УДК 338 (47)
З.С. Ахмедов, М.И. Гусева ПОСТКРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОНОМИКИ РФ: ОЦЕНКА, ПРОГНОЗЫ
Z.S. Ahmedov, M.I. Guseva POST-CRISIS CONDITION OF RUSSIAN ECONOMY: VALUATION, FORECASTS
В статье приведен обзор современного состояния экономики России, выявлено, за счет чего происходил экономический рост в нашей стране в последние годы, рассмотрены банковская система, реальный сектор, инфляция, экспорт, импорт, бюджет РФ и платежный баланс. Кроме того, отражено влияние мирового финансового кризиса на экономику России. На основании исследования сделан вывод, что наша экономика очень сильно зависит от конъюнктуры на мировых рынках, от внешних источников финансирования. Поэтому считается важным осуществить переход от экспорта сырья к экспорту готовой продукции. Необходимо повысить конкурентоспособность российских предприятий за счет обновления производственных мощностей, совершенствования технологий, что должно привести к повышению производительности труда, которая сможет решить многие проблемы в экономике. Активная роль при этом должна принадлежать государству.
ВВП (номинальный, реальный), инфляция, экспорт, импорт, бюджет, платежный баланс, реальный сектор, дефляция, девальвация, индекс потребительских цен.
The paper provides review of the Russian economy current condition, reveals the factors of its development in recent years; bank system, real economy sector, inflation, export, import, the budget of the Russian Federation and the balance of payments are analyzed. Besides, the influence of world financial crisis on Russian economics is considered. On the basis of the research, conclusion was made that our economy strongly depends on the world market conditions and foreign sources of financing. Therefore, it is important to implement transition from raw material export to finished goods export. It is necessary to raise competitiveness of Russian enterprises through updating production capacities and perfecting technologies. As a result, labour productivity can be raised and that can solve many problems in the economy. The active role of the government in these reforms is stressed.
Gross domestic product (real, nominal), inflation, export, import, budget, balance of payments, real sector, deflation, devaluation, consumer price index.
Росстат, ЦБР, Минфин дали прогноз основных макроэкономических показателей на ближайшие годы. На наш взгляд, в современных условиях экономического и финансового кризиса очень сложно прогнозировать какие-либо макроэкономические показатели. Сейчас трудно сказать, когда закончится кризис и начнется экономический рост. Ясно только одно - должно пройти еще много времени, чтобы достичь тех показателей, которые были в 2007 г.
В 2007 г. номинальный ВВП вырос на 23,04 % по сравнению с 2006 г., а реальное увеличение составило 8,1 %, что является позитивным фактом. В 2008 г. номинальный ВВП вырос на 25,44 % по сравнению с 2007 г., на 18,8 % за счет увеличения цен и на 5,6 % за счет объема производства [7]. Хотя на протяжении последних лет ВВП в большей мере изменялся за счет увеличения цен, темпы роста реального объема ВВП были на высоком уровне. При этом необходимо констатировать, что влияние инфляции в нашей стране достаточно велико. Следует также отметить, что положительная динамика ВВП в 2008 г. была достигнута за счет высоких результатов в первые три
квартала. В IV квартале ВВП вырос на 1,2 %, в то время как в соответствующий период 2007 г. он увеличился на 9,0 % [11].
В 2008 г. индекс промышленного производства по сравнению с 2007 г. составил 102,1 %, в декабре 2008 г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 г. - 89,7 % [7]. Одной из причин, вызвавшей такой резкий спад производства в промышленности, является снижение спроса как внутреннего, так и внешнего. Кроме того, негативное влияние оказали и дорожающие банковские кредиты. Сокращение прибыли, рентабельности, собственных средств, снижение доступности кредитов ставит под угрозу текущее финансирование предприятий, не говоря уже об инвестициях в основной капитал.
Если говорить о розничной торговле, то в 2008 г. ее темп прироста оказался 13 %, что значительно превышает соответствующий показатель в промышленности [9]. Вероятно, волна кризиса, распространяющаяся с фондового рынка в банковский сектор, а затем в производство, не сумела еще так сильно затронуть конечное потребление. Но уже в 2009 г. ожидается падение розничной
торговли на 4 %, что неудивительно, ведь предприятия в условиях кризиса пытаются сократить затраты в основном за счет сокращения персонала. В результате возрастает безработица, снижаются доходы населения и конечное потребление и, как следствие, наблюдается спад розничной торговли. Общая численность безработных в первом квартале 2009 г. была 7107 тыс. чел., увеличившись на 33,4 % по отношению к IV кварталу 2008 г. Численность официально зарегистрированных безработных составляет 2177 тыс. чел. [11]. Реальные располагаемые денежные доходы в 2008 г. увеличились на 2,7 %, а в декабре 2008 г. снизились на 11,6 % по сравнению с соответствующими периодами 2007 г. [6].
Прогнозируется, что в 2009 г. реальный ВВП снизится на 1,2 % по сравнению с 2008 г. [9]. Заметное снижение темпов роста прогнозируется и по промышленности, и по розничной торговле, и по инвестициям. При этом следует отметить, что в феврале произошла переоценка прогнозируемых показателей 2009 г. в сторону уменьшения. Так, объемы промышленного производства упадут на 7 %, а не 4 %, как прогнозировалось ранее. Следует обратить внимание на то, что в последние годы происходил рост основных макроэкономических показателей, и могло показаться, что российская экономика успешно развивается. Однако она по уровню ВВП до сих пор не достигла уровня 1987 г. (85 % к его уровню). Еще более поразительно для современной экономики снижение производительности труда более чем на 30 % при ее значительном росте в подавляющем большинстве стран мира [10]. Индекс производства по добыче полезных ископаемых в 2007 г. по сравнению с 1991 г. составил 103,5 %, а по обрабатывающим производствам - 81,8 %. Объем текстильного и швейного производства в 2007 г. составлял 27,4 % от уровня 1991 г., объем производства машин и оборудования - 58,7 %, объем производства изделий из кожи - 26,6 % [11]. Высокие темпы роста ВВП в большей своей части были обусловлены топливно-энергетическим комплексом. Экспорт нефти и газа по-прежнему обеспечивает более % российских доходов от экспорта и составляет свыше 15 % ВВП [1]. Безусловно, рост, основанный на высоких нефтяных поступлениях и на иностранных займах, не может продолжаться бесконечно, так как зависит от внешних факторов. При достаточно высоком спросе такая система работала и позволяла увеличивать производство российской промышленности и повышать цены на нее. Поэтому неудивительно, что ухудшение конъюнктуры внешнего рынка плачевно отразилось на экономике РФ в конце 2008 г. Это
связано с тем, что в России пока еще не сложилась интенсивная модель экономического роста, основанная главным образом на повышении конкурентоспособности российских предприятий, включающей модернизацию производства, совершенствование техник, технологий, оптимизации структуры расходов.
Бесспорный факт, что высокий рост российской экономики за последние годы обеспечивался благоприятной экономической конъюнктурой, но важно не только увеличение ВВП, тех или иных экономических показателей. Необходимо понять, за счет чего оно происходило. В последние 9 лет старались не замечать проблем экономического развития России, обольщались красивыми цифрами. Но кризис все расставил на свои места и выявил истинное, реальное положение дел. Можно сказать, что за эти годы государством не была создана программа экономического роста. Рост происходил сам собой, пассивно, по течению, в зависимости от благоприятной конъюнктуры. Не следует забывать и о резкой девальвации рубля после 1998 г., которая привела к росту цен на импортные товары, в результате чего российские производители получили возможность для расширения своего предложения.
Для эффективного развития экономики необходимо оптимальное соотношение собственных и заемных средств. Не нужно допускать значительных перекосов в сторону увеличения внешних источников финансирования, которое, в конечном счете, может привести к снижению финансовой устойчивости государства в целом и возникновению кризиса. В последние годы наблюдалось значительное увеличение внешних заимствований российских предприятий. Так, внешний долг компаний возрос за 2003 - 2007 гг. в 11 раз [3]. При этом следует обратить внимание на политику государства, которое направляло значительные ресурсы на внешние рынки, но под более низкие проценты, чем наши предприятия вынуждены были занимать на этих рынках. Основной целью такой политики было снижение инфляции. Таким образом, можно сделать вывод, что правительство просто выводило денежные средства из обращения для сбалансирования товарной и денежной массы. Но есть и другой способ борьбы с инфляцией - это повышение производительности труда. Данный способ более эффективен и может способствовать оздоровлению экономики, но государство его почему-то игнорирует.
Прогнозируется, что инвестиции в 2009 г. уменьшатся на 9 %, что должно негативно сказаться на российской экономике, которая нуждалась в них еще до наступления кризиса, если
учесть, в каком состоянии находятся основные фонды на предприятиях. Степень износа основных фондов на начало 2007 г. составляла 46,3 % [11]. Кроме того, многие начатые инвестиционные проекты не будут доведены до конца.
Если говорить об экспорте, то даже вопреки девальвации рубля по отношению к доллару, которая должна привести к росту конкурентоспособности российской продукции на внешнем рынке, ожидается значительное его снижение. Безусловно, в этом случае огромное влияние оказывает ситуация на мировых рынках, ведь кризис затронул многие страны. Сокращение импорта, на наш взгляд, в 2009 г. будет более существенным, чем снижение экспорта. Это произойдет вследствие ослабления рубля.
Одной из самых больных точек в нашей экономике и общественной жизни являются вопросы формирования бюджетов всех уровней. Не секрет, что наш бюджет очень сильно зависит от конъюнктуры на мировых рынках - от цен на нефть, газ, металл, лес, поэтому в перспективе нужно менять эту ситуацию и переходить от экспортно-сырьевой направленности к экспорту готовой продукции, а чтобы осуществить этот переход, необходимо изобретать технологии, обновлять оборудование. Чтобы все это реализовать, крайне необходимы инвестиции как со стороны государства, так и со стороны бизнеса, к тому же не помешает и иностранный капитал. Судя по прогнозу, картина здесь прямо противоположная: ожидается отток капитала в 2009 г. в размере 115 млрд долл., а в 2008 г. он составил 130 млрд долл., что незамедлительно сказалось на банковской ликвидности [9]. Конечно же, в условиях кризиса очень сложно инвестировать в развитие производства, но те предприятия, которые вкладывают средства в технологии, впоследствии могут только выиграть. Чтобы привлечь иностранных инвесторов, необходимо прилагать усилия, а сделать это в условиях кризиса особенно сложно, так как на этот процесс влияет множество факторов, в том числе и политических. Таким образом, чтобы не быть зависимыми от внешних источников финансирования, в первую очередь нужно искать внутренние источники роста. Такие источники у нас есть. Это, прежде всего, средства резервного фонда и фонда национального благосостояния. Государство должно более разумно пользоваться этими средствами и направлять их на благо экономики, на благо российских предприятий, а не вкладывать в ценные бумаги зарубежных стран и иностранную валюту, тем самым развивая их экономику, финансируя их бюджеты.
Следует обратить внимание и на то, что в последние годы накапливался огромный профицит
бюджета, при этом увеличивались средства в Стабфонде, золотовалютные запасы достигли рекордного масштаба. Государство нерационально пользовалось этими ресурсами, упустило хорошую возможность для инновационного развития, обновления производственной базы. Если правительство проводило бы такие меры, оказывало бы поддержку реальному сектору, то кризис было бы легче пережить. Кроме того, создались бы предпосылки для экономического роста в перспективе. Сейчас повысить уровень технической оснащенности будет сложнее. Можно сделать вывод, что при переходе к рыночной экономике государство заняло несколько обособленную позицию по отношению к производственному сектору, полагая, что предприятия сами должны искать средства и направлять свои усилия на развитие деятельности. Эта позиция ошибочна, так как в современном мире невозможно развитие экономики без регулирующей роли государства. Кроме того, не следует забывать ситуацию, сложившуюся в России, где износ основных фондов находится на критическом уровне. При таком раскладе отечественные предприятия просто не могут быть конкурентоспособными, следовательно, им самим перейти на должный уровень развития невозможно, и если правительство будет продолжать прежнюю политику, то никогда не получит конкурентоспособной экономики.
Прогнозируется, что расходы федерального бюджета возрастут. Одним из факторов их увеличения будут затраты на антикризисные программы.
Сомнительной является поддержка фондового рынка, куда государство направило средства в размере 500 млрд р. [2]. Таким образом, правительство оказало поддержку рыночным спекулянтам за счет налогоплательщиков. Наблюдается значительное снижение доходов федерального бюджета. Ожидается, что в 2009 г. они будут составлять 15,6 % ВВП, в то время как в 2008 г. составили 22,3 % ВВП, а в 2007 г. - 23,5 % ВВП [9]. Данное явление будет происходить вследствие снижения налога на прибыль (на 4 %), уменьшения налогооблагаемой базы, снижения цен практически на все виды сырья.
Как показывает прогноз, активы банковской системы будут продолжать увеличиваться и к 2011г. достигнут 88,0 % ВВП [9]. Увеличение банковских активов является положительной тенденцией, предпосылкой для активного участия банков в инвестиционном процессе. Но на 2008 г. банковские активы составляли 67,9 % ВВП, что значительно ниже, чем в странах Восточной и Центральной Европы. Так, например, в Чехии они
составляют 112 %, в Японии - 168 %, в Канаде -152 %, в Германии - 146 % [5]. Необходимо, чтобы увеличивалась доля кредитов реальному сектору в активах банковской системы, увеличивалось большими темпами долгосрочное кредитование предприятий. Нужно наладить сотрудничество, взаимосвязи между банковским и реальным сектором экономики. При этом для повышения роли банков в финансировании реального сектора экономики вначале необходимо создать соответствующие условия, чтобы банкам было выгодно инвестировать в реальный сектор экономики.
Если говорить о краткосрочном внешнем долге, то, несмотря на то, что в целом по России на его долю приходится менее 20 %, доля краткосрочного долга для частных финансовых организаций существенно выше и достигает примерно 40 % [1]. Для того чтобы избежать кризиса в банковском секторе, правительство РФ поддержало значимые банки. Следует отметить, что на сегодняшний день в России достаточно большое количество мелких и средних банков. Конечно же, у них недостаток ресурсного потенциала для развития реального сектора экономики. Но сейчас неоднократно высказываются мысли о том, что многим банкам для того, чтобы выжить, придется объединиться. Это положительная тенденция, потому что у объединенных банков будет больше ресурсов, да и зачем стране такое большое количество банков, когда их меньшее количество будет эффективнее выполнять свои функции.
Мягкая денежно-кредитная политика в 2007 -2008 гг., высокий уровень совокупного спроса, инфляционные ожидания, рост цен на импорт привели к росту индекса потребительских цен за первые 10 месяцев 2008 г. на 11,6 %. Целевой показатель инфляции в 11,8 % не был достигнут [1]. Высокие цены на энергоносители, с одной стороны, увеличивали доходы бюджета, золотовалютные резервы, но, с другой стороны, вызывали сильную инфляцию.
На инфляцию в России оказывает влияние множество факторов: удорожание затрат, проявление эффектов локальных монополий, рост тарифов ЖКХ, налоги. Но самым важным является низкая производительность труда. На сегодняшний день даже ведущие российские компании отстают по этому показателю от зарубежных. Так, например, при одинаковых объемах продаж в Газпроме занято 300 тыс. человек, а в норвежской Statoil Hydro - 30 тыс. «Северсталь» по производительности в 4 раза уступает китайской Shanghai Baosteel Group Corporation, в 8 раз - бразильской Gerdau и почти в 20 раз - японской Nippon Steel [4].
По прогнозу, данному в конце 2008 г., инфляция будет снижаться с 2009-го по 2011 г. Следует обратить внимание на то, что в 2009 г. прогнозируется значительное увеличение денежной массы. В частности, денежный агрегат МО, по прогнозу, увеличится на 20 %, М2 - на 15 % и М2Х - на 18 %. Но при этом сокращение объемов производства составит 1,4 %, а среднегодовой индекс потребительских цен - 12 %, базовая инфляция -11 % [8]. Возможно, одной из причин этого явления может послужить значительное снижение цен на нефть. Но в любом случае прогнозировался достаточно низкий уровень инфляции, и позже появились прогнозы, согласно которым индекс потребительских цен составит 18 % [9]. Данный прогноз является более реалистичным. Следует отметить, что государство должно более обдуманно проводить денежную политику, политика «дорогих» денег ведет к снижению инфляции, к выживанию сильных в финансовом отношении предприятий, но, с другой стороны, усугубляет спад производства, политика «дешевых» денег ведет к оживлению производства, но в то же время вызывает увеличение инфляции. Поэтому необходимо проводить комбинированную политику, включающую сочетание политики «дешевых» денег и поддержки предприятий, с одной стороны, и повышение внутреннего спроса - с другой.
За последние годы укреплялся курс рубля, что сигнализирует о росте экономики, о росте спроса на товары. Однако все эти благоприятные последствия обеспечивались за счет нефтяной и газовой промышленности. Конечная же продукция не выдерживала никакой конкуренции с западными товарами. Кроме того, положительное влияние оказывала на курс рубля инфляция, которая постепенно снижалась (наблюдалось ее снижение с 1998 г. по 2006 г., ИПЦ уменьшился с 84,4 % до 9,0 % в 2006 г.). Итак, нефтегазовая промышленность оказалась самым весомым фактором, влияющим положительно на курс рубля, и смогла перекрыть влияние факторов, оказывающих негативное воздействие. В 2009 г. прогнозируется продолжение роста курса доллара по отношению к рублю. Это вызвано как искусственными факторами - девальвацией рубля, так и естественными -ростом инфляции, спадом экономики, ну и, самое главное, - провалом нефтегазового сектора. Девальвация рубля приводит к ряду негативных последствий - недополучению части дохода экспортерами, стремлению населения увеличивать депозиты в иностранной валюте и дальнейшей долларизации экономики, усилению инфляционных и дефляционных ожиданий.
До 2008 г. наблюдалась положительная динамика счета текущих операций. В 2008 г. он соста-
вил 5,9 % ВВП, столько же составлял и в 2007 г. Далее прогнозируется дефицит счета текущих операций. Очень высокие цены на нефть перекрывали увеличивающиеся темпы роста импорта. Так как в структуре экспорта нашей страны преобладает нефтегазовый сектор, заметное снижение цен на нефть (с исторического максимума в июле 2008 г. - 144, 94 долл. за баррель до 50 долл. в апреле 2009 г.) негативно сказалось на счете текущих операций [12]. Следует отметить, что ухудшение этого показателя наблюдалось и без учета нефтегазового экспорта, что делает платежный баланс еще более уязвимым. Чистый отток капитала снизил золотовалютные резервы. В целом прогнозируется ухудшение платежного баланса страны.
2008 год можно назвать годом перелома основных положительных тенденций в экономике. Прогнозы сейчас даются более пессимистичные, чем в декабре 2008 г. Так, в 2009 г. ожидается более заметное ухудшение основных макроэкономических показателей. Но у России есть огромные ресурсы для исправления ситуации в экономике, нужно только грамотно ими воспользоваться, изменить направление экономической политики, основным приоритетом которой должно стать развитие реального сектора экономики на инновационной основе. Сильный реальный сектор послужит фундаментом для дальнейшего совершенствования, развития экономики, так как позволит решить проблемы инфляции, экспортно-сырьевой зависимости, низкой конкурентоспособности российских предприятий на внешних рынках и, в конечном счете, приведет к увеличению доходной части бюджета РФ, значительную долю которой государству необходимо направить на выполнение социальных обязательств. Таким образом, выигрывают все, и государство должно это понимать. Принятая «Стратегия социально-экономического развития России 2020» уже говорит о том, что правительство сделало первые шаги, но на деле пока еще не предпринимаются соответствующие
меры. Многие сейчас говорят о том, что из кризиса страна должна выйти обновленной, но эти обновления зависят от конкретных, взвешенных и продуманных действий государства и сами собой вряд ли придут. Обновление экономики может произойти лишь при комплексном, а не фрагментарном решении проблем, которое должно включать совершенствование налоговой, банковской системы, науки, образования, здравоохранения, развитие высокотехнологичных производств. Россия не должна упустить возможности для проведения обдуманных и взвешенных реформ.
Список литературы
1. Богетич, Ж. Влияние мирового финансового кризиса на экономику России / Ж. Богетич, К. Шмитс, С. Улатов и др. // Депозитариум. - 2009. - № 2. - С. 10 - 17.
2. Вавулин, Д. А. Кризис российского фондового рынка: фундаментальные предпосылки и последствия / Д. А. Вавулин // Финансы и кредит. - 2009. - № 3 (339). - С. 39 - 46.
3. Егоров, A.B. Российский финансовый рынок в 2008 г.: перелом тенденций / A.B. Егоров, И.Л. Меркурьев, E.H. Чекмарева // Банковское дело. - 2009. - № 3. - С. 41 - 47.
4. Кондратьев, В. Топ-модель выживания / В. Кондратьев // Прямые инВЕСТИции. - 2009. - № 2. - С. 14 - 17.
5. Кроливецкая, В.Э. Банки в системе инвестиционного финансирования реального сектора экономики России / В.Э. Кроливецкая, Е.В. Тихомирова // Деньги и кредит. -2008. - № И.-С. 22-28.
6. Макроэкономические агенты // Экономическое развитие России. - 2009. - № 3. - С. 7 - 26.
7. Макроэкономические тенденции в 2008 г. // Экономическое развитие России. - 2009 - № 3. - С. 3 - 6.
8. Развитие качества роста (экономическое обозрение, декабрь 2008 г.) // Экономическое развитие России. -2008.-№ 12.-С. 54-64.
9. Современные ограничения для либерализма (экономическое обозрение, март 2009 г.) // Экономическое развитие России. - 2009. - № 3. - С. 34 - 44.
10. Ханин, Г.И. Экономический кризис 2008 г. в России: причины и последствия / Г.И. Ханин, Д.А. Фомин // ЭКО. - 2009. - № 1. - С. 20 - 37.
11. URL: http//www.gks.ru
12. URL: http://oil-price.narod.ru/oil.html.
Ахмедов Закир Сохраб оглы - кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов Института менеджмента и информационных технологий (ЧФ СПбГПУ).
Тел.: 8(8202) 24-03-14.
Гусева Маргарита Ильинична - студентка III курса специальности «Финансы и кредит» Института менеджмента и информационных технологий (ЧФ СПбГПУ).
Тел.: 8-921-540-56-69; e-mail gusevamargarita@yandex.ru
Ahmedov Zakir Sohrab ogli - Candidate of Science (Economics), Associate Professor, Institute of Management and Information Technologies (St.-Petersburg State Polytechnic University, Cherepovets Affiliation).
Tel.: 8 (8202) 24-03-14.
Guseva Margarita Ilinichna - fourth year student in the speciality "Finance and Credit", Institute of Management and Information Technologies (St.-Petersburg State Polytechnic University, Cherepovets Affiliation).
Tel.: 8-921-540-56-69; e-mail gusevamargarita@yandex.ru