Научная статья на тему 'Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»'

Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек» Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1144
164
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние синдрома эмоционального выгорания профессионала в системе «Человек - Человек»»

чать язык. Учитывая коммуникативную парадигму, которая сосредотачивается на функции языка как инструмента общения, можно использовать художественный текст для понимания культурных реалий страны изучаемого языка, так как с помощью него просматриваются и закрепляются определенные ценности. Следовательно, в процессе овладения иностранным языком, учитываются функциональный, прагматический и социокультурный аспекты восприятия художественного текста, так как овладение иностранным языком есть процесс преобразования субъекта как целого.

Список использованных источников

1. Базеян Г. А. О психологических особенностях художественного сознания// Вопросы психологии. - 2002. - № 4. - С. 81- 90.

2. Борисова М. А. К вопросу о расхождениях грамматических категорий в разных языковых культурах// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2003. - № 4. - С. 92-93.

3. Гальскова Н.Д. Межкультурное обучение: проблема целей и содержания обучения иностранным языкам// Иностр. яз. в школе. - 2004. - № 1. - С.4.

4. Джером К. Джером Трое в лодке. - М.: Менеджер, 2000. - 288 с.

5. Зеленин А.В. Английский мир в зеркале русского языка // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 19. Лингвистика и межкультурная коммуникация. - 2003. - №3 . - С. 54.

6. Колкер Я.М. Содержание обучения иностранному языку на основе базовой культуры личности// Иностр. яз. в школе. - 2004. - № 2. - С. 18.

7. Льюис Р.Д. Деловые культуры в международном бизнесе / Р. Д. Льюис. - М., 2001. - С.20.

8. Сысоев П.В. Язык и культура: в поисках нового направления в преподавании культуры страны изучаемого языка// Иностр. яз. в школе. - 2001. - № 4. - С. 15.

9. Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М., 2000. - С.38.

10. Толкачев С.П. Образы гибридности в произведениях англоязычных писателей-мигрантов// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9. Филология. - 2003. - № 1. - С.24.

11. Уайльд О. Избранная проза. Сборник. - М.: Менеджер. - 256 с.

12. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. - М.: Академия, 2001. - 320 с.

13. Цветкова Т.К. Обучение иностранному языку в контексте социокультурной парадигмы// Вопросы филологии. - 2002. - № 2. - С. 109 -115.

Клевцова Н.А.

ВЛИЯНИЕ СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ

ПРОФЕССИОНАЛА В СИСТЕМЕ «ЧЕЛОВЕК - ЧЕЛОВЕК»

Воронежский экономико-правовой институт

С ростом общей и психологической культуры населения России все более существенными представляются идеи, которые позволяют находить общее в современной медицине и психологии. Примером того, как переплетаются сведения из медицины и психологии, может быть тот факт, что на протекании болезненного процесса существенно влияет представление о том, что есть болезнь и как она должна протекать. Вопросы, связанные со здоровьем и болезнью, являются переживанием, где пересекаются данные о строении сознания человека, о возможности воздействия через него на само-

сознание и данные о функционировании организма, т.е. пересекаются сведения психологии и медицины [1].

Следует уточнить, что указанная проблема переплетения медицины и психологии исследовалась в ситуации "врач - профессиональная деятельность", как части системы профессий "Человек - Человек", где была предпринята попытка понять особенности врачебной профессии, ее влияние на психическую и, как следствие, социальную жизнь профессионала. Работа является неотъемлемой частью жизни каждого трудоспособного человека. Независимо от её содержания, уровня требований, степени сложности и ответственности, квалифицированности, она определяет весь жизненный уклад, занимая большую часть времени, отражая и формируя систему субъективных ценностей индивида, ближайшие и более отдалённые перспективы. Работа также задаёт некоторый "социальный фон" жизни людей [4].

Не подлежит сомнению, что любой вид профессиональной деятельности, любая профессия воздействует на исполнителя позитивным или негативным образом, отражаясь на характере, психоэмоцииональном статусе, поведенческих и других реакциях человека.

Всю суть анализируемой проблемы, особенно важно рассматривать в неразрывной связи с реалиями окружающей нас действительности, а именно с учётом колоссальной психической нагрузки, чрезвычайной экономической нестабильности, обесценивании и переоценке многих этических норм и нравственных позиций, казавшихся ранее незыблемыми, снижении планки общечеловеческих ценностей, всеобщей криминализации общества, отсутствия перспектив, социальной незащищённости всех слоев населения. Всё это негативным образом сказывается на психологическом состоянии человека, как представителе социума, принимающего участие в своей (врач) или чужой (больной-пациент) профессиональной деятельности.

Что же такое Профессия вообще, и как она влияет на Человека?

Считается [1], что любая профессия содержит в себе: динамику (направленность, вектор движения) и статику (некую константу, обеспечивающую нам, боящимся крушения привычных жизненных стереотипов, относительную стабильность). Динамику (психологическое время) представляет собой индивидуальная жизнь профессионала, изменения в его судьбе, сохранение потенциала для развития, познания. Проблема динамики представляет собой проблему изменения собственно - го сознания и контроля над ним. Без этого профессионал не в состоянии решать задачи адекватного реагирования на воздействие профессии и происходящие на этом фоне психо - социальные изменения. Таким образом, можно проследить ситуацию исчезновения профессионального взаимодействия. Взаимодействие не развивается, если в нем отсутствует меняющийся предмет и отношение к нему участников взаимодействия. На исчезновение профессионального взаимодействия влияют:

- стандартизация контекста, когда стирается индивидуальность человека ("они для меня все одинаковы, проблемы у всех одни");

- обесценивание личностного смысла (профессия как "рутина");

- искажение способов фиксации самого предмета (отсутствует ориентация на Другого, на культурные ценности, нет новых идей).

Динамика (психологическое время) профессии развивается в психологическом пространстве, которое строится на отношении человека (в нашем случае — конкретного профессионала) к своей жизни. Выделяют две позиции, вокруг которых структурируется психологическое пространство: жизне-утверждение ("каждый день приносит хоть что-то хорошее", "надо уметь радоваться жизни") и жизнеотрицание "жизнъ однообразна и тяжела", "это не жизнь, а выживание ", которое и представляет для нас особый интерес, как почва для возникновения и развития СЭВ и отчасти профессиональной деформации. Кроме того, в структуру психологического пространства включается и Другой человек (расстояние между профессионалом и Другим, обобщённое отношение к Другому (В нашем случае - объект профессиональной деятельности, мера воздействия, предмет практической этики врача). Достаточно привести единственное высказывание для характеристики психологического пространства одного врача П.: "Как мне надоели эти истерички, все они одинаковы".

Профессия, воздействуя на профессионала, даёт как возможность для его творческого развития и рождения в нём новых идей, так и для возникновения деструктивных личностных проявлений, профессиональной деградации и даже снижения социального статуса. Причём их возникновение, взаимовлияние и взаиморазвитие происходят одновременно, а уровень доминирования зависит от психосоматического, морально-этического, социокультурного и множества других слагаемых.

Вот в этом диалектическом единстве и существует Профессия. Через профессию происходит включение человека в систему коммуникаций по поводу профессии, что и создает проблему совершенствующегося (позитивного и негативного) взаимодействия.

Согласно Карвасарскому [2] взаимодействия существуют на следующих основных уровнях:

1. Сенсорном (на уровне анализаторов и органов чувств).

2. Уровне построения личностного смысла, определения предмета взаимодействия ("это для меня, Моя профессия").

3. Уровне использования социальных норм (социальная значимость, общепринятая норма действия). Развитие коммуникаций по поводу профессии и сохранение содержания профессиональной деятельности возможно при наличии меняющегося предмета взаимодействия — предмета профессиональной деятельности (в нашем случае - это осознаваемая врачом граница воздействия на другого человека).

Существуют определенные условия, при которых сохраняется сама Профессия, а её негативное влияние на психологическое пространство профессионала минимально. Одним из таких важнейших условий является сохранение функций и социальной значимости профессии, и это естественно — профессия должна быть социально необходимой и удовлетворять определен-

ным требованиям общества. Кроме того, профессия как предмет должна изменяться (то есть меняется ориентация на морально-этические и культурные ценности, увеличивается влияние на индивидуальную судьбу человека, происходит рождение новых идей и т.д.). Для самого профессионала освоение предмета профессионального взаимодействия предполагает включение его в содержание Я-концепции (у нас - личная судьба, индивидуальность врача).

Это может выглядеть как осознание: "Я понимаю (чувствую, знаю), почему я этим занимаюсь". В профессиях, связанных с взаимодействием «Человек — человек», огромное значение имеет ориентация на Другого как на «высшую ценность, равную ценности собственного Я » [5]. Пожалуй, немного существует профессий, в которых ценностный подход к профессиональной деятельности оказывал бы такое влияние на индивидуальную судьбу профессионала и судьбу другого человека. Особенно важна способность к гуманистической, нравственной реакции в профессиональной деятельности врача. Поскольку объектом исследова -ния и субъектом взаимодействия является человек, а характер знаний прикладной, то от врачей и ученых требуется высокая мера личной ответственности за результаты своей деятельности. Медицина как человековедческая наука не может существовать без определенных нравственно-этических принципов, норм и критериев. Существование нравственных моделей поведения — это объективная необходимость, связанная с многообразием ситуаций, возникающих во врачебной деятельности. Эти ситуации часто требуют быстрого принятия нестандартных решений, проявления инициативы, взятия на себя ответственности [3].

Однако не только профессия оказывает воздействие на человека и качество его профессиональной деятельности, а так же личностные и средовые координаты, социально-бытовые, экономические и другие условия, в которых находится профессионал и влияние которых на исполнение профессиональных действий колоссально, а иногда, носит решающее значение. В этой взаимосвязи и будет рассматриваться Синдром Профессионального Выгорания (СЭВ) у врачей. Психологический дискомфорт (дистресс) исключает безоблачность, бесконфликтность и даже какую либо относительную стабильность в любой системе человеческого взаимодействия. Взаимодействие трудовой и вне трудовой деятельности друг на друга и на человека трудно переоценить, т. к, несомненно, любое физическое или интеллектуальное воздействие прямым или косвенным образом отражается на производящего их в момент выполнения профессиональных действий или в виде продуктов труда (учитель - ученик, или: врач - операция — удача или отдалённые осложнения).

Наиболее весомыми побудительными мотивами исследования затронутых проблем явились, во-первых, явная недооценка влияния СЭВ на личность, как на уровне самих профессионалов, так и на уровне их ближайшего окружения и общества в целом. Во-вторых, отклонение от эталонных представлений в поведении специалиста (Врача) в процессе отправления своих профессиональных обязанностей и нарастание конфликтов в социально-

бытовой сфере, в большинстве случаев, не осознаваемых самим объектом (в нашем случае Врачом), окружающими расценивается как проявление доминирующих негативных индивидуальных черт характера человека вне воздействия на него СЭВ. В-третьих, не знание и недооценка деструктивного проявления указанного феномена в структуре личности специалиста не позволяет продуктивно противодействовать его агрессии, что ведёт к снижению профессионального статуса врача, затрудняет динамику профессионального роста, нивелирует межчеловеческие (бытовые и производственные) отношения, а иногда ведёт к разрушению или деградации личности. Более чёткое и рельефное обозначение проблемы позволит наметить пути развития способности профессионала выходить из кризиса, искать продуктивные способы противостояния эмоциональному выгоранию и профессиональной деформации, преодолевать дезадаптацию с помощью поиска нового смысла и позитивной мотивации.

В предлагаемой работе предпринята попытка, обратиться к проблемам психологического исследования, возникающих на пересечении профессиональных интересов врачей и психологов, осмыслить возможности координации действий специалистов этих профессий, призванных по своему профессиональному долгу воздействовать на жизни людей в процессе выбора содержания и форм влияния на переживания человека, связанные с его здоровьем и болезнью. Данная проблема находится на стыке этих двух наук, взаимопроникновение и взаимовлияние которых столь очевидно и естественно. Однако остаётся сожалеть (и это признают многие врачи разных специальностей), что знания и опыт психологической науки остаются в медицинской практике почти не востребованными и используются в основном на интуитивном уровне ограниченным числом медиков - профессионалов.

Объектом исследования являются врачи лечебных учреждений г. Воронежа.

Содержательной характеристикой предмета исследования является проявление феномена СЭВ у врачей.

Цель настоящей работы: комплексное теоретическое и экспериментально-психологическое исследование СЭВ у врачей - как психического процесса деятельности и общения.

Для диагностики симптомов СЭВ были использованы: Методика диагностики симптомов уровня эмоционального выгорания В. В. Бойко; шкала реактивной и личностной тревожности Ч.Д. Спилбергера, Ю.Л. Ханина; тест «Дом, дерево, человек»; анкетирование врачей и пациентов.

В результате проведённого экспериментального психологического исследования было выявлено проявление СЭВ у 47% исследуемых, причём у женщин в 25% и у мужчин в 22%.

В процессе профессиональной деятельности врачи подвержены СЭВ независимо от возраста, пола и стажа работы. Знание особенностей возникновения, развития и проявления этих феноменом во врачебной среде позволит, используя психодиагностические методики, выработать адекватные пси-

хокоррекционные методы для усиления резистентности к ним или нивелирования их отрицательного воздействия, что улучшит качество оказания медицинской помощи.

Список использованных источников

1. Абрамова Г.С., Юдчиц Ю.А. Психология в медицине. - М. 1998.

2. Карвасарский Б. Д. Медицинская психология. - М., 1982.

3. Лисицын Ю.П., Изуткин A.M., Матюшин И.Ф. Медицина и гуманизм. - М. 1984..

4. Любимов П.Ю., Паутов Л.В., Проскурин С.К. О современных проблемах отечественного профессиоведения// Вестник МГУ, № 1, 1998.

5. Рубинштейн С.А. Основы общей психологии. - М., 1989.

Колесникова Л.Д.

СТАНОВЛЕНИЕ ИДЕНТИЧНОСТИ В ПРОЦЕССЕ УЧЕБНОПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Старооскольский филиал ВЭПИ, г.Старый Оскол

Для формирования идентичности студентов нами был разработан специализированный курс «Формирование профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов», целью которого является развитие необходимых личностных качеств, формирующих адекватную профессиональную и личностную идентичность психолога: конкретизация представлений о содержании деятельности психолога в зависимости от специализации; формирование установок критического и творческого мышления; усиление мотивации профессиональной подготовки и личностного роста студентов и др.

Спецкурс включает в себя три раздела, логически взаимосвязанных друг с другом: лекционный (теоретический), практические занятия и тренинги.

Основной целью лекционного курса является ознакомление студентов с классическими и современными научными представлениями о сущности личностной и профессиональной идентичности, профессионального развития, формирования личности профессионала-психолога и др.

Второй раздел - практические занятия - посвящен диагностике личностной и профессиональной идентичности студентов-психологов.

Третий раздел - тренинги - включает в себя тренинги для формирования профессиональной и личностной идентичности студентов-психологов. Его цель - помочь будущим специалистам в выполнении их профессиональной деятельности психолога.

Формой проведения занятий были:

- лекции, мини-лекции;

- практические занятия (тесты на самопознание);

- семинары-тренинги: видеотренинги, групповые дискуссии, деловые и ролевые игры, моделирование ситуаций, психогимнастические упражнения.

Спецкурс был рекомендован для прохождения студентами-психологами 2 курса дневного отделения. Длительность курса - календарный год.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.