Проблемы экономики и менеджмента
ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ
УДК 338.48
И.А. Галимов
магистрант, кафедра экономики, ФГБОУ ВПО «Уфимский государственный университет экономики и сервиса»
Л.Ю. Уразаева
канд. физ.-мат. наук, доцент, кафедра физико-математического образования, ФГБОУ ВПО «Нижневартовский государственный гуманитарный университет»
ВЛИЯНИЕ СЕТИ ДОРОГ НА РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
Аннотация. В работе анализируется состояние развития сети дорог в России и Башкортостане. Используются официальные данные, обработка данных производится с помощью методов математической статистики. На основе сравнительного анализа делаются выводы о роли развития дорожной сети на развитие экономики. Все выводы основаны на результатах математической обработки данных и методах сравнительного экономического анализа.
Ключевые слова: сеть дорог, влияние дорог на развитие экономики, статистические данные, корреляция, влияние показателя, ряд динамики, экономика региона, экономика России.
I.A. Galimov, Ufa State Economic and Service University
L.U. Urazaeva, Nignevartovsk State University of Human Sciences
IMPACT OF THE NETWORK OF ROADS IN THE DEVELOPMENT OF THE ECONOMY OF THE REGION
Abstract. The work analyses the state of road network development in Russia and Bashkortostan. Use the official data, the data is processed with the help of methods of mathematical statistics. On the basis of comparative analysis, conclusions about the role of the development of the road network on the development of the economy. All conclusions are based on the results of mathematical processing of data and methods of comparative economic analysis.
Keywords: network of roads, the impact of roads on the development of the economy, statistics, correlation, the impact of the measure, a number of speakers, the economy of the region, the economy of Russia.
Развитие сети дорог является важнейшим фактором, определяющим удовлетворения социально-экономических потребностей населения.
Важность развития дорог отражена в различных программных документах на уровне всей страны, о чем свидетельствует принятие «Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 года», утвержденной распоряжением Правительства РФ от 22.11.2008 № 1734-р, Постановления Правительства РФ от 14.06.2007 «О мерах, направленных на развитие сети автомобильных дорог в Российской Федерации, включая совершенствование системы финансирования дорожного хозяйства».
Экономисты активно изучают различные аспекты влияния развития сети дорог на развитие экономики экономических субъектов, проблемы развития дорог рассматриваются в работах авторов: А.В. Головинова, В. А. Федорова, А.Е. Сбитнев, М.В. Пе-троневич, И.А. Семина, О.Н. Ларин и др.
№ 3 (19) - 2013
3
Проблемы экономики и менеджмента
В работах А.Е. Сбитнева исследуется цепь взаимосвязанных эффектов, возникающих в результате влияния увеличения сети дорог на другие отрасли.
Но в большинстве работ при рассмотрении вопроса не используются статистические данные для обоснования выводов, некоторые работы по истечению времени уже потеряли свою актуальность.
Остановимся, прежде всего, на рассмотрении влияния железнодорожного транспорта, исторически важнейшего среди остальных видов транспорта по степени влияния на развитие экономики России в целом.
В России уровень обеспеченности железнодорожным транспортом отстает от европейского и мирового уровня, причем развитие железнодорожного транспорта неравномерно по территориям.
Россия занимает 54 место в мире по густоте железных дорог, уступая даже Египту по данным за 2007 год с сайта База данных экономической статистики о странах мира [12]. Густота по России имеет значение в 24 раза ниже, чем в Чешской Республике. Данные для сравнительного анализа использовались за 2007 год с сайта База данных экономической статистики о странах мира, более ранних данных для сравнительного анализа по видам транспорта нет в наличие.
Представленные статистические данные на сайте База данных экономической статистики о странах мира содержат сведения по 67 странам мира, на первом место находится по густоте железных дорог Чешская республика, на последнем месте - Австралия.
Отсутствие России в числе лидеров можно объяснить неблагоприятными для развития железнодорожного транспорта природными и климатическими условиями. Вечная мерзлота, высокая степень заболоченности отдельных территорий, наличие большого количества природных водных препятствий и горных массивов, длительная морозная зима затрудняют прокладку железной дороги.
Малая плотность населения также делает нецелесообразным с точки зрения окупаемости сиюминутных вложений развитие железнодорожного транспорта. До сих пор в России, например, существуют регионы, которые вообще практически не обеспечены дорогами. Западная Сибирь также имеет крупные территории, не обеспеченные железнодорожным транспортом.
В настоящее время, с февраля 2013 года разрабатывается программа строительства железной дороги от Салыма до Ханты-Мансийска. Строительство планируется начать после 2015 года. Строительство продолжения этой линии, от Приобья до Ханты-Мансийска, должно стартовать с 2016 года. Строительства будет проводиться согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года. Также в Ханты-Мансийском автономном округе планируется расширять сеть железных дорог в округе, для обеспечения доступности административного центра.
При правильной политике инвестирования в развитие регионов, поддержке строительства железных дорог как наиболее надежного вида транспорта с использованием инновационных энергосберегающих технологий, сам процесс развития инфра-
4
№ 3 (19) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
структуры и импульс к созданию новых рабочих мест в ранее неосвоенных районах, обычно с высокими сырьевыми запасами приведет к дальнейшему экономическому развитию региона, будет способствовать повышению концентрации производства и уровня занятости на ранее слабо освоенных территориях.
Политика отдельного проекта, связанного с развитием конкретной территории, должна быть долгосрочной и комплексной, иначе возможно появление новых «БАМов», которые являются памятниками Великих строек социалистической эпохи, «дорогами в никуда».
Несмотря ни на какие объективные причины отсутствие сети железнодорожных дорог в отдельном регионе ведет к повышению себестоимости производимой продукции из-за высоких транспортных издержек, удорожанию поставок продовольствия в эти северные области.
Примером являются города Западной Сибири, не имеющие железнодорожного сообщения, в них из-за отсутствия железной дороги происходит удорожание продуктов питания как минимум на 20% от стоимости, чем в тех же городах Западной Сибири, имеющих железнодорожное сообщение. Например, в Нижневартовске, Лангепасе, Сургуте цены на хлеб гораздо ниже, чем в окружной столице Ханты-Мансийске, причем разница по отдельным наименованиям может достигать до 10-12 рублей. Причина удорожания - затраты на горюче-смазочные материалы на подвоз продукции ввиду отсутствия железной дороги до Ханты-Мансийска.
С точки зрения развития активизации потребительского рынка, выгодно было бы построить дополнительные ветви железнодорожного сообщения, сделать дороги двухколейными, повышение интенсивности железнодорожных перевозок будет стимулировать внутренний спрос, тем более что в этих регионах среднедушевой доход является достаточно высоким, из-за занятости населения в нефтедобывающей отрасли.
Развитость железнодорожного сообщения будет способствовать выравниванию цен на продовольствие в северных и центральных регионах, увеличению объема поставок из центральных регионов, и также мобильности населения в поисках работы.
Очевидно, что Западная Сибирь обеспечивает работой заметную долю экономически активного населения Поволжья, в том числе и Башкортостана благодаря хорошему железнодорожному сообщению между Поволжьем и Западной Сибирью. Не менее 20% экономически активного населения Башкортостана (преимущественно мужчин из сельской местности) занято вахтовым способом на нефтепромыслах и сопутствующих производствах в Западной Сибири.
Для Башкортостана это выгодно, так как заработную плату вахтовые рабочие тратят в республике, тем самым стимулируя спрос на продукты и услуги таких видов деятельности как строительство, оптово-розничная торговля, сфера услуг, образование и др., и, в конечном счете, стимулируют производство. Отрицательным эффектом занятости части экономически активного мужского населения Башкортостана за пределами республики является то, что ввиду занятости в нефтедобывающей промышленности,
№ 3 (19) - 2013
5
Проблемы экономики и менеджмента
они отходят от непосредственного производства в пределах республики и от ведения сельского хозяйства, занимаясь им периодически в приезды. Оценка общего экономического эффекта по этой проблеме требует дополнительных исследований.
Влияние железнодорожного сообщения, влияет также на занятость населения в районах близких к Москве и связанных с Москвой железной дорогой. Например, на примере близких к Москве областей видно, что уровень безработицы там низок, несмотря на сравнительно невысокие экономические показатели. Этот факт объясняется именно близостью Москвы, потребности которой в рабочей силе пока не исчерпались из-за высокой концентрации капитала в Москве и Московской области.
Положение Башкортостана по развитию железнодорожного сообщения можно считать удовлетворительным, хотя анализ карты Башкортостана, показывает, что по густоте железнодорожного сообщения Башкортостан отстает от многих российских субъектов. По эксплуатационной длине железнодорожных путей, тыс. км Башкортостан занимает достойное 23 место среди субъектов России по данным Госкомстата за 2008 год. По важнейшему относительному показателю - густоте железнодорожных путей общего пользования, в километрах на 1000 кв. км территории, Башкортостан занимает всего 50-е место. Башкортостан для сравнения уступает Ингушетии, Дагестану, позади такие регионы, как Томская область, Республика Саха (Якутия) и др. Очевидно, имеется определенный потенциал наращивания густоты сети железнодорожного транспорта, как один из рычагов повышения инвестиционной привлекательности нашей республики.
Особенностью Башкортостана является то, что через территорию республики проходит Транссибирская железнодорожная магистраль, которая связывает наш регион практически со всеми крупными промышленными центрами страны. Напрямую по железной дороге из Уфы нельзя попасть в Ижевск, Пермь, Саранск, Йошкар-Олу, но есть другая железнодорожная ветка, проходящая через Янаул, частично решающая проблему железнодорожного сообщения с данными городами. С экономической точки зрения представляет интерес анализ и точный расчет возможных положительных и отрицательных последствий реализации железнодорожного сообщения между Уфой и перечисленными городами и регионами напрямую.
Практика показывает, что межобластное железнодорожное сообщение активно используется пассажирами и характеризуется высокой напряженностью грузопотоков, примером являются межобластные перевозки Самара-Уфа, Уфа-Самара, Челябинск-Уфа, Уфа-Челябинск.
Таким образом, можно сделать вывод, что ограниченность транспортной инфраструктуры препятствует развитию различных видов деятельности в любом регионе, способствует причиной высокой себестоимости произведенной продукции, низкой конкурентоспособности, высоким транспортным издержкам.
Особенно страдают от неразвитости транспортной инфраструктуры территории, зависящие от внешних поставок продовольствия и сырья.
6
№ 3 (19) - 2013
Проблемы экономики и менеджмента
Развитие сети дорог, в том числе, железнодорожного транспорта ускоряет товарооборот, сокращает затраты на формирование и хранение запасов, повышает привлекательность производимой в регионе продукции за счет снижения транспортных издержек, являясь важнейшим фактором, стимулирующим развитие инновационной экономики региона.
Список литературы:
1. Галимов И. А. Оценка возможных влияний реформ системы образования на экономику региона / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. // Альманах современной науки и образования. - Тамбов, 2011. - № 2 (45). - С. 179-182.
2. Галимов И. А. Оценка возможных влияний реформ системы образования на экономику РБ / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. // Образование и наука как основа модернизации социально-экономического развития региона: сборник научных статей / УГАЭС. - Уфа, 2010. - С. 246-259.
3. Галимов И. А., Уразаева Л.Ю., Федорова Р.А. и др. О влиянии вида экономической деятельности «Образование» на экономику Республики Башкортостан // Актуальные вопросы науки: материалы I Международной научно-практической конференции (30.04.2011). - М.: Спутник+, 2011. - С. 121-124.
4. Галимов И.А. Использование математического моделирования в управлении возобновляемыми источниками энергии: монография / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. -М.: Спутник+, 2011.
5. Галимов И. А. Моделирование процесса развития пенсионного фонда: монография / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. - М.: Спутник+, 2011.
6. Аврахова А.П., Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. и др. Информационные технологии: приоритетные направления развития: монография. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011. - Кн. 6. - 172 с.
7. Аксенова Н.И. Финансовое управление развитием экономических систем: монография / Аксенова Н.И., Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. - Новосибирск: СИБПРИНТ, 2011. - Кн. 8. - 172 с.
8. Галимов И.А. Расширение сети дорог как важнейший фактор развития инновационной экономики в регионе / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. // Инновации и перспективы сервиса: сборник научных статей / УГАЭС. - Уфа, 2011. - Т. 4. - С. 246-249.
9. Галимов И. А. О современных тенденциях развития ИТ на основе статистических данных бюллетеней Роспатента / Галимов И. А., Уразаева Л.Ю. // Сборник трудов Всероссийской конференция с международным участием «Информационные и математические технологии в науке, технике, медицине», 2-5 ноября 2012 года. - Томск: ТГПУ, 2012. - Т. 1. - С. 113-117.
10. Федорова В. А Государственная политика ценообразования в региональном дорожно-строительном комплексе и ее влияние на инвестиционную деятельность дорожно-строительных организаций // Ломоносовские чтения 2007: основные направления реализации национальных проектов РФ в системе повышения квалификации преподавателей: научная конференция: сборник докладов: в 2 ч. / под общ. ред. Л.Н. Панковой. - М.: ТЕИС, 2008. - Ч. 1.
11. Эксплуатационная длина и густота железнодорожных путей общего пользования по субъектам Российской Федерации [Электронный ресурс] / Официальный сайт Госкомстата. - URL: www.gks.ru. (дата обращения 20.02.2013).
12. StatInfo.biz-база данных экономической статистики о странах мира, рынках и
№ 3 (19) - 2013
7
Проблемы экономики и менеджмента
компаниях [Электронный ресурс]. - URL: www.StatInfo.biz. (дата обращения
20.02.2013).
List of references:
1. Galimov I.A. Assessment of the likely impact of the reform of the education system on the economy of the region / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. // Almanac of modern science and education. - Tambov, 2011. - № 2 (45). - P. 179-182.
2. Galimov I.A. Assessment of the likely impact of the reform of the education system on the economy RB / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. // Education and Science as a basis for the modernization of the social and economic development of the region: a collection of research articles / UGAES. - Ufa, 2010. - P. 246-259.
3. Galimov I.A., Urazaeva L., Fedorov R. etc. About the impact of economic activity «Education» on the economy of the Republic of Bashkortostan // Actual problems of science: Proceedings of the I International Scientific Conference (30.04.2011). - Moscow: Sputnik +, 2011. - P. 121-124.
4. Galimov I.A. The use of mathematical modeling in the management of renewable energy sources: monograph / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. - Moscow: Sputnik +, 2011.
5. Galimov I.A. Simulation of the development of pension funds: monograph / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. - Moscow: Sputnik +, 2011.
6. Avrahova A.P., Galimov I.A., Urazaeva L.Y. etc. Information technology: development priorities: monograph. - Novosibirsk: SIBPRINT, 2011. - Vol. 6. - 172 p.
7. Aksenov N.I. The financial management of the development of economic systems: monograph / Aksenov N.I., Galimov I.A., Urazaeva L.Y. - Novosibirsk: SIBPRINT, 2011. - Vol. 8. - 172 p.
8. Galimov I.A. Expansion of the road network as a key factor in the development of innovative economy in the region / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. // Innovations and perspectives of service: a collection of research articles / UGAES. - Ufa, 2011. - Vol. 4. - P. 246-249.
9. Galimov I.A. On current trends of IT development on the basis of statistics bulletins Rospatent / Galimov I.A., Urazaeva L.Y. // Proceedings of the All-Russian conference with international participation «Information technology and mathematics in science, technology, medicine», November 2-5, 2012. - Tomsk: Chair for 2012. - Vol. 1. - P. 113-117.
10. Fedorov V.A. State pricing policy in a regional road-building complex and its impact on the investment activities of road construction companies // Lomonosov 2007: the main lines of the national projects of the Russian Federation in the training of teachers conference: summary reports: in 2 hours / ed. L.N. Punk. - Moscow: TEIS, 2008. - Part 1.
11. Operational length and density of public railways regions of the Russian Federation [Electronic resource] / The official website of SSC. - URL: www.gks.ru. Date of visit: 20.02.2013.
12. StatInfo biz-base of the economic statistics of countries, markets and companies [Electronic resource]. - URL: www.StatInfo.biz. Date of visit: 20.02.2013.
8
№ 3 (19) - 2013