Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ «РОНДАТ-ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ» ПРИ СОСКОКЕ С ГИМНАСТИЧЕСКОГО БРЕВНА'

ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ «РОНДАТ-ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ» ПРИ СОСКОКЕ С ГИМНАСТИЧЕСКОГО БРЕВНА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
76
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE GYMNASTS / FEEDBACK / KINEMATIC STRUCTURE / SPORTS TECHNIQUE / EXERCISE PHASES / FOCAL ELEMENTS / ГИМНАСТКИ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / СПОРТИВНАЯ ТЕХНИКА / ФАЗЫ УПРАЖНЕНИЯ / УЗЛОВЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Нижниковски Томаш, Садовски Ежи

Цель исследования - определить влияние двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным упражнениям «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортивные гимнастки (n=16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± δ): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года, соответственно. На основе биомеханических измерений были определены ключевые элементы спортивной техники упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (n=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (n=8) и контрольную (КГ) (n=8) группы. В процессе обучения спортсменки из ЭГ получали срочную словесную информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах осваиваемого двигательного действия, а спортсменки из К обо всех допущенных ошибках при выполнении упражнения «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ (F(2, 28) = 12,530, p<0,05) по всем тестам в пользу группы ЭГ. Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после эксперимента, а также в тесте на прочность запоминания были статистически значимыми (p<0,05). Полученные результаты демонстрируют, что большой объем срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. В то же время словесная информация, передаваемая гимнастке тренером об ошибках в ключевых элементах спортивной техники (критические сигналы), способствует более эффективному решению двигательной задачи. Ограничение корректирующих воздействий на ключевые элементы двигательной задачи, которые предназначены для запуска последовательности двигательных действий, в сложнокоординационной задаче даёт достоверно лучший результат обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Нижниковски Томаш, Садовски Ежи

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effects of verbal information on the process of learning round-off - double salto backward tucked during beam dismount

Objective of the research was to study the effects of two different types of verbal guidance in the process of learning a complex gymnastic routine known as round-off - double salto backward tucked during beam dismount. Маterial and methods. Skilled female artistic gymnasts (n = 16) participated in the study. Their average indices of height, body mass and age (х ± δ) were as follows: 157.5 ± 2.85 сm; 51 ± 2.25 kg; 20 ± 2.35 years, respectively. Based on biomechanical measurements, the key elements of sports technique of double salto backward tucked during beam dismount were determined. An educational experiment was carried out to assess the efficiency of learning and refining double salto backward tucked during beam dismount using two types of verbal guidance. The subjects (n = 16) were randomly divided into Experimental (n = 8) and Control (n = 8) groups. In the process of learning, female athletes from the experimental group received immediate verbal information about faults committed in the key elements of the mastered motor task, whereas those from the Control Group obtained the same type of information about all the errors made during the performance of round-off - double salto backward tucked during beam dismount. Results and conclusions. Statistically significant differences were revealed between average results of Experimental and Control Groups (F(2, 28) = 12.530, p < 0.05) in all the tests in favour of Experimental group. Differences between average results of each group both before and after the experiment as well as in the retention test were statistically significant (p <0.05). The obtained results demonstrate that a wealth of immediate verbal information conveyed by the coach about technical faults committed by female gymnasts negatively affects the process of motor task learning. At the same time, verbal information passed on to the gymnast by the coach concerning errors in the key elements of sports technique (critical signals) contributes to a more efficient solution of the motor task. The limitation of corrective actions only to the key elements of the motor task, which are designed to trigger a sequence of motor tasks, produces significantly better learning outcomes in a complex task.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ «РОНДАТ-ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ» ПРИ СОСКОКЕ С ГИМНАСТИЧЕСКОГО БРЕВНА»

ВЛИЯНИЕ СЛОВЕСНОЙ ИНФОРМАЦИИ НА ПРОЦЕСС ОБУЧЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯМ «РОНДАТ-ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД В ГРУППИРОВКЕ» ПРИ СОСКОКЕ С ГИМНАСТИЧЕСКОГО БРЕВНА

УДК/UDC 796.012

Поступила в редакцию 26.11.2019 г.

Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски1

Доктор педагогических наук, профессор Ежи Садовски1

1 Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья в Бяла-Подляске, Польша

EFFECTS OF VERBAL INFORMATION ON THE PROCESS OF LEARNING ROUND-OFF - DOUBLE SALTO BACKWARD TUCKED DURING BEAM DISMOUNT

Tomasz Niznikowski1 Jerzy Sadowski1

1 Jozef Pitsudski University of Physical Education in Warsaw

2 Faculty of Physical Education and Health in Biata Podlaska, Poland

Информация для связи с автором: tomasz.niznikowski@awf-bp.edu.pl

Аннотация

Цель исследования - определить влияние двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным упражнениям «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортивные гимнастки (п=16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± 5): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года, соответственно.

На основе биомеханических измерений были определены ключевые элементы спортивной техники упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (п=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (п=8) и контрольную (КГ) (п=8) группы. В процессе обучения спортсменки из ЭГ получали срочную словесную информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах осваиваемого двигательного действия, а спортсменки из К обо всех допущенных ошибках при выполнении упражнения «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна. Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ ^(2, 28) = 12,530, р<0,05) по всем тестам в пользу группы ЭГ. Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после эксперимента, а также в тесте на прочность запоминания были статистически значимыми (р<0,05).

Полученные результаты демонстрируют, что большой объем срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. В то же время словесная информация, передаваемая гимнастке тренером об ошибках в ключевых элементах спортивной техники (критические сигналы), способствует более эффективному решению двигательной задачи. Ограничение корректирующих воздействий на ключевые элементы двигательной задачи, которые предназначены для запуска последовательности двигательных действий, в сложнокоординационной задаче даёт достоверно лучший результат обучения.

Ключевые слова: гимнастки, обратная связь, кинематическая структура, спортивная техника, фазы упражнения, узловые элементы.

Annotation

Objective of the research was to study the effects of two different types of verbal guidance in the process of learning a complex gymnastic routine known as round-off - double salto backward tucked during beam dismount. Material and methods. Skilled female artistic gymnasts (n = 16) participated in the study. Their average indices of height, body mass and age (x ± 5) were as follows: 157.5 ± 2.85 cm; 51 ± 2.25 kg; 20 ± 2.35 years, respectively. Based on biomechanical measurements, the key elements of sports technique of double salto backward tucked during beam dismount were determined. An educational experiment was carried out to assess the efficiency of learning and refining double salto backward tucked during beam dismount using two types of verbal guidance. The subjects (n = 16) were randomly divided into Experimental (n = 8) and Control (n = 8) groups. In the process of learning, female athletes from the experimental group received immediate verbal information about faults committed in the key elements of the mastered motor task, whereas those from the Control Group obtained the same type of information about all the errors made during the performance of round-off - double salto backward tucked during beam dismount.

Results and conclusions. Statistically significant differences were revealed between average results of Experimental and Control Groups (F(2, 28) = 12.530, p < 0.05) in all the tests in favour of Experimental group. Differences between average results of each group both before and after the experiment as well as in the retention test were statistically significant (p <0.05). The obtained results demonstrate that a wealth of immediate verbal information conveyed by the coach about technical faults committed by female gymnasts negatively affects the process of motor task learning. At the same time, verbal information passed on to the gymnast by the coach concerning errors in the key elements of sports technique (critical signals) contributes to a more efficient solution of the motor task. The limitation of corrective actions only to the key elements of the motor task, which are designed to trigger a sequence of motor tasks, produces significantly better learning outcomes in a complex task.

Keywords: Female gymnasts, feedback, kinematic structure, sports technique, exercise phases, focal elements.

Введение. Современное состояние знаний по обучению и совершенствованию двигательных действий, особенно в дисциплинах, где спортивная техника является ведущим звеном подготовленности спортсмена, не полностью соответствует требованиям спорта высших достижений [2, 3, 6, 10]. В последние годы значительно возросла сложность выполнения индивидуальных упражнений и целых композиций, особенно в спортивной гимнастике. Авторы [2, 1, 4, 8, 11] указывают на необходимость глубоких знаний основ технологии, а также моделирования ее индивидуальных форм, усвоения умений и навыков, необходимых для эффективного и стабильного участия в соревнованиях. Для этого необходимо постоянно трансформировать и совершенствовать технику упражнений, конструировать отдельные элементы, создавать новые варианты их исполнения. По мнению специалистов [2, 7, 5, 10], специфичные элементы выполняемых упражнений нередко остаются незамеченными во время тренировочных занятий и именно они часто являются основой для выполнения упражнений и композиций с большей степенью сложности. Предлагаются рекомендации для тщательного исследования фазовой структуры гимнастических упражнений, выявления ключевых элементов техники [7, 4, 9, 10]. Такой подход подтверждается результатами исследования Gervaisa, Dunn [8]. Авторы пришли к выводу, что гимнасты, «чувствуя границы движения», добивались лучших результатов при выполнении соскока двойное сальто назад с параллельных брусьев.

Установлено, что обучение гимнастическим упражнениям со сложной координационной структурой движений должно осуществляться с акцентом на биомеханико-дидактическом оценивании фаз упражнения (ключевых элементов) с последующей разработкой технологий обучения и совершенствования. Наиболее универсальным методом оптимизации обучения двигательным действиям можно считать корректирующие воздействия тренера, которые особенно эффективны, когда они индивидуализированы в отношении обучаемых. Не менее важно, чтобы корректирующие воздействия соответствовали координационной сложности двигательной задачи. Двигательное действие формируется наиболее эффективно в тех случаях, когда обучаемый получает срочную информацию о качестве выполнения задачи. В условиях спортивной тренировки корректирующие воздействия реализуются в ряде методических приёмов, среди которых словесное указание занимает центральное место. Актуальной проблемой в обучении и совершенствовании сложнокоорди-национных гимнастических упражнений до сих пор остается определение содержания, формы и скорости поступления словесной информации к обучаемому [10].

Цель исследования - определить влияние двух различных видов тренерского словесного указания спортсмену в процессе обучения сложным упражнениям «рондат-двойное

Средние оценки групп за выполнение упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна

сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна.

Методика и организация исследования. В экспериментальной работе приняли участие квалифицированные и высококвалифицированные гимнастки. Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± б): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года, соответственно. Гимнастки были случайным образом отнесены к одной из двух групп: экспериментальной - ЭГ (п = 8) и контрольной - КГ (п = 8), различия между группами были недостоверными (р > 0,05).

Для определения ключевых элементов была проведена видеорегистрация выполнения связки упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна двумя цифровыми видеокамерами JVS 6 R-DVL 9800 NTSC. Скорость видеосъёмки - 240 кадров в секунду, погрешность измерений - 3 %. Компьютерная программа APAS 2000 (АпеЮупатюе1пс.) была использована для анализа суставных углов движений спортсменки при выполнении связки упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна с задачей приземлиться устойчиво, определения скоростей и ускорений голеностопного, коленного, тазобедренного, плечевого, локтевого, лучезапястного суставов и ОЦМ тела, анализа поз и положений тела на опоре и в безопорном положении, а также длительности отдельных фаз упражнения.

Эффективность применения двух видов словесного указания определялась экспериментально. Испытуемые ЭГ после выполнения задания получали информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах, и способах их исправления в последующей попытке. Другие ошибки игнорировались. Испытуемые КГ получали информацию обо всех ошибках, допущенных ими в каждой попытке, и путях их исправления (100 %% обратная связь). Используемый подход в КГ является типичным в условиях гимнастических тренировочных занятий. Каждый из двух вариантов корректирующих воздействий оценивался на основе трёхкратного тестирования до и непосредственно после процесса обучения, а также

□ и

£ г. CL

ч—

О OJ и

2 CL ' -о с

га

^

О (U .с Н

Уровень достоверности различий

Тест Группа {1} 7,9000 {2} 8,9500 {3} 9,1625 {4} 7,8625 {5} 8,5875 {6} 8,8625

До ЭГ p<0,05 0,000000 0,662214 0,000000 0,000000

После ЭГ 0,000000 0,000158 0,000000 0,000300 0,312672

6 дней после ЭГ 0,000000 0,000158 0,000000 0,000001 0,001814

До КГ 0,662214 0,000000 0,000000 0,000000 0,000000

После КГ 0,000000 0,000300 0,000001 0,000000 0,000005

6 дней после КГ 0,000000 0,312672 0,001814 0,000000 0,000005

10

http://www.teoriya.ru

№ 6 • 2020 Июнь | June

через 6 дней после его завершения. Оценка технической подготовленности гимнасток производилась тремя (п = 3) высококвалифицированными судьями по спортивной гимнастике. Согласованность мнений экспертов определялась коэффициентом конкордации (г = 0,865). В процессе обучения гимнастками было выполнено 240 попыток упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффективность обучения определялась на основе средней оценки трёх экспертов. Были выявлены различия эффекта обучения и совершенствования упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна (см. рисунок) в условиях использования двух видов словесной информации. Испытуемые ЭГ получали информацию только по тем ключевым элементам, в которых они выполнили задание с техническими ошибками (другие ошибки были проигнорированы в пределах допустимого диапазона ошибок). Испытуемые КГ получали информацию обо всех ошибках.

Были получены статистически значимые различия между средними результатами ЭГ и КГ ^ (2, 28) = 12,530, р =0,00013) (см. таблицу).

Установлено, что различия между средними оценками за выполнение двигательной задачи между ЭГ и КГ до начала эксперимента были статистически недостоверными (р>0,05). После завершения эксперимента различия между группами в трёх тестах были статистически достоверными (р<0,05) в пользу ЭГ. Это свидетильствует о том, что в процессе обучения упражнениям «рондат-двойное сальто назад в группировке» при соскоке с гимнастического бревна высококвалифицированным гимнасткам требуется меньший объём информации. Следовательно, тренер и спортсменки должны главным образом направлять корректирующие воздействия на безошибочное выполнение ключевых элементов спортивной техники: в подготовительной фазе - на пусковые позы, в основной фазе - на мультипликации поз, в завершающей фазе - на приземление [4, 5]. Именно ЭГ получала словесную информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах спортивной техники. Гимнастки КГ получали словесную информацию обо всех допущенных ошибках в выполняемых упражнениях, что отрицательно повлияло на эффект обучения.

Выводы. В процессе обучения двигательным действиям корректирующие воздействия тренера на спортсмена могут привести как к положительным, так и к отрицательным эффектам. Одним из факторов, влияющих на эффективность обучения, является объём словесной информации о выполнении двигательной задачи. Согласно «гайденс-гипотезе» избыток объёма информации приводит к ухудшению результатов непосредственно после окончания обучения и прочность запоминания оказывается хуже по сравнению с испытуемыми, получавшими словесные указания в меньшем объёме ^а1тош].

Полученные результаты оказались лучше в ЭГ, в которой объём словесной информации был значительно меньше, чем в КГ. Видимо, большой объём информации привел к излишней иррадиации процессов возбуждения и торможения в центральной нервной системе, что снизило качество формирования кинематической структуры двигательных действий. Наши результаты подтверждают «гайденс-гипотезу» (Салмони, 1984).

В связи с этим следует привлечь внимание тренеров, спортсменок и специалистов к разработке таких обучающих программ, которые позволяют акцентировать внимание при обучении на стабильности исполнения ключевых элементов техники, так как они являются фундаментом качественного

выполнения целостной задачи. В процессе обучения сложно-координационным двигательным действиям гимнасток высокой квалификации следует избегать слишком подробной информации, объем которой может превысить возможность спортсмена перерабатывать получаемую информацию.

Литература

1. Болобан В. Современные технологии формирования двигательных умений и навыков в процессе обучения сложнокоординаци-онным спортивным упражнениям / В. Болобан // Наука в олимпийском спорте. - 2017. - № 4. - С. 45-56.

2. Гавердовский Ю.К. Теория и методика спортивной гимнастики: учебник в 2 т. / Ю.К. Гавердовский, В.М. Смолевский - М.: Советский спорт, 2014.

3. Матвеев Л.П. Общая теория спорта и ее прикладные аспекты / Л.П. Матвеев. - М.: Советский спорт, 2010. - 340 с.

4. Нижниковски Т. Узловые элементы спортивной техники в фазовой структуре связок акробатических упражнений, выполненных на гимнастическом бревне / Т. Нижниковски, А. Масталеж, В. Болобан и др. // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 4. - С. 21-24.

5. Нижниковски Т. Кинематическая структура и показатели узловых элементов спортивной техники в фазах связки упражнений «рондат-двойное сальто назад в группировке», выполненной при соскоке с гимнастического бревна / Т. Нижниковски, Е. Садовски // Теория и практика физ. культуры. - 2019. - № 6. - С. 22-25.

6. Платонов В.Н. Периодизация спортивной тренировки. Общая теория и ее практическое применение / В.Н. Платонов. - К.: Олимп. лит., 2013. - С. 202-216.

References

1. Boloban V. Modern technologies of motor action formation in the process of training complex coordinated sports exercises. Science in the Olympic sport, 2017. No 4. pp.45 - 56.

2. Gaverdovsky Y. К. Smolevsky V. М. Theory and methods of artistic gymnastics: Textbook in 2 v. М.: Sovetsky sport publ., 2014.

3. Маtveyev L.P. General sports theory and its applied aspects. Моscow: Sovetsky sport publ., 2010. -340p.

4. Niznikowski Т., Mastalerz А., Boloban V., Bagailo M., Nogad M. Sports technique key elements in phase structure of connecting moves of acrobatic exercises performed on beam. ТЬюогу and practice of physical culture, 2019. No 4.- P. 21-24.

5. Niznikowski Т., Sadowski J. The kinematic structure of the key element indices of sports technique connecting move of acrobatic exercises round-off - salto backward tucked performed on a beam. ТЬюогу and practice of physical culture, 2019.No 6. pp. 22-25.

6. Platonov V.N. Sports training periodization. General theory and its practical applications. Kiev: Olymp. lit. publ., 2013. pp. 202-216.

7. Boloban V., Sadowski J., Niznikowski T., Wisniowski W. Didactic technology in mastering complex motor tasks. Coordination motor abilities in scientific research. Biata Podlaska: Faculty of Physical Education and Sport, 2010. Vol. 33. pp.112 - 129.

8. Gervais P., Dunn J. The double back salto dismount from the parallel bars. Sports Biomechanics, 2003, 2(1):85-101.

9. King M.A., Yeadon M.R. Coping with perturbations to a layout somersault in tumbling. Journal of Biomechanics, 2003, 36(7):921-7.

10. Sadowski, J., Mastalerz A., Niznikowski T. Benefits of bandwidth feedback in learning a complex gymnastic skill. Journal of human kinetics, 2013, 37.1: 183-193.

11. Sadowski J. Przygotowanie techniczne - technika sportowa. Praca zbiorowa pod redakcj^: Henryka Sozanskiego, Jerzego Sadowskiego, Janusza Czerwinskiego. Warszawa, Biata Podlaska: AWFiS, 2015. v 2. pp. 193 - 217.

12. Schmidt R.A. Motor control and learning: A behavioral emphasis (2nd ed.). Champaign, IL: Human Kinetics, 1988.

13. Sozanski H. Podstawy teorii i technologii treningu sportowego. Praca zbiorowa pod redakj Henryka Sozanskiego, Janusza Czerwinskiego, Jerzego Sadowskiego. Warszawa, Biata Podlaska: AWFiS. 2013, V. 1. 328 p.; 2015, V. 2. 703 p.

14. Suchilin N.G., Arkaev L.Ya. Basic skills and strategic elements. Gymnastics, theory and practice: Methodological supplement to the journal "Gymnastics". Moscow: Sovetskii sport; 2010:67-73.

15. Salmoni A.W., Schmidt R.A., Walter C.B. (1984). Knowledge of results and motor learning: a review and critical reappraisal. Psychological Bulletin, 95, 355-386.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.