Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
ISSN 2223-4047
УДК 378
Е.А. Толкачёв
ВЛИЯНИЕ СМИ НА ПРОЦЕСС ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ СРЕДНЕГО ПОЛНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
В статье отражены актуальные вопросы образования в контексте влияния информационной среды на образовательный процесс в системе среднего полного общего образования, приведены данные текущего состояния взаимоотношения системы ресурсов медиа и образования. Прослежены изменения, характерные для первого десятилетия XXI века, с точки зрения участников учебного процесса - родителей, преподавателей, учащихся.
Ключевые слова: образование, воспитание, медиаобразование, СМИ.
Влияние средств массовой информации на процесс образования и воспитания в эпоху развития интернет - среды и увеличения доступности цифровых, коммуникационных средств обращает внимание на вопросы их эффективного использования в среде образования и воспитания.
Влияние СМИ на социализацию учащихся, обоснованность выбора источников информации для личного пользования, а также для наполнения собственной образовательной среды, существующей параллельно со школьной, подлежит детальному изучению. Изучение влияния СМИ на образовательный процесс является предметом междисциплинарных исследований и лежит на стыке педагогики, философии, психологии, журналистики, социологии и ряда других, смежных наук.
Актуальность темы обусловлена стремительным развитием информационной интернет - среды, а также ее взаимодействием с традиционными СМИ, такими, как телевидение, радио, газеты, журналы и их совокупное влияние на содержание школьного процесса образования и воспитания.
Процесс образования представляет собой приобретение знаний, умений и навыков, которые зависят от ряда факторов. К факторам влияния на процессы образования и воспитания можно отнести получение различного рода информации из широкого спектра источников, в том числе из средств массовой информации, а именно новостных и аналитических материалов и т.д. [1].
Широкая доступность составляющей, потенциально расцениваемой в качестве образовательного компонента в медийной среде и отсутствие четких механизмов использования этого ресурса в образовании, так же определяет актуальность отмеченных в статье вопросов.
Отсутствие исследований, направленных на изучение роли свободных источников информации в медиа, их влияние на процессы воспитания и самообразования, а также расширения общего культурного кругозора учеников лишает возможности оперировать данными для более детального наполнения исследуемой тематики.
Современные СМИ представляют собой структуры регулярного распространения информации на различные по составу и численности аудитории под определенным медийным брендом, используя различные каналы доставки информации потребителю.
Потребность школьников в получении информации новостного характера можно охарактеризовать, как низкую, если она не отвечает запросам молодежной аудитории и не написана наиболее понятным для них языком. Интересы учащихся по большей части находятся в зоне тех тем, которые по ряду причин являются востребованными у данной возрастной категории населения, а именно учащихся системы среднего полного общего образования.
Обилие Интернет-источников информации определяет ряд рисков для школьников, среди которых можно отметить следующие:
-недостоверность предлагаемой для ознакомления информации;
-побуждение к осуществлению какого-либо действия в том числе публичного и массового характера, содержащего в своём составе риски;
-риск передачи мошенникам личной персональной информации.
Интеграция медиакультуры в образование может иметь вид полноформатного медиаобразования, как отдельного направления, отличающегося следующими характеристиками:
© Толкачёв Е.А., 2018.
Научный руководитель: Мелешко Елена Дмитриевна - доктор философских наук, профессор, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.
ISSN 2223-4047
Вестник магистратуры. 2018. № 1-3(76)
-интегрированность использования материалов масс-медиа в учебном процессе;
-влияет на формирование медиакультуры личности;
- способствует выработке критического отношения к доступной информации, определяет ее безопасное использование получателем.
Достоверность информации. Под достоверностью понимается отсутствие случайных или намеренных ошибок и неточностей в содержании информационных материалов. Можно отметить следующие критерии оценки достоверности информации на примере интернет ресурсов:
- привлекательность внешнего вида страницы; - читабельность элементов;
- наличие протокола шифровки информации (зеленый замочек в адресной строке браузера);
- наличие обратной связи;
- наличие актуальной информации;
- наличие системы внутреннего поиска и комфортная навигация;
- наличие сомнительной или явно недостоверной информации;
- обилие вирусной рекламы, баннеры, скрывающие полезные зоны сайта;
- оценка компетентности автора в освещаемом вопросе.
Итак, современные средства массовой информации и коммуникации в том числе развитие сети Интернет является мощным драйвером развития и реализации творческого потенциала личности. Доступность для широких масс сети Интернет открывает возможность широкой коммуникации в том числе и для решения вопросов образовательной среды. Установление новых общественных связей, более динамичное развитие общества - все это те возможности, которые предлагает нам всемирная паутина. Особую роль СМИ играют в вопросе патриотического воспитания подростков и молодежи. Реализация этого компонента в системе образования так же невозможна без внедрения блока медиаобразования в школах.
Для достижения качественных результатов в образовательной среде необходимо консолидировать усилия собственных специалистов, специалистов медийного пространства, а также учащихся и родителей для эффективной интеграции масс-медиа в систему образования и воспитания.
Активное использование материалов СМИ и сети Интернет в учебном процессе - это современные реалии. Именно изучение подхода к использованию свободных источников, а не их пассивное использование должно быть интегрировано в учебный процесс.
Варианты внедрения элементов медиаобразования могут осуществляться посредством организации на базе школ дискуссионных и киноклубов, радиостанций, школьного телевидения, школьных печатных изданий.
Библиографический список
1. Шаш М. , Бондаренко Е. А. Роль СМИ в учебно-воспитательном процессе в России // Медиаобразование. 2015. №1. С.50-64.
ТОЛКАЧЁВ ЕВГЕНИЙ АЛЕКСАНДРОВИЧ - магистрант, Тульский государственный педагогический университет им. Л.Н. Толстого, Россия.