Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И СПОСОБА ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ НА КОРРОЗИОННУЮ И ВОДОРОДНУЮ СТОЙКОСТЬ СПЛАВА ЦИРКОНИЯ Э-110'

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И СПОСОБА ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ НА КОРРОЗИОННУЮ И ВОДОРОДНУЮ СТОЙКОСТЬ СПЛАВА ЦИРКОНИЯ Э-110 Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРОЗИЯ / СПЛАВЫ ЦИРКОНИЯ / НАВОДОРОЖИВАНИЕ / ОБРАБОТКА ПОВЕРХНОСТИ / ЗАЩИТНЫЕ ПОКРЫТИЯ / CORROSION / ZIRCONIUM ALLOY / HYDROGENATION / SURFACE TREATMENT / PROTECTIVE COATINGS

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Некрасова Наталия Евгеньевна, Кругликов Сергей Сергеевич, Наговицына Ольга Андреевна

Проведены коррозионные автоклавные испытания сплава циркония Э-110 с целью исследования влияния на коррозионную и водородную стойкость циркониевых изделий состояния и способа обработки их поверхности: модификации поверхности, нанесения защитных покрытий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Некрасова Наталия Евгеньевна, Кругликов Сергей Сергеевич, Наговицына Ольга Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ONE THE EFFECT OF SURFACE STATE AND THE METHOD OF SURFACE TREATMENT ON CORROSION RESISTANCE AND HYDROGENATION OF ZIRCONIUM “E-110” ALLOY

Corrosion tests were made for E-110 zirconium alloy in order to evaluate its resistance against corrosion and the action of hydrogen for the alloy specimens subjected to different kinds of pretreatment

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И СПОСОБА ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ НА КОРРОЗИОННУЮ И ВОДОРОДНУЮ СТОЙКОСТЬ СПЛАВА ЦИРКОНИЯ Э-110»

УДК:669.296:(539.24)

Некрасова Н.Е., Кругликов С.С. Наговицына О.А.

ВЛИЯНИЕ СОСТОЯНИЯ ПОВЕРХНОСТИ И СПОСОБА ОБРАБОТКИ ПОВЕРХНОСТИ НА КОРРОЗИОННУЮ И ВОДОРОДНУЮ СТОЙКОСТЬ СПЛАВА ЦИРКОНИЯ Э-110

Некрасова Наталия Евгеньевна, доцент к.т.н., кафедра физической химии, e-mail: madjerre@mail.ru; Кругликов Сергей Сергеевич, профессор, д.х.н., кафедра ТНВиЭП;

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский химико-технологический университет им. Д.И. Менделеева»; Россия, 125047, Москва, Миусская пл. д. 9. Наговицына Ольга Андреевна, ассистент кафедры «Общая химия»;

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ», Москва, Россия, 115409, Каширское шоссе, д.31

Проведены коррозионные автоклавные испытания сплава циркония Э-110 с целью исследования влияния на коррозионную и водородную стойкость циркониевых изделий состояния и способа обработки их поверхности: модификации поверхности, нанесения защитных покрытий.

Ключевые слова: коррозия, сплавы циркония, наводороживание, обработка поверхности, защитные покрытия.

ONE THE EFFECT OF SURFACE STATE AND THE METHOD OF SURFACE TREATMENT ON CORROSION RESISTANCE AND HYDROGENATION OF ZIRCONIUM "E-110" ALLOY Nekrasova N.E., Kruglikov S.S., Nagovitsyna O.A.

Nekrasova Natalyia E., Assoc. Prof., Mendeleev Univ. Chem. Technol., 125047,Miusskaya Sq., 9, Moscow, Russia Kruglikov Sergey S., Prof., Dept. Inorg. & Electrochem. Eng., Mendeleev Univ., Chem. Technol., 125047,Miusskaya Sq., 9, Moscow, Russia

Nagovitsyna Olga A., Ass. Prof., Dept. General Chem., National Nuclear Res. Univ. "MIFI", 115409,115409, Moscow, Russia

Corrosion tests were made for E-110 zirconium alloy in order to evaluate its resistance against corrosion and the action of

hydrogen for the alloy specimens subjected to different kinds of pretreatment

Keywords: corrosion, zirconium alloy, hydrogenation, surface treatment, protective coatings.

Введение

Повышение коррозионной стойкости и снижение уровня наводороживания конструкционных материалов, работающих в активных зонах ядерных реакторов на тепловых нейтронах типа ВВЭР и РБМК, является постоянной актуальной задачей. С одной стороны, это продиктовано постоянно возрастающими требованиями по увеличению ресурса и безопасности современных АЭС, с другой стороны, необходимостью решения проблем экологического характера.

Для решения поставленной задачи было создано достаточно много новых циркониевых сплавов. Циркониевые сплавы - это конструкционный материал для следующих составляющих тепловыделяющих сборок (ТВС): оболочек ТВЭЛов, дистанционирующих решеток, направляющих каналов и центральных труб. Однако существует другой перспективный и экономически целесообразный путь повышения эксплуатационных характеристик циркониевых изделий. Это, во-первых, создание модификации поверхности, что было разработано и протестировано для сплава циркония Э-635 [1, 2], а во-вторых, создание по поверхности сплава покрытий.

В данной работе представлены результаты автоклавных коррозионных испытаний сплава циркония Э-110, поверхность которого была модифицирована различными методами.

Экспериментальная часть

Коррозионные испытания проводились в автоклавах в паре при температуре 400°С и давлении 20,0 МПа. Испытания проводились в деаэрированной

воде, имеющей электросопротивление >1,0 Мом/см перед началом испытания. Дегазация проводилась при 110°С в течение 5 минут с предварительной продувкой аргоном.

Регулирование, защита и контроль по давлению осуществлялся показывающими стрелочными манометрами (ЭКМ-4) с классом точности 1,5%. Нагрев автоклавов осуществлялся печью сопротивления с контролем температуры аттестованной термопарой типа хромель-алюмель. Поддержание температуры в точке рабочей зоны автоклава с точностью ±1°С обеспечивалось системой регулирования в паре. Колебания температуры в процессе испытания не превышали ±3°С. Поверхность образцов, загружаемых в автоклав, не превышала 0,1 м2/л объема автоклава. Массу образцов на каждом этапе коррозионных испытаний определяли с точностью ±0,05 мг.

Модификация поверхности проводилась:

1. динамическим воздействием микротел с помощью:

— магнитно-абразивной обработки. Процесс подробно описан в [3].

— струйно-абразивной обработки стеклянными шариками;

— струйно-термокинетической обработки сухим льдом Cold Jet.

2. обработкой электронами.

Покрытия и способы их нанесения представлены в табл. 1:

Таблица 1

Способ

нанесения Покрытие

покрытия

Сг

электродуговой СгЛ1

СгЛ1-Л1

Сг

магнетронный Т без миксинга

Т с миксингом

Отожженные после ТО в активной

Термообработка засыпке

(ТО) и в Нагартованные после ТО в активной

активной засыпке

засыпке Нагартованные после САО и ТО в активной засыпке

Результаты

По результатам коррозионных испытаний были рассчитаны средние значения привесов для каждого способа модификации и построен график

от времени (рис.1)

зависимости привеса

автоклавных испытаний, привес, г/см2

-исходные сухой лед -электроны -МАО ДСК CAO

МАО ДЧК

время, ч

Рис.1. Зависимость изменения привеса (г/см ) во времени (часы) На рис.2. представлены результаты определения уровня наводороживания образцов с модифицированной поверхностью после

автоклавных испытаний.

уровень наводорожив ания, ррт

■исходные

сухой лед

-МАО ДСК

-МАО ДЧК

-CAO

обработка электронами

время, ч

Рис. 2. Уровень наводороживания(в ppm) от времени (часы)

привес, г/см1

-нехпдные собр.

—ПОСЛЕ? ШТАТНОЙ ТО il

активной засыпке -нагартованные после ТО в

активной засыпка -на га pro ванные после CAO и

ТО в активной яасыпко -Сг- магнетронкое напыление Ti без м ни инга

время, ч

По результатам коррозионных испытаний были рассчитаны средние значения привесов для каждого варианта покрытия построен график зависимости привеса от времени (рис.3) автоклавных испытаний.

На рис.4. представлены результаты определения уровня наводороживания образцов с покрытиями после автоклавных испытаний.

уровень -«-««»и«

наводороживания -

. РРт

Ù-AI

Йргминсингл

Т^ЛСИИМОИ

—с г, нлгиртроннйр напыление -— нагарта нмм rwtni Tût

нлгартллл инир Г ;>- flp LAO и ТО Р ПкГиыОг, Wb П

Рис.3. Зависимость изменения привеса (г/см ) во времени (часы)

время, ч

/ ' ¿i*, i-

Рис. 4. Уровень наводороживания образцов (в ppm) от времени (часы)

Выводы

Результаты коррозионных испытаний сплава Э-110 показали, что модификация поверхности протестированными методами не дает существенного увеличения коррозинонной стойкости образцов, по крайней мере, для данной длительности испытаний. Хотя способы обработки САО и МАО ДЧК с большой вероятностью будут давать лучший результат по сравнению с исходными образцами без обработки после более длительных испытаний, поскольку в этом случае закон окисления изменяется соответствующим образом. Способы обработки сухим льдом, МАО ДСК и МАО ДЧК также показывают наиболее низкий уровень наводороживания, который ниже уровня наводороживания исходных образцов.

Результаты испытаний покрытий для сплава Э-110 привели к результатам, которые однозначно трактовать сложно. Уменьшение привеса после испытаний может говорить лишь о том, что либо компоненты покрытий образуют растворимые соединения с компонентами сплава Э-110 в условиях испытаний и переходят в раствор, либо дают рыхлую оксидную пленку, которая осыпается в процессе испытаний. Вследствие этих причин сложно однозначно судить и об уровне наводороживания этих образцов.

Литература

1. The on relation between corrosion resistance and electrophysical properties of oxide films on zirconium alloy / Nekrasova N. E., Kruglikov S. S. // Protection of Metals and Physical Chemistry of Surfaces. — 2011. — Vol. 47, no. 6. — P. 793-796.

2. К. Н. Никитин, В. Н. Шишов. Поведение барьерного слоя коррозионных пленок на сплавах циркония.//Физикохимия поверхности и защита материалов: 2010, Т.46 №2, С.214-219.

3. Никитин К.Н., Блюхер Г.М., Климов А.А., Шлепов И.А. Магнитно-абразивная обработка как способ модификации поверхности металлов. //Гальванотехника и обработка поверхности: 2006, XIV, № 4, С.36-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.