Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ'

ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
63
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СКОРОСТЬ / ПОДВОДНЫЙ СПОРТ / ДИСТАНЦИЯ / СОРЕВНОВАНИЯ / ПЛОВЕЦ-ПОДВОДНИК / СПОРТИВНАЯ ТЕХНИКА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Толстопятов И.А., Коноплева Е.Н., Реди Е.В., Лисовик А.Н., Бортникова Г.Н.

Цель исследования - определить влияние скоростных способностей пловцов-подводников на спортивный результат. Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие спортсмены-подводники в возрасте 13-15 лет (10 девочек, 10 мальчиков). Все спортсмены занимаются в спортивной школе МАУ СШОР «Спутник» (г. Красноярск) и имеют спортивный разряд не ниже третьего взрослого. Исследование проводилось на спортивной базе СК «Авангард», в период с сентября 2021 по декабрь 2022 г. оценивались скоростные способности спортсменов по результатам сдачи контрольных нормативов на суше и на воде. Результаты исследования и выводы. Как показали полученные данные, спортсмены, способные с места разогнать себя до максимальной скорости за наименьшее время, показывают лучший спортивный результат на дистанции 50 м. Пловцы, способные как можно дольше держать максимальную скорость на протяжении всей серийной работы спринтерских симуляторов, показывают лучший спортивный результат на дистанции 100 м. Выявлено, что среди девочек и мальчиков сильную степень зависимости со спортивным результатом имеет серийная работа четыре раза по 15 м на финиш (максимально). Используя данные о зависимости спортивного результата от уровня развития скоростных способностей спортсменов-подводников, тренер может правильно выстроить тренировочный процесс, как на суше, так и на воде, что в дальнейшем приведет к росту спортивных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Толстопятов И.А., Коноплева Е.Н., Реди Е.В., Лисовик А.Н., Бортникова Г.Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE SPEED ABILITIES OF SWIMMERS-DIVERERS ON SPORTS RESULTS

Objective of the study was to determine the influence of the speed abilities of swimmers-diverers on sports results. Methods and structure of the study. Swimmers-diverers aged 13-15 years old (10 girls, 10 boys) took part in the scientific work. All athletes are engaged in the sports school of the Olympic reserve "Sputnik" (Krasnoyarsk) and have a sports category not lower than the third adult. The study was conducted at the sports base of the Avangard sports club, from September 2021 to December 2022. The speed abilities of athletes were assessed based on the results of passing control standards on land and on water. Results and conclusions. As the obtained data showed, athletes who are able to accelerate themselves from a standstill to maximum speed in the shortest time show the best sports result at a distance of 50 m. Swimmers who are able to maintain maximum speed for as long as possible throughout the serial operation of sprint simulators show the best sports result distance of 100 m. It was revealed that among girls and boys a strong degree of dependence on the sports result has a serial work four times 15 m to the finish line (maximum). Using data on the dependence of sports results on the level of development of the speed abilities of divers, the coach can correctly build the training process, both on land and on water, which will further lead to an increase in sports results.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ»

ВЛИЯНИЕ СКОРОСТНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ПЛОВЦОВ-ПОДВОДНИКОВ НА СПОРТИВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

УДК/UDC 612.087

Информация для связи с автором: Russlen90@mail.ru

Поступила в редакцию 12.01.2023 г.

Профессор И.А. Толстопятов1

Кандидат педагогических наук Е.Н. Коноплева1

Е.В. Реди1

А.Н. Лисовик1

Г.Н. Бортникова1

1Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева, Красноярск

INFLUENCE OF THE SPEED ABILITIES OF SWIMMERS-DIVERERS ON SPORTS RESULTS

Professor I.A. Tolstopyatov1 PhD E.N. Konopleva1 E.V. Redi1 A.N. Lisovik1 G.N. Bortnikova1 1Reshetnev Siberian State University of Science and Technology, Krasnoyarsk

Аннотация

Цель исследования - определить влияние скоростных способностей пловцов-подводников на спортивный результат.

Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие спортсмены-подводники в возрасте 13-15 лет (10 девочек, 10 мальчиков). Все спортсмены занимаются в спортивной школе МАУ СШОР «Спутник» (г. Красноярск) и имеют спортивный разряд не ниже третьего взрослого. Исследование проводилось на спортивной базе СК «Авангард», в период с сентября 2021 по декабрь 2022 г. оценивались скоростные способности спортсменов по результатам сдачи контрольных нормативов на суше и на воде.

Результаты исследования и выводы. Как показали полученные данные, спортсмены, способные с места разогнать себя до максимальной скорости за наименьшее время, показывают лучший спортивный результат на дистанции 50 м. Пловцы, способные как можно дольше держать максимальную скорость на протяжении всей серийной работы спринтерских симуляторов, показывают лучший спортивный результат на дистанции 100 м. Выявлено, что среди девочек и мальчиков сильную степень зависимости со спортивным результатом имеет серийная работа четыре раза по 15 м на финиш (максимально). Используя данные о зависимости спортивного результата от уровня развития скоростных способностей спортсменов-подводников, тренер может правильно выстроить тренировочный процесс, как на суше, так и на воде, что в дальнейшем приведет к росту спортивных результатов.

Ключевые слова: скорость, подводный спорт, дистанция, соревнования, пловец-подводник, спортивная техника.

Abstract

Objective of the study was to determine the influence of the speed abilities of swimmers-diverers on sports results.

Methods and structure of the study. Swimmers-diverers aged 13-15 years old (10 girls, 10 boys) took part in the scientific work. All athletes are engaged in the sports school of the Olympic reserve "Sputnik" (Krasnoyarsk) and have a sports category not lower than the third adult. The study was conducted at the sports base of the Avangard sports club, from September 2021 to December 2022. The speed abilities of athletes were assessed based on the results of passing control standards on land and on water.

Results and conclusions. As the obtained data showed, athletes who are able to accelerate themselves from a standstill to maximum speed in the shortest time show the best sports result at a distance of 50 m. Swimmers who are able to maintain maximum speed for as long as possible throughout the serial operation of sprint simulators show the best sports result distance of 100 m. It was revealed that among girls and boys a strong degree of dependence on the sports result has a serial work four times 15 m to the finish line (maximum). Using data on the dependence of sports results on the level of development of the speed abilities of divers, the coach can correctly build the training process, both on land and on water, which will further lead to an increase in sports results.

Keywords: speed, underwater sports, distance, competitions, diver, sports equipment.

Введение. Скоростные способности пловца-подводника характеризуются его умением преодолевать короткие дистанции с высоким темпом и неразрывно связаны с техническим мастерством спортсмена. Без хорошей техники плавания, грамотного выполнения старта и поворотов нет и высоких скоростей. Совершенство техники плавания основным способом, умение выполнять движения с максимальной мобилизацией, сохраняя точность, координированность и оптимальную амплитуду, - важнейшая предпосылка достижения высокого уровня скоростных способностей пловца-подводника.

В подводном спорте скоростные способности спортсмена проявляются при проплывании дистанций 50 и 100 м - такие

дистанции принято считать спринтерскими. Именно на спринтерских дистанциях спортсмены проявляют в полной мере свой уровень развития скоростных способностей.

Цель исследования - определить влияние скоростных способностей пловцов-подводников на спортивный результат.

Методика и организация исследования. В научной работе принимали участие спортсмены-подводники в возрасте 1315 лет (10 девочек, 10 мальчиков). Все спортсмены занимаются в спортивной школе МАУ СШОР «Спутник» (г. Красноярск) и имеют спортивный разряд не ниже третьего взрослого. Исследование проводилось на спортивной базе СК «Авангард», в период с сентября 2021 по декабрь 2022 г. Оценивались

Таблица 1. Результаты сдачи промежуточных нормативов, скоростных серий и спринтерских симуляторов среди девочек (13-15 лет)

Дистанции N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10

Норматив: челночный бег 3х10 м, с 8,8 9,0 8,4 8,1 9,2 8,4 9,5 9,9 9,3 9,4

Норматив: бег на 60 м, с 10,0 9,8 9,6 9,7 9,3 10,1 10,2 9,8 10,3 10,4

Норматив: скольжение со старта 5 м 1,5 1,6 1,6 1,4 1,5 1,6 1,9 1,8 1,7 1,9

Норматив: скольжение после поворота 5 м 2,3 2,8 2,2 2,3 2,6 2,4 2,6 2,5 2,7 2,6

Норматив: реакция старта, с 70 65 69 72 73 69 68 71 75 72

Серия: 4 раза по 25 м (максимально), средняя скорость 13 12 11 13 12 12,5 11,6 10,9 11 12,2

Симулятор: 50 м со старта+50 м с воды (отдых 23/ 24/ 22,5/ 23/ 21,5/ 22,5/ 23/ 22,6/ 24/ 24,2/

между отрезками 10 с) 24,5 26,10 24,0 24,3 23,0 24,0 24,2 24,0 25,1 25,6

5 6 5 5,5 5 5 6 5 6,5 7

Серия: 15 м со старта + 25 м со старта + 35 м 13 12,5 12 11 12 11 12 11 13 19 23,7 13 18 24,1

со старта + 50 м со старта (режим 1 мин) 19 18,4 18 19 18,5 17,5 19 18

22,9 23,7 22,4 23,0 21,3 22,2 22,9 22,7

Серия: 4 раза по 15 м на финиш (максимально) 6 5 4,8 6 5 5,5 5,4 6 6,4 6,6

Результаты на городских соревнованиях (место) 50 м /100 м 2/1 3/4 1/3 4/6 1/1 2/3 3/2 3/2 5/7 3/6

Таблица 2. Результаты сдачи промежуточных нормативов, скоростных серий и спринтерских симуляторов среди мальчиков (13-15 лет)

Дистанции N1 N2 N3 N4 N5 N6 N7 N8 N9 N10

Норматив: челночный бег 3х10 м, с 8,1 9,0 8,5 8,3 7,0 7,4 7,8 9,0 9,3 8,4

Норматив: бег на 60 м, с 8,2 8,4 9,2 8,7 9,1 8,6 9,0 9,5 8,6 8,9

Норматив: скольжение со старта 5 м 2,0 1,5 1,8 2,1 2,3 1,3 1,6 2,3 1,8 1,9

Норматив: скольжение после поворота 5 м 2,0 2,5 2,1 1,9 1,7 1,9 2,2 2,5 2,4 2,7

Норматив: реакция старта, с 65 63 67 70 71 65 65 70 73 72

Серия: 4 раза по 25 м (максимально), средняя скорость 12 10 11 10,5 11,1 10,7 11 10,1 10 11,3

Симулятор: 50 м со старта+50 м с воды (отдых между отрезками 10 с) 22/ 23,2 23/ 23,8 22,3/ 24,0 21/ 22,6 21,5/ 23,0 22,5/ 23,4 22/ 23,2 22/ 22,9 23/ 24 23,1/ 24,3

Серия: 15 м со старта + 25 м со старта + 35 м со старта + 50 м со старта (режим 1 мин) 5 10 16 21,5 5 11 17 23,1 4,5 10 17 22,1 5,4 10 16 21,0 5 11 17 21,1 5 10 17,5 22,0 6 11 17 22,3 5 10 11 21,7 6 11 18 22,8 6 11 18 23,3

Серия: 4 раза по 15 м на финиш (максимально) 5,5 5 4,5 4,9 5 5,2 5,1 5,7 5,2 5,7

Результаты на городских соревнованиях (место) 50 м /100 м 4/5 5/6 5/3 2/1 1/2 3/4 5/7 6/8 7/5 8/9

□ и

£ г.

а

ч—

о (и и

а

с

га

^

О (и .с Н

скоростные способности спортсменов по результатам сдачи контрольных нормативов на суше и на воде.

Результаты исследования и их обсуждение. Результаты сдачи промежуточных нормативов, скоростных серий и спринтерских симуляторов среди девочек и мальчиков представлены в табл. 1, 2.

Как показали полученные данные, спортсмены, способные с места разогнать себя до максимальной скорости за наименьшее время, показывают лучший спортивный результат на дистанции 50 м. Пловцы, способные как можно дольше держать максимальную скорость на протяжении всей серийной работы спринтерских симуляторов, показывают лучший спортивный результат на дистанции 100 м.

Анализируя результаты корреляционного анализа по установлению зависимости спортивного результата от уровня развития скоростных способностей спортсменов, выявлено, что среди девочек и мальчиков сильную степень зависимости со спортивным результатом имеет серийная работа четыре раза по 15 м на финиш (максимально) (г=0,82 и г=0,84). Хорошая степень зависимости наблюдается с серийной работой: 15 м со старта + 25 м со старта + 35 м со старта + 50 м со старта (режим 1 мин) (г=0,75 и г=0,79), четыре раза по 25 м (максимально) (г=0,76, г=0,80), с симулятором 50 м со старта + 50 м с воды (отдых между отрезками 10 с) (г=0,75, г=0,78), с бегом на отрезок 60 м (г=0,73, г=0,75). Средняя корреляционная взаимосвязь с нормативами: скольжение со старта 5 метров (г=0,51, г=0,63), реакция старта (г=0,54, г=0,51). Низ-

кая степень с нормативами: челночный бег (г=0,32, г=0,34), скольжение после поворота 5 метров (г=0,32, г=0,31).

Вывод. Рост достижений в подводном спорте в большой мере определяется постоянным совершенствованием методов подготовки спортсменов.

Используя данные о зависимости спортивного результата от уровня развития скоростных способностей спортсменов-подводников, тренер может правильно выстроить тренировочный процесс, как на суше, так и на воде, что в дальнейшем приведет к росту спортивных результатов.

При тренировке скоростных способностей в возрасте 13-15 лет отличительной чертой является применение упражнений скоростной направленности с периодом отдыха до полного восстановления. Также в данном возрастном периоде закладываются основы для высокого уровня не только быстроты на дистанции, но и стартовой реакции, а также поворота и отталкивания.

Использованная литература

1. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 243 с.

2. Валеев А. М. Влияние мышечных тренировок плаванием на развивающийся организм / А. М. Валеев // Теория и практика физической культуры. 2009. - № 10. - С. 20-22.

3. Викулов А. Д. Плавание: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. Д. Викулов. - М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -367 с.

4. Костикова С. Д. Выявление спортивно одаренных детей для занятий спортивным плаванием / С. Д. Костикова // Проблемы разви-

34

http://www.teoriya.ru

№4 • 2023 Апрель | Арп!

тия физической культуры и спорта в новом тысячелетии. - 2014. -Т. 1. - № 1. - С. 88-91.

5. Костючик И. Ю. Развитие скоростных качеств у юных пловцов // В сборнике: Современные проблемы физического воспитания студентов и студенческого спорта Сборник статей и тезисов международной научно-практической конференции / И. Ю. Костючик. - Ишим, 2013. - С. 180-184.

6. Крылов А. И. Плавание в физическом воспитании школьников / А. И. Крылов, С. В. Кононов // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2006. - № 20. - С. 17-20.

7. Логинов С. И. Влияние регулярных занятий плаванием на физическое развитие детей: (исслед. в рамках разраб. мед.-биол. паспорта здоровья юного спортсмена) / С. И. Логинов // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 6. - С. 89-93.

8. Морозов С. Н. Оценка состояния физической подготовленности пловцов-спринтеров и стайеров в системе управления тренировочным процессом: учеб. пособие для институтов физической культуры / С. Н. Морозов. - М., 1983. - 65 с.

9. Платонов В. Н. Сильнейшие пловцы мира: Методика спортивной тренировки / В. Н. Платонов, С. Л. Фесенко. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 304 с.

References

1. Bulgakova N.Zh. Otbor i podgotovka yunykh plovtsov [Selection and training of young swimmers]. Moscow: Fizkultura i sport publ., 1986. 243 p.

2. Valeev A.M. Vliyaniye myshechnykh trenirovok plavaniyem na razvi-vayushchiysya organizm [influence of muscle training by swimming on a developing organism]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2009. No. 10. pp. 20-22.

3. Vikulov A.D. Plavaniye [Swimming]. Study guide for students of higher educational institutions. Moscow: VLADOS-PRESS publ., 2004. 367 p.

4. Kostikova S.D. Vyyavleniye sportivno odarennykh detey dlya zanyatiy sportivnym plavaniyem [Identification of gifted children for sports swimming]. Problemy razvitiya fizicheskoy kul'tury i sporta v novom tysy-acheletii. 2014. Vol. 1. No. 1. pp. 88-91.

5. Kostyuchik I.Yu. Razvitiye skorostnykh kachestv u yunykh plovtsov [Development of speed qualities in young swimmers]. Sovremennyye problemy fizicheskogo vospitaniya studentov i studencheskogo spor-ta [Modern problems of physical education of students and student sports]. Proceedings International scientific-practical conference. Ishim, 2013. pp. 180-184.

6. Krylov A.I., Kononov S.V. Plavaniye v fizicheskom vospitanii shkolnikov [Swimming in the physical education of schoolchildren]. Uchenye za-piski universiteta im. P.F. Lesgafta. 2006. No. 20. pp. 17-20.

7. Loginov S.I. Vliyaniye regulyarnykh zanyatiy plavaniyem na fizicheskoye razvitiye detey [The influence of regular swimming lessons on the physical development of children: (research within the framework of the development of a medical-biological health passport of a young athlete)]. Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. 2013. No. 6. pp. 89-93.

8. Morozov S.N. Otsenka sostoyaniya fizicheskoy podgotovlennosti plovtsov-sprinterov i stayyerov v sisteme upravleniya trenirovochnym protsessom [Assessment of the state of physical fitness of swimmers-sprinters and stayers in the training process management system]. Study guide for institutes of physical culture. Moscow, 1983. 65 p.

9. Platonov V.N., Fesenko S.L. Silneyshiye plovtsy mira [The strongest swimmers of the world]. Methods of sports training. Moscow: Fizkultura i sport, 1990. - 304 p.

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ПОДВИЖНОСТЬ ПОЗВОНОЧНОГО ОТДЕЛА ШКОЛЬНИКОВ, ПРОЖИВАЮЩИХ В УСЛОВИЯХ КРАЙНЕГО СЕВЕРА

Доктор педагогических наук, профессор В.В. Пономарев1, 2 Кандидат педагогических наук, доцент В.М. Кравченко3 Кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Бартновская3 1Сибирская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, Железногорск 2Сибирский федеральный университет, Красноярск 3Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДМ^С 796.01:612

Ключевые слова: Крайний Север, позвоночный отдел, школьники, физическое воспитание.

Введение. Корректно организованный процесс и программное содержание физического воспитания школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера, на основе учета негативных факторов местной среды проживания, будет способствовать гармоничному и поступательному физическому развитию детей в данном неблагоприятном для жизнедеятельности регионе. Одним из важных показателей развития опорно-двигательного аппарата детей является подвижность позвоночного отдела.

Цель исследования - провести анализ подвижности позвоночного отдела школьников, проживающих в условиях Крайнего Севера.

Методика и организация исследования. В эксперименте приняли участие школьники г. Норильска Красноярского края с 1-го по 11-й классы, объем выборки составил 1000 человек. Для оценки подвижности позвоночного отдела использовался контрольный тест - «Наклон вперед из положения сидя ноги вместе, руки ладошками вниз двигаются во время наклона вперед вдоль туловища, где необходимо как можно ближе прижать туловище к коленям ног. Захватывать руками ноги запрещается». Если пальцы рук находятся до пяток, то это результаты со знаком (-), если за пятками - результаты со знаком (+).

Результаты исследования и выводы. Проведенные измерения подвижности позвоночного отдела школьников 1-11-х классов, проживающих в условиях Крайнего Севера, показали следующее:

MOBILITY OF THE SPINAL DEPARTMENT OF SCHOOLCHILDREN LIVING IN THE FAR NORTH

Dr. Hab., Professor V.V. Ponomarev12 PhD, Associate Professor V.M. Kravchenko3 PhD, Associate Professor L.A. Bartnovskaya3

1Siberian Fire and Rescue Academy of EMERCOM of Russia, Zheleznogorsk 2Siberian Federal University, Krasnoyarsk 3Krasnoyarsk State Pedagogical University named after V.P. Astafiev, Krasnoyarsk

Поступила в редакцию 12.02.2023 г.

- у девочек: 1-й класс - 4,4 см; 2-й класс - 6,1 см; 3-й класс - 1,0 см; 4-й класс - 5,4 см; 5-й класс - 3,9 см; 6-й класс -2,6 см; 7-й класс - 8,3 см; 8-й класс - (-3,5) см; 9-й класс -10,7 см; 10-й класс - 12,1 см и 11-й класс - 9,8 см;

- у мальчиков: 1-й класс - 3,5 см; 2-й класс - 1,4 см; 3-й класс - (-3) см; 4-й класс - 3,1 см; 5-й класс - 0,5 см; 6-й класс - (-0,2) см; 7-й класс - 4,3 см; 8-й класс - (-2,1) см; 9-й класс - (-1,0) см; 10-й класс - 6,3 см и 11 -й класс - 5,3 см.

Анализируя полученные результаты, необходимо отметить, что у девочек развитие подвижности позвоночного отдела наблюдается с 7-го по 11-й классы, наиболее низкие показатели подвижности выявлены в 3, 6 и 8 классах. У мальчиков наиболее высокие показатели подвижности позвоночного отдела выявлены в 7, 10 и 11 классах. Низкие показатели подвижности в 2, 3, 5, 8 классах.

Вывод. Данные результаты показывают, что в целом у детей, проживающих в условиях Крайнего Севера, недостаточно формируется подвижность позвоночного отдела на уроках физической культуры. В связи с чем необходимо разрабатывать корректирующие дополнительные педагогические мероприятия, направленные на системное формирование подвижности позвоночного отдела детей, проживающих в неблагоприятных условиях жизнедеятельности Крайнего Севера.

Литература

1. Пономарев В. В. Педагогические технологии физкультурного образования школьников Крайнего Севера: дис. ... докт. пед. наук

/ В. В. Пономарев. - Тюмень, 2002. - 391 с.

Информация для связи с автором: vaspon59@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.