Научная статья на тему 'Влияние санкций на торговлю российской нефтью'

Влияние санкций на торговлю российской нефтью Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
273
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сырая нефть / нефтепродукты / сорт нефти / потолок цен / санкции / нефтегазовые доходы бюджета / теневой флот / товар погружается на судно заказчика продавцом / поставка с судна в порту покупателя / добровольное сокращение добычи нефти / дисконт цены продажи нефти / коалиция стран / EC / Большая семерка / Австралия / Норвегия / Швейцария / crude oil / petroleum products / oil grade / price cap / sanctions / oil and gas budget revenues / shadow fleet / FOB / free on board / DES / delivered ex ship / voluntary reduction in oil production / sales price discount / price cap coalition / EU / G7 / Australia / Norway / Switzerland

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гребенников Игорь Вячеславович

В статье рассматриваются санкции стран ЕС и G7 в отношении сделок с российской нефтью и нефтепродуктами в контексте их влияния на доходы бюджета Российской Федерации. Установленный в декабре 2022 года странами коллективного Запада механизм предельной цены нефти (ценовой потолок) был введен для ограничения доходов бюджета РФ от продажи энергоресурсов. При этом санкции не ставили своей целью полное эмбарго российского экспорта, поскольку такой запрет мог бы только усилить последствия глобального энергетического кризиса, а также негативно отразиться на европейской нефтеперерабатывающей промышленности. На протяжении 2023 года российские нефтяные компании использовали различные схемы по минимизации последствий санкций, в том числе, перенаправляли поставки на альтернативные и новые рынки, создавали независимые торговые подразделения в дружественных юрисдикциях, использовали теневой флот для перевозки нефти. Правительством РФ были приняты фискальные меры, в частности, был введен фиксированный максимальный дисконт сорта нефти Urals к марке Brent для расчета налогов. Тем не менее, трансакционные издержки нефтяных компаний значительно выросли за счет изменения логистических цепочек и участия новых посредников в сделках, а общие потери российского бюджета (недополученные доходы) за 2023 год могут составить, по разным оценкам, до 30% (по сравнению с уровнем 2022 года). В заключении статьи рассматривается иллюстративный пример взаимодействия государства и нефтяных компаний в рамках распределительной коалиции, а именно – группы экономических агентов, интересы которых совпадают в условиях современных санкций. Введенный Минфином РФ механизм предельного дисконта для определения цены Urals для целей налогообложения был направлен на увеличение доходов бюджета, но также и стимулировал нефтяные компании продавать нефть не ниже этой цены, так как в обратном случае они бы платили больше налогов. Такое распределение санкционного бремени между компаниями и бюджетом, в том числе, с учетом возможной аффилированности нефтяных компаний с вновь созданными посредниками на нефтяном рынке, будет интересным предметом исследований в современной новой институциональной экономике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Impact of Sanctions on Russia’s Oil Trade

The article discusses the sanctions imposed by the EU and G7 coalition countries in connection with the transactions with Russian crude oil and oil products in terms of its impact on Russian federal budget revenues. The price cap mechanism (price cap) introduced in December 2022 by the countries of the collective West was designed to limit Russian export earnings and hence the budget revenues from the sale of hydrocarbons. The price cap was not targeting a full embargo of Russian exports, since such embargo could increase the risks of the global energy crisis, and could negatively affect the European oil refining industry. During 2023 Russian oil companies used various schemes to minimize the impact of sanctions, including redirecting supplies to alternative and new markets, incorporating independent trading units in friendly jurisdictions, and using shadow fleet to transport oil. The Russian Government introduced new tax measures, in particular, it has changed the methodology of oil price calculation for the purposes of the mineral extraction tax and export duty, introducing a fixed maximum discount of Urals to Brent. However, the transaction costs of oil companies have increased significantly due to the changes in supply chains and participation of new intermediaries in such transactions. Total losses of the state budget (hydrocarbons export revenue loss) for 2023 may be approximately up to 30% (compared to the 2022 level), according to various estimates. In conclusion, the article outlines an illustrative example of interaction between the government and oil companies within the framework of a distributional coalition, namely, a group of economic agents whose interests coincide under current sanctions. The maximum discount mechanism introduced by the Ministry of Finance to determine the price of Urals for tax purposes was aimed not only to increase the budget revenues, but also to urge oil companies not to sell below this price, otherwise they would pay more taxes. Such distribution of the sanctions burden between the companies and the budget, including possible affiliation of the companies with newly created intermediaries in the oil market, might be an interesting subject of research in modern new institutional economics.

Текст научной работы на тему «Влияние санкций на торговлю российской нефтью»

Влияние санкций на торговлю российской нефтью

УДК:339.986; ББК:65.428; Jel:F10 DOI: 10.24412/2072-8042-2024-2-121-130

Игорь Вячеславович ГРЕБЕННИКОВ,

Всероссийская академия внешней торговли (119285, Москва, Воробьевское шоссе, 6А), аспирант кафедры мировой и национальной экономики, e-mail: igor.grebennikov@mail.ru

Аннотация

В статье рассматриваются санкции стран ЕС и G7 в отношении сделок с российской нефтью и нефтепродуктами в контексте их влияния на доходы бюджета Российской Федерации.

Установленный в декабре 2022 года странами коллективного Запада механизм предельной цены нефти (ценовой потолок) был введен для ограничения доходов бюджета РФ от продажи энергоресурсов. При этом санкции не ставили своей целью полное эмбарго российского экспорта, поскольку такой запрет мог бы только усилить последствия глобального энергетического кризиса, а также негативно отразиться на европейской нефтеперерабатывающей промышленности. На протяжении 2023 года российские нефтяные компании использовали различные схемы по минимизации последствий санкций, в том числе, перенаправляли поставки на альтернативные и новые рынки, создавали независимые торговые подразделения в дружественных юрисдикциях, использовали теневой флот для перевозки нефти. Правительством РФ были приняты фискальные меры, в частности, был введен фиксированный максимальный дисконт сорта нефти Urals к марке Brent для расчета налогов. Тем не менее, трансакционные издержки нефтяных компаний значительно выросли за счет изменения логистических цепочек и участия новых посредников в сделках, а общие потери российского бюджета (недополученные доходы) за 2023 год могут составить, по разным оценкам, до 30% (по сравнению с уровнем 2022 года).

В заключении статьи рассматривается иллюстративный пример взаимодействия государства и нефтяных компаний в рамках распределительной коалиции, а именно - группы экономических агентов, интересы которых совпадают в условиях современных санкций. Введенный Минфином РФ механизм предельного дисконта для определения цены Urals для целей налогообложения был направлен на увеличение доходов бюджета, но также и стимулировал нефтяные компании продавать нефть не ниже этой цены, так как в обратном случае они бы платили больше налогов. Такое распределение санкционного бремени между компаниями и бюджетом, в том числе, с учетом возможной аффилированности нефтяных компаний с вновь созданными посредниками на нефтяном рынке, будет интересным предметом исследований в современной новой институциональной экономике.

Ключевые слова: сырая нефть, нефтепродукты, сорт нефти, потолок цен, санкции, нефтегазовые доходы бюджета, теневой флот, товар погружается на судно заказчика продавцом, поставка с судна в порту покупателя, добровольное сокращение добычи нефти, дисконт цены продажи нефти, коалиция стран, EC, Большая семерка, Австралия, Норвегия, Швейцария.

2 - 2024 Российский внешнеэкономический вестник

Impact of Sanctions on Russia's Oil Trade

Igor Vyacheslavovich GREBENNIKOV,

Russian Foreign Trade Academy (119285, Moscow, Vorobevskoe shosse, 6A), Postgraduate student of the Department of World and National Economy, e-mail: igor.grebennikov@mail.ru

Abstract

The article discusses the sanctions imposed by the EU and G7 coalition countries in connection with the transactions with Russian crude oil and oil products in terms of its impact on Russian federal budget revenues.

The price cap mechanism (price cap) introduced in December 2022 by the countries of the collective West was designed to limit Russian export earnings and hence the budget revenues from the sale of hydrocarbons. The price cap was not targeting a full embargo of Russian exports, since such embargo could increase the risks of the global energy crisis, and could negatively affect the European oil refining industry. During 2023 Russian oil companies used various schemes to minimize the impact of sanctions, including redirecting supplies to alternative and new markets, incorporating independent trading units in friendly jurisdictions, and using shadow fleet to transport oil. The Russian Government introduced new tax measures, in particular, it has changed the methodology of oil price calculation for the purposes of the mineral extraction tax and export duty, introducing a fixed maximum discount of Urals to Brent. However, the transaction costs of oil companies have increased significantly due to the changes in supply chains and participation of new intermediaries in such transactions. Total losses of the state budget (hydrocarbons export revenue loss) for 2023 may be approximately up to 30% (compared to the 2022 level), according to various estimates.

In conclusion, the article outlines an illustrative example of interaction between the government and oil companies within the framework of a distributional coalition, namely, a group of economic agents whose interests coincide under current sanctions. The maximum discount mechanism introduced by the Ministry of Finance to determine the price of Urals for tax purposes was aimed not only to increase the budget revenues, but also to urge oil companies not to sell below this price, otherwise they would pay more taxes. Such distribution of the sanctions burden between the companies and the budget, including possible affiliation of the companies with newly created intermediaries in the oil market, might be an interesting subject of research in modern new institutional economics.

Keywords: crude oil, petroleum products, oil grade, price cap, sanctions, oil and gas budget revenues, shadow fleet, FOB, free on board, DES, delivered ex ship, voluntary reduction in oil production, sales price discount, price cap coalition, EU, G7, Australia, Norway, Switzerland.

^ 122

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2024

В апреле 2022 года США, Австралия и Канада запретили импорт всех российских энергоносителей, Великобритания и Швейцария, объявили о таких же мерах в июне 2022 года. В ответ на эти ограничения Россия смогла перенаправить экспорт сырой нефти на альтернативные рынки, такие как Индия и Китай. При этом экспортная выручка России от продажи нефти снизилась из-за скидок, на которые российские экспортеры нефти были вынуждены пойти в тех сегментах рынка, где сдерживающее эмбарго западных стран снизило спрос.

Таблица 1

Направления экспорта нефти из России по странам, январь-декабрь 2022 г.

Январь 2022 г., (тыс. баррелей/сутки) Декабрь 2022 г., (тыс. баррелей/сутки)

ЕС 2,568 Индия 1,088

Китай 553 Китай 691

Южная Корея 233 ЕС 345

Япония 103 Южная Корея 93

Турция 94 Турция 64

США 62 Египет 47

Малайзия 51 Япония 24

Неизвестно 301

Источник: составлено автором на основе данных S&P Global Commodities

Для усиления ограничений, коалиция недружественных стран ввела механизм запрета любых сделок с российской нефтью по ценам выше установленного потолка. Так, предельные цены на российскую сырую нефть, транспортируемую по морю, вступили в силу 5 декабря 2022 года, а на нефтепродукты - 5 февраля 2023 года. В результате введенных мер, страны, под юрисдикцией которых был зарегистрирован флот нефтяных танкеров и компаний, оказывающих услуги по морскому страхованию (такие страны, как Сингапур, ОАЭ, Греция), а также покупатели нефти, присоединившиеся к коалиции, могли совершать сделки с нефтью из России с ограничением цены в 60 долларов США за баррель. Это относится как к сделкам купли-продажи, так и сопутствующим услугам по транспортировке и страхованию, предоставляемым компаниям стран, присоединившихся к коалиции.

В ответ на введенный потолок цен в России были приняты ответные меры по запрету поставок в страны, в договорах с которыми присутствует потолок цен. Впоследствии, согласно указу Президента Российской Федерации от 28.04.2023 № 317 запрет на соблюдение потолка цен при поставках в дружественные страны по заключенным ранее договорам был отменен1.

По результатам изучения первых статистических данных в отношении механизма потолка цен некоторыми зарубежными аналитиками был сделан вывод в отно-

2 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

123 Q

шении более высокой фактической цены реализации российской нефти, чем цены, ограниченной потолком2. Например, в статье "Assessing the Impact of International Sanctions on Russian Oil Exports" от 23 февраля 2023 года, экономисты из нескольких зарубежных университетов (Columbia University, KSE, UCLA, IEU и IIF) изучили влияние санкционных мер на экспорт российской нефти и нефтепродуктов.

По мнению западных аналитиков, они не находят скидки на сырую нефть столь большими, как ожидалось. В частности, цены в сегментах рынка, на которые не повлияло снижение европейского спроса, например, экспорт из тихоокеанских портов России, существенно не снизились, а отгрузки не соответствуют установленному ценовому потолку. По расчетам экспертов, в период после введения эмбарго и ограничения цен, средняя экспортная цена на российскую нефть составляла около 74 долларов за баррель по сравнению со средней ценой Urals на уровне 52 долларов за баррель за тот же период. Таким образом, аналитики приходят к выводу, что экспорт российской нефти за рассматриваемый период фактически проходил выше ценового потолка. Отмечается, что для обхода введенных санкций около 50% российской сырой нефти транспортируется через «теневой флот» крупнейшего российского оператора морских перевозок, Совкомфлот, а также других частных судоходных компаний. Сделки купли-продажи, таким образом, не являлись предметом предельной цены, а основными факторами для роста цен на нефть стало ограниченное предложение нефти на рынке в рассматриваемый период вследствие нарушения логистических цепочек. В связи с этим западными аналитиками предлагались рекомендации странам коалиции по ужесточению санкционных мер, в частности, снижение ценового потолка на российскую нефть. При этом, в отличие от нефти, в отношении российских нефтепродуктов снижение предельной цены не рекомендовалось, так как перенаправление значительной части экспорта на другие рынки может привести к дефициту на внутреннем рынке нефтепродуктов ЕС.

Но действительно ли цена российских поставок нефти значительно превышала заданный ценовой потолок в связи с мероприятиями по обходу санкций, возможным несоблюдением ограничений покупателями и благоприятной конъюнктурой на сырьевых рынках в условиях последствий энергетического кризиса 2021-2022

Для ответа на этот вопрос предлагается рассмотреть: 1) фактические цены на нефть марки Urals, 2) данные Минфина РФ по доходам федерального бюджета за указанный период, а также 3) учет ценообразования различных сортов нефти.

1. Согласно ежемесячному раскрытию Минфина РФ средняя цена Urals, как основного бенчмарка стоимости российской нефти, за период с 15 января по 14 февраля 2023 года составила 50,5 долларов США за баррель, а цена на нефть марки Brent составила 88,9 долларов США за баррель за тот же период3. Агентство Bloomberg определяет среднюю цену Brent на уровне 85,1 долларов США за бар-

^ 124

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2024

рель, а средний дисконт Urals к Brent в 40,5% за период с января по февраль 2023 года4. Можно сделать вывод, что рыночная цена на ключевой бенчмарк для экспортных сортов российской нефти была ниже установленного потолка цен за весь наблюдаемый период.

2. Рассмотрим также публикуемые Минфином РФ данные по доходам федерального бюджета. Так, накопленный дефицит федерального бюджета за январь-февраль 2023 года составил 2,6 трлн руб.5 Нефтегазовые доходы бюджета в феврале 2023 года составили 521 млрд руб., что предполагает снижение на около 46% к февралю 2022 года (см. рисунок 1). Таким образом, выпадающие доходы за этот период составили около 947 млрд руб.

Рис. 1 - Нефтегазовые доходы бюджета РФ

Fig. 1 - Oil and gas revenues of the budget of the Russian Federation

Источник: Твердые цифры, 6 марта 2023 г., с. 5

Минфин объяснил недобор нефтегазовых доходов снижением цен на нефть марки Urals и сокращением экспорта природного газа. При этом добыча нефти практически не изменилась, и российские нефтяные компании перенаправляли свой экспорт на альтернативные рынки без потери объемов. Об этом свидетельствовали данные Bloomberg, согласно которым экспорт нефти в феврале 2023 года был на уровне максимумов 2022 года6. Таким образом при неизменных объемах средние экспортные цены Urals могли находиться на уровне 45-50 долларов США за баррель.

2 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

125 Q

3. Важен и учет ценообразования различных сортов нефти, в том числе по типу поставок. Для формирования бюджета используется средняя цена нефти по всем направлениям поставок (Балтийское и Черное моря, Тихий океан, Северный морской путь, нефтепровод «Дружба» и поставки в Китай через трубопроводную систему «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО)). При этом, например, дисконт на легкую нефть марки ESPO меньше, чем дисконт Urals. ESPO - малосернистый сорт сибирской нефти, поставляемой по трубопроводу ВСТО в Азию. Основным экспортером ESPO является компания Роснефть. По данным Роснефти за 9 мес. 2022 года поставки нефти в адрес азиатских покупателей выросли примерно на треть, до 52,4 млн т, а общая доля азиатского направления в структуре реализации нефти в странах дальнего зарубежья достигла рекордных 77%7. В то же время компании-экспортеры сорта Urals, такие как Татнефть, несли убытки в связи с введением потолка цен, что следует из их финансовой отчетности8. Так, санкции привели к фрагментации рынка российской сырой нефти.

Контракты по отдельным сортам нефти, в том числе с учетом логистических издержек, могли заключаться по более высоким ценам, но при этом большая часть экспортируемой российской нефти продавалась ниже предельной цены потолка, что косвенно подтверждают данные Минфина по структуре доходов федерального бюджета. Общие потери бюджета от введенного потолка цен в 2023 году могут составить по разным оценкам до 30% (от уровня нефтегазовых доходов бюджета за 2022 год) или около 34 млрд евро в денежном выражении9. Часть недополученной прибыли могла оказаться доходами различных посредников, с помощью которых нефтяные компании применяли схемы по минимизации санкций.

Предлагаемые западными экспертами и правительствами меры по снижению ценового потолка на нефть еще больше введут торговлю российской нефтью в серую зону, включая рост теневого флота и страховых схем. Кроме того, снижение потолка может вызвать потенциальные шоки предложения (в том числе сокращение производства), что еще больше усилит волатильность на мировых энергетических рынках. Напротив, по мере выстраивания российскими нефтяными компаниями новой логистики поставок, переговоров с российскими или зарубежными перевозчиками, страховщиками и трейдерами в Азии, на Ближнем Востоке, в Африке, Южной Америке, дисконт российской нефти к бенчмаркам будет снижаться. Впервые это произошло в июле 2023 года, когда среднемесячная цена Urals для целей расчета экспортной пошлины РФ превысила 60 долларов США за баррель, вследствие сокращения предложения и удешевления фрахта в Азию. Добровольные сокращения производства нефти Саудовской Аравией на 1 млн баррелей в сутки в июле и августе 2023 года и экспорта Россией на 500 тыс. баррелей в сутки привели к дефициту на мировом рынке и росту цен.10 В результате средняя цена Urals в июле составила 64,4 долларов США11 и впервые превысила уровень потолка цен, а большая часть нефти стала перевозиться без участия западных компаний.

^ 126

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2024

Другим интересным последствием адаптации к санкциям стал выход российского экспорта, в дополнение к уже ставшими традиционным в новых условиях рынкам Китая, Индии и Турции, на рынки стран, которые в прошлом не импортировали российскую нефть. Так, за 11 месяцев 2023 года продажи нефти во Мьянму составили 758 млн евро в денежном выражении. Поставки были осуществлены на нефтеперерабатывающий завод в порту острова Мадэ в штате Ракхайн, принадлежащий PetroChina. В 2017 году на острове Мадэ был построен трубопровод для транспортировки сырой нефти в китайскую провинцию Юньнань. Вторым по величине новым рынком (ок. 158 млн евро) стала Гана, где также есть китайский нефтеперерабатывающий завод Tema Oil Refinery. Третьим крупнейшим новым рынком стала Бразилия, которая, несмотря на регулярный импорт российских нефтепродуктов, никогда не импортировала российскую нефть до августа 2023 го-да.12

За период с 15 ноября по 14 декабря 2023 года средняя цена на нефть Urals составила 66,12 долларов США за баррель. Между тем, в рамках попыток по ужесточению контроля за выполнением потолка цен на нефть, 20 декабря 2023 года, США и коалицией недружественных стран были введены новые санкции в отношении нефтетрейдеров с непрозрачной структурой собственности, в частности трейдеров Bellatrix (Гонконг), Covart (Гонконг), Voliton (ОАЭ) и компании по управлению нефтяными танкерами Совкомфлота, Sun Ship Management (ОАЭ). Кроме этого, днем ранее, 19 декабря 2023 года, в введенном 12-м пакете санкций ЕС было включено положение об обязательном уведомлении владельцев судов Еврокомиссии о продаже танкеров на вторичном рынке и обо всех сделках с российской нефтью. Таким образом ЕС хочет выявлять организации, которые помогают обходить соблюдение ценового потолка. Интересно, что с февраля 2022 года компании из Гре -ции продали, по разным источникам, около 125 судов для перевозки нефти, в том

числе в страны, оставшиеся неизвестными13.

* * *

Введенные санкции ЕС и G7 привели к непрозрачности ценообразования и к фрагментации рынка российской сырой нефти. В связи с санкциями прекратились прямые поставки на европейский рынок, где ранее формировалась цена Urals на основе базиса FOB (free on board, когда товар погружается на судно заказчика продавцом). Доходы бюджета РФ от нефтяного экспорта за 2023 год сократились, по разным оценкам, до 30% по сравнению с уровнем 2022 года.

В новых условиях российские производители нефти напрямую договариваются с покупателями из дружественным стран, а цена нефти рассчитывается на основе физических поставок в порту покупателям. В рамках таких поставок нефтяные компании сами несут расходы на фрахт и прочие трансакционные издержки. Стоимость такого фрахта, по оценкам аналитиков, может составлять около 5-10

2 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

127 Q

долларов США за баррель. Таким образом, часть финальной цены, уплачиваемой покупателем, может распределяться между компаниями-посредниками по транспортировке нефти и собственными трейдинговыми структурами нефтяных компаний. Вследствие ограниченного раскрытия информации в отношении коммерческих условий сделок возникает дисбаланс биржевых цен и более высокий номинальный дисконт Urals к Brent (похожее событие наблюдалось осенью 2Q22 года на газовом рынке, когда в связи с отменой поставок газа и ограничениями инфраструктуры в ЕС стоимость физических поставок СПГ была выше цены европейского бенчмарк индекса Platts des Northwest Europe14).

В апреле 2Q23 года Минфин РФ начал применять новый подход к определению цены на нефть для целей расчета налоговой базы (НДПИ и экспортной пошлины), посредством введения фиксированного дисконта Urals к нефтяной смеси North Sea Dated (аналог Brent), которая рассчитывается ценовым агентством Argus. Такой дисконт был установлен на уровне 34 долларов США за баррель в апреле 2Q23 года, 25 долларов США за баррель в июле 2Q23 года, и был снижен до 2Q долларов за баррель в сентябре 2Q23 года15.

Поскольку налоговые меры были приняты по истечению нескольких месяцев с момента введения потолка цен, возможно, что первоначально Правительство и Минфин ожидали, что потолок приведет к сокращению добычи нефти российскими нефтяными компаниями и последующему росту средних цен продажи. Это косвенно подтверждает, что в бюджет на 2Q23 год, принятый 5 декабря 2Q22 года, было заложено падение добычи нефти на 8,5% относительно 2Q22 года16. Таким образом, налоговый маневр был принят для стабилизации доходов бюджета посредством введения стимулов для нефтяных компаний не продавать нефть по цене ниже потолка, поскольку в этом случае, им придется платить больше налогов.

Такое взаимодействие государства и нефтяных компаний в рамках распределения санкционного бремени можно охарактеризовать как пример институциональной группы - распределительной коалиции в современных реалиях санкций. Нефтяные компании и государство в данном случае - это экономические агенты, интересы которых совпадают. Впервые рассмотренный анализ коллективных действий и трансакций в работах таких экономистов, как Дж. Р. Коммонс (John R. Commons, The Economics of Collective Action, 195Q) и впоследствии подробно изученный Мансуром Олсоном (Mancur Olsen, the Logic of Collective Action, 1971), этот вопрос будет, в том числе, предметом исследований в современной новой институциональной экономике.

^ 128

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2024

ПРИМЕЧАНИЯ:

1 Указ Президента Российской Федерации от 28.04.2023 № 317»О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 27 декабря 2022 г. № 961 «О применении специальных экономических мер в топливно-энергетической сфере в связи с установлением некоторыми иностранными государствами предельной цены на российские нефть и нефтепродукты», [Электронный ресурс] - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202304280059 (дата обращения 24.07.2023)

2 Tania Babina, Benjamin Hilgenstock, Oleg Itskhoki, Maxim Mironov, and Elina Riba-kova: "Assessing the Impact of International Sanctions on Russian Oil Exports" [Электронный ресурс] - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4366337 (дата обращения 31.07.2023)

3 Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации, О средней цене на нефть и экспортной пошлине, [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru/ ru/press-center/?id_4=38379-o_srednei_tsene_na_neft_i_eksportnoi_poshline (дата обращения 24.07.2023)

4 Bloomberg [Электронный ресурс] - URL: https://www.bloomberg.com/professional/ solution/bloomberg-terminal/ (дата обращения 24.07.2023 г.)

5 Информационная Группа Интерфакс: "Дефицит бюджета РФ в январе-феврале составил 2,6 трлн руб. и приблизился к годовому плану" [Электронный ресурс] - URL: https://www.interfax.ru/business/889922 (дата обращения 31.07.2023)

Bloomberg [Электронный ресурс] - URL: https://www.bloomberg.com/professional/ solution/bloomberg-terminal/ (дата обращения 31.07.2023 г.)

7 ПАО «НК «РОСНЕФТЬ», [Электронный ресурс] - URL: https://www.rosneft.ru/ press/releases/item/212819/ (дата обращения 31.07.2023 г.)

Татнефть, Консолидированная промежуточная сокращенная финансовая отчётность по МСФО за 6 месяцев 2023 года [Электронный ресурс] - URL: https://www.tatneft. ru/aktsioneram-i-investoram/raskritie-informatsii/financial-and-accounting-reporting (дата обращения 20.12.2023 г.)

Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации, Сведения о формировании и использовании дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета в 2018-2023 году [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru/ru/ statistics/fedbud/oil?id_57=122094-svedeniya_o_formirovanii_i_ispolzovanii_dopolnitelnykh_ neftegazovykh_dokhodov_federalnogo_byudzheta_v_2018-2023_godu (дата обращения 20.12.2023 г.)

10 Деловое издание «Коммерсантъ» - «Стоимость Urals превысила санк-ционный потолок» - [Электронный ресурс] - URL:https://www.kommersant.ru/ doc/6136846?from=glavnoe_3 (дата обращения: 02.08.2023)

11 Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации: О средней цене на нефть марки Urals, [Электронный ресурс] - URL: https://minfin.gov.ru/ru/press-center/?id_4=38619-o_srednei_tsene_na_neft_marki_urals (дата обращения: 02.08.2023)

12 Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA) [Электронный ресурс] -URL: https://energyandcleanair.org/wp/wp-content/uploads/2023/12/CREA_0ne-year-of-sanc-tions_5.12.2023.pdf (дата обращения 20.12.2023 г.)

2 - 2024

Российский внешнеэкономический вестник

129 Q

13 Greece Is Making a Killing Selling Ships to Russia, [Электронный ресурс] - URL: https://foreignpolicy.eom/2023/09/l 1/greece-russia-tankers-oil-sanctions/ (дата обращения: 02.08.2023)

14 S&P: "Europe to the fore, elsewhere through the floor: How LNG flows were turned on their head in 2022" [Электронный ресурс] - URL: https://www.spglobal.com/commodityin-sights/en/market-insights/blogs/lng/102622-europe-lng-russian-gas-ukraine-war (дата обращения 21.07.2023)

15 Информационное агентство ТАСС: Путин утвердил снижение дисконта нефти Urals к Brent с $25 до $20 при налогообложении, [Электронный ресурс] - URL: https://tass. ru/ekonomika/18412429?ysclid=lqdyyf2z91814408439 (дата обращения 20.12.2023)

16 Федеральный закон от 05.12.2022 г. № 466-ФЗ: О федеральном бюджете на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, [Электронный ресурс] - URL: http:// government.ru/docs/all/144850/# (дата обращения 20.12.2023)

БИБЛИОГРАФИЯ:

Аузан А.А. Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория. Учебник. - М.: ИНФРА - М, 2005. - 415 с. @@ Auzan A.A. InstitucionaTnaya e'konomika: Novaya institucionaTnaya e'konomicheskaya teoriya. Uchebnik. - M.: INFRA - M, 2005. - 415 s.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Захаров А.Н. Топливно-энергетический комплекс Китая и ведущих стран мира в условиях развития глобального энергетического кризиса: Учебно-методическое пособие. - М.: ВАВТ, 2023. - 315 с. @@ Zaharov A.N. Toplivno-energeticheskij kompleks Kitaya i vedushchih stran mira v usloviyah razvitiya global'nogo energeticheskogo krizisa: Uchebno-metodicheskoe posobie. - M.: VAVT, 2023. - 315s.

Захаров А.Н. Глобальная энергетическая проблема: новые вызовы и угрозы, возможности их преодоления //Вестник МГИМО-Университета. 2017, №1 (52). - С.187-200 @@ Zaharov A.N. Global'naya energeticheskaya problema: novye vyzovy i ugrozy, vozmozhnosti ih preodoleniya //Vestnik MGIMO-Universiteta. 2017, №1 (52). - S.187-200

Институциональная экономика: Новая институциональная экономическая теория: Учебник / Коллектив авторов / Под ред. А.А. Аузана, 2 изд., - М.: ИНФРА-М, 2011. - 446 c. @@ Institutional'nay a e'konomika: Novaya institutional'naya e'konomicheskaya teoriya: Uchebnik / Kollektiv avtorov / Pod red. A.A. Auzana, 2 izd., - M.: INFRA-M, 2011. - 446 c.

Олсон М. Логика коллективных действий. Общественные блага и теория групп. - М.: ФЭИ, 1995. - 174 с. @@ Olson M. Logika kollektivny'x dejstvij. Obshhestvenny'e blaga i teoriya grupp. - M.: FE'I, 1995. - 174 s.

Tania Babina, Benjamin Hilgenstock, Oleg Itskhoki, Maxim Mironov, and Elina Ribakova: "Assessing the Impact of International Sanctions on Russian Oil Exports" [Электронный ресурс] - URL: https://papers.ssrn.com/sol3/papers.cfm?abstract_id=4366337 (дата обращения 31.07.2023)

Centre for Research on Energy and Clean Air (CREA) [Электронный ресурс] - URL: https://energyandcleanair.org/wp/wp-content/uploads/2023/12/CREA_One-year-of-sanc-tions_5.12.2023.pdf (дата обращения 20.12.2023 г.)

Российский внешнеэкономический вестник

2 - 2024

130

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.