Научная статья на тему 'ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ'

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
112
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
FEMALE GYMNASTS / FEEDBACK / KINEMATIC STRUCTURE / SPORTS TECHNIQUE / DOUBLE SALTO BACKWARD / DISMOUNT / ГИМНАСТКИ / ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ / КИНЕМАТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА / СПОРТИВНАЯ ТЕХНИКА / ДВОЙНОЕ САЛЬТО НАЗАД / СОСКОК

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Нижниковски Томаш, Ногал Марта

Цель исследования - изучение влияния двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным гимнастическим упражнениям - двойному сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты. Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортсменки, занимающиеся спортивной гимнастикой (n = 16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± δ): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года соответственно. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (n=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (n = 8) и контрольную (КГ) (n = 8) группы. Применялись следующие методы статистического анализа: нормальность распределения и однородность отклонения были проверены методом Шапиро-Уилка. Различия применения двух видов словесного указания были определены с помощью анализа дисперсии ANOVA. В качестве критического использовался уровень вероятности p<0,05. Для выявления существенных межгрупповых различий использовался критерий Фишера. Статистический анализ результатов проводился с использованием компьютерного пакета прикладных программ STATISTICA (версия 12.0). Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ (F(2, 28)=49,724, p=,00000). Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после теста на прочность запоминания были статистически значимыми (p<0,001). Полученные результаты демонстрируют, что большой объём срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. Ограничение корректирующих воздействий до ключевых элементов двигательной задачи обеспечивает достоверно лучший результат обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Нижниковски Томаш, Ногал Марта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECTIVENESS OF VERBAL FEEDBACK IN COMPLEX MOTOR SKILL LEARNING

Problems of motor action training have been and continue to be of interest to scientists for many years. Numerous different theories have been formulated, and many means, methods, and forms of motor action training have been developed. The most efficient is cognitive theory, in which the main role boils down to the notion of feedback. Training with the use of feedback has been shown to provide optimal results. Feedback may be provided to the athlete before, during and after the task performance in oral, visual, kinesthetic or combined form. Each type of feedback plays an important role in determining the rate and efficiency of learning. Objective of the research was to study the impact of two different types of verbal cues in the process of teaching complex gymnastic exercises - double salto backward piked to dismount from uneven bars. Мaterials and methods. The study involved skilled female artistic gymnasts (n = 16). Their average indices of height, body mass and age (x ± δ) constituted: 157.5 ± 2.85 cm; 51 ± 2.25 kg; 20 ± 2.35 years, respectively. Educational experiment was conducted to evaluate the efficiency of training and improving sports technique of gymnastic exercises through the use of two types of verbal cues. The subjects (n = 16) were randomly divided into experimental (E) (n = 8) and control (С) (n = 8) groups. Results of the study and conclusions. Statistically significant differences were revealed between the average results of the E and C groups (F (2, 28) = 49.724, p =, 00000). The differences between the average results of each group were statistically significant (p <0.001) both before and after the test of memory strength. The findings demonstrate that a large amount of urgent verbal information about committed technical errors, which is conveyed by the coach to gymnast, negatively affects the process of learning motor actions. The reduction of corrective actions to the key elements of the motor task provides a significantly better learning outcome.

Текст научной работы на тему «ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ПРИ ОБУЧЕНИИ ГИМНАСТИЧЕСКИМ УПРАЖНЕНИЯМ»

обратная связь при обучении гимнастическим упражнениям

УДК/UDC 796.012.68

Поступила в редакцию 20.03.2020 г.

Доктор педагогических наук, профессор Томаш Нижниковски1 Marnap Maрта Ногал1

Академия физического воспитания Юзефа Пилсудского в Варшаве, факультет физического воспитания и здоровья в Бяла-Подляске, Польша

FEEDBACK DURING LEARNING GYMNASTIC EXERCISES icmasz Niznikowski1 Master Marta Nogal1

1Jozef Pilsudski University of Physical Education in Warsaw, Faculty of Physical Education and Health in Biala Podlaska, Poland

Информация для связи с автором: tomasz.niznikowski@awf-bp.edu.pl

Аннотация

Цель исследования - изучение влияния двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным гимнастическим упражнениям -двойному сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты. Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные спортсменки, занимающиеся спортивной гимнастикой (п = 16). Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± 5): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года соответственно. Для оценки эффективности обучения и совершенствования спортивной техники гимнастических упражнений с использованием двух видов словесного указания был проведён педагогический эксперимент. Испытуемые (п=16) были случайным образом разделены на экспериментальную (ЭГ) (п = 8) и контрольную (КГ) (п = 8) группы. Применялись следующие методы статистического анализа: нормальность распределения и однородность отклонения были проверены методом Шапиро-Уилка. Различия применения двух видов словесного указания были определены с помощью анализа дисперсии А1\ША. В качестве критического использовался уровень вероятности р<0,05. Для выявления существенных межгрупповых различий использовался критерий Фишера. Статистический анализ результатов проводился с использованием компьютерного пакета прикладных программ STATISTICA (версия 12.0).

Результаты исследования и выводы. Выявлены статистически достоверные различия между средними результатами по группам ЭГ и КГ ^(2, 28)=49,724, р=,00000). Различия между средними результатами каждой из групп как до, так и после теста на прочность запоминания были статистически значимыми (р<0,001). Полученные результаты демонстрируют, что большой объём срочной словесной информации о допущенных технических ошибках, передаваемой гимнастке тренером, отрицательно влияет на процесс обучения двигательным действиям. Ограничение корректирующих воздействий до ключевых элементов двигательной задачи обеспечивает достоверно лучший результат обучения.

Ключевые слова: гимнастки, обратная связь, кинематическая структура, спортивная техника, двойное сальто назад, соскок.

Annotation

Problems of motor action training have been and continue to be of interest to scientists for many years. Numerous different theories have been formulated, and many means, methods, and forms of motor action training have been developed. The most efficient is cognitive theory, in which the main role boils down to the notion of feedback. Training with the use of feedback has been shown to provide optimal results.

Feedback may be provided to the athlete before, during and after the task performance in oral, visual, kinesthetic or combined form. Each type of feedback plays an important role in determining the rate and efficiency of learning. Objective of the research was to study the impact of two different types of verbal cues in the process of teaching complex gymnastic exercises - double salto backward piked to dismount from uneven bars.

Materials and methods. The study involved skilled female artistic gymnasts (n = 16). Their average indices of height, body mass and age (x ± 8) constituted: 157.5 ± 2.85 cm; 51 ± 2.25 kg; 20 ± 2.35 years, respectively. Educational experiment was conducted to evaluate the efficiency of training and improving sports technique of gymnastic exercises through the use of two types of verbal cues. The subjects (n = 16) were randomly divided into experimental (E) (n = 8) and control (C) (n = 8) groups.

Results of the study and conclusions. Statistically significant differences were revealed between the average results of the E and C groups (F (2, 28) = 49.724, p =, 00000). The differences between the average results of each group were statistically significant (p <0.001) both before and after the test of memory strength. The findings demonstrate that a large amount of urgent verbal information about committed technical errors, which is conveyed by the coach to gymnast, negatively affects the process of learning motor actions. The reduction of corrective actions to the key elements of the motor task provides a significantly better learning outcome.

Keywords: female gymnasts, feedback, kinematic structure, sports technique, double salto backward, dismount.

Введение. Обратная связь может быть предоставлена спортсмену до, во время и после выполнения задания в устной, визуальной, кинестетической или комбинированной форме. Каждый такой тип обратной связи играет важную роль, определяя скорость и эффективность обучения [4, 6].

Остановимся далее на исследованиях, в которых была проверена эффективность использования различных вариантов обратной связи. Рядом специалистов были предприняты попытки объяснить процесс обучения и факторы, спо-

собствующие его эффективности [8, 10]. Как правило, здесь анализируются: типы обратной связи, в частности вербальные, визуальные, кинестетические [7], организация обратной связи - частота и время передачи информации учащимся [9]; сложность задачи и контекстуальное вмешательство [5].

Большинство исследований проводилось с использованием простых двигательных действий, а это ограничивает их перенос в условия реального физического воспитания или спорта, где доминируют сложные двигательные задания.

Уровень статистической достоверности по Фишеру

Тест Группа {1} 7,8750 {2} 8,9250 {3} 8,7250 {4} 7,9000 {5} 8,5000 {6} 8,2000

До ЭГ 0,000000 0,000000 0,657935 0,000000 0,000002

После ЭГ 0,000000 0,000046 0,000000 0,000000 0,000000

6 дней после ЭГ 0,000000 0,000046 0,000000 0,000357 0,000000

До КГ 0,657935 0,000000 0,000000 0,000000 0,000000

После КГ 0,000000 0,000000 0,000357 0,000000 0,000000

6 дней после КГ 0,000002 0,000000 0,000000 0,000000 0,000000

В этих работах было показано, что устное объяснение в значительной степени облегчает выполнение конкретного движения, поскольку учитель обращает внимание ученика на те аспекты задачи, которые могут быть пропущены при визуальном виде обратной связи [3]. Другой вывод заключался в том, что если в начале процесса обучения использовались устные инструкции, содержащие информацию об ошибках и способах их коррекции, то их влияние на результаты обучения было действенным [2].

Существует немного научных работ о влиянии различных видов обратной связи на обучение сложным двигательным задачам в практических условиях спорта высших достижений.

Несмотря на то что влияние обратной связи на процесс обучения двигательным движениям был предметом многочисленных исследований, многие проблемы, касающиеся непосредственно спорта, нуждаются в решении [9].

Цель исследования - определить влияние двух различных видов словесного указания в процессе обучения сложным гимнастическим упражнениям - двойному сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты.

Методика и организация исследования. В работе приняли участие квалифицированные и высококвалифицированные гимнастки. Средние показатели роста, массы тела и возраста (х ± 8): 157,5 ± 2,85 см; 51 ± 2,25 кг; 20 ± 2,35 года соответственно. Гимнастки были случайным образом отнесены к одной из двух групп: экспериментальной (ЭГ, п = 8) и контрольной (КГ, п = 8), различия между группами были недостоверными (р>0,05). В процессе обучения спортсменки из ЭГ получали срочную словесную информацию об ошибках, допущенных в ключевых элементах осваиваемого двигательного действия, а спортсменки из КГ - обо всех допущенных ошибках при выполнении двойного сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты.

Для определения ключевых элементов техники была проведена видеорегистрация выполнения связки «двойное сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты» двумя цифровыми видеокамерами JVS 6 R-DVL 9800 NTSC. Эффективность применения двух видов словесного указания определялась экспериментально. Испытуемые группы ЭГ после выполнения задания получали информацию об ошибках, до-

Оценка, до эксп. После эксп. 6 дн. после эксп. Группа КГ

Средние оценки групп за выполнение двойного сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты

пущенных в ключевых элементах, и способах их исправления в последующей попытке. Другие ошибки игнорировались. Испытуемые группы КГ получали информацию обо всех ошибках, допущенных ими в каждой попытке, и путях их исправления (100 %-ная обратная связь). Используемый подход в группе КГ является распространенным в условиях гимнастических тренировочных занятий. Каждый из двух вариантов корректирующих воздействий оценивался на основе трёхкратного тестирования до и непосредственно после процесса обучения, а также через 6 дней после его завершения. Оценка технической подготовленности гимнасток производилась тремя высококвалифицированными судьями по спортивной гимнастике. Согласованность мнений экспертов определялась коэффициентом конкордации (r=0,848). В процессе обучения гимнастками было выполнено 240 попыток исполнения двойного сальто назад согнувшись при соскоке с брусьев разной высоты.

Результаты исследования и их обсуждение. Эффект обучения двойному сальто назад согнувшись в соскок с брусьев разной высоты, показан на рисунке.

Установлено, что средние результаты по группам ЭГ и КГ были статистически достоверные (F (2, 28)=49,724, p=00000) (см. таблицу).

Определено, что до начала эксперимента различия между средними результатами групп ЭГ и КГ были статистически недостоверными (p>0,05). В конце эксперимента средние значения в обеих группах увеличились. Также в обеих группах приросты показателей были статистически достоверные (p<0,001). В свою очередь, через 6 дней после окончания эксперимента было отмечено снижение средних значений (p<0,001). Стоит отметить, что как по окончании эксперимента, так и 6 дней после эксперимента между средними результатами групп ЭГ и КГ были отмечены статистически достоверные различия в пользу группы ЭГ (p<0,001).

Установлено, что ключевыми элементами, обеспечивающими эффективность выполнения упражнения, являются: стартовая поза, двигательные действия, направленные на принятие положения «группировки», и двигательные действия в момент приземления. Известно, что стартовая поза оказывает существенное влияние на качество каждого отдельного упражнения и связки гимнастических упражнений [4]. На основании исследования Gervais, Dunn [10] было определено, что лучшие спортивные результаты при выполнении двойного сальто назад в соскок с параллельных брусьев достигаются гимнастками, «чувствующими границы» в фазовой структуре движения. Выявление фазовой структуры упражнения может иметь ключевое значение для разработки эффективных учебных программ и подготовки тренеров по гимнастике.

Эти взгляды совпадают с мнением других авторов [6], которые показали, что в спортивной технике гимнастических упражнений можно выделить конкретные системы тела, характеризующиеся упруго-жёстким и жёстким взаимодействием с опорной поверхностью, что определяет качество выполнения гимнастических упражнений и их динамические связи.

Результаты вышеупомянутых исследований показывают, что в подготовке гимнасток имеются большие резервы. Тех-

нология обучения сложным двигательным действиям должна быть усилена за счет оптимального объёма передаваемой тренером информации.

Одним из направлений оптимизации технической подготовки в гимнастике является сокращение объёма словесных инструкций, передаваемых спортсмену о качестве выполнения задачи. Эффективным способом является сосредоточение корректирующих воздействий тренера на ошибках, допущенных в ключевых элементах спортивной техники.

Поэтому представляется целесообразным в первую очередь провести кинематический анализ структуры исследуемого упражнения и выявить ключевые элементы техники. Построение процесса обучения с учетом формирования правильной структуры двигательного действия, «чувства границ» и положения тела, несомненно, будет способствовать снижению интенсивности тренировочного процесса гимнасток и разработке прогрессивной тренировочной модели, наиболее перспективной в процессе многолетней подготовки [4].

Выводы. Большой объём информации не является самым эффективным путём обучения сложным гимнастическим упражнениям. Подача большого объёма информации оказалась менее эффективной для обучения гимнастическим упражнениям, чем дозированная информация об ошибках в ключевых элементах спортивной техники.

References

1. Gervais P, Dunn J. The double back salto dismount from the parallel bars. Sports Biomechanices, 2003, 2(1):85-101.

2. Kernodle, M.W., Carlton, L.G. (1992). Information feedback and the learning of multiple-degree-of-freedom activities. Journal of Motor Behavior, 24, 187-196.

3. Landin, D. (1994). The role of verbal cues in skill learning.Quest, 46, 299-313.

4. Magill, R.A. (1993). Model and verbal feedback influences on skill learning. International Journal of Sport Psychology, 27, 7-22.

5. Magill, R.A., Hall, K.G. (1990). A review of the contextual interference effect in motor skill acquisition. Human Movement Science, 9, 241-289.

6. McCullagh, P., Weiss, M.R. (2001). Modeling: Considerations for motor skill performance and psychological responses. In. R.N. Singer, H.A. Hausenblaus, & C.M. Janelle (Eds.). Handbook of Sport Psychology, 205-238. New York: Wiley.

7. Niznikowski T., Sadowski J., Mastalerz A. (2013) The effectiveness of different types of verbal feedback on learning complex movement tasks. Human movement, Vol. 14, nr 2, s. 148-153, ryc., bibliog.. 8 poz. doi: 10.2478/humo-2013-0009

8. Sadowski, J., Mastalerz A., Niznikowski T. Benefits of bandwidth feedback in learning a complex gymnastic skill. Journal of human kinetics,2013, 37.1: 183-193.

9. Salmoni, A.W., Schmidt, R.A., Walter, C.B. (1984). Knowledge of results and motor learning: a review and critical reappraisal. Psychological Bulletin, 95, 355-386.

10. Sobera, M., & Rutkowska-Kucharska, A. (2019). Postural Control in Female Rhythmic Gymnasts in Selected Balance Exercises: A Study of Two Cases. PolishJournal of Sport and Tourism, 26(1), 3-7.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

к вопросу о готовности к несению службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы

Кандидат педагогических наук М.В. Звягинцев1 Кандидат экономических наук Е.Н. Звягинцева1 кузбасский институт ФСИН России, Новокузнецк

УДК/UDC 796.011.1

Ключевые слова: сотрудники уголовно-исполнительной системы, физические качества личности, физическая подготовка, готовность к несению службы.

Введение. В подготовке сотрудников уголовно-исполнительной системы (далее УИС) ведётся постоянный поиск путей повышения готовности к несению службы [1]. Однако при изучении данной проблемы сталкиваешься с неоднозначным пониманием некоторых фундаментальных основ в системе подготовки сотрудников, например, какие физические качества личности определяют готовность к несению службы сотрудника УИС? Что влияет на качество несения службы и т. д.?

Цель исследования - выявить значимость физической подготовки и самостоятельных занятий спортом сотрудника УИС для качественного исполнения своих должностных обязанностей на основе экспертного опроса.

Методика и организация исследования. В марте 2020 г на базе Кузбасского института ФСИН России был проведён экспертный опрос. Участниками стали 8 экспертов из различных субъектов Российской Федерации, средний возраст которых составил 43,6 года, стаж службы в уголовно-исполнительной системе - 19,2 года. Все опрошенные относились к старшему начальствующему составу. При обработке результатов был использован метод ранжирования.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе проведенного экспертного опроса определены значимые физические качества, необходимые сотруднику УИС для профессионального исполнения своих должностных обязанностей. Самыми важными физическими качествами явились общая выносливость и сила, менее значимыми - быстрота и гиб-

on service readiness of penal system officers

PhD M.V. Zvyagintsev1 PhD E.N. Zvyagintseva1

1 Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service Russia, Novokuznetsk

Поступила в редакцию 02.06.2020 г.

кость, низкооцененными - координационные и скоростно-силовые качества, что является весьма противоречивым, так как именно эти качества определены ведущими в освоении важного раздела, посвященного боевым приёмам борьбы Наставления по физической подготовке и спорту в Вооруженных Силах Российской Федерации (НФП-2001).

На вопрос об удовлетворённости уровнем физической подготовленности молодых сотрудников, окончивших образовательные учреждения ФСИН России, 50 % экспертов высказались положительно, в то время как другие опрошенные затруднились с ответом.

На вопрос о взаимосвязи занятий спортом вне служебного времени и качества исполнения должностных обязанностей сотрудниками УИС большинство экспертов (75 %%) видят непосредственную зависимость, что свидетельствует о том, что начальствующий состав позитивно относится к самостоятельной организации сотрудниками занятий спортом и понимает взаимосвязь спортивных занятий с повышением качества исполнения служебных обязанностей.

Вывод. Полученные данные экспертного опроса позволили выделить важные физические качества личности сотрудника УИС, а также необходимость занятий спортом для профессионального исполнения своих должностных обязанностей.

Литература

1. Клименко Б.А. Влияние физической подготовки и спорта на формирование личности курсантов вузов МВД России / Б.А. Клименко, А.А. Бобылева // Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сборник трудов конференции. - Белгород, 2017. - С. 163-166.

Информация для связи с автором: maxim-zv@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.