III. ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И МАРКЕТИНГА.
ЛОГИСТИКА
УДК 338.242.4
O.Z. Tomchilaeva, M.S. Ilyina (Rzhevskaya)
THE IMPACT OF SANCTIONS ON THE MARITIME TRANSPORTATION OF RUSSIAN COMPANIES
The article describes the work of marine transport companies in sanctions, revealed problems of sea trading ports of Russia, as well as changes in trade turnover of the Russian market.
Keywords: solvency, seaport cargo turnover, sea freight, container.
О.З. Томчилаева1, М.С. Ильина (Ржевская)2
ВЛИЯНИЕ САНКЦИЙ НА МОРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ РОССИЙСКИХ ПРЕДПРИЯТИЙ
В статье описана работа морских транспортных предприятий во время санкций, выявлены проблемы морских торговых портов России, а также изменение грузооборота на российском торговом рынке.
Ключевые слова: платёжеспособность, морской порт, грузооборот, морские грузоперевозки, контейнерооборот
На протяжении последних лет Россия активно наращивала объём морских грузоперевозок и вводила в эксплуатацию новые мощности. Однако обострение экономического кризиса в России и в мире, политика санкций по отношению к нашей стране со стороны США и ЕС, ответные российские санкции не могли не отразиться на качестве внешнеторговых отношений и, как следствие, на внешнеторговых морских перевозках и грузовой базе.
Кроме того, падение курса национальной валюты вызвало резкое снижение платёжеспособности, как предприятий, так и населения. Спрос на импортные товары вследствие их двух-трёхкратного подорожания сильно упал. По данным ФТС России, с начала года импорт в страну сократился на 35-40 % [1].
Довольно сильно пострадала от санкций и кризисных явлений отрасль морских контейнерных перевозок. Она напрямую связана с внешнеторговой деятельностью нашей страны, поскольку именно морским транспортом к нам в контейнерах привозятся различные товары, техника, запчасти и прочие грузы для потребителей, расположенных на территории РФ.
В течение периода действия санкций Евросоюза, США и других стран по отношению к России, акции предприятий, которые владеют самыми крупными отечественными портами в Санкт-Петербурге, Владивостоке, Новороссийске, а также занимающихся морскими контейнерными перевозками, подешевели на 30-40 %. Примерами таких компаний являются Global Ports, Fesco, Globaltrans, Transcontainer и др. По словам экспертов, из-за санкций упал грузооборот, и многие импортёры вместо морских контейнерных перевозок стали использовать железнодорожный и автомобильный транспорт. Итогом этого стала потеря российскими морскими портами и транспортными компаниями привлекательности для западных инвесторов [2].
Необходимо сказать несколько слов о том, как изменился рынок морских контейнерных перевозок из-за введения санкций. Ключевыми тенденциями, определяющими развитие рынка морских контейнерных перевозок в России в условиях санкций, стали:
1) Снижение объёмов импорта товаров из ЕС в Россию и экспорта из России в страны ЕС. В зависимости от категорий товаров падение импорта из ЕС составило в среднем 20-40 %.
2) Рост объёмов внутрироссийских морских перевозок, в особенности в азиатской части России (Сибирский и Дальневосточный федеральный округ).
1 Томчилаева О.З., магистрант кафедры Экономики и менеджмента; ФГБОУ ВО Государственный Морской Университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Tomchilaeva O.Z., Undergraduate of the Department of Economics and Management; Admiral F.F. Ushakov Maritime State University, Novorossiysk
2 Ильина (Ржевская) М.С., доцент кафедры Экономики и менеджмента; ФГБОУ ВО Государственный Морской Университет им. адм. Ф.Ф. Ушакова, г. Новороссийск
Ilyina (Rzhevskaya) M.S., Associate Professor of the Department of Economics and Management; Admiral F.F. Ushakov Maritime State University, Novorossiysk
3) Активизация работы над сокращением транспортных расходов и оптимизация логистических услуг. Произошло переструктурирование транспортно-логистических потоков: на одних направлениях выгоднее стало использовать автомобильный транспорт вместо железнодорожного, на других - морской контейнерный транспорт вместо авиатранспорта.
4) Рост цен на морские контейнерные перевозки в среднем на 2-7 % [3].
Падение курса рубля и снижение спроса на импортные товары обвалило российский импорт на 30 %. Снижение импортных поставок, начавшееся ещё в 2014 г., не замедлило сказаться на экономических показателях контейнерных операторов.
Сильно пострадали доходы морских перевозчиков из-за уменьшения объёмов перевозимых грузов. Например, за счёт сокращения перевалки нефтепродуктов на 36 % перевалка грузов в порту Санкт-Петербург в январе-июле 2016 г. уменьшилась на 8 % по сравнению с тем же периодом прошлого года - до 27,846 млн т. Заметное снижение продемонстрировали морские перевозки металлолома, а именно на 43,7 % - до 415 тыс. т -из-за падения объёмов его закупки в странах-импортёрах. А также минеральные удобрения - падение на 91 % - до 28 тыс. т - из-за перераспределения грузопотока в пользу специализированных терминалов России и стран Балтии [4].
Контейнерооборот группы Global Ports, чья доля на российском контейнерном рынке составляет порядка 45 % (в состав входят российские активы: "Первый контейнерный терминал", "Усть-Лужский контейнерный терминал", "Петролеспорт", "Моби Дик", "Восточная стивидорная компания", а также два терминала в Финляндии), по итогам прошлого года упал на 4,3 % - до 2,66 млн TEU и повлёк за собой снижение выручки на 4,5 % - до $562 млн. По итогам года, группа заявила чистый убыток в $197,3 млн.
Максимального падения грузооборот компании достиг на терминалах в Большом порту Санкт-Петербург "Первом контейнерном терминале" (-13,2 %) и "Петролеспорт" (7,5 %). Это падение было компенсировано ростом контейнерооборота УЛКТ (+68 %), ВСК и финских терминалов (+12 %). Однако уже в I квартале этого года контейнерооборот в порту Усть-Луга снизился на 13,1 % - до 22,2 тыс. TEU.
Крупнейшими клиентами морских контейнерных линий являются автоконцерны "Ниссан", "Хендай", "Тойота" и другие, которые завозят комплектующие для сборки автомобилей на свои заводы в Санкт-Петербурге. Падение российского авторынка привело к сокращению и закрытию ряда производств. Аналитик инвестиционной компании "Открытие Капитал" И. Ступаченко объясняет снижение объёмов перевалки контейнеров с импортным товаром падением спроса россиян не только на автомобили, но также и на бытовую технику, и на одежду.
По объёмам перевалки контейнеров терминалы в Санкт-Петербурге почти сопоставимы со всеми остальными российскими портами (45 % от совокупного контейнерооборота, или 2,4 млн TEU в год, соответственно), и потери здесь наиболее ощутимые. За I квартал текущего года контейнерооборот Большого порта Санкт-Петербург упал на 28,2 % - до 431,1 тыс. TEU. В среднем по российским портам снижение перевалки контейнерных грузов произошло на 23 % - до 1 млн TEU [5].
За первый квартал 2015 г. падение контейнерооборота в Балтийском бассейне достигло максимального по стране - минус 32 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Каспийском, Азово-Черноморском, Дальневосточном бассейнах объём перевалки контейнеров сократился примерно на 16-17 %. Контейнерооборот в портах Арктического бассейна не снизился до отрицательного значения, но к апрелю замедлил рост: если январский показатель превышал прошлогодний на 14 %, то по результатам первых четырёх месяцев вырос всего на 4,8 % по сравнению с 2014 г. Правда, общую картину Арктика не сильно меняет, поскольку объёмы перевалки контейнеров в портах Мурманск, Архангельск, Дудинка небольшие - в январе-марте обработано 33,3 тыс. TEU [6].
Группа Fesco (в состав входят "Владивостокский МТП", "Владивостокский контейнерный терминал", "Трансгарант", "Русская тройка", "Дальрефсервис", пакет акций "ТрансКонтейнера") закончила I квартал текущего года с прибылью - чистая прибыль по МСФО составила $16 млн (в прошлом году в I квартале был убыток $13 млн). Компании помог дешёвый рубль и переход к долларовым тарифам на операциях экспорта и импорта. Контейнерные перевозки демонстрируют общую тенденцию: во Владивостокском порту перевалка контейнеров упала на 18 % - до 90,1 тыс. TEU [7].
На сегодняшний день российские контейнерные грузы не могут обеспечить необходимую загрузку морской контейнерной линии для её экономически обоснованной работы. Одним из вариантов решения этой задачи может стать создание двух крупных портов-хабов (по аналогии с такими крупными азиатскими островными портами, как Сингапур,
Гонконг, Гаосюн) на Севере - в Мурманске и Дальнем Востоке - в Петропавловске-Камчатском.
Порты-хабы будут представлять собой перевалочные центры, связывающие европейскую часть России и Дальний Восток, Европу и Азию, которые обеспечат сбалансированную работу контейнерной линии с использованием челночного контейнеровоза ледового плавания, курсирующего между ними. Завоз и вывоз контейнеров из портов-хабов будет осуществляться неледовыми контейнеровозами повышенной вместимости. Предпосылками для создания портов-хабов на данный момент являются: планы по строительству контейнерного терминала мощностью 1 млн TEU в рамках комплексного развития Мурманского транспортного узла (МТУ) и планы по реконструкции порта Петропавловск-Камчатский, связанные с созданием территории опережающего социально-экономического развития "Камчатка" (ТОСЭР "Камчатка").
Все маршруты контейнерных линий, связывающих Европу и Азию, проходят по Южному морскому пути через Суэцкий канал. Таким образом, создание альтернативного транспортного коридора с использованием Северного морского пути для перевозки контейнерных грузов может привлечь часть транзитной грузовой базы, идущей в настоящее время через Суэц.
Несмотря на небольшой спад грузооборота, транзитные морские контейнерные перевозки на направлении Азия - Европа активно развиваются и являются востребованными на рынке морских перевозок.
Минимально необходимой периодичностью отправления грузов для организации сбалансированной работы контейнерной линии и соблюдения заявленных сроков перевозки грузов из порта является периодичность два раза в месяц. При более частом отправлении грузов может возникнуть проблема снижения загрузки судов, а при снижении частоты отправления судов значительно увеличиваются сроки хранения контейнеров в порту, что отрицательно влияет на общие сроки доставки товаров.
Таким образом, перспективная грузовая база для арктической контейнерной линии может включать в себя перевозку рыбопродукции из порта Петропавловск-Камчатский в Мурманск (около 300-400 тыс. т), завоз продовольственных грузов на Дальний Восток из европейской части России, перевозка транзитных грузов на направлении Азия - Европа (600/400 тыс. т), перевозка российских внешнеторговых грузов. Общий объём перевозок может составить 1,8 млн т (140 тыс. TEU). Частота отправления грузов -два раза в месяц [8].
Несмотря на негативные тенденции можно прогнозировать, что в 2017-м и последующих годах отрасль морских контейнерных перевозок будет развиваться. Так, например, специалисты компании Clarkson и рабочие отрасли морского права предрекают увеличение флота для морских перевозок на 5,5-6,5 %. Согласно их прогнозу, в текущем году объём перевалки морских контейнеров составит около 5 млн TEU, а к 2020 г. уже достигнет 10,7 млн TEU [9].
Список использованных источников
1. Санкции на морские перевозки // URL: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/economics/fea/19555-sanktsii-na-mopskie-pepevozki.html (дата обращения: 2017).
2. После санкций: портовая отрасль России и морские перевозки // URL: https://slovodel.com/490005-posle-sankcii-portovaya-otrasl-rossii-i-morskie-perevozki (дата обращения: 2017).
3. Порты обсыхают // URL: http://www.dp.rU/a/2016/09/05/Gruzov_bolshe_chem_deneg/ (дата обращения: 2017).
4. Контейнерные перевозки наткнулись на санкции // URL: http://www.morvesti.ru/analitics/detail.php?ID=37875 (дата обращения: 2016).
5. Порты Петербурга и Ленобласти будут расти // URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2013/06/21/bolshie_plany_na_vode (дата обращения: 2017).
6. Бюллетень новостей № 2(160) с 16 по 22 января 2016 // URL: http://www.morvesti.ru/spec/detail.php?ID=38880 (дата обращения: 2017).
7. Транспортная группа FESCO и Владивостокский морской торговый порт (ВМТП) // URL: http://www.vmtp.ru/press-tsentr/item/384-vmtp-vhodit-v-sostav-gruppy-fesco (дата обращения: 2017).
8. Условия реализации проекта создания Арктической контейнерной линии // URL: http://www.morvesti.ru/tems/detail.php?ID=62459 (дата обращения: 2017).
9. Перспективы морских перевозок // URL: http://a-komissarov.ru/pressa/perspektivyi-morskix-perevozok-v-2015-godu.html (дата обращения: 2017).