Научная статья на тему 'ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ'

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
177
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК НЕФТИ / ОПЕК / ОПЕК+ / САНКЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Хачатурян Каринэ Суреновна, Гусаковский Александр Евгеньевич

В статье анализируются основные изменения в регулировании мирового рынка нефти и перспективы эволюции механизмов регулирования на нем в условиях санкций США и Европейского Союза против России. Отмечается, что мировой рынок нефти подвержен существенным колебаниям в отношении как объемов производства, так и потребления нефти и изменения мировых цен на нефть. Для управления данными колебаниями и минимизации их негативных последствий, а также для создания наиболее благоприятных для производителей нефти условий на рынке необходим соответствующий механизм регулирования мирового рынка нефти. В последние десятилетия основным таким механизмом являлся нефтяной картель ОПЕК и ОПЕК+, в состав которого входила и Россия. Долгое время ОПЕК регулировала мировой рынок нефти, изменяя объем добычи в ключевых странах - производителях нефти. Введение в 2022 г. санкций против России со стороны США, Европейского Союза и ряда других стран создает угрозу для данного механизма регулирования мирового рынка нефти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL OIL MARKET IN THE FACE OF SANCTIONS PRESSURE FROM THE US AND THE EUROPEAN UNION AGAINST RUSSIA

The article analyzes the main changes in the regulation of the world oil market and the prospects for the evolution of regulation mechanisms on it in the context of US and EU sanctions against Russia. It is noted that the world oil market is subject to significant fluctuations in relation to both production volumes and oil consumption and changes in world oil prices. To manage these fluctuations and minimize their negative consequences, as well as to create the most favorable market conditions for oil producers, an appropriate mechanism for regulating the world oil market is needed. In recent decades, the main mechanism for regulating the world oil market has been the OPEC and OPEC+ oil cartel, which included Russia. For a long time, OPEC regulated the world oil market by changing the volume of production in key oil producing countries. The imposition of sanctions against Russia in 2022 by the US, the EU and a number of other countries poses a threat to this mechanism of regulation of the global oil market.

Текст научной работы на тему «ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ»

Научная статья УДК 338

doi: 10.47576/2949-1894 2023 1 24

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МИРОВОГО РЫНКА НЕФТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ США И ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА В ОТНОШЕНИИ РОССИИ

Хачатурян Каринэ Суреновна

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Московский областной филиал), Красногорск, Россия

Военный университет имени князя Александра Невского Минобороны России, Москва, Россия

kara 111315hks@yandex. т

Гусаковский Александр Евгеньевич

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Московский областной филиал), Красногорск, Россия, gusakovskyy@yandex.ru

Аннотация. В статье анализируются основные изменения в регулировании мирового рынка нефти и перспективы эволюции механизмов регулирования на нем в условиях санкций США и Европейского Союза против России. Отмечается, что мировой рынок нефти подвержен существенным колебаниям в отношении как объемов производства, так и потребления нефти и изменения мировых цен на нефть. Для управления данными колебаниями и минимизации их негативных последствий, а также для создания наиболее благоприятных для производителей нефти условий на рынке необходим соответствующий механизм регулирования мирового рынка нефти. В последние десятилетия основным таким механизмом являлся нефтяной картель ОПЕК и ОПЕК+, в состав которого входила и Россия. Долгое время ОПЕК регулировала мировой рынок нефти, изменяя объем добычи в ключевых странах - производителях нефти. Введение в 2022 г. санкций против России со стороны США, Европейского Союза и ряда других стран создает угрозу для данного механизма регулирования мирового рынка нефти.

Ключевые слова: рынок нефти; ОПЕК; ОПЕК+; санкции.

Для цитирования: Хачатурян К. С., Гусаковский А. Е. Перспективы развития мирового рынка нефти в условиях санкционного давления США и Европейского Союза в отношении России // Инновационная экономика: информация, аналитика, прогнозы. - 2023. -№ 1. - С. 24-29. https://doi.org/10.47576/2949-1894_2023_1_24.

Original article

PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE GLOBAL OIL MARKET IN THE FACE OF SANCTIONS PRESSURE FROM THE US AND THE EUROPEAN UNION AGAINST RUSSIA

Khachaturyan Karine S.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow Regional Branch)

Military University named after Prince Alexander Nevsky of the Ministry of Defense of Russia, Moscow, Russia, kara111315hks@yandex.ru

Gusakovsky Alexander E.

Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow Regional Branch), Krasnogorsk, Russia, gusakovskyy@yandex. ru

Abstract. The article analyzes the main changes in the regulation of the world oil market and the prospects for the evolution of regulation mechanisms on it in the context of US and EU sanctions against Russia. It is noted that the world oil market is subject to significant fluctuations in relation to both production volumes and oil consumption and changes in world oil prices. To manage these fluctuations and minimize their negative consequences, as well as to create the most favorable market conditions for oil producers, an appropriate mechanism for regulating the world oil market is needed. In recent decades, the main mechanism for regulating the world oil market has been the OPEC and OPEC+ oil cartel, which included Russia. For a long time, OPEC regulated the world oil market by changing the volume of production in key oil producing countries. The imposition of sanctions against Russia in 2022 by the US, the EU and a number of other countries poses a threat to this mechanism of regulation of the global oil market.

Keywords: oil market; OPEC; OPEC+; sanctions.

For citation: Khachaturyan K. S., Gusakovsky A. E. Prospects for the development of the global oil market in the face of sanctions pressure from the US and the European Union against Russia. Innovative economy: information, analysis, prognoses, 2023, no. 1, pp. 24-29. https:// doi.org/10.47576/2949-1894_2023_1_24.

В последние годы в динамике мировой до -бычи нефти наблюдались периоды как роста, так и спада добычи нефти. Так, в 20172019 гг. тренд роста добычи нефти в мире был прерван спадом, возникшим из-за сокра -щения производств и транспортной отраслей в 2020 г. из-за пандемии COVID-19. По состоянию на 2022 г. мировой объем добычи нефти все еще не вернулся на допандемийный уровень 2019 г. (рис. 1):

Мировые цены на нефть в последние годы также существенно колебались. Наибольшее снижение цены барреля нефти произошло в 2020 г. из-за снижения мирового спроса, вызванного пандемией COVID-19, - с 64,3 долл.

за баррель нефти Brent в 2019 г. до 42 долл. за баррель в 2020 г.

В 2022 г. мировые цены на нефть марки Brent выросли до 95 долл. / баррель на фоне снижения закупок странами Европейского Союза российской нефти почти на 90 %. Введение санкций против российской экономики, в том числе отказ от закупок российской нефти и установление потолка цен на российскую нефть со стороны стран Европейского Союза, оказало существенное влияние на цену российской нефти - цена российской нефти марки Urals сократилась до 45-46 долл. за баррель к началу 2023 г., в то время как цена нефти марки Brent сократилась лишь до 88-89 долл. [3]

Рисунок 1 - Динамика мирового производства и мировых цен на нефть за 2017-2022 гг., тыс. баррелей / сутки, долл. / баррель Brent [1; 2]

При этом для России доходы от экспор- портных доходов. В 2017-2022 гг. доходы от та нефти на протяжении последних лет яв- экспорта нефти составляли 21-22 % россий-лялись одним из основных источников экс- ского ВВП [4]. В структуре российского экс-

Китай

Нидерланды

Германия

Белоруссия

Республика Порея

Польша

Италия

Прочиестраны

Рисунок 2 - Структура экспорта российской нефти по странам в 2021 г., % [3]

порта нефти, согласно опубликованным Фе- Происходящие на современном этапе из-

деральной таможенной службой по итогам менения на рынке нефти еще раз доказыва-

2021 г. данным (данные за 2022 г. не публи- ют необходимость механизма регулирования

куются в открытом доступе), крупнейшими мирового рынка нефти. Введение антирос-

покупателями российской нефти являлись сийских санкций и изменения, происходя-

Китай, Нидерланды, Германия, Беларусь и щие на современном рынке нефти, создают

Южная Корея (рис. 2). вызов устоявшейся системе регулирования

мирового рынка нефти, в связи с чем необхо -димо проанализировать ее состояние более подробно.

До введения антироссийских санкций на протяжении нескольких десятков лет механизм регулирования мирового рынка нефти во многом зависел от согласованной политики нефтяной сделки ОПЕК+, в которую входят страны Персидского залива и Россия (как главные нефтедобывающие страны континента). Россия наравне с этими странами участвовала в установлении темпов нефтедобычи и цены на нефтепродукты.

На протяжении последних лет Россия и страны ОПЕК проводили в жизнь инициативы, связанные с искусственным снижением нефтедобычи с целью повышения цены. Данный механизм по сути можно было назвать картельным сговором, поскольку совместное регулирование темпов добычи и, как следствие, цены на энергоресурсы помогало этим странам извлекать максимальную выгоду от экспорта нефти [5].

Однако есть все основания предполагать, что санкции, введенные США и странами Европейского Союза против России в 2022 г., оказали большое влияние и создали серьезные вызовы для механизма регулирования мирового рынка нефти и роли России в нем.

Во-первых, приостанавливая сертификацию нефтепроводов, уменьшая потоки нефти, национализируя имущество компаний, страны Европейского Союза стремятся показать Россию как ненадежного и несостоятельного партнера (в глазах стран ОПЕК) и подорвать основы их стратегического сотрудничества.

Во-вторых, страны Европейского Союза призвали к запрету на техническое содействие, посреднические услуги и финансовую поддержку российских компаний - экспортеров нефти. Таким образом ужесточилась ответственность за сотрудничество с Россией в вопросах нефтегазового сектора, под запретом оказались любые инвестиции в российские нефтедобывающие проекты.

Именно по этой причине механизм регулирования темпов добычи нефти и цены на нее, действующий в рамках ОПЕК+, оказался под угрозой. Уже в июне 2022 г. появились со -общения о том, что некоторые страны-члены ОПЕК рассматривают возможность исключения России из данного соглашения. Не-

которые представители ОПЕК утверждали, что санкции в отношении России подорвут дееспособность Москвы по добыче энергоресурсов, что лишает смысла ее участие в нефтяной сделке. По некоторым прогнозам, добыча нефти в России могла сократиться на 10-20 % от показателей прошлого года [6].

Однако можно сказать, что, несмотря на влияние санкций в 2022 г., механизм регулирования мирового рынка нефти не претерпел существенных изменений. Во-первых, прогнозы не оправдались; Москва доказала свою состоятельность и дееспособность. Уже к концу 2022 г. стало ясно, что российские нефтяные компании переориентировались и диверсифицировали экспортные потоки, найдя новые рынки сбыта в лице стран Средней Азии, а также Индии и Китая [7].

Во-вторых, можно сказать, что Россия сохранила свое полноправное участие в нефтяной сделке ОПЕК+. Кроме того, активная согласованная политика в вопросах нефтедобычи позволила России нивелировать многие негативные последствия европейских и американских санкций. Так, в октябре 2022 г., при активном участии России, ОПЕК+ согласовала снижение добычи на 2 млн баррелей в сутки, что сказалось на цене нефти, а также привело к уменьшению российской зависимости от экспорта энергоресурсов [8-10].

Подводя итог, можно сделать следующие выводы относительно перспектив регулирования мирового рынка нефти в условиях санкций США и Европейского Союза против России.

Во-первых, многие аналитики ожидают, что в скором будущем среднемировая цена на нефть будет составлять более ста долларов за баррель. Представители стран ОПЕК+ выразили заинтересованность в продолжении сотрудничества и солидарность в достижении общей цели.

Во-вторых, вышеперечисленные шаги указывают на то, что регулирование мирового рынка нефти по-прежнему осуществляется с участием России. Более того, сокращение нефтедобычи, согласованное ОПЕК+ в октябре, привело к тому, что европейские страны оказались в затруднительном положении, столкнувшись с невозможностью установления ценового потолка на российские энергоресурсы.

В-третьих, эксперты ожидают дальнейшего снижения темпов нефтедобычи в начале 2023 г., что также показывает лояльное отношение государств - членов ОПЕК к России. Вместо того чтобы заполнить освободившийся европейский рынок своими энергоресурсами, страны Персидского залива продолжают проводить согласованную с Россией политику.

Таким образом, можно отметить, что продолжение кооперации между членами нефтяной сделки ведет к укреплению суверенитета как Российской Федерации, так и

прочих стран-членов. Опасения о прекращении членства России в ОПЕК+ и исключении из системы регулирования мирового рынка нефти на данный момент остаются беспочвенными. Налаживание и развитие новых торговых цепочек займет не один год, однако одно можно сказать точно: система регулирования мирового рынка нефти в рамках ОПЕК+ все еще учитывает российские интересы, и кооперация между странами-участницами, вероятно, будет лишь набирать силу и приведет к совершенно новому экономическому и энергетическому порядку.

Список источников

1. Global oil production 1998-2021 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/265203/global-oil-production-since-in-barrels-per-day/ (дата обращения: 08.01.2023).

2. Brent crude oil price annually 1976-2022 // Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/262860/uk-brent-crude-oil-price-changes-since-1976/ (дата обращения: 08.01.2023).

3. Бойко А. Доля нефтегазового сектора в ВВП России достигла рекорда в 2022 году // Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/07/20/932301-dolya-neftegazovogo-sektora (дата обращения: 08.01.2023).

4. Russia sanctions: What impact have they had on its oil and gas exports? // BBC. URL: https://www.bbc.com/ news/58888451 (дата обращения: 08.01.2023).

5. Мингалиев К. Н. Эффективное функционирование ТЭК как показатель роста национальной безопасности России // Военно-экономический вестник. 2020. № 2.

6. Сканцев А. А. Возможности формирования и внедрения методики оценки федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации в области межведомственного взаимодействия при решении задач военной безопасности государства // Военно-экономический вестник. 2022. № 1.

7. Шкурин А. «Закручивание гаек на фоне стагнации рынка» // Отраслевой журнал «Нефтегазовая вертикаль». 2020. № 19.

8. Россию задумали исключить из нефтяной сделки ОПЕК+ // Лента.ру. URL: https://lenta.ru/news/2022/05/31/ zadumali/ (дата обращения: 08.01.2023).

9. Рынок добычи и переработки нефти 2022: ТЭК под санкциями // Сфера. Нефть и газ. URL: https://сфера-нефтьигаз.рф/delprof-2022-d3/ (дата обращения: 08.01.2023).

10. Новые санкции против России и решение ОПЕК+ по нефти могут причинить большие страдания ЕС. // Rg.ru. URL: https://rg.ru/2022/10/06/novye-sankcii-protiv-rossii-i-reshenie-opek-po-nefti-mozhet-prichinit-bolshie-stradaniia-es.html (дата обращения: 08.01.2023).

References

1. Global oil production 1998-2021. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/265203/global-oil-production-since-in-barrels-per-day (accessed: 08.01.2023).

2. Brent crude oil price annually 1976-2022. Statista. URL: https://www.statista.com/statistics/262860/uk-brent-crude-oil-price-changes-since-1976 (accessed: 08.01.2023).

3. Boyko A. The share of the oil and gas sector in Russia's GDP reached a record in 2022. Vedomosti. URL: https:// www.vedomosti.ru/economics/articles/2022/07/20/932301-dolya-neftegazovogo-sektora (accessed: 08.01.2023).

4. Russia sanctions: What impact have they had on its oil and gas exports? BBC. URL: https://www.bbc.com/ news/58888451 (date of reference: 08.01.2023).

5. Mingaliev K. N. Effective functioning of the fuel and energy complex as an indicator of the growth of Russia's national security. Military-economic Bulletin. 2020. No. 2.

6. Skantsev A. A. Possibilities of formation and implementation of methods of assessment of federal executive authorities of the Russian Federation in the field of interdepartmental interaction in solving problems of military security of the state. Military-economic Bulletin. 2022. No. 1.

7. Shkurin A. "Tightening the screws against the background of market stagnation". Industry magazine "Oil and gas vertical". 2020. No. 19.

8. They planned to exclude Russia from the OPEC oil deal+. URL: https://lenta.ru/news/2022/05/31/zadumali (accessed: 08.01.2023).

9. Oil production and refining market 2022: Fuel and energy complex under sanctions. Sphere. Oil and gas. URL: |1^://сферанефтьигаз .rf/delprof-2022-d3/ (accessed: 08.01.2023).

10. New sanctions against Russia and the OPEC+ oil decision may cause great suffering to the EU. Rg.ru. URL: https://rg.ru/2022/10/06/novye-sankcii-protiv-rossii-i-reshenie-opek-po-nefti-mozhet-prichinit-bolshie-stradaniia-es.html (accessed: 08.01.2023).

Сведения об авторах

ХАЧАТУРЯН КАРИНЭ СУРЕНОВНА - доктор экономических наук, профессор, профессор кафедры экономики и финансов, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Московский областной филиал), Красногорск, Россия; Военный университет имени князя Александра Невского Минобороны России, Москва, Россия, kara111315hks@yandex.ru

ГУСАКОВСКИЙ АЛЕКСАНДР ЕВГЕНЬЕВИЧ - магистрант, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (Московский областной филиал), Красногорск, Россия, gusakovskyy@yandex.ru

Information about the authors

KHACHATURYAN KARINE S. - Doctor of Economics, Professor, Professor of the Department of Economics and Finance, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow Regional Branch), Prince Alexander Nevsky Military University of the Russian Ministry of Defense, Moscow, Russia, kara111315hks@yandex. en

GUSAKOVSKY ALEXANDER E. - master student, Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Moscow Regional Branch), Krasnogorsk, Russia, gusakovskyy@ yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.