Научная статья на тему 'Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника'

Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
763
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Символ науки
Область наук
Ключевые слова
УТОМЛЕНИЕ / ПРАВИЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПОЗА / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / НАРУШЕНИЯ ОСАНКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Осолодкова Е. В.

В статье рассмотрены возможные последствия уменьшения двигательной активности младшего школьника. Анализируются причины мышечного утомления, приводящие к нарушению осанки. Также представлены составляющие правильной рабочей позы при чтении и письме.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние снижения двигательной активности на состояние здоровья младшего школьника»

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 ISSN 2410-700Х_

УДК 372.4

Е.В. Осолодкова

к.п.н., доцент кафедры математики, естествознания и методик обучения математики и естествознания Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Челябинск, Российская федерация

ВЛИЯНИЕ СНИЖЕНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ НА СОСТОЯНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Аннотация

В статье рассмотрены возможные последствия уменьшения двигательной активности младшего школьника. Анализируются причины мышечного утомления, приводящие к нарушению осанки. Также представлены составляющие правильной рабочей позы при чтении и письме.

Ключевые слова

Утомление, правильная рабочая поза, младший школьник, нарушения осанки.

Хронический дефицит двигательной активности в режиме жизни современных школьников становится реальной угрозой их здоровью и нормальному физическому развитию. При обследовании младших школьников с низким уровнем двигательной активности у большинства из них было установлено нарушение осанки. Уплощение стоп, частая заболеваемость острыми респираторными заболеваниями связанна со снижением общей иммунологической реактивности организма. У 43% младших школьников была обнаружена близорукость; у 38% - ожирение; у 24% - повышенное артериальное давление. У всех обследованных детей был снижен уровень физической работоспособности и двигательных качеств.

Как показывают исследования, для того чтобы исключить негативное влияние гипокинезии на растущий организм, необходима не менее, чем двухчасовая неорганизованная двигательная активность или одночасовые ежедневные занятия физическими упражнениями высокой интенсивности в организованном порядке.

Пять - шесть часов в день дети проводят в школе. На организм младшего школьника оказывают длительное воздействие следующие факторы:

- резкое ограничение двигательной активности;

- увеличение нагрузки на скелет и мышцы, так как приходится поддерживать рабочую позу несколько часов в день.

В результате умственной работы уровень работоспособности у учащихся младших классов постепенно снижается, особенно это проявляется у первоклассников. Причиной такого состояния является утомление, которое наступает после 25-30 минут напряженной работы. Основными признаками умственного утомления являются: снижение внимания, ухудшение усвоения учебного материала, частые ошибки. Наряду с этим нарастает и мышечное утомление, что приводит к нарушению осанки — голова наклоняется ниже и ниже, плечи опускаются, а спина сутулится. Осанка — это привычная поза человека. Неправильная привычная поза считается недостатком физического развития. Нарушение осанки и длительное сидение за партой приводят к снижению работы органов и систем организма ребенка, в частности к затруднению работы органов кровообращения, дыхания, желудка, печени, костно-мышечной системы. Нарушение осанки приводит к быстрому утомлению, снижению работоспособности.

Сколиоз — это боковое искривление позвоночника. Чаще всего он обнаруживается у школьников, мышцы которых ослаблены.

По последним данным, число детей с различными нарушениями осанки достигает 30-60%, а сколиотическая болезнь поражает в среднем 6-15% детей [1, с. 84]

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» № 02-1/2017 2410-700Х

Под воздействием неблагоприятных условий (неправильное положение тела, долгое стояние, сидение, неудобная постель, мебель) скелет ребенка легко деформируется и искривляется [2, с.11].

Для профилактики нарушений осанки детям рекомендуется: носить школьные вещи в ранце на спине; спать на жесткой постели; при чтении и письме соблюдать правильную рабочую позу.

Правильная рабочая поза включает следующие моменты: на стул надо садиться глубоко, опираясь на его спинку; корпус тела и голову надо держать ровно, с небольшим наклоном вперед; не наваливаться на стол или парту, чтобы не сдавливать грудь и живот; ноги должны быть согнуты под прямым углом; ступнями надо опираться на пол или подножку; во время занятий необходимо периодически менять положение тела.

Важно правильно определить место ребенка в классе. В начале каждого года обучения ученик должен проходить медицинское обследование. Учитывая рекомендации врача, он получает место за партой. Дети, имеющие сколиоз должны сидеть только на среднем ряду. Дети с нарушением осанки могут сидеть на любом месте, но учитель должен следить за тем, чтобы симметрично менять их местоположение каждую четверть.

Чем младше школьник, тем сильнее выражена у него двигательная доминанта, потребность в движении, и длительное торможение этой доминанты во время урока вызывает значительное утомление.

Упражнения физкультпауз и физкультминуток обязательно должны быть направлены на активизацию позных мышц.

Список использованной литературы: 1.Кузьмищева Л.Г., Трегубова И.Л., Садовая Т.Н. Некоторые аспекты диагностики и лечения сколиоза по материалам санаторной школы для больных сколиозом //Проблемы хирургии позвоночника и спинного мозга. - Тез. докл. Всероссийской научно-практ. конф., посв. 50-летию Новосибирского НИИТО. -Новосибирск, 1996. -С.84-85.

2.Осолодкова, Е.В. Диагностика готовности и адаптация детей к обучению в школе: учебное пособие/ Е. В. Осолодкова. - Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2016.198 с.

© Осолодкова Е.В., 2017

УДК 372.8

В. В. Савченко

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

Л. С. Тополя

Студент ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова» г. Абакан, Российская Федерация Научный руководитель: О. Н. Шадрина старший преподаватель

ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ ПО ИЗУЧЕНИЮ СТОХАСТИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ

Аннотация

В данной статье рассмотрим особенности проведения внеклассной работы в школе по изучению стохастических понятий

Ключевые слова

Стохастические понятия, младший школьник, внеурочная деятельность

Любой учитель, в любом учебном заведении, отчетливо знает, что от организации активности в образовании в большей степени зависит успех на уроке, лекции, любом воспитательном мероприятие. Важно

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.