Влияние социально-психологических характеристик личности на уровень профессионального выгорания у представителей социономических и сигнономических профессий
Забродина Татьяна Игорьевна,
кандидат педагогических наук, доцент кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: [email protected]
Мартиросян Карине Вардановна.
старший преподаватель кафедры социологии, общей и юридической психологии Волгоградского института управления филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы E-mail: [email protected]
В статье охарактеризованы основные теоретические подходы к изучению синдрома профессионального выгорания в контексте связи с социально-психологическими характеристиками личности. Выявлено, что испытуемые, занятые в медицинской сфере, демонстрируют средний уровень психологического благополучия, средний уровень осмысленности и среднюю степень удовлетворенности собой в различных сферах жизни. Испытуемые, являющиеся представителями сигнономических профессий, демонстрируют высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности собой, осмысленности жизни. Устойчивость к профессиональному выгоранию предопределяют различные социально-психологические характеристики представителей разных категорий профессий: у испытуемых, занятых в сфере профессии субъект-субъектного типа, синдром профессионального выгорания встречается чаще и наиболее выражен, чем среди представителей профессий, оперирующих цифрами и знаками. Определено, что низкий уровень профессионального выгорания обусловливается различными личностными характеристиками: у представителей социономических профессий - такие, как осмысленность жизни, уровень благополучия, результативность, локус-Я; у представителей сигнономических профессий - положительные отношения с окружающими, автономия, осмысленность жизни, управление окружением, самопринятие.
Ключевые слова: профессиональное выгорание, профессиональная деформация, стресс, соционо-мические профессии, сигнономические профессии, деперсонализация.
Современные изменения во всех сферах жизнедеятельности человека, динамичность и информационная перегруженность, провоцируют эмоциональное выгорание личности, способствуют возникновению профессиональных деформаций в профессиональной деятельности. В 2019 году синдром эмоционального выгорания был включен в Международный классификатор болезней, поэтому различные аспекты выявления специфических особенностей личности, позволяющих сохранить психическое здоровье, приобретают особую актуальность.
Синдром профессионального выгорания представляет собой разрушающую профессиональную болезнь современности, которой, как утверждают некоторые исследователи [2], [15], в том числе В.С. Боянов и Т.В. Капустина [1], в особенности потенциально подвержены представители социономических профессий: медицинские работники, педагоги, журналисты, психологи, политики, менеджеры, чья профессия подразумевает тесный контакт с людь-ми.По этой причине американский социальный психолог и первый исследователь синдрома профессионального выгорания К. Маслач назвала эмоциональное сгорание платой за сочувствие [13].
В соответствии с концепцией стресса Г. Селье, профессиональное выгорание - это в первую очередь дистресс или третья стадия общего адаптационного синдрома - стадия истощения [7]. В однокомпонентной теории профессионального выгорания A. Pines и E. Aronsonосновной составляющей также выступает истощение, которое проявляется в физической, эмоциональной и когнитивной сферах [14]. По мнению H. Freudenberger синдром
132
профессионального выгорания есть следствие долгосрочного воздействия разных по интенсивности профессиональных стрессогенных факторов, вызывающих состояние хронического стресса, который в контексте его теории и является синонимом выгорания [10].
Современные отечественные [3], и зарубежные [9], [11] исследователи отождествляют эмоциональное выгорание и профессиональную деформацию, определяя синдром профессионального выгорания как специфический тип усталости, вызванный перманентным социально-эмоциональным контактом с большим количеством людей.
Таким образом, каждая применяемая при анализе природы выгорания теория, так же как и оперируемые определения, раскрывают разнородные стороны феномена профессионального выгорания, концептуальные механизмы его возникновения, формирования и развития.
В результате анализа исследований ученых, описывающих синдром профессионального выгорания [12] и его детерминирующие факторы [8], был сформирован вывод о том, что феномен профессионального выгорания обусловлен личностным фактором, представляющим собой совокупность определенных социально-психологических характеристик личности [4], [5].
Надо отметить, что хотя жизненный стиль личности, определяющий своеобразие проявления характеристик и свойств человека, складывается в раннем возрасте, в тоже время социально-психологические особенности могут изменяться в связи с актуальными потребностями или возрастом личности. Личностные характеристики, обусловливающие выгорание, В.И. Орел называет «катализаторами», а тормозящие его процесс - «ингибиторами» выгорания [6].
Н. Freudenberger считает, что быстрому выгоранию личности способствуют эмпатийность, увлекаемость, идеализированность, гуманность [10]. Исследователи также обращают вни-
мание на такие характеристики как невысокая степень адаптированности, ограничение социальной активности, авторитарность, низкая самооценка, деформации мотивации успеха, неумение планировать [6]. Некоторая хаотичность и мозаичность выше описанных характеристик определила цель исследования - выявить и обосновать особенности соотношения социально-психологических характеристик личности и синдрома профессионального выгорания у представителей социономи-ческих и сигнономических профессий.
Исследование проводилось
с 21 февраля 2021 г. по 20 марта 2021 г., выборку составили 230 человек, из них:
- первую группу составили 110 человек, являющихся представителями социономических профессий (медицинский персонал). Возрастная группа до 40 лет включительно составляет - 30,2%; зрелого возраста составили - 29,4%; медицинский персонал старшей возрастной группы (51-60 лет и свыше 60 лет) -40.4%. Подавляющее большинство респондентов имеют опыт медицинской работы от 10 и свыше 15 лет -59,6%, доля тех, кто имеет стаж свыше 15 лет - 40,4%.
- вторую группу составили 120 человек, являющихся представителями сигнономических профессий, а именно контролеры, бухгалтеры, программисты, делопроизводители. Возрастная группа до 40 лет включительно составляет - 35,4%; зрелого возраста составили - 25,1%; персонал старшей возрастной группы (51-60 лет и свыше 60 лет) - 39,5%. Имеют опыт работы от 5 до 15 лет -56,9%, стаж свыше 15 лет - 43,1%. Анализ материалов анкетного опроса по методике диагностики профессионального выгорания (К. Маслач, С. Джексон, в адаптации Н.Е. Водопьяновой), представителей первой группы позволил выявить следующие особенности: низкий уровень эмоционального истощения ощущают - 32,2% респондентов; средний уровень эмоционального истощения испытывают 51% вра-
133
чей; на высоком уровне эмоционального истощения находятся 16,8% врачей. Общее значение степени эмоционального истощения у состава медицинского персонала - 20 баллов, что соответствует среднему уровню (М) и является признаком профессионального выгорания.
Данные показателей, по субшкале «деперсонализация»: низкий уровень деперсонализации испытывают - 30% членов состава медицинского персонала; средний уровень деперсонализации наблюдается у 35,1% медицинского персонала; высокий уровень деперсонализации был отмечен у 34,9% респондентов.
По субшкале «редукция профессионализма» были получены следующие результаты: низкий уровень редукции профессионализма отметили 50,5% респондентов; средний уровень наблюдается у 30,8% респондентов; высокий уровень редукции профессионализма отмечен у 18,7%.
В целом показатель профессионального выгорания медицинского персонала составил - 60,2 балла. Критической ситуации по синдрому не наблюдается, однако меры профилактического характера необходимы для предотвращения его дальнейшего развития.
У представителей сигнономических профессий, показатели субшкалы -«эмоциональное истощение», распределились следующим образом: низкий уровень эмоционального истощения ощущают - 75,1% респондентов из общего числа опрошенных; средний уровень испытывают 12,2% группы; на высоком уровне находятся 12,7% респондентов. Общее значение степени эмоционального истощения у представителей сигнономических профессий - 10,1 балла, что соответствует низкому уровню и не является признаком профессионального выгорания.
В ходе исследования субшкале «Деперсонализация» было выявлено следующее: низкий уровень испытывают -66,2% представителей первой группы; средний уровень наблюдается у 27,1% респондентов; высокий уровень депер-
сонализации был отмечен 6,7% респондентов. Общее значение степени деперсонализации у представителей сиг-нономических профессий - 5,1 балла, что соответствует низкому уровню и не является признаком профессионального выгорания.
Данные по субшкале «редукция профессионализма» во второй группе: низкий уровень редукции профессионализма отметили 61,1% состава респондентов; средний уровень наблюдается у 11,4% респондентов; высокий уровень был отмечен 27,5% респондентов. Общее значение степени редукции профессиональных достижений у представителей сигнономических профессий -30,6 баллов, что соответствует среднему уровню (М) и может являться признаком профессионального выгорания.
В целом по всему составу респондентов сигнономических профессий показатель профессионального выгорания составил - 46 баллов, степень профессионального выгорания представителей сигнономических профессий можно оценить как низкую.
Данные по общему уровню психологического благополучия, полученные по шкале психологического благополучия К. Рифф, позволили определить три группы представителей социономи-ческих профессий: с низкими показателем психологического благополучия (27%), со средним уровнем психологического благополучия (49%), с высокими показателями психологического благополучия (24%).В группе представителей сигнономических профессий испытуемые с низкими показателем психологического благополучия составили (11%), со средним уровнем психологического благополучия (34%), с высокими показателями (55%).
По данным методики смысложиз-ненных ориентаций Д.А. Леонтьева были получены следующие результаты представителей социономических профессий: испытуемые с низкими показателем осмысленности жизни (20%), со средним уровнем осмысленности жизни (46%), с высокими показателями (34%). У представителей сигнономиче-
134
ских профессий испытуемые с низкими показателем осмысленности жизни составили (11%), со средним уровнем осмысленности жизни (57%), с высоким уровнем показателей (46%).
Анализ данных с помощью критерия Манна-Уитни для независимых выборок позволил обнаружить статистически значимые различия при (р) = 0,000 по эмоциональному истощению, деперсонализации, уровню редукции профессиональных достижений. С помощью коэффициента корреляции Спир-мена (r ) были определены взаимосвязи между переменными, относящимися к социально-психологическим характеристикам личности, и компонентами синдрома профессионального выгорания у представителей социономически-хи сигнономических профессий на двух выборках (уровень значимости 0,01).
У представителей социономических профессий отрицательная взаимосвязь определена между эмоциональным истощением и: личностным ростом (-,614(**)), самопринятием (-,768(**)), локусом-Я (-,668(**)); деперсонализацией и: позитивными отношениями (-,636(**)), автономностью (-,613(**)); редукцией профессиональных достижений и: управлением средой (-,675(**)), целями в жизни (-,564(**)).
Отрицательная взаимосвязь компонентов социально-психологических характеристик личности и синдрома профессионального выгорания у представителей сигнономических профессий наблюдается между: эмоциональным истощением и автономностью (-,529(**)), целями в жизни (-,420(**)); деперсонализацией и: управлением средой (-,548(**)), психологическим благополучием (-,668(**)); редукцией профессиональных достижений и: позитивными отношениями (-,670(**)), самопринятием (,628(**)).
Выявлено, что на низкий уровень профессионального выгорания в разных категориях профессий влияют разные социально-психологические характеристики: в группе представителей со-циономических профессий: осмысленность жизни, цель, результативность,
уровень благополучия, локус-Я, положительное отношение, автономия, личностный рост самопринятие; в группе представителей сигнономических профессий: положительные отношения с окружающими, автономия, осмысленность жизни, управление окружением, самопринятие.
Результаты исследования позволили сделать следующие выводы: испытуемые, занятые в медицинской сфере, демонстрируют средний уровень психологического благополучия, средний уровень осмысленности и среднюю степень удовлетворенности собой в разных сферах жизни, отличаются стремлением к независимости своих решений, осмысленности своих действий, стремлением действовать в рамках социальных норм и ценностей, проявлять последовательность, предвосхищать ошибки, планировать действия заранее.
Испытуемые, являющиеся представителями сигнономических профессий, демонстрируют высокий уровень психологического благополучия, удовлетворенности, уверенности, осмысленности жизни, характеризуются позитивным отношением к различным сторонам жизни, стремлением к поддержанию широких контактов.
Таким образом, синдром профессионального выгорания встречается чаще и наиболее выражен среди представителей социономических профессий, чем среди представителей сиг-нономических профессий; между показателями профессионального выгорания и социально-психологическими характеристиками личности существует корреляция; взаимосвязь степени выраженности показателей синдрома профессионального выгорания с социально-психологическими характеристиками различна у представителей социономических и сигнономиче-ских профессий.
Литература
1. Боянов В.С., Капустина Т.В. Эмоциональное выгорание как элемент профессиональной деформации
135
3.
4.
5.
6.
7.
личности в контексте профессионального кризиса // Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности.
2020. № 10. С. 14-21.
Вердиев Э.З., Гефеле О.Ф., Антоновский А.В. Профессиональное выгорание как предиктор профессиональной деформации у представителей социономических профессий // Российская наука, история и современность в условиях развития цифровой экономики: материалы Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 81-85.
Кеся А., Субботина Т.Н. Синдром профессионального выгорания в профессиональной деятельности специалиста // Международный журнал гуманитарных и естественных наук.
2021. № 6-2URL: Ь^://суЬег1етпка. ru/article/n/sindrom-professionalnogo-vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista (дата обращения: 12.11.2021).
Лагутина В.В. Возникновение профессиональной деструкции и профессионального выгорания // Актуальные проблемы здоровьесбе-режения в современном обществе: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет. 2019. С. 128-130. Лепихина И.О. Профессиональное выгорание персонала как результат стрессогенных факторов в современной организации [Текст] // Консолидация интеллектуальных ресурсов как фактор развития современных исследований: сборник статей Международной научно-практической конференции (22 февраля 2021 г.) - Петрозаводск: МЦНП «Новая наука», 2021. ОрелВ.Е. Структурно-функциональная организация и генезис психического выгорания: дис. ... доктора психол. наук: 19.00.03. Ярославль, 2005. 449 с.
Селье Г. Стресс без дистресса. -Рига: Виеда, 1992. 125 с.
8. Эйгелис Г.В., Королева Е.М. К проблеме возникновения профессиональных деструкций и синдрома профессионального выгорания у субъекта труда // Актуальные проблемы психологии и прикладной социологии: сборник научных статей преподавателей, бакалавров и магистрантов. Саратов, 2020. С. 3541.
9. Burnout J. Christina Maslach, Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter Annual Review of Psychology 2001 52:1, PP. 397-422
10. Freudenberger H. Staff burn - out. Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. PP. 159-165.
11. Genс E. The effects of ethical leadership perceptions and personal characteristics on professional burnout levels of teachers. The Manager. 2020. Т. 11. № 5. PP. 70-80.
12. Herbert J. The High Cost of High Achievement Freudenberger, Geraldine Richelson Anchor Press, 1980. 214 pages
13. Maslach C., Jackson S.E. (1981). The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior, 2, PP. 99-113.
14. Pines A., Aronson E. Career Burnout: Causes and Cures. New York: Free Press.1988
15. Soldevilla-Alberti J.M., Ninerola J., Figueras A. et al. Burnout symptoms can be predicted by personality traits and psychopathology in a sample of Catalan police officers // Personal. Individ. Differen. 2016. Vol. 101. P. 516
INFLUENCE OF SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL CHARACTERISTICS OF A PERSON ON THE LEVEL OF PROFESSIONAL BURN OUT THE REPRESENTATIVES OF SOCIAL AND SIGNONOMIC PROFESSIONS
Zabrodina T.I., Martirosyan K.V.
Volgograd Branch Management Institute Russian Academy of National Economy and public service
The article characterizes the main theoretical approaches to the study of professional burnout
136
syndrome in the context of its connection with socio-psychological characteristics of a personality.
It has been revealed that the subjects employed in the medical sphere demonstrate an average level of psychological well-being, an average level of meaningfulness and an average degree of self-satisfaction in different spheres of life. Those who are representatives of cognom-ic professions show high level of psychological well-being, self-satisfaction, life meaningfulness. Resistance to professional burnout is predetermined by different socio-psychological characteristics of representatives of different categories of professions: in subjects-subjective type professions, professional burnout syndrome is more frequent and more pronounced than among representatives of professions operating with digits and signs. It was defined that low level of professional burnout is caused by different personal characteristics: for representatives of socionomic professions - such as meaningful-ness of life, level of well-being, effectiveness, locus-self; for representatives of sign-normal professions - positive relations with others, autonomy, meaningfulness of life, environment management, self-acceptance.
Keywords: professional burnout, professional deformation, stress, socionomic professions, si-gnonomic professions, depersonalization.
References
1. Boyanov V.S., Kapustina T.V. Emotional burnout as an element of professional deformation of a personality in the context of a professional crisis // Personality in extreme conditions and crisis situations of life. 2020. No. 10.P. 14-21.
2. Verdiev E.Z., Gefele O.F., Antonovsky A.V. Professional burnout as a predictor of professional deformation among representatives of socionomic professions // Russian science, history and modernity in the development of the digital economy: materials of the All-Russian scientific and practical conference. 2019.P. 81-85.
3. Kesya A., Subbotina T.N. The syndrome of professional burnout in the professional activity of a specialist // International Journal of the Humanities and Natural Sciences. 2021. No. 6-2 URL: https://cyberlenin-ka.ru/article/n/sindrom-professionalnogo-
vygoraniya-v-professionalnoy-deyatelnosti-spetsialista (date of access: 12.11.2021).
4. Lagutina V.V. Occurrence of professional destruction and professional burnout // Actual problems of health preservation in modern society: materials of the All-Russian scientific and practical conference. Southwest State University. 2019.S. 128-130.
5. Lepikhina I.O. Professional burnout of personnel as a result of stress factors in a modern organization [Text] // Consolidation of intellectual resources as a factor in the development of modern research: collection of articles of the International Scientific and Practical Conference (February 22, 2021) -Petrozavodsk: ICNP "New Science", 2021.
6. Eagle V.E. Structural and functional organization and genesis of mental burnout: dis. ... doctor of psychol. Sciences: 19.00.03. Yaroslavl, 2005.449 p.
7. Selye G. Stress without distress. - Riga: Vieda, 1992. 125 p.
8. Eigelis G.V., Koroleva E.M. On the problem of the occurrence of professional destructions and the syndrome of professional burnout in the subject of labor // Actual problems of psychology and applied sociology: a collection of scientific articles of teachers, bachelors and undergraduates. Saratov, 2020.P. 35-41.
9. Burnout J. Christina Maslach, Wilmar B. Schaufeli, Michael P. Leiter Annual Review of Psychology 2001 52: 1, PP. 397422
10. Freudenberger H. Staff burn-out. Journal of Social Issues. 1974. Vol. 30. PP. 159-165.
11. Gene E. The effects of ethical leadership perceptions and personal characteristics on professional burnout levels of teachers. The Manager. 2020. T. 11. № 5. PP. 70-80.
12. Herbert J. The High Cost of High Achievement Freudenberger, Geraldine Richelson Anchor Press, 1980. 214 pages
13. Maslach C., Jackson S.E. (1981). The measurement of experienced burnout. Journal of Occupational Behavior, 2, PP.99113.
14. Pines A., Aronson E. Career Burnout: Causes and Cures. New York: Free Press.1988.
15. Soldevilla-Alberti J.M., Ninerola J., Figueras A. et al. Burnout symptoms can be predicted by personality traits and psychopatholo-gy in a sample of Catalan police officers // Personal. Individ. Differen. 2016.Vol. 101. P. 516.
137