Научная статья на тему 'Влияние системы ISO на эффективность инвестиционных процессов инновационного типа'

Влияние системы ISO на эффективность инвестиционных процессов инновационного типа Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Романова А. Т., Перебатова Е. В.

Рассматриваются характеристики, специфические для инвестиционных процессов инновационного типа в условиях глобализацион-ной среды, и виляние на них требования ISO.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Романова А. Т., Перебатова Е. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние системы ISO на эффективность инвестиционных процессов инновационного типа»

являющуюся результатом всей ее деятельности, что и является «верхушкой» системы показателей. Несмотря на то, что стоимостные показатели измеряются в финансовых единицах, не следует смешивать финансы как важнейший ресурс предприятия, без которого деятельность представляется весьма проблематичной, и стоимость, созданную предприятием как результат использования множества ресурсов, в том числе и финансовых, во внутренних бизнес-процессах. Смешивание их может привести к ошибкам методологического характера.

Кроме того, следует выделять различного рода внешние эффекты, прежде всего, экологические, поскольку они существенным образом могут повлиять на деятельность организации.

Показатели процессов имеет смысл оценивать не только традиционно, но и в терминах времени. Такой подход к оценке позволяет создать основу для реинжиниринга бизнес-процессов и повысить гибкость системы управления.

При построении систем показателей возникает проблема адекватности информации на высших уровнях управления. Известно, что, чем выше уровень управления, тем более агрегированная ин-

формация поступает лицу, принимающему решения, и тем больше риск получения неадекватной информации. Один из принципов менеджмента качества - принятие решений на основе фактов, и обеспечение руководства такой информацией - задача непростая. Одно из обязательных требований - концентрация внимания на ключевых и критических факторах деятельности.

Дальнейшая декомпозиция (уже в сфере оперативного управления) должна строиться преимущественно на основе стандартов 1БО серии 9000:2000, с применением статистических методов и математических - в случае целесообразности и наличия соответствующей вычислительной техники. Созданная система ключевых показателей должна быть интегрирована в корпоративную информационную систему для обеспечения целостности информационной системы и достоверности данных.

Разработка системы показателей, отвечающей требованиям наиболее ярких тенденций современной экономики, а именно - стратегической направленности, процессному подходу и ориентации на развитие систем менеджмента качества, является актуальной и непростой задачей.

ВЛИЯНИЕ СИСТЕМЫ КС НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА

А.Т. Романова, доктор экономических наук, проф., Е.В. Перебатова, асп., Московский Государственный Университет Путей сообщения - МИИТ

Рассматриваются характеристики, специфические для инвестиционных процессов инновационного типа в условиях глобализационной среды, и виляние на них требования ISO.

Инновации приносят конкурентные преимущества, так как предугадывают как внутренние, так и внешние потребности в будущем. На практике для достижения успеха при внедрении новшества от работников компании требуется осознание необходимости инноваций и даже определенная агрессивность.

После того как компания достигает конкурентных преимуществ благодаря нововведениям, она может удерживать их только на базе постоянных улучшений.

Причины, по которым конкретные компании, базирующиеся в определенных странах, оказываются способными к существенным обновлениям, лежат в нижеследующих признаках страны.

Первая - это условия, при которых обстановка внутри страны разрешает и поддерживает наиболее быструю аккумуляцию специализированных активов и практического опыта компании.

Вторая - когда внутри страны обеспечивается лучший поток информации и понимание потребностей в определенном продукте и процессе производства. Если обстановка внутри национального хозяйства вынуждает компании к постоянному обновлению и инвестированию, то с течением времени компании наращивают определившиеся конкурентные преимущества.

Третье - если внутренняя конкуренция, как и любая другая, приводит к возникновению давления на другие компании, то они становятся вынужденными вводить новшества и совершенствоваться. В отличие от конкуренции с иностранными компаниями, которая имеет тенденцию быть аналитической и дистанцированной, местная конкуренция выходить часто за рамки экономического соревнования и становится самостоятельной целью. Концентрация в географическом плане усиливает внутреннюю конкуренцию. В свою очередь, внутренняя конкуренция вынуждает компании с большей ответственностью относиться к получению поддержки от правительства, каждая отрасль будет искать выгоды от освоения внешнего рынка, инвестиций в определенные образовательные структуры или другие специальные факторы, повышающие ее конкурентоспособность. В результате сильная внутренняя конкуренция заставляет компании выходить на внешний рынок и добиваться на нем успеха.

Страновым эффектом системного характера является то, что страны редко имеют только одну конкурентоспособную отрасль, так как конкурентоспособные отрасли связаны друг с другом вертикальными (покупатель- продавец) или горизонтальными (общие потребители, технология, каналы) связями. Такие группы физически тяготеют к концентрации в географическом плане. Одна конкурентоспособная отрасль помогает возникновению другой и взаимному усилению. Возникают кластеры. В сформированном кластере развивается взаимная поддержка всех отраслей в группе. Преимущества распространяются в гори-

зонтальном направлении. Соперничество в одной отрасли распространяется на другие отрасли в пределах кластера посредством передачи технологии, развития рыночной позиции и диверсификации действующих компаний.

Преимущества кластеров в нововведениях и росте производительности, по сравнению с компаниями с изолированными местоположением, могут быть более важными, чем выгоды в текущей производительности. Входящие в кластер фирмы часто распознают тенденции покупательского спроса быстрее, чем конкурирующие с ними отдельные фирмы. Сходство основного окружения, в котором существуют фирмы (например, стоимость рабочей силы, сходные вспомогательные средства), наряду с наличием большого числа конкурентов, заставляет их творчески подходить к вопросу о своем отличии. Однако отдельным фирмам в кластере достаточно сложно оставаться ведущими, но эти фирмы развиваются быстрее, чем это происходит в похожих фирмах вне кластера.

Стратегия внедрения инновационно-инвестиционного проекта, должна быть согласована с общей стратегией компании и ее функциональными стратегиями. Для этого используются: специфика инновационной деятельности - экономическая оценка, построение многофакторных моделей на их основе; учет различных критериев, каждый из которых может оказаться решающим в процессе принятия решения относительно внедрения проекта.

В связи со сказанным возникает необходимость классификации групп и показателей проекта для оценки его эффективности и соответствия инновационному назначению, используемым критериям экономической и финансовой оценки инновационного проекта. Ряд исследователей предлагает систематизацию вида как это приведено в таблице 1.

Показатели быстро и широко реализуются на инновационной базе. Прибыльность реализации новых высокотехнологических проектов во многом определяется способностью распределять затраты на НИОКР на объем реализованной продукции. Однако высокие издержки на научные исследования при небольшом выпуске продукции существенно повышают цену изделия, и снижают ее конкурентоспособность по ценовому признаку. Инновационный подход на основе 1БО призван позитивно решить эти задачи.

Инновационный подход, характерный для менеджмента качества, базируется как на новых, так и старых способах производства, но с перегруппировкой в структурах. Сопутствующая сертификации эффективный способ повышения конкурентоспособности возможен на основе стандартов 1БО 9000, которые согласуются с системой показателей табл.1.

Указанные стандарты не предлагают абсолютных критериев ка-

Соответствие проекта целям Показатели

1.Экономическому развитию региона, его экологическим особенностям, научнотехнологическим направлениям инновационной структуры 1.Оценка фазы инновационного цикла данной технологии продукта 2.Взаимодействие с национальной научнотехнической политикой 3.Совместимость проекта с экономической ориентацией региона и отрасли 4.Соответствие инновационной политике отрасли и ее долговременным и краткосрочным целям 5.Воздействие на экологию региона 6.Количество рабочих мест

II. Коммерческим целям 1 .Соответствие потребности рынка 2.0ценка общей емкости рынка З.Оценка доли рынка и вероятный объем продаж 4,Оценка периода выпуска продукции 5.Цена продукта (соотношение с аналогами и товарами-субститутами) 6.Необходимый стартовый капитал, его величина 7.Соотношение с имеющимися технологиями и продуктами 8.Взаимодействие с конкурентами 9,Обеспечение каналами продвижения на рынок Некоммерческий риск

III. Научно-техническому уровню 1.Новизна и патентная чистота 2.Соотношение с мировым уровнем З.Обеспеченность научно-техническими ресурсами 4.Вероятность технической реализации

IV. Производственным возможностям I .Прогрессивность производственного процесса 2.Наличие производственного персонала соответствующей квалификации 3.Возможность обеспечения производственными мощностями 4.Возможность развития производства

чества, а задают методологию функционирования и саморегулирования системы с учетом изменения запросов потребителя. Стандарты семейства ИСО 9000 изложены в форме задач системы качества, которые предстоит решить компании, предприятию. Международные стандарты не описывают, как достичь решения этих задач, а адресуют задачи к функциональным подсистемам.

В указанных стандартах отражены следующие принципы менеджмента качества:

1) ориентация на заказчика;

2) лидерство (установка единства целей);

3) процессный подход;

4) системный подход к управлению (идентификация, понимание и управление системой взаимосвязанных процессов для заданных целей, способствующих результативности и эффективности компании);

5) постоянное улучшение качества;

6) подход к принятию решений, основанный на фактах;

7) взаимовыгодные отношения с поставщиками.

В итоге внедрение на предприятии системы менеджмента качества в соответствии со стандартом КО 9001 (ГОСТ Р ИСО 9001-2001) позволяет получить систему внешних и внутренних преимуществ (таблица 2).

Преимущества сертификации 1БО 9001 представлены в форме двух групп табл. 2.

Оценка этих преимуществ проводится на основе статистики предприятия. Статистическая база инноваций представляет в качестве основных объектов наблюдения - предприятий, их количества и качества, а не сами инновации, их количество, новизну и степень влияния на состояние и динамику технологического уровня, экономической деятельности и конкурентоспособности продукции.

Оценка новой продукции на соответствие мировому техническому уровню включает четыре основных этапа:

• определение номенклатуры показателей, необходимых для оценки;

• формирование группы аналогов и установление значений их показателей;

• выделение базовых образцов из группы аналогов;

• сопоставление оцениваемого образца с базовыми образцами.

Примером использования принципов управления 1БО является разработка инновационной технологической стратегии, целью которой является конкурентное технологическое преимущество, что подразумевает достижение необходимых потребителю результатов. Для технологически интенсивных видов производств это имеет особо важное значение.

Стратегии бизнеса и соответствующие субстратегии в области производства, маркетинга и технологии могут быть скоординированы наилучшим образом на уровне стратегической ячейки бизнеса.

Корпоративная стратегия компании, отличающейся наличием многих направлений бизнеса, представляет собой стратегию распределения суммарных технических усилий по поддержке отдельных видов бизнесов и общую программу диверсификации. Корпоративная стратегия важна при наличии стержневой технологии, общей для ряда ее отдельных производств и продуктов Притом возможно достижение синергизма различных бизнесов.

Технологическая стратегия на уровне корпорации и отдельного бизнеса существует и развивается в отношении долгосрочных целей, культуры, производства, политики и оперативных принципов корпорации или конкретного бизнеса. Технологическая политика компании определена общей политикой бизнеса.

Внедрение системы экологического менеджмента 1БО 14001 и системы профессиональной безопасности ОНБАБ 18001 приводит к снижению рисков организаций и связанных с ними потерь, включая финансовые.

Внедрение интегрированных систем менеджмента в соответствии с требованиями КО 9001, КО 14001, ОШЛБ 18001 сокращает сроки и финансовые затраты на разработку и внедрение продукта, услуги.

Эффективная технологическая стратегия строится на понимании роли технологии в общем успехе бизнеса. Стратегия бизнеса отражает дальнодействующие планы организации.

Технологическое видение, включающее технологическую политику и соответствующие цели, определяет воплощение технологической стратегии.

Настоящий период развития технологических компаний называют переходом от бизнеса, основанного на технологиях, к бизнесу, основанному на знаниях, поэтому все в большей степени разница в конкурентоспособности высокотехнологических фирм определяется различием их базовых знаний и различной способностью развития и использования новых знаний.

В этой связи исследование общих черт и отличий стратегий управления знаниями в различных отраслях промышленности и их влияние на успех конкретных фирм позволяют сформулировать некоторые эффективные подходы и решения. Так, у руководства существует несколько стратегических альтернатив, которые формируют и направляют процесс обучения организации. Соответствующие решения представляют собой компромисс по четырем группам параметров, характеризующих распределение ресурсов, целей, техники и систем поощрения организации. Разработка оптимальной стратегии управления знаниями требует принятия следующих решений:

Таблица 2

Преимущества сертификации ISO 9001

Внутренние преимущества Внешние преимущества

• повышение эффективности бизнеса; • улучшение качества продукции; • повышение управляемости бизнес-процессов; • снижение издержек; • согласованное взаимодействие процессов и функций; • высвобождение высшего руководства для стратегических решений; • адаптивность и динамичность системы. • подготовленность к ре-инжинирингу бизнес-процессов. • повышение удовлетворенности потребителей и лояльности общества; • повышение капитализации; • увеличение шансов на победу при участии в тендерах, госзаказах • повышение инвестиционной привлекательности организации; • увеличение рыночной стоимости (капитализация).

1. Соблюдение баланса между внутренними и внешними источниками обучения фирмы.

2. Определения, хотят ли фирмы, и в какой мере, сфокусироваться на радикальном или постепенном обучении.

3. Выбора оптимальной скорости обучения.

4. Определения баланса между шириной и глубиной базы знаний.

Эти задачи согласуются с принципом ІБО 2,3,4,5. Кроме того, в

постановке задач отражены проблемы оптимальных пропорций между влиянием консервативного звена системы и динамического.

Инновационно-технологические факторы являются факторами рисков инвестиционных и операционных потерь. К инновационно-технологическим факторам относятся специфические факторы риска технологии, недооценка уровня производственных затрат, возможность непредвиденного увеличения сроков и затрат при установке и наладке оборудования.

Применение стандартов КО снижает вероятность рисков, сокращает время начала получения положительного эффекта. Однако КО делает более доступным также широкое освоение инноваций. Тем самым сокращается время жизненного цикла инноваций. В тоже время развитие производительности идет много быстрее, чем без использования стандартов.

Таким образом, из сказанного следует, что:

- инновационные технологии - база роста конкурентоспособности кампании;

- использование стандартов КО решает ряд проблем внедрения инновационных решений в производство.

- скорость освоения и распространения инноваций увеличивается в условиях применения стандартов КО, но

- жизненный цикл инноваций сокращается.

АНАЛИЗ ВЛИЯНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КОРПОРАТИВНЫХ СТРУКТУР НА ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИЙ

А.А. Гилязова, аспирант МГЭИ, Нгуен Тхе Ань, аспирант МИИТ

Высокие технологии — это та сфера, с помощью которой многие страны не только преодолевают спад в экономике, но и обеспечивают ее структурную перестройку и насыщают рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.

Во всем мире инновационная деятельность рассматривается как одно из главных условий модернизации экономики. Традиционные отрасли производства во многом исчерпали как экстенсивные, так и интенсивные возможности своего развития. Поэтому во многих странах выдвигаются на первый план отрасли, основанные на использовании новейших технологий.

В Германии почти 100% прироста ВВП осуществляется за счет использования результатов научных исследований и инноваций. Тайвань, на опыт которого в области использования высоких технологий ссылаются многие исследователи, за счет высоких технологий в малом и среднем бизнесе обеспечивает 78% занятости и 45% ВВП своей страны1.

В группу высокотехнологических производств с технологиями «высокого уровня» обычно включаются производства, обеспечивающие выпуск наукоемкого, продукта, рассчитанного на массового потребителя. Как свидетельствует мировой опыт, создание, внедрение и широкое распространение новых продуктов, услуг, технологических процессов становятся ключевыми факторами роста объемов производства, занятости, активации инвестиционного процесса, внешнеторгового оборота, улучшения качества продукции, экономии трудовых и материальных затрат, совершенствования организации производства и повышения его эффективности. Все это предопределяет конкурентоспособность предприятий и выпускаемой ими продукции на внутреннем и мировом рынках, улучшает социально-экономическую ситуацию в стране.

Внедрение новых технологий требует значительных инвести-

ций, связанных с развитием ресурсного, кадрового и информационного потенциала организаций. При этом в процессе внедрения задействованы не только государство и предприниматели, которым принадлежит решающая роль в осуществлении инноваций, но и наука, которая является первоисточником инноваций и активным агентом их осуществления, и гражданское общество, в интересах и под контролем которого государство и предприниматели разрабатывают и выполняют инновационную стратегию, реализующие их программы и проекты, делят инновационные расходы и полученный результат (рис.1).

Рисунок 1. Состав инновационного партнерства

При этом 1 - инновационные потребности общества; 2 - заказ на инновации; 3 - инновационные законы и климат, господдержка,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.