Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СИНТЕЗА КАЛЛИГРАФИИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ СИНТЕЗА КАЛЛИГРАФИИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
109
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЛЛИГРАФИЯ / СОВРЕМЕННЫЙ КАЛЛИГРАФИЧЕСКИЙ ДИЗАЙН / КОМПЬЮТЕРНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ / ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Васильева Анна Юрьевна

Проблема исследования состоит в выявлении возможностей совмещения каллиграфии и компьютерных технологий при подготовке студентов-дизайнеров. Это новое направление, по которому отсутствуют учебные программы, предполагающие поэтапное изучение и использование итогов синтеза в работе дизайнера. Целью статьи является разработка методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей у студентов посредством синтеза каллиграфии и компьютерных технологий. Искусство каллиграфии позволяет создавать уникальное шрифтовое написание, исключительно в единичном виде. Одно из требований к дизайнерским проектам - это возможность тиражирования авторской работы. Возникающее противоречие тиражирования разрешается за счет возможностей применения цифровизации ручных работ. Благодаря компьютерной обработке или созданию цифровой каллиграфии становится возможным наносить авторские надписи на различные поверхности и в разном масштабе. Показано, что цифровые технологии - это только средство выполнения работы, тогда как процесс её рукотворного создания активизирует творческие способности. Решение проблемы автор видит в систематическом подходе к обучению каллиграфии и компьютерным технологиям, выполнению заданий в рукописном виде с последующей обработкой в компьютерных программах. Разные типы упражнений, синтезирующие традиционное рукописное написание и цифровые технологии, направлены на развитие творческих способностей студентов. Освоение каллиграфических умений и навыков работы в графических компьютерных программах позволяет расширить спектр применения как одних, так и других, следовательно, повысить профессиональный уровень будущего дизайнера. В результате исследования разработана методика поэтапного изучения, в которой синтезируются принципы каллиграфического написания и компьютерные технологии, которые позволяют обрабатывать и создавать каллиграфические надписи в цифровом виде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE IMPACT OF CALLIGRAPHY SYNTHESIS AND COMPUTER TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVE ABILITIES

Having studied the theoretical base on the research topic, the authors identified th problem: combination of calligraphy and computer technology is a new direction in which there are no training programs that involve a phased study and use of the results of synthesis in the work of a designer. The purpose of the article is to develop guidelines aimed at developing the creative abilities of students through the synthesis of calligraphy and computer technology. It was revealed that the art of calligraphy allows you to create a unique type writing, exclusively in a single form. One of the requirements for design projects has been determined - this is the possibility of replicating the author's work. The emerging problems with replication are solved by the possibility of using the digitalization of manual work. Thanks to computer processing or the creation of digital calligraphy, it will be possible to apply author's inscriptions on various surfaces and at different scales. It is shown that digital technologies are only a means of performing work, and the process of man-made creation of work activates creative abilities. The author sees the solution to the problem in a systematic approach to teaching calligraphy and computer technology, completing tasks in handwritten form, followed by processing in computer programs. Different types of exercises synthesizing traditional handwriting and digital technologies are aimed at developing the creative abilities of students. Mastering calligraphic skills and skills in graphic computer programs allows you to expand the range of applications and improve the professional level of the designer. Results. The authors have developed a method of step-by-step study where it is possible to synthesize the principles of calligraphic writing and computer technologies, which allows processing and creating calligraphic inscriptions in a digital form.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СИНТЕЗА КАЛЛИГРАФИИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Педагогический журнал Башкортостана. 2022. № 4. С. 114-127. Pedagogical Journal of Bashkortostan. 2022; (4): 114-127.

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ЭЛЕКТРОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ Научная статья УДК 372.003

DOI 10.21510/18173292_2022_98_4_114_127

ВЛИЯНИЕ СИНТЕЗА КАЛЛИГРАФИИ И КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ

Анна Юрьевна Васильева

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы, Уфа, Россия, vasileva_anika@mail.ru, ORCID: 0000-0003-2814-6995

Аннотация. Проблема исследования состоит в выявлении возможностей совмещения каллиграфии и компьютерных технологий при подготовке студентов-дизайнеров. Это новое направление, по которому отсутствуют учебные программы, предполагающие поэтапное изучение и использование итогов синтеза в работе дизайнера. Целью статьи является разработка методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей у студентов посредством синтеза каллиграфии и компьютерных технологий. Искусство каллиграфии позволяет создавать уникальное шрифтовое написание, исключительно в единичном виде. Одно из требований к дизайнерским проектам - это возможность тиражирования авторской работы. Возникающее противоречие тиражирования разрешается за счет возможностей применения цифровизации ручных работ. Благодаря компьютерной обработке или созданию цифровой каллиграфии становится возможным наносить авторские надписи на различные поверхности и в разном масштабе. Показано, что цифровые технологии - это только средство выполнения работы, тогда как процесс её рукотворного создания активизирует творческие способности.

Решение проблемы автор видит в систематическом подходе к обучению каллиграфии и компьютерным технологиям, выполнению заданий в рукописном виде с последующей обработкой в компьютерных программах. Разные типы упражнений, синтезирующие традиционное рукописное написание и цифровые технологии, направлены на развитие творческих способностей студентов. Освоение каллиграфических умений и навыков работы в графических компьютерных программах позволяет расширить спектр применения как одних, так и других, следовательно, повысить профессиональный уровень будущего дизайнера.

В результате исследования разработана методика поэтапного изучения, в которой синтезируются принципы каллиграфического написания и компьютерные технологии, которые позволяют обрабатывать и создавать каллиграфические надписи в цифровом виде.

Ключевые слова: каллиграфия, современный каллиграфический дизайн, компьютерные технологии, методические рекомендации, творческие способности

Для цитирования: Васильева А.Ю. Влияние синтеза каллиграфии и компьютерных технологий на развитие творческих способностей студентов // Педагогический журнал Башкортостана. 2022. №4. С.114-127.

© Васильева А.Ю., 2022

INNOVATIVE TECHNOLOGIES AND E-EDUCATION

Original article.

THE IMPACT OF CALLIGRAPHY SYNTHESIS AND COMPUTER TECHNOLOGIES ON THE DEVELOPMENT OF STUDENTS' CREATIVE

ABILITIES

Anna Y. Vasilieva

Bashkir State Pedagogical University named after M. Akmulla, Ufa, Russia, vasileva_arnka@maiLru,_ORCID: 0000-0003-2814-6995

Abstract. Having studied the theoretical base on the research topic, the authors identified th problem: combination of calligraphy and computer technology is a new direction in which there are no training programs that involve a phased study and use of the results of synthesis in the work of a designer. The purpose of the article is to develop guidelines aimed at developing the creative abilities of students through the synthesis of calligraphy and computer technology. It was revealed that the art of calligraphy allows you to create a unique type writing, exclusively in a single form. One of the requirements for design projects has been determined - this is the possibility of replicating the author's work. The emerging problems with replication are solved by the possibility of using the digitalization of manual work. Thanks to computer processing or the creation of digital calligraphy, it will be possible to apply author's inscriptions on various surfaces and at different scales. It is shown that digital technologies are only a means of performing work, and the process of man-made creation of work activates creative abilities.

The author sees the solution to the problem in a systematic approach to teaching calligraphy and computer technology, completing tasks in handwritten form, followed by processing in computer programs. Different types of exercises synthesizing traditional handwriting and digital technologies are aimed at developing the creative abilities of students. Mastering calligraphic skills and skills in graphic computer programs allows you to expand the range of applications and improve the professional level of the designer.

Results. The authors have developed a method of step-by-step study where it is possible to synthesize the principles of calligraphic writing and computer technologies, which allows processing and creating calligraphic inscriptions in a digital form.

Keywords: calligraphy, modern calligraphic design, computer technology, guidelines, creative skills

For citing: Vasilyeva A.Yu. The impact of calligraphy synthesis and computer technologies on the development of students' creative abilities. Pedagogicheskij zhurnal Bashkortostana = Pedagogical journal of Bashkortostan. 2022 ; 98(4):114-127.

Введение. Подготовка специалистов по направлению «Дизайн» должна включать как традиционные, так и инновационные методы обучения студентов. Глобальные изменения, цифровизация и ускоренные темпы развития требуют внедрения в процесс обучения инновационных методов. Область дизайна и дизайнерская деятельность модифицированы цифровыми технологиями, что, в свою очередь, требует от современных дизайнеров умения адаптироваться к непрерывно изменяющимся условиям.

Профессиональная подготовка дизайнера - это система организационных и педагогических мероприятий, обеспечивающая формирование профессиональной направленности, профессиональной компетентности и

личностно значимых качеств обучающихся. Особое внимание уделяется формированию у студента профессиональной компетентности. Ориентация деятельности дизайнера максимально широка и затрагивает различные области материально-художественной культуры, предметно-пространственной среды, промышленных объектов, оформительского и шрифтового искусства, экспозиционно-выставочной деятельности, которые, в свою очередь, формируют визуальную среду. При этом сферы применения дизайна постоянно расширяются, дизайн становится цифровым и умение работать в графических компьютерных программах становится основополагающим критерием формирования необходимых навыков.

В деятельности дизайнера владение специализированными компьютерными программами является необходимым критерием профессионализма. Невозможно представить разработку чертежной документации, визуализацию дизайна интерьера, разработку логотипа, верстку книги, создание иллюстрации без использования необходимого программного обеспечения. При выполнении дизайн-проекта, как правило, используются различные компьютерные программы, каждая из которых предполагает, что дизайнер знаком с интерфейсом, владеет навыками работы в ней и понимает, какой инструмент необходимо использовать для выполнения конкретной задачи. Но цифровые технологии - это только средство выполнения работы, они не влияют на генерирование идеи, создание концепции, смысловую наполненность и образную составляющую продукта. Поиск оригинальной идеи, как и прежде, основан на творческом воображении, креативности, формировании ассоциативного ряда, а также художественных и творческих способностях автора.

По мнению Дж. Гилфорда, креативность часто отождествляют с творческими способностями; для определения креативности ссылаются на ее субъективно-обусловленный характер, в то время как творчество представляет собой процесс и его результаты. Иначе говоря, творчество - это процесс, направленный на создание нового, общественно значимого продукта, а креативность - внутренний потенциал личности, предполагающий выход за рамки известного, отказ от стереотипов в мышлении и деятельности, способность к нестандартному, самобытному мышлению и т.п., то есть более общее, универсальное качество мышления [1, с. 523]. Процессы креативного и проектного мышления запускаются на стадии обдумывания идеи и более продуктивны, если идею запечатлеть на бумаге в виде эскизов, зарисовок, рукописных надписей. Проектное мышление, включая образные и художественные характеристики, приводит к получению решений, их выбору, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также необходимых форм. Оно может воплотить абстрактные идеи посредством перевода образов в геометрические и пластические формы. Исполнение идеи, в свою очередь, является частью всего цикла проектного мышления. Это не просто мышление, это ремесло, мастерство, которое основано на практике [2, с. 42].

Методология исследования. Существует значительное количество работ, посвященных использованию в дизайне искусства каллиграфии. Среди зарубежных авторов - это публикации Д. Баскервили [3], Д. Бодони [4], К. Гарамон [5], С. Морисон [6], В. Тоотс [7], Г. Цапф [8]. В отечественной литературе данная тема исследовалась каллиграфами и педагогами И.Т. Богдеско [9], Д.И. Петровским [10], Л.И. Проненко [11], П.П. Чобитько [12], художниками книжной графики В.В. Лазурским [13], В.А. Фаворским [14], искусствоведами Н.Н. Тарановым [15], В. Кричевским [16], А.В. Луначарским [17]. Но совмещение каллиграфии и компьютерных технологий - это новое направление, по которому отсутствуют учебные программы, предполагающие поэтапное изучение и использование итогов синтеза для работы шрифтовых дизайнеров. Названные работы узконаправлены и глубоко исследуют области искусства, дизайна и особенности преподавания, но в методологическом ракурсе не объединяют эти понятия с компьютерными технологиями.

Целью данной работы является разработка методических рекомендаций, направленных на развитие творческих способностей у студентов посредством синтеза каллиграфии и компьютерных технологий. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Определить теоретическую и практическую базу по изучению каллиграфии и компьютерных технологий на специальности «Дизайн», профиль «Графический дизайн», распределив планомерное освоение нескольких дисциплин с первого по третий курс.

2. Разработать методические рекомендации и задания по принципу «от простого к сложному», направленные на развитие творческих способностей средствами каллиграфии и компьютерных технологий.

Практическая значимость исследования. Материалы исследования и предложенные методические рекомендации могут быть использованы преподавателями вузов при изучении курса каллиграфии на направлении «Дизайн», а также для улучшения практической работы дизайнеров.

Выделим причины синтеза каллиграфии и компьютерных технологий. Во-первых, это насыщенность дизайна одинаковыми стилевыми и композиционными приемами, стереотипным визуальным имиджем, что рождает потребность в уникальном авторском образе. Это делает личные профессиональные навыки дизайнера, способного компилировать рукотворные навыки с компьютерными технологиями, актуальными и незаменимыми.

Во-вторых, каллиграфические надписи невозможно тиражировать в большом количестве, поэтому появилась необходимость обработки авторской каллиграфии с помощью компьютерных программ. Итогом обработки каллиграфической надписи в графической программе является возможность использования такой надписи как в электронном, так и в распечатанном виде, вне зависимости от размера (визитка, плакат, баннер, вывеска). Кроме этого, технологии и современные графические планшеты позволяют создавать каллиграфию полностью в цифровом виде.

117

В-третьих, в современном дизайне появилась тенденция в образно -смысловой передаче идеи через объект дизайна. Актуальность смысловой составляющей дизайна выходит на первый план. В разработанном решении должна быть концепция, которая рассказывает историю бренда или продукта. Передача образно-смысловой составляющей может осуществляться через композиционные, художественные, колористические приемы. Каллиграфия позволяет реализовывать как информационную функцию, так и художественно-эстетическую. За счет скорости написания, деформации букв или использования определенной стилистики шрифта появляется возможность выразить определенное эмоциональное послание.

В-четвертых, сфера дизайна максимально быстро меняется. Еще 20 лет назад невозможно было представить разработку дизайна личного бренда для каждого человека, когда нет необходимости обращаться к профессиональному дизайнеру, а все можно сделать самостоятельно, используя сайты по генерированию логотипов, шаблоны веб-страниц и простые компьютерные программы. Как следствие, возникают новые средства выражения дизайнерского творчества, в том числе и новые цифровые инструменты. Компьютерные технологии могут копировать художественные приемы или использовать идеи прошлых культурных парадигм. Существуют примеры воссоздания и перевода в цифровой вид древнерусских шрифтов, написанных в рукописном виде. Таким образом, появляется возможность установить на компьютере цифровой шрифт, созданный, например, на основе древнерусского и использовать его при работе с текстом.

Искусство каллиграфии наиболее трансформируемо в современных реалиях. Оно коммуникативно, неразрывно связано с историческим аспектом письменности, несет образно-смысловые сообщения, эстетично и выступает как средство персонификации автора. Каллиграфический рукописный текст, кроме коммуникативной функции, передает художественно-эстетическую выразительность текста. Навыки каллиграфического письма опираются на индивидуальные особенности почерка. В искусстве каждый художник стремится выработать авторский стиль. В каллиграфии проще всего наработать авторское написание, так как почерк человека уже уникален. В процессе восприятия текста в сознании человека участвуют универсальные когнитивные процессы. Но когнитивные структуры могут различаться в зависимости от типа информации [18, с. 164]. Если каллиграфический текст сложно прочесть или он граничит с абстрактной каллиграфией, то активизируется творческий процесс познания и распознавания текста.

Одна из проблем процесса подготовки студентов-дизайнеров заключается в постоянном обновлении программ учебных дисциплин по профилю подготовки с учетом новых технологий и трендов предметной области, которая стремительно изменяется. В современном художественном и дизайнерском творчестве все чаще применяются компьютерные технологии, грань между художником и дизайнером нивелируется, поэтому владение графическими программами представителям творческих профессий необходимо. В связи с

118

этим невозможно обучать приемам и навыкам работы в программах десятилетней давности. Учебные программы необходимо постоянно обновлять и внедрять новые средства обучения. Только это позволит выпускать конкурентоспособных, профессиональных и современных специалистов. Но при этом нельзя ликвидировать традиционные академические дисциплины, так как именно они обеспечивают базисные знания и формируют навыки рукотворной работы.

Каллиграфический навык письма тесно связан с развитием высших психических функций - внимания, восприятия, мышления, памяти, основан на моторике и координации мелких движений рук. Он формируется одновременно с умственным развитием и оказывает влияние на мыслительные процессы. Мелкая моторика рук полярно связна с работой левого и правого полушария мозга. Выполнение каллиграфических элементов правой рукой способствует активизации левого полушария, отвечающего за логику и анализ, а выполнение каллиграфического написания левой рукой активизирует правое полушарие мозга, которое отвечает за воображение, творческие способности и эмоции.

Чтобы профессионально развить каллиграфический навык письма необходимо регулярно выполнять каллиграфические упражнения, используя при работе различные каллиграфические инструменты: сначала ширококонечное, плакатное перо, потом остроконечное. И только после достаточного уровня овладения стандартными каллиграфическими инструментами можно переходить к нестандартным инструментам: веерные и фигурные кисти, ruling-pen, рейсфедер. Овладение на высоком профессиональном уровне разным инструментарием и навыком написания шрифтов расширит область применения каллиграфических надписей. Широкий спектр профессиональных навыков каллиграфа позволит работать с разными видами шрифтов и совмещать в работе авторское написание и шрифты, выполненные разными инструментами.

Работы, созданные при помощи ручного труда уникальны, создать повторно идентичную работу невозможно. Но без компьютерной обработки работы, выполненные при использовании ручного труда, невозможно тиражировать. Именно цифровизация успешно решает эту проблему. Благодаря компьютерной обработке или созданию цифровой каллиграфии становится возможным наносить авторские надписи на различные поверхности и в разном масштабе. А.В. Лебедев отмечает, что искусство каллиграфии будет жить всегда, пока на свете существуют буквы и необходимость писать, пусть даже на компьютере. Уйдут в прошлое бумага, кисти и перья. Но появятся новые направления каллиграфии. Уже сейчас каллиграфия делается в цифровом виде. Меняется способ, а каллиграфия остаётся [19].

Синтез каллиграфии и компьютерных технологий выявляет ряд проблем. Исследователи [20] выделяют следующие четыре.

1. Интегративный характер, требующий знаний и навыков по каллиграфии и владению компьютерными технологиями, предполагает

119

длительное погружение в процесс обучения нескольким дисциплинам и освоение большого объема данных.

2. Недостаточное число методических пособий по данной теме. Многочисленные уроки и предлагаемые упражнения нацелены на полное погружение в изучение искусства каллиграфии или овладение той или иной графической программой. Системного подхода к обучению каллиграфии в синтезе с компьютерными технологиями нет.

3. Современный рынок предлагает множество компьютерных программ, выбор которых зависит от специфики применения цифровой каллиграфии: использование каллиграфии в объемном виде предполагает знание 3D программ; создание логотипа предполагает использование векторной программы; шрифтовая (иллюстративная) композиция для книжной графики предполагает работу в растровой программе или на графическом планшете.

4. Возрастание конкурентоспособности компьютерных технологий обучения по отношению к традиционным технологиям. Некоторые художественные дисциплины невозможно полностью перевести на компьютерное освоение. Возможно только дополнить художественную составляющую новыми приемами компьютерной графики. Без отработки навыка рисования карандашом или кистью вручную невозможен переход от академического рисования к рисунку на компьютере при помощи графического планшета и соответствующих программ. Необходимо оптимально сочетать «ручной» и компьютерный вариант при выполнении художественной или дизайнерской задачи.

Навыки владения каллиграфией позволяют создавать уникальные шрифтовые формы как в рукописном виде, так и в цифровом. «Каллиграфия -это наша творческая индивидуальность, наше самое глубинное чувство, она уникальна как отпечаток пальца или голос», - утверждает Г. Цапф [8, с. 16]. Сегодня примеры использования каллиграфии можно увидеть в дизайне архитектуры, интерьера, предметном дизайне и web-дизайне. Она выступает как вид искусства, который внедрился во многие сферы художественного и изобразительного пространства. Он обрел свой язык и вступает во взаимное дополнение с декоративно-прикладным искусством, с графикой, с арт-объектами. Каллиграфия становится уникальным проводником между разными видами искусств и придает им новое образно-смысловое восприятие, трансформируется в зависимости от объекта, на котором используется.

Для графических дизайнеров каллиграфия открывает новые возможности и может являться способом поиска авторского стиля. Здесь особое место занимают шрифты. Их использование повсеместно: в визитке, афише, логотипе, вывеске, упаковке. По мнению В. Кричевского, каллиграфическая основа до сих пор явно читается в формообразовании любых текстовых шрифтов, и антикв, и гротесков [16, с. 39]. Современные технологии позволяют в цифровом виде создавать полноценные каллиграфические надписи. Каллиграфия может стать объемной, при помощи обработки в 3D программах, анимированной и

120

проецироваться на любые объекты среды при помощи видеомэппинговых технологий. Освоение каллиграфических умений и навыков работы в графических компьютерных программах позволяет расширить спектр применения и повысить профессиональный уровень будущего дизайнера.

Методы исследования. Процесс развития творческих способностей должен основываться на профессиональном владении искусством каллиграфии, в разных художественных проявлениях, опыте работы в различных компьютерных программах (векторных и растровых графических пакетах программ) и выборе графической программы в зависимости от специфики применения цифровой каллиграфии. Для развития творческих способностей студентов используется метод творческого практикума. Он предполагает специально разработанный комплекс заданий на решение формально-пластических задач. Данный метод направлен на формирование дизайнерского стиля мышления как основы самостоятельной работы, дает возможность при решении проектной задачи анализировать задания, формировать авторские концепции, находить пути решения проблем. В ходе освоения творческого практикума поэтапно выполняются упражнения, которые постепенно усложняются, развивая проектное мышление студентов.

Метод цифровой обработки предполагает формирование навыка работы в графических компьютерных программах и принцип обработки любого рукописного творения, что позволяет улучшать качество творческой работы, определять разницу между рисованием на бумаге и рисованием на графическом планшете. Оба метода используются в авторской методике синтеза каллиграфии и компьютерных технологий. Методика включает:

- выполнение заданий по каллиграфическому написанию основных элементов, букв, шрифтов, созданию шрифтовых композиций;

- обработку или полноценное создание рукописных каллиграфических композиций в компьютерных графических программах.

Результаты исследования. Разработана методика, в которой синтезируются принципы каллиграфического написания и компьютерные технологии, что позволяет обрабатывать и создавать каллиграфические надписи в цифровом виде. Ее основными задачами являются: 1) изучение современных практик, методов и приемов каллиграфического написания в разных техниках, с использованием стандартного и нестандартного каллиграфического инструментария; 2) расширение спектра применения каллиграфии, улучшения качества творческих работ, развития авторского стиля при выполнении цифровых шрифтовых композиций; 3) определение сходства и специфических отличий между рукописным созданием каллиграфии и созданием цифровой каллиграфии.

Предложенная методика включает задания, направленные на развитие каллиграфических навыков, принципов создания шрифтовых композиций и способов компьютерной обработки рукописных каллиграфических надписей. Таким образом, методику можно разделить на 3 блока заданий. Первый блок

121

направлен на изучение каллиграфических навыков письма, второй блок включает каллиграфические задания, ориентированные на развитие творческих способностей обучающихся. Третий блок предполагает обработку каллиграфического написания в компьютерных программах.

Задания первого блока должны сформировать навык каллиграфического написания. Достижение этого планируется на первом курсе. Задания ориентированы на простейшее выполнение основных каллиграфических элементов. По мере формирования навыка каллиграфического написания следует подключить творческое задание на создание абстрактной каллиграфической композиции на базе основных элементов. Такой подход позволит лучше закрепить навык написания пером и активизирует творческий вид деятельности.

Принцип работы заключается в переписывании шрифта с оригинала, закреплении каллиграфического навыка письма, развитии мелкой моторики, освоении каллиграфического инструмента - ширококонечного пера. Изучение шрифтов осуществляется «от простого к сложному». Шрифты, выполняемые ширококонечным пером, могут отличаться по степени сложности, могут иметь разную стилистку и декоративный характер. Достаточно сосредоточиться на разных видах древнерусских шрифтов (возможно исполнение в современных каллиграфических интерпретациях) и нескольких шрифтах западноевропейской каллиграфии. С точки зрения отработки каллиграфического навыка особенно интересны разновидности готического письма.

Затем следуют задания на формирование навыка написания остроконечным пером. Шрифт «Англе» или Copperplate выполняется исключительно остроконечным пером. Данный тип каллиграфического инструмента формирует навык ритмического нажатия и ослабления нажима на перо, что максимально позволяет развить мелкую моторику и закрепить навык

Амбиграмма

■ланвщ

Амбиграмма в перевернутом виде

Чшвщ

Рис. 1. Пример рукописной монограммы Рис.2. Пример амбиграммы

Второй блок заданий ориентирован на развитие творческих способностей. Он предлагается к реализации на третьем курсе. Создание авторской

122

каллиграфического написания.

монограммы - одно из заданий, объединяющих навыки каллиграфического написания и творческую деятельность в процессе стилизации, деформации букв и соединения их в одну композицию. Монограмма - это знак, составленный из инициалов имени и фамилии по принципу композиции и стилизации буквенных элементов (рис. 1). Для выполнения рукописной монограммы средствами каллиграфии необходимы профессиональные навыки написания и владения приемами стилизации букв. Прежде всего, представляются образцы монограмм, выполненные с использованием нескольких шрифтов и в разных композиционных вариантах. В дальнейшем разработанную монограмму можно обработать в векторной программе и использовать в качестве логотипа.

Амбиграмма - это каллиграфический узор, позволяющий совместить два различных варианта прочтения из одного и того же набора букв, либо сохранять одно прочтение после поворота надписи (рис.2). Это своего рода графический «перевертыш». Такое задание более сложно, чем разработка монограммы. Оно требует большей продолжительности, высокого уровня владения каллиграфическими навыками, креативного мышления и творческой деятельности. Посредством стилизации форм букв, которая применяется с целью сохранения или изменения прочтения буквы в перевернутом виде, обучающийся опирается на каллиграфические навыки, анатомию буквы и творческие способности.

Леттеринг (lettering) - это рисованная рукописная шрифтовая композиция (рис.3), которую можно сравнить с иллюстрацией, только при ее создании используются буквы, а не графические образы. Буквы могут изменять высоту и толщину, стилизуются, одна буква может выполнятся несколькими штрихами кистью или пером. При создании леттеринга главным аспектом является читаемость, соответствие правилам композиции и авторская стилизация букв. Применение каллиграфического инструментария создает рукотворный образ и пластичную работу. Данное задание предполагает поэтапное выполнение: от карандашного эскиза до рукописной проработанной шрифтовой композиции. Готовую шрифтовую композицию можно использовать в качестве выставочной работы или при дальнейшей обработке в компьютерной программе, применять в фирменном стиле и книжной графике как дополнение к иллюстрации и на других фирменных носителях.

Третий блок - обработка каллиграфического написания в компьютерных программах на примере созданного рукописного леттеринга. К нему можно переходить после освоения этих программ, изученных на втором курсе. Выполнение данного задания предполагается на третьем курсе, после изучения нескольких графических редакторов. Оно представляет собой поэтапный переход от рукописного к компьютерному.

т

в ^¡ерш

6(Ы1"<в

Рис. 3. Леттеринг Рис. 4. Леттеринг

(обработка в векторной программе) (доп. обработка в растровой программе)

Рассмотрим принцип обработки рукописного леттеринга и его создание на графическом планшете. Для этого, во-первых, необходимы навыки в векторной графической программе, чтобы обработать рукописную работу. Во-вторых, важны знания типографики, для правильной обработки букв и правки их форм. Разработка леттеринга подразумевает выполнение рукописного варианта, но без компьютерной доработки он не может использоваться для нанесения на фирменные носители. Любая векторная программа позволит обработать эскизный вариант, исправить недостатки, определить апрош (расстояние между буквами), залить леттеринг единым цветом, градиентом или использовать имитацию текстуры. Детальная обработка рукописной работы подразумевает обработку каждой буквы и ее перевод в кривые. Это длительный процесс, занимающий до 30 часов работы, в зависимости от сложности и количества букв в композиции. После окончания обработки создается возможность двигать буквы, увеличивать или уменьшать их в размере, объединять слова, применять для них разные цвета. Векторные программы позволяют сохранить готовый леттеринг в формате jpeg, pdf, eps или cdr для дальнейшего использования в печати на любой поверхности.

Для достижения лучшего визуального результата можно перейти к дополнительной обработке в растровой программе. Она позволит создать для шрифтовой композиции более живописные или реалистичные эффекты. Кроме этого, в растровой программе можно объединить фотографию и леттеринг (рис. 4). Программы другой направленности могут перевести плоскую шрифтовую композицию в 3D-изображение или анимировать буквы. Технические возможности позволяют создавать с нуля шрифтовые композиции на графических планшетах, используя соответствующие программы. Навыки работы на графическом планшете специфичны, необходимо преодолеть психологический диссонанс, что цифровое устройство может заменить практически любую художественную технику. Но его преимуществом является

возможность отменить неудачную линию или букву всего лишь нажатием кнопки. Цифровой леттеринг применяется в графическом дизайне как часть фирменного стиля, так и отдельно, как индивидуальный дизайнерский объект.

Заключение. Проведенный анализ влияния синтеза каллиграфии и компьютерных технологий на развитие творческих способностей студентов показал высокую степень его эффективности. Это позволяет предложить следующую коррекцию учебного плана на специальности «Дизайн», профиль «Графический дизайн»: изучение основ каллиграфии на перовом курсе, на втором курсе изучение компьютерных технологий и на третьем курсе синтез каллиграфии и компьютерных технологий. Итоги апробации показали, что предложенная организация учебного процесса создает условия для профессионального роста будущих дизайнеров, приводит к повышению эффективности обучения, способствует развитию творческих способностей, проектного мышления студентов, повышает качество каллиграфических и цифровых работ.

Список источников

1. Башина, Т.Ф. Креативность как основа инновационной педагогической деятельности // Молодой ученый. - 2013. - №4. - С. 521-525.

2. Рыбалкина, П.В. Проектное мышление в культуре: методологический анализ: дис. канд. философских наук. Белгород, 2018. - 152 с.

3. Baskerville, J. Art and Industry of the Englightenment. Liverpool University Press. Hardcover - June 1, 2018. - 288 p.

4. Bodoni, G. Manual of Typography. Taschent, 2012. - 279 p.

5. Ефимов, В. Великие шрифты. Шесть из тридцати: [сб. альбомов]. - Кн. 1: Истоки. -Москва: ParaType, 2006. - 184 c.

6. Morison. S. Tally of types. Cambridge University Press, 1973. - 137 p.

7. Toots, V. Kalligraafilisi Etuude [Calligraphical Studies] Presentation, Association, Laid-in Ephemera. Hardcover - January 1, 1976.

8. Цапф, Г. Философия дизайна. Избранные статьи и лекции о каллиграфии, шрифтовом дизайне и типографике [пер. с англ. И. Форонова]. - Москва: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2014. - 260 с.

9. Богдеско, И.Т. Каллиграфия. - Москва: Юпитер-Импэкс, 2006. - 176 с.

10. Петровский, Д.И. Зримый глагол-1: Гармония и иллюзии. Введение в шрифтовое искусство: учебное пособие. - Москва: Химиздат, 2005. - 168 с.

11. Проненко, Л.И. Каллиграфия для всех (3-е издание). - Москва: Студия Артемия Лебедева, 2017. - 336 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Чобитько, П.П. Азбуковник. - Санкт-Петербург; Москва: Гимназия Св. Василия Великого, 2008. - 112 с.

13. Алямовская, А., Лазурский, В.В. Искусство книги: сборник. - Москва: Искусство, 1971. - Вып.7. - 211с.

14. Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. - Москва: Книга, 1986. -

240 с.

15. Таранов, Н.Н. Искусство рукописного шрифта: учебное пособие. - Москва, Изд-во МПИ, 1991. - 156 с.: 105 ил.

16. Кричевский, В. Типографика в терминах и образах: в 2-х т. - Москва: Слово, 2000. - Т.1. - 144 с.

17. Луначарский, А.В. Об искусстве: в 2 т. - Москва: Искусство, 1982. - Т.2. -

378 с.

18. Дейк, Т.А., Кинч, В. Стратегия понимания связного текста // Новое в зарубежной лингвистике. - Москва, 1988. - Выпуск 23. - С.153-212.

19. Современный музей каллиграфии - URL : http://calligraphy-expo.com/participants/Artem_Lebedev/kalligrafiya (дата обращения: 03.10.2022).

20. Хмарова, Л.И., Усманова Е.А. Оптимальное сочетание ручной и компьютерной графики // Информационные технологии и технический дизайн в профессиональном образовании и промышленности: сб. материалов IV Всерос. научн-практ. конф. с междунар. участием. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. - С. 104-108. - URL : https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-pri-izuchenii-graficheskih-distsiplin (дата обращения: 08.10.2022).

References

1. Bashina T.F. Kreativnost kak osnova innovatsionnoy pedagogicheskoy deyatelnosti [Creativity as a basis for innovative pedagogical activity]. Molodoj uchenyj. = Young scientist, 2013. - №4. - Pp. 521-525. (In Russian)

2. Rybalkina P.V. Proyektnoye myshleniye v kulture: metodologicheskiy analiz [Design thinking in culture: methodological analysis]: Candidate's thesis. Belgorod, 2018. 152 p. (In Russian)

3. John Baskerville Art and Industry of the Englightenment. Liverpool University Press. Hardcover - June 1, 2018. 288 p. (In English)

4. Giambattista Bodoni Manual of Typography. Taschent, 2012. 279 p. (In English)

5. Efimov V. Velikiye shrifty. Shest iz tridtsati. [Great fonts. Six out of thirty]. Book one. Origins. Moscow. ParaType Publ.. 2006. 184 p. (In Russian)

6. StanleyMorison: Tally of types. Cambridge University Press, 1973. 137 p. (In English)

7. V. Toots Kalligraafilisi Etuude [Calligraphical Studies] Presentation, Association, Laid-in Ephemera. Hardcover - January 1, 1976. (In English)

8. Zap H. Filosofiya dizayna. Izbrannyye statyi i lektsii o kalligrafii, shriftovom dizayne i tipografike [Philosophy of design. Selected articles and lectures on calligraphy, type design and typography] [Russ.edition by I. Foronova]. Moscow: Artemij Lebedev Studio Publ., 2014. 260 p. (In Russian)

9. Bogdesko I.T. Kalligrafiya [Calligraphy]. Moscow: Jupiter-Impex Publ., 2006. 176 p. (In Russian)

10. PetrovskyD.I. Zrimyy glagol-1: Garmoniya i illyuzii. Vvedeniye v shriftovoye iskusstvo [Visible verb-1: Harmony and illusions. Introduction to type art]: tutorial. Moscow, 2005. 168 p. (In Russian)

11. Pronenko L.I. Kalligrafiya dlya vsekh [Calligraphy for all] (3rd edition). Moscow: Artemij Lebedev Studio Publ., 2017. 336 p. (In Russian)

12. Chobitko P.P. Azbukovnik [Alphabet book]. St. Petersburg; Moscow: Gymnasium of St. Basil the Great, 2008. 112 p. (In Russian)

13. AlyamovskayaA., Lazursky V.V. Iskusstvo knigi [Art of a book]. Collection of articles. Vol. 7. Moscow, 1971. 211 p. (In Russian)

14. Favorsky V.A. Ob iskusstve, o knige, o gravyure [About art, about the book, about engraving]. Moscow: Book, 1986. 240 p. (In Russian)

15. TaranovN.N. Iskusstvo rukopisnogo shrifta [Handwriting art]: tutorial. Moscow, 1991. 156 p., 105 ill. (In Russian)

16. Krichevskiy V. Tipografika v terminakh i obrazakh [Typography in Terms and Images]: in 2 vol. V.1. Moscow: Slovo Publ., 2000. (In Russian)

17. LunacharskyA.V. Ob iskusstve [About art]. T.2. Moscow: Iskusstvo Publ., 1982. 378 p. (In Russian)

18. Deyk T.A., Kinch V Strategiya ponimaniya svyaznogo teksta [Strategy for understanding a coherent text]. In: New in foreign linguistics. Moscow, 1988. Issue 23. Pp.153-212. (In Russian)

19. Conteporary Museum of Calligraphy - Available at: http://calligraphy-expo.com/participants/Artem_Lebedev/kalligrafiya (accessed 03 October 2022). (In Russian)

20. Khmarova L.I., Usmanova E.A. Optimalnoye sochetaniye ruchnoy i kompyuternoy grafiki [Optimal combination of manual and computer graphics]. In: Information technologies and technical design in vocational education and industry: Proceedings of the IV all-Russian scientific-practical conference with international participation. Novosibirsk: NSTU Publ., 2012. - Pp. 104108. - Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-kompyuternyh-tehnologiy-pri-izuchenii-graficheskih-distsiplin (accessed 08 October 2022). (In Russian)

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Author has read and approved the final manuscript.

Статья поступила в редакцию 28.10.2022; одобрена после рецензирования 17.11.2022; принята к публикации 10.12.2022.

The article was submitted 28.10.2022; approved after reviewing 17.11.2022; accepted for publication 10.12.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.