Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ - ЛЫЖНИКОВ'

ВЛИЯНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ - ЛЫЖНИКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
107
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ - ЛЫЖНИКИ / СОРЕВНОВАНИЯ / ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Богданова Алина Александровна, Голубина Ольга Александровна

Передвижение на лыжах - это естественность и доступность двигательной деятельности; уникальные условия проведения занятий только на свежем воздухе, который является основой здоровья и которого катастрофически не хватает современной молодежи. Это редкая возможность общения с живой природой; высокая эффективность развития ключевого физического качества человека - выносливости. Спортивная подготовка включает в себя следующие виды (стороны) подготовки: физическую, функциональную, техническую, тактическую и психологическую. Каждый из этих видов спортивной подготовки имеет свои конкретные задачи, средства и методы решения этих задач, а также определенную систему контроля. Спортивная подготовка спортсмена осуществляется средствами спортивной тренировки, то есть выполнением спортивных упражнений, предназначенных для совершенствования перечисленных видов подготовки. Если тренировочный процесс влияет отрицательно на эмоциональное состояние обучающихся, то возможно создание адекватной физической нагрузки будет способствовать оптимальному психическому состоянию будущих спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Богданова Алина Александровна, Голубина Ольга Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF COMPETITIONS ON THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF STUDENTS-SKIERS

Skiing is the naturalness and accessibility of motor activity; unique conditions for conducting classes only in the fresh air, which is the basis of health and which is sorely lacking in modern youth. This is a rare opportunity to communicate with wildlife; high efficiency of development of the key physical quality of a person - endurance. Sports training includes the following types (sides) of training: physical, functional, technical, tactical and psychological. Each of these types of sports training has its own specific tasks, means and methods for solving these tasks, as well as a certain control system. Sports training of an athlete is carried out by means of sports training, i.e. performing sports exercises designed to improve the listed types of training. If the training process negatively affects the emotional state of students, then it is possible to create an adequate physical load that will contribute to the optimal mental state of future athletes.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ - ЛЫЖНИКОВ»

УДК 796

ВЛИЯНИЕ СОРЕВНОВАНИЙ НА ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ - ЛЫЖНИКОВ

INFLUENCE OF COMPETITIONS ON THE PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF STUDENTS-SKIERS

Богданова Алина Александровна

студент

Северный Арктический Федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Bogdanova Alina Alexandrovna

student

Northern Arctic federal university named after M. V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Голубина Ольга Александровна

доцент

кафедра физической культуры Северный Арктический федеральный университет имени М. В. Ломоносова

г. Архангельск, Россия Golubina Olga Alexandrovna associate professor department of physical education

Northern Arctic Federal University named after M.V. Lomonosov

Arkhangelsk, Russia

Аннотация. Передвижение на лыжах - это естественность и доступность двигательной деятельности; уникальные условия проведения занятий только на свежем воз -духе, который является основой здоровья и которого катастрофически не хватает современной молодежи. Это редкая возможность общения с живой природой; высокая эффективность развития ключевого физического качества человека - выносливости. Спортивная подготовка включает в себя следующие виды (стороны) подготовки: физическую, функциональную, техническую, тактическую и психологическую. Каждый из этих видов спортивной подготовки имеет свои конкретные задачи, средства и ме-тоды решения этих задач, а также определенную систему контроля. Спортивная подготовка спортсмена осуществляется средствами спортивной тренировки, то есть выполнением спортивных упражнений, предназначенных для совершенствования перечисленных видов подготовки. Если тренировочный процесс влияет отрицательно на эмоциональное состояние обучающихся, то возможно создание адекватной физи-ческой нагрузки будет способствовать оптимальному психическому состоянию буду-щих спортсменов.

Abstract. Skiing is the naturalness and accessibility of motor activity; unique conditions for conducting classes only in the fresh air, which is the basis of health and which is sorely lacking in modern youth. This is a rare opportunity to communicate with wildlife; high efficiency of development of the key physical quality of a person - endurance. Sports training includes the

following types (sides) of training: physical, functional, technical, tactical and psychological. Each of these types of sports training has its own specific tasks, means and methods for solving these tasks, as well as a certain control system. Sports training of an athlete is carried out by means of sports training, i.e. performing sports exercises designed to improve the listed types of training. If the training process negatively affects the emotional state of students, then it is possible to create an adequate physical load that will contribute to the optimal mental state of future athletes.

Ключевые слова: физическая культура; спорт; студенты-лыжники; соревнования; психоэмоциональное состояние.

Keywords: physical culture; sports; students-skiers; competitions; psycho-emotional state.

Введение. Современный ритм жизни требует подготовки высококвалифицированных развитых специалистов. Высокие требования предъявляются к общей и к специальной психофизической подготовленности. Требуется крепкое здоровье, как физическое, так и духовное, нравственная и профессиональная подготовленность к работе, готовность работать в сложных, а иногда экстремальных ситуациях. Приобщение студентов к лыжному спорту - это один из важных аспектов для формирования здоровья и здорового образа жизни. Учеба и здоровье студентов взаимосвязаны между собой. Лыжный спорт оказывает самое благоприятное влияние на здоровье занимающихся студентов, а также может быть активным отдыхом после умственной работы [1]. Лыжный спорт является одним из популярнейших занятий в мире. Занятия этим видом спорта являются важным средством физического воспитания, занимают одно из первых мест по своему характеру двигательных действий.

Занятия на лыжах помогают студентам-лыжникам отвлечься, так как они проходят на свежем воздухе, да и смена умственного труда на физический вызывает у студентов всплеск положительных эмоций [2].

n w W W

В настоящее время мировой спортивный опыт показывает, что кроме хорошей физической подготовки, индивидуального спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет психологический фактор. Причем это касается разных периодов подготовительного этапа тренировочного процесса, самих спортивных соревнований самого разного уровня.

Для достижения высоких результатов в лыжном спорте совершенно необходимо научить спортсмена правильно оценивать свои силы, возможности и дейст-вия, что способствует уверенному выполнению самых различных по сложности заданий.

Эмоционально-волевые качества лыжника тесно связаны с его технической подготовкой и уровнем развития и проявления физических качеств в различных ситуациях тренировки и соревнований.

Тем более, что современный спорт предъявляет исключительно высокие требования к уровню разносторонней подготовленности спортсменов. Особенно важными составляющими тренировочного процесса специалисты считают физическую, техническую, тактическую и психолого-эмоциональную подготовку. Спортивная деятельность, особенно соревновательная, отличается большой эмоциогенностью.

При этом, специалисты отмечают, что одной из важных составляющих, обеспечивающих эффективность тренировочного процесса на лыжных сборах, является учет

психоэмоционального состояния спортсменов при планировании тренировоч-ных нагрузок [3].

В связи с этим, современный уровень развития спорта, а, соответственно, и уровень спортивных результатов, ставит перед всеми науками, в том числе, и перед психологией, ряд проблем, требующих отхода от устоявшихся представлений и стандартных решений.

Одной из таких проблем, требующей переосмысления, является проблема эмоциональной подготовки, которая до настоящего времени, в связи с запросом спортивной практики, являлась основной для психологии в спорте. Актуальность избранной темы исследования определяется, прежде всего, тем, что демократические преобразования в обществе коснулись и системы подготовки будущих спортсменов. И многие специалисты по лыжному спорту отмечают трудности в преодолении психической напряженности в подготовке лыжников.

Необходимость обоснования этой проблемы мы связываем со следующими условиями.

Во-первых, продолжается рост интенсивности нагрузки в спортивной тренировке, в большинстве случаев у студентов обучающихся, наблюдается ухудшение самочувствия и настроения. Во-вторых, эмоциональное состояние, преломляемое через неадекватные нагрузки и неуспешность выступления, способствует проявлению таких личностных свойств, как агрессивность, тревожность, что непосредственно сказывается на снижении самооценки, миролюбия, сдержанности и спортивного мастерства. В-третьих, снижение самочувствия, настроения возникает вследствии реальной или воображаемой помехи, препятствующей спортивному совершенствованию. Оно проявляется после неадекватной тренировочной нагрузки, и может сохраняться до одной недели. Обозначение проблемы обучающихся в итоге необходимо решать посредствам структур психологического профиля в учебно-тренировочной и соревновательной деятельности.

В процессе занятий физической культурой в вузе формируется индивидуальная физическая культура личности, основанная на материальных и духовных ценностях, специально созданных в обществе для физического совершенствования человека [4].

Методы и организация исследования.

Методика «Диагностика уровня тревожности» (по Дж. Тейлору). Методика предназначена для измерения уровня тревожности. Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо как набор карточек с утверждениями. Ответы, совпадающие с ключом, оцениваются в 1 балл. Количество баллов суммируется. Оценка результатов теста производиться по следующим критериям:

- 40-50 баллов рассматриваются как показатель очень высокого уровня тревожности;

- 25-40 баллов свидетельствуют о высоком уровне тревожности;

- 15-25 баллов - о среднем (с тенденцией к высокому) уровне тревожности;

- 5-15 баллов - о среднем (с тенденцией к низкому) уровне тревожности;

- 0-5 баллов - о низком уровне тревожности.

Методика «Самооценка психических состояний личности» (по Айзенку).

Методика предназначена для измерения четырех базисных состояния человека - тревожность, фрустрацию, агрессивность и ригидность, определяющая их на основе самоотчета испытуемых.

Основанием для выбора данной методики среди множества средств оценки психических состояний стало то, что формулировки вопросов в нем позволяют судить о доминирующих психических состояниях, существующих в границах дли-тельного времени. Это соответствует исследуемому в работе эмоциональной подго-товки студентов-лыжников который носит обобщенный, надситуативный характер, проявления которого должны касаться таких же долговременных состояний.

Данная методика состоит из 40 вопросов, ответы на которые варьируются от 0 до 2 баллов в зависимости от степени выраженности того или иного предлагаемого качества или ситуации. Доминирующим является состояние, которое в сумме определяется набором более 10 баллов.

Методика «Оценка волевых качеств». Методика предназначена для изучения волевой сферы личности. Позволяет выявлять особенности личности не только с точки зрения его склонностей, интересов, способностей, типа нервной системы, но и как активного деятеля, способного ставить перед собой значимые цели, выбирать средства их достижения, проявлять выдержку, преодолевать трудности, то есть как субъекта, обладающего волевыми качествами [4].

Ориентирована на юношескую выборку.

Методика «Уровень субъективного контроля» (по Е. Ф. Бажину). Наибольшее распространение в нашей стране получила методика УСК (уровень субъективного контроля), авторами которой являются Е. Ф. Бажин, Е. А. Голынкина, Л. М. Эт-кинд.

В основе данной методики лежит концепция локуса контроля Дж. Роттера. Опросник УСК состоит из 44 пунктов.

В целях повышения достоверности результатов опросник сбалансирован по следующим параметрам:

1) по интернальности-экстернальности — половина из пунктов опросника сформулирована таким образом, что положительный ответ на них дадут люди с интернальным УСК, а другая половина сформулирована так, что положительный ответ на нее дадут люди с экстернальным УСК;

2) по эмоциональному знаку — равное количество пунктов опросника описывают эмоционально позитивные и эмоционально негативные ситуации;

3) по направлению атрибуций — равное количество пунктов сформулировано в первом и третьем лице.

Обработка результатов проводится в несколько этапов:

1. С помощью ключа подсчитываются «сырые» баллы по каждой шкале.

2. «Сырые» баллы переводятся в стены.

3. Полученные стены заносятся в «Профиль УСК».

Результаты и их обсуждение.

Занятия лыжным спортом способствуют улучшению умственной работоспособности студентов в результате положительного влияния чередования характера деятельности, смены умственной и физической работы, а также применения физи-ческих

нагрузок, которые, даже непродолжительные, оказывают позитивное влияние на протекание психических процессов. Ограничение двигательной актив-ности, наоборот, ведет к снижению умственной работоспособности.

Существует прямая связь между степенью волевого усилия и нервно-мышечным напряжением. Чем выше качественные проявления двигательной деятель-ности, тем, соответственно, большим должно быть волевое напряжение. Таким образом, объективная сторона положительного влияния занятий спортом на разви-тие волевых черт характера, устойчивого эмоционального фона состоит в том, что они связаны с необходимостью проявления волевых усилий.

В процессе учебно-тренировочных занятий наиболее радикальное средство формирования волевых черт характера, устойчивости эмоционального состояния -нагрузка. Упражнение следует рассматривать не только как метод, направленный на совершенствование в технике и тактике, обеспечение физической подготовлен-ности, но и как средство развития воли. В ходе учебно-тренировочного процесса у обучающихся возникают определенные трудности, способствующие развитию волевых черт характера, благоприятного эмоционального состояния. Это необходимость овладевать сложной техникой спортивных упражнений, проявлять волевые усилия, преодолевать усталость, сохранять самообладание и работоспособность в неблагоприятных условиях внешней среды, регулировать эмоциональное состояние, сохранять и соб-людать установленный режим дня. Все эти трудности в наибольшей мере проявляют-ся во время спортивных соревнований, которые и служат одним из основных средств формирования волевых качеств будущего спортсмена.

Однако, занятия спортом - фактор, вызывающий не только положительные эмоции. Они могут стать также источником острых негативных переживаний, при-чем наиболее отрицательное влияние на эмоциональную сферу оказывают неудач-ные выступления на спортивных соревнованиях, отрицательные примеры поведе-ния, если таковые имеются в процессе учебно-тренировочных занятий, не сформированный здоровый психологический климат в группе занимающихся. Таким образом, в силу самой сущности физической культуры и спорта проявление в них негативных черт характера (трусости, безволия, грубости и так далее) воспринимается как некрасивое, отрицательное в поведении и, наоборот, смелость, решительность, мужество - как пример для подражания. Тем самым, учебно-тренировочные занятия способствуют формированию у занимающихся лыжным спортом, этически оправданных представлений о правильном поведении человека.

Основным условием достижения положительных результатов в формировании личности студентов в ходе учебно-тренировочного процесса служит комплексный подход, обязывающий соблюдать единство воздействия на занимающихся средств и методов физического и психологического воспитания. Одним из основных условий успеха в учебно-тренировочных занятиях и, особенно в спортивных соревнованиях, является развитие интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер обучающихся [5].

При этом, студентов необходимо обучать способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков психологических упражнений саморегуля-ции эмоционального состояния для поддержания высокого уровня физической

и умст-венной работоспособности, состояния здоровья, самостоятельных занятий.

Занятия спортом, как правило, сопровождаются высокой степенью нагрузки на психику. По мере повышения результатов соревновательной деятельности растут и требования к психической сфере, заставляя человека действовать порой на пределе возможностей. Победа достается тому, кто сможет проявить необходимую быстроту реакции, выдержку, волю, научится преодолевать стрессовые состояния, контролировать и использовать свои эмоции, те или иные психические процессы, умеет быстро восстанавливать духовные и физические силы. Комплекс мероприя-тий, направленных не укрепление и сохранение психического здоровья спорт-сменов, выполняет область психологии спорта - психогигиена. Для достижения высоких результатов в лыжном спорте необходимо научить студентов правильно оценивать свои силы, возможности и действия, что способствует уверенному выпол-нению самых различных по сложности заданий. Волевые качества лыжника тесно связаны с его технической подготовкой и уровнем развития и проявления физи-ческих качеств в различных ситуациях тренировки и соревнований.

Различный уровень воспитания физических и волевых качеств в целом, индивидуальные и возрастные особенности накладывают свой отпечаток и на проявление уверенности в своих силах. Чаще всего склонны переоценивать свои силы и возможности подростки и юноши, они порой готовы взяться за выполнение более сложного задания, которое может быть пока им и не по силам.

В таких случаях учителям и тренерам необходимо быть очень внимательными -не спешить с быстрым увеличением сложности заданий и упражнений. В лыжном спорте следует особенно внимательно относиться к увеличению трудностей при освоении спусков, очень важно соблюдать принцип постепенности и обеспечивать безопасность школьников. Девушки, наоборот, чаще всего недооценивают свои возможности в технике и в физической подготовленности.

При быстром росте результатов возникает другая опасность, которая, прежде всего, сказывается на воспитании моральных и волевых качеств. Слишком ранний успех, а, особенно, если он пришел без длительной и упорной тренировки (за счет определенных способностей или ввиду отсутствия достаточно сильных соперников), порой порождает негативные явления - самоуверенность и зазнайство. Однако, это чаще всего связано с недостатками в воспитательной работе в группе, в секции и так далее.

Повышение уровня воспитательной работы в целом, обеспечение тесной связи между воспитанием волевых и моральных качеств помогут предотвратить и исправить подобные отрицательные проявления.

Прежде всего, здесь следует обратить внимание на воспитание таких качеств, как скромность, требовательность к себе и так далее, а в работе с коллективом - на нетерпимость к подобным нарушениям спортивной этики. Воспитание спортивной этики (специальных норм и правил поведения) является одной из важнейших задач в процессе многолетних занятий лыжным спортом.

Сюда входят, прежде всего, нормы поведения и общения между тренером и спортсменом, между юными спортсменами секции или группе, между спортсменами-соперниками из разных школ и между спортсменами-школьниками и их бо-

лельщиками. Важно не только утвердить эти нормы поведения и общения. Главное -воспитать юных лыжников так, чтобы эти нормы стали их глубоким убеждением, моральным принципом. Все осуществляется в ходе общего процесса воспитания и формирования общественного сознания и поведения.

Способность к максимальным напряжениям является проявлением волевых возможностей спортсменов-лыжников и во многом определяет конечный спортивный результат. Однако не всегда возможности лыжника проявляются в полной мере в обычных условиях тренировки или на малоответственных соревнованиях.

Мощным стимулом для проявления максимальных волевых качеств может стать постановка высокой цели, вполне выполнимой при концентрации физических и волевых возможностей.

Как правило, это возникает при большой ответственности перед коллективом, в конкретных соревнованиях или когда победа дает возможность спортсмену попасть на крупные соревнования (первенство страны, международные соревнова-ния и так далее) или в состав сборной команды (области, страны), не говоря уже о победе на крупных международных турнирах, где спортсмены мобилизуют все свои возможности.

Многолетний процесс воспитания, обучения и тренировки лыжника-гонщика включает различные взаимосвязанные виды подготовки: физическую, техническую, тактическую, а также психологическую. Важнейшей задачей многолетней спортивной тренировки является психологическая подготовка, нацеленная на воспитание высоких морально-волевых качеств [5].

Одним из важнейших способов воспитания способности к максимальным напряжениям является убеждение лыжника в том, что у него есть возможности в значительном увеличении его личных результатов.

Наглядный пример - достижения его товарищей по группе, секций и команде и многих других спортсменов, которые, при систематической тренировке, могут максимально мобилизовать свои возможности для победы, - помогают спортсмену поверить и в свои способности. Это способствует воспитанию и других качеств -повышает требовательность к себе, тренировочную дисциплину и так далее.

Участие в ответственных, хорошо организованных соревнованиях, при доброжелательной поддержке зрителей, вызывает у спортсмена большой эмоциональный подъем, позволяет сконцентрировать все свои усилия на предстоящей борьбе и добиться желаемой победы.

Можно использовать и методы тренировки, которые требуют максимальной концентрации усилий. Повторное прохождение отрезков с общего старта, когда спортсменам приходится бороться с соперником, идущим в непосредственной близости, способствует воспитанию волевых качеств.

Заключение. Готовность в спорте следует характеризовать с позиции оптимального развития у спортсмена объективных и субъективных факторов, необходимых для достижения высоких результатов (побед) в соревнованиях. При этом, объективные факторы характеризуются, главным образом, высоким уровнем специальной (физической) и технической подготовленности спортсмена, а субъективные - в основном уровнем его психической готовности. У студентов-лыжников такое состояние

характеризуется уверенностью, мобилизованностью, легкостью, эмоцио-нальным подъемом, высокой концентрацией внимания, волевым устремлением, усилием специфических восприятий (чувство времени, темпа, лыж, усилий и дру-гие) Постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. В процессе планирования следует исходить из принципов единства обучения, воспитания и развития (физического и психологического). Это вызывает необходимость познания спортсменом теоретичес-ких основ психологической подготовки, индивидуального подбора соответствующих средств и методов самовоздействия, обучения навыкам мобилизации и расслаб-ления, регуляции эмоциональных состояний, освоения способов самоуправления, переключения внимания. Воспитание отдельных волевых качеств лыжника-гонщика и способности к волевым напряжениям может быть обеспечено только во время спортивной тренировки или соревнования. Других путей развития воли нет. Поэтому ее формирование должно осуществляться в процессе и во взаимосвязи с технической, тактической и физической подготовкой. Психологическая подготовка лыжника является неотъемлемой частью формирования готовности спортсмена к соревнованиям и тренировочным занятиям. Она оказывает большое влияние на достиже-ние высокого спортивного результата, а зачастую является решающим фактором в достижении успеха на соревнованиях.

Выводы.

1. Современное состояние проблемы психоэмоциональной подготовки студентов-лыжников состоит в следующем:

a) в отсутствии применения методов психической тренировки, посредством которой развиваются психические функции и качества спортсменов, где происходит их приспособление к специфическим условиям спортивной деятельности;

b) в нехватке внимания со стороны тренера-психолога, в недостаточном количестве бесед, которые бы способствовали выявлению у спортсменов-лыжников их способностей и интересов.

Хотелось бы подчеркнуть, что постановка и решение задач психологической и специальной физической подготовки должны осуществляться в единстве. Более того, планирование процесса формирования психоэмоциональной подготовки должно осуществляться с учетом индивидуальных особенностей спортсменов, в частности темперамента.

2. Наиболее оптимальными методами психоэмоциональной подготовки с учетом соревновательной деятельности являлись:

a) суггестивные методы, основанные в адаптации спортсменов-лыжников к травмирующим психику факторам;

b) методы, основанные на мышечной релаксации (расслаблении) и мышечной активации. К ним относятся: аутогенная тренировка, психорегулирующая трени-ровка, психомышечная тренировка.

Экстремальные условия спортивной деятельности требуют наличия у спортсменов особого психического состояния, выступающего фактором, противодействующим эмоциональной напряженности и отрицательным состояниям, возникающим в процессе деятельности. Таким состоянием является состояние эмоцио-

нальной готовности личности.

После реализации программы по формированию эмоциональной готовности юных студентов-лыжников к спортивной деятельности у студентов-лыжников произошли следующие изменения:

- снизился фон отрицательных психических состояний, таких как повышенный уровень тревожности и агрессивности;

- самостоятельность, ответственность, целеустремленность, энергичность, инициативность, настойчивость, решительность, стали намного выше;

- локус контроля стал намного выше, что указывает на уверенность спортсменов в том, что большинство важных событий в жизни было результатом их собственных действий, что они могут ими управлять и чувствуют ответственность и за эти события, и за то, как складывается их жизнь в целом.

- стабильность эмоциональных состояний, упорства, решительности, самоконтроля и сдержанности.

Новый подход к проблеме эмоционально-волевой подготовки личности к спортивной деятельности позволил выявить тенденции и наметить пути повышения продуктивности данного процесса. Они реализованы в новой педагогической системе с непосредственным участием профессиональных детских психологов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Прежде всего, необходимо проводить регулярные психологические беседы с юными спортсменами, которые должны быть направлены:

- во-первых, на стимулирование интереса, усиление мотивации ребенка к занятиям лыжным спортом;

- во-вторых, должны способствовать формированию эмоционально-волевой готовности детей к сложным условиям спортивной деятельности.

Таким образом, важное место в учебно-тренировочном процессе лыжников должно занимать формирование психоэмоционального состояния готовности к соревновательной и тренировочной деятельности, особенно на этапе углубленной тренировки в период значительного увеличения объема и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок.

Литература

1. Горбунова Е. А., Бердяева А. С., Головачев А. И. Информативные показатели актуального психоэмоционального состояния лыжников-гонщиков // Актуальные вопросы подготовки лыжников-гонщиков высокой квалификации : материалы IV Всероссийской научно-практической конференции тренеров по лыжным гонкам (г. Смоленск, 25-28 апреля 2017 г.). Смоленск: Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма, 2017. С. 76-82.

2. Кучерова А. А. Психологические факторы, влияющие на подготовку лыжника-гонщика к соревнованиям// Физическая культура, спорт, здоровый образ жизни в XXI веке : сборник научных статей Международной научно-практической конференции (г. Могилев, 10-15 декабря 2020 г.). Могилев : Могилевский государственный университет имени А. А. Кулешова, 2020. С. 142-144.

3. Яцык В. З., Васильченко О. С. Особенности планирования нагрузок в условиях учебно-тренировочных лыжных сборов в среднегорье с учетом психоэмоционального

состояния // Актуальные вопросы физической культуры и спорта. 2018. Т. 20. С. 177-182.

4. Борисова О. А. Изучение внимания в процессе занятий физической культурой // Ученые записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2019. № 4 (170). С. 55-58.

5. Халманских А. В., Овчинникова Н. И. Программа формирования психологической устойчивости лыжников-гонщиков 14-16 лет // Вестник Томского государственного университета. 2020. № 453. С. 215-221.

References

1. Gorbunova E. A., Berlyaeva A. S., Golovachev A. I. [Informative indicators of the actual psycho-emotional state of ski racers]. Aktual'nye voprosy podgotovki lyzhnikov-gonshchikov vysokoy kvalifikatsii. Materialy IV Vseros-siyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii trenerov po lyzhnym gonkam (g. Smolensk, 25-28 aprelya 2017 g.) [Actual issues of training highly qualified skiers. Materials of the IV All-Russian scientific and practical conference of ski racing coaches (Smolensk, April 25-28, 2017). Smolensk, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism Publ., 2017, pp. 76-82. (In Russia).

2. Kucherova A. A. [Psychological factors influencing the preparation of a ski racer for competitions]. Fizicheskaya kul'tura, sport, zdorovyy obraz zhizni v XXI veke. Sbornik nauchnykh statey Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. (g. Mogilev, 10-15 dekabrya 2020 g.) [Physical culture, sport, healthy lifestyle in the XXI century. Collection of scientific articles of the International Scientific and practical Conference. (Mogilev, December 10-15, 2020)]. Mogilev, Mogilev State University named after A. A. Kuleshov Publ., 2020, pp. 142-144. (In Russia).

3. Yatsyk V. Z., Vasil'chenko O. S. Osobennosti planirovaniya nagruzok v usloviyakh uchebno-trenirovochnykh lyzhnykh sborov v srednegor'e s uchetom psikhoemotsional'nogo sostoyaniya [Features of load planning in the conditions of training ski camps in the Middle mountains, taking into account the psycho-emotional state]. Aktual'nye voprosy fizicheskoy kul'tury i sporta - Topical issues of physical culture and sports, 2018, vol. 20, pp. 177-182.

4. Borisova O. A. Izuchenie vnimaniya v protsesse zanyatiy fizicheskoy kul'turoy [The study of attention in the process of physical culture]. Uchenye zapiski universiteta imeni P. F. Lesgafta -Scientific notes of the P. F. Lesgaft University, 2019, no. 4 (170), pp. 55-58.

5. Khalmanskikh A. V., Ovchinnikova N. I. Programma formirovaniya psikhologicheskoy ustoychivosti lyzhnikov-gonshchikov 14-16 let [Program for the formation of psychological stability of ski racers aged 14-16]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Bulletin of Tomsk State University, 2020, no. 453, pp. 215-221.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.