Научная статья на тему 'Влияние школьного социального капитала на формирование здоровых пищевых привычек школьников'

Влияние школьного социального капитала на формирование здоровых пищевых привычек школьников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
149
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛЬНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ / ПИЩЕВЫЕ ПРИВЫЧКИ / ПИЩЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Чурганов Олег Анатольевич, Гаврилова Елена Анатольевна, Яковлев Юрий Владимирович, Котов Павел Анатольевич

В статье анализируются результаты социологического исследования в рамках анкетирования 9730 учащихся школ в городах, членах Ассоциации «Здоровые города, районы и посёлки», проведенного в апреле-июне 2015 года. Изучены пищевые привычки школьников 11, 13 и 15 лет, а также влияние социального капитала семьи и школы на формирование здоровых пищевых указанных привычек. Рассматривались такие параметры, как совместный завтрак и ужин с семьей, регулярность завтраков, употребление фруктов и овощей, сладостей и сладких напитков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щуров Алексей Григорьевич, Чурганов Олег Анатольевич, Гаврилова Елена Анатольевна, Яковлев Юрий Владимирович, Котов Павел Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Effect of school social capital on the formation of healthy food habits of school-aged children

The article analyzes the results of a quantitative sociological research as part of a survey of 9730 schoolchildren of 11, 13 and 15 years in 14 cities, members of the Association “Healthy Cities, Districts and Villages”, conducted in April-June 2015. The aim of the study was to study the eating habits of schoolchildren of adolescence at 11, 13 and 15 years, as well as the impact of social capital of the family and school on the formation of healthy eating habits. Considered such options as a joint breakfast and dinner with the family, the regularity of breakfast, eating fruits and vegetables, sweets and sugary drinks.

Текст научной работы на тему «Влияние школьного социального капитала на формирование здоровых пищевых привычек школьников»

Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2019. - № 2 (168). УДК 796.011.1

ВЛИЯНИЕ ШКОЛЬНОГО СОЦИАЛЬНОГО КАПИТАЛА НА ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВЫХ ПИЩЕВЫХ ПРИВЫЧЕК ШКОЛЬНИКОВ

Алексей Григорьевич Щуров, доктор педагогических наук, кандидат медицинских наук, профессор, Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И.

Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург; Олег Анатольевич Чурганов, доктор педагогических наук, профессор, Елена Анатольевна Гаврилова, доктор медицинских наук, профессор Северо-Западный государственный медицинский университет имени И.И. Мечникова (СЗГГМУ им. И.И. Мечникова), Санкт-Петербург; Юрий Владимирович Яковлев, кандидат педагогических наук, Военная академия связи, Санкт-Петербург; Павел Анатольевич Котов, старший преподаватель, Военный институт физической культуры (ВИФК), Санкт-Петербург

Аннотация

В статье анализируются результаты социологического исследования в рамках анкетирования 9730 учащихся школ в городах, членах Ассоциации «Здоровые города, районы и посёлки», проведенного в апреле-июне 2015 года. Изучены пищевые привычки школьников 11, 13 и 15 лет, а также влияние социального капитала семьи и школы на формирование здоровых пищевых указанных привычек. Рассматривались такие параметры, как совместный завтрак и ужин с семьей, регулярность завтраков, употребление фруктов и овощей, сладостей и сладких напитков.

Ключевые слова: школьный социальный капитал, пищевые привычки, пищевое поведение, здоровое питание школьников.

EFFECT OF SCHOOL SOCIAL CAPITAL ON THE FORMATION OF HEALTHY FOOD HABITS OF SCHOOL-AGED CHILDREN

Aleksey Grigoryevich Shchurov, the doctor ofpedagogical sciences, candidate of medical sciences, professor, Military Institute of Physical Culture, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Oleg Anatolevich Churganov, the doctor of pedagogical sciences, professor, Elena Anatolyevna Gavrilova, the doctor of medical sciences, professor, North-Western State Medical University named after I.I. Mechnikov, St. Petersburg; Yury Vladimirovich Yakovlev, the candidate of pedagogical sciences, Military Academy of Telecommunications, St. Petersburg; Pavel Anatolevich Kotov, the senior lecturer, Military Institute of Physical Culture, St. Petersburg

Annotation

The article analyzes the results of a quantitative sociological research as part of a survey of 9730 schoolchildren of 11, 13 and 15 years in 14 cities, members of the Association "Healthy Cities, Districts and Villages", conducted in April-June 2015. The aim of the study was to study the eating habits of schoolchildren of adolescence at 11, 13 and 15 years, as well as the impact of social capital of the family and school on the formation of healthy eating habits. Considered such options as a joint breakfast and dinner with the family, the regularity of breakfast, eating fruits and vegetables, sweets and sugary drinks.

Keywords: school social capital, food habits, eating behavior, healthy nutrition of schoolchildren.

ВВЕДЕНИЕ

Полезные и вредные привычки формируются у ребенка в раннем детстве, когда он еще не совсем понимает причины, по которым надо выполнять те или иные требования родителей, например, почему надо есть не только сладкие конфеты, но и суп. В основном привычки начинают формироваться при подражании родителям или вследствие их воспитательных воздействий.

В школьном возрасте родительский контроль перестает быть всеобъемлющим, на формирование привычек оказывают влияние не только семья, но и образовательное

учреждение. В этот период жизни закладывается основное пищевое поведение. Следовательно, необходима совместная работа семьи и школы для формирования здоровых пищевых привычек ребенка, чтобы научить его:

- питаться регулярно;

- понимать необходимый для здорового питания объем принимаемой пищи;

- понимать пользу горячей здоровой пищи, овощей и фруктов;

- понимать необходимость умеренного приема сладостей;

- понимать вред фастфуда и сладких напитков;

- обращать внимание на условия и сроки хранения продуктов.

Действующий Федеральный государственный образовательный стандарт среднего

(полного) общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника школы»), в частности: осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни [1].

В настоящее время в научной литературе все больше появляется статей о том, что на формирование личности школьника особое влияние оказывает школьный социальный капитал, который определяется следующим образом.

Школьный социальный капитал - это те социальные связи, которые существуют между всеми группами участников процесса обучения: обучающимися, их родителями и педагогическим коллективом школы, а также их общие ценности и нормы поведения, которые дают возможность осуществлять взаимовыгодное социальное сотрудничество [2, 3]. Именно общие ценности, нормы поведения, социальное сотрудничество - вот те основные факторы, которые способствуют формированию личности школьника, в том числе и здоровых пищевых привычек.

В этом контексте интересны результаты исследования американского профессора Joseph R. Sharkey с соавт. и рабочей группы Проекта «Health Behaviour in School-Aged Children» (HBSC) «Поведение детей школьного возраста в отношении здоровья», которые показали статистически значимую связь между социальным капиталом и потреблением фруктов и овощей [4, 5].

Целью нашего исследования являлось изучение пищевых привычек школьников подросткового возраста 11, 13 и 15 лет, а также влияние социального капитала семьи и школы на формирование здоровых пищевых привычек.

ОРГАНИЗАЦИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

В настоящей статье приводятся результаты количественного социологического исследования в рамках анкетирования учащихся образовательных учреждений обоего пола 11, 13 и 15 лет в 14 городах, членах Ассоциации «Здоровые города, районы и посёлки», проведенного в апреле-июне 2015 года с общим количеством анкет - 9730. В анкетах подросткам задавались вопросы на различные темы в отношении здоровья, в том числе и о пищевых привычках.

Первые два вопроса по этой теме касались семейных отношений, как часто подростки завтракают и ужинают вместе с семьей. Совместные завтраки, обеды и ужины важны не только в плане регулярности питания, но также и в передаче семейного опыта, формировании здоровых пищевых привычек, семейных традиций в области питания.

Школьниками был задан вопрос: «Как часто ты завтракаешь вместе со своей мамой или своим папой?» (таблица 1).

Из таблицы следует, что уже к 11 годам 10-13% (сумма строк 1 и 2) подростков завтракают сами без родителей или не завтракают вообще, к 15-летнему возрасту эти цифры вырастают до 31%. Регулярно же питаются по утрам с родителями (строки 5 и 6) в среднем 58% 11-летних, 46% 13-летних и 38% 15-летних школьников, причем во всех трех возрастных категориях девочки показывают меньший результат, чем мальчики.

Таблица 1 - Распределение ответов на вопрос: «Как часто ты завтракаешь вместе со своей мамой или своим папой?» (%)_

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет

М Д М Д М Д

1. Никогда 6,0 6,9 10,8 12,7 14,2 17,9

2. Менее одного раза в неделю 4,8 6,4 7,8 11,1 10,7 13,1

3. 1-2 дня в неделю 13,2 15,7 16,3 19,9 18,1 22,5

4. 3-4 дня в неделю 15,9 13,7 15,0 14,2 14,0 13,4

5. 5-6 дней в неделю 9,4 8,9 10,6 8,6 12,2 8,8

6. Каждый день 50,6 48,4 39,6 33,5 30,8 24,4

Данные показатели свидетельствуют о том, что контроль родителей над тем, как их дети завтракают, в подростковом возрасте ослабевает, и, если к этой проблеме не подключается школа, то вопрос о здоровом питании по утрам встает очень остро, так как без полноценного завтрака снижаются когнитивные и двигательные способности ребенка.

Второй вопрос касался совместных ужинов: «Как часто ты ужинаешь вместе со своей мамой или своим папой?» (таблица 2).

Таблица 2 - Распределение ответов на вопрос: «Как часто ты ужинаешь вместе со своей мамой или своим папой?» (%)_

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет

М Д М Д М Д

1. Никогда 3,9 4,0 6,2 6,2 9,1 9,7

2. Менее одного раза в неделю 4,6 4,5 6,2 8,1 6,6 8,3

3. 1-2 дня в неделю 9,7 9,6 11,2 12,7 12,4 12,6

4. 3-4 дня в неделю 12,9 13,1 14,0 14,4 13,9 16,6

5. 5-6 дней в неделю 12,3 10,7 15,1 13,3 17,1 12,6

6. Каждый день 56,5 58,0 47,4 45,4 40,9 40,1

При сравнении ответов таблиц 1 и 2 отчетливо видно, что совместных ужинов больше, чем совместных завтраков, однако регулярные совместные ужины уже в 13 и 15-летнем возрасте у подростков случаются лишь менее чем у 50% семей, причем у девочек это происходит реже, чем у мальчиков. Усредненные данные по завтракам и ужинам в кругу семьи можно представить в виде диаграммы следующим образом (рисунок 1).

Рисунок 1 - Распределение ответов на вопрос: «Как часто ты завтракаешь и ужинаешь вместе со своей мамой

или своим папой?» (%)

Следующие два вопроса были направлены на изучение регулярности употребления завтраков школьниками.

Неоспоримо, что регулярный завтрак - это более сбалансированное по уровню потребления питательных микроэлементов, более полноценное питание, включающее употребление фруктов и овощей. Ребенок, не имеющий полноценный завтрак, компенсирует голод сладостями и сладкими безалкогольными напитками. Индекс массы тела (ИМТ) и распространенность избыточной массы тела обычно ниже у детей и подростков, которые

завтракают. Школьникам предлагалось ответить на вопрос о том, как часто они завтракают (не только стаканом молока или фруктового сока) в учебные и в выходные дни (таблица 3). Таблица 3 - Распределение ответов на вопрос: «Как часто ты обычно завтракаешь (больше,

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет

М | Д М | Д М | Д

По будням

1. Я никогда не завтракаю по будням 9,7 11,4 13,1 17,0 14,2 21,0

2. Один день 7,1 6,0 6,9 5,5 5,6 4,6

3. Два дня 8,0 6,8 6,6 6,0 6,4 5,2

4. Три дня 8,0 7,0 8,3 9,3 8,3 8,4

5. Четыре дня 6,3 8,1 7,6 6,8 7,3 7,2

6. Пять дней 61,0 60,7 57,5 55,4 58,2 53,5

По выходным дням

1.Никогда 7,7 6,8 9,0 10,8 10,5 10,6

2. Только в один из выходных дней (в субботу или в воскресенье) 16,6 12,9 15,8 14,0 16,6 17,0

3. Я обычно завтракаю по выходным дням (и в субботу, и в воскресенье) 75,7 80,4 75,2 75,1 72,8 72,5

По данным результатам можно судить о том, что с возрастом растет число подростков, не завтракающих по утрам каждый день с 9,7% до14,2% - у мальчиков и с 11,4 до 21,0% - у девочек. Особенно высок процент у 15-летних девочек, которые думают, что тем самым они соблюдают диету и снижают вес для похудения. На регулярность завтраков оказывают влияние также и культурные традиции семьи и школы: отношение к завтраку членов семьи, одноклассников и классного руководителя.

В данном исследовании изучался также вопрос и о качественном составе принимаемой подростком пищи. Основным показателем является объем фруктов и овощей в рационе питания.

Школьникам был задан следующий вопрос: «Сколько раз в неделю ты обычно ешь фрукты, овощи?». Варианты ответов варьировались от «Никогда» до «Каждый день более одного раза» (таблица 4).

Таблица 4 - Распределение ответов на вопрос: «Сколько раз в неделю ты обычно ешь фрукты, овощи?» (%)____

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет

М | Д М | Д М | Д

Фрукты

1. Никогда 1,8 1,0 1,6 1,2 2,1 1,1

2. Менее одного раза в неделю 6,2 4,9 5,2 4,3 5,3 6,1

3. Один раз в неделю 9,3 9,5 10,7 10,5 12,3 11,3

4. 2-4 дня в неделю 29,7 27,9 34,7 34,5 35,4 35,3

5. 5-6 дней в неделю 15,1 15,3 13,6 12,2 14,4 12,2

6. Каждый день, один раз в день 13,5 16,1 11,0 15,7 11,1 15,6

7. Каждый день, более одного раза в день 24,5 25,4 23,2 21,5 19,3 18,4

Овощи

1. Никогда 3,1 2,1 3,3 2,1 2,0 1,8

2. Менее одного раза в неделю 8,3 6,8 7,0 6,4 6,1 4,8

3. Один раз в неделю 12,0 13,5 11,7 12,6 10,5 9,7

4. 2-4 дня в неделю 29,3 27,6 32,4 29,5 34,0 32,3

5. 5-6 дней в неделю 18,1 16,7 17,7 18,1 19,1 20,0

6. Каждый день, один раз в день 13,3 16,3 12,9 14,7 13,1 15,5

7. Каждый день, более одного раза в день 15,8 17,0 15,0 16,7 15,1 15,9

Если рассмотреть употребление фруктов подростками каждый день (строки 6 и 7 в сумме), что является необходимой нормой потребления, то получим следующие показатели: 11-летние мальчики - 38%, девочки -31,5%; 13-летние мальчики - 34,2%, девочки -37,2%; 15-летние мальчики - 30,4%, девочки - 34%. Из остальных ответов наибольшие

показатели (около 30%) - в ответе «2-4 дня». Такая же картина и в ответах на вопрос о потреблении овощей.

По данным нашего исследования, в котором изучался в том числе и достаток семьи, т. е. её социально-экономический статус (СЭС), прослеживается также взаимосвязь количества употребления фруктов и овощей и СЭС. Цены на фрукты в среднем выше, чем цены на более калорийные, но менее здоровые другие пищевые продукты, поэтому семьи с более низким доходом часто считают приобретение фруктов нерациональной тратой денег. Кроме того, семьи с более высоким СЭС больше уделяют внимание укреплению здоровья и здоровому питанию.

Изучались также и другие пищевые привычки, такие как употребление сладких продуктов и безалкогольных прохладительных напитков, содержащих сахар (Кола и др.). Был задан вопрос: «Сколько раз в неделю ты обычно ешь или пьешь... конфеты или шоколад, Кола или другие газированные напитки, содержащие сахар?» (таблица 6).

Таблица 6 - Распределение ответов на вопрос: «Сколько раз в неделю ты обычно ешь или пьешь . конфеты или шоколад, Кола или другие газированные напитки, содержащие сахар?» (%)____

Варианты ответов 11 лет 13 лет 15 лет

М | Д М | Д М | Д

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Конфеты или шоколад

1. Никогда 2,3 2,3 4,0 2,6 2,5 3,4

2. Менее одного раза в неделю 11,4 10,0 10,2 9,6 9,5 8,2

3. Один раз в неделю 20,0 16,7 14,4 12,9 13,6 10,4

4. 2-4 дня в неделю 29,7 27,2 30,5 26,6 29,2 25,9

5. 5-6 дней в неделю 11,6 12,0 13,4 14,5 14,8 16,0

6. Каждый день, один раз в день 12,3 14,8 13,2 15,7 13,7 16,0

7. Каждый день, более одного раза в день 12,8 16,9 14,3 18,0 16,8 20,0

Кола или другие газированные напитки, содержащие сахар

1. Никогда 15,7 20,9 12,5 18,3 14,0 23,2

2. Менее одного раза в неделю 29,7 32,2 31,1 36,9 32,9 37,6

3. Один раз в неделю 23,6 23,8 21,5 18,0 18,7 16,4

4. 2-4 дня в неделю 16,5 13,0 21,2 16,7 20,8 13,9

5. 5-6 дней в неделю 5,2 4,1 5,7 4,0 5,8 3,8

6. Каждый день, один раз в день 3,6 2,3 3,9 2,7 3,0 2,0

7. Каждый день, более одного раза в день 5,6 3,7 4,2 3,5 4,8 3,1

По данным таблицы можно судить о том, что сладкое наши подростки едят в основном 1-4 раза в неделю, девочки показали более высокие проценты, чем мальчики, даже в 15-летнем возрасте (30,5% и 36,0% соответственно по сумме строк 5, 6 и 7), хотя по употреблению сладких напитков опережают 15-летние мальчики (7,8% и 5,1% соответственно). Показатели в целом по напиткам намного меньше, чем по конфетам и шоколаду.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование показало, что семейные отношения, взаимодействие семьи и школы имеют первостепенное значение в вопросе формирования здоровых пищевых привычек у детей школьного возраста. Необходима кропотливая работа семьи и школы по воспитанию у школьников культуры питания. Соблюдение сбалансированной и разнообразной диеты способствует оптимальному здоровью, росту и развитию ребенка. Несбалансированная диета с опорой на плотную, питательную, но бедную микроэлементами пищу является одним из важных факторов, снижающих вызывающих уменьшение двигательной активности и развитие ожирения.

Педагогическому коллективу школы в своей работе следует использовать весь социальный капитал школы (связи «ученик-ученик», «ученик-учитель», «ученик-родитель», «учитель-родитель») для формирования у детей здоровых пищевых привычек, понимания ими значения полноценного завтрака, достаточного употребления овощей и фруктов и т.д.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования. - Режим доступа : http://www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf. (дата обращения: 15.01.2019).

2. Щуров, А.Г. Школьный социальный капитал и физическая активность школьников / А.Г. Щуров, Е.А. Лопатина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2014. - № 2. - С. 61-69.

3. Щуров, А.Г. Школьный социальный капитал как фактор социального и физического воспитания учащихся / А.Г. Щуров, Е.А. Гаврилова, О.А. Чурганов, Е.А. Лопатина // Воспитание школьников. - 2017. - № 7. - С. 16-20

4. Johnson, C. Eating Behaviors and Social Capital are Associated with Fruit and Vegetable Intake Among Rural Adults / C. Johnson, J. Sharkey, W. Dean // Journal of Hunger and Environmental Nutrition. - 2010. - No. 5 (3). - P. 302-315.

5. Kelly, C. Dietary Habits : HBSC Key findings - an overview of adolescent dietary behaviors / C. Kelly, R. Whitehead, L. Maes // Child and Adolescent Health Research Unit. - 2016 // URL : http://www.hbsc.org/publications/factsheets/Dietary-Habits-english.pdf (accessed 23 January 2019).

REFERENCES

1. Federal State educational standard of secondary (full) general education, available at: www.edu.ru/db/mo/Data/d_12/m413.pdf (accessed 19 January 2017).

2. Shchurov, A.G., Gavrilova, E.A., Churganov, O.A. and Lopatina E.A. (2017) "School social capital as a factor of social and physical education of students", Education of schoolchildren, No. 7, pp. 16-20.

3. Shchurov, A.G. and Lopatina, E.A. (2014), "School social capital and physical activity of school-aged children", Actual Problems of Physical and Special Training of Defense and Law Enforcement Agencies, No. 2, pp. 61-69.

4. Johnson, C., Sharkey, J. and Dean, W. (2010) "Eating Behaviors and Social Capital are Associated with Fruit and Vegetable Intake Among Rural Adults", Journal of Hunger and Environmental Nutrition, No. 5(3), pp. 302-315.

5. Kelly, C., Whitehead, R., Maes, L., and the HBSC Eating and Dieting Focus Group (2016), "Dietary Habits: HBSC Key findings - an overview of adolescent dietary behaviours", Child and Adolescent Health Research Unit, available at: http://www.hbsc.org/publications/factsheets/Dietary-Habits-english.pdf (accessed 23 January 2019)

Контактная информация: shchag@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.02.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.