Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ'

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
345
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ КОНФЛИКТОВ НА КОГНИТИВНО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ»

Гребенников Юлия Леонидовна, кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры психологии развития личности, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), г. Мытищи, Российская Федерация, магистрантка факультета экстремальной психологии, Московский государственный психолого-педагогический

университет, г. Москва, Российская Федерация, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Орлова Елена Александровна, доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологии, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (ФГБОУ ВО РАНХИГС), г. Москва, Российская Федерация, профессор кафедры психологии развития личности, Московский государственный областной университет (ГБОУ ВО МГОУ), г. Мытищи, Российская Федерация, ORCГО:https:/^rcid.org/0000-0002-4517-3955

Information about the authors

Alexander V. Bulgakov, Doctor of Psychology, Professor of the Department of Legal Psychology, Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia named after V.Ya. Kikotya (V.Ya. Kikotya Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education of the Ministry of Internal Affairs of Russia), Professor of the Department of Social Psychology, Russian State University for the Humanities (FSBEI HE RGGU), Moscow, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0002 -9438-832X

Ekaterina A. Bulgakova, PhD in Psychology, Researcher, Scientific and Practical Laboratory of Socialization Problems, Moscow State Regional University (GBOU VO MGOU), Mytishchi, Russian Federation, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-0844-7336

Yulia L. Grebennikov, PhD in Psychology, Senior Lecturer, Department of Personality Development Psychology, Moskow State Region University (MGOU), Russia, ORCID: https://orcid.org/0000-0003-3868-6979

Elena A. Orlova, Doctor in Psychology, Professor, Department of General Psychology, The Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration (RANEPA), Russia,

ORCID:https://orcid.org/0000-0002-4517-3955

ВЛИЯНИЕ СЕМЕЙНЫХ конфликтов на когнитивно-стилевые особенности

ВЗАИМООТНОШЕНИЙ СУПРУГОВ

РР!: 10.316Mnas.2413-5291.202U.65.386

Родермель Т.А.

к.филос.н., доцент, зав.каф. Психологии Сургутский государственный университет

Введение

Семьи или семейные пары, находящиеся в постоянных конфликтных ситуациях и проблемных отношениях.

В нашем проекте участвовали пары, у которых наблюдалось множество проблемных ситуаций в отношении к супругу(е). Характер конфликтных ситуаций заключается в инфантильной позиции одной из сторон, а также пренебрежительном отношении к проблеме в семье. Можно увидеть взаимосвязь структуры личности и стратегии поведения в проблемных ситуациях брачных партнёров. Также в возникновении и развитии супружеских конфликтов большую роль играют личностные особенности супругов и распределение внутрисемейных ролей. Выяснено, что у конфликтных супружеских пар, в отличие от бесконфликтных, имеются расхождения во взглядах и в понимании общечеловеческих и внутрисемейных проблем. Негативные

особенности личности, такие как низкий самоконтроль, эмоциональная неустойчивость, тревожность и другие ведут к конфликтному взаимодействию брачных партнёров. В основном проблемы заключаются в неумении или нежеланием супругов выполнять свои ролевые функции, а также неадекватность восприятия,

незрелое отношение взаимозависимости -отношения, служащие удовлетворению и поддержанию невротических потребностей в соперничестве, доминантности, защите и опеке. Существование любых проблем отрицается, и испытывается недостаток интимности, семейные роли являются ригидными, индивидуальная идентичность приносится в жертву семейной идентичности. Атмосфера семьи характеризуется неудобством, дискомфортом и холодностью.

Пары характеризуются основными причинами конфликтных ситуаций у семей являлись: неудовлетворенная потребность в

самоутверждении, стремление одного или обоих супругов реализовывать в браке прежде всего личные потребности, то есть проявление эгоизма, неумение супругов общаться друг с другом, нежелание одного из супругов участвовать в ведении домашнего хозяйства, различия представлений супругов о содержании ролей мужа, жены, непонимание как результат нежелания вести диалог, вредные привычки у одного из супругов и связанные с ними последствия. Специфика семьи определяется тем, что она находится в процессе своего становления, интенсивного развития, нестабильности отношений между друг другом, освоения ими социальных ролей, а также

социализации семьи в обществе как самостоятельного социального субъекта и выполнения функций как социального института.

Супружеские конфликты в семье: негативно сказываются на психическом и физическом состоянии супругов; приводят к дисбалансу в отношениях, а иногда и к разводу; подрывают доверие друг к другу. Известно, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к новоиспеченным семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Поэтому семья должна основываться на взаимной любви и понимании. Каждый человек должен принимать людей такими как они есть, видя в каждом наилучшие качества. Предупреждение и разрешение семейных конфликтов зависит от всех членов семьи и прежде всего от конфликтующих сторон - супругов. Для эффективного разрешения конфликтов, прежде всего, необходимо взаимопонимание, что подразумевает наличие коммуникативной компетентности супругов. Все это свидетельствует о важности разработки эффективных программ, направленных на коррекцию конфликтного взаимодействия супругов в молодых семьях.

Когда семья только начинает формироваться, в психологии и в поведении членов молодой семьи в этом случае наблюдаются заметные и неизбежные изменения. Они происходят, как правило, довольно медленно и с определенными трудностями, поскольку каждый член семьи к тому времени, когда он решает жениться, уже является устоявшимся, стабильным человеком, с его более или менее устойчивыми чертами характера, привычками и взглядами. Из-за таких различий между членами семьи возникают конфликты, поскольку столкновение с новой ситуацией в семье открывает новые аспекты взаимодействия, в отношении которых супруги еще не выработали общих позиций. Испытывая конфликтную ситуацию как состояние нарушения согласия, гармонии, как состояние распада, супруги стремятся восстановить целостность и преодолеть противоречия в отношениях.

Особенности поведения человека, характерные для конфликта:

- Стремление во что бы то ни стало доминировать, быть первым, сказать последнее слово

- Излишняя прямолинейность в высказываниях и суждениях

- Критика, особенно необоснованная, недостаточно аргументированная

- Постоянно повторяющееся плохое настроение

- Стремление сказать правду в глаза, бесцеремонное вмешательство в личную жизнь

- Излишняя настойчивость (навязчивость)

- Неадекватная оценка своих возможностей и способностей

- Излишняя инициатива

В семьях актуализируются психологические и бытовые проблемы, связанные с адаптацией к

новому этапу жизни: решаются вопросы лидерства, эмоциональной поддержки, а также распределения домашних нагрузок. Адаптация супругов к семейной жизни оказывает влияние на характер взаимоотношений между супругами и семейный климат в целом.

В основном психологический портрет супружеских пар и в целом супругов рассчитывается на то, что у каждого супруга в детстве были свои устои и программы, которые они наблюдали в своих семьях, после чего переносили уже свои программы или схемы в свою настоящую жизнь, что и приводило к конфликтным ситуациям и не только. У каждого наблюдается свое мировоззрение, свое мироощущение и только при столкновении двух сторон начинается познание иной точки зрения и мира в целом. Таким образом это является так называемой точкой соприкосновений к недопониманию и началом конфликтных ситуаций ведущими к разводу или расхождению сторон. И при том, если эти мнения и точки зрения воссоединятся или хотя бы проявят интерес и воспримут точку зрения другого уже можно будет судить конфликтные ситуации по другим методам. При этом результат решаемых проблем выявится за счет понимание каждой стороны мнения и по тому будет решаться продуктивным решением данной ситуации, проблемы. Многое из проблемных ситуаций идет с детства, что вполне понятно, нам внушают многие заранее спланированные сцены разрешения конфликтных ситуаций, но этого избежать максимально трудно, вполне вероятно, что и невозможно. Супруги часто сталкиваются с непреодолимыми трудностями, поскольку не могут решить проблемы из детства в принципе, что пагубно влияет на отношения супружеские. Очень сложно так же бывает решить и понять откуда же эти установки и проблемы с ними пришли к нам, и в таким ситуациях нам обычно должен помочь психолог, но довольно редко мы можем позволить себе рассказать те или иные ситуации беспокоящие нас. И в основном все проблемы супруг пытается решить самостоятельно, что не всегда в итоге выходит.

Таким образом, портрет семейной пары берет начало от детства каждого из супруга, заполняя все сцены и шаблоны тем, как было в конкретной их семье.

Предлагаемое нами психологическое сопровождение поможет наладить родственные отношения, взаимопонимание между супругами, появление навыков конструктивного разрешения конфликтов, взаимоподдержку в различных жизненных ситуаций, так же супруги научатся взаимодействовать между собой, конструктивно и продуктивно решать конфликтные ситуации.

Предлагаемая нами творческая реабилитация поможет повлиять на позитивные родственные отношения, взаимопонимание между супругами, появление навыков конструктивного разрешения конфликтов, взаимоподдержка в различных жизненных ситуаций, так же супруги научатся

взаимодействовать между собой, конструктивно и продуктивно решать конфликтные ситуации, а также повлияет на когнитивно-стилевые особенности супружеских пар.

Целью данного комплекса занятий является формирование в семье гармоничных отношений, построенных на взаимном уважении, понимании, любви, исключающих деструктивное разрешение семейных конфликтов.

Расширение имеющихся знаний в области культуры семейных взаимоотношений, формирование взаимоуважения, взаимопонимания и толерантности друг к другу. Привитие культуры межличностных отношений. Супруги больше узнают друг о друге, научатся контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации.

Испытуемые: в исследовании принимали участие шесть молодых семей (12 человек) со стажем брака до 10 лет и возрастом супругов не старше 30 лет.

Методами психологической работы являются групповые работы в парах, направленные на взаимодействие друг с другом. К таковым относятся диалог, различные методики и диагностики. Также предусмотрено проведение диагностики на совместимость и выявление причин конфликтов в семье. Это деятельность, направленная на взаимодействие пар, имеющих проблемы в отношениях, друг с другом в течении всего проекта. Создаётся система условий, которая способствует развитию участников проекта.

Групповые работы в парах. Занятия на взаимодействие друг с другом. Подопечные учились говорить друг другу о том, что их беспокоит, не устраивает, из за чего происходят конфликты. Причины конфликтных ситуаций.

Для достижения цели мы использовали следующие методы исследования:

- Теоретический анализ;

- Психологическое тестирование;

В качестве методов исследования применялись методики, авторы которых были: Томас К.Н., Алешина Е, В.В. Гозман Л., Дубовская Е.

Диагностические средства работы:

1. Конфликтологическая методика Томаса

К.Н.

Позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации.

Опросник «». Алешина Ю., Гозман Л., Дубовская Е.

Данное методическое обследование дает возможность охарактеризовать обследуемую пару по ряду параметров: наиболее конфликтогенные сферы супружеских отношений, степень согласия (или несогласия) в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.

Также, на самом последнем занятии, пары осуществили совместное написание памятки для будущих возможных конфликтных ситуаций для разрешения и предотвращения их.

Содержанием выступают темы, актуальные для семейных супружеских пар, имеющих

проблемы в отношениях, а именно: конфликтные ситуации и их решение, кризисы, выражение позитивных и негативных эмоций и не только. Программа предлагаемых занятий направлена на диагностику межличностных отношений в семье, проведение информационно - консультационной работы, формирование навыков бесконфликтного общения, гармонизацию отношений внутри семьи. Занятия предполагают раскрытие для членов семьи психологических аспектов данной проблемы. Реализация занятий способствует более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций внутрисемейных отношений. Проект создан для того, чтобы пары в семейной жизни научились решать и понимать причины и суть конфликтных ситуаций в кризисах.

Программа предлагаемых занятий направлена на выполнение информационно-консультационной работы, формирование навыков бесконфликтного общения и гармонизацию отношений в семье. Занятия помогут вам увидеть свои глубинные проблемы, беспокоящие вас. Комплекс разработанных занятий способствует более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций в молодых семьях. Занятия будут проводится в группах.

Целью занятий является формирование гармоничных отношений в семье, построенных на взаимоуважении, понимании, любви, исключая разрушительное разрешение семейных конфликтов.

Цель достигается за счет реализации следующих задач:

-расширение возможностей для

взаимопонимания между супругами;

-развитие у членов семьи навыков конструктивного разрешения конфликтов;

-формирование навыков взаимодействия для решения различных задач

-расширение существующих знаний в области культуры семейных отношений, формирование взаимопонимания и толерантности;

-прививать культуру межличностных отношений.

Деятельность отражает суть проблемы и подхода в процессе работы, дает возможность участникам проекта увидеть основные причины конфликтных ситуаций и даст систему условий, в которых участники погружаются в различные ситуации и дает средства для выхода из нее. Позволит расширить возможности для дальнейшего взаимопонимания между супругами. Возможно создание условий реальной жизни, в которых происходит развитие. Каждый участник проявляет себя в совместной деятельности и далее переносит средства и знания в повседневное взаимодействие супругами.

Формирование для подопечных: здесь мы предоставим вам средство для понимания конфликтов и кризисов, и в последующем вы научитесь продуктивно решать проблемы с помощью данных теоретических знаний, а также методик и средств, которые мы вам предоставим в

работе. Развертывание у супругов ориентировки для конструктивного разрешения конфликтов, предотвращающее появление конфликтных ситуаций в парах как психологическое новообразование.

Предмет исследования: развертывание ориентировки для конструктивного разрешения конфликтов, предотвращающее появление конфликтных ситуаций в парах.

Гипотеза: предположим, что у большинства супружеских пар будут наблюдаться непродуктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций. Гипотезы:

1.Мы предполагаем, что в условиях проектной формы работы произойдет развитие у супругов навыков конструктивного разрешения конфликтов, предотвращающее появление конфликтных ситуаций в парах, что проявится:

-в осознании своих причин конфликтных ситуаций

-в ориентировке своих чувств, состояний и переживаний

-в принятии своего супруга и его психологических особенностей

2. В условиях работы произойдет развертывание ориентировки в понятиях «Я -женщина», «Я - жена» у девушек и «Я - мужчина», «Я - муж» у мужчин.

3. В процессе проекта, в рамках совместной деятельности супруги смогут понять, что они не одни с такими проблемами в отношениях и им готовы помочь разобраться с этим. Смогут брать на себя ответственность за конфликтные ситуации (что именно они начали конфликт, но готовы принять факт того, что их позиция не единственная правильная), научатся понимать друг друга.

4. В рамках проекта, в индивидуальной линии развития у супругов будут происходить качественные изменения, что будет выражаться в усвоении новых средств, ориентировки и появится образ «здоровой» семьи без конфликтных отношений и ситуаций. Что в дальнейшем позволит выстраивать продуктивные взаимоотношения в семье.

5. Мы предполагаем, что в процессе развертывания ориентировки в понятиях, каждый из участников выйдет на новый уровень обобщения и понимания. Данный качественный скачек будет выражаться в переосмыслении и придании личностной значимости супругам.

Описание некоторых испытуемых:

Пара 1:

Обратились за помощью, потому как в семье происходят постоянные конфликтные ситуации на пустом месте. Не могут найти взаимопонимание и причину всех конфликтных ситуаций. Вместе уже больше 6 лет. Девушка жалуется на чрезмерную вспыльчивость партнера и эмоциональность, а мужчина на постоянное давление на прошедшее событие, из-за чего и происходят конфликты в семье.

Пара 2:

Обратились за помощью, потому как в семье также происходят периодично конфликты, поскольку имеется недопонимание между супругами. Вместе уже около 5 лет. Девушка жалуется на то, что супруг чрезмерно увлекается игровыми приставками и играми в целом, сам супруг ощущает себя ненаигравшимся ребенком, а девушка уже мечтает о ребенке, но ситуация с ее супругом не позволяет семье дальше развиваться. Задумываются о разводе.

Пара 3:

Обратились за помощью, поскольку между супругами также происходят конфликтные ситуации, приводящие к истерикам девушки и постоянному ее уходу из дома, девушка избегает разрешения конфликтов, и только спустя время может начать разговор о конфликте с супругом. Хотят научиться разрешать конфликтные ситуации «здесь и сейчас». Вместе 2 года.

Пара 4:

Обратилась за помощью, потому что конфликты в жизни семьи заняли постоянное место, и что с этим делать они не понимают. В связи с переездом мужчина не может найти уже долгое время работу и по этому поводу в семье разлад. Девушка, по словам мужчины, давит на него грузом и ему тяжело найти стоящую работу. Также мужчина отмечает, что супруга не поддерживает его морально и потому сложно справится со всей ситуацией.

Пара 5:

Обратилась за помощью, потому как происходят внезапные конфликты между супругами. Девушка терпит все ситуации которые ей не нравятся, но когда терпение заканчивается она не может контролировать себя и буквально нападает на супруга, на пример потому, что он слишком поздно приходит домой. Сам супруг устал от того, что не знает когда его настигнет новая волна эмоций от супруги, и не знает как избежать таких ситуаций. Хотят научиться выговаривать все что не нравится сразу, дабы не доводить до последнего.

Пара 6:

Обратилась за помощью, потому что не могут найти общий язык между собой, скандалы и конфликты стали постоянными в жизни. Конфликты на фоне недопонимания и неуважения друг к другу. Девушка говорит о недостатке внимания со стороны супруга, а супруг оправдывается тяжелой работой, которой он уделяет свое постоянное время. Хотят вернуть так как было это раньше в их жизни, строить продуктивно свои отношения и уделять друг другу намного больше внимания, чем происходит это сейчас.

Пилотажное исследование (Претест), целью которого является исследование у супружеских пар особенности и стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Методы: наиолее распространенная методика для выявления стратегий в конфликтных ситуаций считается конфликтологическая методика Томаса

К.Н., она позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации.

Некоторые протоколы пилотажного исследования. (Пре-тест) Пара 1:

После проведенной диагностики, мы выявили у пары такие стратегии разрешения конфликтных ситуаций:

-у девушки - соперничество -у мужчины - избегание Пара 2:

Также мы решили посмотреть статистику с другой стороны: Избегание выбрали - 2 мужчины и 0 девушек.

Соперничество выбрали - 1 мужчина и 1девушка.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вывод: и таким образом мы выявили, что действительно у большинства пар наблюдаются непродуктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Выводы по проведенному (претесту) исследованию:

По результатам проведенной методики, можно сказать, что у множества пар наблюдались

После проведенной диагностики, мы выявили у пары такие стратегии разрешения конфликтных ситуаций:

-у девушки - уступчивость -у мужчины - избегание. Сравнительный анализ проведенного исследования:

На данной таблице в пре-тесте, мы можем увидеть, какие стратегии разрешения конфликтных ситуаций выбрали наши испытуемые пары.

Уступчивость выбрали - 1 мужчина и 1девушка.

Компромисс выбрали - 1 мужчина и Здевушки.

Сотрудничество выбрали - 1 мужчина и 1девушка.

непродуктивные стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Также, мы нашли гендерные различия в выборе стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Так, 85 % мужчин и 25 % женщин, решают конфликты неконструктивным способом. Конструктивным же способом (сотрудничество, компромисс) конфликтные ситуации разрешают 15 % мужчин и 75 % женщин.

5 4,5 4 3,5 3 2,5 2 1,5 1 0,5 0

избегание уступчивость

сотрудничество

компромисс

соперничество

компромисс

сотрудничество

муж I жен

Пара 1 Пара 2 Пара 3 Пара 4 Пара 5 Пара 6

Мы обнаружили, что для женщин статистически значимые стратегии - это компромисс и сотрудничество, а для мужчин -соперничество и избегание. То есть женщины, как правило, разрешают конфликтные ситуации более конструктивно, чем мужчины. Были выявлены те конструкции личностных качеств, которые тесно связаны со стратегиями разрешения конфликтов.

Таким образом, сотрудничество заключается в линейных отношениях с доверием и любовью,

компромиссом с терпением и соперничеством с депрессией, агрессивностью и тревогой.

Еще мы обнаружили, что выбор стратегий разрешения конфликтов для пар меняется с развитием жизненного цикла семьи.

Таким образом, большинство пар в первые пять лет жизненного цикла развития семьи используют гибкость, 20% используют соперничество, 20% используют сотрудничество. В то же время, большинство пар от пяти до десяти лет выбирают компромисс и сотрудничество.

Стратегии: 1 -уступчивость; 2 -компромисс; 3 - соперничество; 4 -сотрудничество; 5 - избегание

Статистически значимыми стратегиями для большинства пар первых пяти лет являются такие неконструктивные стратегии разрешения конфликтов, как уступчивость и соперничество, а для пар от пяти до десяти, конструктивные: сотрудничество и компромисс. Также мы нашли гендерные различия в выборе стратегий разрешения конфликтных ситуаций. Так, 85 % мужчин и 25 % женщин, решают конфликты неконструктивным способом. Конструктивным же способом (сотрудничество, компромисс) конфликтные ситуации разрешают 15 % мужчин и 75 % женщин.

Таким образом, с развитием жизненного цикла семьи происходят динамические изменения в содержании конфликтов и выборе стратегий

разрешения конфликтных ситуаций супружескими парами.

Посттест, цель исследования мы взяли изучить у супружеских пар особенности и стратегии разрешения конфликтных ситуаций.

Методы, которые мы выбрали: наиболее распространенную методику для выявления стратегий в конфликтных ситуациях считается конфликтологическая методика Томаса К.Н., она позволяет выявить стиль поведения в конфликтной ситуации.

Представляем протоколы исследования (постест)

Пара 1:

После проведенной диагностики, мы выявили у пары такие стратегии разрешения конфликтных ситуаций:

-у девушки - компромисс -у мужчины - компромисс Пара 2:

После проведенной диагностики, мы выявили у пары такие стратегии разрешения конфликтных ситуаций: -у девушки - компромисс -у мужчины -избегание

Сравнительный анализ проведенного исследования:

На данной таблице в посттесте, мы можем увидеть, какие стратегии разрешения конфликтных ситуаций выбрали наши испытуемые пары

В данной гистограмме мы увидели, подтверждение некоторых положительных изменений в когнитивно-стилевых стратегиях в поведении у пар, и положительные изменения стилевого реагирования на конфликтную ситуацию.

Также, мы решили посмотреть статистику с другой стороны: Избегание выбрали - 1 мужчина Соперничество выбрали - 0 Уступчивость выбрали - 0 Компромисс выбрали - 4 мужчины и 4 девушки Сотрудничество выбрали - 2 девушки и 1 мужчина

После комплекса мероприятий у многих пар улучшилась внутренняя ситуация во взаимоотношениях. В паре № 1 муж и жена начали выбирать компромиссную позицию в конфликтной ситуации.

В паре № 2 жена теперь придерживается компромиссной позиции.

Позитивная динамика также отмечается в паре № 3, муж выбирает компромиссную позицию, жена выбирает позицию сотрудничества, то есть он предпочитает выбирать альтернативу, которая устраивает обе стороны.

Вывод: Таким образом, мы можем утверждать, что после реализации программы, которую мы разработали у большинства семей изменились отношения в сторону снижения уровня конфликтного поведения. Особенно

примечательно, что многие супруги изменили свой стиль реагирования на конфликтную ситуацию на более конструктивную.

Предлагаем более яркий пример динамических изменений (анализ пары)

- Для динамики возьмем пару, у которой она наиболее выражена: Такой парой стала №1:

- Изначально, девушка обратилась за помощью, потому как давно хотела как то повлиять на каждодневные ссоры с супругом, постоянные конфликтные ситуации на пустом месте. Супруги не могли найти взаимопонимание между ними и причину всех конфликтных ситуаций. Девушка жаловалась на чрезмерную вспыльчивость и эмоциональность партнера, а мужчина жаловался на постоянное давление со стороны супруги на прошедшее событие. И вот, неожиданно для нее, в

какой то момент супруг пошел на уступки и так они начали ходить на занятия. В претесте у пары было выявлены стратегии разрешения конфликтных ситуаций, ими оказались: соперничество у девушки и избегание у мужчины. В процессе занятий у мужчины действительно вызывали неоднозначные эмоции по отношению к ситуациям и самой девушке. Но, по прошествии нескольких занятий, мужчина проявил мягкость и понимание к супруге, что повлияло на поведение партнерши, тем самым она перестала вести себя осуждающе по отношению к супругу, стала уважительно относится к эмоциям, переживаниям и чувствам возлюбленного. Таким образом, нам удалось достичь в постесте изменения стратегии в конфликтной ситуации обоих партнеров: так мужчина выбрал стратегию компромисса, что выбрала и девушка. Оба партнера осознали причины конфликтных ситуаций, начали ориентироваться в своих чувствах и переживаниях, научились принимать супруга(у) и его психологические особенности. Поняли, что нужно брать ответственность за свои конфликтные ситуации и решать их продуктивно.

- Таким образом, можно увидеть, как повлиял проект конкретно на данной паре.

Также супруги создали свою памятку по предотвращению конфликтных ситуаций, которую можно посмотреть в приложении 8. Опираясь на проделанную работу, мы можем сделать выводы: что в условиях проектной формы работы произошло развитие у супругов навыков конструктивного разрешения конфликтов, научились предотвращать появление конфликтных ситуаций в своих семьях, что проявилось и что главное изменили когнитивно-стилевые особенности с неконструктивных на продуктивные: -

-в осознании своих причин конфликтных ситуаций,

-в ориентировке своих чувств, состояний и переживаний,

-в принятии своего супруга и его психологических особенностей.

Протокол одного из занятий:

Занятие 2. Выражение эмоций.

Все пришли на занятия в приподнятом настроении. Были рады видеть друг друга и позитивно настроены. В разборе домашнего задания выяснилось, что все девушки преимущественно делятся с партнером больше негативными эмоциями, а вот мужчины наоборот предпочитают делится только положительными эмоциями, потому что, как они говорят: «какой смысл делится чем то плохим и уделять этому внимание, лучше делать акцент положительном». Первое задание, первая пара - без криков и скандалов, тихо и спокойно участвует и проигрывает упражнения. Они готовы и открыты к научению договариваться друг с другом. Вторая пара - с общими интересами, а не разными у каждого. Третья пара - уделять друг другу время и радуется вместе, готовы вместе отдыхать.

Стараются найти общие интересы. Четвертая - как раньше идеальная и без «бытовухи». Они решают найти другой подход к хозяйственной деятельности и вернуть ощущение новизны. После первого упражнения участники задумались над тем, как вернуть или создать «идеальные» отношения, задумались о том, что предстоит еще довольно много работы над этим и чтобы достичь то чего они хотят необходим труд.

Второе упражнение позволило окунуться в прошлое за ярким воспоминанием. В первой паре мужчина вспомнил о том, как ему разрешила остаться дома и не пойти в школу мама и то как он был рад этому. А девушка вспомнила о том, как они с мамой ехали на автобусе в садик, и это очень яркое воспоминание оставило след. После второго упражнения все засветились и обрели вдохновение как раз для этого труда и работы над собой. В паре 3 даже всплакнула девушка, мужчина в данном случае ее поддержал. После 3 упражнения практически все участники пришли в замешательство, поскольку не знали, чего избегают или просто не хотели признаваться самим себе. Но потом написали немаленькие письма и сами не понимали зачем они всего этого избегают, ведь можно вынести это на обозрение для лучшего понимания всей ситуации. Все задумались над тем, как мы относимся к своей жизни и довольны мы ей. Участники были поражены инсайтами, которые вылились буквально наружу. Ушли также задумавшимимся и немного усталыми.

Мы использовали полученные данные при создании соответствующей программы по предотвращению конфликтного поведения у супругов. После завершения программы мы повторно диагностировали уровень конфликтного поведения, что позволило нам выявить положительные изменения в парах. Комплекс разработанных занятий способствовал более конструктивному разрешению конфликтных ситуаций между супругами, уровень конфликтного поведения в семьях снизился. Особенно примечательно, что многие супруги изменили свой стиль реагирования на конфликтную ситуацию на более конструктивный.

Таким образом, с помощью этой программы супруги узнали больше друг о друге, научились взаимодействовать друг с другом, контролировать свои эмоции в конфликтной ситуации и приобрели навыки для продуктивного разрешения конфликтов.

Среди рассмотренных нами пар отношения с родственниками и друзьями занимают первое место по уровню конфликтности. Переход от жизни в родительской семье к самостоятельной часто приводит к конфликтам между представителями старшего поколения и молодыми супругами. Более того, они возникают как между отдельно живущими молодоженами и их родителями, так и между теми, кто продолжает жить вместе.

У каждого человека есть свои друзья, его друзья. И если друзья мужа и жены находят общий

язык, если они интересны друг другу, это очень хорошо. Но это не всегда так.

На втором месте стоят следующие причины: -воспитание детей; -нарушение ролевых ожиданий; -проявление доминирования одним из супругов.

Рождение ребенка для многих семей является серьезным испытанием. Супруги после рождения ребенка должны изменить всю систему отношений и привычек, которые уже сложились в семье, весь образ жизни, созданный им. В дополнение к предыдущим ролям супругов, они исполняют роли матери и отца. Такая перестройка не всегда проходит гладко.

Конфликты о нарушении ролевых ожиданий возникают в результате неоднозначного понимания супругами ролей мужа-жены, матери-отца, хозяина-хозяина, мужчины-женщины, главы семьи и неоднозначного восприятия использования каждым партнером определенная семейная роль.

Жена или муж (или оба) могут сформировать лидеров до брака. Сохранение таких позиций в браке чревато конфликтами. Выходом из сложившейся ситуации станет взаимное обсуждение и отказ от претензий на лидерство, лояльность к альтернативному мнению другого партнера, совместное решение семейных вопросов.

Третье место в конфликте - это проявление автономии одним из супругов. Нелегко прийти к одному «Мы» из двух образованных «Я». Однако терпеливое отношение к привычкам друг друга, совместная работа пациента над собой создаст условия для бесконфликтного взаимодействия в дальнейшей жизни.

Общий уровень конфликта в изучаемых парах ближе к среднему. А уровень готовности к конструктивному взаимодействию средний, что говорит о том, что вероятность конфликтов с супругом достаточно высока.

Полученные в ходе исследования данные могут быть использованы для подготовки предложений по оказанию помощи конфликтным молодым семьям в процессе консультирования психологов.

Итак, согласно проведенному исследованию, все без исключения семейные пары сталкиваются с остроконфликтными ситуациями.

В результате психологического исследования была подтверждена гипотеза исследования: совместная деятельность супругов оказалась эффективной и приобрела положительный характер взаимодействия при:

-изменении когнитивно-стилевых стратегий в поведении

-изменении стилевого реагирования на конфликтную ситуацию

-эмпатическом восприятии супругов Причиной возникновения супружеских конфликтов в семье также является непродуктивный стиль поведения в конфликтной ситуации, выяснилось, что у пар преобладают соперничество и уступчивость.

В целом стоит отметить, что, с одной стороны, наличие всех этих проблем в семьях говорит о том, что они часто сталкиваются с конфликтами, а с другой - способствует их возникновению. Выход из этого замкнутого круга заключается в том, чтобы задуматься над данной ситуацией, обсудить.

ИССЛЕДОВАНИЕ СОГЛАСОВАННОСТИ ГРУППОВЫХ ОЦЕНОК В СТУДЕНЧЕСКОЙ ГРУППЕ.

Симонян Элеонора Гамлетовна

Доцент кафедры философии и истории К. фил.н., доцент, Вологодский ГМХА им. Н. В. Верещагина

г. Вологда

Довлатбекян Кристина Гамлетовна

магистрант 1 курса, факультета агрономии и лесного хозяйства Вологодский ГМХА им. Н. В. Верещагина

г. Вологда

A STUDY OF CONSISTENCY OF GROUP ASSESSMENTS IN A STUDENT GROUP

Simonyan Eleonora Gamletovna

PhD in Philosophical sciences, Assoc. Prof. at Vologda State Dairy Farming Academy named after N.V. Vereshchagin Dovlatbekyan Kristina Hamletovna 1st year student of the Faculty of Agronomy and Forestry Vologda State Dairy Academy named after N. V. Vereshchagin

Vologda

АННОТАЦИЯ

В данной статье делается попытка анализа возможности средств опросного метода для косвенного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.