Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА'

ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
77
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК / КОНЪЮНКТУРА / ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ПРОИЗВОДСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / СТРАТЕГИЯ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Атышов К., Тулеев Т.К., Маманова Ы., Аманова Э.Т.

В статье отмечается, что конъюнктура рынка в определенный период времени определяется на основе влияния различных факторов в зависимости от ситуации, в которой создается экспортный потенциал. Подтверждено, что рыночная конъюнктура в такой ситуации зависит от цены товара, так как обеспечивает взаимодействие других факторов и поддерживает ее динамику. Также указано, что в условиях такой рыночной ситуации государство имеет полную возможность внести соответствующие изменения в денежно-кредитную политику и пересмотреть методы, связанные с регулированием перспективных экспортных направлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Атышов К., Тулеев Т.К., Маманова Ы., Аманова Э.Т.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF MARKET ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF A REGION WITH EXPORT POTENTIAL

It is noted in the article that market conditions in a certain period of time are determined based on the influence of various factors depending on the situation in which the export potential is created. It is confirmed that the market situation in such a situation depends on the price of goods, as it ensures the interaction of other factors and supports its dynamics. It is also indicated that in the conditions of such a market situation, the state has full opportunity to make appropriate changes in the monetary and credit policy and to revise the methods related to the regulation of prospective export directions.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА»

ВЛИЯНИЕ РЫНОЧНОЙ КОНЪЮНКТУРЫ НА РАЗВИТИЕ ЭКСПОРТНОГО

ПОТЕНЦИАЛА РЕГИОНА

К. Атышов1, д-р экон. наук, профессор Т.К. Тулеев2, соискатель Ы. Маманова2, соискатель Э.Т. Аманова1, старший преподаватель

1Кыргызский научно-экономический университет им. М. Рыскулбекова 2Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И. Скрябина (Кыргызстан, г. Бишкек)

DOI:10.24412/2411-0450-2023-2-27-30

Аннотация. В статье отмечается, что конъюнктура рынка в определенный период времени определяется на основе влияния различных факторов в зависимости от ситуации, в которой создается экспортный потенциал. Подтверждено, что рыночная конъюнктура в такой ситуации зависит от цены товара, так как обеспечивает взаимодействие других факторов и поддерживает ее динамику. Также указано, что в условиях такой рыночной ситуации государство имеет полную возможность внести соответствующие изменения в денежно-кредитную политику и пересмотреть методы, связанные с регулированием перспективных экспортных направлений.

Ключевые слова: рынок, конъюнктура, внешняя торговля, производство, конкурентоспособность, стратегия, экспортный потенциал, предприятие, государство, конкурентоспособность.

Как известно, одним из основных стержней международной рыночной структуры является конъюнктура. Если рассматривать его в широком смысле, то конъюнктуру можно воспринимать как определенное состояние рыночной конъюнктуры в определенное время, географическое и др., сложившееся под влиянием сочетаемости ряда факторов (факторов, лежащих в основе конъюнктуры). Термин конъюнктура переводится с латыни (conjunctura) и означает связывать, соединять [1].

Те или иные условия внешней рыночной структуры определяются в зависимости от ситуации, сложившейся на международном рынке, на основе влияния субъективных и объективных факторов в течение определенного периода времени. Поэтому на основе такой ситуации будет создана возможность узнать условия товарного экспорта внутри рынка. Это, в свою очередь, позволяет хозяйствующим субъектам принимать решение об увеличении (уменьшении) объемов производства продукции, расширении (ограничении) ассортимента. Государство, в свою очередь,

имеет возможность вносить соответствующие коррективы в денежно-кредитную и ценовую политику, совершенствовать систему стимулирования экспорта, использовать методы государственного регулирования экономических процессов.

Исследования показывают, что одной из важнейших теоретических и практических задач в контексте рыночных условий является исследование рыночной структуры. К ним относятся:

- общее состояние экономики в целом (положение экономики страны в мировых экономических секторах, в регионе (группе стран-партнеров), на международном уровне);

- положение отдельных сегментов мирового рынка и состояние отрасли;

- соответствующие сопутствующие условия определенных товаров [2].

Исследование текущих и краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных условий конъюнктуры мирового рынка часто проводится по отношению друг к другу (например, при оценке долгосрочного состояния, изменения текущего, краткосрочного состояние учитываются, а долгосроч-

ное состояние постоянно уточняется и рассчитывается).

- количество различных компаний, участвующих в рынке. При этом определяется размер рассматриваемого рынка, а точнее его емкость, объем работ по купле-

продаже товаров (экспорт и импорт товаров);

- сложившаяся ситуация выравнивания на рынке - соотношение между спросом и предложением;

- типы рынка - конкуренция, монополия и т.д.;

- тенденция развития рыночной структуры (изменение основных рыночных показателей, их вектора, скорость и интенсивность, основные тренды);

- скорость развития бизнеса (размер хозяйственного портфеля компании, количество и размер заказов, объем и динамика операций и т.д.);

- уровень устойчивости основных показателей рынка в динамике и пространстве;

- уровень риска, возникающего на рынке);

- состояние и масштабы конкуренции в экспорте товаров (количество конкурентов, уровень их активности);

- характеристика рыночной ситуации в зависимости от экономического цикла или сезонного цикла внутри рынка;

- средняя норма прибыли (все суммы валовой и чистой прибыли и показателей рентабельности).

Безусловно, конъюнктура рынка зависит от формирующих ее факторов, а именно сырьевых, экономических, научно-технических, инновационно-

технологических, политических, социальных и др.) постоянно меняется в зависимости от ситуации под влиянием комбинации. Эти факторы делятся на:

постоянный и переменные; циклические и нециклические; факторы и препятствия для развития рыночной структуры; совокупность краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных факторов [2].

В целом количество и качество влияния факторов, формирующих конкретную конъюнктуру товарного рынка, всегда может различаться в зависимости от региональных особенностей конкретной конъ-

юнктуры рынка. Нередки случаи, когда один и тот же фактор по-разному влияет на разные секторы рыночной структуры (например, инфляция по-разному влияет на экспорт и импорт) [3].

Принимая во внимание вышеупомянутые ситуации, постоянное изучение глобальной, а также региональной рыночной конъюнктуры, сочетание текущих, краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных условий с прогнозированием является наиболее серьезной проблемой, которую необходимо решить.

Конъюктура рынка на международном уровне в настоящее время имеют следующие особенности:

- углубление политической и экономической напряженности между Россией и странами западной коалиции (США и ЕС), увеличение числа взаимных санкций и др.;

- застойная экономики большинства стран Европы и ЕАЭС;

- изменение объемов товарооборота экспорта и импорта в странах восточноевропейского региона в связи с кризисом, вызванным региональной, политической и экономической напряженностью в Украине;

- экспортный потенциал является основным стержнем международной торговли, посредством которого товары и услуги, производимые предприятиями отраслей экономики, доставляются в другую страну для будущего экспорта или обмена.

Благодаря этому экспорт товаров имеет следующие преимущества. К ним относятся, прежде всего, увеличение объема продаж и прибыли, значительное повышение внутренней конкурентоспособности;

- увеличение доли сегмента рынка;

- расширение экспортного потенциала страны за счет использования относительных региональных преимуществ отраслей экономики страны (выгодное географическое положение, обилие качественных природных ресурсов, макроэкономические, политические факторы и др.) и инновационного потенциала, достижений научно-технического прогресса.

Экспортная ситуация на рынке товаров и услуг постоянно меняется, поэтому необходимо вовремя исследовать любую

проблему и идти на определенные риски. Производители и потребители товаров погружены в действующую систему международных коммуникаций благодаря рыночным отношениям. Чтобы компании добились стабильности и успеха в своем развитии, необходимо очень деликатно подходить к хозяйственной деятельности.

Для реализации поставленной цели, для достижения успеха будет много трудностей, можно подчеркнуть, что своевременное их решение, создание успеха тесно связано с опытными специалистами компании. Поэтому для производства и экспорта качественной продукции необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия, уровень технологического развития, структуру управления, качество специалистов, разработать стратегию управления.

Экспортная ситуация на рынке товаров и услуг постоянно меняется, поэтому необходимо вовремя исследовать любую проблему и идти на определенные риски. Производители и потребители товаров погружены в действующую систему международных коммуникаций благодаря рыночным отношениям. Чтобы компании добились стабильности и успеха в своем развитии, необходимо очень деликатно подходить к хозяйственной деятельности.

Для реализации поставленной цели, для достижения успеха будет много трудностей, можно подчеркнуть, что своевременное их решение, создание успеха тесно связано с опытными специалистами компании. Поэтому для производства и экспорта качественной продукции необходимо проанализировать финансовое состояние предприятия, уровень технологического развития, структуру управления, качество специалистов, разработать стратегию управления.

Как показывает опыт, соответствующее предприятие (фирма) может работать в направлении постоянного совершенствования, и будут созданы условия для укрепления его позиций на внешнем и внутреннем рынках. Без широкого распространения этого метода предприятиям сложно

стабильно работать в условиях рыночной экономики и сохранять свои позиции. Если нет возможности возобновить, может быть сложно получить прибыль, продолжить работу и производить товары на экспорт. Предприятие (фирма) может быть обеспечено стабильным ростом доходов только в том случае, если оно будет учитывать интересы не только себя, но и общества и постоянно обновлять показатели своей хозяйственной деятельности. Основными факторами увеличения дохода являются расчет научно-технического прогресса в рыночном направлении, достижения инновационной техники, потребительская ситуация, использование внутренних источников развития, предоставление потребителю некоторых дополнительных благ.

В условиях интеграции секторов экономики оказывают существенное влияние на расширение экспортного потенциала региона той или иной страны. Безусловно, такая ситуация зависит от ситуации, сложившейся на рынке в определенный период из-за воздействия группы субъективных и объективных факторов.

Таким образом, рыночная конъюнктура представляет собой совокупность повторяющихся производственных процессов на определенном историческом этапе и ее проявления в рыночных условиях. Иными словами, известны соотношения спроса и предложения на товары (стоимость продукции, товаров, услуг и т.д.), уровни цен, инвестиционная и деловая активность, курсы валют и процентные ставки по депозитам и кредитам, запасы товаров и т.д. При этом рыночная ситуация не только отражает влияние экономических и организационных факторов на региональном уровне, но и в полной мере включает политические, социальные, технические, технологические и экологические факторы. Их всесторонний, многогранный анализ позволяет своевременно выявить тенденции, негативно влияющие на улучшение экономической ситуации, исследовать причины и, в свою очередь, принять необходимые меры.

Библиографический список

1. Экономический словарь / Под ред. А.Н. Азрилияна. - 2-е изд. - М.: Институт новой экономики, 2010. - 182 с.

2. Дегтярева, О.И. Внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / О.И. Дегтярева, Т.Н. Полянова, С.В. Саркисов. - 3-е изд. - М.: Дело, 2014. - 315 с.

3. Внешняя торговля Республики Беларусь: стат. сборник. - Минск, 2017. - 57 с.

THE INFLUENCE OF MARKET ENVIRONMENT ON THE DEVELOPMENT OF A

REGION WITH EXPORT POTENTIAL

K. Atyshov x, Doctor of Economic Sciences, Professor T.K. Tuleev 2, Applicant Y. Mamontova 2, Applicant E.T. Amanova \ Senior Lecturer

1 Kyrgyz Scientific and Economic University named after M. Ryskulbekov

2 Kyrgyz National Agrarian University named after K.I. Scriabin (Kyrgyzstan, Bishkek)

Abstract. It is noted in the article that market conditions in a certain period of time are determined based on the influence of various factors depending on the situation in which the export potential is created. It is confirmed that the market situation in such a situation depends on the price of goods, as it ensures the interaction of other factors and supports its dynamics. It is also indicated that in the conditions of such a market situation, the state has full opportunity to make appropriate changes in the monetary and credit policy and to revise the methods related to the regulation of prospective export directions.

Keywords: market, conjuncture, foreign trade, production, competitiveness, strategy, export potential, company, state, competitiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.