ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
нистов, и во многом зависит от величин специфических видов простой и сложной сенсомоторных реакций.
2. Комплексная методика исследования специфических видов сенсомоторных реакций бадминтонистов должна включать тесты на определение простой сенсомоторной реакции на световой стимул, времени реакции выбора и времени реакции на движущийся объект.
3. Технология исследования сенсомоторных реакций должна осуществляться с учетом специфики деятельности, что можно эффективно реализовать с помощью компьютерного моделирования.
Библиографический список
1. Валеев Ф.Г. Повышение скоростных характеристик игры в спортивном бадминтоне с учетом лабильности нервной системы: Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Валеев Ф.Г. - Казань, 1997. -173 с.
2. Жбанков О.В. Скоростно-силовая подготовка бадминтониста в контексте темпового режима / О.В. Жбанков // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 3. - С. 46-47.
3. Кадетова Н. В. Методические рекомендации по теме «Совершенствование общей физической подготовки студентов средствами игровых видов спорта (на примере бадминтона)» / Н. В. Кадетова - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - 29 с.
4. Лепешкин В.А. Бадминтон для всех / В.А. Лепешкин. — Ростов н/Д: Феникс, 2007. — 109 с.
5. Никандров В.В. Психомоторика : учеб. пособие / В.В. Ни-кандров. — СПб.: Речь, 2004. — 104 с.
6. Lewis D. (Льюис Д.) У геймеров реакция лучше, чем у спортсменов / D. Lewis 2006. — Режим доступа: http://www.cppost.org/ index.php, свободный. — Загл. с экрана.
КОРЯГИНА Юлия Владиславовна, доктор биологических наук, доцент кафедры «Анатомия и биология».
Статья поступила в редакцию 24.12.07 г.
© Ю. В. Корягина
УДК 796 08 В. Н. СМОЛЕНЦЕВА
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта
ВЛИЯНИЕ
СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СИТУАЦИИ НА ХАРАКТЕР ПОВЕДЕНИЯ СПОРТСМЕНОВ
СИТУАЦИОННЫХ ВИДОВ СПОРТА
Показаны значительные расхождения в самооценке спортсменом своего поведения на соревнованиях с оценкой тренера. Характер поведения спортсмена в различных соревновательных ситуациях зависит от уровня развития способности к саморегуляции и уровня спортивной квалификации. Выявлены различия в результативности действий в условиях тренировки и соревнований. Результативность соревновательной деятельности спортсменов обусловлена способностью к саморегуляции.
Актуальность. Поведение и результативность соревновательной деятельности спортсмена во многом определяется самооценкой, которая формируется на основе взаимодействия с окружающими — партнерами по команде, противниками, тренером и является значимым фактором готовности спортсмена к соревнованию [3, 4]. У спортсмена складывается представление о своем поведении, состоянии, действиях. Важность самооценки состоит в том, что она выполняет регулятивную функцию в поведении на соревнованиях. В случае неправильного (неадекватного) представления своего состояния и поведения становятся возможными проявления неадекватных действий, снижающих результативность соревновательной деятельности. Знание особенностей поведения спортсмена на соревнованиях позволяет разрабатывать индивидуализированные программы психологической подготовки спортсменов к соревнованиям [2, 5, 6 и др.]. В этой связи актуальным для теории спортивной тренировки является изучение характера поведения спортсменов на соревнованиях с учетом самооценки
и оценки со стороны поведения и состояния спортсмена.
В своем исследовании мы предположили следующее: 1) возможность расхождения оценки тренером и самооценки спортсмена его поведения в соревновательных ситуациях; 2) зависимость поведения спортсменов на соревнованиях от уровня развития способности к саморегуляции.
Задачи исследования: 1) изучить особенности поведения спортсменов в различных соревновательных ситуациях; 2) провести сравнительный анализ самооценки спортсменом своего поведения на соревнованиях и оценки тренера; 3) выяснить характер взаимосвязи поведения в соревнованиях и способности к саморегуляции.
Методика и организация исследования. Данные задачи решались при исследовании поведения спортсменов на соревнованиях (боксеры и волейболисты). Нами была разработаны специальные анкеты по соответствующим видам спорта для спортсменов и тренеров, позволяющие определить характер поведения
спортсменов в различных соревновательных ситуациях. Было опрошено: 1)40 юных боксеров второго и третьего годов обучения в ДЮСШ (2-й и 1-й юношеские разряды) и 25 взрослых боксеров (первый разряд, к.м.с. и м.с.); 2) 30 взрослых волейболистов (первый разряд и к.м.с.). В опросе приняли участие их тренеры. У каждого спортсмена определялся уровень развития способности к саморегуляции по методике А. В. Алексеева [1]. Дополнительным методом было наблюдение за спортсменами на соревнованиях [5].
Результаты исследования и обсуждение. Рассмотрим результаты исследования боксеров.
Сравнительный анализ самооценки и экспертной оценки показывает наличие рассогласования между ними при оценке некоторых особенностей поведения, как взрослых спортсменов, так и юных. Такая тенденция свидетельствует о том, что боксеры недостаточно адекватно оценивают свое поведение на соревнованиях. Если для юных спортсменов это объяснимо, то для опытных спортсменов это является следствием упущения в их теоретической и психологической подготовке. В этой связи в работе с юными спортсменами представляется важным формирование у них адекватного представления своего поведения на соревнованиях.
Рассмотрим особенности поведения боксеров в различных соревновательных ситуациях.
1. Поведение спортсмена перед поединком с соперником, встречающимся впервые.
В такой соревновательной ситуации большая часть (60 %) юных боксеров и 59 % взрослых боксеров считают, что для них характерно спокойное ожидание поединка. Предстоящий поединок не вызывает у них негативных переживаний. Однако их тренеры оценивают поведение своих юных воспитанников иначе: для многих из них (45 %) характерно повышенное возбуждение. Оценка тренерами поведения взрослых спортсменов в большинстве случаев совпадает с самооценкой спортсменов.
2. Поведение при превосходстве соперника.
В этой соревновательной ситуации у некоторых боксеров (от 10 до 15 %) проявляется пассивность и уход в защиту. Большинство боксеров оценивают свое поведение, как проявление сопротивления сопернику. Самооценка спортсменов и оценка тренеров в основном совпадает за исключением варианта ответа: «сопротивление».
3. Поведение спортсмена при пропущенных сильных ударах.
Самооценка спортсменов своего поведения в этой ситуации существенно отличается от оценки тренеров. Видимо, спортсмены недостаточно точно представляют себе свое состояние в таких ситуациях. Такое рассогласование в оценках можно считать закономерным как для юных боксеров, так и для взрослых. Наступившие болевые ощущения у них затрудняют оценку своего состояния и искажают восприятие отдельных элементов своего поведения. Большинство юных боксеров (60 %) и взрослых (70 %) оценивают свое поведение без изменения. В то время как тренеры считают, что в их поведении произошли существенные изменения: теряется самообладание, меняется тактика, проявляется реакция на ложные действия соперника и др.
4. Поведение боксеров в случае проигрыша в первом раунде.
Оценка тренерами поведения спортсменов и самооценка спортсменов существенно различаются. Юные боксеры (70 %) оценивают свое поведение как спокойное продолжение боя. 50 % боксеров, по оцен-
ке тренеров, меняют свою тактику. Поведение боксеров старших разрядов (взрослых) отличается от поведения юных боксеров: все взрослые боксеры в этой ситуации меняют тактику поединка, большая часть юных боксеров спокойно продолжает бой. Оценка тренеров несколько иная: по их мнению 80 % взрослых и 50 % юных спортсменов меняют тактику боя.
5. Поведение боксеров в третьем решающем раунде.
Подобная соревновательная ситуация, по самооценке юных боксеров, вызывает следующие изменения в их поведении: наращивание темпа боя (40 %); проявление упорства (40 %); уход в защиту (10 %). Оценка спортсменов своего поведения и оценка тренеров, в данной ситуации, совпадают.
Самооценка взрослых спортсменов своего поведения не совпадает с тренерской оценкой. Большинство спортсменов (70 %) считают, что в этой ситуации они наращивают темп боя, тренеры считают иначе.
При сравнении суммарной оценки поведения самими спортсменами и их тренерами выявлено достоверное их различие, особенно у юных спортсменов (<0,05).
На основании результатов исследования, проведенного на боксерах можно полагать, что чем раньше у спортсменов будет сформирована адекватная самооценка своего поведения на соревнованиях, тем более продуктивно будет протекать их соревновательная деятельность на последующих этапах занятий спортом.
Рассмотрим результаты исследования волейболистов.
С целью выяснения особенностей поведения волейболистов в различных соревновательных ситуациях, было опрошено 78 спортсменов с разным уровнем развития способности к саморегуляции (20 чел. — высокий; 28 чел. — средний; 30 чел. — низкий). Поведение в различных соревновательных ситуациях характеризуется следующим.
Первая ситуация — поведение перед игрой с неизвестным соперником.
Для волейболистов первой группы (высокий уровень развития умений саморегуляции) характерно спокойное ожидание (55 %) и повышенное возбуждение (35 %). Для волейболистов второй группы (средний уровень развития умений саморегуляции) наряду со спокойным ожиданием игры (43 %) проявляются: повышенное возбуждение, неопределенность, неуверенность и растерянность. У волейболистов третьей группы (низкий уровень развития умений саморегуляции) проявление отрицательных эмоций усиливается. Таким образом, в ситуации предстоящей игры с неизвестным соперником отрицательные эмоции характерны для лиц с низким и средним уровнем развития умений саморегуляции.
Вторая ситуация — поведение волейболистов в случае превосходства противника характеризуется тем, что в первой группе большинство спортсменов (70 %) продолжают активную игру, сохраняя при этом спокойствие (30 %). У 50 % волейболистов второй группы наблюдается продолжение активной игры, у 25 % проявляется пассивность. В этой группе имеются игроки, смирившиеся с поражением. В третьей группе отрицательные эмоции значительно влияют на поведение спортсменов, а именно, только 40 % спортсменов продолжают активную игру, надеясь изменить ситуацию. Таким образом, уровень развития умений саморегуляции в данной спортивной ситуации также оказывает существенное влияние на поведение и состояние игроков.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008
Третья ситуация — реакции на свои неудачные действия. У лиц с разным уровнем развития умений саморегуляции поведение спортсменов различается существенно. Так, если в первой группе у 60 % нет особых отклонений в реагировании на данную ситуацию, то в третьей группе таковых всего лишь 25 %. У -значительной части спортсменов третьей группы теряется самообладание (32 %), проявляется осторожность и повторяются неточные действия.
Четвертая ситуация — поведение волейболистов после проигрыша партии. Поведение волейболистов характеризуется спокойной игрой у большей части спортсменов первой группы (70 %). Стараются собраться на активное продолжение соревнования 25 % игроков, 5 % проявляют неуверенность. Аналогичное поведение с незначительными отклонениями наблюдается у спортсменов второй группы. На волейболистов третьей группы данная ситуация оказывает сильное влияние: у них проявляются отрицательные эмоции, которые выражаются в неуверенности, снижении настроения, нежелании продолжать игру. Лишь у 37 % из этой группы наблюдается спокойное продолжение игры.
Пятая ситуация — поведение волейболистов в решающей партии. В данной ситуации наиболее устойчивыми являются волейболисты первой группы: 80 % из них проявляют напористость, уверенность, у 15 % проявляется обычное настроение. Подобные реакции наблюдаются и у волейболистов второй группы. В третьей группе показатели положительного поведения значительно ниже. У 28 % появляется осторожность, имеют место ошибочные действия и не контролируется игровая ситуация. Можно сказать, что в ситуации «решающая партия» способность к саморегуляции оказывает значительное влияние на поведение волейболистов.
Таким образом, в анализируемых соревновательных ситуациях поведение волейболистов существенным образом зависит от уровня развития умений саморегуляции. Спортсмены с высоким уровнем развития умений саморегуляции отличаются адекватностью как поведения, так и его самооценки, во многих ситуациях (Р<0,05).
Отмечается, что уровень развития способности к саморегуляции оказывает положительное влияние на поведение волейболистов во время соревнования. Так, спортсмены с высоким уровнем развития саморегуляции в большинстве наблюдений (65,7%) реагируют положительно на замечания партнеров и тренера. Среди игроков со средним и низким уровнями развития саморегуляции таковых значительно меньше (Р<0,05). У спортсменов этих групп преобладают отрицательные реакции (Р<0,05) в ответ на замечания партнеров и тренера, и значительно чаще проявляются неадекватные действия (Р<0,05), особенно при приемах и передачах мяча. В сложных игровых условиях волейболисты с высоким уровнем развития саморегуляции более решительны (Р<0,05), чем остальные. Мы предположили также, что фиксируемые показатели поведения волейболистов на соревновании в случае успешного выступления, будут значительно отличаться от показателей поведения в ситуации проигрыша.
Анализ результатов исследования показывает, что в случае проигрыша значимость умений саморегуляции возрастает. Более стабильное и адекватное поведение в этой ситуации наблюдается у спортсменов с высоким уровнем развития способности к саморегуляции.
Для изучения результативности деятельности волейболистов, в связи с уровнем развития саморегуля-
ции, было проведено исследование, в котором приняло участие 84 взрослых спортсмена, квалификации 1-го разряда и к.м.с. На тренировках и соревнованиях фиксировался процент успешных действий волейболистов (каждое действие отслеживалось 100 раз). Находился процент успешно выполненных действий из 100 случаев.
В тренировочных условиях показатели результативности действий волейболистов первой группы (высокий уровень развития саморегуляции) следующие: при приеме мяча с подачи 85 %; при подаче мяча 78 %; атакующий удар и прием мяча после атакующего удара по 57 %. Во второй группе (средний уровень развития саморегуляции) показатели результативности следующие: при приеме мяча 86 %, при подаче мяча 73 %; при атакующем ударе и приеме атакующего удара по 46 %. В третьей группе (низкий уровень развития саморегуляции) показатели результативности следующие: при приеме мяча 80 %; при подаче мяча 70 %, при атакующем ударе 47 %; при приеме мяча после атакующего удара 42 %.
Анализ результатов результативности действий волейболистов позволяет говорить, что уровень способности к саморегуляции не оказывает существенного влияния на точность технических действий на тренировочных занятиях, за исключением приема мяча после атакующего удара. По-видимому, к данной ситуации спортсмены более чувствительны.
В соревновательных условиях результативность действий волейболистов существенным образом отличается от тренировочных условий и зависит от уровня развития способности к саморегуляции. Показатели результативности волейболистов первой группы (высокий уровень развития саморегуляции): при приеме и подаче мяча по 85 %; при атакующем ударе 71 %; при приме мяча после атакующего удара 62 %. Во второй группе показатели результативности следующие: при приеме мяча с подачи 73 %; при подаче мяча 70 %; при приеме мяча после атакующего удара 5 3%; при атакующем ударе 48 %. В третьей группе показатели результативности значительно ниже, чем в первой группе ( Р<0,05) во всех наблюдаемых соревновательных ситуациях и составляют: при приеме мяча с подачи 65 %; при подаче мяча 62 %; при приеме мяча после атакующего удара 40 %; при атакующем ударе 37 %.
Таким образом, результативность соревновательной деятельности волейболистов во всех соревновательных ситуациях (кроме приема мяча с подачи) значительно ниже, чем в тренировочных условиях и существенным образом зависит от уровня развития способности спортсмена к саморегуляции.
Выводы. Характер поведения спортсменов на соревнованиях определяется характером соревновательной ситуации.
Самооценка спортсменом своего поведения в различных соревновательных ситуациях и оценка тренера часто не совпадают. Спортсмены (юные и взрослые боксеры) недостаточно адекватно оценивают свое поведение, что влияет на предпринимаемые ими действия и соревновательную деятельность в целом.
Поведение спортсменов в различных соревновательных ситуациях существенным образом зависит от уровня развития способности к саморегуляции. Спортсмены (волейболисты) с высоким уровнем развития способности к саморегуляции характеризуются адекватностью самооценки своего поведения на соревнованиях в различных соревновательных ситуациях.
Библиографический список
1. Алексеев А.В. Себя преодолеть /А.В. Алексеев. — М.: Фис,1985. - 192 с.
2. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям /Г.Д. Бабушкин.— Омск : СибГУФК, 2007.- 90 с.
3. Вяткин Б.А. Управление психическим стрессом в спортивных соревнованиях /Б.А. Вяткин. — М. : Фис, 1981. — 112 с.
4. Зобков В.А. Мотивация и самооценка подростка как факторы готовности к соревновательной деятельности: автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.А. Зобков. — М.: 1982. — 20 с.
5. Смоленцева В.Н. Формирование умений психорегуляции в процессе многолетней подготовки спортсменов: дис. . д-ра психол. наук / В.Н. Смоленцева. — СПб, 2006 — 315 с.
6. Чикуров А.И. Управление предсоревновательной психологической подготовкой высококвалифицированных дзюдоистов на основе результатов контроля состояния готовности: дис. ... канд. пед. наук / А.И. Чикуров. — Красноярск, 2008. — 193 с.
СМОЛЕНЦЕВА Валентина Николаевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии.
Статья поступила в редакцию 26.12.07 г.
© В. Н. Смоленцева
Книжная полка
Шулятьев, В. М. Основы подготовки резервов квалифицированных волейболистов [Текст]: учеб. пособие / В. М. Шулятьев, В. Н. Мерзляков; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 91 с.: табл. — Библиогр.: с. 88-90. - ISBN 5-8149-0450-X.
Рассматриваются теоретические подходы изучения соревновательно-игровой деятельности волейболистов разной квалификации; единство и взаимосвязь тренировочной и соревновательной деятельности, принципы построения тренировки волейболистов с учетом структуры соревновательного игрового противоборства и тенденций развития современного волейбола.
Специалисты найдут здесь материал, который поможет по-новому строить подготовку волейболистов с учетом основных закономерностей современного этапа развития волейбола.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Московцева, О. В. Социальная психология [Текст]: конспект лекций / О. В. Московцева; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 55 с. — Библиогр.: с. 53 — 54.
Содержание конспекта лекций позволит наиболее точно и правильно сформировать понимание общих представлений о предмете социальной психологии и особенностях социальной психологии как науки, специфике социально-психологического подхода к пониманию личности, а также специфике прикладных проблем социальной психологии.
Цель данного методического пособия оказать помощь при дистанционном обучении и в самостоятельной подготовке студентов-психологов по учебному курсу «Социальная психология».
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Ефремов, Е. Г. Психология рабочей группы [Текст]: конспект лекций / Е. Г. Ефремов; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 65 с.: рис. — Библиогр.: с. 63 — 64.
Является частью учебно-методического комплекса к разработанному курсу «Психология рабочей группы». Данная учебная дисциплина имеет целью более детально и развернуто представить студенту содержание основных теорий рабочей группы и методов ее психологического анализа. Эта методическая разработка призвана обеспечить самостоятельную подготовку студента в ознакомлении с основными подходами, моделями, понятиями и методами, применяемыми в теоретических и практических социально-психологических исследованиях. Издание может быть использовано в работе как со студентами, обучающимися по дистанционной форме обучения, так и со студентами заочной и очной форм обучения.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
Семенов, М. Ю. Экономическая психология [Текст]: конспект лекций / М. Ю. Семенов; ОмГТУ. — Омск: Изд-во ОмГТУ, 2007. — 38 с.
Учебная дисциплина «Экономическая психология» читается студентам специальности «Психология труда и организационная психология» с целью обучения теоретическим положениям и практическим умениям, которые составляют основу их будущей профессиональной деятельности.
В издании представлены одиннадцать лекций по основным разделам экономической психологии. Семинарские занятия проводятся в соответствии с методическими указаниями к практическим занятиям и СРС по экономической психологии и охватывают частные и прикладные вопросы рассмотренных в лекциях тем.
По вопросам приобретения — (3812) 65-23-69 E mail: libdirector@ omgtu.ru.
ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (63) 2008 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ