УДК 76.03. 09 О. А. Прошкина
Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств Красноярск, Россия
КАТЕГОРИЯ ПРОСТРАНСТВА
в каллиграфии Андрея Машанова
Статья посвящена каллиграфии в творчестве Андрея Машанова. Искусство каллиграфии в современном мире переживает новый этап развития, требующий осмысления. В произведениях художника анализируются пространство, структура изображения, ритмичность и пластичность букв, акцентируется, что буквы являются элементами целого. Пространство в графике Андрея Машанова, дополненное каллиграфическими подписями, раскрывается не столько через пространственные пустоты, сколько через появление дополнительных деталей: точек, штрихов, насечек. Расположение их на листе может сначала показаться случайным, однако именно они способствуют выявлению трехмерности пространства, а не предметов в нем. Буквы в работах художника могут быть понятными символами или абстрактными объектами; само стремление зрителя прочитать текст или осознать, что надпись не поддается расшифровке, создает дополнительный смысловой уровень взаимодействия. Автор пишет целые тексты на нескольких листах, создавая единое пространство всего произведения, которое имеет свой порядок, заданную ритмичность и цикличность. Подобные тексты не становятся только шрифтовыми композициями по причине того, что художник применяет графические приемы, способствующие сохранению ясности и целостности произведения.
Ключевые слова: Андрей Машанов; графика; искусство Сибири; каллиграфия; современное искусство.
А. Н. Машанов. Каковым быть. 1999.
Офорт, тушь, перо. 72x54
Каллиграфия относится к уникальному виду искусства, где вплоть до ХХ века формообразующими основами являлись своды правил, каноны и традиции. Развитие каллиграфии имеет планомерный характер, а сама она делится на три типа, обусловленные территориальными и, главное, культурными факторами: Восточная каллиграфия, Арабская и Римская, или Западная. Каждая имела свой путь развития и была связана с письменностью, временными и стилистическими характеристиками.
В современном мире каллиграфия занимает особе место. На данный момент не
существует четкой общей систематизации каллиграфии, а также определенных конкретных требований к техникам исполнения и материалам, что является совершенно закономерным следствием развития современного искусства. Последнее время каллиграфия приобретает все большую популярность среди художников, дизайнеров и, как следствие, зрителей.
Рамки современной каллиграфии раскрылись настолько широко, что этот термин может обозначать изображения, сделанные кем угодно, от первоклассников в элитной школе до профессиональных дизайнеров или име-
нитых художников, следующих по стопам традиционного или путями актуального искусства.
В статье речь пойдет не о леттеринге, и не о чистописании. Исследовательский интерес автора лежит в области каллиграфии как вида графического искусства. Важным на данный момент является определение критериев для анализа произведений, а также систематизации этих критериев.
В статье на примере творчества омского художника Андрея Машанова будет сделан акцент на выявлении характерных черт и графических особенностей современной каллиграфии.
Художник Андрей Машанов увлекся каллиграфией более десяти лет назад. В его творчестве целесообразнее рассмотреть написание, а иногда шрифт текстов как отдельный вид графического искусства и как часть станковых произведений. «Красивое письмо» появляется в композициях его работ с 1992 года.
«В ряде произведений («Сказание о Мамаевом побоище», «Битва при Калке», «Физиолог», «Песнопение») в едином пластическом ритме размещены рисунок и текст, в шрифте выверена изменяющаяся высота строки. Для текста тщательно выверено письмо (скоропись, уставное), соответствующее времени создания литературного памятника» [1, с. 6]. В последние годы художник увлеченно работает над проектом «Книга Ангелов». Образ авторской книги лежит в сфере создания изображения и сопровождения его смысловым текстом, выполненным каллиграфическим письмом. «Книга «пишется» уже несколько лет и до сих пор находится в процессе непрестанного развития, наполняется новыми изобразительными сюжетами, рукописными строчками» [2].
Андрей Машанов делит каллиграфию в своих произведениях на несколько видов. К первому относится древнерусская скоропись, как часть сюжетно-тематических композиций; она одновременно поясняет и, казалось бы, должна усиливать литературность произведения, но происходит обратный
эффект: ритмичность и пропорциональная соразмерность шрифта вносит в работы дополнительный графический импульс. В произведениях с применением древнерусской скорописи художник затрагивает большие и значимые темы: культура Древней Руси, православие, человек с его личностным началом как часть многогранного мира.
В офортах А. Ма-шанова появляется множество дополнительных деталей: точек, штрихов, которые иногда кажутся хаотичными и даже случайными, однако это не так. Художник видит структуру листа целостно и трехмерно, детали помогают ему создать глубину и объем пространства. Штрихи нередко выглядят как потертости бумаги, случайные повреждения, но именно этот прием перемещает фигуры в трехмерное пространство, вырывая их из плоскости листа («Дионисий», «Физиолог», «Сказочник», «Песнопение», «Скоморох», «Битва на Калке», «Сказание о Мамаевом побоище»). Важно понимать, что при рассмотрении каллиграфии, пространство является одной из ключевых характеристик. Так, в восточной ветви каллиграфии бытует следующее объяснение необходимости трехмерного пространства: «концепция формы не как замкнутого объёма, а как открытого русла, визуализирующего сквозные циркуляции энергии ци, что требовало передачи трехмерности пространства и исключало плоскостность изображения, блокирующую энергетические циркуляции» [5].
Ко второму виду Андрей Машанов относит формальную или абстрактную каллиграфию. В ней буквы укладываются как элементы мозаики в общую структуру, которая не
А.Н. Машанов. Записки на манжетах. Шрифтовые композиции. Бумага, тушь, перо. 2017-18. 30х21
Собственность автора
обусловлена смысловым значением надписей (рис. 1). Сюда же можно отнести «нечитаемые» строки (рис. 2), которые переплетаются и складываются в причудливые арабески. Подобные работы нельзя причислить к разряду только станковой графики, потому как первое, что видит зритель - это изящные линии шрифта, и только потом понимает, что не может прочитать текст. Андрей Ма-
к ч/. - ■ ■
I.
{ ■ 1 1 / с I \ , \ > { и - (
т ж
А.Н. Машанов. «Чтобы удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы». Клод Адриан Гельвеций. 2015. Монотипия, принт. 54х77
Собственность автора
шанов сам пришел к такому формальному приему, однако, начиная с конца ХХ века подобные «нечитаемые» шрифты встречаются в работах мастеров разных стран, как Востока, так и Запада. Известный пример - проект «Мифы потерянных династий» (сер. 1980-х гг.) китайского художника и каллиграфа Гу Вэньду, который «придумал четыре тысячи несуществующих иероглифов, поместив их на разные листы в пространство пейзажа или абстрактных композиций. Художник, имеющий хорошее образование в традиционной китайской живописи, мог легко запутать зрителя, внешне подделывая иероглифы под стили каллиграфии разных династий» [4, с. 249].
Третий вид каллиграфии Андрея Маша-нова - это произведения, в которых пространство листа заполняется текстом, словно мозаикой («Песнь царя Соломона») (рис. 3). Художник создает единую графическую
композицию, где буквы и росчерки образуют целостную систему. Буквы одновременно складываются в слова и тем самым устанавливают ритмические интервалы, кроме того, они, как отдельные абстрактные элементы (в соответствии с принципом беспредметной композиции), определяют структуру взаимодействия пятна и фона.
Буквы, имея значения и закрепленные формы, одновременно могут восприниматься как абстрактные объекты или понятные символы. В этом случае идет «проработка не читаемости, а шрифтовой композиции, которая воспринимается как образ» [3, с. 20].
«Заметки на манжетах» - название четвертого вида каллиграфических надписей, где короткая фраза, изречение - известное или не очень, хорошо читаются. Этому виду каллиграфии присущ определенный камерный, интимный характер, потому как она предполагает не создание лозунгов, а запись, словно, сделанную мимоходом, для себя, чтобы не забыть; здесь «красивое письмо» имеет значение самостоятельной графической формы. Композиция отличается уравновешенностью, ритмичностью, что, однако, не мешает сохранять и определенную динамику скорописи (рис. 4, 5).
Пятый вид каллиграфических текстов относится к жанру авторской книги, требующей отдельного рассмотрения.
Если пытаться выявить характерные черты, свойственные каллиграфии Андрея Ма-шанова, то самыми очевидными будут порядок и структура.
Мир пребывает в состоянии хаоса, бесконечного движения, изменения, разрушения и творения. Искусство ХХ века было настолько открытым и живым в своем переживании катастрофичности мира, что отказывалось от любых форм и смыслов, чтобы показать этот ужас безысходности. Но человеческой психике сложно пережить бесконечный окружающий хаос и потому всё, начиная от деятельности центральной нервной системы, до создания религиозных культов и моральных принципов, стремится бороть-
ся с хаотичностью. В этой связи достаточно логичным становится новая волна интереса к каллиграфии, где существует и возводится в категорию ценности создание структуры, следование определенному порядку. Произведения Андрея Машанова отличают-
фией при видимой отдаленности достаточно сильна, что может быть проявлено в схожей работе с пространством и плоскостью, с монументальностью и цикличностью. Так же в этой связи важно отметить особую пластичность каллиграфических элементов
ся именно структурностью, они стремятся к порядку и ритмичности. В подтверждение этой мысли, можно привести в качестве примера работу, где каллиграфия сочетается с абстрактными формами (рис. 6). Вертикали и горизонтали шрифтовых композиций задают ритм, им присущи такие характеристики как устойчивость, изящность, легкость. Последнее создается пространствами между букв, играющими ничуть не меньшее значение, чем пробела в древнерусской стенописи. Связь между фреской и каллигра-
в произведениях Андрея Машанова. Буквы, имея общую четкую структуру, сохраняют целостность композиции за счет пластичности.
Коммуникативной особенностью каллиграфии является интенсивное взаимодействие со зрителем: от зрителя требуется прочитать надпись или попробовать это сделать, узнать отдельные буквы как знаки, а также суметь абстрагироваться от смыслов, чтобы воспринять целостность композиции в качестве графического решения. Ис-
А. Н. Машанов. Битва на Калке. 1998. Офорт, тушь, перо. 50х63
ходя из этого, смысл слов может быть понят исключительно носителями данного языка, но даже для человека другой языковой среды, очевидность надписи на листе будет требовать расшифровки и восприятие сугубо графической формы не будет самодостаточным. При этом композиционное построение может быть никак не связано со смыслом.
Использование каллиграфии в контексте графического изображения сегодня понимается довольно широко: и как пояснение к изображению, и как попытка максимально его конкретизировать, подчеркнуть литературность замысла, и наоборот - заставить зрителя осознать, что текст не поддается расшифровке.
Современные формы каллиграфии имеют самые разнообразные черты, однако одним из ключевых вопросов является выделение общих критериев. На примере творчества Андрея Машанова подчеркиваются такие важные критерии, как пространственные решения, упорядоченность, ритмичность, пластичность и целостность композиционного строя. Способы взаимодействия со зрителем: читабельность или нет, нахождение смысла надписи или его полное разрушение, все это также определяет особые черты каллиграфии в современном мире.
Литература
1. Богомолова Л. К. Графика. Андрей Машанов. Каталог. Омск: «Полиграф», 2012. - 128 с.
2. Гуменюк А. Н. «Книга Ангелов» Андрея Машанова // Искусство Евразии. 2019. № 1 (12). С. 92-104 [Электронный ресурс]. URL: https:// readymag.com/u50070366/1329235/16/(дата обращения: 14.09.2019). DOI: 10.25712/ASTU. 2518-7767.2019.01.007.
3. Машанов А. Н. Каллиграфия как метод проектирования в коммуникативном дизайне // Визуальная культура: дизайн, реклама, информационные технологии: докл. XVI Всероссийская научная конференция, 20-21 апреля 2017 г. Омск, 2017. С. 19-21.
4. Машанов А. Н., Прошкина О. А. Разрушение смысла и новые формы в современной каллиграфии Китая // Перспективы науки. 2018. № 9 (108). С. 247-251.
5. Хань до Тан. Пространственные построения в китайском изобразительном искусстве [Электронный ресурс]. URL: http://www.synologia.ru/a/Про-странственные построения в китайском изобразительном искусстве (дата обращения: 23.09.2018).
Об авторе
Прошкина Ольга Алексеевна - кандидат искусствоведения, доцент факультета теории и истории искусств Московского государственного академического художественного института им. В. И. Сурикова, главный специалист Регионального отделения Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в г. Красноярске. E-mail: [email protected]
CATEGORY OF SPACE IN ANDREY MASHANOV»S CALLIGRAPHY
Proshkina Olga Alekseevna
Сandidate of art history, associate professor of the faculty of theory and history of arts of Moscow State academic art Institute named after V I. Surikov, main specialist of Regional branch of Ural, Siberia and Far East of Russian Academy of arts in Krasnoyarsk, specialist, Moscow
Abstract: The paper is devoted to the calligraphy work of Andrey Mashanov. The art of calligraphy in the modern world is going through a new stage of development which requires comprehension. The artist's works analyze the space, image structure, rhythm and plasticity of letters, it is emphasized that letters are elements of the whole. The category of space in Andrey Mashanovs graphics, supplemented with calligraphic signatures, is revealed not so much through spatial voids, but through some additional details: points, strokes, notches. Their location on the sheet may at first seem random, however, they contribute to the identification of three-dimensionality of space, not objects in it. Letters in the works of the artist can be understandable symbols or abstract objects, the viewer»s desire to understand if they are readable or not creates an additional semantic level of interaction. The author writes texts on several sheets, creating a single space of the whole work, which has its own order, a given rhythm and cyclicity. Such texts do not become font compositions due to the fact that the artist uses graphic techniques that contribute to the preservation of clarity and integrity of the work.
Keywords: Andrey Mashanov; graphics; art of Siberia; calligraphy; contemporary art.
ВЫСТАВКА
ВСЕРОССИЙСКОГО! КООПЕРАТИВНОГО
ТОВАРИЩЕСТВ,
ХУДОЖНИК:
„ГИГАНТЫ УРАЛА"
РАБОТЫ ВЫЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ХУДОЖНИКОВ