Научная статья на тему 'Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста'

Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1398
111
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НРАВСТВЕННОСТЬ / ВОСПИТАНИЕ НРАВСТВЕННОСТИ / СКАЗКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Еремеева Василина Васильевна

В статье анализируются способы передачи знаний о мире через сказку. Раскрывается значимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Еремеева Василина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного возраста»

полученной на 2 стадии. На этой стадии запланировано достижение нескольких важных целей. В первую очередь учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Цель применения технологии ЧПКМ - научить детей применять эту технологию самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни [1, с. 299].

Важно не в готовом виде давать знания, а добывать их совместно. Работа, проводимая в рамках развития критического мышления, научит детей анализировать, синтезировать, сопоставлять, делать выводы.

Литература

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. М.: Пресс, 2001 г. 369 с.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие. М., 1998 г. 280 с.

3. Заир-Бек С. И., Муштавинская И. В. Развитие критического мышления на уроке, М.: Просвещение, 2011. 186 с.

Влияние сказки на нравственное воспитание детей дошкольного

возраста Еремеева В. В.

Еремеева Василина Васильевна /Егетееуа Уазйта УазИета - студент, кафедра дошкольного образования, Педагогический институт Северо-Восточный федеральный университет им. М. К. Аммосова, г. Якутск

Аннотация: в статье анализируются способы передачи знаний о мире через сказку. Раскрывается значимость нравственного воспитания в дошкольном возрасте. Ключевые слова: нравственность, воспитание нравственности, сказка.

В настоящее время мы все чаще наблюдаем примеры детской жестокости, агрессивности по отношению друг другу, по отношению к близким людям. Под влиянием далеко не нравственных мультфильмов у детей искажены представления о нравственных качествах: о доброте, милосердии, справедливости. С рождения ребенок нацелен на идеал хорошего, поэтому считаю, что уже с младшего дошкольного возраста необходимо показать малышу нравственную суть каждого поступка. Любая сказка имеет социально -педагогический эффект: она обучает, воспитывает, предупреждает, учит, побуждает к деятельности и даже лечит. Иначе говоря, потенциал сказки гораздо богаче ее художественно - образной значимости. Сказка является одним из важнейших нравственно - педагогических средств формирования личности.

Ценность сказок заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка, а в особенности на нравственное воспитание. Сказки внушают уверенность в торжестве правды, победе добра над злом. Как правило, страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость - результат борьбы, результат совместных усилий.

Работа будет эффективной, если при использовании сказки в нравственном воспитании мы так же будем опираться еще и на принцип вариативности, учитывая возрастные особенности. Усилия воспитателя должны сосредотачиваться на умелом

87

разрешении противоречий вместе с детьми и развитии у них в этом процессе нравственного чувства, сознания, привычек, нравственного воспитания [3, с. 123].

Для успешного развития нравственных представлений у дошкольников, необходимо создать педагогические условия. Формы работы с детьми: чтение сказок (Народные и литературные сказки), беседа по сказкам, занятия по сказкам. Также к работе по формированию нравственных качеств нужно подключать родителей. Проводить консультации с родителями на тему «Читайте детям сказки».

В процессе эксперимента, который проводился в МЮДОУ «Ньургусун» с. Сунтар РС(Я) проводился в три этапа: констатирующий, формирующий и контрольный. Мы проводили исследование в старшей группе всего 10 детей, за критерии нравственности принимались ответы на вопросы, где выявилось: насколько ребенок понимает смысл сказки, мораль, правильно ли выделяет в сказке нравственные качества героев. Полученные результаты были выражены в трех критериях (высокий уровень, средний, низкий). Во время констатирующего этапа выяснилось, что 30% детей относятся к критерию «высокого уровня развития нравственных качеств», а 40% к «низкому». После проведения формирующего этапа, где проводились методы применения сказок, высокий уровень заметно повысился - 60%, низкий - 0%. Эксперимент наглядно показал, что применение сказки воспитывает в детях нравственные качества.

Проблема нравственного воспитания личности существует давно и в этой области сделано немало открытий. Педагогический процесс нравственного воспитания -организация детей на преодоление и разрешение жизненных противоречий, проблем, выборов, конфликтов и столкновений. В бесконечном потоке нравственных выборов между желанием и долгом, добром и злом, состраданием и жестокостью, любовью и ненавистью, правдой и ложью, эгоизмом и коллективизмом формируются черты характера, нравственные качества. На протяжении всего дошкольного возраста надо стараться учить детей слушать, воспринимать и понимать сказку [2, с. 113].

Таким образом, в дошкольном возрасте создаются наиболее благоприятные условия для влияния сказок на нравственное воспитание детей. В этот период расширяется и перестраивается система взаимоотношений ребенка со взрослыми и сверстниками, усложняются виды деятельности, возникает совместная со сверстниками деятельность.

Литература

1. Мельникова Н. В. Нравственная сфера развития дошкольника: учеб. Пособие. Шадринск: ШГПИ, 2010. 109 с.

2. Нравственное и трудовое воспитание дошкольников: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / С. А.Козлова, Н. К. Ледовских, В. Д. Калишенко и др.; под ред. С. А. Козловой. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 192 с.

3. Нравственное воспитание в детском саду / Под ред.В. Г. Нечаевой. М.: Сфера, 2002. С. 185.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.