Научная статья на тему 'Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной семейной жизни'

Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной семейной жизни Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
2439
394
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
семья / брак / стаж совместной жизни / конфликтная ситуация / удовлетворенность браком. / family / marriage / experience of joint life / conflict situation / satisfaction with marriage.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Анисимова Оксана Анатольевна

В статье представлен анализ особенностей супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни. Выделены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что супружеские отношения с ростом брачного стажа подвергаются значительным изменениям на психологическом и социально-психологическом уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Анисимова Оксана Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF MARITAL CONFLICTS IN FAMILIES WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF JOINT FAMILY LIFE

The article presents an analysis of the features of marital conflicts in families with different experience of joint life. There are data that allow us to conclude that marital relations with the growth of marriage experience undergo significant changes at the psychological and socio-psychological level.

Текст научной работы на тему «Особенности супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной семейной жизни»

с более выраженной слабостью нервной системы обладают потенциальными возможностями развития специальных педагогических способностей для осуществления эффективного дистанционного обучения. Однако это требует дополнительных исследований, поскольку в современном образовательном пространстве расширяющийся спектр образовательных технологий вытесняет традиционные способы обучения и активно смещается в сторону неизученного дистанционного обучения.

Литература

1. Аминов Н.А., Блохина Л.Н., Осадчева И.И. Преобладание сигнальных систем и типы личности (по И.П.Павлову) // Мир психологии. 2019, № 2. С. 283-296.

2. Аминов Н.А., Чернявская В.С. Новые принципы современной дидактики. — Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019.

3. Кон И.С. Психология юношеского возраста. — М., 1979.

4. Кузьмина Н.В. Мастерство учителя как фактор развития способностей учащихся // Вопросы психологии. 1984. № 1.

5. Мерлин В.С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. — М.: Педагогика, 1986.

6. Павлов И.П. Полное собрание сочинений: Т. 1—6. — М.; Л.: АН СССР, 1951.

7. Способности и склонности: Комплексные исследования / Под ред. Э.А. Голубевой. — М.: Педагогика, 1989.

8. Тарасова С.Ю. Школьная тревожность: причины, следствия, профилактика. — М.: Генезис, 2016.

ОСОБЕННОСТИ СУПРУЖЕСКИХ КОНФЛИКТОВ В СЕМЬЯХ С РАЗНЫМ СТАЖЕМ СОВМЕСТНОЙ СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ

Анисимова Оксана Анатольевна (Смоленск, Россия), кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии, Смоленский государственный университет. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Аннотация. В статье представлен анализ особенностей супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни. Выделены данные, которые позволяют сделать вывод о том, что супружеские отношения с ростом брачного стажа подвергаются значительным изменениям на психологическом и социально-психологическом уровне.

Ключевые слова: семья, брак, стаж совместной жизни, конфликтная ситуация, удовлетворенность браком.

FEATURES OF MARITAL CONFLICTS IN FAMILIES WITH DIFFERENT EXPERIENCE OF JOINT FAMILY LIFE

Anisimova Oksana Anatolievna (Smolensk, Russia), Candidate of psychological Sciences, Associate Professor of the Department of pedagogy and psychology of the Smolensk State University. E-mail: anisimov-am@mail.ru

Abstract. The article presents an analysis of the features of marital conflicts in families with different experience ofjoint life. There are data that allow us to conclude that marital relations with the growth of marriage experience undergo significant changes at the psychological and socio-psychological level.

Keywords: family, marriage, experience ofjoint life, conflict situation, satisfaction with marriage.

Семья является одним из важнейших институтов общества, поэтому, основываясь на том, в каком состоянии она находится, насколько эффективно способна выполнять свои основные функции, можно судить об общественном развитии и положении дел на общегосударственном уровне.

Психологию семьи и отдельных сторон семейного брака — бюджетов, количества времени, которое супруги проводят вместе, стабильности и совместимости, конфликтности и пр. рассматривали в своих работах С.И. Голод, И.Ф. Дементьева, А.А. Костин, В.М. Ро-зин, В.А. Сысенко и др. В работах Ю.Е. Алешиной, В.Н. Дружинина, С.В. Ковалева, А.С. Спиваковской, Э.Г. Эйдемиллера, и др. предпринимаются попытки осмысления основных тенденций развития отношений внутри семьи, особенно в кризисные и конфликтные периоды.

Любая семья сталкивается в процессе своей жизнедеятельности с проблемными ситуациями, разрешение которых осуществляется в условиях противоречивости индивидуальных потребностей, мотивов и интересов ее членов. Наиболее проблемными областями семейных отношений были признаны, по мнению Л.Б. Шнейдер [3], утрата чувства любви, борьба за власть и главенство, конфликтная межличностная коммуникация, нереалистические ожидания, предъявляемые к семье и супругу, и др. Наиболее распространенными факторами, предопределяющими успех или неудачу в супружестве, являются личные качества супругов и их умение решать всевозможные проблемы в конфликте. В исследованиях М.Т. Авсиевич [1] об особенностях внутриличностного конфликта супружеских пар на разных этапах жизненного цикла семьи выявлено, что с особой остротой внутриличностные конфликты обнаруживаются на начальной стадии брака (стаж до пяти лет). О.Г. Прохорова [2] полагает, что основная масса конфликтов в семьях и разводов совершается до 40 лет.

Для изучения причин супружеских конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни нами были проведены исследования по методикам: «Стратегии взаимодействия в конфликтной ситуации» (К. Томас), «Характер взаимодействия супругов в конфликтных ситуациях» (Н.А. Коваль), «Межличностный семейный конфликт» (В.П. Левкович), Опросник удовлетворенности браком (В.В. Столин), «Реакция супругов на конфликт» (А.С. Кочарян), В исследовании приняли участие 50 пар, всего 60 человек, в возрасте от 21 до 60 лет, а именно супружеские пары: молодые браки — от 0 до 10 лет совместной жизни — 15 пар; зрелые браки - от 10 до 20 лет — 17 пар; пожилые браки — 18 пар, состоящие в браке более 20 лет.

При изучении стратегий взаимодействия в конфликтной ситуации по шкале «Приспособление» показатели распределились следующим образом: в большей степени согласия и приспособления в брачных отношениях характерны для молодых браков (90 %) и пожилых браков (80 %). При конфликтном взаимодействии супруги стараются вести себя спокойно и сдержанно, стараются договориться и не допускать проявления агрессии и раздражения, стремятся понять позицию друг друга, хотят установить доброжелательную обстановку в семье. Стратегия «избегание» характерна для молодых (55 %) и пожилых (30 %) браков. Супруги стараются избегать ссор, вникать в то, что волнует супруга; для супругов важны дружественные отношения, согласованность. Стратегия «компромисс» характерна для зрелых (60 %) и молодых (30 %) браков. Супруги стремятся снять противоречия в семье на основе взаимных уступок и хотя бы частично выполнить просьбы друг друга. Стратегия «сотрудничество» характерна для пожилых (90 %) и зрелых (50 %) браков. Супруги принимают совместное решение по поводу выхода из конфликтной ситуации, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Стратегия «соперничество» характерна для супругов, состоящих в зрелых браках (68 %). Каждый супруг в семье стремится отстоять собственную позицию.

Выявлены проблемы: в отношениях с родственниками и друзьями у молодых супругов (70 %), по сравнению с браками зрелыми (50 %) и пожилыми (20 %); разногласия по вопросам воспитания детей у супругов в средних (75 %) браках; стремление к автономии

у супругов, состоящих в зрелом браке (50 %), выше, чем у супругов в пожилом (10 %) браке; нарушение ролевых ожиданий в молодых и зрелых супружеских (по 50 %) парах более выражено, чем у пожилых (20 %); рассогласование норм поведения в зрелом (75 %) браке; проявление доминирования одним из супругов в конфликтных ситуациях у молодых (60 %) и зрелых браков (50 %). Проявления ревности одним из супругов характерно для молодых (100 %) и средних (50 %) браков. Расхождение в отношении к деньгам характерно для пожилых (5 %) браков.

Корреляционный анализ с применением коэффициента корреляции Пирсона выявил положительную корреляционную связь между стилями поведения «сотрудничество», «приспособление» и проблемами в отношениях с родственниками (0,05) в молодых семьях, между стилем поведения «соперничество» и ревностью (0,01), между стилем поведения «приспособление» и ревностью (0,05), стилем поведения по типу сотрудничества и проблемами в отношении к деньгам (0,05).

Выявлена отрицательная корреляционная связь между стилем поведения «компромисс» и показателем «ревность» (0,05), положительная корреляционная связь параметров в средних браках между стилем поведения «компромисс» и проблемами отношений с родственниками и друзьями, воспитанием детей и ревностью (0,05). Между стилем поведения «соперничество» и вопросами, связанными с воспитанием детей, доминированием одним из супругов, ревностью, отношением к деньгам (0,05). Между стилем поведения «приспособление» и вопросами, связанными с ревностью супруга. Не выявлена корреляционная связь параметров в пожилых браках между стилем поведения и взаимодействиями супругов.

При изучении межличностных семейных конфликтов выяснилось, что для 40 % супружеских пар, состоящих в молодом браке, характерны стабильные отношения, гибкая система брачных ожиданий. Супруги ясно осознают достоинства партнера по браку и ценность конкретного брака, что ведет к минимальной конфликтности в супружеской паре. Только 20 % молодых семей считают свою семью нестабильной супружеской парой. В таких семьях иногда происходят конфликты. У 40 % молодых семей возникает рассогласованность в потребностной сфере семьи, что приводит к повышению конфликтных отношений в браке, разрешение которых не всегда положительно.

В зрелых браках (60 %) в межличностных отношениях повышена конфликтность, у супругов сохраняется напряженность взаимоотношений. 20 % семей считают свой брак стабильным и не конфликтным. 20 % семей полагают, что их брак нестабилен, и супружеские конфликты могут возникать в результате неудовлетворенности потребностей супругов в различных сферах жизнедеятельности семьи. Пожилые браки (100 %) характеризуются стабильными внутрисемейными отношениями, и признанием ценности брачного союза.

При изучении степени удовлетворенности браком было выявлено, что молодые супруги, состоящие в браке до 10 лет, полагают, что у них благополучный брак. Супруги удовлетворены браком, у них обоюдная симпатия, доверительные отношения, но иногда возникают конфликты. Супруги, состоящие в браке до 20 лет, характеризуют свой брак как переходный. Супруги говорят о снижении доверительности и взаимопонимания между собой, особенно при воспитании детей. Супруги, состоящие в браке более 20 лет, удовлетворены им. Межличностные отношения супругов строятся на основе возрастающей согласованности, сходстве стилей межличностного реагирования. Таким образом, второй кризисный период (13—20 лет) вызван психологической усталостью друг от друга, тяготением к новизне в отношениях и образе жизни, повышением эмоциональной неустойчивости, появлением страхов, различных соматических жалоб, чувством одиночества, связанного с уходом детей, усиливающейся эмоциональной зависимостью друг от друга.

При определении реакции супругов на конфликт выявили, что для молодых супругов, состоящих в браке до 10 лет, характерны неконструктивные установки на брак, семейные

пары демонстрируют тенденции к конфликтным ситуациям. Супруги, состоящие в браке до 20 лет, характеризуют свой брак как неконструктивный. К отрицательным последствиям семейного конфликта супруги относят ухудшение отношений, которые разрушают психологический климат в семье, вплоть до распада семьи, ее регресс. Супруги не стремится наладить доброжелательные отношения. Конфликты, которые часто возникают, сопровождаются отрицательными эмоциями и действиями и носят психо-травмирующий характер.

Супруги, состоящие в пожилом браке, полагают, что у них конструктивный брак. У таких пар непродолжительные ситуативные конфликты. Супруги уверены друг в друге и своем браке. Межличностные отношения супругов строятся на согласованности, сходстве стилей межличностного реагирования на конфликтную ситуацию, у супругов выработались определенные стандарты поведения, позволяющие избегать конфликтов и умело разрешать последние, когда они возникают.

Результаты проведенного исследования показали, что причины возникновения конфликтов в семьях с разным стажем совместной жизни многообразны и зависят от ряда социально-психологических факторов: стратегий поведения и характера взаимодействия в конфликтной ситуации; типа супружеской пары (стабильная, нестабильная, проблемная); особенностей потребностных сфер супругов; конфликтности супружеской пары; удовлетворенности—неудовлетворенности браком.

Особо заметные качественные изменения в супружеских отношениях происходят в зрелых браках — от 10 до 20 лет совместной жизни.

Литература

1. Авсиевич М.Т. Супружеские конфликты и пути их преодоления. — М.: Институт психотерапии, 2006.

2. Прохорова О.Г. Основы психологии семьи и семейного консультирования. — М.: Юрайт, 2019.

3. Шнейдер Л.Б. Семейная психология. М.: Юрайт, 2019.

СОЗДАНИЕ КЛАССНЫМ РУКОВОДИТЕЛЕМ УСЛОВИЙ ДЛЯ ТВОРЧЕСКОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СИСТЕМЕ «УЧЕНИК-ПЕДАГОГ-РОДИТЕЛЬ»1

Барцевич Валентина Николаевна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». E-mail: zola.71@mail.ru

Токарева Елена Владимировна (Москва, Россия), кандидат психологических наук, эксперт, ГАОУ ДПО города Москвы «Московский центр развития кадрового потенциала образования». E-mail: tokareva_elena@list.ru

Аннотация. В статье говорится о роли классного руководителя школы в глобальном информационном сообществе, о создании им условий с использованием цифровой среды в целях социализации детей на основе ценностных идеалов и личностных целей с учетом поколенческих особенностей. Деятельность классного руководителя рассматривается в русле системного лич-ностно-развивающего подхода.

Ключевые слова: классный руководитель, поколенческие ценности, системный личностно-развивающий подход, глобальное информационное сообщество, социализация личности, вызовы, конструктивные изменения, саморазвитие.

1 Работа выполнена при финансовой поддержке Гранта РФФИ № 18-013-00395.

123

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.