Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СОВЛАДАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА'

ВЛИЯНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СОВЛАДАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
283
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психологическая безопасность / личностные ресурсы / саморегуляция / совладание / стресс и копинг-стратегии / студенчество / образовательная среда / psychological safety and security / personality resources / self-regulation / stress and coping strategies / students / educational environment

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бубновская О. В.

Университетская жизнь как вызов для личной безопасности и благополучия студентов зачастую сопровождается стрессами, для обеспечения психологической безопасности значимыми становятся личностные ресурсы. Принимая во внимание установленные в исследованиях особенности саморегуляции и совладания студенчества, необходимо уточнить характер их связей с учетом компонентов психологической безопасности и характеристик образовательной среды. Для проверки гипотезы о том, что саморегуляция способствует выбору конструктивных копинг-стратегий, усиливающих чувство защищенности и безопасности, проанализированы данные о саморегуляции («Стиль саморегуляции поведения»), копинге («Способы совладающего поведения») и безопасности студенчестваПсихологическая безопасность образовательной среды» и модифицированный «Градусник состояний»). После очистки данных от выбросов в анализ вошли результаты диагностики 260 студентов бакалавриата (г. Владивосток). Обработка данных включала корреляционный, факторный и регрессионный анализ. В исследовании установлены связи саморегуляции с совладанием и психологической безопасностью, подтверждено влияние развитой саморегуляции на предпочтение копинг-стратегий планирования и положительной переоценки, с которыми выявлены значимые связи для всех компонентов психологической безопасности и характеристик образовательной среды, а также на снижение интереса к копингам дистанцирование и бегство-избегание в совладании с трудностями. Показано, что развитие личностно-регуляторных процессов и гибкости могут усилить включенность в ситуацию, нацеленность на ее адекватную оценку и поиск оптимального решения проблем, тем самым обеспечивая вовлеченность и связанные с ней психологическую защищенность и комфортность. Таким образом, саморегуляция, способствуя развитию конструктивного совладающего поведения, является важным ресурсом самообеспечения безопасности студенчества в насыщенной университетской среде

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бубновская О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPACT OF SELF-REGULATION ON COPING AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS

Stress is a concomitant of university life which itself is a challenge for students’ safety and well-being, and personality resources become significant for ensuring psychological safety. While considering research-based peculiarities of studentsself-regulation and coping it is necessary to specify the nature of their connections, taking into consideration the constituents of psychological safety and the characteristics of the educational environment. Data regarding self-regulation (“Style of Self-Regulation of Behavior”), coping (“Coping Test”) and students’ safety (“Psychological Safety of the Educational Environment”, combined with Yu.Kisilev’s Scale) were analyzed to verify the hypothesis saying that self-regulation influences the choice of constructive coping strategies enhancing the sense of security and safety. After trimming the data to exclude outliers, the analysis included the diagnostics of 260 undergraduate students (Vladivostok). Data processing involved correlation, factor and regression analysis. The study set up the relationship between self-regulation, coping and psychological safety; it confirmed the impact of developed self-regulation on prioritized choice of such coping strategies as planning and positive reappraisal significantly connected with all constituents of psychological safety and characteristics of the educational environment, as well as on decreased interest in such coping strategies as distancing and escape-avoidance while overcoming difficulties. It has been shown that the development of individual regulatory processes and flexibility can increase involvement in a situation and focus on its proper assessment as well as intensify search for an optimal solution to problems, thereby ensuring engagement and associated psychological safety and comfort.Thus, self-regulation, supporting the development of constructive coping behavior, is a vital resource for self-sustainability of students’ safety in a busy university environment.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СОВЛАДАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА»

УДК 159.9

ВЛИЯНИЕ САМОРЕГУЛЯЦИИ НА СОВЛАДАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКУЮ БЕЗОПАСНОСТЬ СТУДЕНЧЕСТВА

Бубновская О.В.

Владивосток, Россия, Дальневосточный федеральный университет

[email protected]

Аннотация. Университетская жизнь как вызов для личной безопасности и благополучия студентов зачастую сопровождается стрессами, для обеспечения психологической безопасности значимыми становятся личностные ресурсы. Принимая во внимание установленные в исследованиях особенности саморегуляции и совладания студенчества, необходимо уточнить характер их связей с учетом компонентов психологической безопасности и характеристик образовательной среды. Для проверки гипотезы о том, что саморегуляция способствует выбору конструктивных копинг-стратегий, усиливающих чувство защищенности и безопасности, проанализированы данные о саморегуляции («Стиль саморегуляции поведения»), копинге («Способы совладающего поведения») и безопасности студенчества («Психологическая безопасность образовательной среды» и

модифицированный «Градусник состояний»). После очистки данных от выбросов в анализ вошли результаты диагностики 260 студентов бакалавриата (г. Владивосток). Обработка данных включала корреляционный, факторный и регрессионный анализ. В исследовании установлены связи саморегуляции с совладанием и психологической безопасностью, подтверждено влияние развитой саморегуляции на предпочтение копинг-стратегий планирования и положительной переоценки, с которыми выявлены значимые связи для всех компонентов психологической безопасности и характеристик образовательной среды, а также на снижение интереса к копингам дистанцирование и бегство-избегание в совладании с трудностями. Показано, что развитие личностно-регуляторных процессов и гибкости могут усилить включенность в ситуацию, нацеленность на ее адекватную оценку и поиск оптимального решения проблем, тем самым обеспечивая вовлеченность и связанные с ней психологическую защищенность и комфортность. Таким образом, саморегуляция, способствуя развитию конструктивного совладающего поведения, является важным ресурсом самообеспечения безопасности студенчества в насыщенной университетской среде.

Ключевые слова: психологическая безопасность, личностные ресурсы, саморегуляция, совладание, стресс и копинг-стратегии, студенчество, образовательная среда

IMPACT OF SELF-REGULATION ON COPING AND PSYCHOLOGICAL SAFETY OF STUDENTS

Bubnovskaia O.V.

Vladivostok, Russia, Far Eastern Federal University [email protected]

Abstract. Stress is a concomitant of university life which itself is a challenge for students' safety and well-being, and personality resources become significant for ensuring psychological safety. While considering research-based peculiarities of students' self-regulation and coping it is necessary to specify the nature of their connections, taking into consideration the constituents of psychological safety and the characteristics of the educational environment.

Data regarding self-regulation ("Style of Self-Regulation of Behavior"), coping ("Coping Test") and students' safety ("Psychological Safety of the Educational Environment", combined with Yu.Kisilev's Scale) were analyzed to verify the hypothesis saying that self-regulation influences the choice of constructive coping strategies enhancing the sense of security and safety. After trimming the data to exclude outliers, the analysis included the diagnostics of 260 undergraduate students (Vladivostok). Data processing involved correlation, factor and regression analysis. The study set up the relationship between self-regulation, coping and psychological safety; it confirmed the impact of developed self-regulation on prioritized choice of such coping strategies as planning and positive reappraisal significantly connected with all constituents of psychological safety and characteristics of the educational environment, as well as on decreased interest in such coping strategies as distancing and escape-avoidance while overcoming difficulties. It has been shown that the development of individual regulatory processes and flexibility can increase involvement in a situation and focus on its proper assessment as well as intensify search for an optimal solution to problems, thereby ensuring engagement and associated psychological safety and comfort.Thus, self-regulation, supporting the development of constructive coping behavior, is a vital resource for self-sustainability of students' safety in a busy university environment.

Keywords: psychological safety and security, personality resources, self-regulation, stress and coping strategies, students, educational environment

Введение

Стрессогенность университетской жизни усугубляется вызванной пандемией COVID-19 ускоренной цифровизацией, резко изменившей привычные форматы обучения. Для сохранения безопасности в условиях усиливающейся неопределенности и вызовов внешней среды недостаточно внешней заботы о безопасности, необходимо умение обеспечивать чувство защищенности, что позволит сохранять устойчивость и антихрупкость на фоне растущей в обществе секьюритизации. Важными в образовательной среде становятся ресурсы самообеспечения психологической безопасности, в том числе копинг-стратегии и саморегуляция (Александрова, 2016; Моросанова, 2017; Бубновская, Лысова, 2018; Carver, 2000).

Особенности совладания с трудностями у студентов рассматриваются в связи с их тендерными характеристиками, курсом и направлением обучения (Dyson, 2006; Labrague, 2017; Abu-Kaf, 2020), проблемами культурной адаптации, проживания в университетских общежитиях, стрессами, употреблением алкоголя и депрессией (Баева, 2015; Sullivan, 2015; Pang, 2020; Akcan, 2021; Wisener, 2021).

Взаимосвязи стиля саморегуляции поведения и копинг-стратегий в литературе обсуждаются в контексте проблем детерминант и предикторов выбора стратегий совладающего поведения у подростков и молодежи, а также обеспечения продуктивной деятельности, успеваемости и конкурентоспособности (Беловол, 2017; Шерешкова, 2019 и др.).

Характер взаимодействия саморегуляции и копинг-стратегий в условиях образовательной среды требует уточнения с учетом проблем безопасности.

Методы исследования

Выборку составили студенты 1-3 курсов Владивостокских вузов, 300 человек (60 мужчин и 240 женщин).

Для проверки гипотезы в исследовании проанализированы:

• регуляторные процессы (Пл, М, Пр, Ор - планирование, моделирование, программирование, оценка результатов) и свойства (Г и С - гибкость и самостоятельность), ОУ - общий уровень саморегуляции;

• копинг-стратегии: Кн, Ди, Са, Псп, По, Би, Плн и Пп - конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, бегство-избегание, планирование и положительная переоценка;

• показатели психологической безопасности и отношение к образовательной среде: ПЗ, ПК и ПУ - психологическая защищенность, комфортность и удовлетворенность образовательной средой (с учетом взаимодействия 1 - с преподавателями и администрацией, 2 - со студентами); характеристики образовательной среды (ОС): Б, З, К, Уд и Лв -безопасность, защищенность, комфортность, удовлетворенность и личная вовлеченность в жизнь вуза.

Обработка данных осуществлялась методами корреляционного (коэффициенты корреляции Спирмена и Пирсона), регрессионного («случайный лес» - RF и k-ближайших соседей - KNN) и факторного (критерий Кайзера и график «каменистой осыпи», varimax вращение) анализа с оценкой данных на соответствие (Bartlett's Test и Kaiser-Meyer-Olkin Test - КМО).

Результаты

В исследовании выявлено, что общий уровень саморегуляции, положительно коррелируя со всеми компонентами психологической безопасности, более значим для обеспечения психологической защищенности, комфортности и удовлетворенности ОС (0.217, 0.374 и 0.296, p<0.001). При этом защищенность теснее связана с уровнем саморегуляции во взаимодействии с преподавателями и администрацией, а комфортность - во взаимодействии со студентами (0.231 и 0.278 соответственно). Среди характеристик ОС наиболее значимые положительные связи общий уровень саморегуляции имеет с личной вовлеченностью в жизнь вуза (0.257, p<0.001), менее тесные - с безопасностью, защищенностью, комфортностью и удовлетворенностью (0.141, 0.141, 0.154 и 0.153, p<0.05).

Наибольшее число связей компонентов саморегуляции (за исключением самостоятельности) выявлено с психологической комфортностью, удовлетворенностью и личной вовлеченностью. При этом значим не только общий уровень саморегуляции, но и моделирование, и гибкость.

Анализ полученных значений коэффициентов корреляции саморегуляции и копинга (таблица 1) показывает, что больше тесных связей выявлено у компонентов саморегуляции и копингов Би, Плн и Пп. При этом если первая стратегия отрицательно коррелирует со всеми регуляторными процессами и общим уровнем саморегуляции, то остальные - имеют положительную связь.

Таблица 1.

Результаты корреляционного анализа компонентов _саморегуляции и копинг-стратегий

Переменные Пл М Пр Ор Г С ОУ

Кн 0.025 -0.091 -0.025 -0.052 0.071 0.152* 0.023

Ди -0.103 -0.046 -0.100 -0.151* -0.036 0.009 -0.148*

Са 0.113 0.101 0.092 0.096 0.069 0.077 0.152**

Псп -0.052 0.028 -0.004 -0.058 0.142* -0.175** -0.007

По -0.008 -0.156* -0.065 -0.039 -0.096 -0.061 -0.128*

Би -0.142* -0.306*** -0.132* -0.225*** -0.026 0.124* -0.220***

Плн 0.161* 0.330*** 0.203** 0.281*** 0.139* -0.026 0.338***

Пп 0.155* 0.143* 0.245*** 0.238*** 0.190** 0.015 0.332***

* p<0.05 (0.124), ** p<0.01(0.163), *** p<0.001(0.207)

Положительные корреляции обнаружены также между переменными Са и общий уровень саморегуляции (р<0.01), Псп и гибкость, Кн и самостоятельность (р<0.05). Отрицательные связи выявлены для переменных Псп с самостоятельностью (р<0.01), а также при р<0.05 для По с моделированием и общим уровнем саморегуляции, Ди с оцениванием результатов и общим уровнем саморегуляции.

По результатам анализа совладания значимые положительные связи со всеми компонентами и характеристиками безопасности ОС имеют копинги Пп и Плн, более тесная их связь (p<0.001) выявлена с психологической комфортностью (0.382 и 0.354), удовлетворенностью (0.311 и 0.305) и вовлеченностью в жизнь вуза (0.287 для Пп). С копингом Би выявлены отрицательные корреляции удовлетворенности ОС и психологической комфортности (-0.162 и -0.146, p<0.05), с которой положительно коррелируют Псп и Са (0.206 и 0.179, p<0.01).

В целом, высокий уровень саморегуляции помогает справляться с проблемами за счет хорошего самообладания и контроля над эмоциями, но излишний самоконтроль может приводить к подавлению потребностей и сдерживанию личных побуждений. Обучающиеся стремятся гибко использовать разные ресурсы совладания, включая обращение за поддержкой и помощью. Но студенты с выраженной автономностью личности предпочитают самостоятельно справляться с трудностями, что может приводить к сложностям корректировки поведения, неоправданному упорству и конфликтности.

В ходе оценки данных на соответствие посредством тестов Бартлетта и КМО установлена их адекватность для анализа влияния и значимости переменных (0.0 и 0.65 соответственно). Для выбора количества факторов использованы критерий Кайзера и график "каменистой осыпи" (scree plot). После вращения с 9, 8 и 7 факторами по методу varimax были обнаружены значимые факторные нагрузки у переменной общий уровень саморегуляции (0.920, 0.921, 0.929 соответственно), которая показала менее высокие, но достаточно значимые факторные нагрузки по результатам вращения с 7 факторами - на копинг-стратегии: Плн (0.378), Пп (0.325) и Са (0.223); а также на безопасность, а точнее психологическую комфортность (0.226).

В анализе влияния саморегуляции на копинг-стратегии посредством методов регрессионного анализа за x приняты процессы и свойства саморегуляции, за у - копинг-стратегии (таблица 2), в результате чего установлена детерминация для копинга Ди (0.67, RF и 0.64, KNN). Хотя на остальные стратегии саморегуляция сильного прямого влияния не оказывает, более высокие значения детерминации установлены для копинга Би, которая, как и Ди, часто имеет деструктивный характер.

Таблица 2.

Результаты анализа влияния саморегуляции на копинг-стратегии, R2

Метод Переменные (копинг)

Кн Ди Са Псп По Би Плн Пп

RF -0.18 0.67 -0.044 0.03 0.12 0.38 0.11 -0.37

KNN 0.20 0.64 -0.11 -0.04 0.33 0.48 0.13 0.25

При этом наибольший вес в переменной саморегуляции при влиянии на дистанцирование имеют общий уровень саморегуляции (~30%, KNN и ~21%, RF) и регуляторные процессы: оценивание результатов и программирование (~28% и ~22% соответственно, RF).

На рисунке 1 представлен сложный характер связи «саморегуляция-дистанцирование».

Саморегуляция Саморегуляция

Рис. 1. Зависимость «саморегуляция-дистанцирование» (методы КМК и КБ)

В процессе анализа методом ЯБ установлена детерминация саморегуляцией переменных безопасности (таблица 3), а именно защищенности и удовлетворенности (коэффициенты детерминации - 0.84 и 0.53 соответственно). В результате анализа методом КМК подтверждено влияние переменной саморегуляции на удовлетворенность (0.65), установлено ее влияние на психологическую комфортность и защищенность при взаимодействии со студентами (0.50).

Таблица 3.

Результаты анализа влияния саморегуляции на компоненты и характеристики

безопасности, Я2

Метод Переменные (безопасность)

Характеристики ОС ПЗ ПК ПУ

Б З К Уд Лв общ ПЗ1 ПЗ2 общ ПК1 ПК2

RF 0.35 0.84 0.43 0.53 0.20 0.32 0.26 0.29 0.38 0.25 0.38 0.32

KNN 0.35 0.46 0.36 0.65 0.35 0.25 0.25 0.50 0.50 0.44 0.32 0.41

Среди факторов переменной саморегуляции наибольший вес во влиянии имеет самостоятельность (0.31) - на защищенность, планирование - на удовлетворенность (0.25). Влияние саморегуляции на другие переменные безопасности и совладания требует уточнения и дальнейшего анализа.

Обсуждение и выводы

В исследовании подтверждена связь саморегуляции с совладанием и психологической безопасностью. При этом отрицательные связи копинг-стратегий бегство-избегание и оценивания результатов, поиск социальной поддержки и самостоятельности, также как связи копингов планирование и положительная переоценка с регуляторными процессами планирования и моделирования подтверждаются в российских исследованиях (например, Рассказова и др., 2013), что позволяет говорить об устойчивой взаимосвязи саморегуляции и совладания.

Влияние саморегуляции на компоненты и характеристики безопасности согласуется с результатами исследований связи саморегуляции с оценками безопасности (например, Bubnovskaia etc., 2020), что позволяет говорить о положительной роли уровня развития саморегуляции для чувства защищенности и комфортности в образовательной среде, для удовлетворенности ее характеристиками, о склонности личности с гармоничной саморегуляцией воспринимать образовательную среду как развивающую и безопасную.

Для обеспечения безопасности студентам необходимо чувствовать себя причастными к происходящим в вузе событиям, быстро и осознанно действовать в образовательной среде.

Можно говорить о желании студентов сознательно и целенаправленно управлять своей деятельностью, находя эффективные решения сложных проблем. При этом развитая саморегуляция, включая программирование и оценку результатов, влияет на предпочтение конструктивных копинг-стратегий и снижение роли деструктивных копингов в совладании с трудностями.

Таким образом, саморегуляция и конструктивное совладание, являясь личностными ресурсами самообеспечения безопасности в образовательной среде, могут усилить осознанность и вовлеченность, обеспечив чувство защищенности и комфорта студенчества.

Литература

1. Александрова, Л.А. Копинг-стратегии как проявление саморегуляции // Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: Материалы IV Международной научной конференции: в 2-х томах, Кострома, 22-24 сентября 2016 года. Кострома: Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова, 2016. С. 14-17.

2. Баева И.А. Психологическая безопасность студентов, проживающих в общежитии: проблемы и ресурсы // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2015. - № 174. - С. 36-44.

3. Беловол, Е.В., Цветкова, Н.А, Цветков, А.В. (2017). Копинг-стратегии и саморегуляция лиц с разным уровнем религиозной веры / Е.В. Беловол, Н.А. Цветкова, А.В. Цветков // European Social Science Journal. 2017. №7. С. 381-390.

4. Бубновская, О.В., Лысова, А.В. Стрессовая нагрузка и безопасность личности: проблемы совладания / О.В. Бубновская, А.В. Лысова // Психология состояний человека: актуальные теоретические и прикладные проблемы. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 2018. -С. 89-92.

5. Моросанова В.И. Осознанная саморегуляция как метасистема психологических ресурсов достижения целей и саморазвития человека // Фундаментальные и прикладные исследования современной психологии Результаты и перспективы развития. - М.: Институт психологии РАН, 2017. С. 501-509.

6. Рассказова Е.И., Гордеева Т.О., Осин Е.Н. Копинг-стратегии в структуре деятельности и саморегуляции: психометрические характеристики и возможности применения методики cope // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. №10(1). C.82-118.

7. Шерешкова, Е.А. Взаимосвязь звеньев саморегуляции и копинг-стратегий в юношеском возрасте // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2019. №3. С. 275-298. DOI: 10.25588/CSPU.2019.51.78.019.

8. Abu-Kaf S., Khalaf E. Acculturative stress among arab students in Israel: The roles of sense of coherence and coping strategies // International Journal of Environmental Research and Public Health. 2020. №17(14). P. 1-19. https://doi.org/10.3390/ijerph17145106.

9. Akcan, G., Ozturk, E., Erdogan, B. The investigation of the mediating role of coping strategies on the relationship between childhood traumas, depression and alcohol use disorder in university students // Journal of Substance Abuse Treatment. - 2021. P. 123. https://doi.org/10.1016/jjsat.2021.108305.

10. Bubnovskaia, O.V., Leonidova V.V., Oralova, I.A. The Relationship Between Psychological Safety and Student Engagement Considering the Peculiarities of Their Self- Regulation // European Proceedings of Social and Behavioural Sciences. 2020. Vol. 91. P. 226-236. https://doi.org/10.15405/epsbs.2020.10.04.29.

11. Carver, C.S., Scheier, M.F. On the Structure of Behavioral Self-Regulation // M. Boekaerts, P.R. Pintrich, M. Zeidner (eds). Handbook of Self-Regulation. - San-Diego: Academic Press, 2000. P. 41-84. https://doi.org/10.1016/b978-012109890-2/50032-9.

12. Dyson, R., Renk, K. Freshmen adaptation to university life: Depressive symptoms, stress, and coping // Journal of Clinical Psychology. 2006. №62(10), P. 1231-1244. https://doi.org/10.1002/jclp.20295.

13. Labrague, L.J. etc. A literature review on stress and coping strategies in nursing students / L. J., Labrague, D. M. McEnroe-Petitte, D. Gloe, L. Thomas, I.V. Papathanasiou, K. Tsaras // Journal of Mental Health. 2017. https://doi.org/10.1080/09638237.2016.1244721.

14. Pang, H., Wang, J. Promoting or prohibiting: Understanding the influence of social media on international students' acculturation process, coping strategies, and psychological consequences // Telematics and Informatics. 2020. 54. https://doi.org/10.1016/j.tele.2020.101454.

15. Sullivan, C., Kashubeck-West, S. The interplay of international students' acculturative stress, social support, and acculturation modes // Journal of International Students. 2015. №5(1). P. 1-11. https://doi.org/10.32674/jis.v5i1.438.

16. Wisener, M., Khoury, B. Specific emotion-regulation processes explain the relationship between mindfulness and self-compassion with coping-motivated alcohol and marijuana use // Addictive Behaviors. 2021. 112. https://doi.org/10.1016/j.addbeh.2020.106590

УДК 159.9

НАДЕЖНОСТЬ ОСОЗНАННОЙ САМОРЕГУЛЯЦИЯ КАК РЕСУРС ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ В УСЛОВИЯХ СТРЕССА И НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Кондратюк Н.Г., Моросанова В.И.

Москва, Россия, Федеральное государственное бюджетное научное учреждение Психологический институт Российской академии образования [email protected], [email protected]

Аннотация. В условиях стресса и неопределенности проблема психологической безопасности личности, сохранения ее активности и реализации потребности в деятельности, общении и в самореализации в жизни в целом имеет принципиальное значение. Одним из основных механизмов, связанных с целенаправленной активностью человека, является система осознанной саморегуляции деятельности, которая вносит существенный вклад в продуктивность жизнедеятельности человека как в обычных ситуациях, так и в ситуациях, предъявляющих особые требования к регуляции. В работах научной школы психологии саморегуляции Психологического института РАО можно выделить три основные линии исследований, позволяющие решать вопросы психологической безопасности личности в условиях стремительно и непредсказуемо меняющегося мира, предъявляющего многочисленные вызовы человечеству. В каждом эмпирическом исследовании использовался опросник В.И. Моросановой «Стиль саморегуляции поведения - ССПМ» в различных версиях и, в зависимости от поставленных целей, в пул психодиагностических методик включались дополнительные необходимые тесты. Полученные результаты убедительно доказывают, что развитость осознанной саморегуляции достижения целей обеспечивает надежность действий человека при воздействии различных стрессовых факторов в профессиональной, учебной, спортивной деятельности; способствует эффективной самоорганизации жизни, осознанности и определенности профессиональных, образовательных и жизненных планов человека при неопределенности; содействует преодолению стресса и сохранению здоровья. Данные этих исследований не только расширяют понимание феноменологии осознанной саморегуляции поведения человека в условиях стресса и неопределенности, но и открывают пути для разработки и внедрения программ повышения психологической безопасности населения с опорой на знания о регуляторных ресурсах человека.

Ключевые слова: саморегуляция, личность, психологическая безопасность, стресс, неопределенность

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.