Научная статья на тему 'Влияние социально-гигиенических условий на функциональное состояние организма школьников на примере Республики Хакасия и города Новосибирска'

Влияние социально-гигиенических условий на функциональное состояние организма школьников на примере Республики Хакасия и города Новосибирска Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
68
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / ШКОЛЬНИКИ / STUDENTS / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / FUNCTIONAL STATUS / СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ / МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ / MEDICAL AND BIOLOGICAL FACTORS / ОЦЕНКА ПИТАНИЯ / NUTRITIONAL ASSESSMEN / SOCIO-HYGIENIC

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Курганов В.В., Романова И.П., Поляков А.Я., Гигуз Т.Л., Сорокина А.В.

Выявлены некоторые особенности отклонений в физическом развитии новосибирских и хакасских школьников, обусловленные различиями ряда социально-гигиенических и медико-биологических факторов, влияющих на процессы роста и развития детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Курганов В.В., Романова И.П., Поляков А.Я., Гигуз Т.Л., Сорокина А.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The impact of socio-hygienic conditions on the functional state of schoolchildren''s organisms on the example of Republic of Khakassia and the city of Novosibirsk

Identified some features of deviations in physical development of Novosibirsk and Khakass students, due to differences of a number of socio-hygienic and medico-biological factors influencing the growth and development of children.

Текст научной работы на тему «Влияние социально-гигиенических условий на функциональное состояние организма школьников на примере Республики Хакасия и города Новосибирска»

май HOC (278)

ЗНиСО

33

УДК 613.9

ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ОРГАНИЗМА ШКОЛЬНИКОВ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ХАКАСИЯ И ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

В.В. Курганов1, И.П. Романова3, А.Я. Поляков2, Т.Л. Гигуз2, А.В. Сорокина2, Н.Д. Богачанов2

1ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Хакасия», г. Абакан, Россия

2ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора,

г. Новосибирск, Россия

3Медико-психолого-социальный институт Хакасского Государственного университета

им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан, Россия

Выявлены некоторые особенности отклонений в физическом развитии новосибирских и хакасских школьников, обусловленные различиями ряда социально-гигиенических и медико-биологических факторов, влияющих на процессы роста и развития детей.

Ключевые слова: физическое развитие, школьники, функциональное состояние, социально-гигиенические, медико-биологические факторы, оценка питания.

V.V. Kurganov, I.P. Romanova, A.Ya. Polyakov, T.L. Giguz, A.V. Sorokina, N.D. Bogachanov □ THE IMPACT OF SOCIO-HYGIENIC CONDITIONS ON THE FUNCTIONAL STATE OF SCHOOLCHILDREN'S ORGANISMS ON THE EXAMPLE OF REPUBLIC OF KHAKASSIA AND THE CITY OF NOVOSIBIRSK □ Center of Hygiene and Epidemiology in the Republic of Khakassia, Abakan, Russia; Novosibirskiy Research Institute of Hygiene of Rospotrebnadzor, Novosibirsk, Russia; Medical-psychological-social Institute of Katanov Khakassia State University, Abakan, Russia.

Identified some features of deviations in physical development of Novosibirsk and Khakass students, due to differences of a number of socio-hygienic and medico-biological factors influencing the growth and development of children.

Key words: physical development, students, functional status, socio-hygienic, medical and biological factors, nutritional assessmen.

Здоровье подрастающего поколения является одной из наиболее значимых социальных ценностей и во многом зависит от качества среды обитания, условий образования и воспитания, медицинского обслуживания и многого другого [1, 5]. Воздействие комплекса факторов определяет функциональное состояние детского организма в настоящее время и его развитие на ближайшие десятилетия [6-8].

Цель исследования - сравнительная оценка функционального состояния организма детей школьного возраста, проживающих на территории Республики Хакасия и г. Новосибирска, в зависимости от социально-гигиенических и медико-биологических факторов.

Материалы и методы. Применялись общепринятые санитарно-гигиенические методы оценки условий обучения и питания школьников, основных антропометрических параметров учащихся 7-17 лет (длина и масса тела), показателей здоровья по итогам медико-экологического анкетирования родителей.

Результаты и обсуждение. Гигиеническая оценка окружающей среды показала, что экологическая обстановка на изученных территориях Республики Хакасия и г. Новосибирска отличалась умеренным уровнем атмосферных загрязнений.

Гигиенические условия обучения, в основном, соответствовали предъявляемым требованиям. Исключение составляло недостаточное

оснащение средних и старших классов в школах г. Новосибирска учебной мебелью соответствующих размеров.

В большинстве школ соблюдались нормы дневной и недельной нагрузки. В то же время при составлении расписания для средних и старших классов не всегда учитывались степень трудности предметов, дневная и недельная динамика умственной работоспособности.

Анализ показателей использования внеучеб-ного времени по результатам анкетного опроса родителей выявил наибольший процент нарушений в г. Новосибирске в отношении превышения нормативного времени просмотра телепередач и работы с компьютером (в г. Новосибирске - 82,2 %, в Республике Хакасия - 65,2 %), занятий в кружках (соответственно, 77,4 и 36,1 %); сокращения времени пребывания на открытом воздухе (соответственно, 61,2 и 58,6 %) и продолжительности ночного сна (соответственно, 50,2 и 41,6 %).

Во всех обследованных школах для учащихся организовано горячее питание с общим охватом в г. Новосибирске - 80,0 %, в Республике Хакасия - 63,3 %; в начальных классах, 100,0 и 80,0 % соответственно.

Оценка питания учащихся по результатам анкетного опроса не выявила существенных различий между новосибирскими и хакасскими школьниками. Так, у тех и других в равной степени отмечался наибольший дефицит рыбы

34

ЗНиСО

Май Н0Е (278)

(около 87,0 %), творога (около 79,0 %), мяса (около 58,0 %). В г. Новосибирске в меньшей степени отмечался дефицит овощей (54,4 %) по сравнению с Республикой Хакасия (78,7 %) и фруктов (46,2 и 51,2 % соответственно). Дефицит основных продуктов питания отмечали около трети опрошенных.

Таким образом, в школах г. Новосибирска был больший процент охвата горячим питанием учащихся по сравнению с Республикой Хакасия. В то же время рацион домашнего питания, как и в Республике Хакасия, отличался несбалансированностью за счет основных питательных веществ.

В комплексе социально-гигиенических факторов наибольшие отличия выявлялись по неблагоприятным условиям проживания (в г. Новосибирске 35,4 %, в Республике Хакасия - 9,2 %) и по грудному вскармливанию детей (в г. Новосибирске 66,0 %, в Республике Хакасия - 72,6 %). Такие показатели как работа родителей во вредных условиях, осложненное течение беременности и родов также несколько чаще отмечались родителями новосибирских школьников.

Характеристика отклонений в состоянии здоровья учащихся, по результатам опроса родителей, выявила высокий уровень распространенности системных нарушений с направленностью к их большей распространенности среди новосибирских школьников по сравнению со школьниками Республики Хакасия. Так, на неблагополучие в функциональном состоянии нервной системы указывали 91,5 % новосибирцев и 86,7 % хакасов; сердечно-сосудистой системы - 40,3 и 35,5 % соответственно; пищеварительной - 79,9 и 76,4 %; костно-мышечной -41,6 и 34,2 %; мочеполовой - 24,1 и 21,5 %.

Сравнительный анализ показателей физического развития новосибирских и хакасских школьников выявил направленность к более высоким средним величинам длины у новосибирцев по сравнению с хакасами. Комплексная оценка их физического развития выявила более выраженные отличия. Так, среди новосибирских школьников было существенно меньше детей с ростом низким и ниже среднего и больше - с высоким и выше среднего (таблица). Эта закономерность прослеживалась в большинстве возрастно-половых групп, но в большей степени - среди 15-17-летних учащихся, у которых эти показатели отличались в 2-4 раза.

Оценка гармоничности развития выявила среди новосибирских школьников больший процент лиц с дефицитом массы тела по сравнению с хакасами (таблица). Это положение было характерным для всех возрастно-половых групп. В то же время, если среди девочек это превышение составляло 1,5-2 раза, то среди мальчиков оно доходило до 3 раз.

Выявленный дефицит массы тела на фоне интенсивного роста свидетельствует о более выраженной астенизации телосложения и дисгармоничности физического развития новосибирских школьников по сравнению с хакаски-ми учащимися и может в дальнейшем способствовать формированию функциональных и органических отклонений в организме учащихся [4]. Отмеченная тенденция является в последнее время характерной для физического развития детей и подростков, что подтверждается исследованиями ряда авторов [2, 3].

Таблица. Результаты комплексной оценки показателей физического развития школьников

Республики Хакасия и г. Новосибирска

Возраст, лет Республика Хакасия г. Новосибирск

число обследованных школь ников, абс. доля школьников с длиной тела, % доля школьников с массой тела, % число обсле- до-ванны х школь ников, доля школьников с длиной тела, % доля школьников с массой тела, %

низкая, ниже средней средняя высокая и выше средней дефицит норма избыток низкая, ниже средней средняя высокая и выше средней дефицит норма избыток

Мальчики

7-9 335 14,3 72,6 13,1 6,9 76,1 17,0 262 16,0 61,5 22,5 22,9 58,4 19,1

10-14 560 16,2 63,4 20,4 4,8 80,0 15,2 245 11,4 64,9 23,7 18,9 57,2 23,9

15-17 326 17,2 64,1 18,7 10,4 72,4 17,2 137 3,6 62,8 33,6 31,3 55,0 13,7

Всего 1221 16,0 66,1 17,9 6,9 76,9 16,2 644 11,6 63,0 25,3 23,1 57,2 19,7

Девочки

7-9 319 17,2 63,0 19,2 4,7 80,6 14,7 228 15,8 71,5 12,7 11,5 72,2 16,3

10-14 565 18,2 65,1 16,6 7,6 76,8 15,6 273 11,0 60,1 28,9 20,5 63,0 16,5

15-17 322 17,4 66,5 16,1 11,5 71,7 16,8 104 7,7 60,6 31,7 29,0 57,9 13,0

Всего 1206 17,7 64,9 17,4 7,9 76,4 15,7 605 12,2 64,5 23,3 18,6 65,6 15,8

май HOC (278)

ЗНиСО

3C

Вывод. Таким образом, выявленные отклонения в физическом развитии новосибирских школьников, проявляющиеся в астенизации и большей дисгармоничности развития по сравнению с хакасами, большая распространенность среди них отклонений в состоянии здоровья свидетельствует о более выраженном негативном влиянии на функциональное состояние организма детей комплекса социально-гигиенических и медико-биологических факторов, характерных для крупного промышленного города.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранов А.А. Состояние здоровья детей в Российской Федерации // Педиатрия. 2012. Т. 91. № 3. С. 9-14.

2. Баранов А.А. и др. Физическое развитие детей и подростков на рубеже тысячелетий /А.А. Баранов, В.Р. Кучма, Н.А. Скоблина. М.: НЦЗД РАМН, 2008. 216 с.

3. Гигуз Т. Л. и др. Динамика антропометрического статуса детей школьного возраста г. Новосибирска в период многолетних наблюдений / Т.Л. Гигуз, А.Я. Поляков, А.В. Сорокина [и др.] / Под ред. Г.Г. Онищенко, А.И. Потапова // Всероссийский съезд гигиенистов и санитарных врачей. М., 2012. Т. III.С. 325-326.

4. Грицинская В.А. и др. Сравнительная характеристика физического развития городских и сельских школьни-

ков Красноярского края / А.В. Грицинская, Е.В. Бекетова, Т.В. Корниенко // Гигиена и санитария. 2012. № 4. С. 58-60.

5. Онищенко Г.Г. Обеспечение санитарно-гигиенического благополучия детского населения России // Гигиена и санитария. 2008. С. 72-77.

6. Онищенко Г.Г. Основные результаты научных исследований в области гигиены в 2007 г. // Здравоохранение Российской Федерации. 2009. № 2. С.44-56.

7. Поляков А.Я. и др. Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на физическое развитие школьников / А.Я. Поляков, Т.Л. Гигуз, А.В. Сорокина, Н.Д. Богачанов // Материалы научно-практической конференции педиатрии: Сборник материалов XVII съезда педиатров России «Актуальные проблемы педиатрии». М., 2013. С. 497.

8. Поляков А.Я. и др. Факторы риска формирования здоровья детей школьного возраста г. Новосибирска / А.Я. Поляков, К.П. Петруничева, В.С. Маляревич, А.В. Сорокина // Социально-гигиенический мониторинг и вопросы профпатологии в Сибирском федеральном округе: Материалы научно-практической конференции. Новосибирск, 2010. Т. 2. С. 74-79.

Контактная информация:

Поляков Анатолий Яковлевич, тел.: +7 (383) 3-610-719, e-mail: poliakow.anat@yandex.ru

Contact information: Polyakov Аnatoliy, рИопе: +7 (383) 3-610-719, e-mail: poliakow.anat@yandex.ru

V

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.