Научная статья на тему 'Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста как фактора риска формирования морфофункциональных отклонений'

Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста как фактора риска формирования морфофункциональных отклонений Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY-ND
239
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХАРАКТЕРИСТИКА ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЦИОНА / BALANCED DIET / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / PHYSICAL DEVELOPMENT / РИСКИ ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ / THE RISKS OF FORMATION OF FUNCTIONAL DEVIATIONS / CHARACTERISTICS OF SCHOOL MEALS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Сорокина Александра Васильевна, Гигуз Т. Л., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д.

Представлена сравнительная оценка организации и качества питания школьников 7-17 лет в период с 1997 по 2013 год. Выявлена положительная направленность некоторых качественных и количественных характеристик питания при сохранении несбалансированности рациона. Установлена большая значимость организации горячего школьного питания в формировании функциональных отклонений со стороны основных систем организма учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Сорокина Александра Васильевна, Гигуз Т. Л., Поляков А. Я., Богачанов Н. Д.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HYGIENIC ASSESSMENT OF ACTUAL NUTRITION OF CHILDREN OF SCHOOL AGE AS A RISK FACTOR FOR THE FORMATION OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL ABNORMALITIE

The comparative evaluation of the organization and quality of nutrition of schoolchildren aged 7-17 years in the period from 1997 to 2013 is carried out. Positive orientation of some indicators of qualitative and quantitative characteristics of power while maintaining the imbalance of the diet has a large significance for the organization of hot nutrition in the formation of functional abnormalities of the major body systems.

Текст научной работы на тему «Гигиеническая оценка фактического питания детей школьного возраста как фактора риска формирования морфофункциональных отклонений»

январь ни (ж) зНиСО

27

УДК 613.9:613.7

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ФАКТИЧЕСКОГО ПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ФАКТОРА РИСКА ФОРМИРОВАНИЯ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ

А.В. Сорокина, Т.Л. Гигуз, А.Я. Поляков, Н.Д. Богачанов

ФБУН «Новосибирский научно-исследовательский институт гигиены» Роспотребнадзора, Новосибирск, Россия

Представлена сравнительная оценка организации и качества питания школьников 7-17 лет в период с 1997 по 2013 год. Выявлена положительная направленность некоторых качественных и количественных характеристик питания при сохранении несбалансированности рациона. Установлена большая значимость организации горячего школьного питания в формировании функциональных отклонений со стороны основных систем организма учащихся. Ключевые слова: характеристика питания школьников, сбалансированность рациона, физическое развитие, риски формирования функциональных отклонений.

A.V. Sorokina, T.L. Giguz, A.Ya. Polyakov, N.D. Bogachanov □ HYGIENIC ASSESSMENT OF ACTUAL NUTRITION OF CHILDREN OF SCHOOL AGE AS A RISK FACTOR FOR THE FORMATION OF MORPHOLOGICAL AND FUNCTIONAL ABNORMALITIE

□ Novosibirsk Research Institute of Hygiene of Rospotrebnadzor, Novosibirsk, Russia.

The comparative evaluation of the organization and quality of nutrition of schoolchildren aged 7-17 years in the period from 1997 to 2013 is carried out. Positive orientation of some indicators of qualitative and quantitative characteristics of power while maintaining the imbalance of the diet has a large significance for the organization of hot nutrition in the formation of functional abnormalities of the major body systems.

Key words: characteristics of school meals, balanced diet, physical development, the risks of formation of functional deviations.

Одним из условий нормального роста и развития детского организма, его функционального состояния и адаптации к меняющимся условиям среды обитания является рациональное сбалансированное питание.

Несоответствие качественных и количественных показателей рационов питания физиологическим потребностям детей различного возраста, несоблюдение кратности, порядка и гигиенических условий приема пищи является несомненным фактором риска формирования морфофункциональных отклонений в растущем организме [4, 5, 7-9].

Результаты изучения организации и качества питания на многих территориях России показывают существенные отклонения от физио-лого-гигиенических требований и в значительной мере отражают состояние социально-экономического статуса населения на территории наблюдения [1-3, 6, 10, 11].

Цель исследования - оценить качество питания школьников 7-17 лет, установить значимость организации горячего питания для сохранения здоровья учащихся.

Материалы и методы. Специалистами Новосибирского НИИ гигиены с помощью анкетного метода проводилось изучение как домашнего, так и школьного питания более десяти тысяч школьников г. Новосибирска в возрасте 7-17 лет в период с 1997 по 2013 год.

Результаты исследования. Известно, что важной составной частью оздоровительного и профилактического значения питания детей является организация и качество питания в

школе, о чем свидетельствуют публикации об оценке проводимых в последние годы в ряде регионов страны экспериментальных проектов по совершенствованию организации питания школьников [2, 6, 7].

Социальные изменения, произошедшие в Сибирском регионе за последние 15-20 лет, не могли не найти отражения в организации питания детей и подростков. Был проведен сравнительный анализ данных, характеризующих качество питания школьников на различных этапах наблюдения (I этап - с 1997 по 2001, II этап - с 2004 по 2008 и III этап - с 2010 по 2013 год).

Согласно анкетным данным, в целом на первом этапе исследования горячее питание в школе получала только половина опрошенных. В дальнейшем отмечался рост количества детей, питающихся в школе, до 57,5 % на втором и до 66,8 % - на третьем этапе наблюдения. Данная динамика характерна для всех возрастных групп учащихся с наиболее высокими значениями (от 70,0 до 87,0 %) среди младших школьников с постепенным снижением (до 44,4 -64,5 %) от первого этапа к последнему - в группе учащихся среднего звена и от 31,3 до 50,8 % - в группе старшеклассников.

Оценка характера питания по употреблению отдельных групп продуктов в соответствии с их нормативами свидетельствует о том, что число школьников, питающихся полноценно, выросло от первого этапа к третьему. Так, если при первом исследовании только 9,1 % родителей отмечали, что их дети получают разнообразное питание, отвечающее гигиеничес-

28

ЗНиСО ММ ИИ (200

ким рекомендациям, то на втором этапе эта цифра составляла уже 12,5 %, а на третьем - 16,3 %.

Анализ по отдельным группам продуктов показал, что наиболее высоким на всех этапах исследования был дефицит употребления рыбы, творога, а на первом этапе также сыра и яиц. Более половины респондентов указывали на недостаточное употребление мясных продуктов, овощей и фруктов и более трети - молочных продуктов.

Анализируя изменения, произошедшие в характере питания школьников на протяжении всего периода наблюдений, можно отметить некоторую тенденцию к сокращению дефицита потребления мясных продуктов среди младших школьников и существенное увеличение его в старшей возрастной группе.

Дефицит употребления рыбы, как в целом, так и в отдельных возрастных группах, имел тенденцию к росту в большей степени среди детей среднего и старшего школьного возраста.

Результаты опроса также выявили существенное увеличение дефицита употребления овощей от первого к последующим периодам наблюдений.

На всех этапах исследований среди школьников всех возрастов оставался довольно высоким уровень дефицита употребления такого биологически полноценного продукта, как творог. В то же время отмечалось увеличение употребления молока и молочных продуктов, особенно существенное среди школьников младших классов.

За наблюдаемый период значительно улучшилась ситуация с употреблением учащимися таких биологически ценных продуктов, как сыр и яйца. Употребление этих продуктов увеличилось более, чем в 2 раза ко второму исследованию и более, чем в 3 раза - к третьему периоду наблюдения. Данная динамика характерна для всех возрастных групп школьников.

На третьем этапе наблюдения отмечалось существенное увеличение употребления фруктов, особенно - в младшей возрастной группе.

Таким образом, при анализе показателей, характеризующих качество питания школьников г. Новосибирска на протяжении всего периода наблюдения, установлено увеличение на 16,7 % числа детей, получающих горячие обеды в условиях школы. Анализ качества питания по употреблению детьми основных продуктов выявил тенденцию к росту дефицита употребления таких биологически ценных продуктов, как рыба, от 77, до 86,6 %, овощей с 26,5 на первом этапе исследования до 53,7 % (в 2 раза). Практически на прежнем уровне по сравнению с начальным этапом наблюдения остался дефицит употребления мяса, творога. Однако существенно снизился дефицит употребления сыра (с 67,2 до 22,9 % - почти в 3 раза), яиц (с 71,9 до 22,7 - в 3,2 раза), фруктов (с 57,6 до 38,2 % -в 1,5 раза), молока и молочных продуктов (с 39,3 до 28,3 % - в 1,4 раза). По общей оценке употребления основных видов продуктов, поч-

ти вдвое возросло число детей, питающихся полноценно (с 9,1 % до 16,3 %). Щ

Проведенная комплексная оценка физического развития учащихся в зависимости от ха- ^Е рактера питания на всех этапах исследования с_р показала на первом этапе наблюдения при дефицитном питании по сравнению с полноцен- зЁ: ным почти двукратное увеличение низкорослых и снижение доли высокорослых школьников. На втором и третьих этапах исследования отмечалась тенденция к увеличению числа лиц с дефицитом массы тела и тенденция к снижению количества учащихся с избытком массы тела.

С помощью расчета показателя отношения шансов (ОШ) проводилась оценка питания как фактора риска в формировании функциональных нарушений со стороны основных систем организма учащихся. При этом учитывались два показателя: отсутствие горячего питания в школе и неполноценность питания дома.

Исследования показали, что большее значение в развитии функциональных отклонений имело отсутствие горячего питания в школе. Установлено, что риск формирования отклонений со стороны сердечно-сосудистой системы по показателю ОШ составлял в зависимости от этапа исследования 1,32 - 1,49 - 1,59. Значимым данный фактор оказался по влиянию на костно-мышечную (ОШ = 1,32 - 1,22 - 1,42) и мочевыделительную (ОШ = 1,22 - 1,26 - 1,11) системы. Отмечен риск негативного воздействия на кожные покровы (ОШ = 1,3 - 1,31 - 1,58).

Влияние неполноценного домашнего питания было менее выраженным, но проявлялось на всех этапах наблюдения. Так, при расчете риска формирования со стороны сердечно-сосудистой системы показатель отношения шансов составлял 1,43, со стороны пищеварительной системы ОШ = 1,27, костно-мышечной системы ОШ = 1,18. Значимым было влияние на изменения со стороны кожных покровов (ОШ = 1,28 - 1,06 - 1,30) и наличие аллергических проявлений (ОШ = 1,15 - 1,21).

Выводы. Несмотря на положительную направленность некоторых количественных и качественных характеристик питания школьников, в целом по-прежнему сохраняются несбалансированность рационов, недостаточность поступления белка животного происхождения, макро- и микроэлементов, избыток жиров и углеводов. Отмечается дефицит потребления мясных и молочных продуктов, фруктов и овощей, сочетающийся с избыточной калорийностью пищи с преобладанием жиров, что при недостаточной двигательной активности может привести к изменению алиментарного статуса, выражающегося в дисгармоничности физического развития, снижении функциональных резервов организма и его адаптационных возможностей. Установленная значимость неполноценного питания школьников в формировании функциональных отклонений со стороны основных систем организма детей школьного

январь НИ (286) ЗНиСО

29

^зс возраста требует особого внимания к реализа-^^ ции комплекса профилактических и оздорови-|=Г тельных мероприятий общегигиенического и ^Е медицинского характера. Это, прежде всего, С_Р оптимизация питания дома и особенно в условиях школы; совершенствование проведения профилактических медосмотров, направленных хЕ на выявление детей с начальными признаками 1 нарушения здоровья; совершенствование сани-тарно-просветительной работы.

ЛИТЕРАТУРА

1. БогомоловаЕ.С и др. Оценка нарушений пищевого статуса современных городских школьников / Е.С. Богомолова, Е.Г. Кузмичев, Е.А. Олюшина [и др.] // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. проф. А.Ю. Поповой, академика РАМН Н.В. Зайцевой. Пермь, 2015. С. 408-413.

2. Бойко М.Н. и др. Гигиеническая оценка системы школьного питания в Омской области / М.Н. Бойко, И.И. Новикова, А.С. Крига, В.А. Ляпин // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 8 (245). С. 40-42.

3. Верещагин А.И. и др. Кластеры региональных особенностей питания населения / А.И. Верещагин, А.В. Истомин, Ю.Ю. Елисеев [и др.] // Здоровье населения и среда обитания. 2013. № 3 (240). С. 11-13.

4. Гигуз Т.Л. и др. Риск воздействия факторов окружающей среды на физическое развитие школьников г. Новосибирска / Т.Л. Гигуз, А.Я. Поляков, А.В. Сорокина, Н.Д. Богачанов // Актуальные направления развития социально-гигиенического мониторинга и анализа риска здоровью: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. академика РАМН Г.Г. Онищенко, академика РАМН Н.В. Зайцевой. Пермь, 2013. С. 142-144.

5. Клещина Ю.В. и др. Особенности формирования нарушений питания у детей / Ю.В. Клещина, Ю.Ю. Елисе-

ев, Н.Н. Павлов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 20-22.

6. Куликова Н. В. и др. Рационализация питания школьников разных возрастных групп / Н.В. Куликова, Н.Г. Са-молюк, А.С. Федотов, Н.М. Кротенко // Гигиена и санитария. 2013. № 2. С. 52-55.

7. Кучма В.Р. и др. Мониторинг модернизации организации питания детей в общеобразовательных учреждениях / В.Р. Кучма, В.В. Чернигов // Здоровье населения и среда обитания. 2012. № 8 (233). С. 7-10.

8. Перекусихин М.В. и др. Гигиеническая оценка влияния региональных особенностей питания на здоровье школьников / В.М. Перекусихин, В.В. Васильев // Актуальные проблемы безопасности и анализа риска здоровью населения при воздействии факторов среды обитания: Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под ред. проф. А. Ю. Поповой, академика РАМН Н. В. Зайцевой. Пермь, 2015. С. 443-447.

9. Петруничева К.П. и др. Факторы риска формирования морфофункциональных отклонений у школьников г. Новосибирска / К.П. Петруничева, А.Я. Поляков, А.В. Сорокина [и др.] // Вопросы санитарно-эпидемиологического благополучия населения Сибирского Федерального округа: Материалы научно-практической конференции. Красноярск, 2014. С. 186-188.

10. Поляков А.Я. и др. Влияние социально-гигиенических и медико-биологических факторов на физическое развитие школьников / А.Я. Поляков, Т.Л. Гигуз, А.В. Сорокина, Н.Д. Богачанов // Актуальные проблемы педиатрии: Материалы XVII съезда педиатров России. Москва, 2013. С. 497.

11. Сетко Н.П. и др. Гигиеническая характеристика питания учащихся общеобразовательных учреждений города и села / Н. П. Сетко, Е. С. Бородина, А. Я. Валова // Гигиена и санитария. 2012. № 3. С. 46-48.

Контактная информация:

Сорокина Александра Васильевна, тел.: +7 (383) 343-42-37, e-mail: [email protected] Contact information:

Sorokina Aleksandra, phone: +7 (383) 343-42-37, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.