Влияние русского стиля на парижских кутюрье
Т.В. Кузнецова
Мода — это философия творчества и достаточно интересный феномен культуры, который царит на подиумах, задавая новые тенденции. Мода стала общественным институтом, и выступает своеобразным зеркалом, являясь культурно-исторической судьбой, которую формируют сами индивиды, привнося всевозможные перемены в сферу эстетического искусства и культуры. В силу многообразия задаёт принципиально новые способы творчества: как синоним модности, как с ее традиционными ценностями в культуре. Мода становится частью информационных эстетических потоков в научно-философской трансформации, раскрывает явление жизненного стиля, способы и пути преображения. Каждой эпохе соответствовали свои каноны красоты, формировавшиеся под влияние всех сфер жизни. С изменением исторических условий жизни менялся стиль одежды и вся мода. В сознании людей это чаще всего ассоциируется с народной культурой. Мода сохраняет и поддерживает национальные культуры.
Ключевые слова: мода, культура, эстетика, эмигранты, народность.
Influence of the Russian style on Paris couturiers
Tatiana V. Kuznetsova
Fashion is a philosophy of creativity and quite an interesting cultural phenomenon that reigns on the catwalks, setting new trends. Fashion has become a public institution, and acts as a kind of mirror, being a cultural and historical destiny, which is formed by the individuals themselves, bringing all kinds of changes to the sphere of aesthetic art and culture. Due to its diversity, it sets fundamentally new ways of creativity: as a synonym for fash-
ion, as with its traditional values in culture. Fashion becomes a part of information aesthetic flows in the scientific and philosophical transformation, reveals the phenomenon of life style, ways and means of transformation. Each epoch had its own canons of beauty, which were formed under the influence of all spheres of life. With the change in the historical conditions of life, the style of clothing and all fashion changed. In the minds of people, this is most often associated with folk culture. Fashion preserves and supports national cultures.
Key words: fashion, culture, aesthetics, emigrants, nationality.
Русская послеоктябрьская эмиграция - значительное и своеобразное явление, сыгравшее важную роль, как в развитии отечественной культуры, так и в духовной жизни давших ей приют зарубежных стран. Мера ее влияния на культурный «ландшафт» XX века позволяет сопоставить ее с такими ключевыми эпизодами мировой истории, как, например, массовое переселение французских и английских протестантов, которые в XVI-XVII веках создавали в различных странах Старого и Нового света очаги новой предпринимательской экономики, либерального политического мышления и рационалистической морали. А что же несли другим народам и государствам русские изгнанники? На данный вопрос можно ответить следующее: выходцы из России несли в разные уголки Европы и Америки своеобразное понимание красоты и умение ее создавать. Продолжая развивать отечественные традиции, они вместе с тем становились особой частью художественной жизни других стран, вписывая свои имена в историю французской, немецкой, американской, югославской или чешской культур.
Русские дома моды, которые привлекали в качестве моделей представительниц старинных аристократических фамилий, не только способствовали существенному повышению социального статуса манекенщиц во Франции и других странах, но и по сути дела сформиро-
вали совершенно новый образ данной профессии. Особенно интересными представляются нам мысли по поводу того, на основе каких психологических мотивов формируется интерес к России и русскому за рубежом.
В мировой истории влияние русского стиля на моду Запада и Востока XX века является важным явлением в жизни кутюрье и дизайнеров, которых вдохновила первая волна русской эмиграции. Именно представители русского дворянства привнесли в западную моду, как искусство вышивания, так и кружевоплетение. В коллекциях костюмов французские кутюрье, в частности Коко Шанель, в сотрудничестве с русскими можно было увидеть льняные ткани и русские меха, из которых шились шубы и манто с проявлением французской элегантности. Это явление стало специфической деятельностью русской эмиграции в сфере моды и модельного бизнеса, о котором свидетельствовал уникальный архив деятельности русских домов моды в Париже. Вклад русской эмиграции в развитие индустрии моды, а также самой моды как художественно-эстетического феномена, требующего таланта, вдохновения и труда, весьма значительный.
А что же такое русский стиль в одежде? Изначально этот термин зародился в среде архитекторов. Русский стиль - это «течение в русской архитектуре» XIX - начало XX веков, основанное на использовании традиций древнерусского зодчества и народного искусства. В этот период наблюдается проснувшийся интерес к этнической тематике на Западе, особенно к традиционной русской культуре. Этнический стиль - это ткани, расцветка, орнаменты, украшения и различные вышитые элементы одежды. Русский стиль эта разновидность «этностиля», включающая в себя элементы вышивки, шитья, выражающие национальный характер. Этнический стиль актуален для всей мировой культуры, является выражением нового художественного языка, выражением национальных идей: если для этнографов костюм - это предмет специально научного исследования, содержа-
щий в себе сведения о культуре, материале, красителях, технике вышивки, значение орнамента и т.д., то для художника - это прежде всего произведение искусства, созданное по определенным традиционным законам композиции, с ярко выраженной ритмикой, цветовым взаимодействием орнамента и фона. А для эстетиков -это элементы человеческой культуры, демонстрирующие как внутренний, так и внешний мир человека и отношение человека к бытию через визуальные оформления внешности.
История изучения деятельности русских художников-эмигрантов дает нам еще и общее представление о жизни русских художников, оказавшихся волею судеб в эти годы в Париже. В числе «русских» достижений большим успехом у французских кутюрье пользовалось создание коллекции головных уборов в виде кокошников, ставших настоящим «хитом» в середине первого десятилетия XX века. Вслед за коллекциями Жанна Ланве-на, молодого дизайнера, поддержавшего популярность русского стиля, каждый французский дом моды, включая Пуаре и Шанель, проявляет благосклонность к русскому национальному стилю. Увлекались как фольклором, так и меховыми воротниками, ростовским кружевом, манжетами, вышивкой жемчугом, - словом всем тем формально-стилевым признакам, выдающим явные русские акценты. Европейские дамы любили зимнюю культуру России. У них она ассоциировалась, прежде всего, с меховыми валенками, рукавичками и пуховыми платками, все то, что их зимней культуре ношения одежды было не свойственно.
Знакомство Коко с русским князем подарило миру русскую коллекцию Шанель. Она предложила публике свое изобретение - пальто на подкладке из соболей. Тогда никто во Франции такого не носил. Воротник - да, но подкладка из такого меха - вещь невиданная, по сути, революционная. Появились модели наподобие русских рубашек, перетянутых поясом, с расшитым воротником и манжетами - чистая Россия. Правда,
предназначалась такая рубашка женщинам, носить ее надо было с прямой юбкой на парижский манер. Эта рубашка, позаимствованная из гардероба Дмитрия, была настолько хорошо принята, что пришлось специально создавать мастерскую вышивки.
Что касается самого феномена моды, то она выступает важным коммуникационным каналом, приобретая особенное значение при изучении многогранности состояния этнической культуры. Таким образом, этнический стиль, который стал популярен в Европе в XX веке, действительно относится к русскому стилю. Дизайнеры, используя элементы русского народного костюма, чаще всего обращают внимание на форму, цвет костюма и декор. Степень использования этнических элементов у всех разная. Обычно модельеры выбирают один прообраз: силуэт, крой, цветовая гамма.
Первая мировая война стала тем рубежом, который отделил моду XIX века от моды XX века. В военное время новые занятия женщин - работа на фабриках, заводах и в госпиталях - преобразили их и внешне, и внутренне. Совершенно иной ритм жизни невольно продиктовал рождение нового силуэта платья - без корсета, укороченного, прямого, более удобного в городском транспорте, в очередях и на службе. Застежки платьев были перенесены со спины на грудь, волосы коротко стригли. На моду 1920-х годов повлияли также изобретение искусственного вискозного шелка и недостаток нарядных тканей. Новый ритм и условия жизни, приведшие к женской эмансипации, стали благодатной почвой для насаждения неведомого ранее восточноевропейского «народно-крестьянского» стиля в одежде.
Спрос на «славянские» кустарные изделия побудил многих эмигрантов заняться модным производством на дому или в гостиницах, где они обычно жили первое время. Поле деятельности для эмигрантов в этой области было необычайно широким: вручную изготавливалось очень многое из предметов убранства интерьера - абажуры, подушки, салфетки и драпировки, куклы и иг-
рушки. Кустарное производство работало и на моду: трудились портнихи-надомницы, шляпницы, создавались вышитые сумки, зонты, бижутерия, расписные шелковые шали и шарфы в технике батик, особенно модные в 1920-е годы.
Деятельная Великая княгиня Мария Павловна организовала в Париже в начале 1921 года благотворительную распродажу предметов русского кустарного искусства, созданных эмигрантами. Парижский журнал «Фемина» писал об этом в 1921 году: «Группа русских беженцев, принадлежавших к самым высоким социальным слоям, под руководством великой княгини Марии Павловны открыла выставку работ участников. На ней вы найдете игрушки, вышивки, рисунки, скульптуры, белье тончайшего вкуса, к тому же очень самобытное. Эта выставка национального искусства, одновременно очаровательная и полезная, имеет большой успех» [4, р.48].
Придя в «Китмир» к великой княгине Марии Павловне, можно было получить заказ на вышивку вечерних сумочек из блесток и бисера. Цветные сумочки были очень модными в то время. Вышивальщицами на дому в то время работали сестры Татьяна Аркадьевна Лерхе и Надежда Аркадьевна Ратькова-Рожнова. Они вышивали платья и сумочки для «Китмира». К заслугам Марии Павловны следует отнести также возрождение вышивки синелью. Эта нитка, популярная еще в конце XVIII века, широко использовалась в рукоделии в викторианскую эпоху. Мария Павловна взялась за выпуск вязанных крючком из синели шляп [3, с.646].
«Китмир» переживал золотую пору своего расцвета. Звездный час его пробил в 1925 году, во время выставки современного декоративного и промышленного искусства в Париже. Мария Павловна узнала, что на ней будет павильон из Советской России, представляющий искусство русских. Было принято решение принять участие от рукодельниц русского зарубежья, чтобы все знали, на что способны «беженки», в большинстве случаев
никогда ранее не работавшие и из которых в большей степени и было составлено ателье. Марии Павловне удалось снять место в Главном павильоне для обширной витрины с образцами вышитых работ.
История сохранила немало инвектив в адрес моды. Мода стала настоящим «тираном», претендующим на власть не только над внешним обликом человека, но и над его духовным миром. Она определяет «тональность» восприятия человеком окружающего его мира, а вместе с этим и стиль поведения и даже (до некоторой степени) направленность мышления, опосредуя, таким образом, отношение человека к его социальной сфере, а может быть и к миру в целом. И, тем не менее, гипнотическое воздействие моды неизменно оказывалось сильнее всевозможных «доводов разума», предостерегавших от увлечения ею. Мода позволяет человеку возвыситься над миром дел, выйти из его рамок в другую временную сферу деятельности, имеющую собственную направленность. Мода, как и игра, есть некое излишество, украшение. Именно из-за этой черты моды психологи говорят о психофизиологической разрядке, которая особенно значима в современных условиях, учитывая негативное влияние на индивида таких факторов, как монотонность многих производственных процессов, однообразие городской среды. С другой стороны, следует отметить, что в современном плюралистическом обществе с его достигшими предела индивидуализацией и индивидуализмом мода выполняет важные социально -психологические функции, связанные с переживанием чувства принадлежности к некоему коллективному «мы». Разумеется, это чисто внешнее «стилевое» объединение, в общем-то, совершенно разных людей, но благодаря тому, что «послание моды» практически мгновенно вычленяется и прочитывается в самом пестром потоке впечатлений, мода оказывается очень удобным для перенасыщенного информацией общества кодом идентификации.
Думается, в споре наиболее пылких сторонников и противников моды по-своему правы обе стороны, что свидетельствует о противоречивости самого феномена моды. Главное (конститутивное) противоречие связано с хорошо известным из психологии явлением активизации восприятия, когда оно сталкивается с чем-то новым. Массированное внедрение в жизнь новых цветовых гамм, линий, силуэтов, манер, посредством которых мода конструирует новый образ человека и его окружения, направлено на обострение притупившегося, «автоматизированного» восприятия ставших привычными форм. Тем самым смена моды всякий раз возрождает ту полноту чувственного бытия, которую человек боится утратить. Вместе с тем такая «деавтоматизация» восприятия осуществляется путем выработки нового автоматизма, замены одних стереотипов другими. Мода неизбежно оказывается средством нивелировки вкуса, образа жизни, мировосприятия; «пульсация» моды периодические дает мгновенные «выбросы» оригинальности, но она же немедленно превращает эту «новорожденную» оригинальность в свою противоположность - в массовидное, усредненное, тиражированное. Мода, таким образом, выступает как специфическая форма творчества и вместе с тем, как отрицание творческого начала, как пассивное следование некоторым установившимся на известный период времени образцам.
Мода в современном смысле этого слова есть результат развития промышленности в условиях расширенного воспроизводства. Усовершенствованная техника создавала возможность применения различных способов обработки изделий, достаточно быстрого пересмотра их ассортимента, в то время как динамика хозяйственной деятельности требовала непрерывного сбыта новых видов товаров. Мода, обеспечивая опережающий моральный износ предметного окружения по сравнению с износом физическим, создавала промышленности устойчивый спрос и повышала емкость рынка. В этом смысле она стала одним из неотъемлемых
компонентов зарождающегося капиталистического общества, приводя формы его культуры в соответствие со специфическими для него формами производства (другой вопрос, что значение моды, как и многих других явлений, выходит за пределы этой общественно -экономической формации).
Вообще стиль «a la russe» имеет давнюю историю и связано это с постоянными торговыми и культурно-политическими отношениями между странами. Первым влиянием «русского образа», который практически превратился в легенду, стала Анна Ярославна, ставшая в XI веке королевой Франции. Затем перенесемся во времена Екатерины II, миновав эпоху правления Петра I и шикарные европейские веяния времен Елизаветы Петровны - царица устраивала балы и даже выпустила указ, в котором придворным дамам в особо торжественных случаях надлежало одеваться в «русское платье». Столь интересные образы вызвали волну интереса - мастерам иглы и материала заказывали «платье по царице». Платья на «русский манер» носили и внучки царицы.
После Отечественной войны 1812 года с французами был отмечен рост интереса ко всему русскому. Также в 1834 году был выпущен манифест, в котором оговаривалось ношение при дворе русских народных костюмов. Особое влияние «русского образа» поддерживалось мастерами из Абрамцева и Талашкина. Работы мастеров произвели фурор на Всемирной выставке в Париже в 1900 году.
Особенно стоит отметить балы. Самый большой успех имел зимний бал в 1903 году в Эрмитаже, на который все пришли в костюмах, копировавших русские одежды XVII века. После этого пошла мода на русские балы заграницей. Именно в начале XX века русское искусство оказало сильнейшее влияние на европейскую культуру. Английский исследователь костюма и униформы Дж. Кэссин-Скотт так писал о русском стиле: «уже в Первую мировую по всей Европе началось увлечение русским костюмом и модой. Большое значение в области
моды имела и деятельность русских эмигрантов в Константинополе, Берлине, Харбине и Париже. Большой популярностью пользовались куртки и пальто, отделанные мехом, со стоячим воротником, напоминающим боярский; русские вышитые сапоги; всевозможные жилетки, шарфы и шали» [2, с. 178].
На популяризацию и распространение русских мотивов в моде первого десятилетия XX века оказал влияние французский кутюрье Поль Пуаре. Н.М. Калашникова писала в своей работе: «Привлеченный блеском русского двора и стремлением расширить клиентуру, осенью 1911 года Поль Пуаре вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Варшаву, Москву и Петербург. По возвращении во Францию цветы и орнаменты этих ярких русских изделий вдохновили кутюрье на создание коллекции платьев на русскую тему - первой в мире» [1, с. 23-24].
Поль Пуаре в 1916 году создает дневной ансамбль «Осенний лист», основным элементом которого становится юбка с русским орнаментом, по форме близкая к поневе - важному элементу национального костюма. Именно в сочетании с такой юбкой, едва прикрывавшей щиколотки, были особенно уместны сапоги «a la russe», которые Дениза Пуаре, муза и супруга модельера, носила годами. В 1919 году Пуаре создает пальто «a la russe» из черного шерстяного файя, с аппликацией из лайки белого цвета и отделкой из белого каракуля.
В 1976 году Ив Сен Лоран представил миру свою коллекцию «Русский балет». Модельер объединил крестьянские костюмы и придворную роскошь, вышивку золотой и серебряной нитью, цветочные узоры и кружево. Коллекция произвела настоящий фурор в мире моды. После показа многие модельеры обратили свое внимание на русский стиль и начали использовать понравившиеся элементы в своих работах.
В 1980-х годах модный дом Christian Dior создает зимнюю коллекцию в русском стиле. С тех пор в моду
вошли длинные шубы в пол с высокими воротниками и шапки-^щ^™. Коллекция Dior погружает в атмосферу роскоши и нескончаемого богатства. Для шуб и шапок выбирались самые дорогие меха и ткани для подкладки.
Упоминая этот период, необходимо сказать о таком ярком дизайнере, как Жан-Поль Готье, создававшем коллекции в русском стиле. В свою Русскую коллекцию осень/зима 1986-1987 годов Жан-Поль Готье включил модели, украшенные надписями на кириллице. За источник вдохновения он взял эскизы прозодежды Варвары Степановой и Любови Поповой. Помимо этого, в коллекции были использованы меха и платья Ф-образного силуэта.
Революция и гражданская война привели к массовому исходу из России. Сотни тысяч россиян, оказавшихся за пределами Родины, расселились по всем континентам планеты. В подавляющем большинстве своем они стремились и в условиях диаспоры сохранить свой язык и традиции. Во Франции, Германии, Чехословакии, Югославии, Болгарии, Китае и других странах возникли десятки русских школ и высших учебных заведений, профессиональных объединений, научных обществ и издательств. Множество русских имен появилось на театральных афишах, в проспектах художественных выставок и в титрах кинофильмов. Вся эта многогранная деятельность была органическим продолжением традиций русской культуры. В то же время в ней намечались и новые пути развития, альтернативные тем, которые возобладали в Советском Союзе. Фактически на протяжении нескольких десятилетий в мире существовало как бы две России. И сегодня, когда наша страна активно стремится к обновлению, опыт «той» России оказался востребован и политической элитой, и обществом в целом. Не случайно, начиная со времен «перестройки», о социально-историческом опыте русского зарубежья и его вкладе в отечественную и мировую культуру написано было немало. Однако мы до сих пор знаем о нем недостаточно. По сути дела, целые пласты
истории и культуры послеоктябрьской эмиграции остаются еще слабо изученными, и подавляющему большинству даже интересующихся этими вопросами россиян они практически совершенно неизвестны.
Литература
1. Калашникова Н.М. Народный костюм. М., 2002.
2. Кэссин-Скост^^. История костюма и моды. М., 2002.
3. Носик Б.М. Русский XX век на кладбище под Парижем. СПб., 2005.
4. Femina.1 mars 1921.