Научная статья на тему 'Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры'

Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
543
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ТОВАРОВ / ОТЕЧЕСТВЕННЫЕ ИННОВАЦИИ / РЕЙТИНГ / РЫНОЧНАЯ КОНЪЮНКТУРА / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рябова Таисия Фоминична, Игнатова Татьяна Владимировна

Целью исследования рыночной конъюнктуры явилось выявление влияния данной категории на состояние экономической безопасности. Рыночная конъюнктура указывает на сложившиеся условия в сфере рынка, от которых зависят состояние экономической безопасности, успех государства и хозяйственная деятельность организаций. Исследованы этапы возникновения, определено значение развития рыночной конъюнктуры для повышения уровня экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов. Установлено, что рациональная структура предприятий, превалирование крупных компаний способствуют укреплению экономической безопасности страны. Выявлена природа и сущность рыночной конъюнктуры, способствующей формированию экономической безопасности субъектов по уровням управления. Показано, что объективными предпосылками создания условий для достижения и стабилизации высокого рейтинга экономической безопасности страны признаются следующие перспективные направления развития: создание цивилизованной социальной структуры общества, реформирование рыночной конъюнктуры на основе производства и реализации конкурентоспособных товаров, активизация деятельности государственных и региональных органов управления, предпринимателей, руководителей организаций и предприятий независимо от масштаба, а также вида деятельности. Главным принципом управления должно стать принятие оптимальных управленческих решений на основе результатов исследования состояния рыночной среды и сбалансированности спроса и предложения. Для роста объема экспорта национальных товаров по сравнению с величиной поступающего в страну импорта требуется преобразование рыночной конъюнктуры. Превышение экспорта по отношению к импорту вызывается необходимостью высоких темпов роста ВВП, национального дохода на душу населения страны, зависящих от реформирования рыночной конъюнктуры. В целях обеспечения экономической безопасности целесообразно адаптироваться к международным требованиям качества товаров, которые могут в перспективе экспортироваться из страны. Рыночную конъюнктуру необходимо преобразовывать повсеместно путем развития совершенной конкуренции, принципы и характеристики которой должны быть усвоены руководителями всех горизонтов управления и хозяйствующих субъектов страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Рябова Таисия Фоминична, Игнатова Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms for Achieving a High Level of National Economic Security Through the Formation of a Civilized Market Conditions

The purpose of research of the market state of affairs was an exposure of influence of this category on the state of economic security. The market state of affairs specifies on the folded terms in the field of market, which the state of economic security, success of the state and economic activity of organizations, depends on. The stages of origin are investigational, the value of development of the market state of affairs is certain for the increase of economic strength of country and its managing subjects security. It is set that rational structure of enterprises, predominating of large companies instrumental in strengthening of economic security of country. Nature and essence of the market state of affairs is exposed, to cooperant forming economic security of subjects on the levels of management. It is rotined that objective pre-conditions of conditioning for achievement and stabilizing of the high rating of economic security of country are acknowledge the followings perspective directions of development: realization of problem of creation of the civilized social structure of society, reformation of the market state of affairs on the basis of production and realization of competitive commodities, activation of activity of public and regional organs of management, businessmen, leaders of organizations and enterprises regardless of scale, and also type of activity. Acceptance of optimum administrative decisions must become main principle of management on the basis of results of research of the state of market environment and balanced of demand and supply. For growth of volume of export of national commodities as compared to in size entering country import transformation of the market state of affairs is required. Exceeding of export in relation to an import is caused the necessity of high rates of growth of GDP, national income per capita countries, dependency upon reformation of the market state of affairs. For providing of economic security it is expedient to adapt oneself to the international requirements of quality of commodities which can in a prospect be exported from a country. Transformation of the market state of affairs must be carried out everywhere by development of perfect competition, principles and descriptions of which must be mastered all leaders of all horizons of management and managing subjects of country.

Текст научной работы на тему «Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры»

УДК 664:6143

Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности

на основе формирования рыночной конъюнктуры

Т. Ф. Рябова, д-р экон. наук, профессор

Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского Т. В. Игнатова, д-р экон. наук, профессор

Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Рейтинг экономической безопасности страны, как показывают исследования, во многом зависит от развития конъюнктуры рынка. Под рыночной конъюнктурой понимаются объективно складывающиеся условия на внутреннем и внешнем рынках, которые зависят от эффективности деятельности государственных и региональных органов управления, хозяйствующих субъектов и бизнеса, позитивно влияющих на рост ВВП и национальный доход страны. Конъюнктура - это совокупность производственных, технических, экономических, финансовых и других условий, определяющих в народном хозяйстве состояние экономической безопасности независимо от действий отдельных субъектов. На изменение рыночной конъюнктуры воздействует, как выявлено, комплекс факторов: рост объемов производства товаров, расширение ассортимента товаров, варьирование курса рыночной политики, появление новых видов техники и передовых технологий производства на основе развития инновационного и научно-технического прогресса, совершенствование и углубление социальной дифференциации населения, его миграции и др.

Согласно теории великого русского ученого Николая Дмитриевича Кондратьева, рыночная конъюнктура указывает на сложившиеся условия

в сфере рынка, от которых зависят успех хозяйственной деятельности и состояние экономической безопасности государства и организаций. Конъюнктурные исследования, как доказал Н. Д. Кондратьев, должны базироваться на динамической теории, изучающей экономические явления в процессе их изменения во времени. Ученый противопоставлял динамическую теорию, которая и в настоящее время занимает господствующее положение в рыночной науке статической теории равновесия. Он утверждал, что чем крупнее организация, шире ассортимент выпускаемых товаров, больше объем производства, выше качество и конкурентоспособность продукции, тем интенсивнее становятся объемы и условия ее реализации, увеличивается товарооборот и прибыль [1, с. 184].

Основателями конъюнктурных изысканий стали выдающиеся экономисты, которые заложили основы современной методологии экономических исследований: У. М. Персонс, создавший эталонный экономический барометр; У. Митчел, основатель Национального бюро экономических исследований; К. Джини, глава Центрального института статистики; Э. Вагеман, глава Института конъюнктурных исследований; Ф. А. фон Хайек, основатель Австрийского

института конъюнктурных исследований и др. [2, с. 145].

Начало активных исследований рыночной конъюнктуры приходится на первые десятилетия XX в., когда началась интенсификация экономического роста. Именно тогда товаропроизводителям в передовых странах стал необходим прогноз развития рынков. Заказчиками прогнозов были хозяйственные монополистические и олигополистические структуры. Главным принципом управления стало исследование состояния рынка, в том числе равновесие спроса и предложения, которые были взяты за предпосылку принятия оптимальных управленческих решений. В этих условиях результаты изучения конъюнктуры рынка применялись компаниями с целью приспособления к новым условиям и положительного воздействия на формирование экономической безопасности.

После Второй мировой войны исследования рыночной конъюнктуры стали использоваться на систематической основе правительствами всё большего числа стран для формирования финансовой, рыночной и научно-технической, производственной политики, ее обоснованной корректировки и разработки прогнозов по формированию условий для обеспечения экономической безопасности.

Исследования и изыскания рыночной конъюнктуры развивались на эмпирической основе, имели важный прикладной характер, содействовали решению конкретных задач с учетом изменяющихся темпов и пропорций роста рынка по мере развития производительных сил.

В современных условиях число центров и служб наблюдения за рыночной конъюнктурой во всем мире многократно возросло, так же как и число потребителей результатов конъюнктурных исследований в составе международных организаций, органов исполнительной и законодательной власти, различных общественных организаций и крупных компаний.

В отношении рыночной конъюнктуры в науке пока не сложилось единого общепринятого определения. Некоторые ученые отмечают неопределенность слова «конъюнктура» и объясняют этой неопределенностью подверженность термина многообразным интерпретациям, призван-

Таблица 1

Сравнение темпов роста ВВП (ППС) России и развитых стран мира

Год Темп прироста, 2014 г. к 2013 г. Место страны в рейтинге

Страна 2013 2014

В трлн долл. Темп роста, % В трлн долл. Темп роста, % по темпам прироста ВВП

1. США 16,8 3,4 17,3 2,9 3,0 4

2. КНР 13,4 9,3 14,5 8,2 8,2 1

3. Индия 5,1 5,9 5,4 6,2 5,9 2

4. Япония 4,7 3,0 4,8 1,4 2,1 5

5. Германия 3,2 2,1 3,3 1,5 3,1 3

6. Россия 2,5 1,3 2,6 0,2 0,4 7

7. Бразилия 2,4 3,8 2,5 4,0 0,4 7

8. Великобритания 2,4 3,2 2,4 1,5 0 8

9. Франция 2,3 1,7 2,3 0,8 0 8

10. Мексика 1,8 2,6 1,9 3,4 0,6 6

ным приспособить его к различным теоретическим моделям формирования экономической безопасности.

В процессе развития общества быстро изменялись производственная и организационная структуры, объемы и номенклатурный ассортимент товаров, темпы экономического роста, динамика деловой активности, методы и механизмы взаимодействия организаций, вызывающие адаптивные изменения приоритетов в области изучения конъюнктуры рынка и состояния экономической безопасности страны.

Несомненно, с одной стороны, определение понятия рыночной конъюнктуры должно базироваться на эволюции развития рынка, а с другой - являться методологической основой для выявления тенденций и оценки перспектив дальнейшего ее преобразования. В исследовании конъюнктуры, как полагают некоторые ученые, необходимо руководствоваться формулой французского философа Огюста Конта, который провозгласил: «Знать, чтобы предвидеть; предвидеть, чтобы управлять» [2, с. 184]. Эта формула не утратила своего значения и в настоящее время - в условиях острой конкурентной борьбы.

С развитием капиталистического способа производства представления о зависимости экономической безопасности от внешних условий укореняются в деловых кругах и требуют своего определения. Термин «конъюнктура» стал употребляться в коммерческих кругах общества и в деловой лексике европейских стран для понимания различных ситуаций на рынке в сочетании с определенными направлениями и результатами деятельности отдельных предприятий.

Первоначально конъюнктура трактовалась как стихийно складывающаяся, непредсказуемо меняющаяся ситуация на местных рынках, проявляющаяся в условиях реализации определенных видов товаров. Было установлено, что изменение конъюнктуры может быть причиной разорения или обогащения хозяйствующих субъектов. Экономическая безопасность страны и уровень жизни населения также зависят от развития рыночной конъюнктуры.

Формирование национальных и мировых рынков изменило представление о пространственных грани-

цах конъюнктуры как объективного явления. Было признано существование конъюнктуры мировых товарных рынков и ее влияние на конъюнктуру национальных и местных рынков. Развитие крупной промышленности послужило основанием для установления взаимосвязи между конъюнктурами различных товаров и их зависимостью от состояния экономической безопасности компаний.

Огромное значение для обеспечения экономической безопасности имеет развитие структуры рыночной конъюнктуры на различных стадиях воспроизводственного процесса, который способствует росту ВВП - национального дохода, приходящегося на душу населения страны.

Принципиально важные изменения в методологических подходах к отслеживанию и прогнозированию рыночной конъюнктуры, в понимании экономической сущности данной категории произошли под влиянием Великой депрессии в конце 1920-х -начале 1930-х годов. До этого периода основным методическим инструментарием служили так называемые экономические барометры, представлявшие собой систему статистических показателей, характеризующих динамику сферы обмена товаров на рынке, с помощью которых оценивалось состояние рынка и прогнозировалась тенденция развития конъюнктуры.

Французский экономист К. Жюгляр впервые создал экономический барометр, призванный устанавливать симптомы приближающихся кризисов и смены рыночной конъюнктуры

на основе банковской и торговой статистики. Массовое применение экономических барометров осуществилось только в начале XX в. Наиболее широкое распространение в это время получил Гарвардский барометр, состоящий из динамических рядов трех переменных: динамического ряда индексов курсов акций, зарегистрированных на Нью-Йоркской фондовой бирже, отражавшего динамику рынка капиталов; деловой активности, характеризующей движение рынка товаров и основанной на суммировании результатов расчетных операций 241 банка; учетного процента по краткосрочным векселям (до 3 мес), характеризующего уровень изменения условий операций на рынке денег [2, с. 149].

На основе результатов изучения было установлено, что исследования рыночной конъюнктуры должны базироваться на анализе динамики показателей, выявлении тенденций развития и пропорций макроэкономического процесса воспроизводства. Поэтому уже в 1930-х годах в США и Великобритании началась активная разработка концепции роста ВВП и системы национальных счетов, отражающих процессы формирования и создания экономической безопасности страны, распределения и конечного потребления ВВП. Эти страны стали активно использовать систему эффективной мобилизации ресурсов хозяйства страны. Во второй половине XX в. благодаря усилиям ООН получила повсеместное распространение система национальных

Таблица 2

Тенденция роста показателей национального дохода на душу населения в 2014 г.

Страна Национальный доход, тыс. долл. Место в ранге

1. США 52800 1

2. Германия 39500 2

3. Великобритания 37300 3

4. Япония 37100 4

5. Франция 35700 5

6. Россия 18100 6

7. Мексика 15600 7

8. Бразилия 12100 8

9. КНР 9800 9

10. Индия 4000 10

счетов, стали широко использоваться агрегатные индексы промышленного производства, послужившие статистической основой для анализа и прогнозирования тенденций экономической безопасности страны.

Результирующим фактором преобразования рыночной конъюнктуры являются темпы прироста. Выбранные страны мира в соответствии с показателем роста ВВП размещаются в порядке от наибольшего значения к наименьшему: от уровня США к уровню Мексики. Анализ информации выбранных объектов исследования свидетельствует о значительном диапазоне объема ВВП, темпах его роста и темпах прироста валового внутреннего продукта. Проведем сопоставление ВВП по паритету покупательной способности (ППС) России и некоторых развитых стран мира в 2013 и 2014 гг., которые представлены в табл. 1. Так, экономика Китая, несмотря на разницу объемов ВВП по сравнению с США в 2014 г. (2,8 трлн долл.), достигла высокого уровня его прироста, равного 8,2%.

При ранжировании показателя прироста ВВП указанные государства занимают следующие места: Китай -1-е, Индия - 2-е, Германия - 3-е, США - 4-е, Япония - 5-е. Далее располагаются Мексика, Россия и Бразилия. В то же время Великобритания и Франция характеризуются стабильностью ВВП и отсутствием темпов его прироста (табл. 2).

Обобщив уровень рангов по странам, определим совокупность рейтинга выбранных стран мира по следующим показателям: 1-й - объем ВВП, 2-й - темп прироста, 3-й - уровень национального дохода на душу

населения. Согласно полученным данным, США имеет 1-е, 4-е и 1-е места; Германия - 5-е, 3-е и 2-е; Великобритания - 8-е, 8-е и 3-е; Япония - 4-е, 5-е и 4-е; Франция -9-е, 8-е и 5-е; Россия - 6-е, 7-е и 6-е; Мексика - 10-е, 6-е и 7-е; КНР - 2-е, 1-е и 9-е; Бразилия - 7-е, 7-е и 8-е; Индия - 3-е, 2-е и 10-е.

На основе полученных показателей рейтинга и учитывая ретроспективу экономического развития, национальное богатство, инновационный уровень, внедрение рыночных реформ и их постоянное преобразование, соблюдение равновесия спроса и предложения, масштабы экспорта товаров, постоянство налоговой и таможенной политики, определим индекс развития рыночной конъюнктуры стран: США - 1; Германия - 2; Великобритания - 3; Япония - 4; Франция - 5; Россия - 6; Мексика -7; КНР - 8; Бразилия - 9; Индия - 10.

Развитие рыночной конъюнктуры во многом определяется эффективностью государственного и регионального управления экономикой. При этом было установлено, что «Успех государственного управления во многом зависит от своевременного анализа проводимых государством реформ, межстранового сравнения практики государственного управления и оценки качества и эффективности деятельности государственных органов, основным и наиболее заметным элементом которой является сфера государственных услуг» [3, с. 21].

Таким образом, подтверждено, что сложившаяся ситуация на рынке и степень развития рыночных отношений оказывают значительное влияние на состояние экономической безопасности страны. Рыночная конъюнктура является мощным механизмом преобразования процессов производства, стимулирует снижение затрат на выработку единицы продукции, улучшает качественные характеристики и повышает уровень конкурентоспособности, вызывает потребность в позитивном изменении и расширении ассортимента новых видов товаров для удовлетворения все возрастающих потребностей населения, укрепляет экономическую безопасность страны, регионов и хозяйствующих субъектов.

В свою очередь повышение требований покупателей вызывает необходимость роста уровня конкуренто-

способности продукции, а следовательно, степени самообеспеченности страны экономическими и продовольственными ресурсами.

Как полагает А. С. Чижик, «прогнозирование конкурентоспособности продукции должно состоять из таких этапов, как: маркетинговое исследование рынка; изучение механизмов действия законов конкуренции; системный анализ и выявление проблем, связанных с повышением качества продукции по ее важнейшим показателям; выбор базы сравнения для прогнозирования стратегии повышения качества продукции; разработка и экономическое обоснование прогноза повышения качества продукции» [4, с. 436].

Термин «рыночная конъюнктура» в международной науке никогда не ограничивался процессом обмена и сферой рынка. Конъюнктура каждого момента является направлением и степенью изменения элементов производственно-коммерческой деятельности по сравнению с предшествующим моментом, что предполагает развитие научно- технического прогресса или, учитывая современные понятия, рост инновационного уровня организации. Прошлый уровень конъюнктуры является базой для текущей стадии и предопределением для будущего ее состояния.

Изучение конъюнктуры мирового рынка позволяет существенно расширить основные параметры рыночной конъюнктуры. При исследовании конъюнктуры следует учитывать такие факторы, как: активизация создания отечественных инновационных процессов и новых видов высокопроизводительного оборудования по углубленной переработке сырья во всех отраслях промышленности; быстрые темпы экономического роста; повсеместное реформирование системы контроля, способствующей производству качественных и конкурентоспособных товаров; внедрение государственных стандартов качества на все виды продукции и услуги; адаптация параметров качества товаров к международным нормам; реформирование товарно-денежной политики в области экспорта и импорта. Особенно важное стратегическое значение для позитивного изменения конъюнктуры рынка имеют современные направления развития экономики. Например, в рамках данного исследования

подтверждено, что «в условиях новой экономической формации появилась настоятельная необходимость в реформировании производства, труда и управления для обеспечения эффективности функционирования промышленных предприятий и роста объемов национальной продукции» [5, с. 128], а также что «диверсификация экономических полюсов роста в регионе является одной из предпосылок обеспечения экономической безопасности в целом, так как позволит противостоять угрозам изменения экономической конъюнктуры на национальном и международном уровнях» [6, с. 43].

На уровне производства следует контролировать соблюдение установленных стандартов, медико-биологических требований к сырью и готовой продукции и санитарных норм на всех этапах производства, а также наблюдать за отделами тех-нохимического контроля, которые должны быть аттестованы, отвечать современным требованиям аналитического и бактериологического контроля [7, с. 24]. Условия развития конъюнктуры - это результат методов организации производства, труда и управления, повышения инновационного уровня, сбалансированных пропорций развития производства и потребления.

Исходя из приведенного разнообразия формулировок рассматриваемого понятия предлагается следующее определение терминологии «рыночная конъюнктура». Это состояние постоянного преобразования макроэкономического процесса воспроизводства как совокупности аналогичных свойств микроэкономической ситуации, определяемых инновационным уровнем производства, конкурентоспособностью выпускаемой продукции, темпами экономического роста, кардинальным повышением качественного уровня жизни населения страны, сбалансированными пропорциями развития и состоянием экономической безопасности предприятий, являющимися результатом реализации конкурентоспособных товаров в реальных условиях рынка.

Как отмечает Т. Ф. Рябова, «Для достижения нужного уровня обеспечения продовольственной безопасности страны по базовым продуктам питания и снижения продовольственной зависимости от мирового сообщества

необходимо принять целый комплекс протекционистских мер со стороны государства, территориальных органов управления, а также активизировать действия крупных предприятий и организаций материального производства...» [8, с. 192].

Экономическому развитию компаний, а также росту конъюнктуры рынка в значительной мере способствует инновационная деятельность - обновление всех направлений работы, доля полученных патентов от общего числа поданных заявок, ускорение сроков разработки нового оборудования и технологий. При этом некоторые ученые считают, что «.инновации необходимо рассматривать как деятельность, направленную на создание нового продукта в виде отечественных открытий, изобретений, патентов, конечным результатом реализации которой являются новые виды товаров, техники, технологии, методы и способы организации производства, труда и управления [9, с. 210].

Рост эффективности организаций в рамках обеспечения национальной экономической безопасности определяется созданием условий для развития интеллектуального потенциала, формирования человеческого капитала, роста квалификации персонала и организацией благоприятных отношений в коллективах предприятий.

В связи с этим следует учесть мнение Е. В. Минаевой, которая полагает: «Одним из факторов высокого уровня конкурентного статуса предприятия и его системы управления может выступать апробированный в некоторых зарубежных фирмах развитых стран метод отказа от увольнений работников. Суть этого метода заключается в том, что фирмы дают работникам, соответствующим предъявляемым требованиям, гарантию безопасности, ожидая от них безусловного выполнения жестких стандартов эффективной работы [10, с. 429].

Подводя итоги, можно отметить, что экономическая безопасность государства, регионов и отдельных хозяйствующих субъектов во многом зависит от развития рыночной конъюнктуры. Именно конъюнктура рынка определяет соотношение спроса и предложения, уровень конкурентоспособности национальных товаров, сбалансированность объемов экспорта и импорта конечной продукции, формирование интеллектуального

потенциала, инновационного уровня техники и технологий производства, рост объема ВВП, национального дохода на душу населения и др.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кондратьев, Н. Д. План и пред-видение/Н. Д. Кондратьев // Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения. Избранные труды. - М.: Экономика, 2002. - 614 с.

2. Левшин, Ф. М. Мировой рынок. Конъюнктура, цены и маркетинг/ Ф. М. Лев-шин. - М.: Международные отношения, 2013. - 214 с.

3. Игнатова, Т. В. Зарубежный опыт управления институциональными изменениями в сфере государственных услуг/Т. В. И гнатова, М. Н. Аширова // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. -2015. - № 2. - С. 20-28.

4. Чижик, А. С. Зависимость конкурентоспособности предприятия от роста качества продукции в современных условиях/ А. С. Чижик // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1. -Ч. 3. - С. 434-437.

5. Минаева, Е. В. Теория реструктуризации в условиях инновационного экономического роста/Е. В. Минаева // Экономические науки. - 2011. - № 9 (82). - С. 126-130.

6. Игнатова, Т. В. Проблемы управления региональной социально-трудовой и демографической безопасностью в посткризисный период/Т. В. Игнатова // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2014. - № 8 (51). -С. 42-47.

7. Рябова, Т. Ф. Рост инновационного уровня производства и импортозаме-щение как основные составляющие экономической и продовольственной безопасности России/Т. Ф. Рябова // Пищевая промышленность. - 2014. - № 12. -С. 22-25.

8. Рябова, Т. Ф. Система экологических и экономических индикаторов устойчивого развития страны/Т. Ф. Рябова, В. П. Фомина // Горный информационно-аналитический бюллетень (научно-технический журнал). Mining Informational and Analytical Bulletin (Scientifis and Technical Journal). - 2015. - № 11. -С. 189-195.

9. Минаева, Е. В. Инновационное формирование корпоративной бизнес-стратегии организации/Е. В. Минаева // Вестник университета (Государственный

университет управления). - 2013. -№ 14. - С. 208-213.

10. Минаева, Е. В. Современные стратегии управления организацией в со-

ответствии с требованиями рыночной экономики/Е. В. Минаева // Экономика и предпринимательство. - 2014. - № 1. -Ч. 3. - С. 427-430.

11. Рябова, Т. Ф. Методология оценки критериев продовольственной безопасности страны/Т. Ф. Рябова // Пищевая промышленность. - 2009. - № 12. - С. 36-38.

Современные механизмы обеспечения национальной экономической безопасности на основе формирования рыночной конъюнктуры

Ключевые слова

конкурентоспособность товаров; отечественные инновации; рейтинг; рыночная конъюнктура; социальная структура общества; экономическая безопасность

Реферат

Целью исследования рыночной конъюнктуры явилось выявление влияния данной категории на состояние экономической безопасности. Рыночная конъюнктура указывает на сложившиеся условия в сфере рынка, от которых зависят состояние экономической безопасности, успех государства и хозяйственная деятельность организаций. Исследованы этапы возникновения, определено значение развития рыночной конъюнктуры для повышения уровня экономической безопасности страны и ее хозяйствующих субъектов. Установлено, что рациональная структура предприятий, превалирование крупных компаний способствуют укреплению экономической безопасности страны. Выявлена природа и сущность рыночной конъюнктуры, способствующей формированию экономической безопасности субъектов по уровням управления. Показано, что объективными предпосылками создания условий для достижения и стабилизации высокого рейтинга экономической безопасности страны признаются следующие перспективные направления развития: создание цивилизованной социальной структуры общества, реформирование рыночной конъюнктуры на основе производства и реализации конкурентоспособных товаров, активизация деятельности государственных и региональных органов управления, предпринимателей, руководителей организаций и предприятий независимо от масштаба, а также вида деятельности. Главным принципом управления должно стать принятие оптимальных управленческих решений на основе результатов исследования состояния рыночной среды и сбалансированности спроса и предложения. Для роста объема экспорта национальных товаров по сравнению с величиной поступающего в страну импорта требуется преобразование рыночной конъюнктуры. Превышение экспорта по отношению к импорту вызывается необходимостью высоких темпов роста ВВП, национального дохода на душу населения страны, зависящих от реформирования рыночной конъюнктуры. В целях обеспечения экономической безопасности целесообразно адаптироваться к международным требованиям качества товаров, которые могут в перспективе экспортироваться из страны. Рыночную конъюнктуру необходимо преобразовывать повсеместно путем развития совершенной конкуренции, принципы и характеристики которой должны быть усвоены руководителями всех горизонтов управления и хозяйствующих субъектов страны.

Авторы

Рябова Таисия Фоминична, д-р экон. наук, профессор Московский государственный университет технологий и управления им. К. Г. Разумовского, 109003, Москва, ул. Земляной Вал, д. 73, taisiya-ryabova@yandex.ru Игнатова Татьяна Владимировна, д-р экон. наук, профессор Южно-Российский институт управления - филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ,

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, д. 70, tignatova@uriu.ranepa.ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Mechanisms for Achieving a High Level of National Economic Security Through the Formation of a Civilized Market Conditions

Key words

competitiveness of commodities; domestic innovations; rating; market state of affairs; social structure of society; shadow economy; unemployment rate; economic security; forming stages; export and import

Abstracts

The purpose of research of the market state of affairs was an exposure of influence of this category on the state of economic security. The market state of affairs specifies on the folded terms in the field of market, which the state of economic security, success of the state and economic activity of organizations, depends on. The stages of origin are investigational, the value of development of the market state of affairs is certain for the increase of economic strength of country and its managing subjects security. It is set that rational structure of enterprises, predominating of large companies instrumental in strengthening of economic security of country. Nature and essence of the market state of affairs is exposed, to cooperant forming economic security of subjects on the levels of management. It is rotined that objective pre-conditions of conditioning for achievement and stabilizing of the high rating of economic security of country are acknowledge the followings perspective directions of development: realization of problem of creation of the civilized social structure of society, reformation of the market state of affairs on the basis of production and realization of competitive commodities, activation of activity of public and regional organs of management, businessmen, leaders of organizations and enterprises regardless of scale, and also type of activity. Acceptance of optimum administrative decisions must become main principle of management on the basis of results of research of the state of market environment and balanced of demand and supply. For growth of volume of export of national commodities as compared to in size entering country import transformation of the market state of affairs is required. Exceeding of export in relation to an import is caused the necessity of high rates of growth of GDP, national income per capita countries, dependency upon reformation of the market state of affairs. For providing of economic security it is expedient to adapt oneself to the international requirements of quality of commodities which can in a prospect be exported from a country. Transformation of the market state of affairs must be carried out everywhere by development of perfect competition, principles and descriptions of which must be mastered all leaders of all horizons of management and managing subjects of country.

Authors

Ryabova Taisiya Fominichna Doctor of Economical Science, Professor Moscow State University of Technology and Management named after K.G. Razumovsky, 73, Zemlyanoy Val St., Moscow, 109003, taisiya-ryabova@yandex.ru

Ignatova Tatyana Vladimirovna, Doctor of Economical Science, Professor

South-Russian Institute of management - branch of Russian presidential Academy of national economy and state service under the RF President of the Russian Federation, 70, Pushkinskaya St., Rostov-na-Donu, 344002, tignatova@uriu.ranepa.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.