3. Армия и общество [Текст] / сост. и общ. ред. Н. А. Чалдымов, А. И. Черкасенко. - М., 1990.
4. Бекетов, А. И. Прогнозирование угроз национальной безопасности России [Текст] / А. И. Бекетов // Безопасность. - 1996. - № 7.
5. Военные доктрины и реформы России в XX веке [Текст]. - М., 1997.
6. Айтов, Н. А. Понятие «социальная структура» в современной социологии [Текст] /
Н. А. Аитов // Социологические исследования. - 1996. - № 7.
7. Вебер, М. Основные понятия стратификации [Текст] / М. Вебер // Социологические исследования. - 1994. - № 5.
8. Гидденс, Э. Устроение общества: очерк теории структурирования [Текст] / Э. Гидденс. -М., 2003.
9. Радаев, В. В. Социальная стратификация [Текст] / В. В. Радаев, О. И. Шкаратан. - М., 1995.
10. Военно-статистический сборник [Текст]. - СПб., 2007.
11. Путь к современной армии [Текст] // Военная реформа : сб. / Главное управление воспитательной работы Вооруженных Сил РФ. - М., 1997.
12. Россия в цифрах, 2006 [Текст] : крат. стат. сб. - М., 2007.
13. Коровников, А. 3. Социальная защита военнослужащих: становление, развитие и право-регулирование [Текст] / А. 3. Коровников. - М., 1995.
14. Дерюгин, Ю. И. Армия России: взгляд в XX век [Текст] / Ю. И. Дерюгин // Социологические исследования. - 1995. - № 6.
15. Дерюгин, Ю. И. Социология армии [Текст] / Ю. И. Дерюгин, В. В. Серебренников. -М., 1996.
И.Н. Шерер,
кандидат социологических наук, доцент
Волгоградского института экономики социологии и права
ВЛИЯНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ АСПЕКТОВ СВОБОДНОГО ВРЕМЕНИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
^В свободное время деятельность человека направлена на непосредственное формирование его индивидуальности, т.е. на то, что делает его личностью. Свободное время, как правило, дает возможность человеку развивать свои творческие способности и задатки, повышать культурный уровень, эстетически, нравственно, физически совершенствоваться. По мере роста производительных сил общества сокращаются границы необходимого и расширяется сфера свободного времени. В этом проявляется закон экономии общественного времени. Достаточное наличие и рациональное использование свободного времени через повышение образования, культурного уровня, овладение наукой, участие в социальной деятельности обусловливают реальную возможность расширенного воспроизводства как рабочей силы, так и духовных сил общества.
По данным С.Г. Струмилина, в структуре буднего дня в 1924 г. у городских рабочих СССР необходимое время составляло у мужчин 85,3%, у женщин -92,4%. Соответственно свободное время у мужчин занимало 14,7%, у женщин -7,6% суточного фонда времени. В 1963 г., по данным ЦСУ РСФСР, в структуре буднего дня необходимое время у мужчин составляло 82,2%, у женщин - 90,4%, а свободное время - 16,8 и 9,6% соответственно. К середине 1980-х годов свободное время, по данным отечественных социологов, у мужчин составляло около 20%, у женщин - около 15%. Если же расчеты производились исходя из годового фонда, то сдвиги в приросте свободного времени были более значимыми [1].
Методика расчета фондов необходимого и свободного времени у различных социологических направлений и школ весьма различна. В некоторых концепциях свободное время резко противопоставляется труду, в его определении абсолютизируется элемент свободы. Свободное время рафинируется, очищается от всяких обязанностей: профессиональных, общественных, семейных.
В исследованиях проблемы свободного времени сложились два основных подхода: экономический и социологический. Социологический подход требует методологического обоснования, в котором далеко не последнее место занимает определение круга постановочных вопросов.
На наш взгляд, свободное время должно рассматриваться как социальный феномен, представляющий собой необходимое условие расширенного духовного воспроизводства личности. Регулирование свободного времени наиболее целесообразно в рамках социального планирования и прогнозирования на уровне как региона, так и отдельных предприятий. Величина, структура и содержание свободного времени могут и должны быть в числе показателей измерения уровня социальной организации предприятия, поселка, города и т.д.
Всестороннее развитие личности требует не дифференцированного, а интегрированного учета воздействия указанных условий, поэтому речь следует вести
о культурно-техническом уровне трудящихся как сводном социально-экономическом показателе. В нем в известной мере сконцентрированы две глобальные проблемы: с одной стороны, человек и эффективность производства, а с другой -человек и его духовное совершенство. Успешное решение обеих возможно лишь через преломление во времени, точнее - через совершенствование личности за счет разнообразных видов деятельности в свободное время.
Рационально использованное свободное время превращает человека в «иного», более социально развитого субъекта. Совокупность таких субъектов служит основой для качественных изменений социальной структуры общества. В нем в настоящее время идет достаточно активный процесс дифференциации социальной структуры, формирование новых социальных групп и слоев: предпринимателей, арендаторов, менеджеров, посредников, инженерно-технических работников нового типа и т.п. Следовательно, вхождение личности в нарождающиеся социальные слои и группы связано с изменением социальных показателей, в том числе показателя использования рабочего и свободного времени.
Изменение показателей социального статуса теснейшим образом связано со свободным временем и определяется наличным фондом, сложившейся структу-
рой и содержанием (набором видов деятельности) свободного времени. К середине 1990-х годов бюджет времени населения страны был наиболее оптимальным. Свободное время у мужчин по сравнению с 1924 г. выросло на 25%, у женщин - почти на 50%. Однако было бы неправильно (с точки зрения теории и практики) сводить роль свободного времени в процессе развития индивида только к количеству. В данном случае количество переходит в новое качество. Так, затраты времени на учебу в 1924 г. составляли у мужчин 168 ч, а у женщин - 87 ч в год. В середине 1980-х годов эти затраты превышали 350 ч у мужчин, 240 ч у женщин. Но в 1924 г. затраты были связаны в основном с ликвидацией неграмотности, а в 1990-х годах - с повышением квалификации, получением высшего и среднего специального образования, освоением новых технологий, профессиональных навыков. Таким образом, налицо совершенно иное качество. Свободное время обеспечивает тот «лифт», который способен перенести и чаще всего переносит человека на более высокий уровень социальной структуры.
Вместе с тем использование свободного времени в поселениях различных типов может способствовать или препятствовать социальному продвижению. Кроме того, его использование членами различных социально-демографических групп ускоряет или, напротив, тормозит их социальное продвижение.
Социальное движение работников связано с целым рядом проблем, носящих сложный, комплексный характер. Они затрагивают широкий круг вопросов, связанных с экономическим профилем изучаемого региона, уровнем и комплексностью его развития, ориентацией населения, влиянием окружающей среды на тот или иной вид трудовой деятельности, с последующим трудоустройством в соответствии с возросшими личностными ориентациями.
Успешное решение указанных проблем имеет социально-экономические последствия:
значительно улучшается комплектование трудовых ресурсов высококвалифицированными кадрами, что способствует ускорению темпов научно-технического прогресса и обеспечивает рост производительности труда;
создаются реальные предпосылки полного сочетания потребностей личности и общества, совершенствуется социальная структура населения, наращивается социальный потенциал, идет процесс стирания различий между умственным и физическим трудом.
Для стимулирования данного процесса важно знать структуру свободного времени различных социальных групп. Знание фонда и структуры свободного времени рабочих и инженерно-технических работников, мужчин и женщин, разных возрастных групп населения, а также учет их интересов и ориентации на различные виды деятельности в свободное время, целенаправленное воспитание прогрессивных тенденций в использовании свободного времени для отдыха, развития и пользования своими правами выступают как необходимая предпосылка достижения более полного социального равенства.
На суточное распределение времени большое влияние оказывает материальное обеспечение жителей города и деревни.
По данным социологических исследований, проведенных конце 1996 г. в
Пскове группой ученых Института социологии РАН, свое материальное обеспечение работающие жители Пскова оценивают очень низко: его индекс составил 2,26 (1995 г. - 3,26) из 5 баллов. Весьма низко оценили псковитяне торговое обслуживание - его индекс равен 2,82, бытового обслуживания - 2,42 балла (в 1995 г. - 3,08). Невысоко были оценены возможности проведения свободного времени. Так, индекс возможностей для развлечений и отдыха составил 2,45, занятий физкультурой и спортом - 2,55, культурного обслуживания - 2,5 (в 1995 г. - 3,23), общения - 3,20 (в 1986 г. - 3,42). Все 16 показателей, характеризующих различные стороны жизни, зафиксированные в обследовании 1995 г., ниже, чем в 1996 г. [2, с. 162].
Ухудшение жизни горожан особенно касается студентов, безработных, служащих, не имеющих специального образования, работников науки, здравоохранения, педагогов. Существенное снижение жизненного уровня обусловило необходимость поиска дополнительных источников существования. У 40% жителей Пскова (как мужчин, так и женщин) возросли затраты времени на работу по дому (приготовление пищи, уборку, стирку, починку, шитье, вязание, занятия с детьми, все виды ремонта своими силами, работы в саду, огороде и т.п.).
Обозначенная тенденция подтверждается данными, полученными в ходе исследования бюджета времени рабочих и служащих, проведенного в Москве в 2000 г.: 2/3 респондентов-москвичей указали, что перестали пользоваться услугами предприятий бытового обслуживания или делают это значительно реже, чем в 1999 г. Причин несколько, но в первую очередь - значительно возросшие цены на услуги прачечных, химчисток, парикмахерских и т.п. Большой процент опрошенных (72%) «производят» услуги для самих себя [2, с. 165-166].
Земельные участки, которые имеют более 70% опрошенных (12% пользуются участками родственников), дают необходимые продукты питания, «съедая» большую часть свободного времени. О том, насколько интенсивно трудятся на земле горожане, свидетельствует тот факт, что даже в зимний период 18% респондентов выполняют какие-то виды работ на своих участках каждую субботу и воскресенье, а 32% - несколько раз в месяц. Кроме того, среди работающих жителей Пскова и Москвы, имеющих участок земли, подрабатывают в других местах еще более 24%. По сравнению с 1986 г. произошло почти пятикратное увеличение числа людей, имеющих дополнительную работу. Земельный надел выполняет сегодня для семьи функции источника дополнительного дохода, оздоровительного учреждения, спортивного зала или стадиона, полигона для любительского вида деятельности [3].
По расчетам респондентов (100 человек) Волгоградского института экономики, социологии и права, в 2006 г. в суточном фонде студента доля рабочего времени, связанного с непосредственным коммуникативным учебным процессом, составляет в среднем 41,5%; доля времени на удовлетворение физиологических потребностей приблизительно 42,1%; доля времени, затрачиваемого на различные домашние дела, превысила 12%; доля же свободного времени, которое человек использует для повышения своего культурного, духовного уровня -8%. Досуг стал занимать менее 1/10 всего суточного фонда времени.
Культурная среда, в которой находится человек, предопределяет его контакты. Чем шире представлена социальная и социально-профессиональная структура в поселении, тем более разнообразна его культурная среда. Там, где преимущественно развиваются одна - две отрасли (монокультура, например хлопок), межличностные контакты беднее. Таким образом, культурная среда является той призмой, через которую воздействует на личность общая социальная среда, экономические общественные отношения, духовная жизнь общества.
Велики затраты времени на бездеятельный отдых, особенно у молодежи. С преодолением тридцатилетнего возрастного барьера как у мужчин, так и у женщин подобные затраты уменьшаются, хотя общие затраты времени на бездеятельный отдых выше затрат времени на общественную работу, физкультуру и спорт вместе взятые. Бездеятельный отдых - форма реализации социально и гигиенически неоправданных затрат времени отдыха, зачастую связанных с различными асоциальными эксцессами (алкоголизмом, противоправным поведением, правонарушениями).
Из изложенного следует, что реализация экономической реформы, переход к новым экономическим и другим общественным отношениям ставят вопрос рационального использования свободного времени на уровне каждой личности, семьи, а также широких общностей и организаций.
Библиографический список
1. Струмилин, С. Г Проблемы социализма и коммунизма в СССР [Текст] / С. Г. Струмилин. -М., 1961.
2. Патрушев, В. Псков в 1997 и 1998 году [Текст] / В. Патрушев, Т. Караханова, А. Темниц-кий // Социологический журнал. - 1998. - № 1/2.
3. Силласте, Г. Почему погиб закон о насилии в семье [Текст] / Г. Силласте // Круг жизни. -1999. - № 10. - С. 6.
А.С. Вяткина,
ассистент Астраханского государственного университета
СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ЖЕНСКОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
I I роблема преступности во всем мире приобретает серьезный характер, о чем свидетельствует рост совершаемых преступлений. Согласно данным ООН за последние годы темпы прироста преступности составляют около 5% в год [1, с. 95], притом что высочайший уровень этого показателя был отмечен в индустриально развитых и социально обустроенных странах.