Научная статья на тему 'Влияние системы управления НИОКР на цепочку создания ценности нефтегазовых компаний'

Влияние системы управления НИОКР на цепочку создания ценности нефтегазовых компаний Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НИОКР / ЦЕПОЧКА СОЗДАНИЯ СТОИМОСТИ / НЕФТЕГАЗОВЫЕ КОМПАНИИ / ПРИБЫЛЬ / КОНЦЕПЦИЯ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / ПРОЕКТНЫЙ ПОДХОД / ПОТРЕБИТЕЛЬСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Токарева Светлана Андреевна, Ремишевская Карина Викторовна, Захаров Денис Юрьевич

В современных рыночных условиях для компаний нефтегазового сектора одним из основных конкурентных преимуществ является эффективность ведения инновационной деятельности. Как правило, внедрение инноваций сопряжено с высоким уровнем риска. Для того чтобы определить целесообразность той или иной инновации в организации в долгосрочной перспективе, авторами предлагается рассмотреть цепочку создания ценности продукции или компании в целом.Акцентируя внимание на цепочке создания ценности продукции, а не ее стоимости, ана-лиз проводится с учетом будущих денежных потоков, то есть, будущей реакции потребите-ля, что является весьма актуальным именно для инновационной деятельности. Важным элементом, влияющим на генерируемую продуктом ценность при долгосрочном планиро-вании в сфере нефтегазовой промышленности, являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Соответственно, принципы организации систе-мы управления НИОКР компании должны быть нацелены на повышение эффективности инновационной деятельности и минимизацию рисков. В качестве наиболее рационального подхода предлагается применение процессного и результатного мониторинга при примене-нии проектного подхода к управлению.В статье рассмотрена цепочка создания стоимости, разработанная М. Портером в 1985 году. Отмечено, что данная концепция группировки видов деятельности может быть применена также для рассмотрения процесса создания ценности продукции или организа-ции в целом. Само понятие ценности в данном контексте включает ориентацию на будущие денежные потоки, что учитывает специфику инновационной деятельности. Отдельное вни-мание уделяется принципам организации системы НИОКР в компаниях нефтегазового сектора. Если организация рассчитывает на долгосрочный эффект от ведения инновацион-ной деятельности в будущем, то должна выстроить наиболее оптимальную систему управ-ления НИОКР уже в настоящий момент. Такая система должна быть основана на постоянном контроле, причем как за процессами, так и за результатами ее функционирования. Немаловажную роль играет и идеологический аспект, «система ценностных ориентиров» УДК компании, которая подкрепляет стремление работников организации к ускоренному вне-дрению инноваций, более гибкому реагированию на изменения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Токарева Светлана Андреевна, Ремишевская Карина Викторовна, Захаров Денис Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INFLUENCE OF THE R&D MANAGEMENT SYSTEM ON THE CHAIN OF CREATING THE VALUE OF OIL AND GAS COMPANIES

In modern market conditions for oil and gas companies one of the main competitive advan-tages is the efficiency of innovation. Usually, innovation is associated with a high level of risk. In order to determine the feasibility of innovation in the long-term organization perspective, the authors propose to consider the value chain of products or the company in general.Focusing on the creation of value of the production, instead of its price, analysis is carried out taking into account the future cash flows that is to say, the future reaction of the consumer, which has a special relevance to the innovative activity. Research and Development are the impor-tant element which has a significant influence on the generated by product value in long-term planning in the oil and gas industry. Consequently, the principles of research and development management of the company should be aimed to enhance the effectiveness of the innovative activ-ity and minimize the risks. The use of the processand result-monitoring is considered as the most rational approach when the project management approach is applied.The article considers the value chain developed By M. Porter in 1985. It is noted that this con-cept of grouping activities can also be applied to consider the value creation process of a product or organization in general. The concept of value in this context takes into account the focus on future cash flows, which takes into account the specifics of innovation. Special attention is paid to the principles of R&D system organization in oil and gas companies. If the organization relies on long-term effects of conducting innovative activities, we must make the most optimal control system R&D at the moment. Such system should be based on the permanent control over the processes as well as over the results of its performance. An important role is played by the ideo-logical aspect, the «system of value orientations» of the company, which reinforces the desire of employees to accelerate innovation, more flexible response to changes.

Текст научной работы на тему «Влияние системы управления НИОКР на цепочку создания ценности нефтегазовых компаний»

Economy and management ín branches and fíelds of actmty

Токарева С. А. Tokareva 8. Л.

ведущий экономист, ФГБОУВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Ремишевская К. В. Remishevskaya К. V.

специалист Службы информационного обеспечения, ООО «Газпром ВНИИГАЗ», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

Захаров Д. Ю. Zakharov D. Уи.

кандидат технических наук, ведущий экономист, ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный экономический университет», г. Санкт-Петербург, Российская Федерация

УДК 338.45.02

DOI: 10.17122/2541-8904-2019-1-27-68-73

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ НИОКР НА ЦЕПОЧКУ СОЗДАНИЯ ЦЕННОСТИ НЕФТЕГАЗОВЫХ КОМПАНИЙ

В современных рыночных условиях для компаний нефтегазового сектора одним из основных конкурентных преимуществ является эффективность ведения инновационной деятельности. Как правило, внедрение инноваций сопряжено с высоким уровнем риска. Для того чтобы определить целесообразность той или иной инновации в организации в долгосрочной перспективе, авторами предлагается рассмотреть цепочку создания ценности продукции или компании в целом.

Акцентируя внимание на цепочке создания ценности продукции, а не ее стоимости, анализ проводится с учетом будущих денежных потоков, то есть, будущей реакции потребителя, что является весьма актуальным именно для инновационной деятельности. Важным элементом, влияющим на генерируемую продуктом ценность при долгосрочном планировании в сфере нефтегазовой промышленности, являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР). Соответственно, принципы организации системы управления НИОКР компании должны быть нацелены на повышение эффективности инновационной деятельности и минимизацию рисков. В качестве наиболее рационального подхода предлагается применение процессного и результатного мониторинга при применении проектного подхода к управлению.

В статье рассмотрена цепочка создания стоимости, разработанная М. Портером в 1985 году. Отмечено, что данная концепция группировки видов деятельности может быть применена также для рассмотрения процесса создания ценности продукции или организации в целом. Само понятие ценности в данном контексте включает ориентацию на будущие денежные потоки, что учитывает специфику инновационной деятельности. Отдельное внимание уделяется принципам организации системы НИОКР в компаниях нефтегазового сектора. Если организация рассчитывает на долгосрочный эффект от ведения инновационной деятельности в будущем, то должна выстроить наиболее оптимальную систему управления НИОКР уже в настоящий момент. Такая система должна быть основана на постоянном контроле, причем как за процессами, так и за результатами ее функционирования. Немаловажную роль играет и идеологический аспект, «система ценностных ориентиров»

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

компании, которая подкрепляет стремление работников организации к ускоренному внедрению инноваций, более гибкому реагированию на изменения.

Ключевые слова: НИОКР, цепочка создания стоимости, нефтегазовые компании, прибыль, концепция, система управления, конкурентоспособность, проектный подход, потребительская ценность, инновационная деятельность.

INFLUENCE OF THE R&D MANAGEMENT SYSTEM ON THE CHAIN OF CREATING THE VALUE OF OIL AND GAS COMPANIES

In modern market conditions for oil and gas companies one of the main competitive advantages is the efficiency of innovation. Usually, innovation is associated with a high level of risk. In order to determine the feasibility of innovation in the long-term organization perspective, the authors propose to consider the value chain of products or the company in general.

Focusing on the creation of value of the production, instead of its price, analysis is carried out taking into account the future cash flows — that is to say, the future reaction of the consumer, which has a special relevance to the innovative activity. Research and Development are the important element which has a significant influence on the generated by product value in long-term planning in the oil and gas industry. Consequently, the principles of research and development management of the company should be aimed to enhance the effectiveness of the innovative activity and minimize the risks. The use of the process- and result-monitoring is considered as the most rational approach when the project management approach is applied.

The article considers the value chain developed By M. Porter in 1985. It is noted that this concept of grouping activities can also be applied to consider the value creation process of a product or organization in general. The concept of value in this context takes into account the focus on future cash flows, which takes into account the specifics of innovation. Special attention is paid to the principles of R&D system organization in oil and gas companies. If the organization relies on long-term effects of conducting innovative activities, we must make the most optimal control system R&D at the moment. Such system should be based on the permanent control over the processes as well as over the results of its performance. An important role is played by the ideological aspect, the «system of value orientations» of the company, which reinforces the desire of employees to accelerate innovation, more flexible response to changes.

Key words: R&D, value chain, oil and gas companies, profit, concept, control system, competitiveness, project approach, customer value, innovation activity.

Введение

Одной из движущих сил развития современной мировой экономической системы является инновационная деятельность. Сама по себе инновация, согласно определению австрийского экономиста Й. Шумпетера [1], представляет собой изменения, производимые с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных средств, рынков и форм организации промышленности. Согласно международным стандартам [2], инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенство-

ванного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам. Сравнивая два данных определения, стоит отметить, что Й. Шумпетер характеризует инновацию как результат изменения, то есть, определенного процесса. Если рассматривать организацию как совокупность бизнес-процессов, применение данного подхода в контексте влияния на конечный результат инновационной деятельности будет наиболее целесообразным.

Нефтегазовая отрасль экономики, как и любая высокотехнологичная отрасль, нуждается в постоянном внедрении инноваций. Одним из критериев успешности инновационного продукта, внедряемого на рынке,

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

является та конечная ценность, которая создается им для потребителя. Потребительская ценность товара отражает реакцию рынка на предлагаемую компанией инновацию. Соответственно, для максимального приближения к желаемому уровню успешности инновационной продукции следует обратить внимание на цепочку создания его ценности и задействованные в ней процессы. Анализ

В 1985 г. американский экономист М. Портер [3] разработал цепочку создания стоимости (рисунок 1). Основная идея данного подхода заключается в том, что итоговая стоимость товара или услуги зависит от всех процессов, напрямую или косвенно участвующих в жизненном цикле продукции. Данная схема дает нам визуальное представление о том, какие группы процессов оказывают влияние на конечный результат деятельности организации. И, несмотря на то, что М. Портер в своей работе акцентирует внимание на принципах управления издержками с целью извлечения определенной материальной выгоды (так как конечным звеном цепочки создания стоимости является прибыль), данная концепция применима и для анализа генерируемой инновационной продукцией ценности. Кроме того, если рассмотреть цепочку создания ценности М. Портера шире, то можно также проанализировать и ценность, создаваемую в целом компанией на рынке. Данные интерпретации подхода являются возможными, так как выделенные М. Портером области деятельности органи-

зации можно рассматривать с точки зрения различных показателей, то есть, в наиболее подходящих контекстах [4].

Для компаний нефтегазового сектора цепочка создания стоимости включает в себя все бизнес-процессы основных видов деятельности — начиная от разведки и добычи полезных ископаемых, проектных работ и заканчивая отгрузкой и транспортировкой конечного продукта. Кроме того, существуют вспомогательные виды деятельности, которые напрямую влияют на основные, а, соответственно, и на создаваемую конечную потребительскую стоимость и ценность. В связи с этим возникает необходимость определения основных факторов, которые в наибольшей степени могут способствовать повышению эффективности инновационной деятельности нефтегазовых компаний.

Существующие и предлагаемые решения

Савкин С.О. в своей статье [5] обращает особое внимание на то, что деятельность компаний нефтегазового комплекса подвержена влиянию большого количества факторов и характеризуется высоким уровнем риска. Соответственно, при определении потребительской ценности целесообразно применить многокритериальный анализ, основная задача которого будет состоять в оптимизации итогового показателя (в данном случае, ценности продукции или компании в целом) с помощью многовариантного перебора различных альтернатив распределения доступного количества ресурсов [6].

Вспомогательная деятельность

Инфраструктура фирмы

Управление трудовыми ресурсами

Технологические разработки

Материально-техническое снабжение

Основная деятельность Рисунок 1. Цепочка создания стоимости М. Портера

Входящие Операции Исходящие Маркетинг Обслужи- / ^

поставки (производство) поставки и продажи вание и f &

Я

Экономика и управление в отраслях и сферах деятельности

Важным элементом цепочки создания ценности для инновационной продукции являются научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИОКР) [7]. Компании, использующие в качестве приоритетной инновационной стратегии стратегию активных НИОКР, обладают наибольшей конкурентоспособностью за счет оригинальных научно-технических разработок, соответствующих потребностям организации. Тем не менее, такой подход требует значительных капитальных вложений.

Вдовин А.Н. по результатам проведенного анализа деятельности компаний ТЭК [8] отмечает, что на долю НИОКР компаний газовой и нефтяной промышленности (сырая нефть) приходится 1 % добавленной стоимости продукции. Однако стоит отметить, что такой показатель, как добавленная стоимость продукции без учета ее динамики отражает лишь краткосрочную реакцию рынка. Учитывая длительный срок окупаемости нефтегазовых проектов, при определении будущей эффективности результатов инновационной деятельности компании уместно будет взять за основу именно приведенную стоимость продукта. Конечно, в таком случае достаточно проблематично может быть определение ставки дисконтирования, так как инновационная деятельность фирмы всегда носит рискованный и неопределенный характер.

Акцентируя внимание именно на ценности, а не на стоимости результата инновационной деятельности, предлагается тем самым учитывать перспективность инновации, ее будущие денежные потоки. Таким образом, если рассматривать цепочку создания ценности для нефтегазовых компаний в долгосрочной перспективе, то внедрение инноваций и, соответственно, НИОКР приобретает уже гораздо большее влияние на результат

деятельности, чем добавленная стоимость в конкретный момент времени [9].

Из данного утверждения следует, что для увеличения эффективности деятельности в будущем нефтегазовым компаниям необходимо уделять особое внимание системе управления НИОКР, что позволит повысить ценность, генерируемую организацией.

Для повышения эффективности управления НИОКР (рисунок 2) необходимо применять как процессный, так и результатный мониторинг с использованием соответствующего инструментария для каждого подхода. То есть, контроль должен осуществляться на каждом этапе НИОКР. Примерами контроля этапов процесса выполнения НИОКР могут послужить: установка сроков предоставления результатов с определенной периодичностью (причем, интервал между контрольными мероприятиями необходимо оптимизировать), проведение текущих проверок и работы с исполнителем. Контроль за результатом может осуществляться с помощью установления определенных качественных и количественных характеристик продукта, который планируется получить на выходе, и дальнейшего их каскадирования на предшествующие этапы выполнения НИОКР. Наиболее оптимальным типом управления системой организации НИОКР при применении процессного и результатного мониторинга является проектный подход, который будет учитывать и эффективность распределения ограниченных ресурсов, и уникальность каждой разработки.

Поскольку распределение весовых коэффициентов для цепочки создания ценности носит, скорее, концептуальный характер (так как делается попытка предсказать реакцию потребителя продукции в будущем), компаниям нефтегазовой отрасли стоит в своей

Повышение эффективности системы управления НИОКР нефтегазовой компании

Контроль Управление Идеологический аспект

• За процессом • За результатом • Проектный подход Разработка системы ценностных ориентиров

Рисунок 2. Повышение эффективности системы управления НИОКР нефтегазовой компании

ECONOMY AND MANAGEMENT iN BRANCHES AND FiELDS OF ACTiViTY

деятельности также опираться на определенный комплекс принципов системы управления НИОКР. Разработка комплекса принципов, или, своего рода, «системы ценностных ориентиров», позволит создать определенный образ деятельности компании как во внешней, так и во внутренней средах, что, в свою очередь, также увеличит конечную ценность продукции.

Такими принципами организации системы управления НИОКР могут послужить, к примеру: ответственность и целеустремленность руководства; оценка и снижение рисков; ориентация на развитие персонала, контроль за условиями труда; управление изменениями (стратегия в условиях неопределенности); проектный принцип распределения ответственности и т.д.

Вывод

Для того чтобы успешно применять инновации в своей деятельности, компаниям нефтегазового сектора необходимо постоянно анализировать, из каких именно групп бизнес-процессов складывается будущая ценность продукции или организации в целом. Таким образом, можно выявить, какой именно элемент основной или вспомогательной деятельности оказывает наибольшее влияние на успешность ведения инновационной деятельности. Бесспорным элементом, требующим внимания, является система управления НИОКР, совершенствование которой в краткосрочной перспективе может потребовать значительных капитальных вложений, но в долгосрочной — значительно повысить конкурентоспособность компании на рынке.

Список литературы

1. Шумпетер Й.А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия: Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2016.

2. Дегтерёв Д.А. Международные стандарты и индексы оценки инновационной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Экономика. 2011. № 2. С. 90-98.

3. Портер М. Конкурентное преимущество. Как достичь высокого результата и обеспечить его устойчивость. Пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2005.

4. Яковлева Е.А. Цепочка создания стоимости инновационного продукта для потребления // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2012. № 12 (48). С. 1-12.

5. Савкин С.О. Особенности управления проектами в нефтегазовой отрасли // Электронный научный журнал «Нефтегазовое дело». 2017. № 1. С. 217-235.

6. Катышева Е.Г. Совершенствование механизма управления инновациями на предприятиях топливно-энергетического комплекса России // Управление инновациями: теория, методология, практика. 2012. № 1. С. 53-59.

7. Вдовин А.Н. Формирование цепочек создания стоимости продукции предприятия топливно-энергетического комплекса // Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 44 (251). С. 23-28.

8. Синельников А.А. Реализация стратегического подхода к управлению технологическим развитием нефтегазовой компании // Труды Российского государственного университета нефти и газа им. И.М. Губкина. 2013. № 3 (272). С. 119-137.

9. Габдракипова Р.И. Оценка эффективности внедрения инновационных проектов в нефтегазовых предприятиях // Экономика и управление в XXI веке: тенденции развития. 2016. № 32. С. 245-250.

References

1. Shumpeter I.A. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya. Per. s angl. [Theory of Economic Development. Capitalism, Socialism and Democracy.]. Moscow, Alpina Publ., 2016. [in Russian].

2. Degterev D.A. Mezhdunarodnye standarty i indeksy otsenki innovatsionnoi deyatel'nosti [International Innovation Standards and Indexes]. Vestnik Rossiiskogo universiteta druzhby narodov — RUDN Journal, 2011, No. 2, pp. 90-98. [in Russian].

3. Porter M. Konkurentnoe preimushchestvo. Kak dostich' vysokogo rezul 'tata i obespechit' ego ustoichivost'. Per. s angl. [Competitive Advantage. Creating and Sustaining Superior Performance]. Moscow, Alpina Publ., 2005. [in Russian].

4. Yakovleva E.A. Tsepochka sozdaniya stoimosti innovatsionnogo produkta dlya potrebleniya [Chain of Creation of Cost of The Innovative Product for The Consumer]. Upravlenie ekonomicheskimi sistemami: elektronnyi nauchnyi zhurnal—Management of Economic Systems: Electronic Scientific Journal, 2012, No. 12 (48), pp. 1-12. [in Russian].

5. Savkin S.O. Osobennosti upravleniya proektami v neftegazovoi otrasli [The Specific Challenges in Project Management for The Oil and Gas Industry] Elektronnyi nauchnyi zhurnal «Neftegazovoe delo» — Electronic Scientific Journal «Oil and Gas Business», 2017, No. 1. pp. 217-235. [in Russian].

6. Katysheva E.G. Sovershenstvovanie mekhanizma upravleniya innovatsiyami na predpriyatiyakh toplivno-energeticheskogo kompleksa Rossii [Improvement of The Mechanism of Innovation Management at The Enterprises of The Fuel and Energy Complex of Russia]. Upravlenie innovatsiyami: teoriya, metodologiya, praktika — Innovation Mana-

Экономикл и УПРАВЛЕНИЕ В ОТРАСЛЯХ И СФЕРАХ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

gement: Theory, Methodology, Practice, 2012, No. 1, pp. 53-59. [in Russian].

7. Vdovin A.N. Formirovanie tsepochek sozdaniya stoimosti produktsii predpriyatiya toplivno-energeticheskogo kompleksa [Formation of Value Chains of The Enterprise Fuel and Energy Complex]. Ekonomicheskii analiz: teoriya i praktika — Economic Analysis: Theory and Practice, 2011, No. 44 (251), pp. 23-28. [in Russian].

8. Sinel'nikov A.A. Realizatsiya strate-gicheskogo podkhoda k upravleniyu tekhno-logicheskim razvitiem neftegazovoi kompanii [Strategic Management of Long-Term Plan of Technological Development of Oil and Gas Companies]. Trudy Rossiiskogo gosudar-stvennogo universiteta nefti i gaza im. I.M. Gubkina — Proceedings of Gubkin Russian State University of Oil and Gas, 2013, No. 3 (272), pp. 119-137. [in Russian].

9. Gabdrakipova R.I. Otsenka effektivnosti vnedreniya innovatsionnykh proektov v neftegazovykh predpriyatiyakh [Evaluation of The Effectiveness of The Implementation of Innovative Projects in Oil and Gas Enterprises]. Ekonomika i upravlenie v XXI veke: tendentsii razvitiya — Economics and Management in the 21st Century: Development Trends, 2016, No. 32, pp. 245-250. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.