Научная статья на тему 'Влияние соревновательной ситуации на характер поведения спортсменов ситуационных видов спорта'

Влияние соревновательной ситуации на характер поведения спортсменов ситуационных видов спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1462
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смоленцева В. Н.

Показаны значительные расхождения в самооценке спортсменом своего поведения на соревнованиях с оценкой тренера. Характер поведения спортсмена в различных соревновательных ситуациях зависит от уровня развития способности к саморегуляции и уровня спортивной квалификации. Выявлены различия в результативности действий в условиях тренировки и соревнований. Результативность соревновательной деятельности спортсменов обусловлена способностью к саморегуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Смоленцева В. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Behavior of sportsmen in various competitive situations in situational kinds of sports

It is shown significant difference in self estimation by a sportsman of his behavior during competitions and the estimation by the coach. The cha racter of behavior of the sportsman in various competitive situations de pends on the level of ability of self control and qualification. The distinction in productivity in conditions of training and competitions are revealed. The productivity of competitive activity of sportsmen is caused by the ability of self control.

Текст научной работы на тему «Влияние соревновательной ситуации на характер поведения спортсменов ситуационных видов спорта»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

нистов, и во многом зависит от величин специфических видов простой и сложной сенсомоторных реакций.

2. Комплексная методика исследования специфических видов сенсомоторных реакций бадминтонистов должна включать тесты на определение простой сенсомоторной реакции на световой стимул, времени реакции выбора и времени реакции на движущийся объект.

3. Технология исследования сенсомоторных реакций должна осуществляться с учетом специфики деятельности, что можно эффективно реализовать с помощью компьютерного моделирования.

Библиографический список

1. Валеев Ф.Г. Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Валеев Ф.Г. - Казань, 1997. -173 с.

2. Жбанков О.В. Скоростно-силовая подготовка бадминтониста в контексте темпового режима / О.В. Жбанков // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3. - С. 46-47.

3. Кадетова Н. В. Методические рекомендации по теме «Совершенствование общей физической подготовки студентов средствами игровых видов спорта (на примере бадминтона)» / Н. В. Кадетова - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 29 с.

4. Лепешкин В.А. Бадминтон для всех / В.А. Лепешкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 109 с.

5. Никандров В.В. Психомоторика : учеб. пособие / В.В. Ни-кандров. — СПб.: Речь, 2004. — 104 с.

6. Lewis D. (Льюис Д.) У геймеров реакция лучше, чем у спортсменов / D. Lewis 2006. — Режим доступа: http://www.cppost.org/ index.php, свободный. — Загл. с экрана.

КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, доктор биологических наук, доцент кафедры «Анатомия и биология».

Статья поступила в редакцию 24.12.07 г.

© Ю. В. Корягина

УДК 796 08 В. Н. СМОЛЕНЦЕВА

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта

ВЛИЯНИЕ

СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ

СИТУАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА

Показаны значительные расхождения в самооценке спортсменом своего поведения на соревнованиях с оценкой тренера. Характер поведения спортсмена в различных соревновательных ситуациях зависит от уровня развития способности к саморегуляции и уровня спортивной квалификации. Выявлены различия в результативности действий в условиях тренировки и соревнований. Результативность соревновательной деятельности спортсменов обусловлена способностью к саморегуляции.

Актуальность. Поведение и результативность соревновательной деятельности спортсмена во многом определяется самооценкой, которая формируется на основе взаимодействия с окружающими — партнерами по команде, противниками, тренером и является значимым фактором готовности спортсмена к соревнованию [3, 4]. У спортсмена складывается представление о своем поведении, состоянии, действиях. Важность самооценки состоит в том, что она выполняет регулятивную функцию в поведении на соревнованиях. В случае неправильного (неадекватного) представления своего состояния и поведения становятся возможными проявления неадекватных действий, снижающих результативность соревновательной деятельности. Знание особенностей поведения спортсмена на соревнованиях позволяет разрабатывать индивидуализированные программы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям [2, 5, 6 и др.]. В этой связи актуальным для теории спортивной тренировки является изучение характера поведения спортсменов на соревнованиях с учетом самооценки

и оценки со стороны поведения и состояния спортсмена.

В своем исследовании мы предположили следующее: 1) возможность расхождения оценки тренером и самооценки спортсмена его поведения в соревновательных ситуациях; 2) зависимость поведения спортсменов на соревнованиях от уровня развития способности к саморегуляции.

Задачи исследования: 1) изучить особенности поведения спортсменов в различных соревновательных ситуациях; 2) провести сравнительный анализ самооценки спортсменом своего поведения на соревнованиях и оценки тренера; 3) выяснить характер взаимосвязи поведения в соревнованиях и способности к саморегуляции.

Методика и организация исследования. Данные задачи решались при исследовании поведения спортсменов на соревнованиях (боксеры и волейболисты). Нами была разработаны специальные анкеты по соответствующим видам спорта для спортсменов и тренеров, позволяющие определить характер поведения

спортсменов в различных соревновательных ситуациях. Было опрошено: 1)40 юных боксеров второго и третьего годов обучения в ДЮСШ (2-й и 1-й юношеские разряды) и 25 взрослых боксеров (первый разряд, к.м.с. и м.с.); 2) 30 взрослых волейболистов (первый разряд и к.м.с.). В опросе приняли участие их тренеры. У каждого спортсмена определялся уровень развития способности к саморегуляции по методике А. В. Алексеева [1]. Дополнительным методом было наблюдение за спортсменами на соревнованиях [5].

Результаты исследования и обсуждение. Рассмотрим результаты исследования боксеров.

Сравнительный анализ самооценки и экспертной оценки показывает наличие рассогласования между ними при оценке некоторых особенностей поведения, как взрослых спортсменов, так и юных. Такая тенденция свидетельствует о том, что боксеры недостаточно адекватно оценивают свое поведение на соревнованиях. Если для юных спортсменов это объяснимо, то для опытных спортсменов это является следствием упущения в их теоретической и психологической подготовке. В этой связи в работе с юными спортсменами представляется важным формирование у них адекватного представления своего поведения на соревнованиях.

Рассмотрим особенности поведения боксеров в различных соревновательных ситуациях.

1. Поведение спортсмена перед поединком с соперником, встречающимся впервые.

В такой соревновательной ситуации большая часть (60 %) юных боксеров и 59 % взрослых боксеров считают, что для них характерно спокойное ожидание поединка. Предстоящий поединок не вызывает у них негативных переживаний. Однако их тренеры оценивают поведение своих юных воспитанников иначе: для многих из них (45 %) характерно повышенное возбуждение. Оценка тренерами поведения взрослых спортсменов в большинстве случаев совпадает с самооценкой спортсменов.

2. Поведение при превосходстве соперника.

В этой соревновательной ситуации у некоторых боксеров (от 10 до 15 %) проявляется пассивность и уход в защиту. Большинство боксеров оценивают свое поведение, как проявление сопротивления сопернику. Самооценка спортсменов и оценка тренеров в основном совпадает за исключением варианта ответа: «сопротивление».

3. Поведение спортсмена при пропущенных сильных ударах.

Самооценка спортсменов своего поведения в этой ситуации существенно отличается от оценки тренеров. Видимо, спортсмены недостаточно точно представляют себе свое состояние в таких ситуациях. Такое рассогласование в оценках можно считать закономерным как для юных боксеров, так и для взрослых. Наступившие болевые ощущения у них затрудняют оценку своего состояния и искажают восприятие отдельных элементов своего поведения. Большинство юных боксеров (60 %) и взрослых (70 %) оценивают свое поведение без изменения. В то время как тренеры считают, что в их поведении произошли существенные изменения: теряется самообладание, меняется тактика, проявляется реакция на ложные действия соперника и др.

4. Поведение боксеров в случае проигрыша в первом раунде.

Оценка тренерами поведения спортсменов и самооценка спортсменов существенно различаются. Юные боксеры (70 %) оценивают свое поведение как спокойное продолжение боя. 50 % боксеров, по оцен-

ке тренеров, меняют свою тактику. Поведение боксеров старших разрядов (взрослых) отличается от поведения юных боксеров: все взрослые боксеры в этой ситуации меняют тактику поединка, большая часть юных боксеров спокойно продолжает бой. Оценка тренеров несколько иная: по их мнению 80 % взрослых и 50 % юных спортсменов меняют тактику боя.

5. Поведение боксеров в третьем решающем раунде.

Подобная соревновательная ситуация, по самооценке юных боксеров, вызывает следующие изменения в их поведении: наращивание темпа боя (40 %); проявление упорства (40 %); уход в защиту (10 %). Оценка спортсменов своего поведения и оценка тренеров, в данной ситуации, совпадают.

Самооценка взрослых спортсменов своего поведения не совпадает с тренерской оценкой. Большинство спортсменов (70 %) считают, что в этой ситуации они наращивают темп боя, тренеры считают иначе.

При сравнении суммарной оценки поведения самими спортсменами и их тренерами выявлено достоверное их различие, особенно у юных спортсменов (<0,05).

На основании результатов исследования, проведенного на боксерах можно полагать, что чем раньше у спортсменов будет сформирована адекватная самооценка своего поведения на соревнованиях, тем более продуктивно будет протекать их соревновательная деятельность на последующих этапах занятий спортом.

Рассмотрим результаты исследования волейболистов.

С целью выяснения особенностей поведения волейболистов в различных соревновательных ситуациях, было опрошено 78 спортсменов с разным уровнем развития способности к саморегуляции (20 чел. — высокий; 28 чел. — средний; 30 чел. — низкий). Поведение в различных соревновательных ситуациях характеризуется следующим.

Первая ситуация — поведение перед игрой с неизвестным соперником.

Для волейболистов первой группы (высокий уровень развития умений саморегуляции) характерно спокойное ожидание (55 %) и повышенное возбуждение (35 %). Для волейболистов второй группы (средний уровень развития умений саморегуляции) наряду со спокойным ожиданием игры (43 %) проявляются: повышенное возбуждение, неопределенность, неуверенность и растерянность. У волейболистов третьей группы (низкий уровень развития умений саморегуляции) проявление отрицательных эмоций усиливается. Таким образом, в ситуации предстоящей игры с неизвестным соперником отрицательные эмоции характерны для лиц с низким и средним уровнем развития умений саморегуляции.

Вторая ситуация — поведение волейболистов в случае превосходства противника характеризуется тем, что в первой группе большинство спортсменов (70 %) продолжают активную игру, сохраняя при этом спокойствие (30 %). У 50 % волейболистов второй группы наблюдается продолжение активной игры, у 25 % проявляется пассивность. В этой группе имеются игроки, смирившиеся с поражением. В третьей группе отрицательные эмоции значительно влияют на поведение спортсменов, а именно, только 40 % спортсменов продолжают активную игру, надеясь изменить ситуацию. Таким образом, уровень развития умений саморегуляции в данной спортивной ситуации также оказывает существенное влияние на поведение и состояние игроков.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008

Третья ситуация — реакции на свои неудачные действия. У лиц с разным уровнем развития умений саморегуляции поведение спортсменов различается существенно. Так, если в первой группе у 60 % нет особых отклонений в реагировании на данную ситуацию, то в третьей группе таковых всего лишь 25 %. У -значительной части спортсменов третьей группы теряется самообладание (32 %), проявляется осторожность и повторяются неточные действия.

Четвертая ситуация — поведение волейболистов после проигрыша партии. Поведение волейболистов характеризуется спокойной игрой у большей части спортсменов первой группы (70 %). Стараются собраться на активное продолжение соревнования 25 % игроков, 5 % проявляют неуверенность. Аналогичное поведение с незначительными отклонениями наблюдается у спортсменов второй группы. На волейболистов третьей группы данная ситуация оказывает сильное влияние: у них проявляются отрицательные эмоции, которые выражаются в неуверенности, снижении настроения, нежелании продолжать игру. Лишь у 37 % из этой группы наблюдается спокойное продолжение игры.

Пятая ситуация — поведение волейболистов в решающей партии. В данной ситуации наиболее устойчивыми являются волейболисты первой группы: 80 % из них проявляют напористость, уверенность, у 15 % проявляется обычное настроение. Подобные реакции наблюдаются и у волейболистов второй группы. В третьей группе показатели положительного поведения значительно ниже. У 28 % появляется осторожность, имеют место ошибочные действия и не контролируется игровая ситуация. Можно сказать, что в ситуации «решающая партия» способность к саморегуляции оказывает значительное влияние на поведение волейболистов.

Таким образом, в анализируемых соревновательных ситуациях поведение волейболистов существенным образом зависит от уровня развития умений саморегуляции. Спортсмены с высоким уровнем развития умений саморегуляции отличаются адекватностью как поведения, так и его самооценки, во многих ситуациях (Р<0,05).

Отмечается, что уровень развития способности к саморегуляции оказывает положительное влияние на поведение волейболистов во время соревнования. Так, спортсмены с высоким уровнем развития саморегуляции в большинстве наблюдений (65,7%) реагируют положительно на замечания партнеров и тренера. Среди игроков со средним и низким уровнями развития саморегуляции таковых значительно меньше (Р<0,05). У спортсменов этих групп преобладают отрицательные реакции (Р<0,05) в ответ на замечания партнеров и тренера, и значительно чаще проявляются неадекватные действия (Р<0,05), особенно при приемах и передачах мяча. В сложных игровых условиях волейболисты с высоким уровнем развития саморегуляции более решительны (Р<0,05), чем остальные. Мы предположили также, что фиксируемые показатели поведения волейболистов на соревновании в случае успешного выступления, будут значительно отличаться от показателей поведения в ситуации проигрыша.

Анализ результатов исследования показывает, что в случае проигрыша значимость умений саморегуляции возрастает. Более стабильное и адекватное поведение в этой ситуации наблюдается у спортсменов с высоким уровнем развития способности к саморегуляции.

Для изучения результативности деятельности волейболистов, в связи с уровнем развития саморегуля-

ции, было проведено исследование, в котором приняло участие 84 взрослых спортсмена, квалификации 1-го разряда и к.м.с. На тренировках и соревнованиях фиксировался процент успешных действий волейболистов (каждое действие отслеживалось 100 раз). Находился процент успешно выполненных действий из 100 случаев.

В тренировочных условиях показатели результативности действий волейболистов первой группы (высокий уровень развития саморегуляции) следующие: при приеме мяча с подачи 85 %; при подаче мяча 78 %; атакующий удар и прием мяча после атакующего удара по 57 %. Во второй группе (средний уровень развития саморегуляции) показатели результативности следующие: при приеме мяча 86 %, при подаче мяча 73 %; при атакующем ударе и приеме атакующего удара по 46 %. В третьей группе (низкий уровень развития саморегуляции) показатели результативности следующие: при приеме мяча 80 %; при подаче мяча 70 %, при атакующем ударе 47 %; при приеме мяча после атакующего удара 42 %.

Анализ результатов результативности действий волейболистов позволяет говорить, что уровень способности к саморегуляции не оказывает существенного влияния на точность технических действий на тренировочных занятиях, за исключением приема мяча после атакующего удара. По-видимому, к данной ситуации спортсмены более чувствительны.

В соревновательных условиях результативность действий волейболистов существенным образом отличается от тренировочных условий и зависит от уровня развития способности к саморегуляции. Показатели результативности волейболистов первой группы (высокий уровень развития саморегуляции): при приеме и подаче мяча по 85 %; при атакующем ударе 71 %; при приме мяча после атакующего удара 62 %. Во второй группе показатели результативности следующие: при приеме мяча с подачи 73 %; при подаче мяча 70 %; при приеме мяча после атакующего удара 5 3%; при атакующем ударе 48 %. В третьей группе показатели результативности значительно ниже, чем в первой группе ( Р<0,05) во всех наблюдаемых соревновательных ситуациях и составляют: при приеме мяча с подачи 65 %; при подаче мяча 62 %; при приеме мяча после атакующего удара 40 %; при атакующем ударе 37 %.

Таким образом, результативность соревновательной деятельности волейболистов во всех соревновательных ситуациях (кроме приема мяча с подачи) значительно ниже, чем в тренировочных условиях и существенным образом зависит от уровня развития способности спортсмена к саморегуляции.

Выводы. Характер поведения спортсменов на соревнованиях определяется характером соревновательной ситуации.

Самооценка спортсменом своего поведения в различных соревновательных ситуациях и оценка тренера часто не совпадают. Спортсмены (юные и взрослые боксеры) недостаточно адекватно оценивают свое поведение, что влияет на предпринимаемые ими действия и соревновательную деятельность в целом.

Поведение спортсменов в различных соревновательных ситуациях существенным образом зависит от уровня развития способности к саморегуляции. Спортсмены (волейболисты) с высоким уровнем развития способности к саморегуляции характеризуются адекватностью самооценки своего поведения на соревнованиях в различных соревновательных ситуациях.

Библиографический список

1. Алексеев А.В. Себя преодолеть /А.В. Алексеев. — М.: Фис,1985. - 192 с.

2. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям /Г.Д. Бабушкин.— Омск : СибГУФК, 2007.- 90 с.

3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях /Б.А. Вяткин. — М. : Фис, 1981. — 112 с.

4. Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Зобков. — М.: 1982. — 20 с.

5. Смоленцева В.Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. . д-ра психол. наук / В.Н. Смоленцева. — СПб, 2006 — 315 с.

6. Чикуров А.И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Чикуров. — Красноярск, 2008. — 193 с.

СМОЛЕНЦЕВА Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии.

Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.

© В. Н. Смоленцева

Книжная полка

Шулятьев, В. М. Основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов [Текст]: учеб. пособие / В. М. Шулятьев, В. Н. Мерзляков; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 91 с.: табл. — Библиогр.: с. 88-90. - ISBN 5-8149-0450-X.

Рассматриваются теоретические подходы изучения соревновательно-игровой деятельности волейболистов разной квалификации; единство и взаимосвязь тренировочной и соревновательной деятельности, принципы построения тренировки волейболистов с учетом структуры соревновательного игрового противоборства и тенденций развития современного волейбола.

Специалисты найдут здесь материал, который поможет по-новому строить подготовку волейболистов с учетом основных закономерностей современного этапа развития волейбола.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

Московцева, О. В. Социальная психология [Текст]: конспект лекций / О. В. Московцева; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 55 с. — Библиогр.: с. 53 — 54.

Содержание конспекта лекций позволит наиболее точно и правильно сформировать понимание общих представлений о предмете социальной психологии и особенностях социальной психологии как науки, специфике социально-психологического подхода к пониманию личности, а также специфике прикладных проблем социальной психологии.

Цель данного методического пособия оказать помощь при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке студентов-психологов по учебному курсу «Социальная психология».

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

Ефремов, Е. Г. Психология рабочей группы [Текст]: конспект лекций / Е. Г. Ефремов; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 65 с.: рис. — Библиогр.: с. 63 — 64.

Является частью учебно-методического комплекса к разработанному курсу «Психология рабочей группы». Данная учебная дисциплина имеет целью более детально и развернуто представить студенту содержание основных теорий рабочей группы и методов ее психологического анализа. Эта методическая разработка призвана обеспечить самостоятельную подготовку студента в ознакомлении с основными подходами, моделями, понятиями и методами, применяемыми в теоретических и практических социально-психологических исследованиях. Издание может быть использовано в работе как со студентами, обучающимися по дистанционной форме обучения, так и со студентами заочной и очной форм обучения.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

Семенов, М. Ю. Экономическая психология [Текст]: конспект лекций / М. Ю. Семенов; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 38 с.

Учебная дисциплина «Экономическая психология» читается студентам специальности «Психология труда и организационная психология» с целью обучения теоретическим положениям и практическим умениям, которые составляют основу их будущей профессиональной деятельности.

В издании представлены одиннадцать лекций по основным разделам экономической психологии. Семинарские занятия проводятся в соответствии с методическими указаниями к практическим занятиям и СРС по экономической психологии и охватывают частные и прикладные вопросы рассмотренных в лекциях тем.

По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.