Научная статья на тему 'Влияние семейных отношений на развитие младшего школьника'

Влияние семейных отношений на развитие младшего школьника Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
532
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЛИЯНИЕ / СЕМЕЙНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МЛАДШИЙ ШКОЛЬНИК / РАЗВИТИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Смирнов Михаил Олегович

В статье анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста, связаны с социальной функцией развития. Дисгармоничные отношения в семье формируют эмоциональный дискомфорт у ребенка, который влияет на учебную деятельность, на отношения со сверстниками. Проблемы, возникающие в образовательной деятельности, в свою очередь, осложняют отношения с родителем одноклассников. Данные исследования свидетельствуют о том, что в число таких детей попадают ребята из конфликтных семей с отрицательной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с дальнозоркостью и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние семейных отношений на развитие младшего школьника»

Поэтому повышенная тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают успеваемость, регистрируются сбои. Нерешительность сама по себе приводит к ряду других особенностей-желание слепо следовать правилам взрослого человека, влиять только по стандартам и шаблонам, страх брать инициативу в свои руки, формальное овладение методами действия и знаниями.

Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.

Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности активизирует необходимую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь усиливает качества, которые формируются в детстве. Чтобы разорвать этот круг, вы можете изменить предпочтения и оценок родителей. Взрослые направляют свое внимание на любые достижения ребенка. Однако, не осуждая его за некоторые недостатки, снижают уровень тревожности и способствуют успешной реализации воспитательных задач.

Список литература

1. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2011 г. 142 с.

2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 2009. 160 с.

3. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни // Начальная школа плюс. М., 2013. № 11. С. 32-36.

4. Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 69-80.

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Смирнов М.О.

Смирнов Михаил Олегович - магистр, кафедра психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет, г. Кострома

Аннотация: в статье анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста, связаны с социальной функцией развития. Дисгармоничные отношения в семье формируют эмоциональный дискомфорт у ребенка, который влияет на учебную деятельность, на отношения со сверстниками. Проблемы, возникающие в образовательной деятельности, в свою очередь, осложняют отношения с родителем одноклассников. Данные исследования свидетельствуют о том, что в число таких детей попадают ребята из конфликтных семей с отрицательной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с дальнозоркостью и др.

Ключевые слова: влияние, семейные отношения, младший школьник, развитие.

Основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста, связаны с социальной функцией развития. Дисгармоничные отношения в семье формируют эмоциональный дискомфорт у ребенка, который влияет на учебную

деятельность, на отношения со сверстниками. Проблемы, возникающие в образовательной деятельности, в свою очередь, осложняют отношения с родителем одноклассников. Данные исследования свидетельствуют о том, что в число таких детей попадают ребята из конфликтных семей с отрицательной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с дальнозоркостью и др.

Среди «непопулярных» школьников выделяют таких, которые агрессивны, плохо контролируют свое поведение, склонные к конфликтам дети. У детей младшего школьного возраста может иметь место доминирование необходимости признания в сочетании с общей высокой активностью в общении и низкой способностью удовлетворять коммуникационные потребности своих партнеров и совместные мероприятия.

Непопулярные дети очень тяжело переживают свою не включенность в совместные игры, а это сильно влияет на формирование и установление собственной самооценки.

Особая помощь необходима детям с определенными эмоциональными и личностными характеристиками (высокая тревожность, неуверенность в себе, зависимость от окружающих, повышенная потребность в одобрении) в развитии навыков общения. Ребенок становится таким в результате отсутствия четкого и гибкого воспитания ребенка в семье.

2. Неблагоприятные условия проживания в семье. Такая ситуация способствует развитию у детей замкнутости, гнева, одиночества, негативного отношения к обществу, культуре, окружающим людям. Отдаление в отношениях между детьми и родителями создает конфликтные ситуации в семье и школе.

Оценка родителем своего ребенка включает в себя три компонента:

- эмоциональный, отражающий совокупность переживаний родителя, связанных с ребенком;

- познавательные, связанные с восприятием родителем природы, потребностей, интересов и ценностей своего ребенка;

- поведенческая, определяющая стиль лечения ребенка.

Отрицательная оценка ребенка, поставленная его родителями формирует у него представление о своей социальной неполноценности, ненужности, а также препятствует формированию неправильной самооценки.

Отношения «родитель-ребенок» - являются двусторонним процессом. Исходя из этого выделяют типы социальной власти.

Р.П. Френч и Б. Райвен выделяют пять типов социальной власти, характеризующих детско-родительские отношения в семье [4]:

- право на вознаграждение, основанное на контроле родителей за поведением его ребенка, использование системы наказания и поощрения;

- сила принуждения, где присутствует строгий и тотальный контроль со стороны родителей, касается только нежелательного, запрещенного поведения, успехов, достижений, социально одобренного поведения, остается без внимания;

- полномочия эксперта основаны на признании ребенком большей родительской компетентности и готовности подчиниться более компетентному и квалифицированному эксперту;

- авторитет власти основывается на уважении или восхищении родителя как представителя общества, поведения и деятельности;

- власть закона олицетворяется для ребенка в родителе как некий установленный социальный порядок, родитель здесь воспринимается как носитель социальных норм и правил поведения, их исполнитель и судья.

Ф. Райне выделяет четыре стиля руководства и общения родителя с ребенком [5]:

- автократический стиль предполагает единоличное принятие решения родителями без учета мнения и позиции ребенка;

- авторитетный, но демократический, основанный на совместном принятии решений родителями и детьми с учетом интересов ребенка;

- в либеральном стиле инициатива и решение остаются с ребенком;

- хаотический стиль характеризуется непоследовательностью, переходом от авторитарных способов взаимодействия к либеральным, демократическим и обратно.

Вышеизложенная информация позволяет сделать вывод о том, что социальной силой в семье является существующий стиль лидерства и общения, которые влияют на развитие и формирование личности младшего школьника.

Список литературы

1. Берне Р. Психология детства: учебник / Р. Берне; под. ред. А.А. Реана. Санкт-Петербург: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. 368 с.

2. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе / М.Р. Битянова. 2-е изд., испр. Москва: Совершенство, 1998. 298 с. (Практическая психология в образовании).

3. Запорожец А.В. Избранные психологические труды: в 2 томах / А.В. Запорожец. Москва: Педагогика, 1986. Т. 1: Психическое развитие ребенка. 320 с.

4. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: учебное пособие / О. А. Карабанова. Москва: Гардарики, 2008. 320 с.

5. Райе Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райе, К. Долджин. 12-е изд. Санкт-Петербург: Питер, 2000. 656 с.

УИД В РАМКАХ МДО ... ЗАПИСКИ НЕМОЛОДОГО МОЛОДОГО СПЕЦИАЛИСТА

(PART III) Морозевич Р.В.

Морозевич Руслан Валентинович - магистрант, кафедра профессиональной педагогики и психологии, Российский государственный профессионально -педагогический университет (РГППУ),

г. Екатеринбург

Аннотация: в статье повествуется о становлении молодого специалиста -педагога, выявлении актуальных проблем и поиска их решения. Основной задачей ставится формирование интереса к учебно -исследовательской деятельности учащихся в СОШ.

Ключевые слова: продуктивно мыслить, выдвигать гипотезы, ставить цели, решать задачи, конструктивные выводы, понятийный аппарат, способы и примеры опытно-поисковой работы, индивидуальная работа с каждым проектом, презентация, защита проектов.

Модель абстрактного ребенка, сделанная из самых легких материалов:

идей, печатной бумаги, маниловской мечты

А.С. Макаренко

В современном мире действительно очень много аббревиатур. Это что -то вроде пароля для входа в определенный круг осведомленных, чуть ли не избранных. Думаю, однажды, кто-то из ученых мужей внес предложение: «... а давайте придумаем какое-нибудь слово, которое бы упрощало повествование длинных слов. - Давайте! Пусть это будет «аббревиатура».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.