Научная статья на тему 'Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка'

Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
865
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЕПРИВАЦИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / DEPRIVATION / PERSONALITY DEVELOPMENT / FAMILY / FAMILY RELATIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Игнатович И.И.

В данной статье раскрывается значение психологического климата семьи в развитии личности ребенка, рассматриваются последствия нарушений внутрисемейных отношении в становлении личности и ее социальной адаптации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семьи и семейных отношений на развитие личности ребенка»

Игнатович И.И. ©

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии развития, Международный институт бизнес-образования (г. Мурманск)

ВЛИЯНИЕ СЕМЬИ И СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

РЕБЕНКА

Аннотация

В данной статье раскрывается значение психологического климата семьи в развитии личности ребенка, рассматриваются последствия нарушений внутрисемейных отношении в становлении личности и ее социальной адаптации.

Ключевые слова: депривация, развитие личности, семья, семейные отношения. Keywords: deprivation, personality development, family, family relations.

В различных философских, психологических, педагогических исследованиях убедительно доказано, что личность и ее характерные качества формируются в процессе социокультурного развития.

Известно, что становление личности ребенка происходит под влиянием различных факторов: наследственности, среды, воспитания. Существенно влияющими факторами на процесс развития личности ребенка являются семья и модели поведения родителей в системе семейных отношений. В зависимости от духовно-нравственного, социально-культурного уровня семьи и детско-родительских отношений выстраивается общая модель отношения ребенка к самому себе и окружающему миру.

В современной системе естественнонаучного и гуманитарного знания осуществлены многочисленные социологические, медицинские, психологические, педагогические, этнографические и другие исследования влияния семьи и семейных отношений на подрастающую личность. Различным проблемам семьи и семейного воспитания посвящены научные работы ведущих отечественных исследователей (А. Я. Варга, В.И. Гарбузова, Ю.Б. Гиппенрейтер, И. С. Кона, С.Ю. Мещеряковой, Л.Ф. Обуховой, Р.В. Овчаровой, А.С. Спиваковской, Г.Г.Филипповой, Э. Г. Эйдемиллера и др.). Зарубежные ученые (Р. Бернс, Дж. Боулби, Р. Бэндлер, Д. Винникотт, Дж. Гервиц, Д. Гриндер, З. Матейчик, М. Мид и др.) придавали большое значение поведенческим моделям родителей в системе личностного становления ребенка.

Однако интерес к познанию социально-психологических векторов взаимоотношений ребенка и родителей нисколько не угасает, напротив, в связи со стремительным социально-экономическим, информационно-культурным развитием общества, приобретает новые личностно и социально значимые аспекты.

В социально-педагогических исследованиях Т.В. Лодкиной [4] представлены три типа семей, характеризующиеся укладом жизни и результативностью воспитательной деятельности родителей:

- педагогически развитые семьи - семьи с высоким уровнем воспитательных возможностей, нравственным потенциалом, сложившимися семейными традициями, высокой ролевой адекватностью членов семьи;

- семьи со средним уровнем воспитательных возможностей - семьи, в целом, с позитивной трудовой и нравственной атмосферой, но наблюдаются противоречивые детско-родительские отношения, частые конфликты на почве неудовлетворенности отдельных членов семьи;

- педагогически слабые семьи - семьи, характеризующиеся непостоянным семейным укладом, слабым уровнем воспитательных возможностей, конфликтностью детско-

© Игнатович И.И., 2016 г.

родительских отношений, обеднением социально-коммуникативных связей ребенка, нарушением правил поведения.

Одним из определяющих факторов полноценного развития ребенка в семье является наличие социальной зрелости родителей, осознанное принятие ими функций отцовства и материнства, ответственности за воспитание будущей личности. Отсутствие данных показателей влечет за собой возможные проявления, так называемого, депривационного синдрома.

Говоря о депривации, следует иметь в виду такое неудовлетворение потребностей, которое происходит в результате отделения человека от необходимых источников их удовлетворения и имеющее пагубные последствия [1, 226].

Особенно важным представляется понимание психологической стороны этих последствий. В исследованиях И. А. Фурманова и Н. В. Фурмановой [5] отмечается, что тревожность, депрессия, страх, интеллектуальные расстройства - наиболее характерные черты так называемого депривационного синдрома. Симптоматика психической депривации может охватывать весь спектр возможных нарушений: от легких странностей, не выходящих за рамки нормальной эмоциональной картины, до очень грубых поражений развития интеллекта и личности.

Существуют два непременных условия возникновения у ребенка базового доверия к миру: теплота материнской заботы и ее постоянство. Отсутствие базового доверия к миру рассматривается многими исследователями как первое, самое тяжелое и самое трудно компенсируемое последствие материнской депривации. Явление материнской депривации порождает тревогу, страх, агрессивность, недоверие к другим людям и самому себе.

Известно, что тревога одно из самых тягостных переживаний. В исследовании Б. И. Кочубей и Н. В. Новиковой [3] тревога определяется как ощущение неконкретной, неопределенной угрозы, неясное чувство опасности. В отличие от страха у нее нет определенного источника, она охватывает человека как бы со всех сторон.

Тревога у ребенка вызывается внутренним конфликтом, столкновением в его душе противоречащих друг другу устремлений. В основе этого внутреннего столкновения могут быть противоречивые требования к ребенку, исходящие от родителей или даже от одного родителя; требования, превышающие детские возможности; требования, ранящие ребенка, ставящие его в униженное, зависимое положение. Такой внутренний конфликт очень часто соотносится с осложнениями и во внешних отношениях: между родителями, между семьей и обществом, между ребенком и сверстниками.

Эмоциональное отвержение, исходящее от близких людей является причиной многих негативных проявлений в развитии личности ребенка. В исследованиях Д. Н. Исаева [2] отмечается, что при нарушенных внутрисемейных отношениях имеют место антагонистические взаимоотношения, являющиеся неблагоприятными для социального и эмоционального развития ребенка. Эти отношения связаны с нарушением формирования семьи.

Бесспорно, все взаимоотношения людей зависят от поведения каждого из них. Соответственно, нарушенные внутрисемейные отношения могут возникать отчасти как результат реакций или действий самого ребенка. К частым случаям принадлежит недостаток теплоты между родителями и ребенком, дисгармония между отцом и матерью, враждебность к ребенку, жестокое обращение с ним.

Дисгармоничные отношения между взрослыми в семье проявляются обычно в виде ссор, постоянной атмосферой тяжелого эмоционального напряжения, вследствие чего, поведение отдельных членов семьи может стать враждебным, неуправляемым, жестоким по отношению к детям и другим близким людям. Жестокое обращение с ребенком, его физическое истязание родителями опасны как для психического, так и для соматического здоровья малыша. Сочетание физической боли, соматических страданий с переживанием обиды, страха, негодования, отчаяния и беспомощности из-за того, что самый близкий человек несправедлив и жесток, может привести к психосоматическим расстройствам.

Исследования, проведенные в области медицинской психологии, доказывают, что ситуация развода родителей в семье является наиболее распространенным фактором, провоцирующим тревогу и душевные страдания [2].

Дети различных возрастов по-разному воспринимают развод родителей. Страдания ребенка обусловлены не только болью из-за распада семьи, но и страхом перед неопределенным будущим, потерей привычной до сих пор структурой семьи. Влияние развода родителей на ребенка огромно и часто приводит к необратимым последствиям: различным опасениям и фобиям, замкнутости, стремлении к одиночеству, снижению школьной успеваемости, агрессии, соматическим симптомам (головные боли, обострение заболеваний дыхательных путей, боли в животе и др.).

В исследовании Т.В. Лодкиной [4] отмечается, что работа с семьей как важнейшим социокультурным институтом развития личности подрастающего человека должна включать в себя ряд основных направлений:

- психолого-педагогическая диагностика проблем и трудностей конкретной семьи, семьи с неблагоприятным психологическим климатом, семьи, имеющей лиц с характерным криминогенным образом жизни и др.;

- оказание помощи семье по установлению в ней нравственной атмосферы, взаимопонимания и сотрудничества;

- формирование психолого-педагогической культуры семьи, просвещение родителей и развитие их педагогического сознания;

- широкое взаимодействие семьи, школы и других социальных институтов;

- предоставление помощи, так называемым, трудным детям, подросткам в решении проблем социальной адаптации.

Благополучие семьи зависит от многочисленного ряда факторов, главными из которых являются эмоциональное равновесие и психологический комфорт ребенка, отсутствие искаженных взаимоотношений в семье. Ребенок нуждается в искренности и открытости близких, устойчивых положительных отношениях. Следовательно, чем меньше лжи, агрессии и отчужденности в семье, тем меньше оснований для тревоги и страданий детской души.

Литература

1. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур. Т. 1.- М.: Вече, 2000.- С. 226.

2. Исаев, Д. Н. Детская медицинская психология. Психологическая педиатрия / Д.Н.Исаев. - СПб.: Речь, 2004.- 384 с.

3. Кочубей, Б. И., Новикова, Е. В. Детские тревоги: что, откуда, почему? // Педагогика здоровья / Б И. Кочубей, Е В. Новикова. - М.: Педагогика, 1990. С. 154-159.

4. Лодкина, Т.В. Социальная педагогика. Защита семьи и детства Т.В. Лодкина - М.: Академия, 2009. - 208 с.

5. Фурманов, И. А., Фурманова, Н. В. Психология депривированного ребенка / И. А. Фурманов, Н. В. Фурманова. - М.: Владос, 2004. - 319 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.