Научная статья на тему 'Влияние СМИ на развитие личности подростка'

Влияние СМИ на развитие личности подростка Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
767
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Лапшина А. С.

В статье рассмотрены вопросы влияния средств массовых коммуникаций на развитие подростков. Опубликованы результаты социологических исследований, проведенных автором в образовательных учреждениях г. Магадана и подтверждающие отрицательное влияние СМИ на развитие личности старшего школьника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние СМИ на развитие личности подростка»

54 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

Начиная с 2005 г. в России стала прослеживаться тенденция роста профессионализма политических имиджмейкеров. Теперь построением имиджа политиков занимаются высокопрофессиональные специалисты, обладающие большим опытом и связями, выжившие в условиях жесткой конкуренции.

Сокращение количества мелких фирм, сужение рынка политического PR постепенно приведет к уменьшению технологий «черного PR>». Это связано с тем, что работа крупных фирм происходит в рамках закона. Мелкие консалтинговые фирмы зачастую используют «грязные технологии», обходя закон. По данным исследований, в России доля негативной информации об оппоненте составляет примерно 70 %, и даже те кандидаты, которые формируют свой имидж на основе других технологий, в решающий момент могут прибегнуть к использованию «черного РШ>, чтобы гарантировать себе успешный исход выборов [2].

Точно сказать, что ожидает нас и нашу страну через несколько лет, со всей определенностью нельзя. Но можно предположить, что российские избиратели более четко осознают свои потребности в определенном политическом лидере. Население нашей страны становится все более образованным в вопросах политики и старается принимать в ней участие. Уже формируются партии и политические лидеры, поддерживающие малый и средний бизнес, и наряду с действующими политическими лидерами они будут бороться за пре -зидентское кресло в 2012 г. И скорее всего именно к этому времени развернется основная борьба ме^ду политическими лидерами и их имиджами.

Список литературы:

1. Бухаркова О.В., Горшкова Е.Г. Имидж лидера: технология создания и продвижения: тренинговая программа. - СПб.: Речь, 2008.

2. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз для профессионалов. - М., 2009.

3. Марченко Г.И. Имидж в политике. - М.: ВЛАДОС, 2010.

ВЛИЯНИЕ СМИ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКА

© Лапшина A.C.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье рассмотрены вопросы влияния средств массовых коммуникаций на развитие подростков. Опубликованы резуньтаты социологиче-ских исследований, проведенных автором в образовательных учреждениях г. Магадана и подтверждающие отрицательное влияние СМИ на развитие личности старшего школьника.

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

В процессе идейной перестройки, социальных конфликтов 90-х гг прошлого столетия понятия «социализация» и «воспитание» практически исчезли из системы российского образования и молодежной политики, не говоря уже о деятельности СМИ.

Каналы телевидения и радио, многочисленные издания для молодежи стали откровенно пропагандировать и рекламировать безудержное потребительство, гедонизм, извращенный секс, мечты о миллионе долларов в кейсе, свалившемся неизвестно откуда без труда и забот.

Язык и речь, видео и аудио-ряды СМИ стремительно американизировались. Темы труда, семьи, нравственности и патриотизма практически исчезли. Вместо людей труда и чести экраны ТВ и кино заполнили криминально-аномальные персонажи (бандиты, проститутки, маньяки, мошенники).

Западный кинематограф подарил российским кино и телезрителям таких новых «героев», как людоед доктор Лектор, нескончаемых убийц, садистов, извращенцев, инфернальных персонажей (вампиры, оборотни, восставшие из ада), кровавые отморозки, порожденные «черным юмором» весьма неуравновешенного режиссера К. Тарантино и т.д.

В XXI в. к развращению молодежи, а особенно подростков, т.к. их психика еще весьма неустойчива, активно подключился Интернет и фирмы мобильной связи, которые под лозунгом «Be free» и «Больше эротики» рекламируют картинки, клипы и игры с названиями вроде «Любовь геев», «Раздень училку» и т.п.

Кажется, что кто-то ведет целенаправленную работу по превращению российской молодежи в разобщенный конгломерат различных субкультур и группировок, живущих инстинктами и наркотическим состоянием, которым легко можно манипулировать и превращать молодых людей в потребителей новых псевдоноваций, продуктов и товаров.

Однако социологические исследования, проведенные среди школьников старших классов города Магадана показали, что 62 % (49 чел.) опрошенных выступают за нравственный контроль над содержанием телевизионных программ и уличной рекламы, 28 % (22 чел.) против такого контроля и только 10 % (8 чел.) опрошенных все это безразлично.

Помимо этого, 59 % учащихся гимназий № 24 и № 30 г. Магадан, среди которых проводился опрос, отметили, что современные российские СМИ не способствуют формированию у подростков качеств гражданина и патриота, а пропагандируют, прежде всего, ценности денег.

Эксперименты, социально-психологические исследования, проведенные зарубежными и российскими учеными, свидетельствуют о вредном воздействии постоянного просмотра фильмов, принадлежащих к названным нами выше жанрам. Они вызывают подростков невротические реакции, депрессию, проявления агрессии и садистских комплексов. Все это нередко приводит к суициду.

56 ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ XXI ВЕКА: СТУПЕНИ ПОЗНАНИЯ

У подростков возникают отрицательные эффекты подражания и внушения, которые проявляются в реальной жизни, о чем свидетельствует современная криминальная статистика.

Негативные эффекты имеют и некоторые жанры поп-рок музыки, звучащей с экрана, радиоприемников, средств мобильной связи и на дискотеках.

Нельзя не обратить внимание на то, что на основных российских телевизионных и радиоканалах над отечественными преобладают зарубежные фильмы и музыка. Даже на «Радио России», как показал количественный анализ содержания, чаще звучит западная поп и рок музыка. Создается впечатление, что современные российские СМИ не имеют никакой духовно-нравственной и научной базы своей деятельности, кроме вульгализирован-ной концепции рекламы и рейтинга.

Отсутствие последовательного трудового воспитания в системе образования, культивирования ценностей и престижа всех видов честного профессионального труда привело в начале XXI века к резкому значению труда и творчества среди подростков и молодежи, особенно это касается массовых, необходимых стране профессий.

Опрос, проведенный в старших классах гимназий г.Магадана, показал, что из 79 выпускников после окончания школы никто не планирует идти работать или в профессиональный лицей, чтобы получить рабочую профессию. Причем, даже те, кто учится не слишком хорошо, хочет получить образование в ВУЗе, пусть даже на платной основе.

Необходимо отметить, что региональные СМИ не уделяют должного внимания этому вопросу. А ведь именно в подростковом возрасте, когда ребенок начинает пользоваться материалами СМИ, предназначенными не только для детей, возрастает роль средств массовой информации в социализации личности. Кроме того, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы повышения эффективности деятельности школы.

Помимо отрицательного воздействия СМИ на подростка возникает опасность оторванности его от реальной жизни: у ребенка, находящегося в компьютерной виртуальной реальности, создается впечатление, что он непосредственно участвует в порожденных им же самим событиях, более того, именно он главный участник событий. В данной ситуации он осуществляется как Homo probabilis - человек Возможный или Вероятный, т.е. он все время удерживается в напряжении несовпадения с самим собой, его сознание проживает опыт, не имеющий ничего общего с фактическим телесным опытом.

Однако анализ успеваемости подростков гимназий города Магадана показал, что учащиеся, регулярно пользующиеся компьютером, имеют более высокие оценки не только по информатике, математике и предметам естественнонаучного цикла, но и по гуманитарным предметам (академическая успешность), а также значительно чаще посещают выставки, музеи, театры, концерты.

Также практика показывает, что многие учителя не доверяют СМИ и стараются оградить учащихся от их влияния, что, по нашему мнению, не совсем правильно.

В качестве позитивного примера можно привести национальный французский эксперимент под названием «Активный юный телезритель», призвавший все воспитательное сообщество (семью, педагогов, социальных работников) к тому, чтобы в своей воспитательной работе они учли роль, которую играет телевидение в повседневной жизни подростка (так как среди средств массовой информации по масштабу воздействия на школьников лидирует именно телевидение), и стремились так организовать свою педагогическую работу, чтобы научить юного телезрителя извлекать пользу из данного средства коммуникации. Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы научить подростка быть «активным», т.е. разборчивым критичным и любознательным и одновременно открытым для новой информации; развить самостоятельность и независимость, которые повлияют на школьника и будут корректировать его отношения с социальной средой. Каков бы ни был возраст ребенка, телевидение и взгляды, которые оно порождает очень сильно способствуют его социализации.

Таким образом, влияние средств массовой информации на развитие личности подростка неоднозначно, в связи с чем перестраиваются и сфера досуга, и информационная сфера, изменяются и характеристики учебного процесса. При правильном стиле общения взрослого с ребенком с помощью СМИ, с одной стороны, можно уберечь подрастающее поколение от вредных влияний медиа, а с другой - сформировать у него критическое мышление и способность к исследовательскому анализу получаемой информации.

Список литературы:

1. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. - М.: Эксмо, 2010.

2. Михайлов Ю.М. Связи с общественностью по-русски. - М., 2009.

3. Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз, или Как успешно управлять общественным мнением. - М.: Р МИСИ, 2009.

МАССОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ И СОЦИАЛЬНЫЕ СТЕРЕОТИПЫ

© Мингазиева К.Р.*

Магаданский институт экономики Санкт-Петербургской академии управления и экономики, г. Магадан

В статье дано определение массовых коммуникаций, рассмотрены основные подходы к понятию «стереотипы», предложены пути их изу-

* Кафедра Социального управления и гуманитарных наук. Научный руководитель: декан факультета Менеджмента, экономики и сервиса, кандидат педагогических наук, доцент О.В. Пастюк.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.