Научная статья на тему 'Толерантность, массовое сознание, общество, государство'

Толерантность, массовое сознание, общество, государство Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1024
109
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / ИНТОЛЕРАНТНОСТЬ / МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ / ОБЩЕСТВО / ТОЛЕРАНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Радченко О. Е., Власова С. А.

Исследование массового сознания представляет интерес в контексте его взаимосвязи с понятиями толерантности, общества и государства. Авторы рассматривают взаимосвязь массового сознания, общества, государства, акцентируя внимание на одном из её аспектов мифологической составляющей массового сознания во взаимоотношении с обществом и государством. Формирование установки на толерантность социальных отношений испытывает определённое сопротивление со стороны бессознательных механизмов массового сознания и требует преодоления этих особенностей с помощью рациональных механизмов, с этой целью формируется государственный механизм общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOLERANCE, MASS CONSCIOUSNESS, SOCIETY, GOVERNMENT

The research of mass consciousness is of interest in the context of its interrelation with concepts of tolerance, society and government. The authors consider interrelation between mass consciousness, society, government, emphasizing one of its aspects the mythological component of mass consciousness in mutual relation with society and government. Formation of the directive on tolerance of social relations undergoes a certain resistance from unconscious mechanisms of mass consciousness and demands overcoming these features by means of rational mechanisms, with this purpose the society mechanism of government is formed.

Текст научной работы на тему «Толерантность, массовое сознание, общество, государство»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Benjamin W. Uber das mimetische Vermögen // Gesammelte Schriften Bd. II-1. - Frankfurt am Maine: Suhrkamp, 1989. - S. 210-213.

2. Van Reijen W. Philosophie als Kritik. Einführung in die Kritische Theorie. - Königstein: Hein, 1986. - 221 S.

3. Краус Р. Переизобретение средства // Синий диван. - М., 2003.

- № 3. - С. 105-127.

4. Беньямин В. Краткая история фотографии // Избранные эссе.

- М.: Медиум, 1996. - С. 66-91.

5. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Избранные эссе. - М.: Медиум, 1996. -С. 163-209.

6. Бодрийяр Ж. Система вещей. - М.: Рудомино, 2001. - 174 с.

7. Baudrillard J. Simulacra and Simulation. - Michigan: University of Michigan Press, 1994. - 164 p.

8. Baudrillard J. For Illusion Isn’t The Opposite of Reality // Photographies 1985-1998. - Ostfildern-Ruit: Hatje-Cantz, 1999. -P. 129-135.

9. Зонтаг С. Взгляд на фотографию / Photographer.ru, Современная творческая фотография: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.photographer.ru/cult/theory/401.htm, свободный. - 13.11.2008.

10. Sontag S. On Photography / S. Sontag - New York: Farrar, Straus and Giroux, 1977. - 207 p.

Поступила 20.11.2008 г.

УДК 001.2;008.001

ТОЛЕРАНТНОСТЬ, МАССОВОЕ СОЗНАНИЕ, ОБЩЕСТВО, ГОСУДАРСТВО

О.Е. Радченко, С.А. Власова

Томский политехнический университет E-mail: [email protected]

Исследование массового сознания представляет интерес в контексте его взаимосвязи с понятиями толерантности, общества и государства. Авторы рассматривают взаимосвязь массового сознания, общества, государства, акцентируя внимание на одном из её аспектов - мифологической составляющей массового сознания во взаимоотношении с обществом и государством. Формирование установки на толерантность социальных отношений испытывает определённое сопротивление со стороныы бессознательных механизмов массового сознания и требует преодоления этих особенностей с помощью рациональных механизмов, с этой целью формируется государственный механизм общества.

Ключевые слова:

Государство, интолерантность, массовое сознание, общество, толерантность.

Определять содержание понятия массового сознания целесообразно через историческую перспективу. В этом отношении можно отметить, что история массового сознания как феномена общественной жизни, как и история изучения массового сознания достаточно сложна и противоречива. Сама проблема существования реального «массового сознания» и его субъекта, особого «массового человека» возникает в науке на рубеже ХУШ-Х1Х вв. [1]. По мере укрепления и развития средневековых городов увеличивается плотность населения, соответственно, увеличивается и плотность контактов между людьми. Появляются отдельные вспышки явлений, относимых к массовой психологии, которые можно назвать лишь предварительными формами массового сознания, поскольку существовавший на то время уровень развития общества не позволял осознать и сформулировать реальное состояние общественного сознания населения. Обозначим, что появление и развитие средневековых городов само по себе уже являлось переходным состоянием, связанным со становлением нового общественного явления, нового образа жизни и новой культуры, что отражается на уровне сознания общества.

В данной ситуации можно говорить о том, что в это время происходила крупномасштабная социальная реформа, связанная со сменой типов общественного сознания, когда деструктуризация привычных его форм привела к тому, что они, будучи разрушенными, сменялись становящимися, но ещё в тот момент размытыми «неклассическими» формами [2]. Этот период также можно характеризовать как переходный от одного типа общества к другому.

Формально словосочетание «массовое сознание» начинает встречаться в литературе в середине

XIX века. На рубеже Х1Х-ХХ вв. появляются считающиеся классическими труды Г. Тарда [3], Г. Ле-бона [4], Ш. Сигеле [5]. Более или менее определённое употребление понятия «массовое сознание» в качестве специального научного термина началось лишь в 20—30-е гг. ХХ века, что, на наш взгляд, можно связать с изменениями, происходящими в обществе. Как уже было отмечено выше, начало

XX века характеризовалось приходом нового типа общества - массового общества, которое Х. Ортега-и-Гассет [6] охарактеризовал как «восстание масс». Возникла проблема выработки отношения к новому типу общества. Сложившаяся ситуация была охарактеризована как кризисная, поскольку об-

щество оказалось не готовым к принятию новых стандартов жизни.

Однако затем наступила продолжительная пауза в исследованиях, связанная с тем, что общество структурировалось, и преобладающим стал индивидуализм. С. Московичи [7] пишет о том, что, культ «свободного индивида» предопределял доминирование индивидуальности в исследованиях. Лишь начиная со второй половины 60-х гг. прошлого века появляется всплеск интереса к проблеме массового сознания и наблюдается интенсификация исследований по проблемам массового сознания [1], что можно объяснить очередной реструктуризацией общества при переходе от индустриальной к постиндустриальной эпохе. Термин «постиндустриальное общество» начинает употребляться в литературе в середине ХХ века для характеристики нового типа общества, пришедшего на смену индустриальному обществу [8].

Постиндустриальное общество представляет собой абсолютно иной способ производства, общественной организации и культуры. Основное место здесь начинает занимать знание, причём знание теоретическое, которое определяет возможности применения инноваций в различных областях деятельности и социального контроля над изменениями с предвидением результатов. Постиндустриальное общество ориентируется на будущее, ведущую роль при этом занимает технология. На первое место выходят именно информационные технологии, информация преобразовывается в цифровую форму, что делает её универсальной безотносительно к языковым и культурным особенностям [9].

По мнению Б. Грушина [10], явления, служащие предпосылкой возникновения массового сознания, берут своё начало в переходе от традиционных типов обществ к обществам индустриальным, когда происходит процесс так называемой «массо-визации основных условий и форм жизнедеятельности». Он пишет о том, что массовизация порождает «одинаковые или подобные устремления, интересы, потребности, навыки, склонности и т. д.». В результате «омассовления» всё большее число людей включается в однотипные производственные, потребительские, информационные и другие процессы, которые порождают однотипные нормы и ценности, жизненные стили и уклады. Массовое производство порождает массовое потребление, которое, в свою очередь, распространяет процесс стандартизации и нивелировки на все сферы жизни. Характеризуя сущность массового сознания, в первую очередь, необходимо отметить, что массовое сознание является одним из видов общественного сознания, наиболее реальной формой его существования и воплощения [11].

Трактовки массового сознания, сложившиеся в науке на сегодняшний день, можно сформировать в двух вариантах. Первая точка зрения изложена у Д. Майерса [12]. Он рассматривает массовое сознание как форму общественного сознания, которая

заметно проявляется в бурные, динамичные периоды развития общества, когда в обществе нет интереса к научным исследованиям. Другую точку зрения приводит Д.В. Ольшанский [1]. В его понимании массовое сознание представляет собой достаточно самостоятельный феномен и определяется как сознание определённого социального носителя, то есть массы. Оно постоянно существует в обществе наряду с существованием классических групп и возникает как отражение обстоятельств, которые являются общими для членов, входящих в различные социальные группы, которые таким образом оказываются в сходных условиях и уравниваются в том или ином аспекте.

В работах Г. Тарда [3], Г Лебона [4], Ш. Сигеле [5] при описании сделан акцент именно на понятии толпы. Г Лебон [4] характеризовал общественную ситуацию на рубеже Х1Х-ХХ вв. как один из критических моментов истории, когда назревают изменения на уровне общественного сознания. По его мнению, их определяют два фактора. С одной стороны, происходит разрушение религиозных, политических и социальных верований, на которых строится существовавшая на тот момент цивилизация. С другой стороны, произошедшие открытия в науке и промышленности приводят к возникновению новых условий существования и появлению совершенно новых идей. Этот процесс осложняется тем, что смена не может произойти быстро. В сознании людей ещё крепки идеи прошлого, которые, даже будучи наполовину разрушенными, достаточно сильны. Но идеи, которые должны прийти к ним на смену, ещё находятся в процессе образования. Это, по его мнению, даёт основание для того, чтобы характеризовать состояние общества на тот момент как анархическое, или переходное. Характеризуя толпу, Г Лебон [4] отмечал, что она не представляет собой простое собрание индивидов. Толпа - это иное, коллективное образование, черты которой не имеют ничего общего с чертами входящих в неё индивидов. Толпу он считал временным образованием и подчёркивал приоритет иррациональной составляющей толпы. По его мнению, толпа имеет коллективную душу, которая состоит из бессознательных компонентов, одинаковых для психики разных индивидов.

Ш. Сигеле [5] также использовал понятие толпы для характеристики массовых явлений. В характеристике содержания понятия «толпа» его взгляды во многом сходны со взглядами Г. Лебона. Он также отметил, что люди в массе ведут себя иначе, чем они бы вели себя по-отдельности, вплоть до того, что решения, принимаемые людьми сообща, могут, по сути, кардинально отличаться от тех, которые они принимали бы, не находясь вместе. Г Тард [3], используя понятие толпы, предлагает и новую категорию, отличную от неё - категорию публики. В отличие от толпы, индивиды, входящие в состав публики, объединены не физически, а скорее духовно, с помощью убеждений, страстей. Понятие пу-

блики, по его мнению, гораздо шире и объёмнее понятия толпы, так же, как сама публика гораздо больше, чем толпа. В перемене акцентов с толпы на публику важную роль сыграло появление периодической прессы. Публика, в отличие от толпы, более рациональна и более долговечна, чем толпа. Предполагая в дальнейшем более интенсивное развитие средств массовой информации и коммуникаций, Г. Тард делает вывод о том, что наступающая эпоха будет не эрой толпы, а эрой публики.

Х. Ортега-и-Гассет [6] определяет массы через обезличенность и посредственность. Начало ХХ в. и приход нового типа общества - массового общества он охарактеризовал как «восстание масс». Именно с этого периода масса начинает трактоваться как часть общества, во многом определяющая его функционирование. Наблюдаются и подвижки в самой трактовке понятия «масса». По мнению Х. Ортега-и-Гассета [6], толпа является понятием количественным и визуальным. Масса -это множество ничем не выделяющихся индивидов. Он противопоставил массы он противопоставил элитарному меньшинству. Человек элиты ощущает внутреннюю потребность в стремлении к чему-либо большему, его жизнь представляет собой служение, связанное с требовательностью к себе. Совместная цель, идея или идеал организуют меньшинство - элиту. Человек элиты изначально выделяется из массы, то есть большинства, что делает возможным его принадлежность к элите. Благородство элитарного человека состоит в наличии у него обязанностей, которые он выполняет при помощи самодисциплины. Его жизнь всегда напряжённая, он постоянно находится в поиске, готов к нахождению нового. Этим и отличается благородная жизнь человека элиты от обычной жизни, которая представляет собой движение на месте, повтор одного и того же, пока внешняя сила не выведет её из этого состояния.

Таким образом, Х. Ортега-и-Гассет [6] предлагает деление общества на два класса: «на тех, кто требует от себя многого и сам на себя взваливает тяготы и обязательства, и на тех, кто не требует ничего и для кого жить - это просто плыть по течению, оставаясь таким, какой он есть, и не силясь перерасти себя». В интерпретации массовости на первый план выходят уже не иррациональные механизмы, определяющие её сущность. Массовость характеризуется как особая социальная организация, с уравниванием жизни и формированием стандартов поведения и потребления, одинаковых для всех.

Понимание массы именно в таком её виде является следствием процессов, связанных со становлением индустриального, а затем и постиндустриального общества. Причём в последнем такая трактовка массы даже более актуальна, поскольку главной характеристикой постиндустриального общества является преобладание высоких технологий, в том числе технологий информационных. Масса отличается разнородным и смешанным социальным со-

ставом и включает в себя представителей различных профессиональных групп, классов, людей с неодинаковым уровнем образования, культуры, материального положения и т. д.

Поскольку массовое сознание связано с поведением человека, а поведение строится исходя из ситуации, то последнее будет таким же изменчивым, как и само массовое сознание. Можно предположить, что поведение будет мотивироваться поверхностными суждениями, формируемыми на уровне общественного мнения, что также делает более реальной реализацию принципа интолерантности в общественных отношениях. Массовое сознание с особой активностью обнаруживает себя в переходные моменты общественной истории. Это связывается как с ситуацией неопределённости, когда предшествующие структуры уже разрушены, а новые ещё не сформированы, так и с протестными тенденциями в сознании людей против нового порядка, представляющегося им чуждым. Так, процесс перехода к индустриальному обществу сопровождался протестом человека против новой и чуждой для него цивилизации. Защитной реакцией человека на вызов окружающего мира и становящееся господство индустриальной культуры явилось восстановление мифологии. Массовость индустриального общества заключается в поведении, обусловленном мифологическим сознанием. Человек, пытаясь уйти от действительности, предпочитает истинное знание заменять чем-то иным, другой системой знаков, что и позволяет говорить о мифологичности сознания, а саму мифологию рассматривать уже не как сферу фантазии, а как совершенно определённую символическую систему. Миф становится принципом, характеризующим массовое сознание [2]. Игнорирование морали как регулятора общественных отношений на мифологическом уровне создаёт определённый предпосылки к формированию и закреплению интолерант-ных установок в сознании человека и не способствует утверждению установки на толерантность.

Мифология, как правило, содержит информацию о превосходстве собственной группы, вплоть до утверждения идеи божественного происхождения. В то же время мифология формирует презрительное отношение ко всем, кто не относится к категории «мы», которое может представлять собой маскировку страха, испытываемого по отношению к иному и чужому. Г. Лебон [4], описывая толпу, также объясняет осознание ею своего величия и всемогущества многочисленностью и наличием иллюзий. Н.И. Семечкин [19] отмечает, что, однако, не всегда, даже имея большое желание, при сравнении себя с другими группами, члены своей группы не могут найти каких-либо очевидных признаков своего превосходства. В этом случае проблема разрешается за счёт использования умозрительных неверифицируемых категорий с использованием словесной конструкции «зато». Характерно, что собственные пороки и недостатки ре-

зультате самокатегоризаций оборачиваются достоинствами. Собственные добрые дела члены группы объясняют изначально заложенными в них позитивными характеристиками, в то время как позитивные действия других преподносятся как результат случайности. Закономерно и обратное противопоставление. Негативные действия «мы» расцениваются как случайные, а такие же поступки «их» как вполне закономерные, являющиеся следствием их изначально негативных характеристик.

Это приводит к тому, что для взаимоотношений групп становятся характерными явления внутригруппового фаворитизма и межгрупповой дискриминации, которые заключаются в усилении позитивной направленности при характеристике своей группы и усилении негативных характеристик при описании группы чужих, которая может распространяться и на действия [19]. Согласно Н.И. Се-мечкину [13], эти явления приводят к тому, что даже критерий справедливости становится достаточно размытым при распределении ресурсов между членами своей и чужой группы, склоняясь в сторону улучшения условий для своей группы и стремления ухудшить ситуацию другой. На этом основании можно сделать вывод о том, что суть внутригруппового фаворитизма сводится к самоутверждению человека. Идентификация с позитивно характеризующейся группой автоматически повышает представление о себе без приложения каких-либо дополнительных усилий.

Разделение мира на две части: «мы» и «они», берущее своё начало в мифологической компоненте массового сознания, закреплённой у современного человека на подсознательном уровне, - оказывает влияние на жизнь современного общества и выражается в таком явлении как группоцентризм [13]. В настоящее время группоцентризм - очень распространённый способ группового самосознания. В самом разделении мира и группоцентризме уже заложены основы интолерантности, которая может проявляться в большей или меньшей степени. Заложенное в массовом сознании мифологическое деление на категории «свои» и «чужие» не способствует формированию толерантных установок, а напротив, предрасполагает к нетерпимости по отношению к представителям иных групп, как чужим, непонятным, незнакомым, что накладывается на характерное для мифологии отношение к истине, когда происходит не познание иного явления с тем, чтобы понять его особенности, связи и отношения, а наоборот, изоляция от иного за счёт компенсаторных механизмов самовозвышения и самоидеализации.

В природе человека заложено внутренне присущее ему свойство мыслить с помощью стандартов, что распространяется и на межгрупповые отношения. Этим частично можно объяснить столь лёгкое формирование и усвоение в процессе социализации стереотипов. Н.П. Кириллов пишет, что «стереотип как предвзятое мнение определяет процесс, характер и содержание восприятия общественных

явлений, которое сквозь призму определённого, конкретного стереотипа осуществляется автоматически» [14]. По его мнению, функциональное назначение стереотипа определяется как своего рода экономия мышления и внимания в силу того, что он использует уже сформированные шаблоны и схемы при восприятии и изучении окружающей реальности, которые, как правило, носят упрощённый характер.

Продолжая характеризовать стереотипы, Н.П. Кириллов [14] пишет, что стереотипы, подобные охарактеризованным выше, выделяются в отдельную категорию иллюзорных стереотипов, носящих деструктивный характер, поскольку могут искажать реальность. Но существует также и другой вид стереотипов - стереотипы социально-теоретического и политического мышления. Этим стереотипам не присуща характеристика упрощённости, хотя они обладают определённой долей инертности в силу того, что склонны ориентироваться на устаревшие подходы существующей реальности. Для такого рода стереотипов характерно возможное наличие достоверности знания, где стереотипизация проявляется в упрощённом восприятии научных знаний и реальных явлений, сводя их к уровню обыденного знания. В соответствии с задачами нашей работы этот вид стереотипов не будет нами подробно рассматриваться. Гораздо целесообразнее будет сосредоточиться на особенностях первого типа стереотипов относительно отмеченного выше разделения мира.

Н.П. Кириллов [14] пишет, что через призму определённого стереотипа восприятие происходит автоматически без применения когнитивных механизмов. Стереотипы формируют массовое сознание и придают ему определённую направленность. В стереотипе явление действительности становится не просто воспринимаемым образом, но приобретает черты стандарта, в который заложена упрощённая схема отражения действительности, где внимание сосредотачивается не на всех, а лишь на отдельных свойствах предмета. В результате восприятия объекта через призму стереотипа складывается такой его образ, многие стороны которого значительно упрощены и носят схематичный характер. При этом, наряду с упрощением отдельных свойств и характеристик отражаемого объекта, имеет место процесс приписывания ему таких качеств и свойств, которые не были ему присущи. Созданный посредством стереотипа образ достаточно устойчив и может мешать дальнейшему адекватному восприятию воспринимаемого объекта в массовом сознании.

На наш взгляд, мифологическое разделение мира на «своих» и «чужих» и особенности восприятия индивидом представителей «своей» и «чужой» группы непосредственно связаны со стереотипами, имеющими место в сознании. Как правило, негативные стереотипы формируются в отношении представителей группы «они», соответственно, в восприятии членов этой группы членами своей

группы используются упрощённые схемы, и во многих случаях оно происходит автоматически. Недостаток информации об иных явлениях и группах людей компенсируется в том числе домысливанием, а не поиском адекватной информации, что ведёт к подмене понятий истинности и ложности, а это также находит отражение в рамках массового сознания.

Н.П. Кириллов [14] отмечает определённую двойственность стереотипа как явления массового сознания. Стереотипы устойчивы, стабильны и одновременно способны к модернизации. Стереотип создаётся в процессе жизнедеятельности и практики повседневной жизни людей. Но в то же время практика способствует исчезновению стереотипов. И здесь мы снова сталкиваемся с таким фактором, как отсутствие информации. Именно недостаточное информационное обеспечение об объекте, который отражается в сознании, делает возможным и более успешным действие механизмов внушения и подражания. Стереотипы образуются в процессе социального научения и благодаря социальному влиянию [13]. Таким образом, стереотип зависит от ситуации, атмосферы в которой он формировался, соответственно, в разных обществах стереотипы будут отличаться друг от друга.

Иногда в качестве стереотипов могут выступать традиции, которые являются регуляторами отношений в обществе. Традиция выступает в особой функции сохранения, или консервации, культуры, а также передачи культурного наследия. А.А. Косарев [15] утверждает, что традиции формируются и сохраняются именно на мифологическом уровне: «Миф по своей природе традиционен. Он буквально пропитан традициями. Более того, он и сохраняется только силой традиции».

Стереотипы оказывают значительное влияние на процесс мышления и формирование массового

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ольшанский Д.В. Психология масс. - СПб.: Питер, 2002. - 308 с.

2. Сыров В.Н., Поправко Н.В. Генезис массового сознания // Социологический журнал. - 1998. - №1/2. - С. 66-78.

3. Тард Г Мнение и толпа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.i-u.ru, свободный, 15.03.2008.

4. Лебон Г Психология народов и масс. - СПб.: Макет, 1995. -316 с.

5. Сигеле Ш. Преступная толпа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/Sighe-le/_Tolpa_index.php, свободный, 12.12.2008.

6. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.chat.ru/~scbooks, свободный, 12.12.2008.

7. Московичи С. Век толп. Исторический трактат по психологии масс. - М.: Центр психологии и психотерапии, 1998. - 480 с.

8. Рейман Л.Д. Информационное общество и роль телекоммуникаций в его становлении // Вопросы философии. - 2001. -№ 3. - С. 3-9.

сознания, однако возможности воздействия на них существуют. Н.И. Семечкин [13] пишет о том, что преодоление стереотипного мышления не является невозможным. Опираясь на горизонтальное деление мира по схеме «свои - чужие», он утверждает, что «в некоторых ситуациях члены одной группы («мы») могут даже признавать превосходство другой («они»). Такое становится возможным в том случае, когда у членов группы «мы», по крайней мере, имеется не схематичное, а более или менее полное и беспристрастное знание об «они», т. е. когда упрощённая схема стереотипа заменяется реальной исчерпывающей информацией.

Анализ мифологического компонента массового сознания позволяет сделать вывод о том, что мифологические тенденции в его рамках достаточно сильны и во многом определяют характеристики массового сознания. Основываясь на бессознательных пластах психики, мифологические компоненты создают в массовом сознании предпосылки к формированию установок интолерантности и, соответственно, интолерантного поведения.

Сопоставив выявленные нами характеристики с характеристиками толерантности и интолерант-ности, мы делаем вывод о том, что массовое сознание и его мифологическая составляющая предрасполагают к закреплению в сознании установок ин-толерантности, которые изначально существуют в нём на уровне архетипов. Формирование установки на толерантность испытывает определённое сопротивление со стороны бессознательных механизмов и требует преодоления этих особенностей с помощью рациональных механизмов, с этой целью формируется государственный механизм общества. Для чего могут быть использованы возможности средств массовой информации, с развитием которых связано и само выделение субъекта массового сознания.

9. Иноземцев В.Л. Социология Даниела Белла и контуры современной постиндустриальной цивилизации // Вопросы философии. - 2002. - № 5. - С. 3-12.

10. Грушин Б. Массовое сознание [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tezayrys.nscs.ru/Massovoe_Soznanie_B_Gryshin.doc, свободный, 15.03.2008.

11. Кордуэлл М. Психология А-Я = Psychology: Словарь-справочник. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. - 440 с.

12. Майерс Д. Социальная психология / Пер. с англ. - СПб.: Пи-терком, 1999. - 688 с.

13. Семечкин Н.И. Психология социального влияния. - СПб.: Речь, 2004. - 304 с.

14. Кириллов Н.П. Массовое сознание. Структура. Генезис. Сущностные характеристики (Вопросы теории и методологии). Кн. 2. - Томск: Изд-во Том. ун-та. - 1995. - 124 с.

15. Косарев А.Ф. Философия мифа: мифология и её эвристическая значимость. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000. - 304 с.

Поступила 18.11.2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.