет через физические недостатки, 26,7% - через моральные и душевные состояния и переживания. На вопрос "Могли бы Вы подружиться с человеком, имеющим ограниченные возможности здоровья?", основная часть респондентов ответила утвердительно (77,2%). Категоричное "нет" указало 8,1%, 14,7% респондентов затруднилось ответить. Полученные данные указывают на наличие высокой степени готовности школьников к преодолению социальных барьеров, существующих в контексте взаимодействия "инвалид - не инвалид". На вопрос "Что бы Вы могли сделать для таких детей?" от 53,7% опрошенных получены разнообразные ответы. 11,6% школьников могли бы оказать какую-либо помощь, 8,5% готовы дружить, 8,1% - общаться с такими детьми, 5% - помочь деньгами, 1,9% - создать условия для полноценной жизни, а, кроме того - материально и морально поддержать, хорошо относиться, подарить подарок (игрушку).

Таким образом, ребенок с ограниченными возможностями представляется их сверстникам как человек с физическими (в большей степени) изъянами и душевными травмами, который желает функционировать в социуме наравне с другими (здоровыми) детьми, но в то же время нуждается в специальных условиях, имеющиеся лишь в специальном учреждении. В ходе исследования выявились факты интолерантного сознания и поведения, выражающиеся в отрицательных эмоциях и действиях к детям-инвалидам, в неготовности принять ребенка в свой круг общения. В большинстве своем ребенок с инвалидностью не воспринимается опрашиваемыми как равный им член общества. Однако основная часть школьников готова к преодолению социальных барьеров, существующих во взаимодействиях здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями. Поэтому задачу формирования толерантной личности можно признать сегодня одной из важнейших задач по воспитанию подрастающего поколения наряду с интеграцией детей-инвалидов в общество.

В настоящий период в России открылись широкие возможности для позитивных изменений в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Переосмыслены права детей с особыми нуждами, активно решаются вопросы их социализации и интеграции в общество, в том числе через организацию образовательного пространства. Сегодня специальное образование представлено сложной разветвленной системой коррекционных учреждений, реабилитационных, психолого-педагогических и социальных центров, в которых оказывается комплексная помощь детям с особыми нуждами. Однако, несмотря на проводимые мероприятия по улучшению условий жизни, медицинского обслуживания, повышения качества образования, трудовой и профессиональной подготовки детей с ограниченными возможностями, остается нерешенным целый ряд проблем. Одна из актуальных проблем в отношении с

индивидами данной категории связана с тем, что общество часто не готово принимать подобных детей.

Формирование толерантных взаимоотношений является процессом, который включает в себя педагогические воздействия и внутренние факторы развития личности ребенка. При всей демократичности общения взрослого с ребенком опыт подлинной толерантности во взаимоотношениях дети получают лишь в диалоге со сверстниками. В сообществе с ними ребенок ощущает равенство, свободно проявляет коммуникативную самодеятельность, учится учитывать индивидуальные особенности партнера, договариваться с ним. В этой связи важно указать на проблему изолированности лиц с инвалидностью от общества, препятствующей установлению диалога. С одной стороны, данный момент связан с невозможностью инвалида, наравне со здоровыми людьми, участвовать в социальной жизни общества, с другой - общество само не готово принять таких лиц ввиду недостатка или отсутствия необходимых материально-технического и социально-культурного уровней среды. Понятно, что при отсутствии взаимодействий здоровых лиц с лицами с ограниченными возможностями не могут сформироваться навыки толерантного отношения друг к другу. Восполнить данный пробел призвано инклюзивное образование. Одним из приоритетных направлений интеграции детей-инвалидов является создание для них образовательной среды. При этом, чем грамотнее и качественнее решаются образовательные задачи, тем выше социальная компетенция ребенка с ограниченными возможностями, следовательно, выше и его потенциальные возможности интеграции в общество.

В отечественной практике интеграция в области образования - это процесс совместного обучения, воспитания и развития здоровых детей и детей с ограниченными возможностями посредством создания дополнительных специализированных условий. В основе данного подхода лежит идея о том, что жизнь и быт инвалидов должны быть максимально приближены к условиям и стилю жизни общества, в котором они живут.

В современное время в России две формы интеграции детей: интернальная - это интеграция внутри системы специального образования, например, дети с нарушением интеллекта и одновременно слуха, могут быть интегрированы в специальные (коррекционные) образовательные учреждения для глухих; и экстернальная - эта интеграция предполагает взаимодействие специального и массового образования. В этой связи в регионах России создаются образовательные учреждения комбинированного типа, в каждом из которых формируется несколько групп (дошкольное образование) или классов (школьное образование). Среди них можно выделить обычные, специальные и смешанные группы (классы). В обычных группах или классах большинство детей - это нормально развивающиеся дети. В них могут находиться один - два ребенка, имеющих диагностированные первичные нарушения и уровень развития, близкий к норме. Педагог может не иметь специальной подготовки по работе с такими детьми, а при необходимости получает консультацию у других специалистов. В

специальных группах ( классах) воспитываются ( обучаются) исключительно дети с отклонениями в развитии. Для таких детей используется практика частичной или временной интеграции, когда их несколько раз в месяц объединяют с нормально развивающимися сверстниками для совместной деятельности с целью получения опыта общения и взаимодействия. В смешанных группах (классах) одновременно воспитываются 2/3 нормально развивающихся детей и не более 1/ 3 детей с нарушениями. Наполняемость групп составляет 12-15 человек, с которыми занимается дефектолог. В смешанных группах создаются специальные условия для ранней и полноценной социальной интеграции [1, с. 85].

В зарубежной социологии и педагогике на смену понятию "интеграция" введено понятие " включение" (inclusion). Инициаторы введения данного понятия считают, что простое физическое нахождение в коллективе человека, отличающегося от остальных, еще не означает его принятия, и объединение детей с различными возможностями здоровья не означает полноценного участия последних в жизни класса или группы. Инклюзивное образование предполагает, что включение детей-инвалидов в социальную жизнь не есть одолжение со стороны общества, а его обязанность.

Инклюзивные школы во многом нацелены на несколько иные образовательные достижения, чем те, что признаются обычным образованием. Учащийся-инвалид воспринимается в такой школе как любой другой ученик класса, включается в одинаковые виды совместной деятельности, но перед ним ставятся другие задачи, направленные на активную жизнь в коллективе, полное взаимодействие и помощь друг другу, а тем самым и развитие. Последняя модель взаимодействия видится наиболее удачной в деле интеграции детей с инвалидностью в общество.

Литература

1. Кукишева, М.В. Совершенствование процесса обучения детей, имеющих нарушения здоровья [Текст] // М.В. Кукишева, Труды Псковского политехнического института. 2006. № 10.1. - С. 83 - 88.

2. Смирнова, Е.О., Хузеева, Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессивности [ Текст]// Е.О. Смирнова, Вопросы психологии. 2002. № 1. - С. 17 - 26.

Соктоева О.Ц.

Направления исследования моделей проектирования школьного учебника китайского языка

Современные процессы модернизации образования, потребности образовательного рынка актуализируют изменение в системе лингвистического

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.