Научная статья на тему 'Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств'

Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
741
133
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА / ТОЧНОСТЬ / ПОДАЧА / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ ВОЛЕЙБОЛИСТКИ / TECHNIQUE / TECHNOLOGY / ACCURACY / DELIVERY / SKILLED VOLLEYBALL PLAYERS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Эртман Юрий Николаевич, Гераськин Анатолий Александрович

Разработана методика совершенствования подач мяча, содержащая комплекс технических средств, которая в силу своих конструктивных особенностей, обладает новизной и методической направленностью на развитие точности игровых действий волейболисток. Использование предложенной методики совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств позволяет эффективно влиять на результативность соревновательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The process of improving serves in skilled volleyball players with the use of technical means

The method for improving volleyball service containing a series of technical means by virtue of their design features has novelty and technical direction for the development of precision gaming action volleyball. The use of the proposed technique to improve service in skilled volleyball players using technical means can effectively influence the effectiveness of competitive activities.

Текст научной работы на тему «Построение процесса совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

УДК 796/799

Ю. Н. ЭРТМАН А. А. ГЕРАСЬКИН

Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, г. Омск

ПОСТРОЕНИЕ ПРОЦЕССА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПОДАЧ МЯЧА КВАЛИФИЦИРОВАННЫМИ ВОЛЕЙБОЛИСТКАМИ С ПРИМЕНЕНИЕМ

ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ________________________

Разработана методика совершенствования подач мяча, содержащая комплекс технических средств, которая в силу своих конструктивных особенностей, обладает новизной и методической направленностью на развитие точности игровых действий волейболисток. Использование предложенной методики совершенствования подач мяча квалифицированными волейболистками с применением технических средств позволяет эффективно влиять на результативность соревновательной деятельности.

Ключевые слова: методика, технические средства, точность, подача, квалифицированные волейболистки.

В современном волейболе возрастает сила и скорость выполнения подач мяча, увеличивается число использования волейболистками силовых и планирующих подач в прыжке. В связи с этим актуальной является проблема повышения точности выполнения подач мяча квалифицированными волейболистками.

Актуальность. Подача является одним из основных технико-тактических средств игры в волейбол. Способность команды не только успешно защищаться, но и проводить активные атакующие действия определяется, прежде всего, умением игроков подавать сложные для приема противником подачи — силовые: в опорном положении и в прыжке, планирующие, нацеленные, тактические по заданию тренера [1 — 3]. В современном волейболе целенаправленное выполнение подач для спортсменов представляет значительную сложность. В свою очередь, обороняющиеся игроки, в связи с дефицитом времени для подготовки, далеко не всегда могут качественно подготовиться и с достаточным качеством осуществить прием подачи. В результате слабого приема у команды противника расстраиваются тактические замыслы и комбинационная игра в нападении [4].

Цель исследования: изучение эффективности влияния тренировочных воздействий при техникотактической подготовке квалифицированных волейболисток к выполнению подач мяча путём применения методики, содержащей использование технических средств.

Рабочая гипотеза. Анализ состояния проблемы исследования позволил предположить, что введение в тренировочный процесс методики совершенствования технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток с применением технических средств, позволит существенно повысить эффективность выполнения подач.

Задача исследования: обосновать целесообразность применения технических средств для повыше-

ния результативности подач квалифицированными волейболистками.

В настоящем сообщении приводятся материалы, раскрывающие разработку и применение комплекса технических средств как основы методики совершенствования подач мяча при подготовке квалифицированных волейболисток.

При разработке методики принималось во внимание положение о том, что в современном волейболе, ввиду повышения физической и технической подготовленности игроков, существенно повысилась подвижность игроков, участвующих в приёме подач и улучшилась техника приема подач. В связи с этим, результативными становятся подачи, которые направляются на сторону противника с достаточной скоростью. При этом мяч по высоте траектории должен пролетать как можно ближе к верхнему краю сетки. Опытные волейболисты отмечают, что чем ближе траектория полета мяча к верхнему краю сетки, тем опасней он становится для противника. Кроме того, выполнение подач должно отвечать требованиям тактической целесообразности: мяч должен направляться в точки площадки, которые слабо защищены противником. Такие точки, как правило, располагаются в местах, близких к боковым линиям, в углах площадки, вблизи от сетки [5]. Кроме того, тактически целесообразно периодически направлять мяч в промежутки площадки между принимающими игроками соперника, что существенно затрудняет приём. Приведённые действия требуют длительной, кропотливой работы над качеством подач, на что и направлена предлагаемая методика.

При создании методики тренировки подач учитывались требования методологии создания и применения тренажерных средств, используемых в спортивных играх [6].

Организация исследования. Данная методика применения технических средств при подготовке квалифицированных волейболисток была внедрена

Рис. 1. Вероятностное распределение попаданий мячей в площадку при подачах соперника из зоны А, %

(по И. В. Николаевой, Н. В. Сиваковой)

в учебно-тренировочный процесс команды и использовалась три раза в микроцикле (семь календарных дней, шесть тренировочных занятий, один выходной день). Продолжительность каждого тренировочного занятия варьировалась от 2 до 2,5 часа, в зависимости от поставленных задач.

Результаты исследования. Практика соревновательной деятельности показывает, что различные участки волейбольной площадки в условиях соревнований поражаются неравномерно.

На рис. 1 отражены показатели вероятности поражения условных квадратов (1 м2) волейбольной площадки, в процентах при выполнении подач мяча, полученных путем наблюдения и анализа видеоматериалов (по данным И.В. Николаевой, Н.В. Сиваковой, 2006) [7].

Данные, полученные в результате анализа вариантов вероятностного распределения попаданий мячей в площадку при подачах соперника в типичных игровых ситуациях, подтверждают нашу рабочую гипотезу, выдвинутую на основе педагогических наблюдений тактической деятельности волейболисток в условиях соревнований.

Анализ современного состояния проблемы позволил разработать форму и размеры целевых мишеней, которые применяются в учебно-тренировочном процессе квалифицированных волейболисток при совершенствовании подач мяча. При этом предполагалось, что результаты проведенных педагогических наблюдений вероятностного распределения попаданий мяча в площадку, разработка и применение комплекса целевых мишеней для совершенствования подач мяча в определенной мере дополнят теорию и практику волейбола данными, необходимыми для оптимизации технико-тактических действий волейболисток при выполнении подач на точность поражения зон площадки противника.

Предлагаемый комплекс технических средств «Целевые мишени» (ЦМ) разработан как исследова-

тельский и обучающе-тренирующий комплекс для изучения возможностей целенаправленного развития точности выполнения подач, в процессе техникотактической подготовки. Наличие в нем системы количественной регистрации путём определения балловых (количественных оценок) дает возможность использовать его в качестве контрольно-регистри-рующего инструмента; одновременно комплекс является источником зрительной ориентировки для формирования у волейболисток точностных действий при подачах, а также являются источником информации о результатах выполненных действий, что обеспечивает обратную связь со спортсменом.

Применяемые технические средства просты в обращении, экономичны, отвечают требованиям быстрого развертывания и свертывания после работы. Они не ограничивают движений спортсменов и не изменяют их естественной деятельности.

В комплекс технических средств входят целевые мишени и натяжная лента — ограничитель высоты траектории полёта мяча.

Мишени выглядят следующим образом: «квадратная», размерами 150x150 см (рис. 2) и «треугольная», 150x150x210 см (рис. 3). Каждая мишень делится на три ячейки (оценочные зоны) по 50 см. Каждая ячейка выполняет функцию регистрирующей части мишени и имеет разную цветовую окраску и оценочный балл, в зависимости от расположения на площадке и сложности тактического поражения её в процессе игры.

Для ограничения высоты траектории полета мяча над сеткой устанавливалась натяжная лента, предназначенная для ограничения высоты полёта мяча (рис. 4). Она натягивается на высоте 80 см над верхним краем сетки и крепится на концах волейбольных антенн. Высоту натяжной ленты можно регулировать и устанавливать в зависимости от уровня технической и физической подготовленности занимающихся. Ограниченное пространство над сеткой является

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013

Рис. 2. Мишень квадратная

своеобразным ориентиром для спортсменок, не позволяет игрокам при выполнении подач завышать траекторию полета мяча.

Задания на выполнение точностной деятельности спортсменок при подачах, задаются сигналами тренера (жестами, голосом), а в дальнейшем формируются навыки самостоятельности, в зависимости от задач конкретного тренировочного занятия. Работа с применением целевых мишеней моделировала игровую деятельность и выполнялась в различных временных режимах, под влиянием временных факторов, в зависимости от уровня подготовленности занимающихся и сложности моделирования тактических задач. При этом в тренировочном процессе обеспечивалась регистрация результатов подач и срочная информация об их точности (опасности для потенциального противника). Деятельность тестируемых оценивалась по сумме баллов, которую они набирали, после выполнения 20 контрольных подач (по пять в каждую из мишеней).

Практика применения предлагаемого метода подготовки с использованием тренажерного комплекса целевых мишеней свидетельствует о возможности сопряженного воздействия на различные стороны подготовленности волейболистов, обеспечивает комплексное развитие разных компонентов показателей точности в процессе совершенствования техникотактических особенностей выполнения подач.

С помощью тренажерного комплекса можно моделировать условия игровой деятельности при выполнении подач, решать задачи специальной физической подготовки с акцентом на развитие точности.

Применение предлагаемых технических средств в тренировочном процессе развивает игровое мышление, повышает технический уровень подготовленности занимающихся, способствует формированию у волейболисток соревновательного духа, приучает занимающихся действовать в условиях различной сложности, приближенных к соревновательной деятельности. Комплекс технических средств способствует совершенствованию точности подач с минимальной траекторией полета мяча над сеткой, тем самым затрудняется прием мяча соперником после выполнения подачи и обеспечивается надежность попадания мячей в площадку.

Предлагаемый подход совершенствования технико-тактических действий волейболисток содержит использование традиционных упражнений и упражнений с акцентом на развитие точности, которое предусматривает воздействие на спортсменок с целью повышения технико-тактической подготовленности.

Рис. 4. Натяжная лента

Рис. 5. Тренировочный комплекс специальных игровых упражнений для достижения ЧСС 145-150 уд/мин

Процесс подготовки строится через ряд последовательных этапов сознательной реализации точностной деятельности волейболистками. В целях приближения тренировочной деятельности к соревновательной создавались воздействия на занимающихся с помощью комплекса специальных игровых упражнений приведенного ниже. Комплекс содержит упражнения, направленные на достижение типичной игровой нагрузки в волейболе, характеризующийся достижением частоты сердечных сокращений (ЧСС) в среднем 145—155 уд/мин [5, 8, 9].

Тренировочный комплекс специальных игровых упражнений для достижения ЧСС 145-150 уд/мин (рис. 5):

1. Перемещение в низкой стойке с касанием пола с продвижением вперед — 10 раз

2. Два кувырка вперед через голову

3. Прием нападающего удара (игра в защите) — один раз

4. Падение на живот — один раз

5. Имитация нападающего удара из шестой зоны — три раза

6. Ускорение — 7 м

7. Падения различными способами — четыре раза

8. Серийные прыжки через скамейку (Н = 35 см) — восемь раз

9. Выполнение подач (в заданном алгоритме).

Данный комплекс выполняется в максимальном

темпе, после его выполнения испытуемые приступают в выполнению подач мяча.

Выводы

1. Внедрение в учебно-тренировочный процесс применения технических средств повышает эффективность выполнения подач, способствует совершенствованию технико-тактической подготовленности квалифицированных волейболисток.

2. Существенному улучшению показателей выполнения подач мяча квалифицированными волейболистками способствует использование предложенного комплекса специальных упражнений с применением технических средств в виде ограничения высоты траектории полета мяча над сеткой и размещением на площадке условного противника комплекса целевых мишеней с выделенными оценочными зонами качества выполнения подач, в условиях, приближенных к соревновательным.

Библиографический список

1. Новик, Е. Применение тренажеров в кондиционной и технической подготовке волейболистов / Е. Новик, // Теория и практика физической культуры. — 2007. — № 12. — С. 42 — 44.

2. Россо, Г. Н. Разновидность подач мяча в волейболе и их целевая точность / Г. Н. Россо, О. Г. Баденко // Научное обоснование физ. воспитания, сп. тренировки и подготовки

кадров по ф.к. Беларус. гос. университет физ. культ. — Минск, 2004. - С. 116-117.

3. Назаренко, Л. Д. Оценка уровня развития точности у волейболистов массовых разрядов / Л Д. Назаренко // Физ. культура воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 5. -С. 20-22.

4. Кувшинников, В. Г. Технические средства обучения и контроля в игровых видах спорта: (на примере волейбола) / В. Г. Кувшинников // Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех : XII Международный конгресс, 26-28 мая 2008 г. : материалы конф. / Рос. гос. универ. физ. культуры, спорта и туризма. - М., 2008. - Т. 3. - С. 257-258.

5. Фурманов, А. Г. Подготовка волейболистов : моногр. / А. Г. Фурманов. - Минск : МЕТ, 2007. - 329 с.

6. Гераськин, А. А. Методология создания тренажерных устройств в спортивных играх / А. А. Гераськин, А.В. Родионов. // Теория и практика физической культуры. - 2005. -№ 10. - С. 33-35.

7. Николаева, И. В. Вероятность поражения различных зон волейбольной площадки при подачах соперника в современном волейболе / И. В. Николаева, Н. В. Сивакова // Спортивные игры в физическом воспитании, рекреации и спорте : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф., Смоленск, 24-28 дек. 2005 г. / УМО по физической культуре и спорту. - Смоленск, 2006. - С. 97-100.

8. Ивойлов, А. В. Волейбол: Очерки по биомеханике и методике тренировки / А. В. Ивойлов. - М. : Физкультура и спорт, 1984. - 152 с.

9. Платонов, В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения : учеб. тренера высшей квалификации / В. Н. Платонов. -М. : Советский спорт, 2005. - 820 с.

ЭРТМАН Юрий Николаевич, аспирант кафедры теории и методики спортивных игр.

ГЕРАСЬКИН Анатолий Александрович, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), преподаватель кафедры теории и методики спортивных игр.

Адрес для переписки: trener-ertmann@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 24.09.2012 г.

© Ю. Н. Эртман, А. А. Гераськин

Книжная полка

Баскетбол: теория, практика : учеб. пособие/ Н. Н. Ляликова [и др.] ; под ред. Н. Н. Ляликовой ; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 113 с. - ISBN 978-5-8149-1337-1.

Учебное пособие написано в соответствии с программой по баскетболу для групп-специализаций технического университета. В нем кратко изложена история возникновения и развития баскетбола от древних времен до нашего времени, приводится характеристика общих закономерностей процесса обучения основам техники и тактики игры. Представленный материал содержит подробное описание всех игровых приемов, комплексы дидактических средств и соответствующих методических указаний, перечень наиболее часто встречающихся ошибок. Предназначено студентам всех специальностей технических вузов, преподавателям и тренерам по баскетболу.

Прядко, Л. А. Физическая культура в социальной работе с пожилыми людьми : учеб. пособие / Л. А. Прядко, Ж. Б. Сафонова; ОмГТУ. - Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. - 83 с. - ISBN 978-5-81491359-3.

Рассматриваются теоретические, методические и практические аспекты формирования готовности студентов, будущих специалистов социальной работы, к использованию средств физической культуры в работе с пожилыми людьми с целью сохранения их двигательной активности и самообслуживания. Представленные в данном пособии программы физической активности, комплексы физических упражнений позволяют расширить поле деятельности не только специалистов социальной работы, но и их подопечных — клиентов социальных служб. Адресовано студентам специальности «Социальная работа», а также ведущим специалистам социальных служб.

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 1 (115) 2013 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.