ВЛИЯНИЕ СТИЛЕЙ ВОСПИТАНИЯ НА УСПЕВАЕМОСТЬ
Смирнов М.О.
Смирнов Михаил Олегович - магистр, кафедра психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируется, как стили воспитания влияют на успеваемость ребенка в школе. Успеваемость в школе является основным критерием оценки ребенка как объекта со стороны родителей, так и сверстников. Также, как влияют отношение родителей между друг другом, учителя с ребенком на его успеваемость. Во все времена это было, есть и всегда будет важно в семье-в ней тепло в отношениях, а ее особая психологическая атмосфера неповторима. Необдуманные действия со стороны родителей, педагогическая неграмотность, борьба и издевательства над ребенком часто вызывают обострение внутреннего конфликта, что, естественно, в конечном итоге сказывается на успеваемости младших школьников. Внутренний семейный конфликт часто приводит к осложнениям и временным отношениям между родителями, их отношениями, между всей семьей, родственниками, школой, а также между отношениями родителей и педагога ребенка.
Ключевые слова: влияние, стиль, воспитание, успеваемость, младший школьный возраст.
Успеваемость - степень усвоения объема знаний, навыков, умений, которые установлены учебной программой в школе, с точки зрения их осмысленности, полноты, глубины, прочности.
Успеваемость в школе является основным критерием оценки ребенка как объекта со стороны родителей, так и сверстников. Отношение к самому себе как к ученику, обусловливается семейными ценностями. У ребенка как ученика на первое место выходят те качества, которые волнуют его родителей - это в первую очередь поддержание авторитета (дома часто задаются вопросы: «Кто так же сделал?», «Есть кто лучше тебя сделал?»), повиновение («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании ребенка смещаются упоры, когда родителей заботят не его учебные успехи и достижения, а повседневные обстоятельства в его активной школьной жизни («Хорошо ли вас кормят?», «А в вашем классе удобные ли парты?»), или наоборот, родителей мало что беспокоит, то есть они очень мало уделяют внимания своему ребенку. Чаще всего школьная жизнь не обсуждается или обсуждается ради приличия. Иногда часто звучат безразличные вопросы: «Что у вас было интересного в школе?» все равно приведет к равноценному ответу: «Ничего интересного», «Все как всегда» [1, 2, 4].
Во все времена это было, есть и всегда будет важно в семье-в ней тепло в отношениях, а ее особая психологическая атмосфера неповторима. Необдуманные действия со стороны родителей, педагогическая неграмотность, борьба и издевательства над ребенком часто вызывают обострение внутреннего конфликта, что, естественно, в конечном итоге сказывается на успеваемости младших школьников. Внутренний семейный конфликт часто приводит к осложнениям и временным отношениям между родителями, их отношениями, между всей семьей, родственниками, школой, а также между отношениями родителей и педагога ребенка.
Б. Кочубей, считает, что в семье ребенок, в первую очередь, приобретает некое признание своего гуманного «Я», утверждается как личность, ищет определенное окружение лиц, с которыми ребенок может поделиться собственными волнениями, переживанием, страхом, обидами, а также для внутреннего развития умственной
способности ребенка, необходимо, чтобы в его ближайшем окружении встретились оба типа мышления: мужской и женский.
В.И. Гарбузов, отметил четыре типа неправильного воспитания, а именно это:
1. Неприятие. Под этим типом имеется в виду воспитание, любовь со стороны близких к ребенку или ее отсутствие, в той или иной степени.
2. Социальное воспитание. Этот тип образования, связанный с родительской ориентацией, становится все более распространенным. Матери рожают детей, потому что «так должно быть», и воспитывают ребенка « так, как должно быть. «Родители строго регламентируют жизнь ребенка, независимо от его индивидуального режима и желаний. Можно предположить, что данный тип отношений с ребенком формируется внешней стороной ответственности, выраженной в дисциплине
3. Тревожно - этот тип неправильного воспитания характерен для тех случаев, когда родители испытывают постоянную тревогу за ребенка, его жизнь и здоровье. В результате, чрезмерная забота и уход за ребенком не позволяет ему вырасти в социальном плане, проявить себя как самостоятельный, инициативный, целеустремленный, ответственный, уверенный в себе, целеустремленный человек и т. д.
4. Эгоцентрическое воспитание. Такой тип воспитания наблюдается у родителей с недостаточным уровнем ответственности за будущее, когда единственный и долгожданный ребенок превращается в кумира, смысл жизни, все приносится в жертву ребенку, его прихоти тут же исполняются, для него нет ограничений, дисциплины, слов «нет» и «нет». Поэтому можно предположить, что при таких обстоятельствах родительских отношений человек демонстрирует свою необязательность, недисциплинированность, эксцентричность и, как следствие, проявляет ответственность только в чисто личных обстоятельствах [3].
Таким образом, любой тип неправильного воспитания способствует появлению нервных срывов у ребенка, затрудняет его взаимоотношение и взаимодействие со сверстниками и взрослыми и препятствует его успехам и достижениям в школе.
Наилучшая родительская позиция обязана соответствовать трем ключевым запросам: адекватности, эластичности и прогностичности.
Адекватность позиции взрослого основана на точной оценке специфик своего ребенка, на умении узнать, осмыслить, осознать и почитать его индивидуальность. Эластичность родительского воззрения рассматривается как готовность и способность изменять стиль общения, способы влияния на ребенка по критерию его взросления, а также в связи с разнообразными модифицированием условий его жизни семьи. Позиция прогностичности выражается в ее направлении на «зону ближайшего развития» ребенка и на проблемы завтрашнего дня, в опережающей инициативе взрослого, в изменении общего подхода к ребенку с учетом перспектив его развития [3].
Родители формируют начальный уровень претензий от своего ребенка-это то, что он утверждает в отношениях и учебной деятельности. Эти дети с высокой степенью претензий, престижной мотивацией и высокой самооценкой только надеются на успех. Их суждения о будущем также жизнерадостны. Дети с низким уровнем претензий не претендуют на многое в настоящем или будущем. Эти дети не ставят перед собой высоких целей, а также колеблются в своих потенциалах, стремительно примиряются с таким уровнем успеваемости, который начинает определяться в самом начале обучения.
Индивидуальная особенность в этом возрасте иногда возникает путаница. Высокая тревожность становится постоянной при длительной неудовлетворенности исследованием со стороны близких ему людей. Когда ребенок болен и отстает от учебного плана и ему трудно присоединиться к курсу обучения. И если они испытывают преходящие трудности, нервируют взрослых, возникает тревога, страх сделать что-то неправильно, неправильно. Такой же результат достигается в условиях, когда ребенок учится достаточно успешно, но родители ожидают от своего ребенка чего-то другого и предъявляют ему завышенные, зачастую убыточные требования.
27
Поэтому повышенная тревожность и связанная с ней низкая самооценка снижают успеваемость, регистрируются сбои. Нерешительность сама по себе приводит к ряду других особенностей-желание слепо следовать правилам взрослого человека, влиять только по стандартам и шаблонам, страх брать инициативу в свои руки, формальное овладение методами действия и знаниями.
Взрослые, недовольные падающей плодотворностью учебной работы ребенка зачастую фокусируются на этих проблемах в общении с ним, что увеличивает эмоциональный дискомфорт.
Получается замкнутый круг: неблагоприятные личностные качества ребенка отпечатываются на его учебной деятельности, низкая результативность деятельности активизирует необходимую реакцию окружающих, а эта отрицательная реакция в свою очередь усиливает качества, которые формируются в детстве. Чтобы разорвать этот круг, вы можете изменить предпочтения и оценок родителей. Взрослые направляют свое внимание на любые достижения ребенка. Однако, не осуждая его за некоторые недостатки, снижают уровень тревожности и способствуют успешной реализации воспитательных задач.
Список литература
1. Волков Б.С. Младший школьник: как помочь ему учиться. М.: Академический проект, 2011 г. 142 с.
2. Дружинин В.Н. Психология семьи. М.: КСП, 2009. 160 с.
3. Емельянова М.Н. Родительские стереотипы и реальности школьной жизни // Начальная школа плюс. М., 2013. № 11. С. 32-36.
4. Шведовская А. Специфика позиции родителей при различных типах взаимодействия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста// Психологическая наука и образование. 2010. №1. С. 69-80.
ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ НА РАЗВИТИЕ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА Смирнов М.О.
Смирнов Михаил Олегович - магистр, кафедра психолого-педагогического образования, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Костромской государственный университет, г. Кострома
Аннотация: в статье анализируются основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста, связаны с социальной функцией развития. Дисгармоничные отношения в семье формируют эмоциональный дискомфорт у ребенка, который влияет на учебную деятельность, на отношения со сверстниками. Проблемы, возникающие в образовательной деятельности, в свою очередь, осложняют отношения с родителем одноклассников. Данные исследования свидетельствуют о том, что в число таких детей попадают ребята из конфликтных семей с отрицательной эмоциональной атмосферой, а также дети из семей с дальнозоркостью и др.
Ключевые слова: влияние, семейные отношения, младший школьник, развитие.
Основные трудности, с которыми сталкиваются дети младшего школьного возраста, связаны с социальной функцией развития. Дисгармоничные отношения в семье формируют эмоциональный дискомфорт у ребенка, который влияет на учебную