СТРУКТУРНЫЙ АНАЛИЗ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА СПРИНТЕРСКИХ ДИСТАНЦИЯХ В ПЛАВАНИИ
УДК/UDC 797.21
Поступила в редакцию 03.07.2015 г.
Доктор педагогических наук, профессор Е.А. Ширковец1 Доктор педагогических наук, профессор Б.Н. Шустин1 1 Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры и спорта, Москва
STRUCTURAL ANALYSIS OF COMPETITIVE ACTIVITY IN SPRINT
Dr.Hab., Professor E.A. Shirkovets1
Dr.Hab., Professor B.N. Shustin1
'All-Russian Research Institute of Physical Culture and Sport, Moscow
Информация для связи с автором: [email protected]
Аннотация
В статье анализируется соревновательная деятельность на дистанции плавания 50 м вольным стилем. Выявлено различие взаимосвязей компонентов соревновательной деятельности трех групп спортсменов (по 60 человек каждая), имевших разный уровень достижений на спринтерской дистанции (от спортсменов-разрядников до мастеров спорта международного класса). При тестировании в стандартных условиях были определены эргометрические и биоэнергетические показатели, характеризующие специальную работоспособность спортсменов. По результатам анализа синхронной видеозаписи в условиях официальных соревнований оценивались количественные соотношения показателей, которые определяют уровень спортивных достижений. Задачей данного исследования являлся поиск оптимальной структуры показателей соревновательной деятельности, обуславливающих спортивные достижения пловцов-спринтеров. При анализе структуры соревновательной деятельности определялись количественные характеристики и относительная значимость показателей, влияющих на уровень спортивных достижений в плавании на спринтерской дистанции. Исследования выявили характерные изменения скорости при преодолении дистанции, вызванные не только утомлением спортсменов, но и разнородностью элементов соревновательной деятельности (стартовый полет, вход в воду, переход к дистанционному плаванию, финиш).
Ключевые слова: спорт высоких достижений, спринт, спортивное плавание, соревновательная деятельность.
Annotation
Allocation of the structure of competitive activity of swimmers is an acute issue of sport science.
The present paper concerns the problem of competitive activity in 50 m freestyle swimming. Differences in the relations of components of competitive activity in three groups of athletes (60 people each), who had different levels of performance in sprint (from rated athletes to masters of sports of international class), have been identified. When tested under standard conditions ergometric and bioenergetic parameters of special working capacity of athletes had been defined. According to the analysis of the synchronous footage under official competition the quantitative ratios of indicators, which determine the level of sports performance, were estimated.
The purpose of the study was to define the optimal structure of parameters of competitive activity, determining sports performance of sprint swimmers. When analyzing the structure of competitive activity the characteristics and relative importance of factors affecting the level of sports performance in swimming sprint were identified. Studies have revealed typical changes in speed while clearing the distance, caused not only by fatigue in athletes, but also by a variety of elements of competitive activity, such as takeoff, dive, changing to distance swimming and finish).
Keywords: elite sport, sprint, sports swimming, competitive performance.
Введение. Выявление структуры соревновательной деятельности пловцов - актуальная проблема спортивной науки.
Цель исследования - построение оптимальной структуры показателей соревновательной деятельности, которые определяют уровень спортивных достижений пловцов-спринтеров.
Методика и организация исследования. На первом этапе исследования по результатам тестирования испытуемых в стандартных лабораторных условиях были определены эргометрические и биоэнергетические показатели, характеризующие специальную работоспособность спортсменов [1-3]. База данных, в которой накапливается информация о структуре соревновательной деятельности, была получена
при обработке результатов синхронной видеосъемки спортивных соревнований различного ранга, вплоть до международных.
В процессе исследования была проанализирована взаимосвязь компонентов соревновательной деятельности пловцов-спринтеров общей численностью 180 человек, имевших разный уровень достижений на дистанции плавания 50 м вольным стилем - от спортсменов-разрядников до мастеров спорта международного класса (МСМК). Спортсмены были разделены на три группы, по 60 человек в каждой в соответствии с их квалификацией. Первую группу составили спринтеры международного класса с лучшими результатами в диапазоне 22,0-22,9 с, вторую - спортсмены с результатами
в диапазоне 23,0-23,9 с и третью - пловцы с достижениями в спринте от 24,0 до 24,9 с.
Время преодоления разных участков дистанции определено по результатам анализа синхронной видеозаписи четырьмя камерами в условиях официальных соревнований по описанной ранее методике [2]. В результате была получена информация о прохождении стартового, двух стационарных и финишного участков, а также о темпе и шаге каждого спортсмена.
Результаты исследования и их обсуждение. Динамика скорости, усредненная для каждой из перечисленных трех групп спортсменов, приведена на графиках рис. 1. Даны средние значения скорости на стартовом участке 10 м, на втором и третьем участках стационарного плавания (длиной по 15 м) и на финишном участке дистанции длиной 10 м. Кривые, отражающие динамику скорости плавания на разных участках дистанции, корректно описываются степенной зависимостью, коэффициент детерминации составляет 0,88-0,90. Здесь быстрая фаза снижения скорости обусловлена переходом от стартового ускорения к дистанционному плаванию. Все три кривые сходны по динамике изменения (степенной показатель равен 0,21-0,22), но они отличаются скоростью прохождения каждого стационарного участка. У пловцов первой группы на каждом участке скорость выше примерно на 0,1 м/с по сравнению с таковой спортсменов второй группы и на 0,2 м/с по сравнению с третьей, различия достоверны при р<0,01. В приведенных уравнениях уровень спортивных достижений в наибольшей степени отражает предэкспонен-циальный множитель, который в первой группе составил 2,61, во второй - 2,48, а в третьей - 2,34.
Следует отметить, что кривые скорости плавания различаются в разных группах спортсменов не только на первой половине дистанции, но также и на финишном участке.
Подобные различия обусловлены особенностью энергообеспечения двигательной деятельности. Энергию мышечного сокращения обеспечивает распад АТФ до АДФ, но запаса АТФ в организме не создаётся, поэтому для обеспечения всех метаболических процессов постоянно синтезируются новые молекулы АТФ. В организме АТФ является одним из самых часто обновляемых веществ, у человека продолжительность жизни одной молекулы АТФ - менее 1 мин [3]. Креатинфосфат обеспечивает ресинтез АДФ в реакции:
КрФ + АДФ + Н+ < - > АТФ + Кр.
Фосфорилирование АДФ в организме происходит путем как субстратного, так и окислительного фосфорилиро-вания, при котором используется энергия окисляющихся
веществ. Основная масса АТФ образуется в ходе окислительного фосфорилирования. Субстратное фосфорилирова-ние АТФ осуществляется в процессе гликолиза, а также при переносе фосфатной группы с других макроэргических соединений. Поскольку эндогенные запасы креатинфосфата способны обеспечить выполнение работы только на первой половине дистанции, то дальнейшее истощение запасов кре-атинфосфата приводит к снижению работоспособности в работе максимальной мощности. Снижение скорости на второй половине дистанции обусловлено тем, что предельная по интенсивности работа лимитируется в первую очередь креатин-фосфатным энергоисточником, время функционирования которого при пиковой мощности составляет 10-15 с [3, 4].
На второй половине дистанции происходит переключение энергообеспечения с гидролиза фосфагенов на менее мощный источник энергообеспечения, а именно на анаэробный гликолиз [5, 6]. Вторую половину дистанции пловцы преодолевают в условиях усиливающегося анаэробного гликолиза. Вследствие этого концентрация лактата на финише достигает 9-13 ммоль/л, а в отдельных случаях превышает 15 ммоль/л [1, 7].
Для количественной оценки связи уровня спортивных результатов в плавании на 50 м с отдельными компонентами соревновательной деятельности был проведен статистический анализ, включавший корреляционный и регрессионный методы. На рис. 2 показано различие корреляционных связей спортивного результата со скоростью на разных участках дистанции для спортсменов разной квалификации.
Приведенная диаграмма показывает, что спортивный результат в значительной степени обусловлен скоростью прохождения стационарных участков плавания. В группе сильнейших спортсменов оценка корреляции спортивного результата со временем на первой половине дистанции составляет 0,74, а на второй - 0,69 (необходимое значение коэффициента корреляции при п=60 и уровне значимости 0,05 равно 0,25). Подобные соотношения выявляются и для менее квалифицированных спортсменов. Анализ взаимосвязей показателей, влияющих на результативность на данной дистанции, выявил следующую закономерность. В группе пловцов высшей квалификации теснота корреляции времени на второй половине дистанции со спортивным результатом ниже, чем на первой, а у менее квалифицированных спортсменов отмечается противоположная тенденция. Очевидно, решающее условие для достижения
Рис. 1. Динамика скорости плавания на разных участках дистанции 50 м вольным стилем у спортсменов разной квалификации
Рис. 2. Корреляция спортивного результата со временем преодоления разных участков дистанции, а также темпом и шагом для групп спортсменов разной квалификации
высоких результатов в спринтерском плавании - абсолютная скорость на первом стационарном участке дистанции. В пользу данного факта говорит и статистическая оценка: большинство победителей крупнейших соревнований в спринтерском плавании были первыми на середине дистанции и далее удерживали полученное преимущество до финиша.
Корреляция спортивных результатов со временем преодоления стартового и финишного участков неоднозначна для спортсменов разной квалификации. Выявлено, что чем более высок класс спортсменов, тем менее тесная корреляция связывает эти параметры. У менее квалифицированных спортсменов оценки корреляции спортивного результата со временем прохождения стартового и финишного участков соответственно были равны 0,58 и 0,78, тогда как в группе сильнейших они составляли 0,28 и 0,37.
Независимость вариаций результатов на спринтерской дистанции и скорости плавания на стартовом участке подтверждается следующим фактом. При анализе многочисленных примеров раскладки прохождения дистанции было выявлено следующее. При одинаковом времени у разных спортсменов на стартовом участке, равном 3,7 с, конечный итог результатов на дистанции в плавании на 50 м вольным стилем варьировался в диапазоне от 22,0 с до 24,5 с. Подобный же характер проявляется и в соотношении спортивного результата на 50 м со временем прохождения финишного участка.
Корреляция темпа и шага со спортивным результатом во всех трех группах недостоверна, очевидно, что эти показатели варьируются независимо друг от друга. Примечательно, что у высококвалифицированных спортсменов, результаты которых составляют от 22,0 до 23,0 с, различия темпа на дистанции достигали 55-78 циклов в минуту, а шаг варьировался от 1,7 до 2,4 м. Таким образом, высоких результатов в спринтерском плавании спортсмены добиваются при больших вариациях величин как темпа, так и шага.
Если корреляционный анализ дает возможность установить меру взаимной вариативности сравниваемых параметров, то расчет регрессионных зависимостей позволяет установить величину отдельных показателей, которые необходимы для достижения планируемых результатов. Расчеты показали, что спортивный результат на 50 м связан со временем прохождения первой половины дистанции следующим уравнением: t (50 m) = 1,97 + 1,96 t (25 m), (1),
где t (50 m), t (25 m) - время преодоления дистанций 50 м и 25 м. Из этой зависимости следует, что при планируемом в спринтерском плавании результате, равном 23,0 с, время прохождения первой половины дистанции должно составлять 10,73 с.
Уравнения, связывающие спортивный результат на 50 м со временем прохождения стартовых и финишных участков, имеют следующий вид:
t (50 m) = 7,12 + 3,41 t (st), (2),
t (50 m) = 5,13 + 3,75 t (fin), (3),
где t (st), t (fin) - соответственно время преодоления стартового и финишного участков дистанции. В соответствии с этими уравнениями при результате, равном 23,0 с, время прохождения первого стационарного участка должно равняться 4,67 с, а второго - 4,97 с. Естественно, приведенные расчеты носят статистический характер, реальные соотношения могут
отличаться от расчетных. Но проведение анализа дает возможность целенаправленно корректировать тренировочный процесс, выявляя количественные соотношения отдельных компонентов соревновательной деятельности.
В комплексной оценке соревновательной деятельности необходим анализ взаимосвязей всей совокупности рассматриваемых компонентов. Для установления зависимости одной переменной от нескольких независимых переменных применяется метод множественного регрессионного анализа. Используя такие уравнения множественной регрессии, для спортсменов различной квалификации создают модели эффективного прохождения дистанции, а сравнение реальных вариантов соревновательной деятельности с расчетными показывает величину индивидуальных отклонений от модельных характеристик.
В таблице дан пример расчета четырех параметров, а именно - времени на стартовом и финишном отрезках и времени прохождения первого и второго стационарных участков.
Другой подход к анализу соревновательной деятельности представляет анализ уравнений регрессии, в которые включаются показатели функциональных возможностей спортсменов. При этом выявляется относительная значимость биоэнергетических показателей, которые определяют успешность выступления в спринтерском плавании. По результатам комплексного тестирования квалифицированных пловцов в качестве независимых переменных при проведении расчетов в уравнение вводились выбранные показатели. На каждом шаге расчетов в уравнение вводился тот аргумент, который уменьшал остаточную дисперсию. В приведенном в качестве примера уравнении дана стандартизированная размерность коэффициентов (она представлена как доля собственного стандартного отклонения каждого показателя). В результате получено следующее уравнение: У (50 м= 0,15 х, + 0,31 х> + 0,27 хз + 0,24 х4, Ву1=15,0; где: х1 - аэробная мощность, х, - алактатный О2-долг, х3 - лак-татный О2-долг, х4 - показатель силы тяги в воде, Sy1 - остаточная дисперсия.
Анализ частных коэффициентов регрессии показывает, что для спринтерской соревновательной деятельности большое значение имеют мощность анаэробного энергообеспечения, а также величина специфических силовых возможностей. Практическая ценность получаемых таким образом уравнений возрастает при систематическом тестировании и оценке динамики рассматриваемых коэффициентов регрессии.
Заключение. Анализ регрессионных зависимостей позволяет оценить величину и значимость отдельных структурных элементов соревновательной деятельности. На каждом этапе исследования определяются отстающие в подготовке звенья и далее в системе подготовки спортсмена вырабатываются корректирующие воздействия.
Представляем один из вариантов сочетания тренировочных нагрузок в микроцикле, направленном на повышение скоростных возможностей. В первый день микроцикла акцент делается на развитии качеств быстроты (пятая зона интенсивности) как в утренней, так и в вечерней тренировке, при этом нагрузки первой и второй зон мощности используются для восстановления функций организма. Нагрузки второго дня микроцикла планируются по принципу контраста по от-
Параметры уравнений для спринтеров разной квалификации
Группа a (0) Коэффициенты регрессии
х, (старт) х, (1-й стац. участок) х, (2-й стац. участок) х4 (финиш)
1 28,89 0,99 - 3,30 - 3,37 1,00
2 30,97 1,00 - 3,87 - 4,52 1,01
3 32,96 1,01 - 4,24 - 4,52 1,02
ношению к первому дню, основной объем составляет работа аэробной направленности, а высокоинтенсивные упражнения применяются в небольшом объеме как дополнительные для решения частных задач. Тренировки третьего дня строятся по аналогии с первым днем, когда основу составляют нагрузки креатинфосфатной и силовой направленности, но объем аэробных нагрузок снижается по сравнению с первым днем. В первой половине четвертого дня микроцикла упражнения максимальной интенсивности сочетаются с нагрузками аэробной направленности, после чего выполняется программа восстановительных мероприятий. Вторая половина недели зеркально повторяет описанную последовательность построения тренировочного процесса.
Литература
1. Липский Е.В. Структура соревновательной деятельности пловцов вольного стиля: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е.В. Липский. -М., 1999 - 24 с.
2. Ширковец Е.А. Система оперативного управления и корректирующие воздействия при тренировке в циклических видах спорта: дис. ... докт. пед. наук / Е.А. Ширковец. - М., 1995. - 284 с.
References
1. Lipskiy, E.V. Struktura sorevnovatel'noy deyatel'nosti plovtsov vol'nogo stilya: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk (Structure of competitive activity of freestyle swimmers: abstract of Ph.D. thesis) / E.V. Lipskiy. -Moscow, 1999 - 24 P.
2. Shirkovets, E.A. Sistema operativnogo upravleniya i korrektiruyushchie vozdeystviya pri trenirovke v tsiklicheskikh vidakh sporta: dis. ... dokt. ped. nauk (System of operational management and corrective actions in training in cyclic sports: doctoral thesis (Hab.) / E.A. Shirkovets. -Moscow, 1995. - 284 P.
3. Gollnick, P. Metabolic regulation in skeletal muscle / P. Gollnick //Acta physiol. scand., 1986, 128, Suppl. N 556. - P. 53-56.
4. Hopwood, M.J. Creatine supplementation and swim performance: a brief review / M.J. Hopwood, G. Kenneth, B.R. Kieron // J. of Sports Sc. and Med. (2006) 5. - P.10-24.
5. Matsuura, R., Hisayoshi, O. Effect of Blood Lactate Concentration and the Level of Oxygen Uptake Immediately before a Cycling Sprint on Neuromuscular Activation during / R. Matsuura, 0. Hisayoshi // J. Physiol. Anthropology, 25(4): 2006. - P. 267-273.
6. Rodahl, K. Energy supply in heavy exercise //25 Cong. Physiol. Munich, 1991. - P. 93.
7. Scott, C.B. Contribution of blood lactate to the energy expenditure of weight training / C.B. Scott // J. Strength Cond. Res. 2006 May; 20(2): 404-11.
ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ СТУДЕНТОВ
в процессе Физкультурно-спортивной деятельности
УДМ^С 796.011 Поступила в редакцию 03.09.2015 г.
Кандидат педагогических наук, доцент Н.М. Куликов1 Кандидат педагогических наук, доцент Ф.Д. Мухамитянов2
Чайковский филиал Пермского национального исследовательского политехнического университета, г Чайковский 2Чайковский государственный институт физической культуры, г Чайковский
Ключевые слова: социализация студентов, физкультур-но-спортивная деятельность, механизмы социализации.
Введение. Социализация студентов, предполагающая формирование ценностных ориентаций, успешное профессиональное развитие, - одна из функций системы высшего образования. Содержание социализации студентов, направленное на формирование ценностных ориентаций, успешное личностное и профессиональное развитие, представлено в Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования (ФГОС ВПО).
Занятия по предмету «Физическая культура» в университете чаще всего рассматривают как средство формирования и совершенствования физической культуры личности студента, недооценивая социализирующее значение этих занятий.
Цель исследования - определить социально-психологические аспекты социализации студентов в процессе физкуль-турно-спортивной деятельности.
Результаты исследования и их обсуждение. В социально-гуманитарном знании выделяются три сферы, в которых осуществляется социализация, становление личности: деятельность, общение, самосознание. Общение неразрывно связано с деятельностью. Особенно это проявляется в совместной деятельности.
Совместная деятельность является основой для формирования качеств личности, определяющих успех работы в команде (коллективе). Закрепляясь в практике общественного поведения, они превращаются в наиболее общие черты характера, которые называются коммуникативными [1].
Совместная деятельность в физкультурно-спортивной деятельности - непременное условие ее существования. Особенно это проявляется тогда, когда в содержание занятий
входят спортивные игры и используются соревновательный и игровой методы.
Совместной физкультурно-спортивной деятельности и особенно спортивным играм присущ ряд особенностей, которые обеспечивают хороший эффект в формировании коммуникативных качеств личности:
• Наличие единой цели для всех членов команды, которая определяет их взаимодействие, распределение обязанностей.
• Присутствие в каждой игре моментов противоборства, соперничества, конкуренции, которые проявляются в стремлении выиграть в соревновании, добиться лучшего результата.
• Высокий эмоциональный накал спортивной деятельности на фоне максимального физического и психического напряжения в соревновательных условиях.
• Совместно переживаемые эмоции успеха или неудачи.
• Правильная организация работы спортивного педагога с учебной группой воспитывает у занимающихся те черты личности, которые нельзя сформировать при индивидуальном воспитании.
Вывод. Широкое и целенаправленное использование в урочных и внеурочных формах занятий по предмету «Физическая культура» в университете спортивных игр, игровых и соревновательных методов будет способствовать формированию общекультурных компетенций студентов, способности работать в коллективе и к сотрудничеству.
Литература
1. Ананьев Б.Г. О проблеме современного человекознания / Б.Г. Ананьев. - СПб.: Питер, 2001. - 272 с.
Информация для связи с автором: [email protected]