Научная статья на тему 'Влияние скругления передней угловой кромки тела вращения цилиндрической формы на его донное давление при гиперзвуковых скоростях потока'

Влияние скругления передней угловой кромки тела вращения цилиндрической формы на его донное давление при гиперзвуковых скоростях потока Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
122
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Артонкин В. Г.

Проведено измерение донного давления за телами вращения малого удлинения с острыми и скругленными передними угловыми кромками при переходе от лобовой поверхности к боковой цилиндрической части тела. Показано, что с увеличением радиуса скругления передней угловой кромки относительная величина донного давления рд/р∞ уменьшается линейно. Даны приближенные эмпирические формулы для расчета донного давления за телами вращения малого удлинения с различными радиусами скругления передней угловой кромки. Исследования проведены в диапазоне чисел Рейнольдса Rед = (0,135 ÷ 0,278)÷106 и чисел М∞ = 11,8 ÷ 28,0.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние скругления передней угловой кромки тела вращения цилиндрической формы на его донное давление при гиперзвуковых скоростях потока»

________УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ ЦАГИ

Том XXVII 199 6 :

№1-2

УДК 532.526.048.3.011.55

533.6.011.55:532.582.33

ВЛИЯНИЕ СКРУГЛЕНИЯ ПЕРЕДНЕЙ УГЛОВОЙ КРОМКИ ТЕЛА ВРАЩЕНИЯ ЦИЛИНДРИЧЕСКОЙ ФОРМЫ НА ЕГО ДОННОЕ ДАВЛЕНИЕ ПРИ ГИПЕРЗВУКОВЫХ СКОРОСТЯХ ПОТОКА

В. Г. Артонкин

Проведено измерение донного давления за тепами вращения малого удлинения с острыми и скругленными передними угловыми кромками при переходе от лобовой поверхности к боковой цилиндрической части тела. Показано, что с увеличением радиуса скрушения передней угаовой кромки относительная величина донного давления Рд/.Рао уменьшается линейно. Даны

приближенные эмпирические формулы для расчета донного давления за телами вращения малого удлинения с различными радиусами скрушения передней угловой кромки. Исследования проведены в диапазоне чисел Рейнольдса ]1ед = (о,135 * 0,278) • 106 и чисел Мж = 11,8 * 28,0.

Скругление передней угловой кромки у тела вращения с тупой носовой частью оказывается необходимым не только из соображений аэродинамики (уменьшение лобового сопротивления, более плавное обтекание тела), но и по технологическим причинам, так как при полете с гиперзвуковыми скоростями в плотных слоях атмосферы у летательного аппарата с тупой носовой частью острая передняя угловая кромка обгорает и приобретает форму, близкую к плавному скругленню.

Известно, что наличие скруглення передней угловой кромки у тупоносого тела при больших сверхзвуковых скоростях потока оказывает влияние не только на расстояние отхода головной волны от тела, но и приводит к существенному изменению распределения давления по поверхности тела [1, 2]. Показано также, что местные параметры (число Мю и давление) на боковой поверхности тела играют определяющую роль при формировании давления на его донной поверхности [3]. Величины донного давления за цилиндром, установленного торцом к набегающему потоку, были получены в работе [4]. Однако экспериментальных данных по влиянию радиуса скруглення передней угловой кромки тела на его донное давление, к сожалению, очень мало.

С этой целью были проведены параметрические экспериментальные исследования по влиянию скруглення передней угловой кромки тела на его донное давление при гиперзвуковых скоростях гелиевого потока. Схема установки модели в аэродинамической трубе показана на рис. 1. Измерение донного давления было проведено на четырех

Схема устаноВш модели і аэродинамической труде ГГ-1

Датчик,

Модель с, Держадка ' /. Ж

—► 1; 10В аХ".—V

Центральный узел поШски

Рис. 1

моделях (рис. 2). Модель № 1 представляла собой тело вращения цилиндрической формы с удлинением //2) = 0,5 (/ — длина, О — диаметр цилиндра). Переход от плоской носовой части к цилиндрической боковой поверхности был выполнен в виде острой кромки. Модели № 2 и № 3 имели скругленный переход с относительными радиусами г/2) = 0,143 и 0,286. Форма носовой части этих двух моделей в центре была плоской со скругленным переходом от носовой части к цилиндрической. Модель № 4 имела радиус скругления, равный г/2) = 0,5. Носовая часть выполнена в виде полусферы. Хвостовая часть моделей заканчивалась плоским донным срезом, перпендикулярным к продольной оси цилиндра. Модели устанавливались на

Геометрические параметри модемі

Рис. 2

хвостовой донной цилиндрической державке с диаметром Л/2) = 0,357 и длиной / = 7,02) при нулевом угле атаки. Внутренний диаметр хвостовой державки и диаметр приемного отверстия определялись из условия обеспечения минимального времени демпфирования.

Проведенные ранее эксперименты при числе Мте =11,8 показали, что при относительных длинах цилиндрической части хвостовой державки //I) >4,0 центральный узел жесткой подвески не оказывает влияния на донное давление модели № 1. Относительный диаметр цилиндрической части хвостовой державки сЦБ оказывает существенное влияние на донное давление модели № 1, при этом с увеличением относительного диаметра цилиндрической части хвостовой державки донное давление возрастает. Экстраполирование зависимости Рл = /(^/2)) от й/Б = 0,357 до *//2) = 0 донного давления модели № 1 уменьшается примерно на 8%. Однако поправки на влияние относительного диаметра хвостовой державки <^/2) в настоящие результаты испытаний не вводились. При измерении давления в пяти дренажных точках вдоль радиуса донной поверхности модели № 1 при числе Мю =11,8 было установлено, что уровень давления практически не изменяется от центра донной поверхности к ее краю. Постоянство давления вдоль радиуса донной поверхности может быть следствием сжатия, которое следует за перерасширением гелиевого потока при обтекании передней угловой острой кромки модели N9 1.

Донное давление измерялось в одной точке на державке у донного среза моделей. Для измерения донного давления использовались малогабаритные индуктивные датчики.

Эксперименты проводились на коническом сопле с полууглом раствора 6\ При обработке экспериментальных данных влияние градиента числа Мда не учитывалось. Числа Мм в рабочей части аэродинамической трубы изменялись от 11,8 до 28,0 (путем установки вставок с различным диаметром критического сечения), а числа Рейнольдса (Ке0), подсчитанные по параметрам набегающего потока и диаметру

модели, от 0,135 • 106 до 0,278 • 106. Рабочим газом служил гелий.

Результаты экспериментов показали, что увеличение радиуса скругления передней угловой кромки у тела вращения малого удлинения приводит к уменьшению донного давления практически по линейному закону. Так, с увеличением радиуса скругления передней угловой кромки тела от г/2) = 0 до г/2) = 0,5 относительная величина донного давления Р^/Раа тела вращения при числе Мда = 28,0 уменьшалась примерно на 23% (см. рис. 3). Такое же уменьшение донного давления за счет скругления передней угловой кромки тела наблюдается и при других числах Мда. Обнаруженная линейная зависимость донного давления от радиуса сзфугления передней угловой кромки тела при фиксированных числах М*. потока может быть выражена приближенными формулами (см. рис. 3).

На рис. 4 приведена зависимость относительной величины донного давления Рл/Рп от числа Мд, набегающего потока для двух предельных форм тела вращения с острой передней угловой кромкой (модель МЬ 1) и со скругленной передней угловой кромкой (модель № 4). Можно видеть, что с увеличением чисел М,,, относительная величина донного давления рл/рю возрастает пропорционально М2 и может быть выражена простыми формулами:

Ря/Рт = 0,0195 • М2— для тела с плоской носовой частью; (1) Ря/Р» ~ 0,0145 • М2— для тела с полусферической носовой частью. (2)

Расчет относительной величины донного давления по формулам (1) и (2) удовлетворительно согласуется с экспериментальными данными. Как показывают оценки, ошибки расчета по этим формулам не превосходят гонрешносги измерения донного давления, которая в данных испытаниях составляла ± 7%.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аэродинамика тел вращения малого удлинения.—Обзор БНТИ ЦАГИ.—1972, № 371.

2. Fraasa D. An experimental investigation of hypersonic flow over blunt-nosed bodies at a Mach number of 5,8 // GALCIT Report.—1957, N 2.

3. Cassanto J. М., Mendelson R. S. Local flow effect on base pressure//AIAA J.—1968, vol. 6, N 6.

4. Артонкин В. Г. Влияние удлинения цилиндра на его донное давление при пшерзвуковых скоростях // Ученые записки ЦАГИ.—1976. Т. 7,

№ 1.

Рукопись поступила 8/XII1992 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.